Научная статья на тему 'Применение балльно-рейтинговой системы в современном вузе'

Применение балльно-рейтинговой системы в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калюжная Е.В., Купина Н.И.

Изучается эффективность и инновационность балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов как технологии оценки качества подготовки специалистов. Рассматриваются необходимые составляющие процесса рейтингования знаний студентов вузов. Анализируются достоинства и недостатки модели использования балльно-рейтинговой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение балльно-рейтинговой системы в современном вузе»

ПРИМЕНЕНИЕ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

© Калюжная Е.В.*, Купина Н.И.*

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород

Изучается эффективность и инновационность балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов как технологии оценки качества подготовки специалистов. Рассматриваются необходимые составляющие процесса рейтингования знаний студентов вузов. Анализируются достоинства и недостатки модели использования балльно-рейтинговой системы.

Ключевые слова качество образования, качество обучения, балльно-рейтинговая система, образовательные процессы.

В настоящее время во многих вузах страны внедряется балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов. Это во многом связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Стало очевидным, что классическая форма экзамена зачастую нерезультативна, т.к. объем информации с каждым годом увеличивается, преподавателям проверить студента на знание всего пройденного курса за один экзаменационный ответ невозможно, происходит усреднение студентов, занимающихся регулярно и тех, кто готовится от случая к случаю, только в период сессии. Кроме того, внедрение балльно-рейтинговой системы требует реализация Болонского соглашения, что делает этот процесс неизбежным.

Сегодня балльно-рейтинговая системы является важной составной частью новых образовательных технологий. В вузах уже сложилась и продолжает интенсивно развиваться система оценки качества образования, основанная на принципах ранжирования по определенным индикаторам [2].

Вследствие этого Министерство образования и науки РФ опубликовало методические рекомендации, в которых изложены основные положения балльно-рейтинговой системы. Она обеспечивает:

- упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения;

* Доцент кафедры Иностранных языков и профессиональной коммуникации, кандидат педагогических наук.

* Доцент кафедры Иностранных языков и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук, доцент.

- формализацию процесса оценивания;

- реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе;

- формирование у студентов мотивации к систематической работе -аудиторной и самостоятельной;

- стимулирование студентов к освоению образовательных программ на базе объективности и дифференциации оценки результатов их учебной работы;

- рейтингование студентов по степени формирования компетенций, включающих как учебные результаты, так и личностные качества;

- объективную базу для отбора студентов для продолжение обучения (магистратура, аспирантура), прохождения семестрового обучения за рубежом и трудоустройства выпускников;

- корректировку преподавателями учебного процесса и оказания воспитательного воздействия на студента.

Поэтому цель балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний и стимулирования самостоятельной подготовки студентов - заключается в активизация всех видов самостоятельной деятельности, создание мотивов для внеучебной деятельности, обеспечение возможности реализации потребностей в получении знаний, достаточных для включения в бизнес-деятельность после окончания вуза [1].

Формы аттестации по дисциплинам остаются стандартны: экзамен (в том числе письменный), защита практики, тестирование (в том числе компьютерное), собеседование, прием индивидуальных домашних заданий, рефератов.

По итогам работы в семестре усвоение учебной дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по видам занятий в зависимости от их значимости и трудоемкости. По результатам текущей работы по дисциплине в течение семестра студент может набрать не более 60 баллов. На итоговый контроль отводится 40 баллов. Посещаемость занятий учитывается поправочным коэффициентом, равным отношению количества часов посещенных занятий к плановым.

Распределение баллов по видам учебных работ (теоретический материал, лабораторные работы, практические занятия, курсовое проектирование, индивидуальные домашние задания, контрольные работы и др.) определяется обеспечивающей кафедрой при участии преподавателя, реализующего ту или иную дисциплину.

Перевод баллов в пятибалльную шкалу производится следующим образом: 80-100 баллов - «отлично», 65-79 балла - «хорошо», 50-65 баллов -«удовлетворительно», менее 40 баллов - «неудовлетворительно». При набранной общей сумме баллов менее 40 по результатам третьей аттестации студент не допускается к итоговой аттестации по дисциплине. В качестве форм текущего контроля преподавателями используются: тестирование (письменное или компьютерное), контрольные работы, проверка выполне-

ния индивидуальных домашних заданий, рефератов, проверка выполнения разделов курсовых проектов (работ), дискуссии, тренинги, круглые столы, контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам, работа с электронными учебно-методическими комплексами дисциплин, разработанными в рамках реализации Инновационной образовательной программы.

Балльно-рейтинговая система пока не применяется на всех специальностях университета. Однако опыт ее использования в последние годы все же позволил выявить ее достоинства и недостатки.

В качестве достоинств данной системы можно выделить следующие:

- обеспечение комплексной оценки учебной работы студентов;

- повышение уровня дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости;

- упрощение процесса аттестации студентов;

- повышение объективности оценки работы студентов преподавателями;

- более эффективный и ранний отбор студентов для последующей научно-исследовательской и преподавательской работы.

Недостатками балльно-рейтинговой системы, по нашему мнению, являются:

- значительное увеличение объема работы преподавателей по проверке контрольных и самостоятельных работ без дополнительных часов нагрузки;

- невозможность полностью аттестовать студентов по результатам работы в семестре, что снижает мотивацию студентов;

- отсутствие механизмов работы со студентами старших курсов, на высоком уровне владеющими предметом, но не набравшими минимальное количество баллов для допуска к экзамену (зачету) в силу большого количества пропусков по причине занятости на работе;

- неотработанность процедуры работы с неуспевающими студентами.

Очевидно, что для полного внедрения балльно-рейтинговой системы в

рамках даже одного университета необходимо провести серьезную и планомерную работу, а именно:

- разработать общеуниверситетскую методику применения балльно-рейтинговой системы и электронную систему мониторинга и контроля, позволяющую не только накапливать информацию по каждому студенту, но и делать ее общедоступной для всех заинтересованных лиц;

- изменить методику расчета учебной нагрузки преподавателей, предусмотрев дополнительные часы на проверку контрольных работ, тестов, индивидуальных заданий, рефератов, проведение консультаций;

- включить в рабочие учебные программы типовые контрольные задания, темы рефератов, тесты по отдельным блокам дисциплин для проведения тестирования в течение семестра;

- улучшить информационно-методическое обеспечение современной литературой (в том числе электронной) и периодическими изданиями по дисциплинам рабочего учебного плана;

- предусмотреть в методическом обеспечении элементы тестирования и вопросы самостоятельной подготовки студентов;

- создать систему координаторов внедрения балльно-рейтинговой системы из числа представителей кафедр;

- разработать систему дополнительного поощрения наиболее инициативных студентов.

Итак, построение балльно-рейтинговой системы на основе компьютерных технологий приводит к необходимости разбиения учебного материала на равноценные блоки (модули) и проведения обучения и контроля на основе этих блоков. Для данной системы также характерно широкое использование компьютерной техники, тестовых материалов для формирования объективных инструментов оценки и высокого качества усвоения; последовательное изучение модулей; переход к изучению материала следующего модуля возможен только при положительном оценивании качества усвоения предыдущего; модуль включает в себя не только учебный материал, но и процессы его освоения и контроля; наличие точек контроля в конце каждого блока; общий рейтинг студента в семестре складывается из баллов, полученных в результате освоения каждого модуля и сдачи экзаменов [3]. Отметим ещё один, на наш взгляд, очень важный момент - чтобы иметь хороший балл, все задания надо выполнять не только хорошо, но и вовремя. Время -тоже один из критериев оценки!

Благодаря балльно-рейтинговой системе становится возможным объективно контролировать всю учебную деятельность студентов, стимулировать их познавательную активность и, как следствие, помогает планировать учебное время, как студента, так и преподавателя. Кроме того, балль-но-рейтинговая система поможет развитию демократичности, инициативности и здорового соперничества в учёбе, поскольку сводные рейтинг-листы размещаются на сайте университета, так что все смогут увидеть, какую позицию занимает каждый студент факультета. Конечно, может, кому-то это и неважно, но быть лидером и занимать высшую ступеньку рейтинга - всегда престижно.

Таким образом, это позволит эффективно использовать балльно-рейтин-говую систему и, как следствие, с ее помощью повысить уровень инноваци-онности и эффективности работы как вуза в целом, так и его отдельных структурных подразделений.

Список литературы:

1. Богдан Н.В. Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе // Вестник ЮУрГУ Серия «Образование. Педагогические науки». - 2010. - Вып. 7, № 3. - С. 42-45.

2. Кружалин В.И. Рейтинги качество образования / В.И. Кружалин, И.А. Артюшина // Аккредитация в образовании. - 2008. - № 4. - С. 26-29.

3. Сазонов Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки // Высшее образование в России. - 2008. - № 11. - С. 3-19.

ПРИМЕНЕНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Петижева Н.М.*

Филиал Тюменского государственного нефтегазового университета, г. Новый Уренгой

Статья посвящена проблемам и особенностям управления вузом с применением маркетинговых стратегий в изменившихся социальных условиях.

Ключевые слова: система высшего образования, маркетинговые стратегии, рыночные отношения, образовательные услуги.

Сегодня мировое пространство решает стратегическую задачу формирования образованного общества, создания международной образовательной среды нового типа. Решение этой задачи не сводится к узким отраслевым преобразованиям, так как образовательная среда не является обычной совокупностью образовательных систем и уровней, а представляет собой сложный феномен, посредством которого решается задача превращения образования в средство развития общества.

Внедрение рыночных отношений в образовательное пространство привело к появлению в системе образования таких понятий, как «рынок образовательных услуг», «конкурентоспособность», «потребитель услуг» и т.д., характеризующих социально-экономические отношения участников образовательного процесса.

В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг играет весьма существенную роль. Он помогает формировать и развивать спрос на товары и услуги, оптимизировать их предложение, разрабатывать и реализовывать наиболее эффективные стратегии деятельности участников рыночных отношений. В условиях незрелого, формирующегося рынка маркетинг не мо-

* Доцент кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.