Научная статья на тему 'Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе'

Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5182
493
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / EDUCATION QUALITY / EDUCATIONAL PROCESSES / POINT-RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богдан Наталья Владимировна

Предлагается балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов как технология оценки качества подготовки специалистов. Проанализированы основные модели использования балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов, их достоинства и недостатки; предложена авторская система балльно-рейтинговой оценки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Point-rating system as a method of high education quality evaluation

It is proposed here to view the point-rating system of high education quality evaluation as a technology of evaluating the specialists' training quality. The basic models of using the point-rating system of students' knowledge evaluation as well as their advantages and disadvantages are shown in the article.

Текст научной работы на тему «Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе»

УДК 378.01 ББК 4481.00

БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КАК МЕТОД ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Н.В. Богдан УралГУФК

POINT-RATING SYSTEM AS A METHOD OF HIGH EDUCATION QUALITY EVALUATION

N.V. Bogdan Ural State University of Physical Culture

Предлагается балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов как технология оценки качества подготовки специалистов. Проанализированы основные модели использования балльно-рейтинговой системы оценивания знаний студентов, их достоинства и недостатки; предложена авторская система балльно-рейтинговой оценки.

Ключевые слова: качество образования, качество обучения, образовательные процессы, балльно-рейтинговая система.

It is proposed here to view the point-rating system of high education quality evaluation as a technology of evaluating the specialists' training quality. The basic models of using the point-rating system of students' knowledge evaluation as well as their advantages and disadvantages are shown in the article.

Keywords: education quality, educational processes, point-rating system, students' independent work

В настоящее время многие традиционные методы предоставления и оценки знаний, овладения специальными навыками, формирования профессионального сознания не адекватны современным требованиям к качеству образования. В современных условиях формирования системы управления качеством образования в вузе становится необходимым использование в образовательном процессе инновационных образовательных технологий, активизирующих самостоятельную работу студентов, их учебную мотивацию. Сегодня балльно-рейтинговая система является важной составной частью новых образовательных технологий. В вузах уже сложилась и продолжает интенсивно развиваться система оценки качества образования, основанная на принципах ранжирования по определенным индикаторам [1].

Система балльно-рейтинговой оценки позволяет эффективно оценивать не только знания, умения и навыки, приобретенные в течение всего срока обучения, но и все виды самостоятельной деятельности студентов в процессе подготовки по будущей специальности,

степень их сложности и качество выполнения; дает возможность объективно и всесторонне оценить практическую деятельность студента в течение всего периода обучения и является одним из главных стимулов получения знаний и практического опыта.

Цель балльно-рейтинговой системы оценки качества знаний и стимулирования самостоятельной подготовки студентов - активизация всех видов самостоятельной деятельности, создание мотивов для внеучебной деятельности, обеспечение возможности реализации потребностей в получении знаний, достаточных для включения в бизнес-

деятельность после окончания вуза.

При внедрении рейтинговой системы в образовательный процесс университета предполагается получить следующие результаты: усиление мотивации студентов к освоению образовательных программ; активизацию самостоятельной работы студентов и повышение доли самостоятельной работы студентов; повышение объективности оценивания знаний; проявление самостоятельности и ини-

циативы кафедр и отдельных преподавателей в выборе путей и условий развития навыков внеаудиторной самостоятельной работы, стимулирования профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Однако следует подчеркнуть, что существует разделение балльно-рейтинговой системы на несколько видов.

I. Рейтинговая система с использованием традиционной методики оценивания

Эта наиболее простая модель балльнорейтинговой системы. Она основывается на экспертном оценивании преподавателем успеваемости студентов. Эту модель можно считать базисной моделью рейтинговой системы, так как именно ее используют почти все вузы, внедрившие у себя рейтинговую систему.

Основные особенности данной системы заключаются в том, что оценивание осуществляется преподавателем; методика и критерии оценивания разрабатываются самими преподавателями или кафедрой; форма проведения процедуры оценивания на контрольных точках (контрольная работа, устный ответ, лабораторная работа и т.д.) выбирается преподавателем или кафедрой; шкала баллов по отдельным модулям, блокам, разделам каждой учебной дисциплины разрабатывается соответствующей кафедрой и сообщается студентам в начале каждого семестра.

В графике учебного процесса административно выделены контрольные точки для проведения текущего контроля или сбора информации об успеваемости. Все кафедры в «контрольные» недели передают в деканат сведения по рейтинговым оценкам студентов и заполняют соответствующую форму единой ведомости для текущего контроля и промежуточной аттестации, используемую в течение всего семестра (в жестком варианте балльнорейтинговой системы на контрольных точках проводится текущий контроль и представляется информация об итогах контрольных работ). Данная рейтинговая система должна реализовываться с применением автоматизированной компьютерной подсистемы, которая собирает и обрабатывает информацию.

Простота является основным достоинством данной модели, недостатки данной системы состоят в следующем:

- в субъективном характере выбора методик контроля и выставления оценок;

- в появлении у деканата и преподавателей дополнительных функций по выставле-

нию, сбору, обработке и хранению накопленных оценок успеваемости каждого студента, которые в основном выполняются вручную, (компьютеры используются в основном только на последних этапах: сведения результатов и хранения информации);

- в относительно высокой трудоемкости одновременного проведения контрольных мероприятий и сбора данных в единую базу данных.

П. Рейтинговая система с использованием компьютерных программ для проведения контрольных мероприятий (тестирования)

Развитие информационных средств обучения создало условия для активного использования компьютерной техники в обучении. Разработка электронных тренажеров и программ тестового контроля позволяет активно использовать их в учебном процессе. Использование информационных технологий создает предпосылки для формирования новой модели балльно-рейтинговой системы. Данная модель обладает большей мобильностью и точностью, чем предыдущая.

Основные особенности данной системы заключаются в том, что сохраняется установка нескольких контрольных точек, но на них обязательно проводится текущий контроль; большая часть оценок выставляется на основании тестирования или автоматизированных контрольных работ по компьютерным программам; методики оценивания разрабатываются группой преподавателей, они более объективны и едины для всех студентов, изучающих данный учебный курс; форма проведения и процедуры оценивания выстроены в соответствии с требованиями, заложенными в компьютерных программах; оценивание осуществляется на основе единых критериев оценивания, заложенных в компьютерных программах; тесты используются системно, по всем дисциплинам (или большинству из них) и для всех разделов учебного предмета. Главное достоинство такой системы заключается в повышении объективного характера оценивания успеваемости студентов [2].

Принципиальное отличие второй модели от первой заключается не только в том, что для организации контроля здесь используются новые средства обучения (тесты и компьютерные программы), введение тестов меняет характер образовательного процесса. Если в первой модели оценивание носит субъективный характер, его осуществляет преподаватель, то при использовании тестов оценивание

Теория и практика управления образованием

приобретает черты объективного процесса. Введение для всех студентов, обучающихся по одной специальности, единых требований к знаниям, опыту позволяет не только выровнять успеваемость студентов, но и создает условия для формирования заданного уровня преподнесения материала преподавателем и формирует общий уровень преподавания.

Ш. Рейтинговая система, построенная на модульной основе

Построение балльно-рейтинговой системы на основе компьютерных технологий приводит к необходимости разбиения учебного материала на равноценные блоки (модули) и проведения обучения и контроля на основе этих блоков. Такое разбиение приводит к формированию модели рейтинговой системы третьего типа.

Для такой системы характерно: разделение учебного содержания на приблизительно равноценные блоки-модули; широкое использование компьютерной техники, тестовых материалов для формирования объективных инструментов оценки и высокого качества усвоения; последовательное освоение модулей; переход к изучению материала следующего модуля только при прохождении и положительном оценивании качества усвоения предыдущего модуля; модуль включает в себя не только учебный материал, но и процессы его освоения и контроля; наличие точек контроля в конце каждого модуля; общий рейтинг студента в семестре складывается из баллов, полученных в результате освоения каждого модуля и сдачи экзаменов [3].

Изучая особенности балльно-рейтинговой системы, можно сделать некоторые выводы в отношении наиболее удобных элементов данной системы. В практике внедрения балльнорейтинговой системы в образовательном процессе мы считаем необходимым использование элементов всех трех моделей: разбиение программного материала каждой дисциплины на модули, единую методику подсчета балльных оценок по дисциплине, обязательное контрольное тестирование в конце курса.

Основные задачи разрабатываемой балльно-рейтинговой системы на факультете заключаются в следующем:

- получение интегрированной оценки приобретенных знаний студентами в процессе обучения;

- стимулирование самоорганизации студентов во время процесса самостоятельной деятельности;

- создание конкуренции между студентами и учебными группами;

- предоставление заинтересованным лицам информации о рейтинге студента за период обучения в вузе (потенциальные работодатели, руководители различных видов практик в организациях).

Фирмы-работодатели, имея рейтинговую информацию о студентах, могут заранее отбирать для себя квалифицированных специалистов, способных творчески мыслить, неординарно действовать, не производя затрат времени на поиск высококлассного персонала.

Необходимо отметить, что одна из первоочередных задач внедрения балльнорейтинговой системы состоит в том, что необходимо ввести совокупную оценку работы студента за семестр и оценивать не только результаты экзаменов и зачетов, но и другие формы работы. Чем больше преподаватель хочет активировать студента для систематической работы, тем большую часть баллов необходимо давать за текущие виды работ (устные ответы, контрольные работы, тестирование, написание рефератов, выступления с докладами и т.п.). Баллы, выделенные для текущего контроля (60-80% от общего количества баллов в семестр), могут распределяться различными преподавателями и кафедрами по-своему. Распределение баллов зависит от профиля подготовки, особенностей специализации и системы ценностных ориентиров, культивируемых как вузом, так и факультетом.

Особенно следует подчеркнуть то, что рейтинговая система не должна строиться на негативной основе. Нецелесообразно создавать систему штрафов и различного рода наказаний. Необходимо, чтобы баллы, начисленные за одни виды работ, не снимались при выполнении других видов работ, в том числе при изучении других дисциплин. Важная задача балльно-рейтинговой системы - это формирование у студентов созидательной направленности в деятельности. Другим важным вопросом построения балльно-рейтин-говой системы является создание условий для повышения качества обучения. Работа, выполненная лучше и качественней, должна оцениваться большим количеством баллов.

В процессе разработки системы на кафедрах факультета создан механизм балльнорейтинговой оценки, который включает в себя определение видов самостоятельной работы, сроков их выполнения, критериев оценки, текущий учет баллов, итоговый подсчет и учет баллов. Наглядным итогом механизма балльно-рейтинговой системы являются рейтинг-листы по всем специальностям и группам, в которых указываются фамилии студентов,

ранжированные по сумме набранных баллов за семестр, которые вывешиваются на информационном стенде факультета.

Рейтинговая система оценки качества подготовки студентов за период обучения предполагает накопление условных единиц в течение всего периода обучения. В зависимости от количества баллов, полученных за каждую освоенную им учебную дисциплину, студент по завершении всего периода обучения получает достаточно адекватную совокупную оценку, отражающую качество его подготовки как будущего специалиста. Для того чтобы рейтинг студента можно было с чем-то сравнить, нам видится необходимым ввести такое понятие, как «относительный рейтинг», который рассчитывается путем сравнения результата студента с максимальным результатом лидера по данному направлению или специальности.

Эффективность самостоятельной работы во многом зависит от четкости критериев оценки. Оценка качества самостоятельной подготовки, во-первых, ориентирована на конечный результат, во-вторых, носит сравнительный характер, создавая этим конкуренцию среди студентов в процессе обучения.

Исходя из этого, разработанная на кафедрах факультета балльно-рейтинговая система предусматривает:

- доступность получения информации о балльно-рейтинговой системе (преподаватели, кураторы групп, студенты и другие заинтересованные лица);

- наличие эффективной информационной базы данных о студентах и их балльнорейтинговых оценках, позволяющей обрабатывать, анализировать и получать оперативную информацию;

- комплексность балльно-рейтинговой оценки, ее интегрированность в систему подготовки специалистов;

- непрерывность действия системы на протяжении всего периода обучения.

Следовательно, балльно-рейтинговая система оценки качества подготовки студентов по различным специальностям позволяет:

- мотивировать и стимулировать студентов к активной самостоятельной внеучебной деятельности;

- рационально организовывать, расширять самостоятельную учебную работу студентов;

- интенсивно использовать теоретические знания в процессе выполнения практических заданий;

- давать объективную и всестороннюю

оценку всей учебной и самостоятельной внеучебной деятельности.

Таким образом, студенты получают возможность проявить творческие, научно-исследовательские способности.

Практика внедрения балльнорейтинговой системы в образовательном процессе вуза показывает, что после двух лет ее использования большинство преподавателей и студентов приняли ее и готовы работать по ней и далее. Однако, по нашему мнению, для облегчения процесса ввода рейтинговой системы необходимо:

- введение балльно-рейтинговой системы не во всем университете, а только на первом курсе с дальнейшим расширением на последующие курсы со скоростью 1 курс в год;

- введение балльно-рейтинговой системы по всем специальностям одновременно (на факультете);

- проведение предварительной работы с кафедрами, чтобы они добровольно приняли новую систему оценивания;

- предварительная разработка на кафедрах сроков, критериев и методик оценивания по всем дисциплинам, по которым вводится балльно-рейтинговая система;

- в качестве психологического фактора определить однозначность введения балльнорейтинговой системы (т.е. использование ее не в экспериментальном режиме, а в качестве базовой системы оценивания).

В целом, оценивая преимущества балльно-рейтинговой системы, можно сказать, что ее использование для оценивания обученности студентов позволяет сделать следующий шаг в организации учебного процесса и создать условия для повышения качества подготовки специалистов.

Литература

1. Кружалин, В. К Рейтинги и качество образования / В.И Кружалин, КА. Артюшина // Аккредитация в образовании. - 2008. -№ 4. - С. 26-29.

2. Наводнов, В.Г. ФЭПО как инновационный подход в системе обеспечения качества образования // В.Г. Наводнов, A.C. Масленников, В.П. Кисшева // Аккредитация в образовании. - 2008. -№ 4. - С. 74-81.

3. Сазонов, Б.А. Академические часы, зачетные единицы и модели учебной нагрузки / Б.А. Сазонов // Высшее образование в России. -2008. -№11. -С. 3-19.

Поступила в редакцию 2 октября 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.