Научная статья на тему 'Причины и условия хищений транспортных средств'

Причины и условия хищений транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
546
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины и условия хищений транспортных средств»

образ жизни. Мероприятия по финансовой стабилизации, обеспечению собираемости налогов, помимо определяющего влияния на снижение экономической и налоговой преступности, создают условия для самого существования специальной профилактики, требующей, как и любая другая деятельность, соответствующего ресурсного обеспечения. Кроме того, данные меры способствуют выходу из тени большинства предприятий, использующих дешевый труд мигрантов с целью ухода от налогов.

Таким образом, в целях оказания профилактического воздействия на преступность мигрантов необходимо сочетание мер, направленных на упорядочение миграционных потоков, с федеральными и региональными мерами по борьбе с преступностью. В целях повышения уровня безопасности населения от угрозы незаконной миграции, снижения уровня социальной напряженности, эффективного вовлечения незаконных мигрантов в экономическую жизнь страны и сокращения преступности мигрантов представляется целесообразным:

1) расширение масштабов сотрудничества между Россией и странами СНГ в области регулирования миграции;

2) регулирование количественных и качественных показателей миграционных потоков;

3) создание единой системы миграционного контроля от прибытия и размещения иностранцев до их выезда за пределы России;

4) создание соответствующих условий для социальноэкономической и культурной адаптации мигрантов;

5) создание единого информационного пространства с использованием всех средств массовой информации для формирования позитивных нравственно-психологических установок по отношению к мигрантам среди местного населения и непосредственно у самих мигрантов по отношению к местному населению;

6) принятие мер, направленных на обеспечение контроля над перемещениями мигрантов и их трудоустройством;

7) привлечение широкой научной общественности к обсуждению концептуальных основ миграционной политики.

Е. М. Павлик, В. Д. Пшеняк Причины и условия хищений транспортных средств

Современный период развития России характеризуется многообразием проблем, требующих повышенного внимания и оперативного решения. Одной из важных задач правоохранительных органов является предупреждение корыстных посягательств на

32

личную собственность граждан и собственность организаций. На фоне значительного увеличения количества автотранспорта беспокойство вызывает рост хищений транспортных средств. В среднем, ежемесячно в г. Санкт-Петербурге совершается чуть более 386 хищений транспортных средств, в СЗФО - 535, в России - 3852. Вместе с тем раскрываемость преступлений данного вида низкая: за 2013 г. - 3,4 % по г. Санкт-Петербургу и 9,1 % по Ленинградской области1. Хищения транспортных средств в основном в форме кражи (ст. 158 УК РФ), в ряде случаев - в форме грабежа (ст. 161 УК РФ) и разбоя (ст. 162 УК РФ) и в редких случаях - в форме мошенничества (ст. 159 УК РФ), а также в форме присвоения или растраты (ст. 160 УК РФ). Хищения транспортных средств, являясь одной из разновидностей преступности в целом, имеют свой комплекс детерминантов, обусловливающих их существование.

В криминологии одно из центральных мест занимает вопрос об обстоятельствах, обусловливающих совершение противоправных деяний. Изучение данных обстоятельств имеет не только научное содержание теоретической криминологии, но и ее практическую составляющую. Профессор Н. Ф. Кузнецова в одной из своих работ справедливо отмечает что «основными детерминантами человеческой деятельности, ее причинами признаются потребности и интересы, определяющие мотивацию» хищения1 2. Ученые,

придерживающиеся этой позиции, относят негативные факторы формирования личности к условиям, способствующим совершению преступления. Вместе с тем криминологи отмечают, что «мотивационная сфера является «центром» вынужденной структуры личности, инте-

о

грирующим ее активность»3. На наш взгляд, справедливо отмечается отдельными исследователями следующий момент: «...то, что является внешним по отношению к организму и воздействует на него извне, это и есть та наблюдаемая социальная реальность, изучив которую, мы сможем объяснить причины поведения, а, следовательно, будем в состоянии предсказать и регулировать ее»4.

При изучении детерминантов современной преступности в России следует исходить из того, что ее рост за счет имущественных и других корыстных преступлений «можно рассматривать как закономерное явление при переориентации на рыночные отношения с их стремлением к прибыли и наживе»5.

1 Аналитические материалы ИЦ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

2 Кузнецова Н. Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 26.

3 Лунеев В. В. Мотивация преступного поведения. М., 1991. С. 104.

4 Там же. С. 106.

5 Там же. С. 107.

33

Значимые результаты в деятельности по предупреждению преступлений, на наш взгляд, будут иметь место только в том случае, если она будет направлена непосредственно на те криминогенные причины и условия, которые своим существованием способствуют воспроизводству и росту преступных посягательств в обществе.

Не имея познаний о причинах и условиях совершения преступлений, невозможно проводить профилактическую работу и тем более прогнозировать ее развитие в целях выработки долгосрочных комплексных планов по предупреждению и борьбе с конкретным видом преступности.

В своей работе В. Н. Кудрявцев справедливо отметил, что «в научном исследовании причины правонарушений могут быть проанализированы на различных уровнях: общества, коллектива (малой социальной группы), личности». Кроме этого, он предлагает деление причин правонарушений «на две больших группы: объективные и субъективные»1. При этом к объективным причинам он относит «явления и процессы, происходящие вне и помимо воли» субъекта правонарушения, а к субъективным - «то и только то, что входит в сознание правонарушителя или иным образом характеризует его личность»1 2.

На наш взгляд, существование преступности, связанной с хищениями транспортных средств, обусловлено причинами, характерными, во-первых, для преступности в целом, во-вторых, для корыстной преступности, в-третьих, для профессиональной преступности.

Исследование детерминантов хищений транспортных средств необходимо, по нашему мнению, осуществлять через призму самого преступления и изучения личности преступника. Поэтому целесообразно классифицировать причины по носителю предметнопрактической и познавательной деятельности на объективные и субъективные. Следует отметить, что какие бы причины и условия нами не указывались, их нельзя рассматривать отдельно друг от друга, так как именно взаимосвязь этих причин и условий в конечном счете порождает преступление. Отсутствие одного из элементов перечисленного комплекса детерминантов способно серьезным образом повлиять на развитие ситуации вплоть до исключения факта совершения преступления.

Объективные причины преступности выражаются в конкретных противоречиях в экономической и социально-политической сферах деятельности людей.

1 Кудрявцев В. Н. Причины правонарушений. М., 1976. С. 281.

2 Кудряшов А. В. Хищения автотранспорта: вопросы квалификации, уголовно-правовые меры противодействия: дис. ...канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 117.

34

По содержанию объективные факторы, влияющие на совершение хищений транспортных средств, можно разделить на следующие виды: экономические и социальные.

Экономические причины являются, на наш взгляд, одними из приоритетных. Имеющие место в обществе противоречия, связанные с распределением материальных благ, служат почвой, порождающей совершение корыстных посягательств вообще и хищений транспортных средств в частности.

Значимым обстоятельством в экономическом блоке детерминации хищений транспортных средств выступает имущественное неравенство различных слоев населения. Разная степень возможностей в удовлетворении материальных нужд различными слоями населения и социальными группами выступает детерминантом корыстной преступности.

Наличие безработицы, появление большой массы людей, потерявших свои сбережения в различных финансовых «пирамидах», обманутых вкладчиков вынуждает их искать средства для удовлетворения своих материальных потребностей. Справедливо отмечает профессор Я. И. Гилинский, что противоречие между осознанными потребностями людей и возможностями их удовлетворения является одним из основных источников преступности1.

Исследуя детерминанты экономического характера, мы установили, что лица, совершающие хищения транспортных средств, не находились на такой стадии материального состояния, когда нищета, бедность, голод заставляла их идти на совершение тяжкого преступления для получения средств к существованию. Ими руководила жажда легкой наживы.

Вместе с тем, как показывают результаты изучения личности преступников, совершивших хищения транспортных средств, основная их масса не имела постоянного места работы и не занималась общественно полезной деятельностью.

Детерминанты экономического характера не являются естественными в рассматриваемом виде преступности, поэтому целесообразно рассмотреть следующую объективную причину -социальную.

Являясь структурным элементом общественной жизни, социальная действительность влияет на характер преступного поведения и связана с множеством процессов и явлений, которые происходят в обществе. Именно в социуме формируются «общественные болезни», «социальная патология», к которым относятся

1 Гилинский Я. И. Проблема причинности в криминологической науке // Сов. гос-во и право. 1986. № 8. С. 67.

35

такие негативные явления нашей жизни, как алкоголизм, пьянство, наркомания, проституция, бродяжничество, беспризорность и т. д.

Социальная среда, в которой появляется человек, где протекает процесс его воспитания, указывает ему путь дальнейшего развития в обществе. Данная среда имеет несколько сфер воздействия на человека. В первую очередь это общество в целом с его нормами поведения как легальными, так и не имеющими отражения в законе. Данная среда наибольшее влияние оказывает в периоды социальной нестабильности. Чем сильнее напряженность в обществе, тем больше вероятность того, что это окажет негативное влияние на формирование личности.

Безработица, инфляция, рост цен, низкий материальный уровень жизни значительной части населения, широкое распространение пьянства, наркомании, вооруженные конфликты - все эти факторы непосредственно оказывать негативное влияние на внутренние психологические механизмы поведения личности, поскольку носят объективный характер, но тем не менее это лишь первичные элементы воздействия социальной среды.

Только взаимодействие причин объективного характера с комплексом причин субъективной направленности может оказывать влияние на поведение личности. Поэтому стоит отметить, что в системе причинного комплекса факторов, способствующих хищениям транспортных средств, как правило, наиболее важное значение имеют условия субъективного характера, влияющие на сферу межличностных отношений, так как индивидуальное преступное поведение лиц, совершивших хищения транспортных средств, связано с условиями их преступной деятельности.

В работе И. И. Карпеца при рассмотрении сущности субъективных причин было отмечено: «Индивидуальная психология правонарушителя складывается под влиянием общих причин преступности и конкретных условий нравственного формирования личности в результате непосредственной общественной, а точнее, антиобщественной практики человека, под влиянием окружающей среды. Иногда условия непосредственного бытия человека скорее, чем какие-то общие идеи и воззрения, формируют человека как личность. Прежде чем он воспримет передовые общественные взгляды, он испытывает влияние чуждых антиобщественных взглядов. Для их нейтрализации необходимо не только воздействие положительных факторов, но и положительная общественная практика, которая не всегда бывает в непосредственном окружении человека»1. Следовательно, достаточно часто субъективные факторы становятся осново-

1 Дубинин Н. П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность. М., 1989. С. 22.

36

полагающими в формировании преступных наклонностей, умысла на совершение конкретного преступления, представляющего собой крайне негативную форму социально отклоняющегося поведения.

По нашему мнению, субъективные причины можно классифицировать на следующие группы в зависимости от свойств личности: психологического, воспитательного и физиологического характера.

Данные свойства между собой взаимосвязаны, но каждое из них обладает индивидуальными особенностями.

Причины психологического характера можно назвать еще мотивирующей установкой, которая действует на человека изнутри. Именно через сознание человека происходит всё, что он видит и воспринимает вокруг себя. У человека постоянно происходит оценка ситуации, переоценка ценностей. Однако субъективность данного процесса заключается в том, что психика человека определяет то или иное явление с позиции своих, уже имеющихся знаний, опыта, но не с позиции этого явления. В связи с этим у человека происходит неадекватное восприятие действительности.

Лица, имеющие антисоциальные взгляды, считают для себя позитивным то, что является с точки зрения законопослушных граждан недопустимым в своём поведении. Для того чтобы изменить криминальные установки личности человека, следует приложить значительные усилия, направленные на его исправление. Данный процесс будет далеко не быстрым явлением по времени, а скорее всего весьма длительным. В нем есть периоды, которые имеют важное значение, например, этап становления характера личности. Специалистами отмечается, что «характер - более сложная система в человеческой психике, для ее формирования ведущим служит влияние условий жизни и деятельности человека»1. Упущения в воспитании на ранних стадиях приводят к тому, что процесс негативного формирования личности становится почти необратимым.

Если рассматривать характеристику личностей преступников, совершивших хищения транспортных средств, то чаще всего у многих из них антиобщественные установки корыстной направленности сформировались еще в раннем детстве. При хищении транспортных средств отмечается высокий уровень специального рецидива. Воспитание имеет такое свойство, что, упустив его в ранний период, не просто его восстановить в дальнейшем.

В науке до настоящего времени нет однозначного мнения о влиянии физиологических процессов в качестве составляющей причинного комплекса детерминантов, способствующих совершению преступлений. По нашему мнению, справедливо отмечено

1 Антонян Ю. М., Голубев В. П., Кудряков Ю. П. Личность корыстного преступника. Томск, 1989. С. 64.

37

Г. А. Аванесовым, «когда речь идет о причинах преступлений, то биологическая проблема, как и социальная, имеют полное и равное право на существование»'.

К физиологическим свойствам субъективного характера, способствующим совершению хищений транспортных средств, следует отнести нервную деятельность человека, психические заболевания, физическую конституцию человека.

По мнению отдельных ученых, наиболее характерной чертой лиц, совершивших корыстные и корыстно-насильственные преступления, является импульсивность поведения и недостаточный самоконтроль, которые могут привести к внезапному агрессивному поведению, что же касается нервной деятельности, «...многие имущественные преступления, помимо собственно корыстных мотивов, детерминируются потребностью к игре, риску, постоянной потребностью участвовать в различного рода операциях, контактах, испытать острые ощущения, включиться в эмоционально возбуждающие ситуации. Они получают психологическое удовлетворение в самом процессе преступной деятельности, что имеет для них самостоятельное значение. Возникающие в этот период ощущения и переживания для них чрезвычайно важны и обладают большой мотивирующей силой»1 2.

Кроме вышеуказанных причин, на совершение хищений транспортных средств большое значение оказывает наличие условий для совершения рассматриваемого вида преступления. Это, на наш взгляд, условия правового, организационного и технического характера.

В криминологии к правовым условиям принято относить: отставание законодательной базы борьбы с преступлениями против собственности от потребностей правоприменительной практики; имеющие место пробелы и противоречия в законодательстве; пробелы в официальном толковании уголовно-правовых норм об ответственности за хищения транспортных средств; отсутствие закона о предупреждении преступности, который, на наш взгляд, мог бы создать нормативные предпосылки для постепенного перехода от преимущественно карательной модели борьбы с корыстной преступностью к профилактической модели и др.

К условиям организационного характера следует отнести: крайне низкий уровень раскрываемости хищений транспортных средств, отток квалифицированных кадров из правоохранительных органов, работа в условиях постоянных перегрузок, дефицит высокоэффективных технологий расследования новых форм соверше-

1 Аванесов Г. А. Криминология. М., 1984. С. 230.

2 Лунеев В. В. Социально-правовой контроль и предупреждение преступности // Проблемы социальной и криминологической профилактики преступлений в современной России. М., 2002. С. 145-155.

38

ния преступлений рассматриваемого вида, низкий уровень координации между различными правоохранительными органами по борьбе с хищениями транспортных средств, отсутствие эффективной системы государственного криминологического мониторинга1.

Нельзя не отметить имеющиеся факты коррупции при совершении данного вида преступлений. Несмотря на то, что в настоящее время политика нашего государства нацелена на борьбу с коррупцией, на привитие у населения нашей страны непримиримого отношения к различного рода проявлению фактов коррупции, проблема в обществе сохраняется. Похищенные автомобили старше трех лет чаще всего разбираются на автозапчасти. Разборщики не всегда интересуются, есть ли документы на предоставленные им автомобили или нет, так как отсутствует должный контроль правоохранительных органов за рынками, базирующимися на продаже автозапчастей. Похищенные автомобили моложе трех лет в основной массе перегоняют в соседние регионы страны, а иногда за границу, где в дальнейшем подделываются документы на автомобиль, перебиваются VIN-номера, далее транспортные средства идут на продажу. В следственно-судебной практике не единичными встречаются случаи, когда на территории России находятся автомобили «двойники». Также в обществе существуют проблемы в поддержании правовой культуры. Существует отдельная категория граждан, которая уведомлена (или предполагает) что предлагаемый им автомобиль на продажу является «не чистым», т. е. краденным, тем не менее идут на риск, приобретают автомобиль, так как привлекает заниженная стоимость транспортного средства, особенно если идет речь об автомобилях бизнес-класса.

В последнее время хищения транспортных средств часто совершаются организованными преступными группами. Например, в апреле 2013 г. на территории Санкт-Петербурга была пресечена деятельность группы, занимающейся хищениями транспортных средств. В ходе обысков у данных лиц изъята аппаратура, предназначенная для сканирования, отключения сигнализации автомобиля, запуска двигателя, 27 автоматических электронных ключей, средства подавления радиосигналов, приспособления для перебивки идентификационных номеров автомобилей, а также автомобили «Ауди ТТ», «Мерседес МL», «Хонда Аккорд» с признаками «перебивки» номеров агрегатов1 2.

1 Колесников Р. В. Уголовно-правовые и криминологический аспекты борьбы с угонами и хищениями транспортных средств: дис. ...канд. юрид. наук. Краснодар, 2011. С. 128.

2 Аналитические материалы ИЦ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

39

Условия технического характера являются одними из значимых при совершении хищений транспортных средств.

В настоящее время, в связи с ростом хищений транспортных средств, стал актуальным вопрос об эффективности автомобильных охранных систем. Необходимо отметить, что в целом во взаимосвязи совершенствования охранных противоугонных систем, роста числа приобретаемых гражданами в личное пользование автомобилей, уровня осознания ими необходимости использовать противоугонные системы и одновременного увеличения хищений транспортных средств нет оснований говорить о достаточной эффективности противоугонных систем.

В России за последние пять лет заметно сократилось число постов ДПС, увеличилось количество видеокамер, фиксирующих скорость проезжающих автомобилей. С одной стороны, это способствовало улучшению водительской культуры автомобилистов, сократилось число административных правонарушений, связанных с превышением скорости. Но для лиц, совершающих хищения транспортных средств, это явилось благоприятным условием для воплощения своего преступного умысла.

Исследование следственно-судебной практики показало, что в современных российских мегаполисах острой проблемой является нехватка мест для стоянки личных автомобилей граждан. Если при строительстве и эксплуатации супермаркетов этот вопрос в последние годы, как правило, решается, и для покупателей-автовладельцев собственники супермаркетов оборудуют платные или бесплатные охраняемые автостоянки, то в других местах, и тем более в старых частях города, таких стоянок нет или же явно недостаточно. Необходимо также отметить, что на муниципальном уровне данная проблема (оборудование платных стоянок) решается в целом медленно и далеко не всегда эффективно. Кроме того, на территории современных городов распространенным явлением считается скопление автомобилей около подъездов жилых домов, многие из которых остаются там и в ночное время суток. Именно в ночное время суток (ориентировочно с 22.00 до 06.00) совершается основная масса хищений транспортных средств. Каждой второе преступление данной направленности происходит в дворовой зоне, возле жилых домов.

Совершению хищений транспортных средств способствует нехватка паркингов, надлежащее количество которых могло бы относительно защитить автомобили от преступных посягательств, усложняя механизм их хищения.

Таким образом, влияние на хищения транспортных средств оказывают причины объективного и субъективного свойства, а также условия: а) правового; б) организационного; в) технического характера.

40

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что «монопричины», определяющей совершение хищений транспортных средств, не существует. Все совершающиеся преступления порождаются совокупностью объективных и субъективных причин, а также условий правового, организационного и технического характера. Работа над устранением указанных причин и условий позволит, на наш взгляд, уменьшить количество хищений транспортных средств в России.

В. Г. Павлов

Объективная сторона массовых беспорядков

Наряду с объектом преступления в решении вопросов уголовной ответственности и наказания за совершение массовых беспорядков важное значение имеет объективная сторона преступления как обязательный элемент любого состава общественно опасного деяния. Без объективной стороны, которая характеризует внешнюю сторону преступного деяния, отсутствует и состав преступления.

По сравнению со ст. 79 УК РСФСР 1960 г. объективная сторона массовых беспорядков законодателем значительно расширена путем включения в нее ранее не использованных признаков, в частности таких, как насилие, уничтожение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств.

Объективная сторона рассматриваемого деяния как бы состоит из трех самостоятельных преступлений: 1) организация массовых беспорядков (ч. 1 ст. 212 УК); 2) участие в них (ч. 2 ст. 121 УК); и 3) призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а также к насилию над гражданами (ч. 3 ст. 212 УК).

По сути, установить объективную сторону массовых беспорядков довольно трудно.

Организация массовых беспорядков - самая опасная форма рассматриваемого преступления и выражается в совершении разнообразных активных действий как на стадии приготовления общественно опасного деяния, так и в процессе его совершения.

Исходя из смысла диспозиции ч. 1 ст. 212 УК РФ к организации массовых беспорядков относят действия, направленные на объединение неограниченного числа людей (толпы), а также руководство ими для применения различного насилия, совершения погромов, поджогов, уничтожения какого-либо имущества, применения огне-

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.