Колесников Роман Викторович
преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России (е-таП: [email protected])
Факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств
Аннотация:
В статье рассматривается проблема детерминации преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств. Анализируются понятия: «причины», «условия», «следствие», «причинная связь», «обстоятельства», «факторы», определяющие причинность в криминологии. Дается характеристика основных криминогенных факторов, оказывающих негативное влияние на совершение преступлений указанного вида.
Annotation:
In the article the problem of crime determination dealing with overtaking and stealing transport vehicle are considered. The concepts: «cause», «conditions», «investigation», «causal connection», «circumstances», «factors» specifying causality in criminology are analyzed. The description of the basic criminogenic factors rendering negative influence on crimes commition of indicated types are given.
Ключевые слова: детерминация, причина, условие, фактор, транспортное средство, угон, преступления, предупреждение, исследование.
Keywords: determination, cause, condition, factor, transport vehicle, overtaking, crimes, preventions, investigations.
Проблема детерминации совокупность взаимосвязанных явлений), которые
преступности, как в целом, так и непосредственно порождают, производят другие
отдельных ее видов - одна из явления (преступления) или явление
ключевых в криминологии, (преступность) как закономерное следствие,
имеющая важное теоретическое Существуют объективные и субъективные
и практическое значение. Без такого учения было причины преступнс>сти. Объективные -
бы бессмысленно исследование не только конкретные противоречия в общественном бытии,
данного явления, но и личности преступника, в экономических, политических, социальных
проблем предупреждения преступности. В наши °тн°шениях людей. Субъективные -
дни она стала несравненно более актуальной, чем определенные элементы социальной психологии,
когда-либо в прошлом, так как наблюдается проявляющиеся в искаженных потребностях,
крайнее обострение социально-экономической ^^р^^ цел^ moti^b^ нравственных
обстановки в стране, имеет место повсеместный ценностях и правосознании лиц, совершающих
кризис нравственности и духовности [1]. преступления [2, а 193].
Для характеристики детерминации Условия преступности - явление (совокупность
преступлений, связанных с угонами и хищениями явлений) не п^ж^ющ^ но сп°собствующих
транспортных средств, необходимо либо препятствующих порождению преступности
предварительно рассмотреть содержание [2, с. 195, 227]. «В отличие от пPичин, условия
причинности1 в целом и проанализировать такие сами по себе не могут гюродтъ непосредственно
понятия, как: «причины», «условия», «следствие», данное явление-следствие, но, сопутствуя
«причинная связь», «обстоятельства», «факторы». причинам в пространстве и времени и влияя на
Причины преступности - это явления (или них, обеспечивают определенное их развитие,
1 «Причинность в криминологии, рассматриваемая в широком смысле слова, включает следующие понятия: причина, условие, следствие (результат), связь между причиной и следствием ...». См.: Кудрявцев В.Н. Причинность в криминологии / В.Н. Кудрявцев. М., 1968.
184
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)
необходимое для возникновения следствия» [3, с. 95].
Следствие - то, что следует, вытекает из чего либо, результат чего либо [4, с. 729]. По мнению ряда криминологов, «взаимосвязь и взаимодействие причины и следствия предполагают, что не только причина вызывает следствие, но и следствие по принципу обратной связи воздействует на свою причину ...» [5, с. 47].
Причинная связь - объективная связь между явлениями, одно из которых причина, при наличии определенных условий производит, порождает другое - следствие [6, с. 383-384].
В.Н.Кудрявцев, отмечая роль причинной связи в правовой сфере, указывает: «Исследование причинности дает возможность в практической деятельности человека сознательно использовать естественные или социальные факторы, силы процесса, осуществлять поставленные задачи» [7, с. 83].
Понятие «обстоятельства» обычно употребляется, когда необходимо выразить то, что конкретно возникло, сложилось на данный момент вокруг того или иного человека [8, с. 197]. Поэтому данное понятие отождествляется с понятием «ситуация», которое означает совокупность обстоятельств, положение, обстановка [4, с. 719]. Любой поступок человека есть в конечном счете результат реагирования личности на соответствующую ситуацию. Не случайно ученые, ведя речь о причинах преступлений, относящихся к самой личности (субъективные причины), говорят о «внешних обстоятельствах», что преступление может быть совершено в силу «неблагоприятного стечения обстоятельств», что совершению конкретного преступления иногда способствуют «случайные обстоятельства» [9, с. 40].
Однако, как показывает практика, в движущейся сложной социальной системе деление на причины и условия не имеет четких границ и носит условный характер, поскольку причина порождает следствие, при взаимодействии с порожденным им следствием трансформируется, и становится либо причиной, способной породить иные следствия, либо условием, способствующим возникновению иных явлений. По отношению же к первому следствию она выступает одновременно и явлением-причиной, и, как претерпевшая в порядке взаимодействия с ним изменения, явлением -следствием.
Мы придерживаемся мнения криминологов [10], считающих, что различное понимание
детерминант преступности ведет к возникновению в сознании практических работников негативного отношения к научным криминологическим теориям и выполняемым ими соответствующим функциональным общественно важным ролям. В связи с вышеизложенным представляется вполне обоснованным использование в качестве их альтернативы термина «фактор».
«Фактор - (от лат. Factor - делающий, производящий) - причина, движущая сила явления, определяющая его характер или отдельные черты. Значит, причина и фактор -тождественные по смысловому значению слова и взаимозаменяемость их возможна ...» [11, с. 91].
При наличии единой методологической основы объяснения общих детерминант преступности, и, следовательно, успешного воздействия на них необходим более предметный анализ криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений, связанных с угонами и хищениями транспортных средств в определенных регионах, при определенных обстоятельствах и т.д. Именно такой подход, при котором группируется совокупность преступлений по объекту посягательства, территориальной распространенности и иным частным характеристикам, позволяет достичь наибольшей «осязаемости» данных явлений, целенаправленно воздействовать на конкретные преступления и их субъектов, принимать меры, препятствующие самодетерминации преступности.
Принимая во внимание широкий диапазон факторов, влияющих на угоны и хищения транспортных средств, мы ограничимся рассмотрением тех из них, которые чаще оказывают негативное влияние на совершение рассматриваемых преступлений. Это, главным образом, социально-экономические, социально-психологические, социально-демографические, организационно-управленческие факторы.
Социально-экономические факторы. Исследования показывают, что имущественные преступления совершаются в результате экономических трудностей, обстоятельств, недостатков и упущений [11, с. 367-369]. Отсюда возникает необходимость изучения социально-экономических факторов: уровня материальной обеспеченности, степени удовлетворенности жилищных и других бытовых потребностей и т.д.
По данным нашего исследования, совершение угонов и хищений транспортных средств является в 80% случаев связанным с низким уровнем благосостояния населения. При изучении уголовных дел было выявлено: материальные
185
затруднения вызывают такие чувства как зависть, озлобленность, что становится причиной совершения угонов, а особенно грабежей и разбоев.
Отрицательно сказывается на совершении всех хищений чужого имущества, в том числе угонов и хищений транспортных средств, незанятость отдельных членов общества, особенно молодежи, в сфере производства, но главное в том, что многие граждане не видят перспективы улучшения своего положения. Именно этим объясняются психологические срывы, или, как пишут ученые, «социальные взрывы» в регионах.
Следующим фактором угонов и хищений транспортных средств является рост безработицы (особенно среди молодежи), пропаганда «красивой жизни» в СМИ, понижение образовательного уровня, а значит увеличение количества низкооплачиваемого населения.
К рассматриваемой группе факторов можно отнести и несовершенство экономических отношений, связанных с оборотом автомобилей. Под несовершенством подразумевается дестабилизация рынка, инфляционные процессы, нарушения экономических связей не только внутри государства, но и с зарубежными странами. При этом усиливается значимость теневой экономики.
Следующим фактором совершения преступлений в сфере угонов и хищений транспортных средств является низкий уровень развития автомобильной промышленности, неконкурентоспособность отечественных автомашин на мировом рынке, высокая стоимость автомобилей, произведенных в России.
Высокая стоимость отечественного транспорта делает его менее доступным для населения. Также малопривлекательным фактором, сдерживающим приобретение, является качество автомобилей. Низкий уровень технологических процессов при изготовлении автомобилей, использование устаревших технических параметров и технологического процесса, несоответствие дизайнерским, экологическим требованиям заставляет покупателя отдавать предпочтение иномаркам. Так, например, по данным МВД Россиии за последние 5 лет в основном похищаются автомобили импортного производства: популярны модели «Мерседес», «Ауди», «БМВ», «Тойота», «Фольксваген», «Мицубиси» и др. [12]. Широкая сеть сервисных центров, обслуживающая автомобили иностранного производства делает привлекательным приобретение иномарок. Но при
этом на каждом этапе движения автомобилей отечественного и иностранного производств: от изготовления, продажи, покупки, сервиса наблюдается рост криминального влияния, контроля, получения прибылей.
Социально-психологические факторы. Они относятся непосредственно к личности преступника, характеризуют ее внутренний мир. На формирование личности угонщика и похитителя, как указывалось выше, влияют обнищание, сильное имущественное расслоение населения и в связи с этим ослабление контроля в семьях за детьми, в школах за подростками, в училищах и вузах за молодежью, и вообще, отсутствие условий для воспитания несовершеннолетних, должной организации их образования и досуга, распространение пьянства, алкоголизма и наркомании, их повышенная социальная конфликтность и т.д.
Как показывает наше исследование, свыше 40% лиц совершили угон или хищение транспортного средства в возрасте 14-18 лет (это подтверждается исследованиями и других авторов [13]).
Кроме того, объективный процесс приобщения подростков к автомобилю, распространенность увлечения автоделом, не подкрепленные пропорциональным увеличением
автомотокружков, секций и клубов юных автомотолюбителей, бытующая еще пассивность в работе по вовлечению подростков в общественно полезные формы соприкосновения с техникой - все это, при определенных издержках в нравственном формировании н е ко т о р о й ч а ст и несоверш ен н о л е т н и х, недостатках в организационно-воспитательной деятельности государственных органов и общественных организаций, способствует в отдельных случаях, поискам иных, порой противоправных путей удовлетворения этих потребностей.
Общеизвестна тесная взаимосвязь преступности и пьянства. Пьянство и алкоголизм, являясь обстоятельствами, способствующими антиобщественному поведению, нередко выступают в роли своего рода катализаторов совершения конкретных преступлений. Вместе с тем, несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, пьянство все еще сохраняет определенную распространенность и продолжает выполнять свою криминогенную роль в этиологии многих видов и групп преступлений, в том числе угонов и хищений транспортных средств.
По данным исследований [14, с. 85], каждое
_186
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)
третье преступное посягательство на автомобиль совершается лицами в нетрезвом состоянии. Это особенно характерно для угонов, свыше половины которых (60%) совершается под непосредственным воздействием алкоголя. Указанное обстоятельство связано, конечно, с ситуативной природой этих преступлений, их импульсивным характером, открыто пренебрежительным отношением к общественным установкам, составляющим содержание мотивационной сферы их совершения. Алкоголь в таких случаях способствует снижению у преступника чувства ответственности за свое поведение, понижает способность к самоконтролю, правильной самооценке своих поступков и способствует противоправному способу самоутверждения. В этом смысле можно сделать вывод о том, что угоны наиболее тесно связаны с пьянством, которое в итоге является криминогенным фактором совершения подавляющего большинства преступлений этого вида. Среди лиц, привлеченных к ответственности за совершение корыстных преступлений, в частности хищений транспортных средств, эти показатели намного ниже.
Вместе с тем, незначительная доля хищений транспортных средств, совершенных лицами в нетрезвом состоянии, не должна снижать внимания к проблеме борьбы с пьянством применительно к этим преступлениям. Если пьянство является своеобразным «импульсом» при совершении подавляющего большинства угонов, для значительного числа хищений транспортных средств оно выступает в аналогичном качестве, только более завуалированном и, следовательно, не менее опасном. Так, например, Е.Р. Ким указывает, «потребность к алкоголю, к жизни «на широкую ногу», к кутежам присуща большинству участников устойчивых преступных групп, совершающих кражи автомашин [14, с. 86]. Поэтому борьба с пьянством в деле предупреждения, как угонов, так и хищений транспортных средств представляет важную и актуальную задачу и, несомненно, должна увязываться с общими усилиями, направленными на ликвидацию этого социального зла.
Социально-демографические факторы. Предупреждение преступлений в сфере угонов и хищений транспортных средств усложняется миграционным процессом в России. Из-за большого притока населения из стран ближнего зарубежья, а также КНР, КНДР и т.д. ухудшилась не только социальная, но и обострилась
криминальная обстановка. Во многом, преступные посягательства на автотранспорт приобрели устойчивые отличительные черты организованной преступности. Деятельность преступных группировок, специализирующихся на хищении автомашин с целью их сбыта, нередко выходит за рамки одного региона и даже государства, а потому представляет серьезную проблему как для отечественных, так международных и зарубежных
правоохранительных органов, приобретая статус транснациональной преступности [15]. По данным Интерпола, около 40% похищенных в странах Западной Европы автомашин реализуются в странах СНГ [16, с. 24], а значит и в России. Поэтому необходима четкая, согласованная, совместная работа правоохранительных органов и миграционных служб России и зарубежных стран.
Организационно-управленческие факторы. Угоны и хищения имеют высокую латентность. В 90 % случаев осужденные, привлеченные к уголовной ответственности, до первого осуждения совершили в среднем по 2-3 угона и 5-6 хищений транспортных средств. Это создает атмосферу безнаказанности, а также вседозволенности среди преступников. Не обеспечивается принцип неотвратимости наказания.
Указанное обстоятельство способствует также расширению круга угонщиков и похитителей, вставших на путь совершения преступлений. По данным ученых, почти каждый второй неустановленный преступник совершил новое преступление в соучастии с лицами, ранее не совершившими преступление. В связи с этим, одним из конструктивных путей в борьбе с угонами и хищениями транспортных средств является эффективная борьба с латентной преступностью. По данным МВД России, раскрываемость угонов и хищений автомобилей и иных транспортных средств остается невысокой и в последние годы составила 20-30% [12].
К этому же ряду криминогенных факторов, способствующих повторному совершению угонов и хищений транспортных средств, относится неудовлетворительная в ряде случаев работа органов внутренних дел: некачественное проведение профилактической работы с преступным контингентом из числа осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, формальное установление мест отстоя и разукомплектования похищенных автомобилей, неудовлетворительная работа с потерпевшими, в результате чего потерпевшие, не надеясь на
187
успешную работу милиции, обращаются к криминальным элементам за помощью (около половины всех похищенных автомобилей в стране возвращается владельцам за денежное вознаграждение). Кроме того, на практике следователем, прокурором при решении вопроса об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения также допускаются ошибки. Данные ошибки, по мнению сотрудников органов внутренних дел, специализирующихся на борьбе с кражами и угонами автомобилей и иных транспортных средств, связаны либо с несвоевременным заключением под стражу лиц, совершивших угон или хищение автомобиля, либо вообще оставлением их на свободе. По данным некоторых исследований, около 20% автоворов и автоугонщиков совершили повторные кражи и угоны именно в ходе предварительного расследования по первому преступлению [14, с. 77].
Одним из существенных недостатков расследования уголовных дел по угонам и хищениям (особенно угонам) транспортных средств является ослабление работы по выявлению в процессе следствия конкретных причин и условий, способствующих преступлениям данного вида, принятию предусмотренных законом мер по их устранению. Изучение 20 уголовных дел по угонам транспортных средств показало, что в подавляющем большинстве (в 90%) причины и условия их совершения не выявлялись, либо выявлялись формально. А по выявленным причинам и условиям меры по их устранению органами следствия не принимались.
В деятельности по предупреждению повторных угонов и хищений транспортных средств имеет место нескоординированность работы аппаратов криминальной милиции, ГИБДД, участковых уполномоченных милиции, ППС и т.д. Указанные недостатки во многом зависят и от качественного состава кадров, их профессионализма. Как справедливо указывает Н.И. Пряхина, «недостаточность материального обеспечения органов внутренних дел, интенсивный отток кадров приводят к тому, что сотрудники оперативно-следственного аппарата работают в условиях постоянных перегрузок, что способствует низкому проценту раскрываемости имущественных преступлений» [17, с. 231]. Упущения в оперативно-розыскной деятельности по предупреждению и раскрытию угонов и хищений транспортных средств во многом являются следствием отсутствия достаточного
количества оперуполномоченных,
специализирующихся по угонам и хищениям транспортных средств, а также постоянно действующих специализированных оперативных подразделений и следственно-оперативных групп, занимающихся исключительно раскрытием и расследованием рассматриваемой категории преступлений.
Совершению угонов и хищений транспортных средств благоприятствует нехватка гаражей и платных стоянок, надлежащее количество которых могло бы надежно «защитить» автомобили от преступных посягательств. В крупных городах, где интенсивность преступных посягательств на автомобили особенно велика, практически отсутствует проблема угона личных автомобилей из гаражей и с территории охраняемых стоянок. Поэтому при осуществлении общепрофилактических мероприятий органы внутренних дел должны информировать государственные органы о необходимости расширения этих видов «защиты» автомобилей, расценивать данный вопрос в качестве составного элемента планов профилактики преступлений, настойчиво добиваться включения мероприятий по устройству охраняемых стоянок в комплексные планы социального развития городов и районов.
Значительное количество угонов и хищений преступниками совершается потому, что хорошо изучив стандартные запирающие устройства и технологию противоугонных систем, они сравнительно легко проникают в салон автомобиля. Здесь следует отметить, что в целом в настоящее время нет оснований говорить о достаточной эффективности противоугонных систем, да и уровень осознания владельцев автомобилей о необходимости использования противоугонных систем пока относительно низок. Только в 50% случаев угонов и 30% хищений транспортное средство было оборудовано противоугонным устройством. Данные цифры подтверждаются исследованиями и других авторов [18, с. 100].
Совершению преступных посягательств на автомобили благоприятствует также беспечность и легкомыслие отдельных водителей, оставляющих автомобили без присмотра, иногда с незапертой дверцей и включенным двигателем, что существенно облегчает доступ преступника к автомобилю. Следует отметить еще одну разновидность беспечности. Нередко водители личных автомашин за определенную плату соглашаются подвозить совершенно незнакомых им лиц и это стремление «подзаработать» в ряде
_188
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №3(25)
случаев, заканчивается как правило, грабежом ил и разбойным нап ад ением. Несм отря на большую разъяснительную работу, осуществляемую органами внутренних дел среди владельцев личного автотранспорта, эти случаи продолжают иметь место и выступают в качестве наиболее распространенных факторов, способствующих совершению посягательств на автотранспорт.
В ограниченных объемах статьи мы не можем рассмотреть более подробно все факторы, детерминирующие угоны и хищения транспортных средств, но надеемся, что проведенный анализ, может оказать определенную помощь в разработке системы мер предупреждения преступности рассматриваемого вида.
Литература:
1. Аванесов Г. А. Криминология / Г. А. Аванесов, С. М. Иншаков, С. Я. Лебедев, Н. Д. Эриашвили. М., 2007; Антонян Ю. М. Концепция причин преступности и причины преступности в современной России / Ю. М. Антонян // Преступность и общество. М.: ВНИИ МВД России, 2001 ; Здравомыслов А. Г. Социология Российского кризиса / А. Г. Здравомыслов. М.: Наука. 1999 ; Гилинский Я. И. Проблема причинности в криминологической науке /Я. И. Гилинский // Советское государство и право. 1986. № 8 ; Кузнецова В. Т. Проблемы криминологической детерминации / Н. Т. Кузнецова. М., 1984.
2. Криминология /под ред. В.Д. Малкова, В.А. Лелекова, С.Т. Гаврилова, А.Н. Ильяшенко, А.В. Долгова. Воронеж, 2005. С. 216 ; Аванесов Г.А. Криминология / Г.А. Аванесов, С.М. Иншаков, С.Я. Лебедев, Н.Д. Эриашвили. М., 2007.
3. Категории материалистической диалектики. М., 1967.
4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 2003.
5. Сахаров А. Б. Проблема преступности в современных условиях / А. Б. Сахаров, Г. С. Саркисов. Ереван, 1991.
6. Философский словарь. М., 1987.
7. Кудрявцев В. Н. Причинная связь в правовой сфере / В.Н. Кудрявцев / Методологические проблемы советской юридической науки. М., 1980.
8. Аванесов Г. А. Криминология / Г. А. Аванесов, С. М. Иншаков, С. Я. Лебедев, Н. Д. Эриашвили. М., 2007.
9. Кудрявцев В. Н. Правонарушения: причины и предупреждение /В. Н. Кудрявцев. М., 1977
10. Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика / Г. А. Аванесов. М., 1980 ; Гилинский Я. И. Криминология. Курс лекций / Я. И. Гилинский. СПб., 2002; Коробейников Б. В. Изучение факторов, влияющих на изменение уровня и структуры преступности / Б. В. Коробейников, Н. А. Селиванов, К. Ф. Скворцов // Советское государство и право. 1982. №1 ; Горяинов К. К. Криминологическая обстановка (методологические аспекты) /К.К. Горяинов. М., 1991.
11. Криминология / Под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. М., 2007.
12. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.mvdinform.ru (дата обращения 30.05.2009 г.).
13. Белик Ю.С. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и предупреждения: монография /Ю. С. Белик. Екатеринбург, 2006. ; Буз С. А. Хищения легковых автомобилей. Проблемы уголовно-правового регулирования и правоприменительной практики: монография / С. А. Буз, М. К. Магомедов. Краснодар, 2008 ; Ким Е. Р. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств (по материалам Дальневосточного региона): Дис... канд. юрид. наук: 12.00.08 / Е. Р. Ким. Хабаровск, 2006.
14. Ким Е. Р. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств (по материалам Дальневосточного региона): Дис... канд. юрид. наук: 12.00.08/Е.Р. Ким. Хабаровск, 2006.
15. Гаренская Е. Я. Нелегальный автобизнес и борьба с ним / Е. Я. Гаренская // Преступность и культура. М., 1999 ; Темников В. В. О некоторых проблемах предупреждения преступных посягательств, связанных с автотранспортом / В.В. Темников // Россия в глобальном мире: проблемы становления и развития. Сборник научных трудов: Вып. 1. Воронеж, 2007.
16. Незаконный оборот автотранспортных средств // Интерпол в России. 2004. № 4.
17. Криминология /под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2002.
18. Буз С. А. Хищения легковых автомобилей. Проблемы уголовно-правового регулирования и правоприменительной практики: монография / С. А. Буз, М.К. Магомедов. Краснодар, 2008.
189