Научная статья на тему 'Преподавательские кадры в условиях инновационного образования'

Преподавательские кадры в условиях инновационного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of Siberian Medical Sciences
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ЛЕКТОР / ТЬЮТОР / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КОНСУЛЬТАНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иксанова Г. Р.

Введение кредитной системы обучения вызвано общемировыми тенденциями в реформировании национальных систем образования. При кредитной системе обучения в зависимости от функционального назначения преподаватель (педагог) может выступать в роли того или иного субъекта образовательного процесса: лектора, тьютора, члена специальных комитетов. Образовательная деятельность в условиях кредитной системы с широким применением активных форм обучения развивает у студентов способность и потребность в самостоятельной углубленной работе, стимулирует работу преподавателя, учит его презентовать себя и свою дисциплину, что приводит к развитию его индивидуальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иксанова Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Преподавательские кадры в условиях инновационного образования»

№ 1 - 2007 г. 13.00.00 педагогические науки

УДК 371.12:37.014.3

Преподавательские кадры в условиях инновационного образования

Г.Р. Иксанова

Казанский государственный университет (г. Казань)

Введение кредитной системы обучения вызвано общемировыми тенденциями в реформировании национальных систем образования.

При кредитной системе обучения в зависимости от функционального назначения преподаватель (педагог) может выступать в роли того или иного субъекта образовательного процесса: лектора, тьютора, члена специальных комитетов.

Образовательная деятельность в условиях кредитной системы с широким применением активных форм обучения развивает у студентов способность и потребность в самостоятельной углубленной работе, стимулирует работу преподавателя, учит его презентовать себя и свою дисциплину, что приводит к развитию его индивидуальности.

Ключевые слова: кредитная система обучения, лектор, тьютор, академический консультант

Главной задачей XXI века является улучшение качества жизни, в том числе качества образования, определяющего условия развития личности.

Введение кредитной системы обучения вызвано общемировыми тенденциями в реформировании национальных систем образования. Изучение и анализ ее внедрения показывают, что в различных странах она имеет свои специфические особенности. Тем не менее, эффективность и целесообразность кредитной системы обучения подтверждается все большим распространением ее в системе образования многих стран мира. Кредитная система обучения стимулирует активную самостоятельную работу обучающихся, обеспечивает выборность индивидуальной образовательной траектории, мобильность, большую степень академической свободы бакалавров, магистрантов, докторантов, способствует признанию документов образования в мировом образовательном пространстве. Данная система является средством повышения качества подготовки специалистов, что напрямую связано с изменением роли и функций преподавательского состава вуза [3].

При кредитной системе обучения в зависимости от функционального назначения преподаватель (педагог) может выступать в роли того или иного субъекта образовательного процесса: лектора, тьютора, члена специальных комитетов (служб).

Лекторами назначаются высококвалифицированные преподаватели, готовые проводить лекционные занятия на высоком научно-методическом уровне, как правило, академические или ассоциированные профессоры. Однако по решению Ученого совета вуза (факультета) право чтения лекций ежегодно предоставляется и ассистентам профессоров из числа наиболее опытных преподавателей без ученой степени.

Лекции читаются академическим потокам, то есть нескольким однопрофильным группам студентов, численность которых зависит от квалификации лектора и технических возможностей аудитории.

Необходимо отметить, отличительная черта кредитной системы обучения заключается в том, что лекции наряду с семинарами должны быть активными. Общим характерным признаком активного обучения является то, что учебные цели достигаются в совместной деятельности участников процесса обучения, организуемой преподавателем как диалогическое общение. Это создает условия для обмена точками зрения, постановки вопросов, согласования позиции, координации действий, контроля и коррекции совместных действий, коллективного анализа полученных результатов и самого процесса совместной деятельности.

К активным видам вузовской лекции относятся: проблемная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция. По мнению А.А. Вербицкого, точки зрения которого мы придерживаемся, "с помощью таких лекций задается последовательный переход от простой передачи информации до активного освоения содержания обучения с включением механизмов теоретического мышления и всей структуры психических функций. В этом процессе нарастает вклад самих обучаемых в порождение содержания образования, возрастает роль диалогического взаимодействия и общения в ходе лекции, усиливается значение социального контекста при формировании профессионально важных качеств личности специалиста" [2].

Таким образом, образовательная деятельность в условиях кредитной системы с широким применением активных форм обучения развивает у студентов способность и потребность в самостоятельной углубленной работе, стимулирует работу преподавателя, учит его презентовать себя и свою дисциплину, что приводит к развитию его индивидуальности. Деятельность преподавателя направлена не только на студентов, но и на самого себя. Это, в свою очередь, должно привести к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию педагога, ведь, как известно, "чтобы обучать других, каждый должен учиться сам".

Тьютор - преподаватель по учебным дисциплинам, который проводит практические (семинарские) занятия и осуществляет консультации по конкретной дисциплине, организацию и выполнение СРС, структурирование знаний в данной области, руководство семестровой и курсовой работой, организацию практики [1].

Тьютор контролирует процесс изучения дисциплины каждым обучающимся, оценивает выполнение индивидуальных заданий, его работу на практических (семинарских) занятиях и при необходимости оказывает ему помощь. Он также может проводить общий анализ состояния дел обучающегося в изучении конкретной дисциплины. Обладая качествами преподавателя, тьютор должен проводить на высоком уровне практические и семинарские занятия, помогать студентам в их профессиональном самоопределении, обеспечивать правильное и эффективное использование учебно-методического сопровождения дисциплины. Выполняя функции консультанта, он координирует познавательный процесс студентов, проводит групповые консультационные и

коммуникативные занятия, индивидуально консультирует слушателей по различным вопросам изучаемой дисциплины. А в роли менеджера осуществляет набор и формирование групп студентов, управляет проведением групповых занятий, контролирует выполнение обучающимися графика освоения дисциплины.

Задачи тьютора:

• оказание помощи и получении максимальной отдачи от обучения;

• осуществление систематического контроля за успеваемостью обучающегося;

• обеспечение обратной связи по выполненным заданиям;

• проведение групповых и индивидуальных консультаций;

• поддержание заинтересованности в обучении на протяжении всего периода обучения.

Для выбора и реализации индивидуальной образовательной траектории обучения, а также для обеспечения мобильности и гибкости учебных планов в условиях кредитной системы обучения в высших учебных заведениях организуется консультативная служба или так называемая служба академических консультантов. (В зарубежных вузах такие консультанты, как правило, именуются тьюторами или эдвайзерами).

Службу консультантов рекомендуется создавать при деканатах факультетов. Число консультантов устанавливается вузом в зависимости от числа студентов на факультете (например, один консультант на 300 студентов). Каждый консультант должен курировать студентов от первого до выпускного курса.

Консультант должен представлять академические интересы студентов, участвовать в подготовке всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса, предоставлять их студентам на стендах и на сайте вуза, осуществлять групповые и индивидуальные консультации студентов с целью наиболее рационального составления индивидуальных учебных планов с учетом рабочих учебных планов по направлениям подготовки, в случае необходимости корректировать. Следует отметить, что академические консультации должны проводиться на регулярной основе в течение семестра (академического периода).

Оказывая студентам содействие в выборе траектории обучения и освоении ими образовательной программы в период обучения, деятельность академических консультантов также включает в себя знакомство студентов с правилами организации образовательного процесса; определение приоритетов обучающихся, их склонностей и возможностей; знакомство с типовым учебным планом и каталогом элективных дисциплин (требования к составлению: перечень дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору); разъяснение о количестве кредитов и способах их освоения; помощь в решении вопросов будущей карьеры, определении темы выпускной работы, определении базы профессиональной практики.

Консультант имеет право содействовать студентам в период внесения изменений в индивидуальные учебные планы; принимать участие в работе комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов; контролировать своевременную подготовку и наличие всех методических материалов, необходимых для обучения по данному направлению подготовки (специальности); проверять выполнение правил проведения текущего и промежуточного контроля по всем дисциплинам, а также участвовать в работе комиссий по проведению контрольных мероприятий освоения учебного материала, проводимых руководством вуза.

В течение учебного года консультант работает согласно расписанию консультаций, которое хранится в деканате факультета. Для решения срочных академических проблем обучающихся консультант может назначать индивидуальные встречи сверхустановленного графика.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что роль и функции преподавателя в условиях кредитной системы обучения меняются. Он не просто передает готовые знания, а стимулирует и реорганизует процесс обучения, становится консультантом, сменяет роль "мудреца на подмостках" на роль "помощника под рукой" (Дж. Маккензи). И преподаватели, и студенты становятся активными участниками образовательного процесса, их отношения приобретают субъект-субъектный характер, основываются на доверии, взаимном уважении, равноправии и реализуются в форме диалога.

Следует также отметить, что из всего многообразия функций педагогических кадров в процессе деятельности в рамках личностно-ориентированной кредитной системы обучения особенно актуальна фасилитативная функция. Фасилитация (от англ. глагола facilitate - облегчать, помогать, способствовать) есть "повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы других людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида". Фасилитатор помогает обучающемуся выразить себя, выразить то положительное, что в нем есть; устанавливает со студентами отношения партнерства, обеспечивая им психологическую поддержку в ходе обучения, организовывает их деятельность в области обучения воспитания личности. Заинтересованность педагога в успехах обучающихся, благожелательное, поддерживающая контакт атмосфера общения облегчает педагогическое взаимодействие, способствует самоактуализации студента и его дальнейшему развитию.

Развитие отношений сотрудничества в рамках кредитной системы обучения связано с добровольным принятием студентами стимулирующей роли преподавателя, что проявляется в стремлении учиться у него, общаться с ним, подражать ему. В этом случае определяющую роль играют такие характеристики как духовный облик самого преподавателя, его профессиональная компетентность, творческое отношение к делу, умение сотрудничать с коллегами, которые являются чрезвычайно важными в инновационном образовании.

Список литературы

1. Васильева Е.Н. Тьюторство как механизм непрерывного профессионального образования педагога / Е.Н. Васильева // Стандарты и мониторинг в образовании. -N 6 (ноябрь-декабрь). - 2006. - С.32-37.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие / А.А. Вербицкий // М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

3. Абдыгаппарова С.Б. Основы кредитной системы обучения в Казахстане / С.Б. Абдыгаппарова [и др.]; Под общ. ред. Ж.А. Кулекеева, Г.Н. Гамарника, Б.С. Абдрасилова // Алматы: Казак университет, 2004. - 198 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.