Научная статья на тему 'Организационная неделя как первый этап адаптации студентов вуза к кредитной системе обучения'

Организационная неделя как первый этап адаптации студентов вуза к кредитной системе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иксанова Г. Р.

Статья посвящена проблеме внедрения европейской кредитной технологии обучения в образовательный процесс отечественных вузов. Приводится описание организационных мероприятий, проводимых на вводной неделе и направленных на адаптацию студентов к ново му образовательно му процессу. Также предлагается вниманию опыт казахстанских вузов по исследуемой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иксанова Г. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационная неделя как первый этап адаптации студентов вуза к кредитной системе обучения»

УДК 378

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ НЕДЕЛЯ КАК ПЕРВЫЙ ЭТАП АДАПТАЦИИ

СТУДЕНТОВ ВУЗА К КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Г.Р.Иксанова

Статья посвящена проблеме внедрения европейской кредитной технологии обучения в образовательный процесс отечественных вузов. Приводится описание организационных мероприятий, проводимых на вводной неделе и направленных на адаптацию студентов к новому образовательному процессу. Также предлагается вниманию опыт казахстанских вузов по исследуемой проблеме.

Ключевые слова: Болонский процесс, кредитная система обучения, адаптация студентов, организационная неделя.

Присоединение целого ряда стран к Болонскому процессу направлено на формирование единого европейского образовательного пространства. Эта пока во многом абстрактная категория для стран СНГ основана на следующих важнейших принципах: построение многоуровневой системы высшего образования, введение системы зачетных единиц (академических кредитов), обеспечение мобильности студентов и преподавателей, выдача единого европейского приложения к диплому, функционирование сопоставимой системы оценки качества обучения на основе аккредитации и др. Подписав Болонскую декларацию, Россия также ориентирована на интеграцию в мировое образовательное пространство, модернизацию национальной модели непрерывного образования, удовлетворение запросов личности и общества в конкурентоспособном специалисте. Одним из средств данного процесса является кредитная система обучения, поскольку Болонская декларация в качестве одного из алгоритмов учета трудоемкости образовательных программ предлагает Европейскую систему перевода и накопления кредитов - БСТБ [1].

В нормативных документах ЮНЕСКО кредитная система определена как «образовательная система, повышающая уровень самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках строгой регламентации учебного

процесса и учета объема знаний в виде кредитов» [2, С. 28]. Ее особенностями являются построение студентами индивидуального учебного плана, выбор элективных дисциплин и преподавателей, увеличение объема самостоятельной работы, важность партнерских доверительных отношений между субъектами образования, возможность продолжить обучение и набрать необходимое количество зачетных единиц в других вузах [3].

Специфика кредитной системы, её существенные отличия от традиционной системы образования, с нашей точки зрения, предопределяют ряд сложностей, с которыми сталкиваются студенты и преподаватели отечественных вузов. Поэтому особую актуальность приобретают вопросы организации процесса обучения в условиях кредитной системы и адаптации субъектов образовательного процесса к ней. На начальном этапе основные направления работы связаны с формированием представлений о новой системе обучения, положительного отношения к ней и установки на активное участие всех заинтересованных сторон в образовательном процессе.

Эти задачи, безусловно, должны реализовываться в рамках опоры вузовского образования на все предшествующие уровни: предшкола, школа, колледжи, где навыки самостоятельной работы должны прививаться, а умения работать индивидуально и в команде формироваться с самих азов. Однако, в наших реалиях эти процессы не только в России, но и во всех странах постсоветского пространства, включая интегрировавшиеся в Таможенный союз Казахстан и Беларусь, протекают одновременно. Поэтому вузы вынуждены самостоятельно решать проблемы без опоры на предыдущие звенья образовательной цепи.

Как показывает панельный опрос ряда первокурсников казахстанских вузов, испытывают беспокойство и неуверенность первые 2-3 месяца до 4045% студентов, которые указывают, что школьная система была бы для них лучше. Данный процент значительно снижается после первой сессии (15 -20%) и значительно сокращается после первого года учебы (5-7%). На уровне 5-7% данный процент коррелирует с количеством студентов-задолженников,

остающихся на летний семестр. Безусловно, процесс адаптации в системе школьник-студент связан не только с инновациями в вузовской системе. Но последние привносят существенную неопределенность и повышают риск стрессовых состояний и неуверенности.

Решение определенного ряда организационных задач по адаптации студентов к кредитной системе обучения может успешно осуществляться в ходе первых, одной-двух вводных недель. Данный временной отрезок включает в себя: 1) ознакомительный курс для студентов «Введение в кредитную систему обучения»; 2) групповые и индивидуальные консультации тьюторов, в том числе и по формированию траектории обучения и выбору дисциплин и преподавателей; 3) ознакомление с интернет-контентом и посещение библиотеки.

Курс «Введение в кредитную систему обучения» носит пропедевтический характер и имеет целью формирование у студентов представлений о ее специфике, понятийно-терминологическом аппарате, организационных формах, особенностях контроля и оценки знаний и других особенностях системы и особенностях ее применения в конкретном вузе. В течение данного курса рассматриваются, как правило, следующие темы: «Сущность кредитной системы обучения», «Формы организации обучения при кредитной системе обучения», «Контроль и оценка знаний обучающихся», «Организация самостоятельной работы студентов при кредитной системе обучения». В процессе изучения данных тем студенты знакомятся с сущностью понятий, образующих тезаурус, необходимый для описания и разъяснения содержания, структуры и особенностей организации кредитной системы обучения, формами Силлабусов и макетами УМКд. Вследствие этого идет овладение формами и конкретным содержанием аппарата данной системы, который является «языком делового общения» участников образовательного процесса, что, в свою очередь, способствует успешной адаптации студентов. С целью формирования необходимых умений, приобретения опыта работы в условиях кредитной системы обучения, занятия

данного курса строятся в соответствии с её требованиями. Составляется недельное или двухнедельное расписание и к каждому занятию студентам лекторы из числа лучших педагогов и методистов факультетов предлагают активные раздаточные материалы, презентации, которые служат повышению их мотивации к успешному усвоению темы (тезисы лекции, ссылки, глоссарий, задания для самостоятельной работы). Причем, при работе над темами используются активные формы и методы обучения. В частности, наряду с академической лекцией студентам читается: а) проблемная лекция по теме «Контроль и оценка знаний обучающихся; б) лекция-визуализация по теме «Формы организации обучения при кредитной системе» и др.

Таким образом, курс «Введение в кредитную систему обучения» способствует не только формированию представлений о данной системе обучения, но и приобретению первичного опыта учебной деятельности в условиях, максимально приближенных к реальным. Одним из важных факторов здесь становится отбор преподавательского состава и их высокая мотивация, которые в значительной степени влияют на результаты мотивации и успешность первой и частично второй сессий - как промежуточный результат обучения.

Дальнейшая работа по адаптации студентов к кредитной системе обучения продолжается академическими консультантами. Отметим, в России их называют тьюторами, в Казахстане - эдвайзерами. В процессе изучения курса «Введение в кредитную систему обучения» студенты получают представление об их обязанностях. Однако только на индивидуальных и групповых консультациях тьюторов, студенты осознают, что тьюторы на самом деле представляют академические интересы обучающихся, помогают в построении индивидуальной траектории обучения и освоении образовательной программы, обеспечивают информационными материалами по организации учебного процесса [4].

Групповая консультация тьюторов, согласно расписанию запланированная на вводной неделе, и по графику на всех последующих, что

носит организационно-методический и воспитательный характер, поскольку посвящается ознакомлению студентов с правилами организации образовательного процесса, содержанием информационного пакета обучающегося. Данная форма практически полностью вытесняет кураторство, массово распространенное в советский период вместе с постепенно уходящими в прошлое идеологическими и хозяйственными мероприятиями, на которые студентов отвлекают только в крайних случаях. Групповая консультация предшествует индивидуальным, на которых академические консультанты помогают студентам в определении индивидуальной траектории обучения с учетом их потребностей, интересов, наклонностей и возможностей. Оказывая содействие студентам при составлении индивидуальных учебных планов, тьюторы опираются на данные, полученные в ходе анкетирования абитуриентов, самооценки качеств личности и учебных умений студентов, а также единого государственного экзамена [5]. Необходимо отметить, что составление индивидуального учебного плана является для студента важным психологическим моментом. Разработанный с учетом индивидуальных особенностей, он делает процесс обучения для студента личностно значимым, более мотивированным.

Здесь возникает серьезная проблема личности профессионального консультанта - тьютора. В идеале это должен быть наиболее опытный специалист из числа людей с ученой степенью и серьезным опытом практической работы, опирающийся на знание текущей ситуации на рынке труда. К сожалению казахстанский опыт показывает, что эту работу зачастую возлагают на молодых преподавателей или преподавателей перегружают количеством «приписанных» к ним студентов, что даже при наличии мотивации не дает высокого качества совместной работы. Одним из стимулов для эффективной работы может считаться оплата за каждого студента, а критерием эффективности работы - мониторинг трудоустройства и карьеры. В данном случае считается нормой, если академический наставник «сопровождает» студентов весь период обучения в вузе, становится их

полномочным представителем во взаимоотношениях с академическими вузовскими структурами и рыночной средой с период практики и дипломного проектирования. Развитие этого инструмента - это один из шагов к практикоориентированному обучению за счет индивидуализации траекторий обучения.

В условиях кредитной системы значительно возрастает роль интернет-контента университета и библиотеки на бумажных и электронных носителях. Это ключевые подразделения вуза, которые отвечают за хранение, переработку и передачу информации, доступ к рейтинговым мировым базам данных. Доступность информационных источников является необходимым условием эффективной организации учебного процесса при кредитной системе обучения. Поэтому студенты в организационный период знакомятся с работой глобальной и локальной сети университета, его сайтом, библиотеки, учатся вести поиск необходимой информации с помощью электронного каталога в базах данных локальной и глобальной сети Интернет.

Изучая опыт высшей школы Казахстана по внедрению кредитной системы обучения в целом и проведению организационной недели в частности, следует сказать, что он может быть интересен и применен в российских вузах, в которых переход на новую систему обучения осуществляется в экспериментальном порядке. В Казахстане эксперимент по внедрению был начат двадцатью вузами в 2003 году и в 2010 завершен, когда все вузы перешли по приказу министра на кредитную систему обучения [6].

Так, в Костанайском государственном университете им.А.Байтурсынова на организационной неделе проводится факультатив «Университетская жизнь», цель которого ознакомить первокурсников со структурой университета и факультетов, с историей вуза и перспективами его развития в современных условиях, общественно-культурной жизнью университета. Студентам читается курс «Введение в специальность», «Байтурсыноведение», на котором изучается биография ученого-просветителя, организуется посещение музеев, лабораторий на факультетах, проводятся встречи с выпускниками и специалистами. В

рамках факультатива помимо лекционных занятий об особенностях кредитной системы обучения, балльно-рейтинговой оценке знаний студентов, проводятся практические занятия по организации учебного процесса при кредитной технологии обучения, выдаются справочники-путеводители, осуществляется запись на учебные дисциплины, выбор элективных дисциплин [7].

Справочник-путеводитель, предоставляемый казахстанским студентам в печатной и электронной форме, состоит из следующих разделов: «Общие сведения об университете», «Структура вуза», «Центр знаний» и «Центр первичной медико-санитарной помощи», «Профсоюзная организация студентов», «Памятка для первокурсников-призывников», «Права и обязанности студентов», «Образовательный кредит». Особое внимание заслуживают такие разделы, как «Краткая информация о кредитной технологии обучения» и «Организация учебного процесса заочной формы обучения по кредитной технологии». В них представлен глоссарий по кредитной технологии обучения, общий положения содержат информацию об образовательной траектории, индивидуальном учебном плане, академическом календаре, накопительных кредитах, учебно-методическом комплексе, силлабусе, эдвайзере, оказывающем содействие студентам в выборе траектории обучения и освоении образовательной программы в период обучения. Кроме того, в справочнике-путеводителе представлена организация самостоятельной работы студентов, дана характеристика форм СРС, подробно описана система контроля и оценки учебных достижений студентов, организация летнего семестра, перевод на следующий курс и расчет переводного балла, правила восстановления и др. [8].

Таким образом, выдаваемый студенту в самом начале учебного года справочник-путеводитель обеспечивает обучающегося и его родителей необходимым методическим материалом, позволяющим ликвидировать недостатки знаний об организации учебного процесса в вузе, о кредитной системе обучения, ее целях, структуре, содержании. Он является важным

пакетом минимальных требований, связанных со сбором и обменом информацией между студентами, преподавателями и родителями.

Подводя итог, отметим, что после организационной недели и российские, и казахстанские студенты имеют определенное представление о кредитной системе обучения, знакомы с содержанием информационного пакета, точно знают, у кого и где можно получить необходимую информацию. У них исчезает чувство страха, неуверенности, которое обычно характерно для людей, оказавшихся в непривычной обстановке, тем самым обеспечивается успешная адаптация к кредитной системе обучения. Возможность обучаться в условиях новой системы, соответствующей современным требованиям и мировым стандартам, вызывает у студентов положительные эмоции, интерес к ней, стремление испытать свои возможности.

Источники:

1. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд. 3-е исправ. и допол. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2003. 128 с.

2. Институт магистратуры: организация образовательного процесса на основе кредитной технологии / Ж.Д.Дадебаев, А.К.Атыханов, Н.А.Асанов и др. Алматы: Казак университет^ 2003. 152 с.

3. Баум В.В., Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Система зачетных единиц (кредитов) как один из инструментов признания квалификаций: Учебное пособие. Москва, 2008. 167с.

4. Адольф В.А., Пилипчевская Н.В. Тьюторская деятельность как механизм реализации ФГОС // Высшее образование в России. 2012, № 11. С. 164-166.

5. Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц (Письмо Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 15-55-357ин/15).

6. Газалиев А.М., Егоров В.В., Брейдо И.В. Особенности внедрения системы зачетных единиц в технических вузах Казахстана // Высшее образование в России. 2012, № 12. С. 131-137.

7. Рабочая учебная программа факультатива «Университетская жизнь». - Костанай: КГУ им. А.Байтурсынова, 2011.

8. Справочник-путеводитель студента. 2011-2012 учебный год. Костанай: КГУ им. А.Байтурсынова, 2011. 32 с.

Зарегистрирована: 07.02 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.