Научная статья на тему 'Расширение инновационной деятельности российских вузов в контексте реализации целей Болонской декларации: опыт и перспективы'

Расширение инновационной деятельности российских вузов в контексте реализации целей Болонской декларации: опыт и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕГРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМА ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦ / КРЕДИТНО-МОДУЛЬНАЯ СТРУКТУРА УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ / ИНСТИТУТ ТЬЮТОРСТВА / MARKING AND RATING SYSTEM OF STUDENTS' ACTIVITY ESTIMATION / BOLOGNA PROCESS / INNOVATIVE ACTIVITY / INTEGRATION / INTERNATIONAL EDUCATION SPACE / ORGANIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS / CREDIT-BASED EDUCATIONAL SYSTEM / CREDIT-MODULE STRUCTURE OF CURRICULA / INTERACTIVE INFORMATIVE PORTAL / TUTOR INSTITUTE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Маргарита Анатольевна

Статья посвящена проблемам расширения инновационной деятельности вузов России с учетом общих направлений Болонского процесса. Автор излагает опыт Южно-Уральского государственного университета по переходу на систему зачетных единиц, специфику организации учебного процесса в новом формате обучения. В статье автором обозначены проблемы и перспективы интеграции вузов России в международное образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова Маргарита Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expansion of innovative activity of Russian institutions of higher education in the context of realization of the Bologna declaration purposes: experience and prospects

The article is devoted to the problems of expansion of innovative activity of Russian institutions of higher education with a glance to the general directions of the Bologna process. The author expounds the experience of the South Ural State University on adoption of the credit-based educational system, specificity of organization of educational process within a new teaching system. In article the author designates the problems and prospects of integration of Russian institutions of higher education into the international education space.

Текст научной работы на тему «Расширение инновационной деятельности российских вузов в контексте реализации целей Болонской декларации: опыт и перспективы»

УДК 378

ББК У9(2)262.25+4488.74(2)61

РАСШИРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕЙ БОЛОНСКОЙ ДЕКЛАРАЦИИ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ

М.А. Сафронова

Статья посвящена проблемам расширения инновационной деятельности вузов России с учетом общих направлений Болонского процесса. Автор излагает опыт Южно-Уральского государственного университета по переходу на систему зачетных единиц, специфику организации учебного процесса в новом формате обучения. В статье автором обозначены проблемы и перспективы интеграции вузов России в международное образовательное пространство.

Ключевые слова: Болонский процесс, инновационная деятельность, интеграция, международное образовательное пространство, организация учебного процесса, система зачетных единиц, кредитно-модульная структура учебных планов, балльно-рейтинговоя система оценки деятельности студентов, интерактивный информационный портал, институт тьюторства.

Россия, подписав в 2003 году Болонскую декларацию, встала на путь интеграции системы высшего профессионального образования страны в мировую систему высшего образования. Стратегия модернизации российского образования, предусматривая сохранение и развитие достижений и традиций российской высшей школы, ориентирует высшие учебные заведения на существенное обновление образовательной деятельности. В настоящее время инновационное развитие Российского образования идет с учетом общих направлений Болонского процесса.

Начиная с 2007-2008 учебного года ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» в рамках расширения своей инновационной деятельности участвует в эксперименте Министерства образования и науки РФ по переходу на систему зачетных единиц. Для участия в эксперименте был выбран один из 35 факультетов крупнейшего в регионе, в недавнем прошлом технического университета - факультет коммерции. В настоящее время это динамично развивающийся факультет, активно внедряющий инновационные технологии обучения. По содержанию своей основной образовательной деятельности он представляет собой торгово-экономический факультет, ведущий обучение по 17 специальностям и направлениям и обеспечивающий потребности региона в квалифицированных кадрах для бизнес-пространства.

Руководством факультета было принято решение о переходе на систему зачетных еди-

ниц всех форм обучения, специальностей и направлений факультета начиная с 1-го курса 2007-2008 учебного года. Таким образом, в эксперименте в настоящее время участвуют студенты первых и вторых курсов всех специальностей и направлений подготовки общей численностью более 1500 человек.

Начав работу по переходу на уровневую систему обучения, факультет столкнулся с двумя основными трудностями.

Одной из наиболее сложных проблем, имеющей системный характер, стало предвзятое, негативное отношение общества к европейской системе образования. Эта проблема неоднократно обсуждалась специалистами разных уровней. Ее решение невозможно без комплексных действий на государственном, институциональном и социальном уровнях. Тем не менее, масштаб проблемы тормозил эффективное проведение эксперимента. Негативное отношение потребителей образовательных услуг сводило на нет все усилия факультета по привлечению абитуриентов и организации учебного процесса в новом формате.

Другой проблемой стала профессиональная неориентированность основной массы будущих студентов, поступающих на факультет. Как показала практика, абсолютное большинство абитуриентов не только не готово к обучению в новом формате по системе зачетных единиц, но и крайне слабо представляет себе специфику выбранной образовательной программы. Более того, большая часть выпускников школ крайне слабо пред-

ставляют себе, чем хотят заниматься во взрослой жизни и часто выбирают специальность уже в стенах университета, руководствуясь красивым названием и высоким, в их понимании, уровнем оплаты данных специалистов на рынке.

Для эффективного внедрения европейской системы образования такое положение недопустимо по двум причинам:

- во-первых, необходимо сформировать интерес абитуриентов и заказчиков образовательных услуг к обучению по системе зачетных единиц, сломать существующие предубеждения, сформировать уверенность в прогрессивности данной формы обучения;

- во-вторых, необходимо сформировать у абитуриентов четкую профориентационную установку на ту или иную образовательную программу, так как сам формат европейской системы образования предусматривает успешное обучение только высоко мотивированного на получение профессии студента. Формировать такую мотивацию в вузе уже бессмысленно, так как часто на обучение по образовательной программе приходит профессионально непригодный абитуриент, морально не готовый к упорному систематическому познавательному труду [3].

Для эффективного решения описанных проблем путем формирования позитивного имиджа реализации уровневой системы образования в конкретной образовательной структуре и профессиональной ориентации абитуриентов была разработана программа мероприятий по формированию положительного имиджа и лояльности потребителей образовательных услуг и одновременно их профессиональной ориентации в сложных условиях внедрения целей Болонской декларации, который лег в основу данной статьи.

В рамках разработанной программы факультет коммерции силами своего профессорско-преподавательского состава внедрил профильную подготовку студентов старших 9, 10, 11 классов средних общеобразовательных школ города. Было выбрано 3 основных профиля обучения: экономический, технологический, гуманитарный. При этом, в рамках экономического профиля были объединены дисциплины всех экономических специальностей факультета, в рамках гуманитарного -специальности «Паблик рилейшнз» и «Реклама», а в рамках технологического - специальностей и направлений «Товароведение и

экспертиза товаров» и «Технология продуктов питания».

В основу каждого профиля легло 5-6 элективных курсов, в полной мере охватывающих специфику соответствующей профессии. Учащиеся и их родители могут выбрать любой набор интересующих их дисциплин. Занятия по дисциплинам ведут опытные преподаватели из числа профессорско-преподавательского состава факультета, способные в полной мере показать достоинства изучаемого курса.

Таким образом, уже начиная с 9-го класса, будущие абитуриенты находятся в профессиональной среде, постигая азы будущей профессии. При этом на выходе из школы выпускники, как правило, имеют четкое представление о предстоящем обучении и дальнейшей профессиональной деятельности, а также четко мотивированы на работу в этом направлении.

Следующим этапом программы создания эффективной мотивации к образованию по европейскому формату является создание мощной платформы или, так называемого, ядра бренда. Как известно из маркетинга, наиболее сильный и прочный имидж складывается на основе естественно присущих организации характеристик.

Поэтому в плане усиления имиджа уровневой системы образования важное значение имеет качественное внедрение в учебный процесс факультета системы зачетных единиц. Ему предшествовала большая подготовительная работа, которая продолжалась более года. Была создана рабочая группа из числа ведущих преподавателей факультета и разработан план перехода на систему ЕСТБ. На данном этапе был изучен опыт ведущих вузов России - прежде всего, Российского университета дружбы народов, головного вуза по координации внедрения системы зачетных единиц. Неоценимую помощь оказали факультету и коллеги из Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета. В течение подготовительного периода члены рабочей группы неоднократно принимали участие в международных и всероссийских семинарах и конференциях, посвященных Болонскому процессу.

В результате подготовительной работы на факультете были разработаны и утверждены основные положения, позволяющие

наметить способы оптимизации инновационной деятельности и стратегию перехода на уровневую систему высшего образования и систему зачетных единиц, в контексте реализации Болонской декларации. Они регламентируют использование кредитно-модульной системы в учебном процессе, технологии внедрения балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов и организации их самостоятельной работы [4]. Кроме этого, на основании рекомендаций Министерства образования и науки РФ факультетом была разработана методика расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах [6].

Таким образом, к окончанию подготовительного периода и началу непосредственной реализации эксперимента на факультете были подготовлены, обсуждены и утверждены руководством вуза внутренние распорядительно-нормативные документы, которые обеспечили минимально необходимую орга-низационно-управленческую базу для начала эксперимента.

Подготовка к началу обучения по системе зачетных единиц сопровождалась изменением видов и форм учебных планов. Была проведена большая методическая работа по составлению новых стабильных и рабочих учебных планов, а также по разработке форм индивидуальных учебных планов студентов. Были составлены и утверждены стабильные и базовые учебные планы, общие по направлению подготовки, служащие для определения содержания и трудоемкости учебной работы на весь период обучения.

В новых учебных планах трудоемкость дисциплин исчисляется не в академических часах, а в зачетных единицах. Пересчет трудоемкости дисциплин осуществлялся на первом этапе - простым пересчетом. Затем учитывалась весомость каждой учебной дисциплины для подготовки специалиста, место дисциплины в учебном плане, наличие по ней контрольных работ, рефератов, курсовых работ или проектов, а также принятые формы итогового контроля.

Структура базового плана дополнила структуру образовательной программы признаком обязательности изучения дисциплин, в соответствии с которым в базовом плане определены следующие блоки:

- блок обязательных для изучения дисциплин, входящих в состав федерального или регионального (вузовского) компонента ГОС ВПО;

- блок дисциплин специализации, выделяемый из специальных дисциплин;

- блок дисциплин свободного выбора.

Блоки дисциплин специализации и дисциплин свободного выбора обеспечили нелинейную организацию учебного процесса и позволили студентам обучаться по индивидуальной образовательной траектории [4].

Кроме того, при формировании стабильных и базовых учебных планов была унифицирована значительная часть дисциплин федерального компонента циклов ГСЭ и ЕН, изучаемых студентами на первых двух курсах обучения. Это позволило облегчить подготовку учебно-методических материалов по обеспечению учебного процесса.

Для студентов, зачисленных на первый курс факультета, кафедрами - держателями учебных планов составлены типовые индивидуальные учебные планы на первый год обучения. В дальнейшем, начиная со 2-го курса, студент сам будет формировать индивидуальные учебные планы, максимально приближенные к его персональным способностями и интересам.

Для помощи студентам в выборе и реализации их образовательных траекторий на факультете коммерции из числа ведущих преподавателей организована служба академических консультантов (тьюторов), закрепленных за академическими группами распоряжением по факультету.

При подборе тьюторов по образовательным программам мы руководствовались тем, что тьюторская деятельность, с одной стороны, подразумевает экспертное знание тьютором структуры и содержания учебного процесса по образовательной программе, а с другой - значительных временных затрат на работу с каждым студентом. Поэтому тьюторами выбирались ведущие преподаватели, не занятые административной деятельностью на кафедрах (не ученые секретари, не заведующие кафедрами). При этом, если в рамках одной образовательной программы обучается большое количество несколько академических групп, они были поделены между несколькими тьюторами (в среднем каждый тьютор решает вопросы примерно

2-х академических групп 1-го курса по 25-30 человек).

Следует отметить, что руководством факультета было принято решение о некотором расширении задач тьюторов. Это связано с тем, что на факультете традиционно работает институт кураторства. Он реально действовал и действует на протяжении всех лет работы факультета. При появлении института тьюторства возникла проблема разграничения обязанностей: в академических группах 2-6 курсов всех форм обучения сохранен институт кураторства, а на 1-м курсе функции куратора перешли к тьюторству.

Таким образом, основными задачами тьютора стали:

- разъяснительная работа со студентами об организации учебного процесса в кредитно-модульном формате;

- помощь студентам в формировании индивидуальной образовательной траектории;

- представление академических интересов студента в университете;

- подготовка всех необходимых информационных материалов по организации учебного процесса и доведение их до сведения студентов;

- проведение на регулярной основе академических консультаций в целях организации и контроля за выполнением студентами индивидуальных учебных планов;

- участие в работе деканатских комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости и академического статуса студентов;

- проверка выполнения правил проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по всем дисциплинам;

- проведение учебно-воспитательной и культурно-досуговой работы со студентами.

Внедрение системы зачетных единиц в учебный процесс сопровождается применением балльно-рейтинговой оценки деятельности студента [1]. Это, в свою очередь, предполагает полную обеспеченность учебного процесса методическими материалами. Для каждой образовательной программы кафедра - держатель учебного плана и сервисные кафедры подготовили:

- тематические программы по каждой дисциплине, с указанием ее трудоемкости в кредитах, а также целей освоения данной дисциплины;

- список общих и специальных компе-

тенций, которые студент должен освоить по каждой дисциплине;

- материалы для аудиторной работы по каждой дисциплине;

- материалы для самостоятельной работы студентов;

- материалы для контроля знаний;

- методику организации контроля учебной работы студентов, с перечнем контрольных мероприятий и методики их оценки;

- графики текущего контроля.

Формируемый факультетом информационный пакет программ, с одной стороны, обеспечит ясность и прозрачность образовательных услуг для потребителя, с другой стороны, явится эффективным инструментом управления качеством отдельных программ и образовательным процессом на факультете в целом.

Введение в учебный процесс балльнорейтинговой оценки деятельности студентов позволило ввести дифференцированный подход к оценке знаний, изменить технологию обучения за счет изменения соотношения аудиторной и самостоятельной работ студентов в сторону увеличения практических, семинарских и лабораторных занятий, стимулировало студентов для ежедневной учебной работы. Основной акцент при изучении студентом учебной дисциплины перенесен на самостоятельное освоение материала. Возросла роль индивидуальных и групповых консультаций. В этой связи меняется роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель выполняет функцию советчика, консультанта, который мотивирует студента к самостоятельной работе и обеспечивает студентам возможность самостоятельно осваивать дисциплины [2].

Таким образом, внедрение балльнорейтинговой системы позволило:

- сделать логичным и безболезненным переход учебного процесса от пятибалльной к европейской системе оценок;

- внедрить дифференцированный подход к оценке знаний;

- интенсифицировать и равномерно распределить учебную нагрузку в течение учебного года;

- повысить объективность оценки знаний, исключая случайные факторы;

- стимулировать студента к интенсив-

ному получению знаний в течение всего пе-риода обучения;____________________________

- активизировать самостоятельную работу студента.

Для эффективного внедрения в учебный процесс вуза системы зачетных единиц и балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов разработан и введен в действие интерактивный информационный портал факультета.

Портал, с одной стороны, всесторонне отражает аспекты учебного процесса с учетом введения системы зачетных единиц, с другой - предоставляет широкие возможности по контролю и управлению учебным процессом, включая дистанционное обучение, с третьей -обеспечивает возможность многосторонней проверки знаний студентов, в том числе и в условиях удаленного доступа.

Интерактивный информационный портал повышает прозрачность учебного процесса, позволяет обеспечить точное и своевременное взаимодействие всех его участников. Пользователями портала являются студенты, преподаватели, тьюторы, работники учебного отдела факультета и учебнометодического управления вуза. Так, пользователи-студенты получают возможность выбора дисциплин и формирования индивидуальных траекторий обучения с учетом индивидуальной системы предпочтений, доступ к информационным пакетам изучаемых дисциплин, результатам контрольных мероприятий и рейтингу успеваемости. Встроенные в портал тестовые системы позволяют преподавателям проверить уровень усвоения материала, диагностировать пробелы в знаниях каждого студента. Его использование снижает риск возможных ошибок, вызванных необходимостью обработки больших объемов информации. Портал позволяет снизить временные затраты преподавателя на обработку и фиксацию результатов контрольных мероприятий и промежуточной аттестации студентов.

Еще одним преимуществом интерактивного информационного портала факультета является его гибкость, вариативность, возможность вносить текущие изменения и дополнения в существующую функциональную схему. Кроме того, разработанный информационный портал пригоден для внедрения дистанционных технологий обучения.

Внедрение в учебный процесс факультета балльно-рейтинговой системы требует от преподавателей систематического контроля

успеваемости студентов, постоянного проведения контрольных мероприятий. В связи с этим возникает необходимость в проведении групповых и индивидуальных консультаций со студентами. Для их организации факультет создал кабинет для проведения групповых и индивидуальных консультаций со студентами.

Кабинет оснащен 12-ю станциями современной компьютерной техники, объединенных в сеть и имеющих доступ в Интернет и выполняет ряд учебно-методических задач:

1) прежде всего, кабинет предназначен для работы в интерактивном информационном портале факультета студентов, преподавателей и тьюторов;

2) на базе кабинета проводятся тестовые контрольные мероприятия по дисциплинам блоков ЕН, ГСЭ, ОПД И СД. При этом используются как компьютерные тесты, подготовленные преподавателями университета, так и база тестовых заданий в АСТ-оболочке (Москва), дающая возможность проводить контрольные мероприятия на более качественном уровне;

3) на базе кабинета на основе утвержденного плана-графика проводятся индивидуальные консультации преподавателей по всем дисциплинам.

Для решения вышеперечисленных задач кабинет полностью выведен из учебного процесса.

В результате деятельности факультета по переходу на систему зачетных единиц была принята следующая схема распределения ответственности, прав и обязанностей участников процесса:

- общее руководство внедрения в учебный процесс факультета системы зачетных единиц осуществляет декан факультета;

- текущее руководство ходом эксперимента осуществляет заместитель декана по инновационному развитию;

- руководство определенными процессами (в зависимости от их содержания) осуществляют конкретные должностные лица: например, инспекторы учебного отдела контролируют соблюдение преподавателями графиков текущего контроля по дисциплинам учебного плана, своевременность проставления результатов контрольных мероприятий и т. д.).

В обязанности декана факультета входит: общее руководство, подготовка и прове-

дение эксперимента по внедрению системы зачетных единиц, обеспечение разработки базовых нормативных документов, координация деятельности структурных подразделений факультета, координация с общеуниверситетскими структурами.

В обязанности заместителя декана по инновационной деятельности входит: оперативное руководство проведения эксперимента, разработка нормативных документов, руководство создания пакета рабочих программ и учебно-методических комплексов по дисциплинам в новом формате, учебных планов в зачетных единицах, координация деятельности службы академических консультантов (тьюторов).

Внедрение системы зачетных единиц невозможно без обеспечения качества образовательной деятельности учебного заведения. Это одновременно и одна из основных целей Болонской декларации, и необходимое условие ее реализации.

Как следствие, на начальном этапе подготовки к проведению эксперимента факультет прошел сертификацию системы менеджмента качества своей образовательной деятельности по Российским стандартам ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Кроме того, разработанная факультетом система организации учебного процесса в рамках Болонской декларации согласуется с требованиями и международных стандартов менеджмента качества. В целях укрепления конкурентоспособности и узнаваемости своих образовательных программ факультет успешно сертифицировал созданную систему менеджмента качества в международной сертификационной организации TUV Rheiland Group и получил сертификат, который обеспечил ему дополнительное конкурентное преимущество и выход на международный рынок образовательных услуг.

Таким образом, предпринятые действия позволяют обеспечить базовое, первоначальное качество образовательных услуг факультета. Это, в свою очередь, способствует укреплению положительного имиджа факультета, сформированного на педвузовском этапе.

Вместе с тем, объективного качества образовательных услуг факультета недостаточно для поддержания и укрепления положительно имиджа. Говоря маркетинговыми терминами, университет должен вести постоянную целенаправленную деятельность по поддержанию лояльности потребителей своих

образовательных услуг. Осознавая это, факультетом была разработана и внедряется комплексная долгосрочная программа мероприятий по удержанию лояльного потребителя.

Данная программа включает в себя следующие основные мероприятия:

- предоставление для студентов, обучающихся в рамках эксперимента, наиболее удобного графика занятий (в условиях университета численностью более 50 тысяч студентов и, как следствие, хронической нехватки аудиторий, это само по себе большое благо);

- предоставление студентам права одновременно с освоением основной образовательной программы получить дополнительное к высшему образование «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». Это дает возможность углубленного изучения иностранного языка. Кроме того, для обеспечения комфортного и результативного обучения занятия по программе «Переводчик» вписываются в сетку основного расписания академической группы и ставятся компактно в течение недели.

Параллельно решаются вопросы обеспечения академической мобильности студентов и преподавателей факультета с целью интеграции вуза в европейское образовательное пространство. Рабочая группа регулярно принимает участие в семинарах по проблемам академической мобильности, налаживает взаимодействие с зарубежными вузами по родственным образовательным программам. На факультете готовится к открытию служба академической мобильности. Отметим, что перечисленные мероприятия специально начаты заблаговременно, чтобы к моменту достижения студента-ми-участниками эксперимента 3-4 курса, была создана и отлажена соответствующая программа мобильности.

Вместе с тем, утверждать, что поставленная в начале статьи задача преодоления неготовности потребителей к уровневой системе обучения полностью решена с помощью описанных мероприятий, неправильно. Для ее решения при самом оптимистичном прогнозе потребуется еще несколько лет. Кроме того, начало работы в эксперименте выявило ряд проблем и задач следующего этапа, без решения которых поставленной цели также не достичь. Рассмотрим их подробнее.

Специфика нашего университета такова, что обучение студентов дисциплинам блоков ЕН и ГСЭ (проводимое, в основном, на первых двух курсах обучения) ведут преподаватели сервисных кафедр, организационно относящихся к другим факультетам и, по сути, не подчиняющихся находящему в эксперименте факультету коммерции.

К сожалению, далеко не все преподаватели с пониманием отнеслись к новому формату обучения. Несмотря на то, что со стороны факультета для преподавателей сервисных кафедр был проведен цикл обучающих семинаров, разъясняющих идеи вхождения российской высшей школы в европейское образовательное пространство и раскрывающих особенности организации учебного процесса в новых условиях, не все преподаватели смогли перестроить систему обучения, принять новый формат обучения. Вместе с тем, эта проблема является естественной для первого этапа эксперимента и в будущем, думается, будет снята.

Другой проблемой стало резкое увеличение трудоемкости учебно-методической работы преподавателями, осуществляющими свою деятельность в рамках эксперимента. Дополнительные часы работы связаны с необходимостью подготовки и обновления большого количества методических материалов, проверкой контрольных работ, организацией дополнительных консультаций, изменением соотношения аудиторной и самостоятельной работы студентов. По существу проблема сводится к необходимости выделения дополнительного ресурса для поддержки балльно-рейтинговой оценки знаний студентов, связанного с дополнительным объемом работы каждого преподавателя, участвующего в эксперименте. Однако и эта проблема в большей мере присуща первоначальному этапу эксперимента. Преподаватель, разработав полный пакет учебно-методических материалов по дисциплине, сможет неоднократно применять их в дальнейшем.

Низкая активность преподавателей, вызванная неумением и нежеланием работать в учебном портале факультета, является еще одной проблемой, вызванной внедрением балльно-рейтинговой системы оценки деятельности студентов. Решение мы видим в усилении разъяснительной работы с преподавателями, обучением и применением административных мер воздействия.

Немаловажное значение для успешного хода эксперимента и расширения его на другие факультеты имеет слаженная организация всех процессов, связанных с двусторонним обменом преподавателями и студентами в рамках совместных образовательных программ. Организация международного обмена требует систематического решения сложного комплекса организационно-управленческих, юридических задач, текущих социально-бытовых вопросов, организации визовой поддержки, контроля за ходом стажировок, консультирования студентов по возникающим у них проблемам и т. д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним препятствием для расширения эксперимента на другие факультеты является отсутствие на уровне университета структуры, которая призвана координировать инновационную деятельность факультетов и других структурных подразделений по переходу на систему зачетных единиц. Необходимо изменение существующей организационной структуры управления вуза и создание управления инновационного развития. Необходимость создания подобной структуры обусловлена, прежде всего, сложностью и комплексностью проблем интеграции в европейское образовательное пространство, которые затрагивают все сферы деятельности университета. Для эффективного решения возникающих проблем необходимо стратегическое и оперативное управление всеми структурами вуза, координация работы факультетов и других структурных подразделений.

Для успешного внедрения основных положений Болонской декларации в практику работы российских образовательных учреждений системы высшего профессионального образования не достает нормативных документов, регламентирующих учебный процесс. В этой ситуации часть вузов, испытывая затруднения с порядком перехода на систему зачетных единиц, тормозят этот процесс до получения соответствующих директив. Как следствие, процесс интеграции России в международное образовательное пространство протекает медленнее и сложнее, чем следует. В данном случае совершенствование нормативно-правовой документации разных уровней (от федерального до местного) является актуальной задачей текущего периода [5].

Проделанная на факультете и в университете работа показала, что реализация целей

Болонской декларации требует большой работы в части пересмотра элементов образовательной системы и, прежде всего, традиционной организации учебного процесса. В то же время это предоставляет вузу новые возможности для внедрения современных, признанных в европейском образовательном сообществе технологий обучения, направленных на индивидуализацию учебного процесса, способствующих интеграции российских вузов в международное образовательное пространство.

Литература

1. Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц / З.И Александров, А. Афанасьева, Э. Сагитова, В. Стро-кина //Высшее образование в России. - 2007. -№ 8.

2. Бабичев, Ю. Учет трудоемкости самостоятельной работы студентов при переходе на зачетные единицы / Ю. Бабичев, В. Петров // Высшее образование в России. - 2007. -№ 6.

3. Гребнев, Л. С. Лондонское коммюнике: завершающий этап Болонского процесса. К Европейскому пространству высшего образования: откликаясь на вызовы глобализированного мира / Л. С. Гребнев // Высшее образование в России. — 2007. -№ 9.

4. Нормативные материалы по организации учебного процесса в учебных подразделениях РУДН. -М.: РУДН, 2007. -Вып. 1. -102 с.

5. Розина, Н.О. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов / Н.О. Розина // Высшее образование в России. -2007. -№3.

6. Сазонов, Б.А. Болонский процесс:

актуальные вопросы модернизации высшего образования: методическое пособие / Б.А. Сазонов.

— М.: МГТУ им. Баумана. —2007. —157 с.

Поступила в редакцию 10 июня 2008 г.

Сафронова Маргарита Анатольевна. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Маркетинговые коммуникации», заместитель декана факультета «Коммерция» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - инновационные процессы в сфере высшего профессионального образования, интегрированные маркетинговые коммуникации в местах продаж. Контактный телефон: (8-351) 267-92-88.

Safronova Margarita Anatolievna. Candidate of Science (Pedagogics), senior lecturer of the Marketing Communications Department, deputy dean of the Commerce Faculty of South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interests: innovative processes in the sphere of higher professional education, integrated marketing communications in points of sale. Telephone: 007 (351) 267-92-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.