Научная статья на тему 'Место электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе на примере кредитной технологии обучения'

Место электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе на примере кредитной технологии обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА ЗАЧЕТНОГО ПЕРЕВОДА / EUROPEAN CREDIT TRANSFER SYSTEM / КРЕДИТ-ЧАС / CREDIT HOUR / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / ЛЕКТОР / LECTURER / ТЬЮТОР / TUTOR / ЭДВАЙЗЕР / ADVISOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овакимян Ю.О., Насс О.В.

В статье показаны изменение места электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе и повышение роли компьютерных технологий в рамках кредитной технологии обучения и, как следствие, увеличение организационной и методической составляющих в деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article shows the change of electronic educational resources place in the educational process and the increase of computer technologys role within the framework of the credit technology of training and, as a consequence, the increase in the organizational and methodological aspects of the teachers work.

Текст научной работы на тему «Место электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе на примере кредитной технологии обучения»

МЕСТО ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ КРЕДИТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ

Ю. О. Овакимян, О. В. Насс

Аннотация. В статье показаны изменение места электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе и повышение роли компьютерных технологий в рамках кредитной технологии обучения и, как следствие, увеличение организационной и методической составляющих в деятельности педагога

Ключевые слова: европейская система зачетного перевода, кредит-час, электронные образовательные ресурсы, лектор, тьютор, эдвайзер.

Summary. The article shows the change of electronic educational resources' place in the educational process and the increase of computer technology's role within the framework of the credit technology of training and, as a consequence, the increase in the organizational and methodological aspects of the teacher's work.

Keywords: European Credit Transfer System, credit hour, electronic educational resources, lecturer, tutor, advisor.

Сегодня высшее образование выходит за рамки национальных общественных услуг, поэтому ведется работа по разрешению международно-правовых проблем обеспечения качества учебного процесса: разработан и рекомендован к использованию «Кодекс общепринятой практики в предоставлении транснационального образования», подписана Сорбонская «Совместная Декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» (1998 г.), принята Болонская Декларация (1999 г.).

Для сопоставимости национальных образовательных систем и признания выдаваемых документов об образовании предлагается модель под-

готовки кадров: бакалавриат, магистратура, докторантура PhD (докторов философии), основанная на кредитной технологии по модели ECTS -Европейской системы оценки объема усвоенных знаний посредством зачетных единиц (кредитов) (European Credit Transfer System) [1, с. 27].

1. Система зачетных единиц или кредитная технология.

Кредитная технология является [там же, с. 11] нелинейной системой обучения, осуществляемой на основе выбора и самостоятельного планирования обучающимися последовательности изучения дисциплин с использованием кредита как унифицированной единицы измерения

19

20

объема учебной работы обучающихся и педагогов.

Один кредит (Credit) равен 45 академическим1 часам в бакалавриате, 60 -в магистратуре, 75 - в докторантуре.

По одному кредит-часу (Credit-hour) аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода (семестр 15 недель), который сопровождается самостоятельной работой обучающегося (СРО): 2 часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС), 4 самостоятельной работы магистранта (СРМ) или 6 самостоятельной работы докторанта (СРД). В СРО входит самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (Office Hours) (СРОП), которая указывается в расписании.

Обучающиеся набирают определенное число кредитов, позволяющих им получить соответствующую степень - бакалавра (120 кредит-часов за 4 года), магистра (30-60 за 1-2 года) или доктора (60-90 за 3-4 года).

Как видим, происходит существенное уменьшение времени проведения аудиторных занятий и увеличение объема самостоятельной работы - на СРО отводится около 70% или две трети учебного времени, для использования которого по назначению необходимо обеспечить каждого обучающегося учебными материалами и средствами контроля.

Это предполагает увеличение научного, учебно-методического и материально-технического обеспечения, изменение форм и методов обучения, содержания преподаваемых дисциплин, методики и средств организации и прове-

дения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, студенческих практик и конференций.

2. Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) при кредитной технологии.

При кредитной технологии ЭОР применяются для:

• повышения эффективности самостоятельной работы обучающихся:

- реализуются предоставлением обучающимся учебно-методической литературы и рекомендаций в электронном виде;

- подготовкой педагогом в виде документов Microsoft Word перечня тем для самостоятельного изучения, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов на Flash носителях, магнитных и лазерных дисках;

- подборкой педагогом интегрированных систем, информационно-справочных и расчетно-аналитиче-ских систем;

- посредством встроенных справок компьютерных программ;

• создания условий для максимальной индивидуализации обучения:

- реализуются подбором педагогом электронных учебников, обучающих и игровых программ, тренажеров для каждого обучающегося;

- проектированием ЭОР различных уровней сложности, включающих системы контроля для самостоятельной проверки обучающимися уровня усвоения учебного материала, правильности выполнения заданий;

• систематического, пошагового контроля знаний и умений:

- на текущем и рубежном контролях, которые могут быть реализованы

1 Академический час равен 50 минутам лекционных, практических, семинарских занятий, 75 минутам студийных занятий, 100 минутам лабораторных занятий и занятий физического воспитания, 250 минутам любых видов практики [2, с. 9].

Инновационные процессы в образовании

Рис. Место ЭОР в образовательном процессе на примере кредитной технологии

подготовкой обучающимися рефератов, портфолио, курсовыми работами с применением ЭОР;

- промежуточной аттестации, итоговом контроле, реализуются проектированием компьютерных тестов, оперативно и объективно выявляющих уровень знаний и умений обучающихся по каждой учебной дисциплине;

- итоговой государственной аттестации, когда обучающиеся выполняют дипломные работы с применением ЭОР.

Таким образом, при кредитной технологии кардинально увеличивается потребность в ЭОР. Они становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Для большей на-

глядности изобразим место ЭОР в образовательном процессе на рисунке.

Рассмотрим, изменяется ли в этой связи роль педагога в образовательном процессе.

3. Ретиальная технология презентации курсов по выбору.

Кредитная технология предусматривает разделение деятельности педагога на функции лектора, тьютора и эдвайзера.

Основной задачей лектора является педагогическое проектирование, реализуется в форме учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД). Это пакет документации, способствующий успешному освоению дисциплины, где заранее предусмотрено, что

21

4 / 2010

Преподаватель XX

ВЕК

22

именно должен делать обучающийся, способы контроля его достижений.

Он включает в себя:

• типовую и рабочую учебные программы дисциплины;

• программу обучения по дисциплине, силлабус для обучающихся;

• график выполнения и сдачи заданий по дисциплине;

• карту учебно-методической обеспеченности дисциплины;

• лекционный комплекс: тезисы лекций, иллюстративный и раздаточный материал, список рекомендуемой литературы;

• планы семинарских (практических) занятий;

• методические рекомендации по изучению дисциплины;

• методические рекомендации по выполнению расчетно-графических, лабораторных работ, курсовых проектов (работ);

• материалы для самостоятельной работы студента: наборы текстов домашних заданий, материалы самоконтроля по каждой теме, задания по выполнению текущих видов работ, рефератов и других домашних заданий с указанием трудоемкости и литературы;

• методические указания по прохождению учебной, производственной и преддипломной практик, формы отчетной документации;

• материалы по контролю и оценке учебных достижений студентов (письменные контрольные задания, тестовые задания, перечень вопросов для самоподготовки, экзаменационные билеты);

• программное и мультимедийное сопровождение учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины);

• перечень необходимых специализированных аудиторий и лабораторий.

Рабочая программа дисциплины, силлабус (Syllabus) - основной учебно-методический документ, включающий в себя описание изучаемой дисциплины, цели и задачи дисциплины, краткое ее содержание и технологию обучения конкретной дисциплины. В нем отражаются темы и продолжительность каждого занятия, последовательность их прохождений, самостоятельной работы студента, самостоятельной работы студента под руководством преподавателя, время консультации, требования преподавателя, критерии оценки, расписание рубежного контроля и список литературы. Разрабатывается на основе типовой учебной программы.

На основе УМКД формируются учебно-методические комплексы специальности и учебно-методические комплексы обучающихся.

Очевидно, что подобные комплексы могут быть выполнены только с применением компьютерной и оргтехники. Обычно они выполняются педагогами с применением Microsoft Office и графических редакторов; затем передаются обучающимся непосредственно в традиционной бумажной форме и в электронной, в виде ЭОР в локальном и сетевом исполнении, посредством публикации на сайте учебного заведения.

Учитывая вышеизложенное, видим, что происходит увеличение методической составляющей в деятельности педагога.

Основной задачей тьютора (Tutor) является побуждение обучающихся к учебной деятельности. Она осуществляется посредством проведения

практических занятий, консультаций по дисциплине, организации и выполнения СРО, руководством курсовой работой, организацией практик. При этом необходимо учитывать достижения каждого обучающегося за каждый контактный час и за каждое занятие СРОП, проводить анализ этих достижений с последующей корректировкой обучения.

Для этого существует ряд компьютерных программ, автоматизирующие учет достижений обучающихся, которые включают в себя электронный журнал, записную книжку, тесты для обучающихся и многое другое, например, электронный журнал «Gradekeeper» разработчик Daniel Ethier (http:// www.gradekeeper.com). Однако можно утверждать, что тьюторская деятельность приводит к значительному увеличению организационной составляющей в деятельности педагога.

Задачами эдвайзера (Advisor) - куратора, академического наставника, является оказание содействия обучающимся в выборе траектории обучения, в формировании индивидуальных учебных планов по соответствующей специальности, в освоении образовательной программы в период обучения.

Еще Л. Н. Толстой и Л. С. Выготский пришли к убеждению, что «нельзя насильственными объяснениями, заучиваниями и повторениями выучить учеников против их воли» [3, с. 189].

Этот принцип положен в основу кредитной технологии.

Поэтому при кредитной технологии обучающимся предоставляется возможность выбора:

• педагогов, ведущих учебные дисциплины, которые обучающиеся обязательно должны усвоить;

• элективных дисциплин (курсов по выбору) - альтернативных курсов из предложенного учебным заведением каталога;

• педагогов, ведущих элективные курсы.

Кураторы-эдвайзеры организуют учебный процесс в группах.

Для этого им необходимо выяснить: какие обязательные курсы и курсы по выбору может предложить учебное заведение, аннотации этих курсов, список лекторов и тьюторов, ведущих данные занятия; довести эти сведения до обучающихся; получить заявки на обучение - в письменной или устной форме, по Интернет или локальной сети учебного заведения, сформировать на основе полученных заявок (экономически обоснованные) группы.

Кредитная технология предполагает наличие не менее двух педагогов для выбора по каждой учебной дисциплине.

Соответственно педагог, ведущий занятия при кредитной технологии обучения, для того чтобы его выбрали, может попробовать сфальсифицировать естественный выбор обучающихся, может ходить из аудитории в аудиторию, рассказывая об учебных курсах, которые он предлагает, печатая брошюры с силлабусами и аннотациями УМКД и раздавать их обучающимся. А может использовать возможности глобальной сети Internet.

И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова, говоря о зарубежном опыте использования образовательных порталов в профессиональной деятельности работников образования, отмечают: «Учителям обеспечивается возможность разработки онлайнового образовательного контента (информационно-справочных си-

23

ф

стем, тестов, электронных средств образовательного или учебного назначения для дистанционного обучения) и размещение его в интерактивной образовательной сети. Возможно также разработка сопроводительной документации для сайта и его учебного или информационного наполнения, которая разъясняет родителям и учителям возможности его использования при работе с дошкольниками, учениками, студентами» [4, с. 91].

Таким образом, педагог при кредитной технологии может спроектировать, на основе УМКД, электронный ресурс (например, презентацию Microsoft PowerPoint или Web-страницы с тегами HTML), информирующий обучающихся об обязательной дисциплине или курсу по выбору, которые он предлагает обучающимся и опубликовать ЭОР на сайте учебного заведения.

Рассматривая презентации, обучающиеся смогут выбрать: курсы по выбору, которые они хотят освоить и педагогов ведущих, как обязательные дисциплины, так и эти курсы 24 по выбору. Очевидно, что проектирование презентаций будут осуществлять педагоги.

Данные презентации имеют характерные особенности. Рассмотрим их отличие от других ЭОР, опубликованных в сети Интернет, на примере дистанционных курсов обучения.

Говоря о дистанционной форме обучения в школьном образовании, Е. С. Полат выделяет централизованную и децентрализованную системы: «Первая предусматривает национальную или региональную организацию сети, в которой использование информационных технологий увязано с действующей образовательной програм-

мои и рассматривается как средство выполнения этоИ программы» [5].

Аналогично ЭОР по обязательным и элективным дисциплинам, опубликованные в сети Интернет, будут спроектированы педагогами в рамках действующей образовательной программы, однако, имеется существенное отличие. Дистанционные курсы даже по элективным дисциплинам обязательны для обучения, а презентации курсов по кредитной технологии предназначены, прежде всего, для выбора дисциплин и педагогов, и только затем - для обучения.

Для этого применяются ретиаль-ные (от лат. rete - сеть) технологии, когда педагог с помощью специальных ограничителей, например, «интересующимся вопросами защиты компьютерной информации», «тем, кто изучает современные образовательные технологии», по типу рекламы «ловит» заинтересованных в его информации обучающихся.

При этом для достижения соответствующих профессионально-образовательных результатов педагогу приходится преодолевать значительные трудности. Необходимо наладить, учитывая психологические особенности, контакт с обучающимися и эдвай-зерами; создать на занятиях соответствующий психолого-педагогический климат для положительных отзывов обучающихся после окончания изучения дисциплины (которые могут общаться как непосредственно, так и с помощью форумов, чатов).

В данной ситуации у педагога значительно возрастает соблазн занять попустительскую позицию - выберут того, кто выставляет обучающимся более высокие баллы, рейтинги и оценки. А. А. Реан, Н. В. Бордовская,

ф

С. И. Розум предостерегают: «По результатам эксперимента, наихудшим стилем оказался попустительский стиль. При нем было выполнено меньше всего работы, да и качество ее оставляло желать лучшего... участники отмечали низкую удовлетворенность работой в группе попустительского стиля, хотя никакой ответственности за нее не несли, а работа скорее напоминала игру» [2, с. 334]. Следовательно, попустительская позиция педагога не приносит положительные отзывы обучающихся и не достигает своей цели - последующего его выбора обучающимися, то есть сохранения педагогом своей работы.

Более привлекательным выглядит путь профессионального роста педагогов, в том числе, разработка ими ре-тиальных технологий обучения, проектирование и использование для поддержки данных технологий презентаций курсов, других ЭОР. Где успехи педагога приобретают определяющее, приоритетное значение при переходе образовательного учреждения [1, с. 179] от «тотального» обучения к формированию у обучающихся самостоятельной позиции в усвоении учебного материала.

В целом же формируются объективные причины для трансформации в системе высшего образования парадигмы обучения «teaching» (когда педагог учит) в парадигму образования «learning» (когда учебное заведение помогает обучаться, в границах целесообразности и личной заинтересованности).

Выводы: при кредитной технологии обучения электронные образовательные ресурсы становятся неотъемлемой частью образовательного процесса и обучающиеся изучают учебные дисциплины только с их применени-

ем, как в рамках традиционного, так и самостоятельного обучения. Как следствие, происходит изменение роли преподавателя, появление у него дополнительных функций тьютора, побуждающего обучающихся к образовательной деятельности,эдвайзера, оказывающего содействия в выборе траектории обучения, проектировщика электронных образовательных ресурсов, что требуют сегодня от педагога значительно более высокой профессиональной квалификации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдыгаппарова С. Б., Ахметова Г. К., Ибатуллин С. Р., Кусаинов А. А., Мырза-лиев Б. А., Омирбаев С. М. Основы кредитной системы обучения в Казахстане / Под общ. ред. Ж. А. Кулекеева, Г. Н. Гамарника, Б. С. Абдрасилова. - Алматы: Казак; университет, 2004. - 198 с.

2. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика / Под общей ред. А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.

3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982. - 504 с. 25

4. Роберт И. В., Панюкова С. В., Кузнецов А. А., Кравцова А. Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / Под ред. И. В. Роберт. - М.: Дрофа, 2008. - 312 с.

5. Полат Е. С. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании // Вестник Московского городского педагогического университета. Сер. «Информатика и информатизация образования». - 2005. - № 1 (4). - С. 156-157 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр:// mf.mgpu.ru/mam/?lid=216 ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.