Научная статья на тему 'Представления о значимых абстрактных понятиях в юношеском возрасте'

Представления о значимых абстрактных понятиях в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
455
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБСТРАКТНОЕ ПОНЯТИЕ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ABSTRACT CONCEPT / REPRESENTATION / PERSONALITY / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дикова М.В., Журавлёва И.А.

Статья посвящена изучению особенностей представлений об абстрактных понятиях в юношеском возрасте. Исследуются феномены «представлений» и «абстрактных понятий», особенности развития личности в юношеском возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей значимых абстрактных понятий в юношеском возрасте. Сформирована иерархия значимых абстрактных понятий в современном мире у юношей и девушек, изучено содержание и наполнение представления об абстрактных понятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Representations of significant abstract concepts in adolescence

The article is devoted to the study of the features of ideas about abstract concepts in adolescence. The phenomena of “representations” and “abstract concepts”, features of personality development in adolescence are explored. The results of an empirical study of the features of significant abstract concepts in adolescence are presented. The hierarchy of significant abstract concepts in the modern world among young men and girls is formed; the content and essence of the notion of abstract concepts are studied.

Текст научной работы на тему «Представления о значимых абстрактных понятиях в юношеском возрасте»

► ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.955 ББК 88.3

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЗНАЧИМЫХ АБСТРАКТНЫХ ПОНЯТИЯХ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

REPRESENTATIONS OF SIGNIFICANT ABSTRACT CONCEPTS IN ADOLESCENCE

Дикова Мария Владимировна

Студентка магистратуры факультета педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» E-mail: mari.dikova290695@gmail.com

Журавлёва Инна Александровна

Магистр психологии, старший преподаватель кафедры психологии развития факультета педагогики и психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» E-mail: ia.zhuravleva@mpgu.edu

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей представлений об абстрактных понятиях в юношеском возрасте. Исследуются феномены «представлений» и «абстрактных понятий», особенности развития личности в юношеском возрасте. Приводятся результаты эмпирического исследования особенностей значимых абстрактных понятий в юношеском возрасте. Сформирована иерархия значимых абстрактных понятий в современном мире у юношей и девушек, изучено содержание и наполнение представления об абстрактных понятиях.

Dikova Mariya V.

Student in the master's program at the Faculty of Pedagogy and Psychology, Moscow Pedagogical State University (MPGU) E-mail: mari.dikova290695@gmail.com

Zhuravleva Inna A.

MA in Psychology, Senior Lecturer at the Department of Development Psychology, Moscow State University of Education (MPGU) E-mail: ia.zhuravleva@mpgu.edu

Abstract. The article is devoted to the study of the features of ideas about abstract concepts in adolescence. The phenomena of "representations" and "abstract concepts", features of personality development in adolescence are explored. The results of an empirical study of the features of significant abstract concepts in adolescence are presented. The hierarchy of significant abstract concepts in the modern world among young men and girls is formed; the content and essence of the notion of abstract concepts are studied.

Ключевые слова: абстрактное понятие, представление, личность, юношеский возраст.

Keywords: abstract concept, representation, personality, adolescence.

Каждый человек в своей жизни оперирует абстрактными понятиями, пытаясь описать свои чувства, окружающую нас действительность, свое мировоззрение. В условиях жизни общества значимым и важным становится возможность корректного понимания людьми друг друга, которое основывается на сформировавшейся у каждого человека системе смыслов, наполненных от общеизвестных понятий, таких как «любовь», «дружба», «предательство», «равнодушие».

Динамично и активно система абстрактных понятий развивается у юношей и девушек, что обуславливается изменением социальной ситуации развития личности, поиском новых смыслов и идеалов, задающих общую направленность жизнедеятельности человека. Система представлений об абстрактных понятиях основывается на присвоении человеком идей общества через парный механизм «идентификация и обособление», выделенный В. С. Мухиной. В. С. Мухина отмечает, что «идентификация и обособление рассматриваются <. .> как диалектически связанные механизмы, по своей глубинной сущности находящиеся в единстве и противоположности» [1, с. 385]. Идентификация и обособление образуют единый парный механизм, позволяющий человеку присвоить и транслировать представление об абстрактных понятиях в социуме, с одной стороны, «как все», и в то же время как «уникальное и отличное представление». Именно в юности, по словам В. С. Мухиной, механизм идентификации-обособления «получает новое развитие» [2, с. 235].

С одной стороны, юноша стремится ограничить свое общение, ищет уединения, чтобы познать себя, с другой стороны он хочет быть понятым, ищет признания, мечтает встретить свою любовь. Данная возрастная особенность определяет актуальность исследования представлений об абстрактных понятиях в юношеском возрасте.

Согласно идеям К. Маркса о том, что личность присваивает и принимает правила, ценности, нормы поведения, «личность является субъектом общественных отношений» [3, с. 36]. Данная идея позволяет нам судить о том, что личность нельзя рассматривать изолированно от общества, от социальных условий, в которых она формируется и действует, мы понимаем, что личность наполняется и усваивает общественные идеи, но не поглощается обществом, сохраняя свою индивидуальность, наполняя абстрактные понятия своим личностным смыслом.

Современные юноши и девушки проявляют стремление к самостоятельному принятию решений, выстраивают индивидуальную жизненную стратегию и в то же время формируют идеи и проекты развития различных сфер жизни общества от волонтерских движений до системы образования, опираясь на свою собственную систему значимых абстрактных понятий. В связи с этим важно понять, какова система значимых абстрактных понятий у современных юношей и девушек, которая определяет дальнейшее развитие нашего общества.

В исследованиях С. Л. Рубинштейна представление понимается как результат обобщения существенных и несущественных признаков; оно тесно связано с прошлым

опытом человека, но не является механической репродукцией восприятия. Он определял это как «динамическое образование, каждый раз при определенных условиях вновь создающее и отражающее сложную жизнь личности» [4, с. 301]. Важнейшей характеристикой представлений он считал относительную свободу от непосредственного контакта с объектом, это вторичный образ предметов и явлений, которые не действуют в данный момент на органы чувств, что позволяет им возникать и существовать на основе следов памяти или воображения. Представления актуализируются в сознании по ассоциациям: «слово-образ», «чувство-образ», а также благодаря действию неосознаваемых механизмов. Субъективные представления объективируются, становятся доступными через словесное описание, графическое изображение и связанное с ними поведение.

Через представления, по мнению Л. С. Выготского, «посредством развития реальной формы, субъект входит в культуру, приобщается к ее наследию, а культура соответственно входит в него» [5, с. 20].

В. С. Мухина акцентирует внимание на том, что «именно в юности происходит становление человека как личности, когда молодой человек, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации уподобления другим людям, присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе и др.» [2, с. 236].

Б. Г. Ананьев высказал идею о том, что, «развивая учение о диалектическом характере перехода от ощущения к мысли, психология показала, что представление есть опосредующее звено в этом переходе. В этом и заключено понимание познавательной природы представления в его внутренних связях с ощущением, из которого оно возникает, и с мышлением, в которое оно переходит» [6, с. 265-266]. Таким образом, следует подчеркнуть, что ощущения, восприятия и возникающие на их основе представления относятся к первой ступени отражения окружающей действительности. Это ступень чувственного отражения действительности, где знания о мире непосредственно связаны с воздействием предметов на органы чувств.

Как считает И. Д. Андреев, представление - это чувственный образ тех предметов, явлений, которые в данный момент непосредственно не воспринимаются; это воспроизведение в сознании человека тех предметов, явлений, которые воздействовали на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти. В основе всех представлений, по мнению ученого, лежит прошлое восприятие предметов, явлений действительности, либо непосредственных, либо опосредствованных [7, с. 142].

В ходе исследования нами было сформулировано понимание «представлений как индивидуальной своеобразной системы отражения идентификации и обособления личности с внешним миром, связанной с прошлым опытом человека. При отражении объекта на уровне представлений происходит его преобразование: одни характеристики подчеркиваются, усиливаются, другие редуцируются, затушевываются.

Абстрактные понятия рассматриваются нами как результат развития культуры, который личность интериоризирует в процессе развития и наполняет собственным личным опытом, на основании идей Л. С. Выготского о том, что интериоризация - присвоение

общественно-исторического опыта, выступает в качестве основного механизма социализации. По утверждению Б. Г. Ананьева, «формирование личности путем интериоризации -присвоения продуктов общественного опыта и культуры в процессе воспитания и обучения - есть вместе с тем освоение определенных позиций, ролей и функций, совокупность которых характеризует ее социальную структуру» [8, с. 108].

Представления об абстрактных понятиях играют значительную роль в психической деятельности человека. Если бы человек не имел представлений, содержание его сознания было бы ограничено только восприятиями, в нем отражались бы образы только тех предметов, которые непосредственно действуют на него в каждый данный момент.

В процессе взросления и становления личности формируется характер, стратегия и манера поведения, моральные принципы и многие другие характеристики личностного развития, соответственно развиваются и достраиваются представления об абстрактных понятиях, появляются все новые смыслы, которые мы вкладываем в то или иное абстрактное понятие.

Как считает Д. А. Леонтьев, «личностный смысл» [9, с. 252] - индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность. Данная идея позволяет нам говорить о том, что смысл - это выражение отношения субъекта к явлениям объективной действительности, изменениям окружающего мира, собственной деятельности и поступкам других, к результатам творчества, к красоте окружающего мира. Стремление человека к смыслу выступает одной из важнейших потребностей человека, удовлетворение которой определяется способностью осуществлять контроль над своей судьбой.

Развитие системы представлений об абстрактных понятиях в юношеском возрасте обуславливается изменением ситуации развития личности и ее переходом на новую возрастную ступень, поиском новых смыслов и идеалов, задающих общую направленность жизнедеятельности человека. Как отмечает В. С. Мухина, «в юности обостряются способности к вчувствованию в состояния других, способности переживать эмоционально эти состояния как свои.. поэтому юность может быть столь сензитивна, столь тонка в своих проявлениях к другим людям, в своем переживании впечатлений от созерцания природы и идентификации с ней» [2, с. 236-237].

Юноша начинает осмысливать себя, свои эмоции не как реакцию на события окружающего мира, а как состояния собственного «Я». В юношеском возрасте ступень индивидуализации представляет этап в духовной жизни человека, связанный с выработкой собственного мировоззрения, с определением своей самобытности и уникальности. Осознание собственной уникальности связано с развитием самосознания, поскольку именно в этом возрасте человек начинает задаваться вопросами о собственной значимости. Переход самосознания на качественно новый уровень существенно влияет на процесс осознанного формирования представлений о дружбе и ненависти, семье и взаимопонимании, о развитии себя и смысловой сферы.

Человек в юношеском возрасте проявляет стремление к самостоятельному принятию решений, выстраиванию индивидуальной жизненной стратегии на основе оформившихся представлений об абстрактных понятиях. Особое наполнение абстрактных понятий,

которое проявляется в принятии ценностей и норм, в современных условиях определяет интерес обращения к изучению представлений о значимых абстрактных понятий в юношеском возрасте.

Юношеский возраст рассматривается как период активного формирования представлений и системы абстрактных понятий, являющейся основой для формирования зрелой, социализированной личности.

В ходе исследования мы предположили, что система и иерархия значимых абстрактных понятий в юношеском возрасте изменяются. В целом понимание значимых абстрактных понятий схоже в юношеском возрасте, но возможны качественные отличия; представления о социально неодобряемых абстрактных понятиях у юношей и девушек универсальны, по сравнению с представлениями о социально одобряемых понятиях.

Также мы предположили, что представления об абстрактных понятиях обусловлены смысложизненными ориентациями.

Для выявления особенностей представлений о значимых абстрактных понятиях в юношеском возрасте использовались следующие методы исследования:

1. Письменный опрос на тему «абстрактные понятия», который ориентирован на диагностику и выявление оценки абстрактного понятия как социально одобряемого и социально неодобряемого явления;

2. Письменный опрос, в котором представлено 88 абстрактных понятий. Испытуемым необходимо было проранжировать предложенные абстрактные понятия по степени значимости для себя. По результатам проведения опроса определяются 10 значимых абстрактных понятий в юношеском возрасте;

3. Нами было предложено задание: описать 10 значимых абстрактных понятий, отобранных в результате выделенных значимых абстрактных понятий экспертной группой, в которую вошли педагоги, психологи, юноши и девушки факультета педагогики и психологии;

4. Также было дано задание нарисовать 10 значимых абстрактных понятий.

Для обработки полученных результатов в исследовании использовался метод описательной статистики, статистическая обработка данных.

В нашем исследовании приняли участие 120 студентов факультета педагогики и психологии МПГУ возрасте от 17 до 26 лет, среди которых были студенты первого, второго, третьего и четвертого курса. По 30 человек на каждом курсе.

В ходе проведенного исследования экспертной группой и группой испытуемых были выделены следующие значимые абстрактные понятия: дружба, самовлюбленность, грусть, семья, самореализация, лень, любовь, счастье, деньги, эгоизм. При этом на первом курсе нами была выделена иерархия значимых абстрактных понятий: семья, дружба, любовь, самореализация, деньги, счастье, эгоизм, лень, грусть, самовлюбленность. Данная тенденция может быть обусловлена социальной ситуацией развития, когда меняются социальные требования к юношам и девушкам, изменяются общественные условия, в которых происходит их личностное формирование. Им предстоит во многом самостоятельно выйти на путь трудовой деятельности, совершить ответственный шаг к выбору своего жизненного пути. Это время поступления в вуз, которое сопровождается внутриличностными

переживаниями, повышенным чувством тревожности, обусловленным чувством незащищенности. Именно поэтому на первое место выходит такое значимое абстрактное понятие, как «семья». Для юношей и девушек «семья» выступает как некая опора и поддержка в их дальнейшем жизненном пути. Стремление к общению, эмоциональной близости, благодаря которому усиливается чувство единения со сверстниками, обуславливает значимость таких абстрактных понятий, как «дружба», «счастье», «любовь». Открываются новые возможности для раскрытия своего жизненного потенциала, за счет чего особо значимой становится «самореализация». Стремление к вчувствованию в состояния других людей, желание переживать эмоционально эти состояния как свои определяют такие абстрактные понятия, как «грусть», «эгоизм», «самовлюбленность» на последние позиции.

На втором курсе иерархия значимых абстрактных понятий изменилась: любовь, дружба, счастье, деньги, семья, самореализация, лень, самовлюбленность, эгоизм, грусть. По-прежнему сохраняется значимость «дружбы, счастья, семьи», однако на первое место выходит такое абстрактное понятие, как «любовь», что выражает, прежде всего, потребность в эмоциональном контакте, понимании, самораскрытии и интимной человеческой близости. Стремление к самостоятельности и самообеспечению обуславливает особую значимость такого абстрактного понятия, как «деньги». Появление таких абстрактных понятий, как «самовлюбленность» и «эгоизм», обуславливается предкризисным состоянием, предшествующем кризису юности, которое характеризуется верой в собственное всемогущество за счет огромного предоставления свободы (это первый жизненный период, когда снят внешний контроль).

На третьем курсе иерархия значимых абстрактных понятий выстроилась следующим образом: самореализация, деньги, любовь, счастье, дружба, самовлюбленность, семья, грусть, лень, эгоизм. К третьему курсу лидирующую позицию занимает «самореализация», что обуславливается стремлением к значимому профессиональному статусу, значимым становится уважение партнера к учебной деятельности. На вторую позицию перемещается такое значимое абстрактное понятие, как «деньги», что обуславливается активной включенностью в профессиональную деятельность.

На четвертом курсе нами была выделена иерархия значимых абстрактных понятий: дружба, самореализация, деньги, эгоизм, счастье, семья, любовь, лень, самовлюбленность, грусть. Эгоизм как значимое абстрактное понятие сохраняется у юношей и девушек, не сформировавших новую (взрослую) идентичность - шаг назад в подростковый возраст, желание уйти от проблем. Значимость такого абстрактного понятия, как «лень», обуславливается переживанием юношеского кризиса, для которого характерно появление ощущения внутренней пустоты, апатии, нежелания что-либо делать.

В ходе работы нами было проанализировано содержательное наполнение представлений о значимых абстрактных понятиях. Так, «дружба» в юношеском возрасте понимается в целом как «общие интересы, секреты, совместное времяпрепровождение. При этом на первом курсе преобладает такое понимание «дружбы», как «веселье, смех, радость, теплота». На втором курсе акцент в понимании «дружбы» делается на «поддержку, взаимопомощь, взаимопонимание». К третьему и четвертому курсам основным пониманием данного абстрактного понятия становятся «взаимовыручка, самопожертвование, взаимное

доверие, откровенность, духовная и эмоциональная взаимосвязь». В рисунках «дружба» в целом зарисовывается в виде двух человечков или животных, соприкасающихся друг с другом.

Абстрактное понятие «самовлюбленность» в юношеском возрасте понимается в целом как «любовь к себе, излишнее восхищение собой, самолюбование». При этом преимущественно на третьем курсе «самовлюбленность» понимается как «принятие себя таким, какой ты есть; полноценная оценка внутреннего мира, уверенность в себе, концентрация внимания на своих положительных качествах». В зарисовках «самовлюбленность» в преобладающем большинстве изображается в виде человека, любующегося собственным отражением в зеркале.

Абстрактное понятие «грусть» в юношеском возрасте понимается как подавленность, упадок сил, утрата, потеря значимого, боль, печаль». При этом на всех курсах, кроме третьего, преобладает тенденция к такому пониманию данного абстрактного понятия, как «уединение, спокойствие, рефлексия, познание себя». Данное абстрактное понятие преимущественно зарисовывается как смайлик со слезами, также можно встретить изображение «грусти» в виде одинокого дерева.

Абстрактное понятие «семья» в юношеском возрасте в целом понимается как «социальный институт, ячейка общества, группа людей, близкие и родные, любящие люди». На первом курсе в большей степени данное абстрактное понимается как «опора, дом, единство». На втором - как «доверие, забота, готовность прийти на помощь». На третьем и четвертом курсах присутствует тенденция к такому пониманию «семьи», как «определенные нормы и правила, взаимные обязательства, честность, ответственность». При этом данное абстрактное понятие зарисовывается в виде дома, а также представлено такое изображение «семьи», как группа человечков, держащихся за руки.

Абстрактное понятие «самореализация» в целом понимается юношами и девушками как «достижение целей в жизни, реализация своего потенциала». При этом на первом курсе представлено такое понимание «самореализации», как «работа мечты, достижение гармонии». К третьему и четвертому курсам превалирует тенденция в понимании данного абстрактного понятия как «довольство собой, жизнью, стремление совершенствоваться, успешность в работе». В рисунках «самореализацию» в преобладающем большинстве изображают как лестницу, на вершине которой стоит человек.

Абстрактное понятие «лень» юношами и девушками в целом понимается как «нежелание что-либо делать, душевная, физическая усталость, незаинтересованность, пассивность». При этом на первом курсе ярко выражено такое понимание данного абстрактного понятия, как «препятствие, тормоз, помеха, тупик в развитии». К третьему и четвертому курсам можно наблюдать тенденцию к такому понимании «лени», как покой, миросозерцание, отдых, безмятежность». На всех курсах можно встретить такое понимание, как «образ жизни, моя вторая сущность». В рисунках «лень» в преобладающем большинстве изображают в виде человека, лежащего на кровати, как нежелание что-либо делать.

Абстрактное понятие «любовь» в основном трактуется как «прекрасное, теплое чувство, доверие, уважение, забота, поддержка, сильное чувство близости». На втором курсе общее понимание «любви» дополняется как «идентификация с другим, участие в жизни

другого, глубинное познание другого, возможность привнести радость в жизнь значимого человека». К третьему и четвертому курсам усиливается тенденция в понимании любви как «светлого счастья», как «принятие другого таким, какой он есть». Также значимым становится такое понимание «любви», как «принятие ответственности за жизнь другого». В рисунках «любовь» в преобладающем большинстве изображают в виде сердца, двух обнимающих друг друга людей, в виде расцветающего цветка, кардиограммы.

Абстрактное понятие «счастье» в юношеском возрасте в целом понимается как «восторг, легкость, вдохновленность, удовлетворенность жизнью, эйфория». К четвертому курсу ярко выражено такое понимание данного абстрактного понятия, как «высшее удовлетворение, яркое чувство, заряжающее энергией, предающее силы, удовлетворение потребностей, реализация своего потенциала, окрыленность». При этом данное абстрактное понятие зарисовывается в виде улыбающегося смайлика, улыбки, группы людей, взаимодействующих друг с другом, как цветик-семицветик.

Абстрактное понятие «деньги» в целом юношами и девушками понимается как «валюта, материальное средство для существования, способ достижения целей, нужда». На первом курсе присутствует тенденция к такому пониманию «денег», как «зло, которое портит человека». К третьему курсу прослеживается такое понимание абстрактного понятия, как «власть, влияние, успех». При этом данное абстрактное понятие зарисовывается в виде рублевой и долларовой купюры, большого дома, машины, в виде обширного сада, прилавков, товаров и ценников.

Абстрактное понятие «эгоизм» в целом понимается как «самовлюбленность, удовлетворение потребностей за счет других, думать только о себе, своей выгоде». К третьему курсу данное абстрактное понятие проявляется как «бесчувственность, обособленность от других, также на третьем и четвертом курсе прослеживается такое понимание «эгоизма», как «обычное состояние». При этом данное абстрактное понятие зарисовывается в виде группы маленьких человечков, в центре которых изображался один большой, в виде планеты с надписью «Я».

В целом в юношеском возрасте такие значимые абстрактные понятия, как дружба, семья, самореализация, любовь, счастье, деньги, интерпретируются как социально одобряемые, а такие абстрактные понятия, как самовлюбленность, грусть, лень, эгоизм, интерпретируются как социально неодобряемые.

Таким образом, мы можем судить о том, что:

• система и иерархия значимых абстрактных понятий в юношеском возрасте изменяются от первого к четвертому курсу. В целом понимание значимых абстрактных понятий схоже в юношеском возрасте, но существуют качественные отличия;

• представления о социально неодобряемых абстрактных понятиях у юношей и девушек универсальны, по сравнению с представлениями о социально одобряемых понятиях. В ходе исследования юноши и девушки описывали социально одобряемые понятия разнообразно, употребляя красочные эпитеты, яркие афоризмы; социально неодобряемые понятия в большинстве сводились к одному тезису, так, например, абстрактное понятие «лень» большая часть испытуемых на каждом из курсов определяла как «нежелание что-либо делать».

Список литературы

1. Мухина В. С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты). - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2013.

2. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студентов вузов, обуч. по пед. спец. - 4-е изд., стер. - М.: Academiа, 1999.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Соч.: в 45 т. -Т. 3. - 2-е изд. - М., 1955.

4. Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психики. - М.: АПН СССР, 1959. -426 с.

5. Выготский Л. С. Психология искусства. - Ростов н/Д.: Феникс, 1998. - 487 с.

6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Изд-во ЛГУ, 1960.

7. Андреев И. Д. Основные теории познания. - М., 1959. - 388 с.

8. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. - СПб.: Питер, 2001.

9. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - 2-е изд,. испр. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.

References

1. Mukhina V. S. Lichnost: Mify i Realnost (Alternativnyy vzglyad. Sistemnyy podkhod. Inno-vatsionnye aspekty). Moscow, 2013.

2. Mukhina V. S. Vozrastnaya psikhologiya. Fenomenologiya razvitiya, detstvo, otrochestvo: ucheb. dlya studentov vuzov, obuch. po ped. spets. Moscow: Academia, 1999.

3. Marx K., Engels F. Nemetskaya ideologiya. In: Marx K., Engels F. Works: in 45 vols. Vol. 3. Moscow, 1955.

4. Rubinstein S. L. Printsipy i puti razvitiya psikhiki. Moscow: APN SSSR, 1959. 426 p.

5. Vygotskiy L. S. Psikhologiya iskusstva. Rostov n/D.: Feniks, 1998. 487 p.

6. Ananiev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. St. Petersburg: Izd-vo LGU, 1960.

7. Andreev I. D. Osnovnye teorii poznaniya. Moscow, 1959. 388 p.

8. Ananiev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. St. Petersburg: Piter, 2001.

9. Leontiev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy realnosti. Moscow: Smysl, 2003. 487 p.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2019, № 2

Статья поступила в редакцию 21.10.2017 The article was received on 21.10.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.