Научная статья на тему 'Психологические закономерности личности в юношеском возрасте'

Психологические закономерности личности в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3211
367
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗРАСТНОЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ / НРАВСТВЕННОЕ / КОММУНИКАТИВНОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ / ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ / САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ВіКОВЕ / іНТЕЛЕКТУАЛЬНЕ / МОРАЛЬНЕ / КОМУНіКАТИВНЕ / СОЦіАЛЬНЕ / іДЕОЛОГіЧНЕ / САМОВДОСКОНАЛЕННЯ / PECULIARITIES / YOUNG / INTELLECTUAL / MORAL / COMMUNICATIVE / SOCIAL / SELF IMPROVING / EDUCATIONAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Величко В. Н.

В статье рассматриваются отличительные психологические особенности юношеского возраста, выраженные интенсивностью интеллектуального, нравственного и коммуникативного действенного проявления с учетом воздействия социальной среды и активности процессов самосовершенствования для эффективности организации учебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological conformities to the law of personality are in youth age

The article regards the distinctive psychological peculiarities of the young age displayed in the intensity of intellectual, moral and communicative active manifestation considering the influence of social surrounding and the activity of self improving processes for effective organization of the educational activities.

Текст научной работы на тему «Психологические закономерности личности в юношеском возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Величко В. Н.

Донецкий государственный институт здоровья, физического воспитания и спорта

Аннотация. В статье рассматриваются отличительные психологические особенности юношеского возраста, выраженные интенсивностью интеллектуального, нравственного и коммуникативного действенного проявления с учетом воздействия социальной среды и активности процессов самосовершенствования для эффективности организации учебной деятельности.

Ключевые слова: возрастное, интеллектуальное, нравственное, коммуникативное, социальное, идеологическое, самосовершенствование.

Анотація. Величко В.М. Психологічні закономірності особистості в юнацькому віці. У статті розглядаються відрізняючи психологічні особливості юнацького віку, визначені інтенсивністю інтелектуального, морального та комунікативного дійового виявлення з урахуванням впливу соціального середовища та активністю процесів самовдосконалення з ефективності організації учбової діяльності.

Ключові слова: вікове, інтелектуальне, моральне, комунікативне, соціальне, ідеологічне, самовдосконалення. Annotation. Velichco V. Psychological conformities to the law of personality are in youth age. The article regards the distinctive psychological peculiarities of the young age displayed in the intensity of intellectual, moral and communicative active manifestation considering the influence of social surrounding and the activity of self - improving processes for effective organization of the educational activities.

Key words: peculiarities, young, intellectual, moral,

communicative, social, self improving, educational.

Введение.

В содержании статьи предпринимаются попытки рассмотреть наиболее значимые психологические особенности юношеского возраста [1, 16-22;

2, 44] и факторы, воздействующие на успешность организации образовательного процесса [3, 48; 4, 69; 5, 108]. Определение ведущих комплексных, отличительных, психологических особенностей юношеского возраста является малоизученной проблемой в области возрастной психологии.

Выявленные в результате исследования отличительные, психологические, возрастные особенности юношеского возраста дают возможность более эффективно решать образовательные практические задачи, направленные на повышение продуктивности учебной деятельности обучающихся.

Работа выполнена по плану НИР Донецкого государственного института здоровья, физического воспитания и спорта.

Формулирование целей работы.

Целью данного исследования является выявление ведущих отличительных психологических особенностей юношеского возраста для повышения деятельностной результативности в учебно-воспитательном процессе.

Задачи исследования:

1. Выявление значимых психологических особенностей юношеского возраста;

2. Определение воздействия социальных факторов с учетом возрастных особенностей;

3. Выделение активности процессов самосовершенствования для продуктивности учебной деятельности.

Результаты исследования

Анализ многочисленных научных исследований и личный долголетний педагогический опыт работы со студенческой молодежью выявляет наиболее значимые психологические особенности в юношеском возрасте. В хронологических границах юности чаще всего выделяется ранняя юность (от 15 до 18 лет) и поздняя юность (от 18 до 23 лет). Рассматривается также юность как период, состоящий из трех фаз:

1 фаза: 13-14 - 15-17. Вопросы, требующие решения на индивидуально-личностном уровне - взаимоотношение с противоположным полом; на социальном уровне - выбор профессии.

2 фаза: 16-17 - 18-19. Решаемые вопросы: на индивидуально-личностном - поиск постоянного партнера и создание семьи; на социальном - обучение по выбранной профессии, осваивание начальных профессиональных навыков.

3 фаза: 23-25 - 28-29. На индивидуально-личностном уровне продолжается процесс развития семейных отношений, к которому добавляется осваивание новой социальной роли - родителя; на социальном этапе - начало профессиональной деятельности, совершенствование профессиональных навыков.

Детальное исследование этого возрастного периода обнаруживает наиболее интенсивное интеллектуальное, нравственное и коммуникабельное развитие у молодых людей путем целенаправленного педагогического воздействия, социальной среды и, преимущественно, процессами самовоспитания, самосовершенствования самой личности.

В этом возрасте, по мнению зарубежных исследований Холла К. С., Линдсея Г., Хавигурста Р., обнаруживаются следующие примечательные особенности:

• достижение зрелых отношений с лицами противоположного пола;

• достижение социально приемлемой сексуальной роли;

• приспособление к изменениям своего физического состояния;

• достижение экономической независимости;

• выбор профессии и подготовка к профессиональной деятельности;

• подготовка к браку и семейной жизни;

• развитие интеллектуальных способностей и идеологических представлений, необходимых для сознательного участия в социальной жизни;

• достижение социально ответственного поведения;

• выработка комплекса ценностей, в соответствии с которыми строится поведение.

По мнению российского исследователя П. С. Самыгина, в юношеском возрасте можно отметить такие отличительные направления:

• психодинамическое, объясняющее поведение главным образом в терминах эмоций, влечений и других внерациональных компонентов психики;

• когнитивистское или когнитивно-генетическое, отдающее предпочтение развитию познавательных способностей и интеллекта;

• персонологическое, в центре внимания которого стоит развитие личности в целом.

Интеллектуальное развитие характеризуется активностью мыслительных познавательных механизмов, связанных с продуктивностью мышления и эффективностью применения таких операций, как анализ, синтез, теоретическое обобщение,

абстрагирование, сравнение и умозаключение (Р.С.Немов, Л. Д.Столяренко). Педагогический опыт доказывает то, что студенты при познании и изучении учебных дисциплин для приобретения качественных знаний и опыта и последующим их использованием в практической деятельности успешно анализируют, разделяя изучаемое на части с дальнейшим их объединением и сравнением, выделяя основные и значимые элементы целого (абстрагирование), умеют делать общие выводы и частные умозаключения в результате проведенного ими исследования. Следует выделить склонность у молодежи к словесно-логическому, самостоятельному и критичному мышлению, что выражается в последовательных теоретических рассуждениях, наличии и поиске собственного мнения и принятии решения в определенных складывающихся ситуациях и в выборе целесообразного и значимого (Р. С. Немов). Обнаруживается интеллектуализация всех познавательных процессов, определяющих активность произвольных психических процессов в механизмах восприятия, внимания и памяти, где увеличивается возможность количества целостного усвоения предметов, концентрированность и переключаемость сосредоточенности на необходимых объектах и явлениях, продуктивность опосредованного запоминания, отмечается наивысшая скорость применения оперативного вида памяти (Л. Д. Столяренко). Формируется склад мышления, который характеризует профессиональную направленность, связанную с выбором и поиском будущей профессии.

Под воздействием национальной, интернациональной и религиозной (православной) идеологий на студенческую молодежь, как доказывает исследование, происходит повышение уровня рационального начала, проявляющегося в активности произвольных процессов познавательных механизмов восприятия, внимания, мышления, памяти, волевых усилий, сильных типов темперамента, экстраверти-руемых черт характера, умственных способностей.

В этом возрасте обнаруживается склонность у юношей и девушек при рассмотрении и изучении учебного материала применять эффективные научные методы и приемы исследования. Реализация метода индукции и дедукции предусматривает изучение предметов и явлений путем рассмотрения частных элементов в соответствии с общим (целостным) и наоборот от изучаемого целого к составным частям. Нами замечено умение оперировать гипотезами, как предположениями, в поиске истинных понятий.

Ребята на занятиях умеют вести рассуждения на определенную тему и аргументировать свои мысли, проявляют склонность к экспериментированию и доверчиво относятся к чужому мнению и опыту, у них обнаруживается стремление к поиску (Р.С.Немов). Следует отметить то, что накопление и использование всех этих вышеперечисленных научных способов и приемов приобретается на учебных занятиях, а также путем самосознания - самостоятельного поиска через механизм самоанализа. Интеллектуальное развитие в этом возрасте проявляется формированием научных понятий и разнообразных форм ум -ственного действия. Исследователи отмечают у молодых людей наличие логики, они владеют определенным приемом логических операций, активностью словесно-логического, абстрактного мышления. Обнаруживается стремление к поиску здравого смысла, проявление рациональной интуиции и смекалки в разрешении сложных проблемных вопросов. В центре внимания, по мнению П.С.Са-мыгина, находятся развитие интеллекта, познавательные процессы, способность индивида совершать те или иные логические операции. Педагоги выделяют у ребят умение причинно объяснять явление, а также способность аргументировать и доказывать, отстаивая свою точку зрения. Приобретение и применение научных методов и приемов в работе с учебным материалом во многом связаны с индивидуальными особенностями и различиями, которые более очевидно, интенсивно и наглядно проявляются в этом возрасте. Индивидуальное своеобразие обнаруживается не только в количественно-качественном усвоении необходимых учебных знаний, но и в становлении практических умений и навыков. В этом возрасте более очевидно просматривается своеобразная, индивидуальная природная предрасположенность, которая оказывает влияние на выбор будущей профессии каждого индивида. Отличительной особенностью возраста является проявление через активность самосознания механизмов самооценки и самоконтроля в организации и планировании учебы, труда и общения, как будущих видов деятельности в этом возрасте.

В юношеском возрасте обнаруживается интенсивное нравственное развитие. Ребят интересуют мысли о людях, мире, о философских, бытовых и других проблемах. Они с увлечением рассматривают проблемы добра и зла, справедливости и беззакония, порядочности и беспринципности. С повышенным вниманием они относятся к проблемам моральноэтического характера, пытаются сделать предпочтительный нравственный выбор с учетом общественных критериев, норм и образцов поведения человека в современном обществе. В этом возрасте происходит активный процесс становления мировоззрения, в частности, осуществляется нравственно-мировоззренческий поиск. Повышенное внимание уделяется научному и религиозному мировоззрению и миропониманию. Ответы на эти сложные вопросы ребята пытаются найти совместно со взрослыми и

путем самостоятельного поиска. Для них уже становится понятным то, что от повышения своего культурного и образовательного уровня зависит их личностное развитие.

Они пытливо впитывают преимущественно от взрослых ту систему разнообразных сведений, которые составляют определенные мировоззренческие подходы и взгляды. Мировоззрение - система представлений, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно представляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.

Возрастная предрасположенность юношей к становлению в этот период личностного мировоззрения подтверждает эффективность воздействия и распространения разных идеологий через многочисленные социальные институты в обществе. Наше исследование доказывает эффективность комплексного воздействия на ребят этого возраста национальной, интернациональной и религиозной (православной) идеологических концепций. Распространение этих трех идеологий оправдывает возрастной интерес ребят к научным и религиозным взглядам в попытках приблизиться к поиску истины и понять сложные социальные проблемы.

Под воздействием национальной, интернациональной и религиозной (православной) идеологий происходит становление рационально-гуманного мировоззрения и осуществляется формирование патриотических, дружественных и гуманных (альтруистических) нравственных качеств у юношей и девушек. Не вызывает сомнения наличие и значение этих моральных черт, способствующих расширению и укрупнению межличностных связей, направленных на национальное единство, международную солидарность и общечеловеческую интеграцию.

Однако, в результате проведенного нами социологического опроса (анкетирование) студентов (351 человек) шести вузов города Донецка по выявлению в том числе наличия у них многочисленных нравственных качеств, определялось отсутствие большинства патриотических и гуманных (альтруистических) черт, таких как патриотизм, героизм, верность, преданность, самопожертвование, а также человечность, справедливость, добродушие, сердечность, душевность, чуткость, заботливость, проявления многословия, неподозрительность, неосуждение и т.д. Воздействие и комплексное распространение национальной, интернациональной и религиозной (православной) идеологий в юношеской среде оправдывает себя и будет соответствовать возрастной предрасположенности в проявлении интереса к решению научных и религиозных проблем в поисках многочисленных истин.

Эффективность комплексного воздействия трех идеологий на личность возможно осуществить через социальные институты семьи, образования, культуры, средств массовой информации, религии и др. Возрастные особенности юношеского периода

предполагают также активность нравственного самосознания путем самовоспитания и самосовершенствования. Юноши и девушки в этом возрасте пытаются определиться с принятием нравственных образцов поведения, учитывая опыт взрослых, сверстников и предпринимают попытки самостоятельного нравственного выбора. Активность нравственного самосознания и самоопределения в моральных (этических) предпочтениях часто доминируют в этом возрастном периоде (Р. С. Немов). Исследователи отмечают также активность уровня рационального начала, разумного взгляда на моральные проблемы, что выражается в знании, понимании и следовании определенным этическим нормам. Ребята больше отдают предпочтение сдержанности в поведении, глуб -же понимают нравственный принцип порядочности, видят моральный смысл, чтобы приносить пользу как можно большему числу людей. Они проявляют интерес к этическим проблемам в понимании таких нравственных категорий, как честь, жизненные цели - счастье, долг, любовь и дружба, личностных и общественных отношений между людьми (И. Д.Бех). Автор отмечает, что ребята в этом возрасте достаточно педантичны в вопросах дружбы и любви - выявляют тактичность, понимание, чувственность и др.

Характерными чертами поведения юношей, по мнению российского исследователя П. С. Самыги-на, являются эмоциональная неустойчивость и чувствительность, застенчивость и агрессивность, эмоциональная напряженность и конфликтные отношения с окружающими, склонность к крайним суждениям и оценкам.

Ш.Бюлер выделяет в юношеском периоде характерные черты - тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепляемой соответствующими физическими и психическими возможностями.

В юности, как отмечает П.С.Самыгина, чаще встречаются акцентированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Юноши и девушки подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям и недостаточно продуманным поступкам.

Большое значение в выработке нравственных качеств оказывает возрастная интравертированность, связанная с формированием нормативной этической самооценки и самонастроя в поведении. Нравственное самосовершенствование определяется формированием в этом возрасте благородных качеств личности, таких как порядочность, доброта, щедрость, верность, преданность, готовность прийти на помощь. Исследователи также отмечают проявления волевых нравственных черт смелости, выносливости, самообладания, выдержки, уверенности в себе, самостоятельности, инициативности, настойчивости и др. (Р. С. Немов, И. Д.Бех). Различия в поведенческом проявлении совершаемого поступка можно объяснить индивидуальным своеобразием каждого воспитанника.

В юношеском возрасте наблюдается интенсивное развитие общительности (коммуникабельности). Возрастная особенность заключается в снижении остроты межличностных конфликтов, повышается контактность и общительность. У многих это время сопровождается острым стремлением к общению, чувством единения, любви и доброты абсолютно ко всем окружающим. Важную роль в общении начинает играть обмен информацией для взаимопонимания с разными возрастными категориями. Ребята более доверчивы к старшим, особенно к учителям, а также расширяется сфера свободного общения. Главное в общении - это найти понимание, сочувствие, помощь в том, что их волнует, что переживается ими, как наиболее значимое.

Под воздействием национальной, интернациональной и религиозной (православной) идеологий на процессы общения в юношеском возрасте, как доказывает исследование, происходит повышение уровня рационального начала, выраженного в активности вербальных способов передачи информации, сплоченных отношений во взаимодействии, интеллектуальных типов и подтипов личности, связанных с развитием взаимопонимания, сотрудничества и совместимости в межличностных отношениях.

В процессе общения просматривается взаимное уважение и равноправие, отмечаются добрые и внимательные отношения к людям. Несмотря на то, что предпринимаются попытки преодолеть зависимость от взрослых, все же доминируют отношения ровные, покладистые, доверительные и открытые. В общении со взрослыми просматривается чувство ответственности, предпринимаются попытки к самостоятельности, равноправию, уважительности и разумной опеке.

Стремление молодежи к обособленности и независимости часто объясняется желанием сохранить свою индивидуальность (В. С. Мухина).

Замечена потребность юношей и девушек к товарищескому и дружескому общению (И.Д.Бех, Г. С. Абрамова). Юность характеризуется как период ярко выраженной потребности в дружбе. Познавая друга человек познает себя. Благодаря дружбе человек решает свою жизненную задачу развития. Нравственная природа дружбы заключена в ее бескорыстности, в ее непосредственном отношении человека к человеку.

Другие, как отмечает Г. С. Абрамова, судят друг друга по нравственным законам, потому, что дружба основана на свободе. Это ее основное отличие от любви. Дружба - это процесс осуществления равенства, где достижение взаимопонимания становится главным.

В юношеском возрасте ребята не терпят разного рода фальши и грубости, они ценят чувственность в отношениях.

Именно поэтому они стремятся дружить с человеком противоположного пола. Затем эти дружеские отношения, чаще всего, перерастают в любовь юноши и девушки, которая определяет первое чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

В ранней юности по сравнению с отрочеством значительно снижается острота межличностных конфликтов и в гораздо меньшей степени проявляется негативизм во взаимоотношениях с окружающими людьми. Улучшается общее физическое и эмоциональное самочувствие детей, повышаются их контактность и общительность. Отмечается больше разумности и сдержанности в поведении.

Однако, исследователи отмечают и обнаруживают повышенную невротичность у юношей и девушек, которая выражается акцентированными типами характера, связанного с частыми переходами от одного настроения к другому. Ребята в этом возрасте обидчивы, импульсивны, проявляют патриотические суждения, у них недостаточно продуманные поступки.

Согласно теории развития высших психологических функций Л. С.Выготского, «всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на смену дважды, в двух планах, сперва - социальным, потом -психологическим, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая».

Воздействие социальной сферы - социализацией называют те влияния «среды в целом, которые приобщают индивиды к участию в общественной жизни, учат его пониманию культуры, поведению в коллективах, утверждению себя к выполнению различных социальных ролей».

В настоящее время особую роль на стадии профессиональной подготовки играет социализация в период обучения в вузе. Это объясняется тем, что вузовский этап социализации отличается содержанием большой доли воспитательного воздействия на личность. Социализация проходит в условиях стихийного взаимодействия индивида с социальной средой.

Разные факторы, определяющие направление социализации, исследователи обычно группируют по уровням воздействия макро-, мезо- и микроуровне-вые факторы А.В.Мудрик объединил в три группы:

• макрофакторы (космос, планета, мир, страна), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или больших социальных групп, например, жителей одной страны;

• мезофакторы - условия социализации больших социальных групп как реальных (народ, нация, класс), так и номинальных (зрительская аудитория);

• микрофакторы, к которым относятся явления, оказывающие непосредственное влияние на социализацию личности (семья, группа сверстников, организация и пр.).

Для юности характерно повышенное внимание к внутреннему миру человека, определяется возрастная интровертированность. Это возраст, как этап формирования самосознания и собственно мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.

Молодой человек формирует:

1. самосознание - ценностное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценка своей внешности, умственных, мо-

ральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

2. собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

3. стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердиться, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики.

С учетом психологических особенностей юношеского возраста будет целесообразно применять в процессе воспитания социальные способы в виде воздействия национальных, интернациональных и религиозных (православных) идеологических взглядов в сочетании с реализацией методов воспитания - формирования сознания, организации деятельности и формирования опыта поведения, организации стимулирования (беседа, диспут, доклад, лекция, упражнение, общественное мнение, воспитательные ситуации, поощрение, соревнование и др.) при аргументированной передаче информации, мобилизации моральных чувств, активности волевых усилий, в результате чего создаются условия для формирования духовной личности студента.

Выводы.

Отличительной особенностью юношеского возраста является наиболее интенсивное интеллектуальное развитие, выраженное в активности мыслительных познавательных механизмов, склонностью к словесно-логическому, самостоятельному и критическому мышлению, применении операций мышления (анализ, синтез, теоретические обобщения, абстрагирование, сравнение, умозаключение), наличие собственного мнения и принятие решения, реализации оперативного вида памяти, научных методов и приемов (индукции, дедукции, рассуждения, стремление к поиску, логические операции) и др.

Особенностью возраста является активность нравственного развития, связанного с повышенным вниманием со стороны юношества к проблемам морально-этического характера, их интересует нравственный выбор с учетом общепринятых норм, критериев и образцов поведения, происходит активный процесс становления мировоззрения (нравственномировоззренческий поиск), формируются представления, убеждения, взгляды, нравственное самосознание индивида и т.д.

В этом возрасте осуществляется интенсивное коммуникабельное развитие, связанное с повышением общительности, снижением остроты межличностных конфликтов, стремлением к обмену информацией, к пониманию, сочувствию, помощи, добрым отношениям, дружескому общению, сдержанности в поведении и др.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении. Будущие научные изыскания в этой области могут быть направлены на выявление отличительных психологических особенностей разных возрастных групп для эффективного управления, организации учебными и трудовыми коллективами.

Литература

1. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодежи / П.С.Са-мыгин. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 440 с.

2. Хухлаева О.В. Психология развития: Молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.

- 2-е изд. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 208 с.

3. Бех І.Д. Виховання особистості: У 2-х кн. Кн.1: Особис-тісно орієнтований підхід: теоретико-практичні засади. -К.: Либідь, 2003. - 280 с.

4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. пед. учеб. завед.

- М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 608 с.

5. Величко В.Н. Развитие духовной личности: Монография.

- Донецк: ДЭГИ, 2006. - 259 с.

Поступила в редакцию 05.11.2007г.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (АНГЛИЙСКИЙ) КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Гичко Н.О., Цвигун Н.Н. Кировоградский юридический институт Харьковского национального университета внутренних дел

Аннотация. В статье рассматривается иностранный язык (английский) как компонент общей культуры, а также анализируется необходимость формирования языковой культуры в процессе профессиональной подготовки курсантов для дальнейшей службы в правоохранительных органах. Основной проблемой в языковой подготовке современного работника правоохранительных органов является отсутствие методики формирования языковой культуры. Она должна включать все основные компоненты учебно-воспитательного процесса.

Ключевые слова: гуманизм, культура, иностранный, язык, сотрудничество, правоохранительный, образование, развитие, самосовершенствование, профессионализм, умение, подготовка. Анотація. Гічко Н.О., Цвігун Н.М. Іноземна мова (англійська) як компонент загальної культури в процесі професійної підготовки до подальшої служби в правоохоронних органах. В даній статті іноземна (англійська) мова розглядається як ком -понент загальної культури, а також аналізується необхідність формування мовної культури в процесі професійної підготовки курсантів для подальшої служби в правоохоронних органах. Основною проблемою в язиковій підготовці сучасного працівника правоохоронних органів є відсутність методики формування язикової культури. Вона повинна включати всі основні компоненти навчально-виховного процесу.

Ключові слова: гуманізм, культура, іноземна, мова, співпраця, правоохоронний, освіта, розвиток, самовдосконалення, професіоналізм, вміння, підготовка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. Gichko N.O., Tsvigun N.N. Foreign language (English) as a part of general culture in the process of professional training for future service in law-enforcement bodies. Foreign language (English) is considered as a part of general culture. The necessity of the foreign language culture forming in the process of cadets’ professional training for future service in law-enforcement bodies is analyzed in this article. The basic problem in language preparation of the modern worker of law-enforcement agencies is lack of procedure of formation of language crop. It should power up all principal components of teaching and educational process.

Key words: humanism, culture, foreign, language, cooperation, law-enforcement, education, development, self-perfection, professionalism, proficiency, training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.