Научная статья на тему 'Стресс в романтических отношениях юношеского возраста'

Стресс в романтических отношениях юношеского возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2629
442
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / РОМАНТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ЛЮБОВЬ / STRESS / ROMANCE / YOUTHFUL AGE / LOVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тутушкин Леонид Николаевич

В статье представлена характеристика романтических отношений в юношеском возрасте, рассмотрен вопрос о наличии стресса в данных отношениях. Проанализированы результаты исследования, направленного на изучение понимания и видения данной проблемы лицами юношеского возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Тутушкин Леонид Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Stress in a romantic relationship of youthful age

Characteristics of romantic relationships at youthful age are presented in the article, the question of the presence of stress in these respects is considered. Results of a study aimed at investigating the understanding and vision of the problem faces of youthful age are analyzed.

Текст научной работы на тему «Стресс в романтических отношениях юношеского возраста»

УДК 159.94

Тутушкин Леонид Николаевич

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

tutushkin_leonid@rambler.ru

СТРЕСС В РОМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

В статье представлена характеристика романтических отношений в юношеском возрасте, рассмотрен вопрос о наличии стресса в данных отношениях. Проанализированы результаты исследования, направленного на изучение понимания и видения данной проблемы лицами юношеского возраста

Ключевые слова: стресс, романтические отношения, юношеский возраст, любовь.

Известный философ Эрих Фромм в своей книге «Искусство любить» утверждает: «Любовь - это единственный разумный ответ на проблему человеческого существования» [9]. В своих трудах он говорит о любви как о самой высокой ценности. Он пишет, что любовь -это искусство, требующее от человека самосовершенствования, самоотверженности, готовности к поступку и самопожертвованию. С его точки зрения, незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе»; зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя» [9]. На протяжении столетий любовь была и остается предметом острых дискуссий в науке, искусстве, религии, а также в обыденном познании.

Актуальность исследования темы стресса в романтических отношениях определяется тем, что данный вид отношений является чрезвычайно важной сферой межличностного взаимодействия, оказывающей влияние на эмоциональное благополучие личности в целом. Потребность любить и быть любимым выступает как одна из основных потребностей человека, а достижение подлинной интимности с романтическим партнером является одной из основных личностных задач, стоящих перед человеком. Таким образом, можно сделать вывод о том, что любовь выступает одним из факторов развития личности.

Любовь существенно отличается от базовых эмоций, таких как радость, печаль, гнев, страх. В некотором смысле, любовь может быть определена как паттерн эмоций, драйвов и когнитивных процессов. Очевидно, что любовь складывается из таких эмоций как интерес - возбуждение и удовольствие - радость, но очевидно и то, что в ней представлены негативные стрессовые эмоции: печаль, вызванная разлукой с любимым человеком, гнев, злость и т.д. [8]. Таким образом, все это говорит об амбивалентности чувств при переживании романтических отношений.

В юношеском возрасте формирование отношений с противоположным полом, построенных на основе симпатии и любви выступает как одна из главных возрастных задач развития [5]. От того, какими будут первые романтические отношения человека, каким образом впервые будет удовлетворена потребность в любви, во многом зависит дальнейшее благополучие в сфере межличностных от-

ношений, что говорит о высокой мотивационной значимости романтических отношений. В то же время именно в этом возрастном периоде по-настоящему пробуждается данное природой стремление к другому полу, юность рассматривается как период жизни, когда над другими чувствами может доминировать всепоглощающая страсть к другому человеку [3], стремление «открыть свое Я для встречи с Ты» [7].

Отношения любви в юношеском возрасте изучались многими исследователями, характеризующими их с точки зрения функционального значения, сексуальной составляющей, развития общения со сверстниками и др. (И.С. Кон, Т.Л. Крюкова, С.Л. Рубинштейн, В. Фурман и Э. Винер). Тем не менее, данная тема остается сравнительно мало исследованной областью, особенно тех ее аспектов, которые связаны с соотнесением двух психологических феноменов: отношений с романтическим партнером и наличием стресса в данных отношениях.

Эмоциональная нестабильность, недостаточная сформированность личности юноши, отсутствие достаточного жизненного опыта в решении различного рода проблем в сфере межличностных отношений являются почвой для возникновения большого количества стрессовых ситуаций между романтическими партнерами. В то же время стоит отметить, что о наличии положительных аспектов в романтических отношениях между партнерами могут говорить такие аспекты межличностных отношений как сексуальное взаимодействие, понимание верности партнеров и вместе с тем чувство гордости, совместная деятельность, вызывающая чувство глубокого удовлетворения и положительные эмоции.

Все это позволило сформулировать цель нашего исследования: изучение понимания и видения лицами юношеского возраста стрессогенности романтических отношений. Основными методами исследования было эссе на тему «Стресс в романтических отношениях», а также авторская анкета по данной проблематике. Выборку составили студенты 1 и 2 курсов, 21 человек в возрасте от 17 до 20 лет. Все участники находятся на этапе раннего юношеского возраста и состоят на этапе раннего периода романтических отношений. Исследование было проведено анонимно.

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Тутушкин Л.Н., 2014

Стресс в романтических отношениях юношеского возраста

Результаты исследования и их обсуждение

Далее хотелось бы проинтерпретировать полученные эмпирические данные с помощью авторской анкеты «Стресс в романтических отношениях».

На первый вопрос о том, состоят ли респонденты на данный момент в романтических отношениях было получено положительное согласие, то есть у всех участников на данный момент времени есть опыт подобных отношений, причем по продолжительности он варьируется от нескольких месяцев (5-7) до нескольких лет (2-3), что говорит о сензи-тивности данного возрастного периода для развития романтических отношений.

На вопрос о том, присутствует ли стрессовый компонент в романтических отношениях (как положительный, так и отрицательный), все участники ответили положительно (100%). А вот по поводу соотношения эустресса и дистресса было отмечено, что ни того, ни другого в романтических отношениях по отдельности не существует, а присутствует их сочетание, только в разных пропорциях в зависимости от определенных ситуаций во взаимоотношениях.

На открытый вопрос, где участникам предлагалось перечислить стрессовые ситуации, переживаемые в романтических отношениях, были получены достаточно похожие варианты ответов, которые в процентном соотношении между собой распределились следующим образом:

1. неразделенная (безответная) любовь - 85%;

2. первая любовь - 75%;

3. ревность - 70%;

4. первый сексуальный опыт - 70 %;

5. другие варианты (измена, потеря партнера по каким-либо причинам, одиночество) встречаются у менее чем 45 % опрошенных.

В связи с полученными данными хотелось бы дать некоторую характеристику тем стрессовым ситуациям, которые встречаются у лиц юношеского возраста наиболее часто.

Итак, наиболее значимым стрессором, с точки зрения молодых людей, является неразделенная любовь. Неразделенная любовь понимается как устойчивое чувство субъекта по отношению к другому человеку, сопряженное с сексуальным влечением, окрашенное противоречивыми эмоциями по причине отсутствия ответного чувства со стороны объекта любви, вызывающее фрустрацию, влияющее на психическое состояние человека и его жизнедеятельность.

Следует отметить, что именно в юношеский период ситуация неразделенной любви имеет наибольшую частоту. Она является психотравмирую-щей и накладывает отпечаток на дальнейшую жизнь человека. Это может проявляться в разного рода проблемах - снижение стрессоустойчивости, неумение налаживать межличностные отношения и др.

Диапазон проблем, возникающих в ситуации неразделенной любви в юношеском возрасте, довольно широк - от сниженной самооценки и депрессии до отсутствия желания продолжать жить, самоубийства. Существенную роль играет тяжелое переживание одиночества и невозможность контролировать ситуацию [4].

Из высказываний:

«Самой стрессовой ситуацией, по моему мнению, является безответная любовь. Некоторым людям очень сложно с ней справится, иногда -просто невозможно. В этой ситуации человек ощущает себя ненужным, становится неуравновешенным и старается всячески оградиться от общества, что совсем неправильно, так как одному со своими проблемами гораздо сложнее справится. В любом случае, нужна поддержка семьи и друзей..., но эта проблема вечная и лекарства от нее, к сожалению - нет!» (И., 18 лет).

Вторым по значимости стрессором является первая любовь. Психологи утверждают, что первая любовь - это настоящее испытание для человека. От того, как человек будет переживать свою первую любовь, зависит конечная «постройка» личности, успешная социализация в обществе, в котором оговорены все жизненные условия и поведение человека в среде, в которой он находится.

Из высказываний:

«Также хотелось обратить внимание на тот факт, что самый запоминающийся опыт в жизни человека оставляет после себя первая любовь, переживание которой несомненно является стрессовой ситуацией. У каждого этот опыт был разным: кому-то повезло провести с этим человеком всю жизнь, а кто-то не сумел преодолеть трудности взаимоотношений. Ведь не зря говорят - «вторая половинка», подразумевая то, что этот человек должен гармонично дополнять другого до единого целого. Этот человек должен понимать тебя как никто другой, и такие пары я на 100 % считаю идеальными» (И., 18 лет).

Первая любовь - это необычное чувство, наполненное амбивалентными переживаниями: если при такой любви нет взаимности, то у влюбленного могут наблюдаться негативные психофизиологические изменения, например, плохой сон, снижение аппетита и другие соматические проявления, если же, наоборот, пришедшее чувство взаимно, то оба партнера находятся в приподнятом настроении, повышается трудоспособность, возникает желание развития романтических отношений, что в свою очередь говорит нам о том, что при переживании первой любви человек испытывает как положительный, так и отрицательный стресс [7].

Третий стрессор, ревность - это сильнейшее эмоциональное чувство, продиктованное сложными психическими функциями, которые определяют поведенческий портрет того или иного челове-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

69

ка. Ревность - это еще и сложное психическое состояние, которое граничит как с любовью, так и с ненавистью. Ревность проявляется в моменты, когда невозможно контролировать ситуацию, вследствие чего повышается агрессивность, раздражительность и другие негативные переживания, влияющие на эмоциональный фон человека [5].

Из высказываний:

«Стрессовую ситуацию может спровоцировать недоверие одного партнера другому. Чаще всего это называют ревностью, которая рушит очень много пар и проблемы из-за которой могут начаться когда угодно. Здесь все зависит от характера человека - ревностью страдают люди, неуверенные в себе, которые считают свою вторую половинку своей собственностью и не дают возможности ей раскрываться во взаимоотношениях с другими людьми, всячески контролируя их. Также на это могут влиять отношения в семье -ведь мы очень часто копируем поведение своих родителей, а они зачастую даже не подозревают, как их действия могут отразиться на психике детей. Но я считаю, что ревность - это нужное чувство, но его нужно использовать в меру, иначе это может очень сильно навредить отношениям, либо совсем разрушить их» (И., 18 лет).

Первый сексуальный опыт - это огромный стресс для организма, не только на физическом, но и на психологическом уровне. Вступление в интимные отношения - это осознанный выбор каждого человека. Здесь недостаточно только физической подготовленности и периода полового созревания, необходимо быть уверенным, что юноша действительно в этом нуждается именно сейчас. Психологами давно доказано, что самый первый сексуальный опыт как мужчин, так и женщин оставляет отпечаток на всей его последующей половой активности, причем качество этого опыта важно как для сильного пола, так и для прекрасных дам [2].

Следующий вопрос ставил перед собой цель выяснить, переживали ли вышеперечисленные ситуации участники исследования на своем примере. Ответы говорят нам о том, что каждый респондент пережил хотя бы одну из вышеперечисленных ситуаций (неразделенная любовь, первая любовь, ревность, первый сексуальный опыт и др.). Особо стоит отметить, что некоторые участники пережили несколько подобных ситуаций, а иногда и одновременно, например, в том случае, если переживали первую любовь, которая для них была неразделенной, что вдвойне усиливает негативное воздействие стресса на человека и влечет за собой более тяжкие последствия.

Последний вопрос был направлен на то, чтобы выяснить, что же для себя получили люди при переживании подобных ситуаций. Многие участники, анализируя полученные ответы, приобрели для себя жизненный опыт для дальнейшего построе-

ния продуктивных отношений (75 %), некоторые вместе с этим приобрели для себя новых друзей, к которым обращались за помощью при решении тех или иных проблем (45 %), другие стали более стрессоустойчивы (30 %).

Далее хотелось бы представить другие мнения молодых людей по поводу стресса в романтических отношениях. Из эссе:

«Говоря о наличии стресса в романтических отношениях, хотелось бы сказать, что когда я нахожусь в ссоре со своей второй половинкой, у меня возникает дикий страх ее потерять, лишиться того, кто занял в твоем сердце частичку. Я безумно это переживаю, не понимаю, что делать дальше и как разрешить возникший конфликт. В этот период ты не спишь, не ешь, ревешь в подушку, никого не хочешь видеть, пытаешься залечить душевную рану алкоголем, прекрасно понимая, что завтра будет еще хуже. В такие моменты хочется побыть одной и замкнуться в себе - но это неправильно и мой молодой человек постоянно меня за это ругает и говорит мне, что это наши общие проблемы и мы должны решать их вместе - ведь разговор с родным человеком является лучшим решением любой проблемы» (В., 18 лет).

Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. Построение романтических отношений в юношеском возрасте является одной из главных задач развития, от этого во многом зависит дальнейшее благополучие в сфере межличностных отношений, оказывает влияние на эмоциональное благополучие личности в целом. Романтические отношения рассматриваются с позиций функционального значения, сексуальной составляющей, развития общения со сверстниками.

2. Романтические отношения для лиц юношеского возраста содержат в себе стрессовый компонент, причем как положительного, так и отрицательного содержания, связанного между собой и представленного в данных отношениях всегда, но в разных пропорциях.

3. Переживание стрессовых ситуаций в романтических отношениях для лиц юношеского возраста является неизбежным условием поддержания и развития отношений. Среди наиболее часто встречаемых стрессовых ситуаций были выделены: неразделенная (безответная) любовь, переживание первой любви, ревность и первый сексуальный опыт. Уровень стрессогенности этих ситуаций доказан, и их влияние имеет огромные последствия, которые можно наблюдать в разных сферах жизнедеятельности индивида.

Библиографический список

1. Кон И.С. Психология юношеского возраста. -М.: Просвещение, 1979.

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Индивидуальные и групповые тенденции совладания с трудностями в российских семьях

2. Кон И. С. Введение в сексологию. - М.: Медицина, 1988.

3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

4. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность: Психоанализ страстей. - СПб.: Б.С.К., 1998.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. - М.: Академия, 2006.

6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

7. Поликарпов В.А. Психология первой любви. -Минск: Экономпресс, 2002.

8. Рогов Е.И. Психология отношений мужчины и женщины. - М.: Владос-пресс, 2005.

9. Фромм Э. Искусство любить. - СПб.: Азбука-классика, 2007.

УДК 159.95

Крюкова Татьяна Леонидовна

доктор психологических наук, профессор

Сапоровская Мария Вячеславовна

доктор психологических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова tat.krukova44@gmail. com; saporov35@mail.ru

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОВЛАДАНИЯ С ТРУДНОСТЯМИ В РОССИЙСКИХ СЕМЬЯХ*

Цель данного исследования — изучить всегда значимую для любого общества социо-культурную и социально-психологическую проблему: как россияне выживают сегодня в условиях изменяющейся культуры и семейного института. Анализируются межпоколенный семейный разрыв и ресурсы совладания. Авторы также стараются ответить на нелегкие вопросы: как супруги совладают с эмоциональными трудностями современного брака: изменой, ревностью и одиночеством? Какие копинг-стратегии выбирают семьи и насколько они продуктивны.

Ключевые слова: совладающее поведение как индивидуальный и групповой феномен, стрессы и межпоколенное наследования копинга в расширенных семьях; совладание с одиночеством, изменой, копинг, ориентированный на отношения.

Сейчас, когда семья как системная часть общества меняется во всем мире, трудно сохранять экспертность по отношению к ней, приходится признавать, что мы многого не понимаем и не знаем. Это ставит новые задачи, среди которых актуально понимание медленных изменений современной семьи и брака. Немаловажной задачей мы считаем изучение возможностей семьи выживать, справляться с трудными ситуациями, развиваясь при этом.

1.1. Совладание со стрессом Совладающее со стрессом (трудной жизненной ситуацией) поведение - важная сторона процесса социальной адаптации у здоровых людей. Это особое социальное поведение субъекта обеспечивает продуктивность, здоровье и благополучие человека. Совладающее поведение является целенаправленным поведением, позволяющим человеку справляться со стрессом и трудной жизненной ситуацией способами, адекватными личностным особенностям и ситуации (Крюкова, 2004, 2010; ред. Журавлев и др., 2008). Именно осознанный личный выбор стратегий поведения характеризует совлада-ние как поведение субъекта и позволяет нам использовать данную методологию как основу нашего исследования: С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, В.В. Знаков и др.

Совладание со стрессом обеспечивает человека продуктивностью, хорошим здоровьем, благополучием, в том числе, в его близких взаимоотношениях, благодаря самостоятельному и сознательному осмыслению и рефлексивному переживанию стрессовых событий, выбору способов поведения при стрессе, адекватных личностным особенностям человека, динамике и социо-культурному контексту ситуации, а также отношений (ценности, нормы, т.д.). В этом случае целостный субъект, интегрирующий все виды деятельности и активности, способен быть независимым, самостоятельно совлада-ющим с жизнью творцом, а не продуктом собственной биографии, что и составляет его сущность -творческую, нравственную, свободную (А.В. Бруш-линский, 2003).

Совладание выступает как индивидуальный и как групповой феномен, значимый референт социального адаптивного поведения человека. Известно, что последствиями неблагоприятных воздействий на семью в одних случаях являются различные деструктивные явления (нарастание конфликтов, неудовлетворенности семейными отношениями, аддикции, одиночество, нередко распад семьи). Однако в других случаях происходит укрепление семейной общности (coherence) усиление сплоченности, выработка «психологического иммунитета»

* Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках базовой части государственного задания (номер проекта 1021).

© Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.