Научная статья на тему 'Предпосылки формирования категориального значения общеславянских суффиксов -Аи -вав сфере приставочных и бесприставочных глаголов'

Предпосылки формирования категориального значения общеславянских суффиксов -Аи -вав сфере приставочных и бесприставочных глаголов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
140
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФФИКСАЛЬНАЯ ИМПЕРФЕКТИВАЦИЯ / МНОГОКРАТНЫЙ ГЛАГОЛ / ВТОРИЧНЫЙ ИМПЕРФЕКТИВ / ПЕРФЕКТИВНЫЙ КОРРЕЛЯТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Осокина Вера Аркадьевна

Дается характеристика теории полифункциональности суффиксов -ива-/-ыва-, -ва-, -ав русском языке; устанавливаются причины возникновения разных функций общеславянских суффиксов -ваи -а-; указываются группы глагольных образований, репрезентирующих каждую из функций; выявляется состав бесприставочных глаголов с суффиксами -ваи -ав языке великорусской народности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Suffixes as category forming elements concerning verbs with and without prefixes in the Slavonic languages

The theory of multifunctionality of the suffixes -a-, -i-, -vain the Russian language, the correlation of different functions of the Slavonic suffixes concerning the verbs with and without prefixes are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Предпосылки формирования категориального значения общеславянских суффиксов -Аи -вав сфере приставочных и бесприставочных глаголов»

УДК 482.53

В. А. Осокина

ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ КАТЕГОРИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ОБЩЕСЛАВЯНСКИХ СУФФИКСОВ -А- И -ВАВ СФЕРЕ ПРИСТАВОЧНЫХ И БЕСПРИСТАВОЧНЫХ ГЛАГОЛОВ

Дается характеристика теории полифункциональности суффиксов -ива-/-ыва-, -ва-, -а- в русском языке; устанавливаются причины возникновения разных функций общеславянских суффиксов -ва- и -а-; указываются группы глагольных образований, репрезентирующих каждую из функций; выявляется состав бесприставочных глаголов с суффиксами -ва- и -а- в языке великорусской народности.

Ключевые слова: суффиксальная имперфективация, многократный глагол, вторичный имперфектив, перфективный коррелят.

1.1. Рассмотрение вопросов, так или иначе связанных с проблемой видо-временных отношений русского глагола, традиционно ставятся в зависимость от так называемой теории полифункциональности суффиксов -ива-/-ыва-, -ва-, -а-. Свидетельством этого является ее повсеместное присутствие в обобщающих трудах по морфологии, а также в учебниках и учебных пособиях по курсу истории русского языка.

В наиболее общем виде эта теория отражена в Грамматике - 80: «-ива-/-ва-/-а— средство создания суффиксальной видовой пары. Это видообразующий суффикс, специально служащий для образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида (добыть - добывать, заземлить - заземлять...). В другом значении этот суффикс служит для образования многократных глаголов от глаголов несовершенного вида: писывать - писать, знавать - знать, едать - есть. В соединении с префиксом он образует также глаголы со значением кратности, повторяемости действия: похаживать, разгуливать, распевать, потирать. (Глаголы прерывисто-

смягчительного, длительно-смягчительного, длительно-дистрибутивного, сопроводительного, интенсивно-кратного, многократно-дистрибутивного

способов глагольного действия)<...> Самим характером семантики этой разновидности количественно-временных способов действия определяется то,

что к ним относятся только несоотносительные глаголы несовершенного вида» [6. С. 600 - 601].

1.2. При характеристике теории полифункциональности нельзя забывать об одном, весьма важном, обстоятельстве: суффиксы -а- и -ва- являются общеславянскими и так или иначе представлены во всех славянских языках, в отличие от восточнославянского суффикса -ива-/-ыва-\Вполне естественно, что причины возникновения разных функций суффиксов -а- и -ва- окажутся совсем иными, нежели причины возникновения разных функций суффикса -ива-/-ыва-. В свою очередь, установление предпосылок возникновения общеславянских полифункциональных суффиксов напрямую сопрягается с проблемой происхождения категории вида в славянских языках.

2.1. Категория вида в славянских языках, продолжая вызывать повышенный интерес, оказывается одной из самых изученных и разработанных областей языкознания, что обусловливает возможность успешного диахронического осмысления сущности данной категории и выбор в качестве базовых наиболее обоснованных концепций.

Как отмечает А. В. Бондарко, «генезис славянского глагольного вида можно рассматривать как процесс зарождения и формирования морфологического ядра в среде лексических и словообразовательных средств выражения аспектуальности» [1. С. 15], в конечном счете, в любой из ныне существующих гипотез видообразования вопрос о происхождении грамматической корреляции формулируется как вопрос «о первоначальных, “довидовых”, функциях формальных средств, в историческую эпоху выступающих в качестве носителей видовых значений, и о путях переосмысления этих функций в видовые». [4.С. 23].

2.2. На сегодняшний день признано, что наибольшей объяснительной силой обладает гипотеза Ю. С. Маслова. Появление и развитие значений, как непосредственно предшествовавших видовым, так и собственно видовых, связывается Ю. С. Масловым с развитием способов действия, то есть определенных групп глаголов, объединявшихся по различным признакам протекания действия, отношения его к достижению результата. Сам же глагольный вид возникает в тот момент, когда в позднем периоде праславянского языка появляется необходимость в выражении экспрессивного значения процессно-сти, длительности действия. Для осуществления этой потребности именно в

среде приставочных предельных глаголов, при выражении одного и того же лексического значения, должна была развиться особая основа, отличающаяся от исходной основы с признаком результативной законченности, только грамматическим значением направленности на достижение предела, позволяющим передавать настоящее-актуальное время, или, выражаясь иначе, процессное (имперфективное) значение.

Для осуществления этих целей были прежде всего использованы суффиксы, уже имевшие в праславянском и в других индоевропейских языках аспектуальное значение многократности, то есть суффиксы, характеризующие действие как повторяющееся и, следовательно, незаконченное, неограниченное во времени.

Именно неопреденно-многократные (неограниченно-кратные) глаголы, сформированные в рамках уже имеющейся словообразовательной модели, и выступили в качестве парных образований к приставочным глаголам, выражающим предельное, достигшее результата, действие. «Там, где рядом с предельным глаголом не было готового неопределенного, прибегали к образованию по аналогии. Опорой ее служат основы, расширенные суффиксом-а-, то есть uletati, padati и т. д. Так, рядом с 8ъЬьгай образуется 8ъЫгай, рядом с priloziti - pri-lagati, независимо от того, существовали или (что более вероятно) не существовали бесприставочные *birati, *lagati и т. д.» [5. С. 108].

Таким образом, главным стержнем морфологической системы вида в рамках излагаемой гипотезы является суффиксальная имперфективация -возникновение производных приставочных основ несовершенного вида (НСВ), вторичных имперфективов, следствием которого явилось усиление у приставочных первичных (производящих) глаголов значения результативной законченности и постепенное превращение этого значения в обязательное для них; дальнейшее развитие заключалось в постепенном “отвлечении семантики отношения к пределу от конкретной связи с лексическими значениями тех или иных глаголов” [2. С. 92].

3.1.Соотношения бесприставочных глаголов с общеславянскими суффиксами -а-, или -ва- с производящим одновидовым глаголом НСВ (глаголом imperfectiva tantum) во всех без исключения аспектологических исследованиях принято квалифицировать как неграмматическую (словообразовательную) оппозицию кратности (итеративности).

1 Первые глаголы с этим суффиксом были зафиксированы в письменных источниках древнерусского периода (в XII в.), а к концу XIV в. они уже получили довольно ши-

3.2. В рамках неграмматической корреляции по многократности производный глагол имеет специализированную («суженную») формообразовательную парадигму: он неспособен употребляться в форме настоящего - актуального времени, в которой происходит грамматикализация процессного значения (значения, лежащего в основе грамматической видовой корреляции), при этом особо значимой оказывается форма настоящего - неактуального времени, грамматикализирующая, то есть морфологически выражающая, это специализированное аспектуальное содержание многократности (неограниченной кратности действия); все остальные грамматические формы допускают выражение составом основы словоизменения данного аспектуального содержания и не вступают с ним в противоречие.

Следствием маркированности по многократности является отсутствие регулярности употребления (необязательность, факультативность), а также экспрессивность и/ или стилистическая маркированность.

3.3. Неграмматические кратные оппозиции в сфере несоотносительных по виду бесприставочных глаголов НСВ с тем или иным общеславянским суффиксом формируются независимо друг от друга в чешском, словацком, сербо-хорватском, польском, болгарском, украинском, белорусском и русском языках. Вполне естественно, что в каждом из этих языков итеративные оппозиции имеют свою, во многом отличную, историю развития.

Так, в русском языке несоотносительные по виду бесприставочные глаголы с общеславянскими суффиксами -а- и -ва- (включая основы с древними чередованиями) представляют собой крайне малочисленную группу.2 Все эти глаголы в нашей грамматической и лексикографической традиции принято называть «старейшим типом кратных образований» [3. С. 39] (древ-

рокое распространение.

2 По нашим подсчетам, в языке великорусской народности (в старорусский период) лишь 28 глаголов с теми или иными оговорками могут быть квалифицированы как многократно маркированные, то есть специализированные на выражении аспекту-ального значения неограниченной кратности действия: 19 - с суффиксом -ва- (бивать (1) («бить, наносить увечья; избивать, убивать, в том числе зверя»), бивать (2) («добиваться осуществления своих замыслов посредством челобитной: бивать челом») биваться, бывать, бываться, гревать, живать, знавать, знаваться, крывать, ливать, мывать, певать, певаться, пекать, пивать, рывать (1) (рыть), рывать (2) (рвать), севать), 2 - с суффиксом -а- (едать, секать), один - с суффиксом - ]а- (езжать), 6 глаголов образуют корреляцию по многократности посредством древних чередований в основах (бирать, дирать, жигать, жинать, зывать, сыпать (спать)). В нормативных толковых словарях середины XX в. зафиксировано всего 8 глаголов (бивать, бривать, бывать, езжать, живать, зывать, зываться, пивать).

ними кратными образованиями) и в процессе анализа напрямую соотносить с бесприставочными глаголами с суффиксом -ива-ыва-.

Таким образом, при обсуждении вопроса о предпосылках возникновения общеславянских полифункциональных суффиксов принципиально важными оказываются, по меньшей мере, три обстоятельства:

1) разные функции данных суффиксов проявляются в разных группах глагольных образований: имперфективная (грамматическая) - в среде соотносительных по виду приставочных глаголов, образующих грамматические видовые корреляции; многократная (словообразовательная) - в среде несоотносительных по виду бесприставочных глаголов;

2) общеславянские суффиксы (-а- и более поздний -ва-) изначально возникли в среде бесприставочных глаголов как монофункциональное словообразовательное средство, специализированное на выражении многократности (неограниченной кратности) действия и лишь впоследствии, присоединяясь к приставочным предельным глаголам, приобрели полифункциональность, начав выражать процессное (имперфективное) значение;

3) сохранение исходных отношений между производящим и производным бесприставочными глаголами и, соответственно, неграмматического характера оппозиции, было обусловлено отсутствием перфективного коррелята; следовательно, невозможность выражения маркированного процессного значения (значения действия, направленного на достижение предела) предопределяет формирование полифункциональных суффиксов в славянских языках.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бондарко А.В. Грамматическая категория и контекст. Л., 1971.

2. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспек-тологии. Л., 1983.

3. Лопушанская С.П. Очерки по истории глагольного формообразования в русском языке. 1. Казань, 1967.

4. Маслов Ю.С. Вопросы глагольного вида в зарубежном языкознании // Вопросы глагольного вида. М., 1962.

5. Маслов Ю.С. Очерки по аспектологии. Л., 1984.

6. Русская грамматика: В 2 т. / Под ред. Н. Ю. Шведовой. Т. I. Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 1980.

Поступила в редакцию 02.03.06

V. A. Osokina

Suffixes as category forming elements concerning verbs with and without prefixes in the Slavonic languages

The theory of multifunctionality of the suffixes -a-, -i-, -va- in the Russian language, the correlation of different functions of the Slavonic suffixes concerning the verbs with and without prefixes are considered in the article.

Осокина Вера Аркадьевна Удмуртский государственный университет 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп.2)

E-mail: vgrom@.udmnct. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.