Научная статья на тему 'Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России'

Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3227
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин Сергей Валентинович

В статье раскрывается понятие государственных и муниципальных закупок в России. Рассматривается иерархия правовых источников в сфере государственных и муниципальных закупок. Отражается специфика размещения заказов в отдельных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Калинин Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis of the system of public and governmental purchases in modern Russia

This article discusses the concept of municipal government procurement in Russia. It considers a hierarchy of legal sources in the field of municipal government procurement. Specificity of placing orders in some areas is determined in the article.

Текст научной работы на тему «Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России»

Иванова О.А. Экономический кризис как обстоятельство, способствующее невыплате заработной платы

— состояние экономического кризиса как основы непрерывной нестабильности всех основных потребностей населения, а также социальных ценностей;

— инфляция как процесс или результат обесценивания денег;

— реальная безработица, охватывающая 10% населения, создающая объективную основу массового получения средств к существованию незаконным, в том числе преступным путем, поскольку уровень социальной защищенности безработных фактически отсутствует;

— избыточное налогообложение. Доля налогов в сфере предпринимательства в России составляет от 70 до 100% всех доходов, что делает невозможным легальное предпринимательство большей части секторов экономики и искусственно превращает большую часть руководителей коммерческих организаций в преступников4.

Кризисные явления в экономике оказывают существенное влияние на возникновение преступности в рассматриваемой сфере. К примеру, рез-

кое увеличение стоимости горюче-смазочных материалов часто провоцирует руководителей организаций всех форм собственности направлять имеющиеся средства в первую очередь на приобретение ресурса, необходимого для осуществления экономической деятельности. Такой подход, как правило, обусловливает напряженное положение с погашением задолженности по выплате заработной платы, нередко вызывая и существенное увеличение размера долгов.

Примечания

1. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru/

2. См. там же.

3. См.: Зарплата и расплата: проблемы задолженности по оплате труда / Под ред. Т. Малеевой. — М., 2001. — С. 15.

4. См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. — М., 2006. — С. 192.

С.В. Калинин

Калинин Сергей Валентинович — адъюнкт кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России

E-mail: 7408@mail.ru

Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России

В статье раскрывается понятие государственных и муниципальных закупок в России. Рассматривается иерархия правовых источников в сфере государственных и муниципальных закупок. Отражается специфика размещения заказов в отдельных сферах.

This article discusses the concept of municipal government procurement in Russia. It considers a hierarchy of legal sources in the field of municipal government procurement. Specificity of placing orders in some areas is determined in the article.

Понятие государственных и муниципальных закупок получило широкое распространение в России и в странах СНГ, вошло в научный и практический оборот. В советской экономике государственные и муниципальные закупки имели централизованную систему планирования и распределения продукции. Данная система была ликвидирована Постановлением Совмина РСФСР от 23 октября 1991 года № 558 «Об организации материальнотехнического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1991 г.»1. В связи с тем, что прежняя система хозяйственных связей была отменена и было непонятно, как субъектам экономической деятельности действовать в новых изменившихся условиях, фактически образовался правовой вакуум, который поставил в сложное положение все хозяйствующие субъекты. Для изменения ситуации в

период с 1992 по 1999 год был принят ряд нормативных актов, регулирующих данную деятельность2. К числу наиболее важных из них относятся нормативные акты:

— регулирующие поставку продукции и товаров для государственных нужд3;

— определяющие закупку и поставку сельскохозяйственной продукции4;

— устанавливающие порядок формирования и использования государственного материального резерва5;

— конкретизирующие поддержку малого предпринимательства6;

— регулирующие порядок проведения конкурсов на размещение заказов7.

Вышеуказанная деятельность в данной сфере просуществовала до конца 2005 года.

До введения 1 января 2006 года нового Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд законодательство, регулирующее эти отношения, не составляло целостную систему, а представляло собой совокупность разрозненных нормативно-правовых актов. Практически отсутствовали нормативные правовые акты, направленные на урегулирование поставок для нужд субъектов Федерации и муниципальных нужд.

Отсутствие целостной системы правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок значительно усложняло сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, а также эффективности бюджетных расходов. Такое положение давало почву для многочисленных злоупотреблений и преступлений в исследуемой сфере.

Действующее законодательство, в частности Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»8 (далее — Закон № 94-ФЗ), хоть и содержит в себе исследуемое нами понятие, однако его определения не дает. Вместо этого Закон оперирует дефиницией «государственные и муниципальные нужды».

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного зна-

чения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

Значения понятий «муниципальное образование», «органы местного самоуправления», «представительные органы местного самоуправления», «муниципальный район», «городской округ» установлены в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»9 (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).

Муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городской округ представляет собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом № 131-ФЗ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Городское поселение — это город или поселок с прилегающей территорией, в которых в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями, местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Межселеннаятерритория находится вне границ указанного выше поселения.

Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных мест-

Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России

Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России

ных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.

Органы местного самоуправления представляют собой избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.

Термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.

В сфере государственных и муниципальных закупок существуют уровни ее правовых источников. Законодательные акты по своему содержанию являются комплексными, включающими в себя нормы бюджетного, гражданского, административного, государственного, финансового права и некоторых других отраслей права, поскольку предметом их правового регулирования выступает целенаправленная деятельность государства в сфере закупок как форма организованного потребления товаров для государственных нужд. Иерархия правовых источников сферы государственных и муниципальных закупок выглядит следующим образом:

1. Международное законодательство. Конституция России (заложены методологические основы и ключевые принципы построения всей системы размещения государственных и муниципальных заказов в России). Согласно статьям 8, 12, 34, 71—73, 130 и 132 Конституции России, можно сделать вывод о том, что закупаемые товары для удовлетворения федеральных, региональных государственных нужд, а также для удовлетворения нужд местного населения являются предметом ведения Российской Федерации и субъектов России (законы и иные нормативные акты).

2. Федеральные законы (общего характера, содержат правила, соблюдение которых обязательно при государственных и муниципальных закупках10; специальные нормативные правовые акты, регулирующие отношения по поставкам товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд11; важное значение для систематизации нормативных правовых актов о государственных закупках имеет Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на

поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»12.

3. Указы Президента Российской Федерации. По характеру являются индивидуальными (по обычным полномочиям) и нормативно-правовыми. Указы могут быть направлены на толкование, конкретизацию и детализацию закона либо порядок его применения. В данный период указы Президента РФ не играют существенной роли в нормировании правоотношений в области государственных закупок. Однако еще недавно (в начале 1990-х гг.) указы Президента РСФСР в период перехода к рыночной экономике могли даже противоречить законодательным актам, а то и просто отменять их. Как показывает практика, указы Президента Российской Федерации обычно издаются по вопросам противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок13, животноводства, осуществляющих закупку и поставку для государственных нужд.

4. Постановления Правительства России (Правительство Российской Федерации как высший исполнительно-распорядительный орган издает акты в форме постановлений и распоряжений). Нормативно-правовой характер носят постановления, содержащие первоначальные и производно-конк-ретизирующие нормы. Правительство Российской Федерации принимает постановления по вопросам: контроля за проведением закупок; установления механизма определения начальной (максимальной) цены контракта (лота); преимущества отдельным учреждениям и предприятиям при участии в закупках; поддержки обществам, взявшим на себя обязательства по производству и поставке отдельной продукции; закупаемой продукции, без проведения торгов; утверждает перечень производителей в различных сферах, устанавливает официальный сайт для размещения заказов и др.

5. Законодательство субъектов России (органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы, иные нормативные правовые акты, которые устанавливают нормативно-правовую документацию в сфере муниципальных закупок субъекта)14.

6. Иные источники связаны с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие государственные и муниципальные закупки. В настоящее время таким органом является Министерство экономического развития Российской Федерации. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Данный орган издает письменные разъяснения по вопросам применения Закона № 94-ФЗ. Кроме того, Министерство издает индивидуальные правовые акты, определяет порядок пользования официальными сайтами для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выпол-

нение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами15.

После вступления в силу Закона № 94-ФЗ были приняты подзаконные нормативные правовые акты, в том числе предусмотренные самим Законом. Так, согласно Плану мероприятий по реализации положений Федерального закона № 94-ФЗ, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2005 года № 2154-р, принято значительное число подзаконных нормативных правовых актов.

В Закон № 94-ФЗ неоднократно вносятся изменения, отдельные из которых впоследствии сами претерпевали изменения16. Данные изменения направлены в том числе на совершенствование процедур размещения заказов с учетом практики применения рассматриваемого Закона № 94-ФЗ, а также на уточнение отдельных положений Закона в целях их единообразного понимания на практике. Данные изменения осуществлялись, в частности, в следующих направлениях:

— уточнение перечня лиц, выполняющих функции государственных заказчиков;

— конкретизация(детализация)отдельных процедур размещения заказов;

— отражение специфики размещения заказов в отдельных областях социально-экономической сферы и др.

Также Закон № 94-ФЗ был дополнен главой 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме»17; главой 2.1 «Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма»18; главой 7.1 «Размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд»19.

Специфика размещения заказов в отдельных сферах находит отражение и в подзаконных нормативных правовых актах. Так, Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 418 утверждено Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключение договоров. По поводу подзаконных нормативных правовых актов следует отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 94-ФЗ Президент РФ и Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Представляется, что по сравнению с особо выделенными в рассматриваемом Законе № 94-ФЗ сферами размещения заказов не меньше особенностей содержат и такие сферы, как капитальное

строительство, сельскохозяйственное производство, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и многие другие.

Следует отметить, что ранее в законодательстве о размещении заказов в значительно большей мере учитывались особенности, связанные с отдельными видами заказов20.

При всех своих недостатках (отсутствие единого подхода, недостаточная детализация и т. п.) нормативные правовые акты такого рода в той или иной степени отражали специфику, обусловленную особенностями предмета заказа. К сожалению, в настоящее время данная специфика в Законе № 94-ФЗ не учитывается в должной мере. Характерным примером является отнесение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту к категории «стандартных» товаров, работ, услуг, заказ на которые в настоящее время размещается путем проведения аукциона в электронной форме. Таким образом, считается, что размещение заказов в сфере капитального строительства особенностями не обладает.

Практика применения Закона № 94-ФЗ свидетельствует, что, несмотря на постоянно вносимые в него изменения, не удается в полной мере достичь поставленных в статье 1 данного Закона № 94-ФЗ целей. В частности, отмечается сокращение числа участников торгов и возрастание количества контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), завышение цен по сравнению с ценами на потребительском и корпоративном рынках. В связи с этим, в частности, Счетная палата РФ отмечает, что Закон № 94-ФЗ о размещении заказов вызывает особую тревогу, поэтому данный государственный орган предложил в него свои поправки21.

На это обращается внимание и в научной литературе. Так, например, О.А. Беляева анализирует поправки в рассматриваемый Закон № 94-ФЗ, вступившие в силу в разный период. О.А. Беляева отмечает, что процесс внесения ежегодных поправок идет бессистемно. Закон «латают» то в одном, то в другом месте, целостная концепция его совершенствования не разработана. В результате Закон № 94-ФЗ по-прежнему предоставляет широкие возможности для злоупотреблений22.

Примечания

1. СПС «КонсультантПлюс».

2. Более подробно см.: Содержательные особенности злоупотреблений со стороны должностных лиц в процессе реализации государственных и муниципальных закупок в сфере реализации национальных проектов / С.Ю. Журавлев, С.В. Калинин // Механизм обеспечения экономической безопасности крупнейших государственных экономических и финансовых проектов России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20 мая 2009 г. / Под общ. ред. А.Г. Хабибуллина. — М., 2009. — С. 69—73.

3. Закон РФ от 28 мая 1992 года № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных

Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России

Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России

нужд» // Российская газета. — 1992. — 30 июня; Федеральный закон от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «Опо-ставках продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. — 1994. — № 34. — Ст. 3540.

4. Федеральный Закон от 2 декабря 1994 года № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. — 1995. — № 12. — Ст. 1055.

5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // СЗ РФ. — 1995 — № 1 — Ст. 3; Федеральный закон от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 6.

6. Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. — 1995. — 20 июня.

7. Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации и закупке продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. — 1997. — № 15. — Ст. 1756.

8. СЗ РФ. — 2005. — № 30. — Ч. 1. — Ст. 3105.

9. СЗ РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.

10. См.: Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. — 2006. — 27 июля; Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1995. — №30. — Ст. 2871; Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. — 2002. — № 52. — Ч. 1. — Ст. 5140.

11. См.: Федеральный закон от 13 декабря 2004 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. — 1994. — № 34. — Ст. 3540; Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // СЗ РФ. — 1995. — № 1. — Ст. 3; Федеральный закон от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 6; Федеральный закон от 2 декабря 1994 года № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Российская газета. — 1994. — 15 декабря.

12. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (является основным актом, который устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных нужд, государственных нужд субъектов Российской Федерации, а также муниципальных нужд, обеспечивает прозрачность закупочного процесса.

13. См.: Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. — 1997. — № 15. — Ст. 1756.

14. Данные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ; утверждают План муниципального заказа на очередной год; утверждают порядок ведения реестра

недобросовестных поставщиков субъекта; утверждают официальный сайт субъекта; разрабатывают Типовую документацию по проведению закупок; утверждают Положения о размещении муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок и др.

15. Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437 // СЗ РФ. — 2008. — № 24. — Ст. 2867.

16. В указанный Федеральный закон № 94-ФЗ вносились изменения федеральными законами от 31 декабря 2005 года № 207-ФЗ, от 27 июля 2006 года № 142-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 53-ФЗ, от 24 июля 2007 года № 218-ФЗ, от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, от 1 декабря 2008 года № 225-ФЗ, от 30 декабря 2008 года № 308-ФЗ, от 30 декабря 2008 года № 323-ФЗ, от 28 апреля 2009 года № 68-ФЗ, от 8 мая 2009 года № 93-ФЗ, от 1 июля

2009 года № 144-ФЗ, от 17 июля 2009 года № 147-ФЗ, от 17 июля 2009 года № 155-ФЗ, от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ, от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, от 25 ноября 2009 года № 273-ФЗ, от 17 декабря 2009 года № 316-ФЗ, от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ, от 5 мая

2010 года № 78-ФЗ, от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, от 27 июля 2010 года № 240-ФЗ, от 3 ноября 2010 года № 290-ФЗ, от 5 апреля 2011 года № 56-ФЗ, от 21 апреля 2011 года № 79-ФЗ, от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ, от 11 июля 2011 года № 200-ФЗ, от 21 ноября 2011 года № 326-ФЗ, от 7 декабря 2011 года № 418-ФЗ, от 12 декабря 2011 года № 426-ФЗ, от 21 ноября 2011 года № 327-ФЗ.

17. См.: Федеральный закон от 8 мая 2009 года № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество в 2012 году», о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009. — № 19. — Ст. 2283.

18. См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4015.

19. См.: Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5711.

20. Более подробно см.: Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. — М., 2011. — С. 44—45.

21. См.: У борьбы с коррупцией нет делянок. Интервью Председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина «Российской газете» // Российская газета. — 2008. — 24 сентября.

22. См.: Беляева О.А. «Совершенствование» законодательства о размещении заказов для публичных нужд // Законодательство. — 2009. — № 11. — С. 17—22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.