Научная статья на тему 'Правовое поле педагога в пространстве реализации его профессиональной деятельности'

Правовое поле педагога в пространстве реализации его профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
662
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ / ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Войтикова Марина Андреевна

Описание единого квалификационного справочника должностей работников образования. Описание опроса педагогов о нормативно-правовом поле педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое поле педагога в пространстве реализации его профессиональной деятельности»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

постоянно работать над собой, изучать особенности своего организма, рационально и систематически использовать ценности физической культуры для повышения физического потенциала, самооценки. Список использованной литературы:

1. Валиуллина О.В. Социальное значение физической культуры в формировании ценностных ориентаций студенческой молодежи / Л.Г. Селезнева // Актуальные проблемы, механизмы и перспективы развития физической культуры и спорта высших учебных заведений Минсельхоза России: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Иркутская государственная сельскохозяйственная академия. 2011. С. 158-161.

4. Семерханова Н.Ф. Формирование потребности в самостоятельных занятиях физической культурой студентов// Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки "АгроКомплекс-2010". 2010. С. 384-387.

2. Адова О.Л. Организация педагогического взаимодействия преподавателя и студентов на занятиях физической культурой высшем учебном заведении// Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы: Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых, посвященной 80-летию ФГОУ ВПО "Башкирский ГАУ". 2010. С. 189-191.

3. Адова О.Л. Особенности организации занятий со студентами специальных медицинских групп по физической культуре// Аграрная наука в инновационном развитии АПК: Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 85-летию Башкирского государственного аграрного университета, в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс - 2015». Башкирский государственный аграрный университет. 2015. С. 232-235.

5. Семерханова Н.Ф. Значение физической культуры для снижения психофизической нагрузки студента-первокурсника //Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: Материалы Международной учебно-методической и научно-практической конференции. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, ФГБОУ ВПО Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова; под редакцией О.М. Поповой. 2012. С. 254-256.

© Валиуллина О.В., 2017

УДК 37.086

Войтикова Марина Андреевна

Магистрант 1 курса

ГАОУ ВО города Москвы «Московский городской педагогический университет», РФ

E-mail: yulkazh@yandex.ru

ПРАВОВОЕ ПОЛЕ ПЕДАГОГА В ПРОСТРАНСТВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Описание единого квалификационного справочника должностей работников образования. Описание опроса педагогов о нормативно-правовом поле педагогической деятельности.

Ключевые слова Квалификация, педагог, педагогическая деятельность.

Сегодня современное общество нуждается в квалифицированных специалистах. Данные специалисты

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

востребованы во всех областях, но особенно в образовании. За последние десятилетия образование РФ пережило много нововведений: принятие болонского процесса, введение ФГОС в образовательный процесс и т.д. Грамотный и знающий учитель - это залог качественного образования учащихся. Поэтому сегодня актуальным стоит вопрос о знание учителями правового пространства своей деятельности.

На федеральном уровне можно выделить четыре основных документа, которые регламентируют повседневную педагогическую деятельность, вне зависимости от уровня школьного образования (начальная, средняя или старшая школа) и типа образовательного учреждения (общеобразовательное, лицей, гимназия). Такими документами являются: Федеральный закон «Об образовании в РФ», Федеральный государственный образовательный стандарт, Профессиональный стандарт педагога, Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

Дадим краткую характеристику этим документам. ФЗ устанавливает академические права и свободы педагогических работников, в частности, свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность; свобода выбора и использования методов обучения и воспитания. Педагогические работники имеют право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании; участвуют в разработке образовательных программ.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем. Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей

ЕКС включает в себя квалификационные характеристики должностей, расшифровки должностных обязанностей и требований к квалификационным уровням и уровню знаний руководителей, специалистов и служащих. Интересующий нас раздел ЕКС - Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования (далее — КХД), имеющий второе название — Единый квалификационный справочник должностей работников образования. Квалификационный справочник должностей работников образовательных учреждений разработан для помощи в решении вопросов регулирования трудовых отношений, создании эффективной системы руководства и управления персоналом образовательных учреждений, независимо от формы их собственности или организационно правовой формы. КХД является базовым документом при разработке должностных инструкций, так как в нем содержится основной перечень должностных обязанностей работников образования, в нем отражены особенности организации труда и уровни компетенции, закреплены права и обязанности каждого должностного лица. При составлении должностных инструкций с использованием КХД, допускается возможность уточнения перечня работ по конкретному образовательному учреждению, с учетом особенностей и свойств каждой должности, а также разработка дополнительных требований к специальной подготовке работников. Для повышения эффективности труда, допускается расширение должностных обязанностей работника, по сравнению с квалификационными характеристиками, указанными в КХД.

Но остается актуальным вопрос о знаниях учителям и руководителями учебных заведений профессиональной документации. Для рассмотрения этого вопроса мы провели опрос в общеобразовательной школе г. Москвы.

Цель опроса: определение уровня знаний различных групп педагогического и административно -управленческого персонала образовательного учреждения о нормативных актах реализации образовательных программ.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

Респонденты: в проведенном анкетировании участвовали три группы респондентов:

1 группа: административно - управленческий персонал: заместитель директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, директор школы.

2 группа: педагогические работники, непосредственно осуществляющие образовательный процесс: 1.учитель начальных классов, 2.учитель обществознания, 3.учитель русского языка.

3 группа: иной педагогический персонал: 1. социальный педагог, 2.педагог - психолог, 3.учитель -логопед.

Вопросы анкетирования:

1. Каким нормативным документом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях:

- уставом образовательного учреждения;

- ФЗ "Об образовании в Российской федерации";

- Конституцией РФ;

- постановлением Правительства РФ.

2. Кто является разработчиком образовательной программы:

- администрация и педагоги образовательной организации;

- управляющий совет и родительская общественность;

- ученический коллектив;

- все ответы верны.

3. Степень достижения планируемых результатов образовательной программы - это: -качество образования;

- уровень образования;

- показатель образования;

- оценка образования.

4. С какой периодичностью педагог должен проходит повышение квалификации?:

- раз в год;

- раз в три года;

- раз в пять лет;

- по своему желанию.

5. Совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования - это:

-ФГОС;

- ФГТ;

- предписания Рособрнадзора;

Данные опроса представлены в процентном выражении в диаграмме 1.

Правильные ответы

100 80 60 40 20 0

1 группа 2 группа 3.группа

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х

Подводя итоги проведенного опроса можно сделать вывод, что знанием нормативно-правовых актов реализации основных общеобразовательных программ в большей степени владеет административный состав школы, так как регламентирует работу образовательного учреждения, ведет нормативно-консультационную работу; учитель обществознания так же владеет глубокими правовыми знаниями; в меньшей степени нормативными актами владеют педагоги - психологи и учителя - логопеды, так как реже опираются на них по специфике своей работы. Отсюда следует вывод, что необходимо устранять выявленные пробелы в знаниях нормативно-правовых актов, путем направления сотрудников на курсы повышения квалификации. Список использованной литературы:

1. Антонова А.В., Клименко И.М. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя // Педагогическое образование в России. -2014. -№6. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-standart-pedagoga-novye-trebovaniya-i-kvalifikatsionnye-harakteristiki-sovremennogo-uchitelya (дата обращения: 02.02.2017).

2. Гайдамашко И.В., Жемерикина Ю.И., Пугачева Е.В., Основные тренды развития инженерно-технического образования в России // сборник статей Международной научно-практической конференции "Инновационные процессы в психологии и педагогике" (20 декабря 2014 г. г. Уфа). - Уфа: Аэтарна, 2014. С. 18-22

3. Гайдамашко И.В., Жемерикина Ю.И., Пугачева Е.В. Качество гуманитарного образования в современной России // Перспективы развития науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 декабря 2014 г.: в 8 частях: часть У,Москва,ООО "Ар-Консалт"., 2015. С. 98-100

4. Гайдамашко И.В., Вечерина А.В., Жемерикина Ю.И., Эффективный контракт как способ повышения профессионализма профессорско-преподавательского состава вуза // Исследование различных направлений развития психологии и педагогики:сборник статей Международной научно-практической конференции "Инновационные процессы в психологии и педагогике" (10апреля 2015 г. г. Уфа). - Уфа: Аэтарна, 2015. С. 69-71

5. Ястребова Г. А., Цветкова Г. В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как инструмент овладения новыми профессиональными компетенциями в условиях внедрения профессионального стандарта педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - Т. 25. - С. 26-30. - URL: http://e-koncept.ru/2014/55249.htm./ (дата обращения 02.02.2017).

© Войтикова М.А., 2017

УДК 004.942

Канзычакова Ксения Владимировна

магистрант ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ Научный руководитель: Голубничий Артем Александрович старший преподаватель кафедры ИЭОП ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, РФ

ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности использования облачных технологий в образовании. Дается перспективная оценка применения облачных технологий

Ключевые слова Облачные технологии, электронное образование, МООС

Облако - специализированный термин, с точки зрения сферы ГГ, представляющий собой пул

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.