Научная статья на тему 'Практическая направленность обучения в правовой подготовке юристов'

Практическая направленность обучения в правовой подготовке юристов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
284
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОН / ПРАВО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / LAW / RIGHT / LEGAL EDUCATION / LEGAL PRACTICE / LEGAL CULTURE / TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синдянкин Николай Николаевич

В статье анализируются проблемы юридической практики, которые определяются накоплением и приращением знаний о праве, имея в виду интегративное взаимодействие с обучением и образованием в целом. Автор определяет, что правовые основания обучения в системе юридической практики предполагают интегративность правовой культуры на всех уровнях современного общества от локального до глобального.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING IN LEGAL TRAINING OF LAWYERS

In article problems of legal practice which are defined by accumulation and an increment of knowledge of the right are analyzed, meaning integrative interaction with training and education in general. The author defines that legal grounds of training in system of legal practice assume an integrative of legal culture at all levels of modern society from local to global.

Текст научной работы на тему «Практическая направленность обучения в правовой подготовке юристов»

УДК 340.1:378.1

ПРАКТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ПРАВОВОЙ

ПОДГОТОВКЕ ЮРИСТОВ

Синдянкин Николай Николаевич

канд. юрид. наук, доцент кафедры государственного

и административного права НОУ ВПО «Мордовский гуманитарный институт», г. Саранск

E-mail: sind-078@mail.ru

PRACTICAL ORIENTATION OF TRAINING IN LEGAL TRAINING OF

LAWYERS

Nicolay Sindyankin

Candidate of Science, associate professor of the state

and administrative law Mordovian humanitarian Institute, Saransk

E-mail: sind-078@mail.ru

АННОТАЦИЯ

В статье анализируются проблемы юридической практики, которые определяются накоплением и приращением знаний о праве, имея в виду интегративное взаимодействие с обучением и образованием в целом. Автор определяет, что правовые основания обучения в системе юридической практики предполагают интегративность правовой культуры на всех уровнях современного общества - от локального до глобального.

ABSTRACT

In article problems of legal practice which are defined by accumulation and an increment of knowledge of the right are analyzed, meaning integrative interaction with training and education in general. The author defines that legal grounds of training in system of legal practice assume an integrative of legal culture at all levels of modern society - from local to global.

Ключевые слова: закон, право, юридическое образование, юридическая практика, правовая культура, обучение, образовательный процесс Keywords: law, right, legal education, legal practice, legal culture, training, educational process.

Правовая основа юридической практики представлена содержанием самого юридического образования. В широком смысле, юридическое образование предполагает начальный этап правовой социализации, который включает целостное формирование личности, ее взаимодействие с окружающей

реальностью. Правосознание становится определяющим понятием в мировоззрении личности будущего юриста, позволяет когнитивно взглянуть на дальнейшее развитие правовых идеалов и ценностей культуры современного общества, а также постичь правовую действительность с помощью полученных знаний профессионального правосознания.

Юридическое образование как система результатов правовой культуры, способной научить будущих профессионалов анализировать правовые явления современного общества, методология юридической технологии, позволяет раскрыть основные понятия позитивного права, способы юридической техники. Такое рассмотрение в системности и целостности правовых основ юридической практики позволяет решать вопросы юридической квалификации. Обсуждение таких вопросов невозможно без особого восприятия, которое осмысливается на различных уровнях правовой культуры, от локального до глобальной сферы.

Юридическая практика предопределяет высокий уровень правовой культуры, который отвечает современным требованиям юридического образования. Основным определяющим фактором правовой культуры является соответствующий уровень правовой культуры общества, способ ее функционирования, обновления и совершенствования в рамках современного позитивного права. Правосознание существующей действительности невозможно без устранения догматической стороны юридических вопросов, устранения духовной неразвитости правовой сферы, устранения инертности познания в вопросах юридической практики. Особый акцент определяет правомерное поведение в контексте современной действительности, противоправное поведение отторгается как несоответствующее реальности и существующим положениям вещей [2].

Юридическая практика придает определенное развитие и динамизм образовательному процессу, обучает специалистов истинности и ценности получаемых практических знаний. Определяющим элементом практической направленности выступает применение полученных навыков, юридических методов в условиях современного общества. Проверка полученных результатов в современном обществе осуществляется в рамках критерия подготовки специалистов определенной юридической области знания. Практика выступает важным критерием проверки качества подготовки специалистов, проверяет истинность, ценность и эффективность научных исследований, на базе которых дается образование.

Стержень юридической практики определяется взаимодействием основных представлений и понятий образования и юридической науки на нескольких методологических уровнях; это взаимодействие на глобальном, национальном, личностном, межличностном и локальном уровнях. Основное требование современного состояния общества заключается в удовлетворении обоснованных рекомендаций и научных выводов юридической практики в материальной и социальной сферах [1, с. 34].

В условиях современного общества особый акцент отводится функциям юридической практики: правонаправляющая (ориентирующая),

правоконкретизирующая и сигнально-информационная. Ориентирующая функция представлена основными характерными правовыми направлениями и тенденциями, происходящими в обществе. На данный момент либерализация общественных процессов подводит к рассмотрению юридических явлений с позиций позитивного права, что предполагает возможность выделения правовых инвариантов и вариативность их применения в юридической практике. Правоконкретизирующая функция предполагает обоснование совершенствования правоприменительной деятельности и формирование права в данных основаниях. Сигнально-информационная функция юридической практики предполагает получение юридической информации и практическое ее использование в соответствии с современными условиями. Большое внимание отводится пониманию основных юридических моментов в рамках взаимодействия естественной и позитивистской теории права. Особое внимание в современной правовой концепции уделяется определенным юридическим конструкциям, использующимся в разных отраслях права. Такая особенность современной юридической практики приводит к интеграции основных юридических процедур в общей систематизации юридических представлений о современной действительности.

Наиболее ярко сущность и правовое назначение юридической практики обозначается классификацией осуществляемых действий по отношению к анализу юридических явлений, а также к конкретному типу практики: правотворческой, правоприменительной, праворазъяснительной и др. Правотворческая юридическая практика остается фундаментальной и основополагающей в современном обучающем процессе. Правоприменительная практика обнажает противоречия существующего законодательства, неполноту и противоречия юридических проблем современного общества, выступает необходимой основой создания норм и нормативных рекомендаций.

Правовые основания обучения специалистов в юридической практике предполагают позитивное отношение к праву, законности, правопорядку в системе социально-полезного поведения в правовой сфере. Обучение специалистов в системе юридической практики приводит к формированию индивидуального правосознания в системе процессуального права.

Юридическая практика рассматривается как институциональный элемент правовой культуры, под которым понимается не только способ передачи, восприятия и воссоздания правовых знаний, но и трансформация элементов правой культуры общества от одного поколения к другому.

Главной целью юридической практики является накопление и приращение знаний о праве, основанное на интегративном взаимодействии с обучением и образованием в целом. Правовые знания, переданные от одного поколения другим, обусловлены эволюцией и трансформацией знаний с учетом новых теорий и концепций. В научении основам правовой культуры в процессе юридической практики рассматривается качество юридического образования в современном обществе.

Посредством обучения при помощи юридической практики формируется ценность государственно-правовых институтов, их роль в нормативном регулировании общественной жизни. Такое регулирование предполагает невозможность упрощенного подхода к основаниям правовой культуры. Кроме того, процесс социализации юридической практики обосновывает положительные черты качества права. Обучение в системе юридических практик выделяет еще одну особенность, которая осуществляет взаимодействие между специалистом и государством - правовое воспитание.

Таким образом, правовые основания обучения в системе юридической практики предполагают интегративность правовой культуры на всех уровнях современного общества от глобального до локального. Кроме того, выделяются основные понятия юридических конструкций, которые трансформируются в современных юридических процессуальных ситуациях.

Список литературы:

1. Богданова Н.А. Система науки конституционного права. М.: Юристъ, 2001. 254 с.

2. Конституционное право: учебник для бакалавров / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Проспект, 2013. 584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.