Научная статья на тему 'Правовая культура студентов-юристов: проблемы профессиональной социализации'

Правовая культура студентов-юристов: проблемы профессиональной социализации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1542
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ПРАВОВОЙ МЕНТАЛИТЕТ / СТУДЕНТЫ-ЮРИСТЫ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL CULTURE / LEGAL SOCIALIZATION / MODERNIZATION / LEGAL MENTALITY / LAW STUDENTS / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вартанян Ева Владимировна

В статье анализируются вопросы, связанные с развитием у студентов юридических факультетов вузов правовой культуры. На основе анализа эмпирического материала демонстрируется престижность юридических профессий и динамика роста общественного интереса к ним со стороны населения России. Отмечается необходимость качественной модернизации юридического образования, отвечающего современным критериям, которые предъявляются к дипломированным специалистам правовой сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Вартанян Ева Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal culture of law students: problems of professional socialization

An analysis is made of the questions related to development of legal culture in students of law faculties of higher education institutions. On the basis of the analysis of an empirical material prestigiousness of legal professions and dynamics of growth of public interest of the Russian population to them are shown. The author shows the need of high-quality modernization of the legal education answering to modern criteria which are shown to certified specialists of the legal sphere.

Текст научной работы на тему «Правовая культура студентов-юристов: проблемы профессиональной социализации»

УДК 316.334.4 ББК 60.561.4 В 18

Е.В. Вартанян,

специалист по учебной работе кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо - Кавказского филиала Российской академии правосудия, г. Краснодар

Правовая культура студентов-юристов: проблемы профессиональной социализации

(Рецензирована)

Аннотация. В статье анализируются вопросы, связанные с развитием у студентов юридических факультетов вузов правовой культуры. На основе анализа эмпирического материала демонстрируется престижность юридических профессий и динамика роста общественного интереса к ним со стороны населения России. Отмечается необходимость качественной модернизации юридического образования, отвечающего современным критериям, которые предъявляются к дипломированным специалистам правовой сферы.

Ключевые слова: правовая культура, правовая социализация, модернизация,

правовой менталитет, студенты-юристы, юридическое образование.

E.V. Vartanyan,

Specialist in Study of Department of Humanities and Social-Economic Disciplines, North-Caucasian Branch of the Russian Academy of Justice, Krasnodar

Legal culture of law students: problems of professional socialization

Abstract. An analysis is made of the questions related to development of legal culture in students of law faculties of higher education institutions. On the basis of the analysis of an empirical material prestigiousness of legal professions and dynamics of growth of public interest of the Russian population to them are shown. The author shows the need of high-quality modernization of the legal education answering to modern criteria which are shown to certified specialists of the legal sphere.

Keywords: legal culture, legal socialization, modernization, legal mentality, law students, legal education.

Модернизация в российском обществе актуализирует различные процессы и явления. Одной из актуальных задач является переосмысление правовой реальности современного социума. Практика общественной жизни демонстрирует, что, несмотря на значительный объем накопленных теоретических знаний, требуются решительные меры правового характера для стабилизации социально-политической обстановки в нашем государстве в условиях модернизации всех сфер жизнедеятельности. Модернизация только тогда даст ожидаемый эффект, когда в обществе будут действовать справедливые законы, функционировать независимые и уважаемые суды и органы правопорядка, которые пользуются настоящим доверием граждан» - говорится справедливо в послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации.

Авторитет права и государства, уровень правового сознания, эффективность правовой социализации населения во многом определяются квалифицированностью специалистов в области юриспруденции. От уровня деятельности юристов в значительной мере зависит не только эффективное функционирование механизма правового регулирования, но и

отношение рядовых граждан к праву и правовым явлениям.

На протяжении последнего десятилетия юриспруденция является одной из самых доходных и престижных специальностей в условиях рыночной экономики. Например, в июне 2006 году Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) был проведен опрос населения, ориентированный на выявление тенденций российского рынка труда [1]. Респондентам (выборочная совокупность - 1594 человека) были предложены три вопроса: какие профессии вы считаете самыми престижными? какие - самыми доходными? какую профессию вы пожелали бы для своих детей? По всем трем вопросам наибольший процент получила юридическая сфера: 28% опрошенных считают эту работу самой престижной, 23%

- самой доходной, а 7% опрошенных пожелали бы эту профессию своим детям. Несколько меньше процентов набрали финансисты и экономисты: 20% опрошенных считают такую работу самой престижной, 12% - самой доходной, 5% хотели бы дать такую профессию своим детям. Причем данные профессии стабильно удерживают позиции. Год назад, когда респондентам предлагали ответить на третий вопрос, 6% родителей видели своих детей юристами и 6% мечтали для своего ребенка о карьере финансиста. Распределение ответов респондентов представлено на рис. 1

60^

50 ^

40 ^ 30-^2Ш

-тб»

2,‘Ті2ҐМіҐТ—

ІД И I та

Самая Самая доходная Самая желанная престижная профессия профессия для профессия своих детей

□ Юрист

□ Финансист

□ Затруднились ответить

Рис. 2 Привлекательность профессий в 2006 году

Представленные показатели коррелируются с данными другого исследования, проведенными Фондом общественного мнения (ФОМ) с 1997 по 2011 с целью определения наиболее популярных профессий [2]. Анализ статистического материала позволяет отметить динамику роста привлекательности юридической сферы в общественном сознании. Графически выявленная динамика отображена на рис. 2

деятельность в юридической сфере

Рис. 2 Популярность юридической профессии в разные годы.

□ 1997

□ 1998

□ 1999

□ 2005

□ 2011

В то же время в последние годы спрос на юридические профессии на рынке труда значительно меньше, чем количество выпускников юридических вузов и факультетов. По

некоторым данным, в среднем в России около 50% дипломированных юристов по специальности не работают.

В указанной ситуации немаловажную роль играет тот факт, что в начале нового тысячелетия кардинально изменяются требования к выпускникам высших учебных заведений. Если несколько десятилетий назад для характеристики квалифицированного специалиста было достаточно оценить приобретенные им в ходе обучения знания, умения и навыки, то в настоящее время перечень критериев и требований существенно расширился. В данном аспекте актуально звучат слова А.М. Кондакова, который еще в конце XX века отмечал, что «...прежние подходы к образованию, основанные на простой передаче знаний, не работают в нашем быстро изменяющемся мире. Только всевозрастное непрерывное образование, проходящее через все его ступени, совмещающее знания и умение, поощряющее междисциплинарность, воспитывающее социальную толерантность, увеличивающее доступность и широко использующее новые телекоммуникационные средства и дистанционные методы... способно адаптировать человека к современному миру»

[3].

Высококвалифицированный юрист играет ключевую роль в любой правовой отрасли. Современные юристы задействованы не только в правоприменительной деятельности, но и в правотворческой, что возлагает на них дополнительную ответственность. Легальность и легитимность законодательных и иных нормативно-правовых решений зависит от конкретных исполнителей, которыми в абсолютном большинстве случаев являются юристы.

Однако именно качество подготовки юристов является наиболее острой проблемой современного юридического образования. Развитие платного юридического образования, в том числе и в негосударственных вузах, увеличивающееся число студентов заочной формы обучения в системе юридического образования, а также низкая оплата труда преподавателей приводят не только к снижению уровня подготовки специалистов в области права, но и к кризису профессионального правосознания. Правотворческая и правоприменительная деятельность воспринимается молодыми специалистами, как правило, в качестве источника высоких доходов. Более того, юридическое образование не отвечает современным критериям, предъявляемым обществом в целом к профессиональным качествам и морально-

нравственному облику будущих дипломированных специалистов в области права.

В связи с этим, особую актуальность приобретает необходимость качественной модернизации системы юридического образования, подготовки студентов, предполагающие сформированную у них не только совокупность знаний, умений и навыков, получаемых при изучении правовых дисциплин, но и развитие определенного стиля юридического мышления, развитой степени осознания права, правового менталитета, а особенно высокого уровня правовой культуры.

В связи с этим необходимо уделять большее внимание профессиональному

юридическому образованию, так как оно является фактором формирования правовой

системы России, а профессиональное правосознание юристов является неотъемлемым элементом правовой культуры общества.

В науке правовую культуру принято рассматривать в трех аспектах: 1)

антропологический; 2) социологический; 3) философский. При антропологическом анализе правовая культура понимается как совокупность всего, что создано человеком в правовой сфере. Социологический подход определяет ее как систему присущих конкретному обществу правовых норм, ценностей, идеалов. В философском аспекте правовая культура осознается как способ бытия индивида в правовой реальности.

Более широко представлена категория «правовая культура» в интерпретации В.В. Лазарева:

- определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;

- состояние процессов правотворчества и реализации права;

- специфические способы правовой деятельности;

- результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ, созданных людьми [4].

Нам импонирует трактовка данного понятия, предложенная М.Ю. Осиповым, согласно которой правовая культура - это элемент правовой системы, представляющий собой социальный феномен, отражающий, порождающий и моделирующий правовую жизнь во всем ее многообразии [5].

Несмотря на неоднозначное понимание правовой культуры, в ее структуре традиционно выделяют следующие уровни: обыденный, профессиональный и теоретический [6].

Обыденный уровень характеризуется повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с нормами права и правовыми явлениями в целом. Теоретический уровень правовой культуры представляет собой комплекс научных знаний об общих закономерностях развития и функционирования правовых процессов.

Наиболее значимым, на наш взгляд, для студентов-юристов и дипломированных специалистов данной сферы выступает профессиональный уровень правовой культуры. Данному уровню присуща более высокая степень осознания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, формированием высокого уровня прогрессивного правосознания, степенью развития юридических наук, приобретением практических юридических навыков, степенью правовой активности профессионалов.

Формирование профессиональной правовой культуры юриста в процессе юридического образования и правового воспитания личности представляет собой двойственный процесс: накопление правовых знаний; превращение этой накопленной информации в личные убеждения. Эффективность обучения профессиональным знаниям зависит от наличия развитого мышления у студентов, что в значительной мере обеспечивается путем формирования понятийного аппарата через изучение теоретикометодологических аспектов юридических дисциплин. В процессе юридического образования формируется образ понятийного юридического мышления, его стиль и деонтологические установки, интуиция справедливости и законности принимаемых решений [7].

Развитие высокого уровня профессиональной правовой культуры у студентов юридических факультетов и вузов направлено на решение ряда конкретных задач. К ним относятся:

• формирование научного осмысления и понимания права, осознание и восприятие его социальной значимости;

• воспитание чувства ответственности за обязательное выполнение предписаний нормативно-правовых норм;

• умение пользоваться всей совокупностью правовых средств при исполнении служебных обязанностей в рамках компетенции, установленной законом и иными правовыми актами;

• развитие убежденности в правильности и справедливости правовых предписаний и привычки к правомерному поведению;

• отрицательная реакция на преступность, её неприятие и убеждённость в необходимости активной борьбы с ней;

• формирование правового менталитета, в частности антикоррупционного менталитета.

Учитывая динамику роста коррупции в российском социуме необходимость формирования у будущих юристов в процессе обучения антикоррупционной ментальности не вызывает сомнений. Развитие антикоррупционного менталитета предполагает неприятие и полное отрицание коррупции как противоправного явления, соблюдение норм антикоррупционного законодательства, активное противодействие развитию коррумпированности общества.

Развитие правовой культуры у студентов юридических факультетов неразрывно

связано с такими терминами, как «правовое воспитание», «правовая социализация». Правовое воспитание - это целенаправленная систематизированная деятельность государства, его органов и их служащих, общественных организаций и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры. [8].

Близким к категории «правовое воспитание» является понятие «правовая социализация», которая в самом широком смысле представляет собой приобщение личности к правовым и политическим нормам, идеалам, к политической и правовой культуре, к сознательной социальной деятельности, на основе принятия и применения правовых норм. Для будущих дипломированных юристов вуз является важнейшим институтом социализации, а процесс обучения в нем - основной формой правовой социализации.

При формировании высокого уровня правовой культуры не стоит забывать о гражданско-патриотическом и духовно-нравственном воспитании.

Духовно-нравственное воспитание предполагает наличие у студентов-юристов сформированной позитивной ценностной системы. Культура в целом, а правовая культура в частности должна базироваться, в первую очередь, на духовных и моральных ценностях, принципах. Такими основополагающими идеалами могут выступать: чувства чести, долга, совести, ответственности; способность к различению добра и зла; гуманность и толерантность и др.

При гражданско-патриотическом воспитании у будущих дипломированных специалистов в области права развивается устойчивая гражданская позиция и патриотическое сознание, готовность к служению на благо своей Родине, своего народа. Гражданственность и патриотичность предполагает формирование юриста-профессионала, способного применять нормы права, несмотря на этнические и конфессиональные различия в условиях поликультурного российского общества.

Таким образом, необходимым условием эффективного правового развития российского общества является, в значительной степени, качественная модернизация юридического образования. Выпускники юридических факультетов должны обладать не только обязательным комплексом теоретических знаний и умением применять их на практике, но и высоким уровнем правовой культуры. В свою очередь, развитие правовой культуры - сложный, многоуровневый и многоаспектный процесс, нацеленный на формирование специалистов в правовой сфере.

Примечания:

1. Престижность специальностей. URL: http://proforientir.narod.ru/p15aa1.html.

2. Опрос «ФОМнибус» 19-20 февраля. 100 населенных пунктов, 43 субъекта РФ, 1500 респондентов. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/job_and_leis/job_/d110918.

3. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. ED-98/CONF. 202/3 Париж, 9 октября 1998. URL: http://www.e-joe.ru/sod/ 99/4_99/st180.html.

4. Лазарев В.В. Общая теория права и государства. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/lazar/08.php

5. Осипов М.Ю. Правовая культура и механизм ее формирования // Журнал российского права. 2012. № 1. С. 75-79.

6. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2000. 776 с.

7. Алешина Е.А. Формирование правовой культуры в процессе юридического образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2008. 29 с.

8. Теория государства и права. Ростов н/Д: Феникс, 2002. 320 с.

References:

1. Prestigiousness of specialties. URL: http://proforientir.narod.ru/p15aa1.html.

2. The «FOMnibus» poll on February 19-20. 100 settlements, 43 RF territorial subjects,

1500 respondents. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/job_and_leis/job_/d110918.

3. The world declaration on higher education for the XXI century: approaches and practical

measures. ED-98/CONF. 202/3 Paris, on October 9, 1998. URL: http://www.e-

joe.ru/sod/99/4_99/st180.html.

4. Lazarev V.V. General theory of law and state. URL:

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pravo/lazar/08.php

5. Osipov M.Yu. Legal culture and the mechanism of its formation // Journal of the Russian law. 2012 . No. 1. P. 75-79.

6. Theory of law and state: a course of lectures / ed. by N.I. Matuzov, A.V. Malko. M: Yurist, 2000. 776 pp.

7. Alyoshina E.A. Formation of legal culture in the course of legal education: Diss. abstract for the Cand. of Jurisprudence degree. Rostov-on-Don, 2008. 29 pp.

8. State and law theory. Rostov-on-Don: Phoenix, 2002. 320 pp.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.