ЧИППКРО
УДК 378.091.398 ББК 74.58
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Обухова С. Н.
Аннотация. Статья посвящена проблеме использования инновационных технологий обучения в системе повышения квалификации работников образования. Рассматривается возможность и определены особенности использования кейс-технологии на курсах повышения квалификации руководителей изобразительной деятельности по проблеме эстетического становления личности ребенка.
Article is devoted to a problem of use of innovative training technologies in system of improvement of professional skill of educators. Possibility is considered and features of use of a case-technology at courses of improvement of qualification of leaders of graphic activity on a problem of aesthetic formation of the person of the child are defmed.
Ключевые слова: технологии обучения, инновационное мышление, кейс-технология, эстетическое становление личности ребенка.
Technologies of training, innovative thinking, a case-technology, aesthetic formation of the person of the child.
Проблема эстетического становления лич-ности ребенка является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, в связи с чем, названная проблема активно обсуждается на курсах повышения квалификации руководителей изобразительной деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Анализ философской литературы показывает, что в истории философской мысли были выдвинуты различные точки зрения на природу «эстетического становления», значительное внимание уделялось разработке сущностного содержания данной категории. Впервые термин «становление» начинает рассматриваться в античной философии в трудах Гераклита, Демокрита, Аристотеля. Гераклит Эффеский определял мир как материальный, не созданный богами, вечно существующий в форме непрерывного становления. Демокрит считал, что эстетиче-
ское становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него, то же, что обучение, упражнение: «Никто не достигает ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться». По Аристотелю, всякое становление, взятое в чистом виде, «есть сплошная непрерывность и отсутствие неподвижности точек». Образы искусства по своей природе, согласно теории Аристотеля, повествуют только о возможном и никогда о действитель -ном или необходимом. Так как «возможность» по-гречески есть dynamis, то сущность искусства, по Аристотелю, всегда динамична, но не реалистична [4].
В научных исследованиях психологов (Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, И. П. Павлова, Б. М. Теплова и др.), педагогов (Е. С. Ар-темова, Е. В. Гончаровой, Т. Н. Дороновой, Я. А. Коменского, Р. И. Капустиной, Н. И. Кия-щенко, Б. Т. Лихачева, Л. И. Новиковой, Б. М. Неменского, И. А. Старковой, Л. С. Сысоевой, О. П. Чинаевой, Е. А. Флёриной, К. Д. Ушин-ского и др.), генетиков (В. П. Эфроимсона) высказываются разные мнения на феномен эстетического становления.
В педагогической энциклопедии становление личности рассматривается как процесс, в течение которого человек осознает себя в об -ществе как личность [5].
Становление личности в концепции американского психолога Э. Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него в течение всей жизни.
По мнению Б. Т. Лихачева, сущность системы эстетического воспитания заключается в том, что в центре находится личность ребенка, совер-
шающая долгий и сложный путь внутреннего содержательного эстетического становления.
С нашей точки зрения, эстетически развитая личность - это личность, умеющая воспринимать и оценивать произведения искусства с точки зрения эстетического эталона, относиться к произведению искусства как к эстетической ценности, личность, способная к творческому саморазвитию в процессе восприятия произведений искусства и созданию эстетических продуктов в художественной деятельности. Вхождение ребенка в отечественную культуру, приобщение к искусству способствует эстетическому становлению ребенка.
В сфере повышения квалификации кадров все более актуальным становится обращение к проблемам инноватики. Подходы к инновационным процессам в области повышения квалификации педагогических кадров сложились на основе имевшегося ранее опыта инновационной деятельности и инициированы современными условиями образования. Изменяются содержание и подходы к педагогической деятельности, возрастают объем и качество инновационной составляющей в российском образовательном пространстве. Важным моментом в работе курсов повышения квалификации становится изучение педагогического инновационного мышления слушателей, которое включает в себя: сформированность педагогической рефлексии, способность к инновационному характеру деятельности, гибкость и вариативность мышления, самостоятельность в принятии решений, стремление к профессиональному самосовершенствованию.
Следует отметить, что слушателями курсов повышения квалификации являются специалисты, имеющие опыт профессиональной деятельности, сформировавшиеся взгляды, установки, практические умения в профессиональной сфере. Процесс повышения квалификации предполагает актуализацию у слушателей собственных возможностей и переход от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.
Для формирования у слушателей курсов повышения квалификации необходимых навыков требуются определенные изменения в существующих технологиях курсовой подготов-ки. Современные образовательные технологии
в системе повышения квалификации слушателей включают в себя: лекции и семинары, практикумы и деловые игры, проектную и исследовательскую деятельность.
В соответствии с социальным заказом и потребностью дошкольных образовательных учреждений Челябинской области в повышении квалификации руководителей изобразительной деятельности на кафедре дошкольного образования ЧИППКРО разработана образовательная программа «Теория и методика изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении». Объем образовательной программы рассчитан на 72 часа, с одинаковым соотношением теоретических и практических занятий. Для сбалансированного распределения учебного времени по образовательной программе «Теория и методика изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» для слушателей курсов повышения квалификации предусмотрены различные формы обучения. Наряду с использованием традиционных форм учебной работы: лекций с элементами диалога, практических занятий, позволяющих отработать технические приемы работы с разнообразными изобразительными материалами, следует предусмотреть использование форм, обеспечивающих введение в образовательный процесс подготовки кейсов по проблеме эстетического становления личности дошкольников в процессе изобразительной деятельности.
Использование кейс-технологии в ходе работы курсов повышения квалификации для руководителей изобразительной деятельности в ДОУ открывает широкие возможности по фор -мированию у них инновационного мышления, так необходимого для осуществления профессиональной деятельности в современных условиях образования.
Термин «кейс-технология» происходит от английского «case» - ситуация, случай. В основу кейс-технологии положена теория проблемного обучения.
Кейс-технология - технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.
Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе - это творческий процесс познания, подразумевающий коллективный характер познавательной деятельности слушателей. Метод обеспечивает имитацию творческой деятельности слушателей по производству известного в науке знания, данный метод можно также применять и для получения принципиально нового знания, как эффективный метод исследования.
Использование кейс-технологии на курсах повышения квалификации по образовательной программе «Теория и методика изобразитель -ной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» позволяет осуществить переход от пассивного обучения слушателей - к активному, от статического представления учебного материала к динамическому, от формального его изучения - к осознанному усвоению. В процессе работы курсов повышения квалификации происходит изменение, как статуса преподавателя, так и статуса знаний слушателя в образовательном процессе. Целью обучения становится уже не усвоение постоянно увеличивающегося объема знаний у руководителей изобразительной деятельности в ДОУ, а отдача, генерирование полученной информацией. Наиболее эффективно применение кейс-технологии в четвертом разделе образовательной программы «Прикладные аспекты решения актуальных проблем профессиональной деятельности».
При разработке и проведении кейс-технологии нами определяются ее разновидности:
1. Поиск решения: предложение как можно большего числа решений и выбор оптимального.
2. Нахождение проблемы: суть проблемы неочевидна, основное время и внимание уделяется вычленению проблемы, определению ее вида. Решение может быть уже известно.
3. Оценка решения: проанализировать ситуацию и критически оценить предложенное решение, может быть, предложить свое, более оптимальное.
4. Поиск информации: ситуация описана не полностью, не достающие данные необходимо выявить и найти (обращение с вопросами к преподавателю, к справочной литературе).
Кейс-технология помогает развить у слушателей умение решать проблемы с учетом конкретных условий при наличии фактической информации. У руководителей изобразительной деятельности развиваются такие квалифи-
кационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию.
Применение кейс-технологии на семинарских занятиях позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации.
Использование кейс-технологии является возможным, так как проблематики кейса соответствует содержанию и дидактическим целям образовательной программы «Теория и методика изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении», у слушателей имеется опыт работы по анализу конкретных ситуаций и достаточный уровень осведомленности в области эстетического становления личности дошкольников, которая составляет проблемное поле ситуаций. Наиболее эффективным использование кейс-метода становится не только на стадии обучения слушателей, но и при проверке результатов обучения в конце изучения раздела или большой темы, т. к. часто кейс-контроль может выявить межпредметные знания у слушателей. Слушатели получают кейсы перед экзаменом, они должны проанализировать его и принести экзаменатору отчет с ответами на поставленные в нем вопросы. Конечно, можно предложить слушателям кейс на экзамене, но тогда он должен быть достаточно коротким и простым, для того, чтобы уложиться в ограниченные временные рамки.
Преимущества использования кейс-технологии на курсах повышения квалификации заключаются в следующем:
1. Работа с ситуациями позволяет оценить академическую теорию развития детского изобразительного творчества с точки зрения реальных событий. Например, слушателям курсов предоставляется возможность обсудить следующее положение: процесс восприятия произведений изобразительного искусства следует рассматривать как процесс познания или как процесс общения ребенка? Как можно смоделировать данный процесс? Однако не стоит полагать, что «кейсы» могут заменить лекции, так как использование кейсов может сформировать стереотипный, предвзятый подход к решению сходных проблем, и слушатель будет не в состоянии подняться на более высокий уровень обобщения. «Кейсы» показывают, как на прак-
тике применяется академическая теория. Ценность упражнений заключается в умении слушателей теоретически обосновывать решения ситуаций.
2. Способствует повышению интереса у слушателей курсов повышения квалификации к изучению проблемы. Особый интерес у слушателей вызывает количество вариативных решений, появляющихся в процессе работы над ситуацией. При этом важно, если ответ в конце разбора ситуаций является не простым пересказом точек зрения, а некой «суммой мнений», набросками коллективно выработанных решений.
3. Побуждает к активному усвоению знаний и навыков сбора, обработки и анализа учебной информации. В ходе работы слушатели поставлены в ситуацию активного поиска решения. Однако положительным моментом является присутствие в каждой группе слушателя, который исполняет, интегрирует разные точки зрения, представленные в аудитории, и увязывает их с проблемами «кейса». То есть его задача - постараться связать воедино ключевые моменты дискуссии.
4. Активизирует самостоятельную работу слушателей. Кейс-технология может заключаться в том, что в начале обучения, составляется индивидуальный план для слушателей, так называемый «кейс», содержащий пакет учебной литературы, мультимедийный видео-курс, виртуальную лабораторию и обучающих программ на CD-ROM, а также электронную рабочую тетрадь, которая представляет собой своеобразный путеводитель по курсу и содержит рекомендации по изучению учебного материала, контрольные вопросы для самопроверки, тесты, творческие и практические задания. Изучая материал курса, обучающийся может запрашивать помощь по электронной почте, отправлять результаты выполнения практических заданий. Важным достоинством кейс-технологии является возможность более оператив -ного руководства слушателем, доступность, возможность организации самостоятельной работы, наглядность (т.е. использование красочных иллюстраций, видеофрагментов, мультимедиа-компонентов), возможность нелинейной работы с материалом, обеспеченным гиперссылками и другое.
В процессе применения данной технологии на курсах повышения квалификации педагогов дошкольных образовательных учреждений в области методики развития детского изобразительного творчества используется комплекс проблемных ситуаций для решения, способствующий развитию их творческой активности и формированию профессиональной компетентности. Возникающие в профессиональной практике ситуации и обстоятельства уникальны и постоянно меняются, поэтому необходимо обучать слушателей тому, как вести себя в конкретных ситуациях. Особое внимание обращается на умение слушателей анализировать ситуацию и принимать решение, осуществлять перенос теоретических знаний слушателей в область практического применения. Важным моментом является приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений, развитие коммуникативных навыков. В целом, использование кейс-технологии способствует повышению качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. Для слушателя курсов повышения квалификации уровень сложности решения той или иной проблемной ситуации определяется количеством времени, которое он должен потратить на овладение ситуацией и выбор правильного решения проблемы.
В ходе работы курсов мы моделируем разнообразные ситуации, которые могут возникнуть в ходе обучения дошкольников изобразительной деятельности в дошкольном образовательном учреждении. Это могут быть проблемные ситуации, возникающие при организации восприятия произведений изобразительного искусства, в процессе обучения технике работы с материалами или при усвоении способов изображения предметов окружающего мира, при анализе детских работ, в работе с родителями и во многих других ситуациях. Например, при изучении темы «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала» слушателям предлагается решить следующие проблемные ситуации:
- Ребенок затрудняется в выборе элемен -тов для изображения «Семейного древа жизни». Как вы поможете ребенку обогатить его замысел?
- У ребенка возникли сложности в композиционном построении узора по мотивам уральской росписи? Что нужно предпринять воспитателю для решения проблемы?
- Представить варианты занятий-экскурсий, занятий-путешествий по приобщению дошкольников к садово-парковой скульптуре или архитектуре г. Челябинска и выбрать наиболее оптимальный.
- Проанализировать варианты презентаций к занятию - виртуальному путешествию по местам распространения уральских промыслов.
- Составить рассказ-презентацию о творчестве одного из уральских художников по литью (гравюре, скульптуре) для старших дошкольников и др.
- Есть искусствоведческий материал по приобщению дошкольников к искусству. Какие проблемы могут возникнуть у педагога при организации восприятия произведений? Какие действия Вы предпримите для преодоления возможных трудностей?
Изучая тему «Художественно-творческое развитие детей дошкольного возраста средствами изобразительной и конструктивной деятельности» слушателям предлагается проанализировать ситуацию и критически оценить предложенное решение в следующих ситуациях:
- Ребенок затрудняется в овладении тех -ники изображения элементов росписи. Опишите свои действия для решения ситуации.
- У ребенка доминирует познавательное (или эмоциональное) воображение. Каким образом помочь ребенку при изображении осеннего пейзажа и способствовать повышению качества его работы?
- Подготовить исследовательский анализ произведения изобразительного искусства.
- Разработать проект занятия по организации восприятия произведений изобразительного искусства.
- Оформить мини-галерею для организации восприятия произведений изобразительного искусства и обосновать их выбор.
- Составить искусствоведческий рассказ для детей об одном из произведений искусства.
- Родители считают ребенка одаренным в изобразительной деятельности. Ваше мнение расходится с мнением родителей? Как решить проблему?
Каким образом можно выявить у ребенка уровень развития эстетической рефлексии в процессе восприятия произведений искусства или творческой деятельности ребенка? Составить вопросы к беседе-диалогу с ребенком для проведения диагностики.
Известный психолог, педагог, художник Р. Арнхейм, рассуждая о синкретизме детского искусства, делает вывод о том, что «также не расчленены и психические функции на ранних стадиях развития ребенка, следовательно, синтез искусств жизненно необходим для полноценного развития детей». Маленький ребенок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в игру, увлекаясь придуманным образом, действием; поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкрепить другими видами художественной деятельности, например, слово - пластическим движением, жестом, игру - драматизацией, изобразительную деятельность - музыкой и т.д. Подберите варианты синтеза с изобразительным искусством на занятии для детей дошкольного возраста.
При использовании кейс-технологии работа проводится поэтапно:
1. подготовительный этап - формулировка проблемы, темы, ситуации, задания.
2. этап - самостоятельная работа с кейсом.
3. этап - работа в микро-группах, коллективная проработка ситуации.
4. заключительный этап - оценки, рефлексия и подведение итога.
По окончании работы курсов повышения квалификации слушателям предлагается оценить у себя педагогическое инновационное мышление по следующим показателям:
- способность к генерации разнообразных идей, их развитию,
- предсказание возможных путей организации учебно-воспитательного процесса,
- оценивание ситуации, выбор решения из ряда альтернативных,
- подбор средств для осуществления замысла, характеристика возможных затруднений.
Использование кейсов в процессе обучения обычно основывается на двух методах: открытая дискуссия или групповой опрос, в ходе которого слушатели могут дать устную оценку ситуации и предложить анализ представленной ситуации, свои решения и рекомендации. Этот
метод облегчает осуществление контроля, развивает у слушателей коммуникативные навыки, учит их четко выражать свои мысли. В свободной дискуссии организация и контроль участников более сложен. В свободной дискуссии преподаватель обычно задает в начале вопрос: «Как вы думаете, какая здесь основная проблема?» Затем он руководит дискуссией, выслушивая аргументы, за и против и объяснения к ним, и контролируя процесс дискуссии, но не ее содержание, ожидая в конце письменного анализа решений от отдельного участника дискуссии или групп. Этот отчет сдается или в конце дискуссии или по истечении некоторого времени, что позволяет слушателям более тщательно проанализировать всю информацию, полученную в ходе дискуссии.
Литература
1. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии [Текст] / под ред Г. Н. Прозументовой. - Томск, 2003.
2. Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография [Текст] / под ред. Г. Н. Прозументовой.
- Томск : изд-во Том. Ун-та, 2005.
3. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода [Текст] / под ред. Сурмина Ю. П. -Киев : Центр инноваций и развития, 2002.
4. Овсянников, М. Ф. История эстетической мысли [Текст] : учеб. пособие / М. Ф. Овсянников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Высш. шк., 1984.
5. Педагогическая энциклопедия: актуальные понятия современной педагогики [Текст] / под. ред. Н. Н. Тулькибаевой, Л. В. Трубайчук.
- М., 2003.