Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности педагога в области интеллектуального развития дошкольников в региональной системе дополнительного профессионального образования'

Формирование профессиональной компетентности педагога в области интеллектуального развития дошкольников в региональной системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1117
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / INTELLECTUAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOLAGED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яфаева Венера Гавазовна

В статье предложено краткое описание использования интерактивных методов, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития детей дошкольного возраста в региональной системе дополнительного профессионального образования в рамках проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яфаева Венера Гавазовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL COMPETENCE FORMATION OF A TEACHER IN THE FIELD OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN IN REGIONAL SYSTEM OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION

The short description of using interactive methods promoting the formation of professional competence of teachers in the sphere of intellectual development of preschool-aged children in the regional system of additional professional education within conducting advanced training courses and professional retraining of teachers of the educational organizations is offered in the article.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности педагога в области интеллектуального развития дошкольников в региональной системе дополнительного профессионального образования»

В.Г. Яфаева

Формирование профессиональной компетентности педагога в области интеллектуального развития дошкольников в региональной системе дополнительного профессионального образования

В статье предложено краткое описание использования интерактивных методов, способствующих формированию профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития детей дошкольного возраста в региональной системе дополнительного профессионального образования в рамках проведения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов образовательных организаций.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения в области интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Задача интеллектуального развития дошкольников была актуальна во все времена, однако на современном этапе российского дошкольного образования эта проблема приобрела особую значимость в свете обозначенной ряде нормативных документов направленности на формирование общей культуры, интеллектуальных качеств, основ интеллектуального развития личности ребенка в возрасте 3-7 лет.

Интеллектуальное развитие детей, в нашем понимании, - это процесс особых усилий взрослых (в том числе педагогов), направленных на организацию интеллектуально-познавательной и развивающей деятельности детей и способствующих овладению ими способами мышления, самоорганизации и самореализации. Способствовать интеллектуальному росту детей - значит учить детей мыслить, рассуждать, предполагать, анализировать, постигать понятия, а также поддерживать интерес к миру познания и культивировать веру в свои силы. В этом и заключается истинное предназначение интеллектуального развития детей дошкольного возраста на современном этапе, а управление формированием интеллектуально-познавательных способностей и качеств детей должно стать нормой функционирования образовательной организации.

Актуализация интеллектуального развития ребенка, посещающего 11 детскии сад, во многом определяется средой, в которую он погружен; | § педагогической концепцией данной дошкольной организации; педагоги-к о ческой технологией проектирования и психолого-педагогического сопро-о § вождения интеллектуального развития, т.е. профессиональной компетен-^ | тностью педагога.

Понятие профессиональная компетентность педагога в сфере интеллектуального развития дошкольника следует рассматривать как интег-^ ративную составляющую личности педагога, характеризующуюся совокупностью гносеологических, социально-личностных, операциональных и психолого-педагогических компетенций, позволяющих рационально проектировать и управлять процессом овладения детьми способами мышления, самоорганизации и самореализации [4, с. 24].

Однако мы считаем, что не каждый педагог дошкольного образования, кому вверено самое ценное - развитие детей, в том числе и интеллектуальное, обладает этой компетентностью. Многолетний опыт работы автора данного исследования в системе повышения квалификации педагогов дошкольного образования Республики Башкортостан, наблюдения за деятельностью практиков, анализ планов образовательной деятельности позволяет говорить о безусловно имеющемся опыте ряда педагогов дошкольных организаций республики, реализующих образовательный процесс детей с точки зрения деятельностного подхода к процессу когнитивного развития дошкольников, обогащения ментального (по М.А. Холодной) опыта. В основном это педагоги опытно-экспериментальных и инновационных площадок городского, республиканского и федерального уровней. Вместе с тем, познавательный процесс, организуемый педагогами в массовой практике дошкольного образования, все еще ориентирует детей на запоминание готовой информации. Понятно, что установка на запоминание готовой информации и, нередко, формальное воспроизведение ведет к информированности, но, в то же время, и заторможенности мыслительных процессов детей, что, в конечном счете, способствует формированию интеллектуальной пассивности. Понимание ребенком способа действия, а не осознание сути действия не способствует выработке умения осмысления проблем и самостоятельного принятия решения. «Усвоение одних лишь готовых знаний допускает только повторение выученного так, как оно было воспринято. Такое непосредственное усвоение развивает только стадность и не дает возможности развернуть личную энергию, не допускает никаких творческих проявлений лица...» [1, с. 252].

Г, ~ V.

С целью качественной реализации педагогами дошкольных органи- к

заций задачи развития интеллекта, формирования у детей познаватель- о ных интересов и интеллектуальных качеств, обозначенных в ФГОС ДО (Приказ МО и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 1 от 17.10.13 г., обозначилась проблема формирования профессиональ- 2 ной компетентности педагогов в вопросах интеллектуального разви- ^ тия дошкольников. Таким образом, актуализировалась необходимость эффективного использования ресурсных возможностей системы дополнительного профессионального образования для повышения квалификации педагогов дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей.

Профессорско-преподавательский состав кафедры дошкольного и предшкольного образования Института развития образования Республики Башкортостан реализует операционально-деятельностный аспект формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в логике одноименного научного исследования на протяжении нескольких лет. Так, начиная с 2007 г., на кафедре осуществляется:

1) обучение педагогов дошкольного образования в рамках курсов повышения квалификации по образовательной программе с включением в учебный план модулей «Управление развитием интеллектуальной сферы дошкольников», «Интеллектуальное развитие дошкольников в процессе формирования элементарных математических представлений» (объем 8-16 ч.);

2) обучение педагогов в рамках курсов профессиональной переподготовки по программе высшего профессионального образования 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования»; в программу изучения дисциплин «Детская психология», «Дошкольная педагогика» были включены специально разработанные темы изучаемой проблемы (объем 8 ч.); более того, в учебную программу профессиональной переподготовки был включен спецкурс «Управление развитием интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста», являющийся региональной составляющей ФГОС ВПО курсов профессиональной переподготовки по направлению 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» (объем 24 ч.), итого 32 ч.;

3) обучение педагогов дошкольного образования в рамках первых в истории дошкольного образования республики тьюторских курсов повышения квалификации по модульной программе «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов дошкольного образования в сфере интеллектуального развития детей» (объем 72 ч.).

к Основными задачами формирования профессиональной компетент-| | ности педагогов дошкольного образования в сфере интеллектуального | § развития детей в системе дополнительного профессионального образо-| о вания является не столько обучение теоретическим основам развития о § интеллектуальной сферы детей и определение концептуальных подходов к анализу проблемы интеллекта и интеллектуального развития (более 8 глубоко эти аспекты необходимо изучать на дошкольных факультетах в стенах педагогических ссузов и вузов), сколько определение сути кон-^ цепции профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития детей, нацеленной на интеграцию практической, научно-исследовательской и проектно-технологической деятельности в реальных условиях образовательной практики; глубокое понимание содержательного аспекта структурной и интегративной моделей формирования профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития детей; определение путей обогащения интеллектуального развития дошкольников в условиях дошкольной организации (в непосредственно образовательной деятельности детей, самостоятельной интеллектуально-творческой и игровой деятельности детей и режимных моментах, с учетом принципа интеграции образовательных областей и деятельности участников образовательных отношений: детей, педагогов, родителей); осознание показателей и критериев сформированности интеллектуального развития детей; адекватное определение содержания интеллектуального развития детей того или иного возраста и средств, побуждающих развитию таких интеллектуальных качеств детей, как активность, инициатива, саморегуляция и творчество; формирование способности прогнозирования результата педагогической деятельности в сфере интеллектуального развития детей; определение степени сформи-рованности профессиональной компетентности педагогов в сфере интеллектуального развития детей на основе разработанного нами критериально-оценочного инструментария

Профессионально-компетентностный подход повышения квалификации педагогов в сфере интеллектуального развития детей осуществляется нами в логике перехода от информационно-знаниевой направленности обучения к проблемно-развивающей, предполагающей использование широкого спектра интерактивных методов, форм и приемов обучения, адекватных поставленным целям образовательной деятельности, особенностям обучения на основе концепций и требований, вносимых изменяющейся социально-образовательной ситуацией. Наш опыт доказывает, что практика, в большей степени, позволяет осуществлять непосредственное взаимодействие преподавателей Института развития образования

-

83

и педагогов, которое основано на принципах диалога, когда все участ- к ники общения одинаково заинтересованы и готовы обмениваться инфор- о мацией, высказывать свою точку зрения и идеи, обсуждать практические ситуации и задачи, вырабатывать коллективное мнение и пр.

Взяв за основу мысль о том, что самостоятельное порождение знания - процесс гораздо более привлекательный и продуктивный в обра- § зовательном смысле, чем репродуктивное воспроизведение готовых тео- ¿= ретических схем, мы определили задачу минимизировать использование традиционного преподавания лекционного материала. Поэтому систему занятий курсов повышения квалификации мы выстраиваем на основе дидактического цикла американского исследователя Д. Колба, предполагающего использование разнообразного диапазона форм, обусловленных целями обучения, содержанием разработанного учебно-тематического плана, профессиональной мотивацией слушателей, которая является важным элементом профессиональной компетентности. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы, формы и приемы обучения: изучение нормативно-правовых и инструктивных документов (с использованием информационных ресурсов сети Интернет), относящихся к системе дошкольного образования с позиции ознакомления с содержанием статей, в которых фигурирует задача интеллектуального развития детей, формирования их интеллектуальных способностей и качеств, соотнесение требований с собственной профессиональной деятельностью; проблемные и дискуссионные лекции, используемые для осуществления высокой потребности педагогов в сжатой информации, которая направлена на преодоление пробелов в вопросах осознания концептуальных основ интеллектуального развития детей, на понимание того, какие психологические закономерности развития дошкольников и их индивидуально-когнитивные особенности необходимы при проектировании профессиональной деятельности; самостоятельная работа с текстовой информацией, прием ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), применяемый при наличии высокой мотивации, желании работать в индивидуальном темпе, сформированности у слушателей навыков самостоятельной работы с текстом; составление кластеров, т.е. графическая организация материала, позволяющая активизировать те мыслительные процессы, которые необходимы при погружении в информационное поле текста и анализа его; тестирование, диагностическое исследование на основе выполнения какого-либо стандартизированного задания; работа с ключевыми понятиями по принципу «Домино»; различные формы взаимообучения и взаимоконтроля и пр.

к Более того, используются разнообразные формы налаживания обрат-11 ной связи: интерактивные беседы в виде «круглого стола», представля-| § ющие собой управляемый диалог между преподавателем и слушателями; | о метод «мозгового штурма», свободный обмен мнениями, дополняющий о § характеристику различных сторон одной проблемы; брифинги, т.е. сорев-| нование команд педагогов в ответах на поставленные вопросы, где учи-8 тываются быстрота ответа, правильность, краткость и оригинальность, умение аргументировать свой ответ; пленарные, групповые и микрогруп-^ повые дискуссии, используемые при необходимости решения проблемного спорного вопроса; выработка собственной позиции и сопоставление своей точки зрения с позициями коллег по проблемным вопросам; сочетание критики и поиска путей решения проблемы; тренинги, представляющие собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования определенных умений и навыков; деловые позиционные игры, позволяющие выяснить ситуацию, определить позиции педагогов по отношению к программам и образовательным технологиям с точки зрения осуществления интеллектуального развития детей, возможные стратегии собственных действий и пр.

Практика показывает, что наибольшую активность слушателей обеспечивают практические занятия, направленные на моделирование применения теоретических основ при обсуждении, более глубоком осознании проблем и определении возможной стратегии собственных действий, способствующих формированию интеллектуальной активности дошкольников. К ним относятся: индивидуально-групповая работа с кейсами, т.н. метод анализа и моделирования нестандартных конкретных проблемных ситуаций и задач, рефлексивное рассмотрение и разрешение реальных педагогических проблем; метод «Модерации», позволяющий действовать в одной команде для рефлексии и разработки в кратчайшие сроки конкретных реализуемых предложений, нацеленных на решение конкретной проблемы (например, организация работы в микрогруппах с целью анализа программ и педагогических технологий дошкольного образования с точки зрения реализации задач интеллектуального развития детей); консультативный режим работы, организуемый при необходимости решения ситуаций с учетом специфики потребностей социума и особенностей приоритетного направления дошкольного учреждения; педагогические мастерские; проведение мастер-классов; разработка инновационных образовательных проектов, демонстрация и рефлексия творческих презентаций; работа с практическими заданиями в рабочей тетради с последующим взаимоанализом выполнения заданий и пр. [3].

Особую практическую ценность слушатели предусматривают в разра- к ботке творческими микрогруппами (по 5-6 педагогов) образовательных о проектов, презентации их, а затем и рефлексии.

Однако при организации курсов повышения квалификации с использованием широкого спектра методов и приемов важно соблюдать принцип оптимальности, предполагающий гармоничное соотношение тео- § ретических и практических форм обучения; монологовых, диалоговых ^ и полилоговых форм занятий; занятий по изучению и рефлексии педагогического и управленческого опыта; по овладению компетенциями в соответствии с «Профессиональным стандартом педагога», в котором одной из трудовых функций педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования определяется развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей [2].

В ходе проведения данных курсов мы используем комплекс методов педагогического исследования: наблюдение, беседы, анализ планов образовательной деятельности, анкетирование, самооценку, экспертную оценку, статистическую обработку данных и др. Изучению потребностей и ожиданий педагогов, а также результатов повышения их квалификации способствуют проводимые в рамках мониторинга образовательного процесса диагностические срезы «на входе» и «выходе» обучения, социологические опросы, анкетирование, тестирование.

Любой образовательный процесс невозможен без рефлексии - подведения итогов на различных уровнях: оценки эффективности различных видов обучения в рамках курсовой подготовки, деятельности слушателей, совместной деятельности и результатов освоения слушателями учебной программы.

Для определения эффективности различных видов обучения, проводимых в рамках курсов, мы используем опросник ранжирования видов занятий по мере персональной значимости для слушателей. Большинство слушателей первое место отводят совместным практическим занятиям (коллективное размышление, брифинги, тренинги, деловые игры, кейсы, взаимообучение, работа над созданием и презентацией проектов и пр.); второе - проблемным лекциям (составление кластеров и логико-смысловых моделей и пр.); третье - знакомству с опытом коллег и работе дошкольных организаций (мастер-класс, педагогическая мастерская, посещение мероприятий и пр.); четвертое - самостоятельной деятельности (социологический опрос, аналитика, рефлексия и пр.); пятое - индивидуальным заданиям (работа в рабочей тетради, консультации и пр.).

к Качественную оценку совершенствования профессиональной компе-

| | тентности слушателей в области интеллектуального развития детей мы

| § осуществляем посредством оценивания выполненных практических зада-

| о ний, саморефлексии с использованием методики Д. Огле «Знаю. Хочу

о § узнать. Узнал», тестирования, направленного на усвоение теоретико-мето-

| дологических основ интеллектуального развития и процесса формирования

I

8 интеллектуальных качеств дошкольников, определения слушателями степени сформированное™ профессиональной компетентности на основе кри-^ териально-оценочного инструментария, а также разработки и презентации инновационных образовательных проектов. Диапазон тематики инновационных проектов достаточно широк: «Обеспечение интеграции образовательных областей как фактор интеллектуального развития дошкольников», «Моделирование художественного слова в интеллектуальном развитии дошкольника», «Интеллектуальное развитие детей старшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности», «Опытно-экспериментальная деятельность детей как фактор формирования интеллектуальных качеств детей», «Формирование интеллектуально-математических способностей детей в процессе физического развития», «Создание "ситуации успеха" как фактор интеллектуального развития детей», «Роль семейных традиций в интеллектуальном развитии детей» и пр.

Эффективность результатов обучения слушателей профессиональной переподготовки по направлению «Педагогика и методика дошкольного образования» достигается, на наш взгляд, и за счет подготовки и защиты курсовых и выпускных квалификационных работ. Так, за годы эксперимента 35 из 140 слушателей курсов профессиональной переподготовки подготовили и успешно защитили выпускные квалификационные работы, связанные с проблемой интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Более того, результативность процесса формирования профессиональной компетентности педагогов достигается, на наш взгляд, и за счет осуществления межкурсовой деятельности в форме участия обучавшихся педагогов в конкурсах инновационных образовательных проектов городских, республиканских и федеральных уровней; осуществления опытно-экспериментальной деятельности в рамках базовых, пилотных и инновационных площадок; участия в работе межрегиональных Интернет-педсоветов; выступления на научно-практических конференциях, в т.ч. в режиме мастер-класса; публикации статей в региональных, всероссийских изданиях, в сборниках материалов научно-практических конференций и пр.

Современная отечественная образовательная стратегия ориентирует педагогическую общественность на формирование таких стратегических

конструктов образования, как компетенции и компетентности, имеющих к практико-ориентированную и деятельностную направленность с целью о действительного обеспечения конкурентоспособности педагога. Изменения, происходящие в системе дошкольного образования, обусловливают потребность в становлении (в средних и высших педагогических учебных организациях), формировании и совершенствовании (в системе § дополнительного профессионального образования) профессиональной ^ компетентности педагога, отвечающей современным вызовам времени. В этих условиях возрастает роль системы повышения квалификации педагогов - в частности, и всей системы дополнительного профессионального образования - в целом.

Многолетний опыт нашего исследования свидетельствует, что применение интерактивных методов, используемых на данных курсах, помогает педагогам-слушателям оценить роль педагогической науки в практике дошкольного образования, соотнести результаты своей деятельности с научными выводами и заказом общества, глубже осмыслить важность профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития интеллектуальной сферы дошкольников, осуществлять сопровождение педагогов дошкольных организаций в вопросах управления интеллектуальным развитием дошкольников. Разработанные педагогами республики варианты инновационных проектов находят практическую реализацию в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций республики.

Библиографический список

1. Лесгафт П.Ф. Изб. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1951.

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html (дата обращения: 12.12.2014).

3. Яфаева В.Г. Управление развитием интеллектуальной сферы дошкольников. Рабочая тетрадь к модульной программе «Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ в сфере интеллектуального развития дошкольников». Уфа, 2011.

4. Яфаева В.Г. Концептуально-интегративная модель формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных учреждений в сфере интеллектуального развития детей // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 2. С. 40-47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.