Научная статья на тему 'Использование современных педагогических технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников'

Использование современных педагогических технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1854
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ГОТОВНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горовая Оксана Геннадьевна

В статье рассматривается вопрос использования современных педагогических технологий в системе профессионального образования. Сегодня важным становится вопрос развития готовности учителя начальных классов к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Особое внимание уделено применению информационно-коммуникационной и кейс-технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Раскрываются такие понятия, как «развитие готовности», «педагогическая технология», «дистанционное образование», «кейс-технология». Представляется отличие дистанционного обучения от очного, перечислены характерные отличия дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования. Раскрываются особенностям использования кейс-технологии в ходе повышения квалификации учителей начального общего образования. Предложены материалы, которые используются преподавателями на практических занятиях в ходе курсовой подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горовая Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of modern educational technologies in developing teacher’s readiness to form universal learning activities of younger schoolchildren

The article highlights the issue of using modern pedagogical technologies in the system of professional education. Today, it becomes an important question of readiness of the teacher of initial classes for formation of universal educational actions younger students. The special attention is paid to employment of information and communication technologies and a case study in developing teacher’s readiness to form universal learning activities of younger schoolchildren. The author reveals such concepts as “readiness development”, “educational technology”, “distance education”, “Case-Study”. Author presents the difference of distance learning from intramural education, and characterizes the peculiarities of distance learning in the system of professional development of teaching staff. The article also considers the features of using Case Study in professional development of primary general education teachers. The materials that are used by teachers at the practical lessons during the course preparation are proposed.

Текст научной работы на тему «Использование современных педагогических технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников»

О. Л- Торовая ^^

Использование современны% педагогические технологий в развитии готовности... --

ЧИППКРО

УДК 371.32 + 373.31

Использование современных педагогических технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников

О. А. Горовая

The use of modern educational technologies in developing teacher's readiness to form universal learning activities of younger schoolchildren

O. A. Gorovaya

Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования современных педагогических технологий в системе профессионального образования. Сегодня важным становится вопрос развития готовности учителя начальных классов к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Особое внимание уделено применению информационно-коммуникационной и кейс-технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Раскрываются такие понятия, как «развитие готовности», «педагогическая технология», «дистанционное образование», «кейс-технология». Представляется отличие дистанционного обучения от очного, перечислены характерные отличия дистанционного обучения в системе повышения квалификации работников образования.

Раскрываются особенностям использования кейс-технологии в ходе повышения квалификации учителей начального общего образования. Предложены материалы, которые используются преподавателями на практических занятиях в ходе курсовой подготовки.

Abstract. The article highlights the issue of using modern pedagogical technologies in the system of professional education. Today, it becomes an important question of readiness of the teacher of initial classes for formation of universal educational actions younger students.

The special attention is paid to employment of information and communication technologies and

a case study in developing teacher's readiness to form universal learning activities of younger schoolchildren. The author reveals such concepts as "readiness development", "educational technology", "distance education", "Case-Study". Author presents the difference of distance learning from intramural education, and characterizes the peculiarities of distance learning in the system of professional development of teaching staff. The article also considers the features of using Case Study in professional development of primary general education teachers. The materials that are used by teachers at the practical lessons during the course preparation are proposed.

Ключевые слова: развитие готовности, педагогические технологии, дистанционное образование, кейс-технология, универсальные учебные действия.

Keywords: readiness development, educational technologies, distance education, Case-Study, universal learning activities.

Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как «умение учиться», является основной целью современного образования. Универсализация содержания общего образования дает возможность реализовать ее.

В связи с этим, в настоящее время от учителя требуется создать условия для достижения обучающимися как предметных, так и личностных и метапредметных результатов, обеспечить формирование универсальных учебных дейст-

вий (УУД). «Ключевым условием формирования универсальных учебных действий у младших школьников является высокий уровень профессиональной компетентности педагога.

Стремление к продолжению образования может передать только учитель, сам обладающий стремлением к саморазвитию и самосовершенствованию профессиональных навыков [1, с. 136].

Важным становится вопрос развития готовности учителя начальных классов к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Опираясь на исследования Ю. В. Тягуновой, «развитие готовности» учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников можно понимать как переход одного состояния готовности учителя к формированию УУД младших школьников к другому, более совершенному, сопровождающемуся наращиванием свойств.

Одним из признаков готовности является достаточная степень выраженности ее компонентов: мотивационно-ценностного, личностного, волевого и операционного.

Мотивационно-ценностный компонент отражает осознание учителем начальных классов необходимости формирования УУД, его отношение к деятельности по формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Личностный компонент включает достаточное развитие ряда профессионально значимых качеств, адекватную самооценку личностью этих качеств, формирование индивидуального стиля деятельности учителя начального общего образования.

Стремление педагога к смыслообразованию, к саморазвитию и самосовершенствованию путем непрерывного образования отражено в волевом компоненте.

Операционный компонент интегрирует усвоенные личностью знания и умения, отраженные в социальном опыте по формированию универсальных учебных действий младших школьников и умение применять их в профессиональной педагогической деятельности.

Важной составляющей педагогической деятельности учителя начального общего образования является готовность учителя начальных классов к формированию универсальных учебных действий младших школьников. Это является одним из условий развития ребенка, становления его как личности и полноценного члена общест-

ва. В связи с этим целью системы повышения квалификации является создание условий, которые способствуют целостному саморазвитию личности педагога, его творческой самореализации, удовлетворение личностных интересов и потребностей обучающихся как субъектов культуры, исторического процесса, жизненного опыта, жизнетворчества. Именно система повышения квалификации играет важную роль в том, насколько успешно будет протекать процесс развития готовности учителя, его вхождение в систему ценностей современного образования, осознание и принятие идеологии стандарта, его структуры, содержания. Таким образом, использование современных педагогических технологий при организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного профессионального образования является актуальным и своевременным.

В понимании и употреблении понятия педагогические технологии существуют большие разночтения:

«Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).

Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).

Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В. М. Шепель).

Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)» [2, с. 14-15].

С нашей точки зрения, наиболее актуальным, соответствующим концепции федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) определением понятия «педагогическая технология», является определение В. М. Монахова. По его мнению, педагогическая технология - это продуманная во всех деталях

модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.

В условиях реализации требований федерального государственного образовательного стандарта наиболее актуальными становятся следующие педагогические технологии:

- Технология развития критического мышления;

- Информационно-коммуникационная технология;

- Проектная технология;

- Технология развивающего обучения;

- Модульная технология;

- Технология проблемного обучения;

- Педагогика сотрудничества;

- Технология мастерских;

- Групповые технологии;

- Технология интегрированного обучения;

- Кейс-технология.

Остановимся на использовании информационно-коммуникационной технологии, которая позволяет сделать образование максимально открытым и доступным. Одним из наиболее перспективных средств в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий является дистанционное образование, как средство оперативного взаимодействия между преподавателем и учеником, находящимся вне аудитории.

Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

При дистанционной форме обучения от слушателя требуется большая активность, самостоятельность, ответственность и организованность, т. к. основная часть часов того или иного курса отводится самостоятельным занятиям обучающегося.

Практика показала, что некоторым слушателям обучаться под руководством преподавателя гораздо удобнее и проще.

Намного сложнее заставить себя организовать регулярные самостоятельные занятия: подготовить рабочее место, поставить себе учебную задачу, выполнить намеченные уп-

ражнения, самостоятельно разобраться с возникающими трудностями.

Как показывает практика, в начале дистанционных курсов у многих слушателей доминирует мнение, что в дистанционном режиме учиться значительно проще и удобнее (появляется возможность свободно планировать свое время, экономится время на дорогу). Однако ближе к окончанию курсов слушатели убеждались, что дистанционное обучение требует от них достаточно серьезного напряжения сил.

В качестве основного параметра для оценки эффективности дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования выделяют уровень мотивации учителей на разных этапах обучения и уровень овладения педагогическими технологиями. Уровень мотивации можно оценить с помощью разнообразных диагностических методик, а также анализа самооценки учителей, материалов дискуссий в рамках телеконференций, письменных отчетов, дистанционных форумов и семинаров.

Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО) в последние годы работает над методологическими, концептуальными и технологическими подходами создания информационно-образовательного пространства в Челябинской области, формирует информационную культуру педагогических работников, предлагает подходы по эффективному использованию методов самообучения на основе информационной модели организации образовательного процесса и дидактических принципов когнитивности коммуникации.

На кафедре начального образования ЧИППКРО с 2008 года разрабатываются и внедряются модульных куры на основе дистанционных технологий. В настоящее время в дистанционном режиме учителям предлагаются следующие модульные курсы: «Современные нормативно-правовые основы начального образования» (8 часов), «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности учителя начальной школы» (16 часов), «Содержательные и методические особенности учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (16 часов), «Введение в школьную жизнь: программа адаптации детей к школьной жизни» (24 часа), «Универсальные учебные действия: технологии формирования у младших школьников» (24 часа) и другие.

Курс «Универсальные учебные действия: технологии формирования у младших школьников» направлен как на освоение понятия универсальные учебные действия младших школьников, так и на развитие готовности учителя начальных классов к их формированию у учащихся на начальной ступени образования.

Он включает в себя следующие разделы:

1. Новый образовательный результат: планируемые результаты, изменения в практике.

2. Универсальные учебные действия - основа формирования умения учиться.

- Личностные универсальные учебные действия в документах федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Познавательные универсальные учебные действия в документах федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Регулятивные универсальные учебные действия в документах федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

- Коммуникативные универсальные учебные действия в документах федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

3. Современные образовательные технологии как способ формирования и развития универсальных учебных действий.

Каждый раздел состоит из основной лекции, практической работы и творческого задания, предлагаемого для подготовки его в группе слушателей.

В процессе ознакомления с материалом курса учителям необходимо провести работу над проектом «Универсальные учебные действия и успешность обучения в начальной школе». Результаты работы над проектом будут обсуждаться в ходе семинара в режиме online.

Данный модульный курс содержит фрагменты видеоуроков, которые позволяют выявить связь универсальных учебных действий с учебными предметами. В разделе «Современные образовательные технологии как способ формирования и развития универсальных учебных действий» представлены типовые задачи, которые дают возможность провести диагностику уровня сформированности тех или иных УУД младших школьников.

Результаты входного тестирования дают возможность выстроить индивидуальную траекторию обучения для слушателей. После зачисления на курс обучающиеся получают доступ к его учебно-методическим материалам. Процесс обучения основан на изучении предложенных материалов, консультаций с преподавателями, выполнении творческих заданий и практических работ, а также разработке выпускной работы в соответствии с учебным планом. Слушатели имеют возможность записаться на индивидуальную или групповую консультацию к преподавателю. В ходе обучения у слушателей есть возможность обменяться мнениями в режиме offline на форуме.

Таким образом, система дистанционного обучения представляет собой комплекс программно-методических средств обучения, переподготовки и тестирования слушателей, которая основана на современных информационно-коммуникационных технологиях и методиках образования на базе компьютерных обучающих программ и тестирующих систем. Дистанционные технологии повышают качество обучения, позволяя оперативно реагировать на изменения, происходящие в современном образовании, организовать обучение на основе сис-темно-деятельностного подхода.

Одним из вариантов применения в практике образования современных педагогических технологий, нацеленных на решение задач ФГОС является введение кейсов в практическую деятельность, использование кейс-технологии (case-study) (разбор конкретных ситуаций). Использование case-study в професиональном обучении дает возможность обеспечить высокий уровень подготовки учителя к формированию УУД младших школьников.

Рассмотрим более подробно проблемно-ситуативное обучение с применением кейсов в системе дополнительного профессионального образования. Необходимость внедрения кейс-технологии в практику образования обусловлена тем, что он позволяет активизировать теоретические знания по тому или иному вопросу, практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Кроме того, через ситуативность учителя легко подключают новые знания к уже имеющимся.

Кейс-технологии - технологии, основанные на комплектовании наборов (кейсов) текстовых учебно-методических материалов по какой-либо теме и заданий по конкретной проблемной ситуации в ней, передачи их обучающимся для самостоятельного изучения (с возможностью консультации у преподавателя) и решения задания с последующим коллективным обсуждением предложенной темы и вариантов для выработки рациональных творческих предложений.

Анализ конкретных учебных ситуаций позволяет совершенствовать профессиональные умения и навыки и получить практический опыт в таких областях, как выявление, отбор и решение проблем; работа с информацией; анализ и синтез информации и аргументов; оценка альтернатив; работа с предположениями и заключениями; принятие решений; навыки групповой работы.

Кейс-технология позволяет продемонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он дает возможность заинтересовать слушателей в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения проблемы или вопроса. Создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни является отличительной особенностью кейс-технологии.

Применение кейсов позволяет кроме предметного обучения, широко формировать у слушателей навыки работы с информационно-коммуникационными технологиями, знание основ научно-исследовательской и проектной деятельности.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что кейс-технология развивает следующие навыки:

1. «Аналитические навыки: умение анализировать, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их, представлять и добывать ее, мыслить логично и ясно.

2. Практические навыки: конкретные ситуации, специально разрабатываемые на основе фактического материала, представленные в кейсе способствуют формированию навыков использования теоретического материала, позволяют преодолевать трудности в усвоении теоретического материала.

3. Творческие навыки. Очень важны творческие навыки в генерации альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.

4. Коммуникативные навыки: умение убеждать окружающих, вести дискуссию, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, составлять краткий, обоснованный отчет.

5. Социальные навыки: умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т. д.

6. Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного.

Технология работы с кейсом в образовательном процессе включает в себя следующие этапы:

1) индивидуальная самостоятельная работа слушателей с материалами кейса (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, выработка решений);

2) работа в малых группах по определению ключевой проблемы и ее решений;

3) презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения.

На кафедре начального образования ЧИППКРО для развития готовности учителя начального общего образования к формированию УУД младших школьников разработаны и активно применяются в образовательном процессе в основном учебные, объяснительные, структурированные кейсы (таблицы 1 - 3):

Таблица 1

№ 1

1. Название кейса Формирование регулятивных УУД в начальном общем образовании

2. Название соответствующей образовательной программы (модуля) КПК «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативных образовательных программ» / тема «Планируемые результаты освоения междисциплинарных

программ «Программа формирования универсальных учебных действий»

3. Название кафедры Кафедра начального образования

4. Тип кейса Учебный, структурированный мини-кейс, прикладное упражнение (ситуативная задача), сюжетный

5. Формы и методы работы со слушателями Групповая работа в соответствии с предложенными заданиями

6. Авторство О. А. Горовая

7. Введение УМК «Гармония» Учебный предмет «Русский язык» Тема урока «Работа ь» Этап урока «Постановка учебной задачи»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Основная часть Слова на доске и на карточках у детей. П...льто, в...р...бьи, к...ньки, с...л...вьи, м...рковь, м...двежьи, пом...щь. У. Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы. Объясните написание орфограмм. У. Выпишите слова в два столбика. Проверка. У. По каким признакам распределили слова? Д. В один столбик выписали слова, где мягкий знак выступает как показатель мягкости, а в другой столбик с разделительным мягким знаком. У. Зачитайте слова первого столбика. (Дети зачитывают слова) У. Зачитайте слова второго столбика. (Дети зачитывают слова) У. О чем задумались во время работы? С какой проблемой столкнулись? Д. Я не понял, куда выписать слово «помощь». Д. Я думаю в первый столбик, как показатель мягкости. Д. А я не согласен, ведь [щ,] всегда мягкий, зачем ему показатель мягкости. Д. Но и в первый столбик это слово не подходит, ведь здесь нет разделительного мягкого знака. Д. А может он здесь выполняет какую-нибудь другую работу, о которой мы еще не знаем? Д. А я думаю, что мы будем сегодня на уроке заниматься новой темой и узнаем, для чего еще нужен мягкий знак, узнаем о нем что-то новое. У. Мы видим, что мнения ваши разошлись. Попробуйте сформулировать проблему нашего урока

10. Задания группам Проанализируйте предложенный фрагмент урока. Какие регулятивные УУД формирует учитель у обучающихся. Какие для этого он использует методы, приемы, формы организации учебной деятельности младших школьников. Какие еще УУД могут формироваться у учащихся на данном этапе урока

Таблица 2 Кейс № 2

1. Название кейса Регулятивные универсальные учебные действия в нормативных документах и методических рекомендациях

2. Название соответствующей образовательной программы (модуля) КПК «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативных образовательных программ» / тема «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ «Программа формирования универсальных учебных действий»

3. Название кафедры Кафедра начального образования

4. Тип кейса Учебный, объяснительный, структурированный мини-кейс

5. Формы и методы работы со слушателями Групповая работа в соответствии с предложенными заданиями

6.

Авторство

О. А. Горовая

7.

Введение

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Они уточняются и конкретизируются в пособии «Планируемые результаты начального общего образования». На основе сравнительного анализа ФГОС НОО и методических материалов определите, как представлены регулятивные УУД на начальной ступени образования.

1. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М. : Просвещение, 2009. - 120 с.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М. : Просвещение, 2009. - 142 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М. : Просвещение, 2010. - 31 с._

Основная часть

Заполните таблицу, которая поможет вам систематизировать материалы представленные в различных документах ФГОС, относящиеся к блоку «Регулятивные УУД»

Регулятивные УУД Определение понятия Показатели сформиро-ванности в дошкольном возрасте Планируемые результаты начального общего образования (ученик научится / ученик получит возможность научиться)

Целепола-гание Как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Умение сохранять заданную цель - принимать и сохранять учебную задачу; - в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; - преобразовывать практическую задачу в познавательную

9.

Заключение

Рассмотрите содержание Фундаментального ядра содержания общего образования. Какие регулятивные УУД в нем выделены? Чем отличаются регулятивные УУД представленные в Фундаментальном ядре от Планируемых результатов начального общего образования? Все ли согласовано или встречаются противоречия?_

10.

Задания группам

В каких нормативных документах и методических рекомендациях представлены регулятивные УУД?

На каких учебных предметах формируются регулятивные УУД? Какие учебные предметы оказывают наибольшее влияние на формирование регулятивные УУД?_

Таблица 3

Кейс № 3

1. Название кейса Формирование личностных УУД в начальном общем образовании

2. Название соответствующей образовательной программы (модуля) КПК «Совершенствование профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях вариативных образовательных программ» / тема «Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ «Программа формирования универсальных учебных действий»

3. Название кафедры Кафедра начального образования

4. Тип кейса Учебный, структурированный мини-кейс, прикладное упражнение (ситуативная задача), сюжетный

5. Формы и методы работы со слушателями Групповая работа в соответствии с предложенными заданиями

6. Авторство О. А. Горовая

7. Введение В 4-й «б» перевели мальчика Славу, который не отличался особым усердием и старанием. В классе, куда он попал, преподавал очень внимательный к детям и талантливый педагог. Мальчик был умным и сообразительным учеником, но с учителем в предыдущем классе отношения не сложились. И Слава без интереса и желания посещал школу, стал небрежно относиться к заданиям

8. Основная часть Новая учительница через несколько уроков предложила Славе заниматься дополнительно после уроков. Однажды в минуту откровенности он сказал ей: - Светлана Алексеевна, не трудитесь зря. Не тратьте напрасно время. Мне ничего не поможет. Я не буду успевать, мне это давно известно. Я неспособный. - Откуда тебе известно? - Все так говорят. - И ты веришь в это? - Верю. - Придется тебе доказать обратное. Ты слышал выражение: кто хочет -тот добьется? И ты можешь добиться. Надо только много работать. Давай заниматься. Занимались они усердно целую четверть. И вот Слава получил первую четверку по русскому языку. Она была вполне заслуженной. Мальчик хорошо ответил на уроке и выполнил грамотно письменное задание. На следующий день пришла к учительнице мама Славы. - Скажите, пожалуйста, это правда, что мой сын получил четверку по русскому языку? - Правда. Он стал лучше заниматься. - Светлана Алексеевна, Вы не представляете, что у нас было вчера дома. Прибегает Славик из школы и с порога кричит: «Четверка! Четверка!» -Я не сразу поняла, в чем дело. Спрашиваю: какая четверка? «Учительница мне поставила четверку по русскому языку».

9. Заключение Успех окрылил мальчика. С тех пор Слава стал усерднее учиться. Случались, конечно, и промахи. Но ребенок шел на уроки с интересом и желанием.

10. Задания группам 1. Что лежит в основе успеха Славы? 2. Дайте оценку педагогическим действиям учителя. 3. Подтверждает ли приведенный факт утверждение В. А. Сухомлинско-го, что «обучение - не механическая передача знаний от учителя к ребенку, а прежде всего человеческие отношения»? 4. Назовите основной механизм изменения отношения Славы к учению. 5. Какие личностные УУД были откорректированы учителем?

В заключение хотелось бы отметить, что использование современных педагогических технологий в развитии готовности учителя к формированию универсальных учебных действий младших школьников способствует повышению профессиональной компетентности педагога [7].

Позволяет реализовать важные задачи образования: «найти человека в человеке и заложить в него механизмы самоопределения, самореализации, саморазвития, саморегуляции,

самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и достойной человеческой жизни, для диалогического и безопасного взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией» [3, с. 79].

Ведь только самоизменяющаяся личность учителя, личность способная к саморазвитию, самоорганизации, саморегуляции, может оказать влияние на развитие личности ребенка (ее когнитивной, эмоциональной сферы, нравственности).

Библиографический список:

1. Чипышева Л. Н. Совершенствование профессиональной компетентности учителя в условиях введения ФГОС НОО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2011. - № 3. - С. 136.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

3. Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. - Ростов-н/Д. : Изд-во Ростовского пед. университета, 2000. - 357 с.

4. Общая и профессиональная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В. Д. Симоненко. - М. : Вента-на-Граф, 2006. - 368 с.

5. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов, В. М. Заславский, С. В. Егоркина и др. ; под ред. А. Б. Воронцова. - М. : Просвещение, 2009. - 176 с.

6. Тягунова Ю. В. Развитие готовности учителя к воспитанию у подростков ценностного отношения к семье : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Ю. В. Тягунова. - Челябинск : Юж.-Ур. гос. ун-т, 2008. - 180 с.

7. Ильясов Д. Ф. Психолого-педагогическое обеспечение профессиональной деятельности учителя : учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования / Д. Ф. Ильясов и др. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 21 с.

References:

1. Chipysheva L. N. Improving the Teachers' Professional Competence under the Conditions of Implementing the Federal State Educational Standards of General Education [Sovershenstvovanie

professional'noy kompetentnosti uchitelya v uslo-viyakh vvedeniya FGOS NOO]. Nauchnoe obes-pechenie sistemy povysheniya kvahfikatsii kadrov [Scientific Support of a System of Advanced Training], 2011, N 3, p. 136.

2. Selevko G. K. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii: Uchebnoe posobie [Modern educational technologies], M., 1998, 256 p.

3. Bondarevskaya E. V. Teoriya i praktika lich-nostno-orientirovannogo obrazovaniya [Theory and Practice of Person-Centered Education], Rostov-on-Don, 2000, 357 p.

4. Obshchaya i professional'naya pedagogi-ka: Uchebnoe posobie dlya studentov pedago-giche-skikh vuzov [General and Professional Pedagogy: Textbook for Students of Pedagogical Universities] edited by V. D. Simonenko, M., 2006, 368 p.

5. Vorontsov A. B., Zaslavskiy V. M., Egorki-na S. V. Proektnye zadachi v nachal'noy shkole : posobie dlya uchitelya [Project in Elementary School: Handbook for Teachers], M., 2009, 176 p.

6. Tyagunova Yu. V. Razvitie gotovnosti uchitelya k vospitaniyu u podrostkov tsennostnogo ot-nosheniya k sem'e : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08 [Developing Teacher's Readiness to Form Adolescents' Valuable Relation To Family: Author's Thesis], Chelyabinsk, 2008, 180 p.

7. Il'jasov D. F. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie professional'noj dejatel'nosti uchitel-ja: uchebnoe posobie dlja slushatelej kursov professional'noj perepodgotovki i povyshenija kvalifi-kacii rabotnikov obrazovanija /D. F. Il'jasov i dr., M., VLADOS, [The Psycho-pedagogical maintenance of teacher's professional work: the manual for courses of retraining and advanced training of teachers], 2008, 21 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.