Научная статья на тему 'Повседневные практики молодежи научного центра (на примере Новосибирского Академгородка)'

Повседневные практики молодежи научного центра (на примере Новосибирского Академгородка) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
568
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ / ДОСУГОВЫЕ ПРАКТИКИ / ТРУДОВЫЕ ПРАКТИКИ / ПРАКТИКИ ОБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ерофеева Екатерина Сергеевна

Статья подготовлена на основе социологического исследования, посвященного выявлению типов повседневных практик, реализуемых молодежью научного центра (на примере Новосибирского Академгородка). В качестве источника информации выступают результаты квартирного опроса в Академгородке, проведенного в 2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Повседневные практики молодежи научного центра (на примере Новосибирского Академгородка)»

СОЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА

УДК 316.346.32-053.6:001.32(571.14-25)

Е. С. Ерофеева

ПОВСЕДНЕВНЫЕ ПРАКТИКИ МОЛОДЕЖИ НАУЧНОГО ЦЕНТРА (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОГО АКАДЕМГОРОДКА)

ЕРОФЕЕВА Екатерина Сергеевна - выпускник бакалавриата Новосибирского государственного университета. Email: e.erofeeva@mail.ru.

Статья подготовлена на основе социологического исследования, посвященного выявлению типов повседневных практик, реализуемых молодежью научного центра (на примере Новосибирского Академгородка). В качестве источника информации выступают результаты квартирного опроса в Академгородке, проведенного в 2009 г.

Ключевые слова: молодежь, повседневность, повседневные практики, досуговые практики, трудовые практики, практики общения.

Долгое время повседневность считалась непроблематичной сферой жизни человека, не заслуживающей внимания исследователей. Первыми, кто обратил внимание на повседневность как на совокупность рутинных действий обычного человека, были феноменологи и этнометодологи. В настоящее время социологи отмечают лишь кажущуюся ясность повседневности, и не потому, что она отрефлексирована, а потому, что ускользает от рефлексии.

Ключевая роль в обществе отводится молодежи, которая через некоторое время займет позиции по обеспечению жизнедеятельности общества. Уровень развития общества и рост качества жизни завтра зависят от того, какова молодежь сегодня. Особенно важную роль молодежь призвана играть в науке, ведь именно она является носителем инновационных идей будущего.

Как правило, большинство исследований молодежи направлены на изучение групповой активности. Однако не менее значимым является изучение повседневности и повседневных практик молодежи, поскольку интеграция в общество большинства молодых людей происходит через работу, учебу, семью. Другими словами, молодой человек обретает себя именно в повседневности [3]. Исследований, описывающих повседневность молодых, крайне мало. Мы недостаточно хорошо знаем, чем живет молодежь сегодня и, следовательно, каким будет будущее, от нее зависящее, а тем более будущее научного центра, в котором от молодежи ждут инновационных разработок.

Статья основана на результатах исследования, целью которого было выявление типов повседневных практик молодежи научного центра, проводимого на базе Академгородка в Новосибирске. В контексте данного исследования практика понималась как стиль универсальных видов деятельности [1].

© Ерофеева Е. С.,2011

108

Повседневные практики, в отличие от других, обладают рядом особенностей: наличие социального контекста; неуникальность событий повседневной жизни, их повторяемость и рутинность изо дня в день; пространственно-временная и территориальная ограниченность; отсутствие рефлективности действия [4]. Стоит заметить, что, по мнению социологов, повседневные практики лучше изучать комплексно, так как они взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга в общем восприятии повседневности, фрагментарное изучение менее эффективно. Через изучение повседневности молодежи научного центра можно определить, что характерно именно для этой молодежи, чего от нее ждать.

В нашем исследовании повседневные практики молодежи Академгородка представлены трудовыми практиками, практиками общения и досуговыми практиками. Мы остановились на вышеперечисленных практиках как повседневных, поскольку молодежь совершает их изо дня в день, не задумываясь и не рефлексируя. Для большинства россиян идеальная модель жизни включает хорошую семью, друзей, работу и наличие свободного времени [2], что и отражается в выбранных для изучения направлениях.

В качестве источника информации выступают результаты квартирного опроса, проведенного совместно кафедрой общей социологии ЭФ НГУ и ИЭОПП СО РАН в Академгородке в 2009 г. в рамках исследовательского проекта «Как Вам живется в Академгородке?». Опрос проводили студенты-социологи в форме полуформализованного интервью. Вопросы интервью затрагивали разные аспекты жизни респондента: отношение к Академгородку, условия жизни семьи, трудовая сфера, участие в самоуправлении, оценка общей ситуации в стране, миграционная биография, оценка перспектив развития Академгородка, проведение свободного времени. Выборка репрезентирует взрослое население Академгородка по половозрастной структуре и месту проживания. Объем выборки составил 419 человек, в числе них 163 молодых. Таким образом, в поле зрения настоящего исследования вошла молодежь Академгородка, включающая две возрастные подгруппы — 16-25 и 26-35 лет. В качестве основного критерия разбиения на группы был возраст, косвенным — вид занятия, обусловленный возрастом молодого человека.

Досуговые практики молодежи научного центра (Академгородка)

Досуговые практики определялись видами деятельности, которыми респондент предпочитает заниматься в свободное время. В результате факторного анализа были выделены пять факторов: досуг для души (собирать грибы, ягоды; рыбачить, охотиться; проводить время с детьми; готовить вкусные блюда; мастерить, заниматься домашним ремеслом), общение с друзьями (общение с друзьями, прием гостей, отдых на природе), познавательно-ориентированный досуг (чтение интересной книги, обучение чему-то новому), активно-ориентированный досуг (организация людей на полезное дело, работа в полную силу) и пассивно-ориентированный досуг (ничего не делать, смотреть телевизор). На полученных факторах был проведен кластерный анализ, в результате которого выделились три типа досуговых практик, характерных для молодежи Академгородка и условно названных: активный досуг (49 человек), пассивный досуг и досуг для души (45 человек), познавательный досуг и общение с друзьями (71 человек).

Таблица 1 Предпочитаемые виды досуговой деятельности по типам досуговых практик молодежи Академгородка, %

109

Активный досуг Пассивный досуг и досуг «для души» Познавательный досуг и общение с друзьями

Работать в полную силу 41 11 25

Проводить время с детьми 8 42 24

Мастерить, заниматься домашним ремеслом 12 18 23

Учиться, узнавать новое 33 16 58

Читать интересную книгу 20 36 68

Смотреть телевизор 12 29 7

Организовывать людей на полезное дело 49 9 4

Отдыхать на природе 80 71 58

Общаться с друзьями 88 49 90

Принимать гостей 16 11 52

Рыбачить, охотиться 4 38 3

Собирать грибы, ягоды 0 27 1

Выпивать в хорошей компании 53 18 4

Готовить вкусные блюда 25 36 35

Ничего не делать 14 38 21

Молодежь, реализующая активный досуг, помимо работы в полную силу и организации людей на полезное дело, любит проводить свободное время, общаясь с друзьями (88%) или отдыхая на природе (80%), никто не увлекается собиранием грибов и ягод и мало кто практикует рыбалку и охоту (4%). Интересно, что активная молодежь выбирала и пассивные виды отдыха: ничего не делать (14%) и смотреть телевизор (12%).

Молодые люди, реализующие пассивный досуг и досуг для души, кроме характерных для этой практики видов деятельности (смотреть телевизор (29%), ничего не делать (38%), времяпрепровождением с детьми (42%), рыбалка, охота (38%), собирание грибов и ягод (27%)), увлекаются также отдыхом на природе (71%) и общением с друзьями (49%). Менее всего в свободное время эта молодежь склонна организовывать людей на полезное дело (9%).

Представители третьего типа досуговых практик — познавательный досуг и общение с друзьями, — помимо учебы, узнавания чего-то нового (58%), общения с друзьями (90%) и приема гостей (52%), любят в свободное время почитать интересные книги (68%). Самыми непопулярными видами досуговой деятельности для них оказались собирание грибов и ягод (1%), рыбалка, охота (3%), выпивка в хорошей компании (4%) и организация людей на полезное дело (4%).

В целом, молодые люди Академгородка, реализующие каждый тип досуговых практик, больше всего любят общаться с друзьями и отдыхать на природе, что, в принципе, соответствует общей специфике молодежи как группы.

Практики общения молодежи научного центра (Академгородка)

Практики общения выделялись на основе вопроса о круге лиц, с которым молодой человек проводит свободное время. На двух факторах — «провожу свободное время с друзьями» и «провожу свободное время с родственниками» — образовались три типа практик общения молодежи: общение с друзьями (59 человек), общение с членами семьи (87 человек) и расширенное общение (19 человек; представители последней практики, как правило, предпочитали общение со всеми группами своего социального окружения).

110

Таблица 2 Предпочитаемые виды общения по типам практик общения молодежи Академгородка, %

Общение с друзьями Общение с членами семьи Расширенное общение

Провожу время с семьей 0 91 94

Провожу время с родственниками 0 0 90

Провожу время с друзьями 100 51 90

Провожу время с коллегами 9 0 26

Молодежь, предпочитающая общение с друзьями, как правило, советуется с ними же в важных вопросах. Эти молодые люди живут вместе с родителями и поддерживают тесную связь со старшим поколением (дедушками и бабушками), живущими отдельно.

Молодые люди, практикующие общение с членами семьи, поддерживают тесную связь с родителями, приезжая к ним в гости каждый день или раз в неделю, и не поддерживают ее с дедушками/бабушками (вероятно потому, что эта практика реализуется более взрослой молодежью, у многих из них дедушек/бабушек уже нет в живых). Большинство этой молодежи проводит свободное время с родителями (91%) и половина — с друзьями (51%).

Большинство общительной молодежи, реализующей практику расширенного общения, проводит свободное время с семьей (90%), родственниками (90%) и друзьями (90%). В отличие от других групп молодых людей, эта группа, как правило, тесно общается с другими родственниками (например, с племянниками).

Трудовые практики молодежи научного центра (Академгородка)

Трудовые практики представлены работой, учебой и отсутствием какой-либо деятельности (неработающие, не реализующие трудовые практики).

Рабочие практики выявлялись на основании вопроса «Чем для Вас является Ваша работа?». Выявлены два типа рабочих практик: стремление к зарабатыванию денег (37 человек) и стремление к самореализации в работе (49 человек).

Таблица 3 Восприятие работы по видам рабочих практик молодежи Академгородка, %

Стремление к зарабатыванию денег Стремление к самореализации в работе

Экономическая необходимость 100 33

Возможность проявить свои способности 27 59

Способом самореализации 0 71

Возможность приносить людям пользу 5 27

Привычка 16 2

Молодежь, реализующая тип трудовой практики «стремление к зарабатыванию денег», единогласно оценивает свою работу как экономическую необходимость (100%), четверть придерживается мнения, что работа для них это еще и возможность проявить свои способности (27%).

111

Молодежь, практикующая стремление к самореализации в работе, на первое место ставит характеристику работы как способа самореализации (71%), на второе — возможность проявить свои способности (59%). Немаловажной чертой работы для стремящихся к самореализации является экономическая необходимость, которую отметила третья часть молодых людей (33%).

Помимо работающего молодого населения Академгородка, в анализе по трудовым практикам принимали участие безработные, поскольку отсутствие работы отражает их отношение к основному виду деятельности, а также учащиеся. Выяснилось, что из 165 молодых людей Академгородка 86 человек реализуют рабочие практики, 41 учебные, а 36 не работают и не учатся, т.е. не реализуют трудовые практики совсем.

Комплексная типология повседневных практик молодежи научного центра (Академгородка)

Комплексная типология повседневных практик молодежи основывается на трех измерениях: трудовые практики, досуговые практики и практики общения. Это связано с тем, что вышеперечисленные практики охватывают все основные сферы жизнедеятельности человек: труд, общение, отдых.

Таблица 4 Комплексная типология повседневных практик молодежи Академгородка

Практики общения Досуговые практики

Активный досуг Пассивный досуг и досуг «для души» Познавательный досуг и общение с друзьями

Общение с друзьями Трудовые практики Стремление к зарабатыванию денег 3 3 7

Стремление к самореализии 6 4 3

Отсутствие трудовой практики 9 2 4

Учебные практики 7 4 6

Общение с членами семьи Трудовые практики Стремление к зарабатыванию денег 3 12 7

Стремление к самореализии 5 7 17

Отсутствие трудовой практики 5 9 4

Учебные практики 6 2 10

Непостоянство в выборе круга общения Трудовые практики Стремление к зарабатыванию денег 2 0 0

Стремление ксамореализии 1 1 5

Отсутствие трудовой практики 1 1 1

Учебные практики 0 0 6

Комплексные типы повседневных практик малонаполненные, что вполне объяснимо: 163 объекта делились по трем измерениям, внутри каждого из которых по 3-4 кластера. Комплексным типом будем считать группу молодых людей, которая наполнена 10 и более объектами, что составляет 6% и более от исходной численности молодежи. Таким образом,

112

выделяются три комплексных типа повседневных практик, реализуемых относительно наполненными группами молодежи.

1-й комплексный тип формируется пассивным досугом и досугом для души, стремлением к зарабатыванию денег, общением с членами семьи. Всего молодых людей, реализующих этот комплексный тип повседневных практик, оказалось 12 человек. Одновременная ориентация на стремление к зарабатыванию денег и спокойный досуг вполне понятна: молодой человек полностью выкладывается на работе, и в свободное время ему необходимо восстановить силы, пассивно отдыхая или отдыхая благодаря хобби.

Данный комплексный тип реализуют в основном молодые люди старшей возрастной категории (26-35 лет), в равной степени мужчины и женщины, большинство имеют высшее или неоконченное высшее образование. Около половины оценивают свое материальное положение как в целом неплохое (в целом денег хватает, но откладывают крупные покупки, покупку квартиры или дорогой автомашины). Чаще всего совершают поездки по научному центру с досуговыми целями, примерно третья часть ездит по деловым и рабочим целям (рекодный показатель по сравнению с другими комплексными типами повседневных практик, что, вероятно, связано со стремлением к зарабатыванию денег).

2-й комплексный тип (познавательный досуг и общение с друзьями, стремление к самореализации в работе в труде, общение с членами семьи) самый наполненный, реализуют его 17 молодых людей.

Как правило, его реализуют женщины 26-35 лет с высшим или неоконченным высшим образованием. По сравнению с молодежью, реализующей два других комплексных типа практик, эта молодежь самая обеспеченная. Большинство совершают поездки по научному центру с досуговыми целями, четверть ездит по личным целям, наименее активно совершаются рабочие и деловые поездки. Частота выездов по личным и досуговым целям, вероятно, связана с досуговой практикой этого комплексного типа — общение с друзьями.

3-й комплексный тип формируется за счет познавательного досуга и общения с друзьями, учебной практики и общения с членами семьи, его наполненность составляет 10 человек. Этот комплексный тип демонстрируется преимущественно младшей возрастной категорией молодежи Академгородка (16-25 лет), девушками, половина имеет среднее образование, другая — высшее или неоконченное высшее. В основном представители этого типа ездят по научному центру с личными и досуговыми целями, что отражает стремление к общению с друзьями и связь с соответствующими досуговыми практиками.

В результате проведенного исследования нельзя говорить о каких-либо устойчивых комбинациях повседневных практик, реализуемых относительно большими группами молодежи научного центра. Зафиксированные нами три комплексных типа повседневных практик получились малочисленными, что не позволяет утверждать об их постоянстве. Опираясь на количество и сущность выявленных типов повседневных практик, можно констатировать, что повседневность молодежи научного центра сильно дифференцирована, что, однако, не говорит о неупорядоченности повседневных практик. Возможно, в дальнейшем эти небольшие по численности членов комплексные типы повседневных практик будут либо укрупняться и прирастать новыми представителями, либо распадутся. Более точные выводы могут быть получены в результате повторного, более масштабного и детального исследования.

1 Волков В. В. О концепции практик в социальных науках //

Социологические исследования. 1997. № 6. С. 9-23.

2 Горшков М. К. Российская повседневность в условиях кризиса : соц.

измерении // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 36-47.

3 Омельченко Е. Л. От проблемного конструкта молодежного вопроса - к анализу молодежной повседневности // Молодежь: открытый вопрос : [сб. ст.]. Ульяновск: Симбирская книга, 2004. С. 130-159.

4 Штомпка П. В фокусе внимания повседневная жизнь : новый поворот в

социологии // Социология исследования. 2009. № 8. С. 3-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.