Научная статья на тему 'Социально-педагогические особенности молодежного досуга'

Социально-педагогические особенности молодежного досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2523
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДОСУГ / ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЬНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лысенко Людмила Ивановна

В статье автор ставит своей целью проанализировать особенности досуговой деятельности молодежи. Исходя из самореализационной функции молодежного досуга, автор отмечает, что его сущностью является ее творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированное внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические особенности молодежного досуга»

Обязательными элементами образовательной карты являются:

- общая характеристика образовательной сети района, которая включает в себя перечень образовательных учреждений, особенности их образовательных программ, особенности допро-фильной подготовки и профильного обучения;

- расположение образовательных учреждений с определенными и прописанными маршрутами движения общественного транспорта, с помощью которых можно доехать до места обучения;

- визитная карточка каждого учебного заведения (№ телефона, адрес, перечень курсов по выбору, дата проведения открытых дверей и т.д.);

- информация о работниках отдела образования, курирующих это направление работы (ФИО, телефон);

- предварительная диагностика образовательного запроса школьников (с учетом мнения родителей), их интересов, склонностей.

2. Основной. Предполагает следующие действия:

- обучение способам принятия решений при выборе индивидуального маршрута;

- диагностику и самодиагностику;

- анализ ситуации проблем, затруднений, свободы выбора профиля обучения.

3. Завершающий. Основные действия:

- реализация пробы выбора;

- выполнение учащимися эвристически ориентированных заданий, прогнозирующих соответствует ли личной заинтересованности обучение по профилю, возможностям учащегося;

- соотношение аргументов «за» и «против» выбора.

Таким образом, можно отметить, что проведение допрофильной подготовки дает ученику возможность иметь свой, обоснованный профессиональный план, который учитывает его интересы, наклонности, возможности, потребности рынка труда, и тем самым обеспечивает успех дальнейшего профильного и профессионального самоопределения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Герасимчук Л. Першi кроки профшзацй // Завуч. 2005. № 17-18. С. 22 - 23.

2. Демина Т.Б. Предпрофильная подготовка как одно из условий профессионального самоопределения школьника // Профильная школа. 2006. № 1. С. 45-48.

3. Марина С. Сощально-психолопчш умови переходi до профшьного навчання // Завуч. 2005. № 1718. С. 24-26.

4. Модершзацш вищо! освгги Украши i Болонський процес //Освгга Украши. 2004. № 60-61. С. 7-11.

5. Пан С. Профильное обучение: модель управления // Директор школи. Украша. 2004. № 5. С. 19-24

6. Рассадин Ю. Профильная школа: в поисках базовой модели // Директор школи. Украша. 2003. № 5. С. 11-18.

7. Смакотина Н.Л. О социальной эффективности проведения эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся (по результатам социологических исследований) // Профильная школа. 2005. № 1. С. 27-33.

8. Чистякова С.Н. Основы профессиональной ориентации школьников. М.: Просвещение, 1983. 118 с.

9. Щербо И.Н. На подступе к старым граблям: тревожные тенденции в реализации профильного обучения // Директор школи. Украша. 2004. № 2. С. 15-18.

Л.И. Лысенко

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА

Плодотворное использование досуга человеком - важная задача общества, ибо, когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством, техникой, спортом, природой, а так же с другими людьми, важно, чтобы делал он это рационально, продуктивно и творчески.

Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и д.р.), и даже с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и д.р.). Но

можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет, так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Множество подходов осложняет попытки понять, что значит досуг.

Досуг способен объединить и отдых и труд. Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как продолжение образования, общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга распадается на четыре основных группы.

- Досуг как созерцание, связанное с высоким уровнем культуры и интеллекта; это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности, с какой человек делает что-либо.

- Досуг как деятельность - обычно характеризуется как деятельность не связанная с работой. Это определение досуга включает ценности самореализации.

- Досуг, как свободное время, время выбора. Это время может быть использовано различным образом, причем оно может быть использовано для деятельности связанной с работой или не связанно с ней. Досуг рассматривается как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

- Досуг интегрирует три предыдущих концепции, стирает грань между «работой» и «не работой» и оценивает досуг в терминах описывающих человеческое поведение. Включает в себя понятия времени и отношения к времени.

Многие ученые считают, что досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности, направленных на восстановление. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи, политики.

Б.А. Титов выделяет при определении досуга его две содержательных стороны: реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный, личностно значимый) досуг. Реальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью, так и с обществом. Наоборот, это состояние деятельности, создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации, развлечения. Мнимый досуг - это, прежде всего насилие, любо над собой, либо над обществом, и как результат разрушение себя и общества. Мнимый досуг, обусловлен неумением проводить свое время, это бесцельное времяпрепровождение, приводящее к асоциальным поступкам.

Далее он выводит следующие основные характеристики досуга молодежи:

- досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

- досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;

- досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

- досуг формирует социально значимые потребности личности и нормы поведения в обществе [8].

Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу ее специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональность, физическую подвижность, динамичную смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. Э.В. Соколов к специфическим чертам молодости относит преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь, по его мнению, более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной [6, 50].

Взаимосвязь игры и досуга очевидна, но их отношения носят сложный характер. «Реальность досуга, - считают А.С. Картин и Н.Л. Хренов, - есть реальность игрового самовыражения человека, надстраивающегося над его самовыражением в культуре и обществе», [4, 45]. Культура, по их мнению, не только способствует развитию каких-то особенностей психологического типа личности, но и подавляет развитие других. «То, что подавляется культурой в ее общественной и

государственной реальности, - подчеркивают они, - оживает в ситуациях, характерных для игры. В досуге происходит игровое восполнение особенностей личности, которые не могут реализоваться в культуре» [4, 46]. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. И. Хейзинга убедительно доказал, что во все времена и всюду, в том числе и в формах высокоразвитой культуры, игровой инстинкт проявляется в полную силу, вовлекая как отдельную личность, так и массы в опьяняющий вихрь исполинской игры [10, 62].

Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания; азартные игры с негативной социальной направленностью. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро разрастающийся мир, в который молодежь погружается безоглядно. Это фактически способ ее неучастия в бытии.

В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров, где нет правды и лжи, добра и зла, стерта нравственность, утрачен человеческий смысл. Адаптация в таком мире не может не влиять на молодежь, на ее поведение в реальном мире.

Наблюдения за практикой подготовки и проведения, молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствуют о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.

К особенностям молодежного досуга мы относим и своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников.

Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя, как правило, самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев-Лада: «...для молодежи, - пишет он, - «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения! ... При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела - при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании - это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [6, 151].

Об огромном социально-культурном и социально- педагогическом потенциале общения в процессе социализации молодежи размышляет А.С. Запесоцкий: «Общение выступает средством, обеспечивающим, с одной стороны, единство индивида с социумом (коллективом, обществом), с другой стороны, в процессе взаимодействия с людьми человек осознает свою индивидуальность — в актах самоутверждения и признания. Через отношение к другим и отношения других к индивиду он объективирует и осознает свою субъективность. В условиях социального окружения более интенсивно проявляются и формируются способности личности. В акте коммуникации полнее раскрываются психические качества, внутренний мир личности, обнаруживаются новые смыслы предметов культуры, опосредующих общение» [3, 32].

Эта тенденция нашла свое подтверждение в результатах исследований известного польского философа К. Жигульского: «В современных условиях, - пишет он, - молодежь резко противопоставляет ценность свободного времени, проводимого в семье или в местах, где осуществляется контроль со стороны старшего поколения, ценности времени, проводимого вне этого контроля, главным образом в группах сверстников. Одна из важных задач молодежных организаций - введение этих стремлений в русло жизни» [5, 344].

Устойчивые ориентации молодежи на проведение свободного времени в компаниях сверстников, друзей подтвердились и в исследовании. Отвечая на вопрос анкеты: «Что Вам приносит (или могло бы приносить) наибольшую радость в жизни?» - 70 % опрошенной молодежи всех социально-профессиональных групп отметили ценность досуга, проведенного со сверстниками в процессе общения.

Л.А. Гордон и Э.В. Клопов считают, что без общения с «себе подобными» невозможен оптимальный процесс социализации молодежи: создание семьи, обеспечение устойчивого положения в своей социальной среде, нахождение нового круга друзей и знакомых, бесперебойное получение «свежей» информации [2, 137]. Наиболее полно специфику человеческого общения, его функциональную направленность выявила, на наш взгляд, Л.П. Буева: «В общении, - пишет она, -осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимовлияние индивидов, выявляется и формируется общность настроений, мыслей, взглядов, достигается взаимопонимание, осуществляется передача и усвоение манер, привычек, стиля поведения, создаются сплоченность и солидарность, характеризующие групповую и коллективную деятельность. Общение играет немалую роль в формировании и передаче образа жизни» [1, 111].

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремление приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада.

Сложные социальные процессы, происходящие в обществе, интенсивные ритмы жизни, усложнение проблем производственного характера, крушение привычных, а иногда и удобных стереотипов восприятия общественной жизни компенсируются, как правило, стремлением молодежи создать определенный комфорт в общении не только в семье, но и с друзьями, сверстниками по месту работы и жительства.

Анализ показывает, что общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности: 1) в эмоциональном контакте, сопереживании; 2) в информации; З) в объединении усилий для совместных действий. Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение).

Такие формы досуга как самостоятельные объединения по интересам, игровые программы, массовые праздники и другие - благоприятная сфера для осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с другими людьми. Молодежь оценивает себя, ориентируясь на социально принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в условиях досуга формируются общности, дающие молодежи возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа. Таким образом, можно обозначить еще одну функцию молодежного досуга - коммуникативную.

В сфере досуга молодежь более открыта для влияния и воздействия на нее самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на ее нравственный облик и мировоззрение. В процессе коллективного досугового времяпрепровождения происходит упрочение чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование трудовой активности, выработка жизненной позиции, обучение нормам поведения в обществе.

Творческое самоосуществление личности - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для молодежи - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от других, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении.

Исходя из самореализационной функции молодежного досуга, мы отмечаем, что его сущностью является ее творческое поведение (взаимодействие с окружающей средой) в свободной для выбора рода занятий и степени активности пространственно-временной среде, детерминированное

внутренне (потребностями, мотивами, установками, выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами, порождающими поведение).

Как своеобразную функцию, на наш взгляд, следует включать в управление свободного времени молодежи функцию регулирования сферой досуговой деятельности молодежи. Сложность регулирования свободного времени молодежи в значительной мере связана с тем, что далеко не у каждого молодого человека сформированы навыки саморегулирования. Следует подчеркнуть глубокую социально - педагогическую взаимосвязь регулирования и саморегулирования, в основе которого лежит диалектика внешнего и внутреннего в процессе человеческой деятельности. «Преобладание внешнего регулирования, - подчеркивает Б.А. Трегубов, - означает, что личность руководствуется в своей деятельности социальными ценностями, которые приобретают инструментальный характер, и содержание культурно-досуговой деятельности становится не результатом свободного выбора, реализацией интересов и потребностей человека, а деятельностью, предпринимаемой под давлением внешних обстоятельств. Важнейшими же характеристиками саморегулирования являются добровольность, свобода перемены занятий, ориентация на сам процесс кулъ-турно-досуговой деятельности и ее результаты как самоценность» [9, 135].

Управление свободным временем - это в преобладающей степени саморегулирование, ни один из аспектов которого неотделим от проблемы воспитания. «Умение заставить себя ограничить во времени ту или иную деятельность или, наоборот, продолжить ее, как бы это ни было трудно, выражает определенную степень саморегулирования, которое должно быть направлено против варварского отношения ко времени. Умение его беречь, рационально распределить - неотъемлемая черта культуры современного человека. Оказывается, мало иметь время, необходимо еще и уметь им правильно распорядиться, действительно рационально использовать, что очень непросто» [9, 212].

Условия и институциональные формы, в которых развертывается социально - педагогическое регулирование досугового времени выступают основными объектами досуга. В этом случае главной целью регулирующего воздействия в кулътурно-досуговой сфере является создание оптимальных условий для саморазвития личности, для формирования ее ценностных ориентаций, диагностирования и реализации ее социально-культурного потенциала.

Одним из важных объектов регулирующего воздействия в культурно-досуговой сфере деятельности молодежи является баланс ее интересов и потребностей. В этом плане мы разделяем точку зрения исследователей во главе с В.А. Ядовым, которые в рамках развиваемой ими диспо-зиционной концепции личности различают ценностные ориентации, общий баланс направленности интересов и социальные установки на конкретные объекты и ситуации деятельности. В ходе изучения взаимосвязи этих основных диспозиционных образований выяснилось, что «баланс интересов в отношении профессиональной, семейно-бытовой и досуговой деятельности определенным образом упорядочивает отношение личности к основным целям жизни и средствам их достижения, выполняет роль внутреннего ядра ценностно - ориентационной системы личности и в этом качестве служит ведущей характеристикой ее общей жизненной позиции» [11, 189].

Баланс культурно - досуговых интересов и потребностей (пассивно - созерцательных и творческо-созидательных) будет, безусловно, способствовать психологическому комфорту личности и ее самореализации в социально-культурной деятельности.

Рассмотрение молодежи как объекта культурно-досугового воздействия наиболее продуктивно, на наш взгляд, с позиции ее ценностно-ориентационного отношения к досугу.

При таком подходе В.Я. Суртаев выделяет следующие основные типологические группы:

- активно-деятельностный тип, отличающийся избирательным отношением личности к различным формам досуга и имеющий четко обозначенный круг досуговых интересов, которые, как правило, направлены на создание духовных ценностей, на преобразование личностных качеств; этот тип отношения молодежи к досугу при определенных сформированных социалъно-педагогических условиях зачастую становится активным субъектом культурно-досуговой деятельности; 216

- молодежь, ориентирующаяся преимущественно на досуг, как время для продолжения работы (учебы); она зачастую переносит свои производственные, учебные, научные занятия в сферу внерабочего времени, вытесняя все другие виды деятельности; эта группа молодежи, как правило, не имеет других досуговых интересов и увлечений, кроме работы, ограничивая себя в общении;

- молодежь, ориентирующаяся на пассивно - потребительские формы досуга (чрезмерное телесмотрение, посещение спортивно-зрелищных мероприятий преимущественно в роли зрителя, посещение кафе и ресторанов) в ущерб духовному общению и участию в социально-значимых видах культурно-досуговой деятельности;

- молодежь, не имеющая сформированных навыков рационального планирования своего досуга и отличающаяся стихийно-хаотичной направленностью досуга и структурой культурно -досуговой деятельности [7, 67].

Характеризуя сущность субъекта культурно - просветительной работы, необходимо отметить, что субъектом культурно-досуговой работы называют лицо или группу лиц (коллективный субъект воспитания), осуществляющих воспитательный процесс в учреждениях культуры и досуга. Характерным признаком субъекта культурно-досуговой деятельности является наличие осознанной воспитательной цели. Поскольку сущность культурно-досуговой работы - самодеятельность и инициатива масс, ее субъектом выступают, прежде всего, сами массы, включенные в эту деятельность.

В самом деле, среди многообразия субъектов культурно-досуговой деятельности молодежь в большей мере испытывает воздействие со стороны своих сверстников, друзей, увлеченных конкретными видами досуговой деятельности.

Таким образом, своеобразие культурно-досуговой среды молодежи состоит в том, что она в значительной мере формируется самой молодежью. Иначе говоря, молодежь является творцом и основным субъектом формирования культурно-досуговой среды, способствующей формированию их материальных и духовных ценностных ориентаций.

Одним из важных объектов регулирующего воздействия в сфере досуга на формирование ценностных ориентаций молодежи является баланс направленности ее интересов и потребностей, мотивов на конкретные объекты культуры и досуга, на культурно-досуговую деятельность. Баланс культурно-досуговых интересов и потребностей способствует психологическому комфорту личности и ее самореализации в социокультурном пространстве.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978.

2. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Человек после работы. Социальные проблемы быта и внерабочего времени. М.: Наука, 1972.

3. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. СПб.: Изд-во СПбГУП, 1996.

4. Каргин А.С., Хренов Н.А. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации // Традиционные формы досуга: история и современность. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993.

5. Смирнов Л.М. Анализ опыта разработки экспериментальных методов изучения ценностей. // Психологический журнал. 1997. № 1. С. 157-168.

6. Соколов А.В., Щербакова И.О. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества// Социологические исследования. 2003. № 1. С.115-123.

7. Суртаев В.Я. Социология молодежного досуга. СПб. - Ростов н/Д.: Гефест, 1998.

8. Титов Б.А. Досуговые объединения как фактор социализации детей, подростков и юношества: авто-реф. дис. ...д-ра пед. наук. СПб., 1994.

9. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление. Л.: Изд-во Ленинград. гос. ун-та, 1991.

10 Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс -Академия», 1992.

11. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М.: Наука, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.