Научная статья на тему 'Постмодернизм как философия Интернета'

Постмодернизм как философия Интернета Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
610
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Маланов А.В., Виноградова А.И.

Раскрывается постмодернизм как философия Интернета, подчеркивающий разнообразие индивидуальных и социальных форм, плюрализм и открытую демократию, ставящий акцент на автономии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постмодернизм как философия Интернета»

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

тельной оценке возможностей их включения в общую символическую систему культуры. Это означает, что из общего объема информации уже выделены отдельные элементы, произведена их оценка, и настало время их систематизации и инкорпорирования в ранее сложившуюся систему. При этом сама система, безусловно, уже не может оставаться такой, как она была прежде. Это обстоятельство заставляет говорить об информационной безопасности в культуре. Следовательно, обеспечение «чистоты» информационных потоков не может быть ограничено рамками деятельности отдельных учреждений. Общество должно стремиться к такому протеканию информационных процессов, при котором все достоверные знания, весь накопленный человечеством опыт будет доступен, востребован, пополняем и обновляем.

Следовательно, моделирование информационных угроз в сфере культуры и, в частности, сохранения культурного наследия, представляет собой важнейшее

направление обеспечения информационной безопасности, как составной части обеспечения национальной безопасности государства.

Библиографические ссылки

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. М. : Ось-89, 2004. 48 с.

2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 17.12.1997 г.

3. Хитарова И. Ю. Философско-культурологи-ческий анализ информационной безопасности культурного наследия : автореф. дис. ... канд. культурологи. СПб., 2008.

4. Ерохин С.В. Проблема подлинности произведений цифрового изобразительного искусства // Вестник ТГУ. 2008. № 10 (66). С. 159-165.

© Король Н. А., 2012

УДК 168.522

А. В. Маланов Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ ИНТЕРНЕТА

Раскрывается постмодернизм как философия Интернета, подчеркивающий разнообразие индивидуальных и социальных форм, плюрализм и открытую демократию, ставящий акцент на автономии.

Термин «постмодернизм» изначально зародился как направление в живописи, а затем распространился на всю культуру и стал ассоциироваться с критикой универсального знания, фундаментализма [6]. Наиболее существенными характеристиками постмодернизма являются стирание всяческих границ между искусством и повседневной жизнью, элитной и поп-культурами, эклектика и смешение стилей. Постмодернизм предполагает сочетание несочетаемого. О постмодернизме в науке можно говорить, когда мы имеем дело с чем-то, образующимся за счет парадоксального соединения несоединимого. Постмодернизм отличает многозначность, плюрализм, сомнение, отстраненность, ирония, коллажность, трансформация реальности в образ, рефлексия, цитирование и самоцитирование, случайность и амбивалентность, стремление к разрушению порядка. Отсюда проблема утраты реальности, которая формулируется как «гибель реального» или «царство симулякров».

«Реальность не просто отчуждается, овеществляется или обессмысливается - она исчезает, а вместе с ней исчезает и общий субстрат человеческого опыта, заменяясь множеством знаково произвольных и относительных картин мира. Каждая раса, культура, пол, возраст, местность, индивид создают свою «реальность» - само это слово в современных гуманитарных науках редко употребляется без кавычек. Отчуждение реальности от человека и, далее, исчезновение самой реальности - ступени одного поступательного процесса, в котором сумма всей информации, выработанной

человечеством, делается все менее доступна отдельному индивиду» [2].

Интернет с его виртуальной жизнью как нельзя лучше соответствует этим представлениям. Интернет называют «миром, управляемым мышами, ошибками, возможностями» [1]. С этой точки зрения философией Интернета может быть только постмодернизм, подчеркивающий разнообразие индивидуальных и социальных форм, плюрализм и открытую демократию, ставящий акцент на автономии.

С другой стороны, диспропорция между человеком, чьи возможности биологически ограничены, и человечеством, которое благодаря Интернету практически не ограничено в своей информационной экспансии, приводит к постмодерновой «чувствительности» - как бы безучастной, притупленной по отношению ко всему происходящему. Постмодерновый индивид всему открыт, но воспринимает все на уровне легких и быстрых касаний, как цитату, как условность, за которой нельзя отыскать никаких истоков, начал, происхождения [2].

О влиянии новых средств коммуникации на общество писали многие авторы. Еще в 1978 году С. Хилтц и М. Турофф [3] в своей книге «Нация сети» (содержащей ряд удивительно точных предсказаний) указывали, что компьютерные коммуникации могут быть использованы как во благо, так и во зло. Авторы, впрочем, выражали надежду, что эти средства будут способствовать социальному прогрессу, позволят людям открыто говорить о своих идеях и воспринимать чужие.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Марк Постер отмечает, что многие специалисты социальных наук видели в электронных коммуникациях средство гигантских социальных трансформаций. Согласно Постеру, наряду с «розовыми» надеждами на улучшение качества жизни в обществе появились «серые» опасения растущей изоляции людей и усиления их зависимости от средств глобальной коммуникации [5].

В компьютеризированном постмодернистском обществе технологические трансформации оказывают существенное влияние на знания. В контексте всеобщих изменений природа знаний не может сохраниться в прежнем состоянии. А вместе с природой знаний меняется и их статус. Жан-Франсуа Лиотар писал в своем «Состоянии постмодерна»: «Старый принцип, по которому получение знания неотделимо от формирования (Bildung) разума и даже от самой личности, устаревает и будет выходить из употребления. <...> Знание производится и будет производиться для того, чтобы быть проданным, оно потребляется и будет потребляться, чтобы обрести стоимость в новом продукте, и в обоих этих случаях, чтобы быть обмененным. Оно перестает быть самоцелью и теряет свою „потребительскую стоимость"» [4].

Один из наиболее известных философов-постмодернистов Мишель Фуко полагал, что власть не есть результат объединения производителей или владельцев средств производства. Он считал, что скорее следует говорить о сетях взаимодействия между знанием и властью («могу-знаю»). С его точки зрения, сложные разнообразные властные отношения охватывают все стороны нашей социальной, культурной и политической жизни, вовлекают все противоречивые мнения. Таким образом, в эпоху компьютеризации вопрос знания (информации) становится наиболее важным для власти. Знания становятся важнейшим фактором в борьбе за власть. Власть и знания - это

две стороны одного и того же вопроса: кто знает, что есть знание, и кто знает, что нужно, чтобы принять решение?

С другой стороны, расширение пропускной способности Интернета, который становится для многих средством общения, может улучшить социальное и культурное развитие. Люди имеют возможность использовать Интернет как средство художественного самовыражения, размещая на своих вебстраницах семейные фотоальбомы, устраивая персональные художественные и фотовыставки (даже с элементами анимации), организуя музейные экспозиции, кинопросмотры, интерактивные спектакли. Взаимопроникновение живописи, музыки, литературы в Интернете может породить и новые формы искусства.

Библиографические ссылки

1. Андреев А. Интернет № 13. Муший шум. 2000 [Электронный ресурс]. 15.02.2012. URL: http://inter. net.ru:8100/old/13/11.html.

2. Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна [Электронный ресурс]. 08.02.2012. URL: http://philosophy.ru/library/epstein/epsht.html. 1998.

3. Hiltz S. R. &TuroffM.The network nation: Human communication via computer. Reading: Addison-Wesley. 1978.

4. Lyotard J.-F. The postmodern condition: A report on knowledge, Manchester: Manchester University Press. 1984 (Русский перевод [Электронный ресурс]. URL: www.kulichki.ru/moshkow/CULTURE/LIOTAR/liotar.txt.

5. Poster M. Critical theory andpoststructuralism: In search of a context. Ithaca: Cornell. 1989.

6. Sarup M. An Introductory guide to post-structuralism and postmodernism. 2 ed. Athens: The University of Georgia Press. 1993.

© Маланов А. В., 2012

УДК 168.522

А. В. Милов Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТАРООБРЯДЧЕСТВО КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СИБИРИ

Феномен старообрядчества существует в России уже более трехсот лет. Старообрядчество оказало огромное влияние на развитие Сибири в различных областях. Целью исследования является изучение быта и нравов старообрядцев Сибири.

Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью. Приход патриарха Никона к управлению русской православной церковью, вызвал широкое недовольство народа. В результате возникло движение сторонников старой веры, родоначальниками которого были провинциальные ревнители благо-

честия, большинство состояло из посадских людей и крестьян.

В Сибири проживает достаточно большой процент старообрядцев, в журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. На территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районе Обь - Енисейского канала [1]. Старообрядческое население проживает в компактных поселениях. В старообрядческой среде,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.