Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
УДК 18:7.01
Н. А. Король Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Ситуация с влиянием информационной среды на культурное наследие не очевидна и потому не вызывает острого социального беспокойства, хотя - это экология человека: от качества информационной среды зависит качество нашей жизни и качество нашего будущего. Речь в данном случае идет не о чувстве комфорта и удовольствия, а о культурных ориентирах и, следовательно, судьбах подрастающего поколения и об информационной безопасности каждого из нас.
Глобальный процесс информатизации, наряду со своей положительной стороной - аккумуляцией различного рода информации и обеспечением многоканального доступа к ней, может иметь и отрицательные последствия. Подвергаясь неконтролируемому информационному воздействию, объекты социокультурной сферы могут утрачивать значительную часть своей достоверности, что влечет за собой потерю значимых фрагментов оригинального культурно-исторического опыта человечества. Таким образом, реактивность и глобальность процесса информатизации социума и культуры выводят на первый план вопрос об информационной безопасности духовной сферы, обеспечении целостности, достоверности и доступности культурно-исторической информации в современном обществе [3]. Задача данной статьи исследовать место и роль культурных институтов, обеспечивающих сохранение культурного наследия, в качестве субъектов информационной безопасности.
Словосочетание информационная безопасность (ИБ) в разных контекстах может иметь различный смысл. В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации термин информационная безопасность используется в широком смысле. Имеется в виду состояние защищенности национальных интересов в информационной сфере, определяемых совокупностью сбалансированных интересов: личности, общества и государства [1, 2].
Несмотря на огромный интерес к проблеме информационной безопасности, ее изучение имеет преимущественно технико-прикладной характер и ориентировано на решение конкретных научно-технических задач. Соответственно этому специфика сферы культуры требует своего, особого подхода к изучению данной проблемы.
Духовная жизнь современного общества подвергается огромному количеству внутренних и внешних угроз, нередко провоцирующих разрушение нравственных идеалов, культурных традиций, патриотизма, духовного единства и многого другого. Духовные знания стали объемней и доступней, но значительно осложнился их отбор, восприятие и осмысление.
Соответственно тому, как актуализируется в обществе потребность в достоверной культурно-исторической информации, возрастает значение социальных институтов, которые в силу своей природы ориентированы на работу с ней потребность в сохранении и приумножении достоверной информации
была осознана человечеством еще в древности. С этой целью создавались учреждения, целенаправленно занимающиеся работой со значимыми с информационной точки зрения, предметами - музеи, библиотеки и архивы. В них знания становились основой для выявления новых природных и общественных закономерностей, базой научного и социального прогресса человечества. Информационные технологии возникли как средство разрешения противоречия между накапливающимися во все возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой. Отсюда и двоякая роль информационных технологий: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой - это средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии.
Учитывая, что сущность объекта обнаруживается через его свойства, можно говорить о безопасности связанных с информацией свойств объекта. Рассматривая возможные виды нарушения процесса информационного обмена, можно увидеть, как именно нарушается функционирование устоявшейся системы оценки - анализа - систематизации информации. Процессы отбора информации разрушаются, выводя на первый план зачастую доброкачественную, но обладающую внешней привлекательностью информацию (появление большого количества вторичной информации). Цифровые технологии совершили революцию в области технической репродукции произведений искусства, в связи с чем возникла проблема сохранения подлинности произведений искусства. Появились цифровая музыка, изобразительное искусство, литература, и оказалось, что художественную ценность представляют не объектные формы произведения, а информационные, а произведения цифрового искусства в цифровом формате всегда являются подлинными, чего невозможно сказать об оцифрованном произведении искусства. В цифровой репродукции материальный возраст неуловим, а следовательно, подвергаются нарушению как историческая ценность, так и авторитет вещи. В случае ручного копирования подлинность сохраняет свой авторитет, в случае технического репродуцирования этого не происходит [4].
С точки зрения семиотики можно говорить об этапе формирования новых символов и предвари-
Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»
тельной оценке возможностей их включения в общую символическую систему культуры. Это означает, что из общего объема информации уже выделены отдельные элементы, произведена их оценка, и настало время их систематизации и инкорпорирования в ранее сложившуюся систему. При этом сама система, безусловно, уже не может оставаться такой, как она была прежде. Это обстоятельство заставляет говорить об информационной безопасности в культуре. Следовательно, обеспечение «чистоты» информационных потоков не может быть ограничено рамками деятельности отдельных учреждений. Общество должно стремиться к такому протеканию информационных процессов, при котором все достоверные знания, весь накопленный человечеством опыт будет доступен, востребован, пополняем и обновляем.
Следовательно, моделирование информационных угроз в сфере культуры и, в частности, сохранения культурного наследия, представляет собой важнейшее
направление обеспечения информационной безопасности, как составной части обеспечения национальной безопасности государства.
Библиографические ссылки
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. М. : Ось-89, 2004. 48 с.
2. Концепция национальной безопасности Российской Федерации от 17.12.1997 г.
3. Хитарова И. Ю. Философско-культурологи-ческий анализ информационной безопасности культурного наследия : автореф. дис. ... канд. культурологи. СПб., 2008.
4. Ерохин С.В. Проблема подлинности произведений цифрового изобразительного искусства // Вестник ТГУ. 2008. № 10 (66). С. 159-165.
© Король Н. А., 2012
УДК 168.522
А. В. Маланов Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПОСТМОДЕРНИЗМ КАК ФИЛОСОФИЯ ИНТЕРНЕТА
Раскрывается постмодернизм как философия Интернета, подчеркивающий разнообразие индивидуальных и социальных форм, плюрализм и открытую демократию, ставящий акцент на автономии.
Термин «постмодернизм» изначально зародился как направление в живописи, а затем распространился на всю культуру и стал ассоциироваться с критикой универсального знания, фундаментализма [6]. Наиболее существенными характеристиками постмодернизма являются стирание всяческих границ между искусством и повседневной жизнью, элитной и поп-культурами, эклектика и смешение стилей. Постмодернизм предполагает сочетание несочетаемого. О постмодернизме в науке можно говорить, когда мы имеем дело с чем-то, образующимся за счет парадоксального соединения несоединимого. Постмодернизм отличает многозначность, плюрализм, сомнение, отстраненность, ирония, коллажность, трансформация реальности в образ, рефлексия, цитирование и самоцитирование, случайность и амбивалентность, стремление к разрушению порядка. Отсюда проблема утраты реальности, которая формулируется как «гибель реального» или «царство симулякров».
«Реальность не просто отчуждается, овеществляется или обессмысливается - она исчезает, а вместе с ней исчезает и общий субстрат человеческого опыта, заменяясь множеством знаково произвольных и относительных картин мира. Каждая раса, культура, пол, возраст, местность, индивид создают свою «реальность» - само это слово в современных гуманитарных науках редко употребляется без кавычек. Отчуждение реальности от человека и, далее, исчезновение самой реальности - ступени одного поступательного процесса, в котором сумма всей информации, выработанной
человечеством, делается все менее доступна отдельному индивиду» [2].
Интернет с его виртуальной жизнью как нельзя лучше соответствует этим представлениям. Интернет называют «миром, управляемым мышами, ошибками, возможностями» [1]. С этой точки зрения философией Интернета может быть только постмодернизм, подчеркивающий разнообразие индивидуальных и социальных форм, плюрализм и открытую демократию, ставящий акцент на автономии.
С другой стороны, диспропорция между человеком, чьи возможности биологически ограничены, и человечеством, которое благодаря Интернету практически не ограничено в своей информационной экспансии, приводит к постмодерновой «чувствительности» - как бы безучастной, притупленной по отношению ко всему происходящему. Постмодерновый индивид всему открыт, но воспринимает все на уровне легких и быстрых касаний, как цитату, как условность, за которой нельзя отыскать никаких истоков, начал, происхождения [2].
О влиянии новых средств коммуникации на общество писали многие авторы. Еще в 1978 году С. Хилтц и М. Турофф [3] в своей книге «Нация сети» (содержащей ряд удивительно точных предсказаний) указывали, что компьютерные коммуникации могут быть использованы как во благо, так и во зло. Авторы, впрочем, выражали надежду, что эти средства будут способствовать социальному прогрессу, позволят людям открыто говорить о своих идеях и воспринимать чужие.