Научная статья на тему 'Старообрядчество как культурный феномен Сибири'

Старообрядчество как культурный феномен Сибири Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
470
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Милов А.В., Виноградова А.И.

Феномен старообрядчества существует в России уже более трехсот лет. Старообрядчество оказало огромное влияние на развитие Сибири в различных областях. Целью исследования является изучение быта и нравов старообрядцев Сибири.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Старообрядчество как культурный феномен Сибири»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Марк Постер отмечает, что многие специалисты социальных наук видели в электронных коммуникациях средство гигантских социальных трансформаций. Согласно Постеру, наряду с «розовыми» надеждами на улучшение качества жизни в обществе появились «серые» опасения растущей изоляции людей и усиления их зависимости от средств глобальной коммуникации [5].

В компьютеризированном постмодернистском обществе технологические трансформации оказывают существенное влияние на знания. В контексте всеобщих изменений природа знаний не может сохраниться в прежнем состоянии. А вместе с природой знаний меняется и их статус. Жан-Франсуа Лиотар писал в своем «Состоянии постмодерна»: «Старый принцип, по которому получение знания неотделимо от формирования (Bildung) разума и даже от самой личности, устаревает и будет выходить из употребления. <...> Знание производится и будет производиться для того, чтобы быть проданным, оно потребляется и будет потребляться, чтобы обрести стоимость в новом продукте, и в обоих этих случаях, чтобы быть обмененным. Оно перестает быть самоцелью и теряет свою „потребительскую стоимость"» [4].

Один из наиболее известных философов-постмодернистов Мишель Фуко полагал, что власть не есть результат объединения производителей или владельцев средств производства. Он считал, что скорее следует говорить о сетях взаимодействия между знанием и властью («могу-знаю»). С его точки зрения, сложные разнообразные властные отношения охватывают все стороны нашей социальной, культурной и политической жизни, вовлекают все противоречивые мнения. Таким образом, в эпоху компьютеризации вопрос знания (информации) становится наиболее важным для власти. Знания становятся важнейшим фактором в борьбе за власть. Власть и знания - это

две стороны одного и того же вопроса: кто знает, что есть знание, и кто знает, что нужно, чтобы принять решение?

С другой стороны, расширение пропускной способности Интернета, который становится для многих средством общения, может улучшить социальное и культурное развитие. Люди имеют возможность использовать Интернет как средство художественного самовыражения, размещая на своих вебстраницах семейные фотоальбомы, устраивая персональные художественные и фотовыставки (даже с элементами анимации), организуя музейные экспозиции, кинопросмотры, интерактивные спектакли. Взаимопроникновение живописи, музыки, литературы в Интернете может породить и новые формы искусства.

Библиографические ссылки

1. Андреев А. Интернет № 13. Муший шум. 2000 [Электронный ресурс]. 15.02.2012. URL: http://inter. net.ru:8100/old/13/11.html.

2. Эпштейн М. Информационный взрыв и травма постмодерна [Электронный ресурс]. 08.02.2012. URL: http://philosophy.ru/library/epstein/epsht.html. 1998.

3. Hiltz S. R. &TuroffM.The network nation: Human communication via computer. Reading: Addison-Wesley. 1978.

4. Lyotard J.-F. The postmodern condition: A report on knowledge, Manchester: Manchester University Press. 1984 (Русский перевод [Электронный ресурс]. URL: www.kulichki.ru/moshkow/CULTURE/LIOTAR/liotar.txt.

5. Poster M. Critical theory andpoststructuralism: In search of a context. Ithaca: Cornell. 1989.

6. Sarup M. An Introductory guide to post-structuralism and postmodernism. 2 ed. Athens: The University of Georgia Press. 1993.

© Маланов А. В., 2012

УДК 168.522

А. В. Милов Научный руководитель - А. И. Виноградова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТАРООБРЯДЧЕСТВО КАК КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН СИБИРИ

Феномен старообрядчества существует в России уже более трехсот лет. Старообрядчество оказало огромное влияние на развитие Сибири в различных областях. Целью исследования является изучение быта и нравов старообрядцев Сибири.

Старообрядчество — совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-1660-х гг. патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью. Приход патриарха Никона к управлению русской православной церковью, вызвал широкое недовольство народа. В результате возникло движение сторонников старой веры, родоначальниками которого были провинциальные ревнители благо-

честия, большинство состояло из посадских людей и крестьян.

В Сибири проживает достаточно большой процент старообрядцев, в журнале «Церковь» за 1908 год приведены данные о том, что 1/3 часть населения Сибири имеет старообрядческие корни. На территории Красноярского края проживают старообрядцы разных согласий, есть места компактного проживания на Ангаре, в южных районах края, в районе Обь - Енисейского канала [1]. Старообрядческое население проживает в компактных поселениях. В старообрядческой среде,

Секция «Фундаментальные и прикладные проблемы гуманитарных наук»

как ни в какой другой, сохранились исконно русские национальные традиции. Это касается как образа жизни, обычаев, укладов, так и способов ведения хозяйства, строений. Основное направление в хозяйстве - земледельческо-промысловое. Быт старообрядцев тесно связан с их образом жизни. Основную часть своего времени они отдают хозяйству, чтобы прокормить себя, но также свято чтут свою веру и относятся к труду как к высшему предназначению человека. У старообрядцев сохранилась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи [2].

Старообрядчество заложило основы сибирской культуры и определило ее специфические черты. Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность, сыграли важную роль в развитии земледелия, торговли и промышленности в Сибири. Старообрядчество расшевелило народные массы и в нравственном отношении [1].

Старообрядчество, как культурный феномен оказало огромное влияние на развитие Сибири в различных областях. В наше время роль старообрядчества становится все менее заметной, однако до сих пор существуют старообрядческие общины. Кроме того существует крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами - Русская Православная Старообрядческая Церковь, насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра - в Москве и Браиле, Румыния.

Библиографические ссылки

1. Сибирь. Мир староверов [Электронный ресурс]. 29.02.2012. URL: http://www.memorial.krsk.ru/ work/konkurs/5/Alyasevo.html.

2. Мельников Ф. Е. Краткая история старообрядческой церкви. Барнаул : Изд-во БГПУ, 1999. 557 с.

© Милов А. В., 2012

УДК 004.9

К. Л. Непомнящий Научный руководитель - А. Н. Городищева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

СТАНДАРТЫ ЦИФРОВОГО АУДИОВИЗУАЛЬНОГО АРХИВИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

Цифровые аудиовизуальные документы не менее, а в некоторых условиях и более важны, чем другие виды документов или артефактов. Поэтому для составления стандарта по цифровому архивированию должны соблюдаться требования к понятию «культурное наследие», разработанные в библиотечном деле, архивистке, документоведении, информатике, музееведении, искусствоведении.

Желание защитить память сосуществует с желанием уничтожить ее. Существует убеждение, что «никто и никакая сила не может уничтожить память», однако история показала, в особенности за последнюю сотню лет, что она поддается искажению и управлению, и что ее носители уязвимы, в том числе и преднамеренному разрушению. Как считают участники международного проекта MINERVA EC (Ministerial NEtwoRk for Valorising Activities in digitization) в рамках программы eContentplus - Поддержка Европейской Цифровой Библиотеки, связано это с тем, что оцифровка культурного наследия осуществляется в самых разнообразных стандартах [2]. Поэтому очень важно иметь сведения о тех стандартах, которые используют музеи, библиотеки, картинные галереи и как они соотносятся с принятыми нормами и правилами сохранения культурного наследия.

Концепции сбора материалов библиотек, архивов и музеев имеют глубокие корни, поскольку накопление и передача памяти от одного поколения к другому лежит в основе человеческого общества. ХХ век сформировал новую, технологическую форму памяти - регистрацию звука и движущихся изображений. Сегодняшние пользователи Интернета хотят прочитать текст, посмотреть изображение, услышать звук и

посмотреть видео, относящиеся к интересующему их вопросу, в одном информационном пространстве. В основном они смотрят то, что присутствует в социальных сетях, и очень мало обращаются порталам культурного наследия. Можно предположить, что связано это с тем, что представленные на них материалы - это цифровые копии артефактов культуры, которые не всегда соответствуют оригиналу. Поэтому выработка стандартов для оцифровки и представления данных о культурном наследии актуальная проблема развития культуры.

В России всё начиналось с нуля, с создания формата представления данных. Первым опытом было создание Сводного каталога библиотек России и создание российского национального библиотечного каталога. С этого проекта начались эксперименты по использованию различных видео и аудио форматов для оцифровки и сохранения культурного наследия, в связи с чем проявилась проблема формирования собственной политики, правил и процедур аудиовизуального архивирования.

Аудиовизуальное архивирование подпадает под стандартные определения профессий сбора информации и Программ, Рекомендаций и Соглашений ЮНЕСКО, которые касаются защиты и доступа к докумен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.