Научная статья на тему 'Политика как явление культуры'

Политика как явление культуры Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1815
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВО / ВЛАСТЬ / ИДЕОЛОГИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ЛЕГИТИМНОСТЬ / POLITICS / CULTURE / GOVERNMENT / POWER / IDEOLOGY / PHILOSOPHY / LEGITIMACY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дьяченко Ю. В.

В статье раскрывается специфика политики как особой сферы жизни общества, определяются ее специальные категории и понятия, а также выявляется тесная взаимосвязь политики с культурой. При помощи сравнительного метода и контент-анализа изучаются два основных понятия: «культура политики» и «политическая культура», отмечаются их взаимодействие и взаимозависимость. Результатом исследования является определение значения культуры для мира политики. Данная статья может быть использована для изучения современных проблем теории политической культуры, культурологи, политологии в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLITICS AS A CULTURAL PHENOMENON

The paper reveals the specifics of politics as a sphere of public life, defines its special categories and concepts as well as reveals a close relationship between politics and culture. With the help of comparative method and content analysis two key concepts "culture of politics" and "political culture" are examined, their interaction and interdependence are observed. The result of the work brings a definition of the importance of culture to the world of politics. The paper can be used for studying contemporary problems of political culture, cultural studies, and political science as a whole.

Текст научной работы на тему «Политика как явление культуры»

позитивные качества идеалов как советской, так и дореволюционной России, не отрицая при этом все нравственно ценное, накопленное другими культурами. Но главное - этот идеал должен быть надрасовым, надэт-ническим и надконфессиональным, способным объединить весь российский народ. Если такой идеал будет сформирован, то во многом будут преодолены негатив -ные последствия маргинализации российского общества. Поэтому проблема его формирования должна стать одним из приоритетных предметов научных ис -следований и дискуссий.

Система образования должна, во-первых, гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениям в обществе и в то же время быть по возможности стабильной в своей педагогической сути, во-вторых, быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций. При реформировании системы образования следует большое внимание уделять не только функции, направленной на систематическое обучение членов

общества, на овладение ими определенных профессиональных знаний, но и функции воспитания, ориентирующей на адекватные современной эпохе идейнонравственные ценности и культурные идеалы, соответствующие им нравственные нормы поведения, содержание которых в конечном счете и определяет социально-экономическое и политическое состояние общества, уровень его материально-технического развития и благосостояния.

1. Лихачев Д.С. Русская культура. М., 2000.

2. Седова Н.Н. Оптимисты и пессимисты, надежды и опасения // Мониторинг общественного мнения. 2010. № 1 (95). С. 135 - 154.

3. Федотова В.Г. Новые тенденции в понимании модернизации // Новые исследования Тувы. 2011. № 1. С. 24 - 32.

4. Фрейд З. Будущее одной иллюзии // Неудовлетворенность культурой. М., 1990.

5. Юнг К-Г. О психологии восточных религий и философий. М., 1994.

УДК 32.001 Ю.В. Дьяченко

ПОЛИТИКА КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

В статье раскрывается специфика политики как особой сферы жизни общества, определяются ее специальные категории и понятия, а также выявляется тесная взаимосвязь политики с культурой. При помощи сравнительного метода и контент-анализа изучаются два основных понятия: «культура политики» и «политическая культура», - отмечаются их взаимодействие и взаимозависимость. Результатом исследования является определение значения культуры для мира политики. Данная статья может быть использована для изучения современных проблем теории политической культуры, культурологи, политологии в целом.

Ключевые слова: политика, культура, государство, власть, идеология, мировоззрение, легитимность.

Yu.V. Diachenko

POLITICS AS A CULTURAL PHENOMENON

The paper reveals the specifics of politics as a sphere of public life, defines its special categories and concepts as well as reveals a close relationship between politics and culture. With the help of comparative method and content analysis two key concepts "culture of politics" and "political culture" are examined, their interaction and interdependence are observed. The result of the work brings a definition of the importance of culture to the world of politics.

The paper can be used for studying contemporary problems of political culture, cultural studies, and political science as a whole.

Key words: politics, culture, government, power, ideology, philosophy, legitimacy.

В повседневной жизни культуру обычно связывают с искусством, образованием и воспитанием, просветительской деятельностью. Культура также подразумевает степень овладения тем или иным видом деятельности. В этом смысле выделяют культуру труда, профессиональную и бытовую культуру, культуру общения, куль -туру речи и мышления. Различают также высокую и низкую, элитарную и массовую культуру Наконец, общности людей отличаются своеобразием национальных, этнических культур.

Современная общественная жизнь является результатом взаимодействия нескольких сфер (эконо -мической, духовной, социальной и др.), каждая из которых также имеет свою культуру. Одно из таких направлений жизни общества - политика - представля-

ет собой многообразное, сложное, очень изменчивое культурное явление, которое довольно трудно рассматривать с помощью строгой схематизации. Политика - это особая сфера жизнедеятельности людей, связанная с властными отношениями, государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. Она охватывает различные политические институты и процессы, механизмы правления в рамках различных государственно-правовых систем, отношения людей с институтами власти, механизмы обеспечения единства и функционирования политической системы, необходимые для утверждения и со-

хранения порядка и реализации других жизненно важных целей.

Политические явления существовали еще в древности и пронизывали все сферы жизни античного общества. Однако политика не выделялась из целого комплекса общественных явлений. Постепенно с усложнением социального состава и структуры общества, по мере углубления социальной дифференциации была осознана необходимость выделения и более глубокого исследования политических проблем. Вычленение мира политического в качестве самостоятельной подсистемы произошло значительно позже в процессе формирования капиталистической системы. В XVIII -XIX вв. произошло окончательное разграничение трех основных сфер общественной жизни - экономической, политической и социальной. Именно в этот период начинают говорить о политике как самостоятельной подсистеме, отграниченной от остальных направлений жизни общества. Впервые политику как особую сферу деятельности людей выделил Н. Макиавелли. Важные исследования в этой области провели Т. Гоббс, Дж. Локк и др. Постепенно понятие углублялось и дополнялось по мере усложнения структуры самого общества, и на сегодняшний день существует огромное количество разнообразных трактовок, типологий и классификаций данного явления.

Понимание мира политики возможно при условии определения границ между ним и другими подсистемами человеческого бытия. Как полагал немецкий философ К. Шмит, политическое имеет свои собственные критерии, «начинающие своеобразно действовать в противоположность различным, относительно самостоятельным предметным областям человеческого мышления и действования, в особенности в противоположность моральному, эстетическому, экономическому» [3, с. 41].

Необходимо определить специфические категории и понятия, характеризующие политическую сторону жизни общества. Центральными и основополагающими в этом смысле являются понятия «государство» и «власть», поскольку именно они помогают понять сущность и предназначение политики, политических институтов и всего мира политического. Значительная часть существующих определений базируется именно на этих двух категориях. Понятия «государство» и «власть» не равнозначны: власть намного старше государства, ибо «не было и не будет государства безвластного » (те. анархического), но на протяжении всей первобытной истории эта власть функционировала как негосударственное и дополитическое общественное самоуправление. С возникновением государства как такового появляется уже другая власть, при которой интересы управляющих и управляемых далеко не всегда и не во всем совпадают. Вместе с тем большая часть определений построена именно на отождествлении данных категорий, что, по мнению ряда исследователей (в частности, К. Шмита), не совсем правильно . Такие формулировки категории политического нуждаются в существенной корректировке. Например, в государстве обязательно присутствует политика, однако же политика может осуществляться даже там, где нет государства. Соответственно, делает вывод К. Шмит, понятие «государство» уже, чем «политика», и отождествлять их нельзя.

Часть авторов при определении политического опираются, прежде всего, на категорию власти. Как считал, например, американский политолог Дж. Кетлин, «политическая наука становится равнозначной исследованию власти в обществе, то есть превращается в науку о власти. Это наука о действительной воле к власти и ее рациональной координации в обществе» [2, с. 94]. Он характеризует политическую науку как дисциплину, призванную исследовать процессы формирования и распределения власти. Этот подход подчеркивает динамический характер политики и обращает внимание на тот факт, что принципы, определяющие форму и поведение государства, сродни принципам, на основе которых действуют другие институты (церковь, корпорации, профсоюзы, университеты и т.д.).

Понятия «государство» и «власть» не исключают, а, наоборот, дополняют друг друга, поскольку в обоих случаях речь идет о двух важных аспектах одного и того же феномена. Один из них акцентирует внимание на организации и системе, другой - на процессе и результате. В первом случае (если ключевая категория - «государство») из определения исключится политика в догосу-дарственных обществах, при этом внимание будет сосредоточено больше на форме и легализации, чем на авторитете и легитимности. В другом случае (если ключевая категория - «власть») четко не определяется субъект власти, поэтому под определение могут подходить все организованные группы, такие как, например, семья, церковь, профсоюзы и т.д. Органическое сочетание, единство этих двух аспектов выражается в том, что государство - главный субъект политической власти и властных отношений.

Государство представляет собой все общество в совокупности, им и от его имени принимаются все без исключения властные решения, касающиеся всех членов общества и обязательные для выполнения. Это основная форма политической интеграции общества на строго ограниченной географической территории, под -чиненной определенному виду политического господства. Оно является носителем власти, юрисдикция которой распространяется на всех членов общества и на всю территорию страны. В каждой стране существуют свои особые механизмы взаимодействия государства, власти и общества в области политики. Иными словами речь идет о культуре политики в данной стране. Она отражает, как и с помощью чего осуществляется политическая власть в государстве.

Политические реалии невозможно понять без изучения системы общения, средств и механизмов политической коммуникации, которые в одинаковой степени связаны как со сферой общественного сознания, социокультурной и политико-культурной сферами, так и с миром политического.

В политической сфере немаловажное место за -нимают идеология и мировоззрение. Для того чтобы изучить внутреннюю сущность и границы политического, важно исследовать его с помощью политической философии, психологии, этики, различных идейно-политических течений и т.д., обеспечивающих его духовную и культурную целостность. Рассмотрение политической сферы через призму культуры дает возможность увидеть внутренние морально-этические особенности осуществления государственной власти. Культурная деятельность выступает своего рода спо-

собом освоения и подчинения человеку политической реальности.

Устойчивость и жизнеспособность любой социально-политической системы или структуры зависят от готовности ее субъектов жить в соответствии с определенными законами и политическими нормами, что говорит об уровне политической культуры всего населения, которая способствует определению степени признания гражданами законности или легитимности этой системы. Политическая легитимность - это признание большинством членов общества правомерности господства власти, действующей в данный конкретный период политического режима. Такое признание возможно обеспечить добровольным участием большинства в политическом сообществе и невозможно - насильственными средствами, по принуждению. Кроме того, политическое имеет своим основанием и целью взаимосвязь социальных групп, институтов, частных и публичных сфер деятельности людей, что осуществляется с помощью культуры.

Политика выполняет комплекс функций, среди которых «выявление смысла существования данной общности; определение общих интересов всех субъектов политики, т.е. участников данной общности; выработка приемлемых для всех субъектов правил поведения; распределение функций и ролей между субъектами

или выработка правил, по которым субъекты самостоятельно распределяют роли и политические функции; наконец, создание общепонятного для всех субъектов языка (вербального и символического), способного обеспечить эффективное взаимодействие и взаимопонимание между всеми участниками данного сообщества» [1, с. 285]. Здесь речь идет об условиях, формах и рамках существования и функционирования, без которых ни одна, в том числе и политическая, система не способна выжить. Именно с этой точки зрения политическое имеет культурное измерение.

Культура в мире политики позволяет сделать изменение политической реальности и ее адаптацию к окружающему наиболее простыми и вместе с тем глубокими. Культура политики определяет основные механизмы осуществления власти в государстве; политическая культура, в свою очередь, выявляет уровень восприятия и оценки этой власти населением, в результате чего формируются господствующие в обществе нормы и правила. Культура «одушевляет» весь комплекс внутригосударственных отношений, что позволяет говорить о тесной взаимосвязи политики и культуры.

1. Гаджиев К.С. Политическая наука. М., 2004.

2. Кетлин Дж. Наука и метод политики. Л., 1927.

3. Шмит К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1.

УДК 005.521:32 ЕЛ. Кузьмина

СПЕЦИФИКА КОММУНИКАТИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВИЗУАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Статья посвящена анализу каналов политической коммуникации в электоральный период. Рассмотрены сущность и специфика визуальной политической рекламы, проанализировано ее воздействие на избирателя в Саратовской области в электоральные периоды 2007 - 2008 гг и 2011 г При исследовании использовались методы контент-анализа, дискурс-анализа, компаративистики. Особое внимание уделяется листовке как основному коммуникативно -агитационному средству во время избирательной кампании. Полученные выводы об эффективности визуальной политической рекламы можно использовать при составлении агитационных материалов.

Ключевые слова: коммуникация, модель, политическая коммуникация, визуальная политическая реклама, канал, эффективность, электоральный период.

Е.А. Kuzmina

SPECIAL FEATURES OF COMMUNICATIVE IMPACT OF POLITICAL ADVERTISING: REGIONAL ASPECT

The paper is devoted to the analysis of channels of political communications during electoral period. The essence and specificity of visual political advertizing are considered. The paper offers an analysis of its impact on the electorate in the Saratov region during the electoral periods 2007 - 2008 and 2011. The content-analysis, discourse-analysis and comparative analysis methods were used in the research. Special attention is given to the use of leaflets as the main means of propaganda during election campaign. The results and findings can be used for creating propaganda materials.

Key words: communication, model, political communication, visual political advertizing, channel, efficiency, electoral period.

Формой политической коммуникации в условиях пы, имеющее целью преподнести «в крайне доступной,

предвыборной кампании является политическая рек- эмоциональной, лаконичной, оригинальной, легко за-

лама - адресное воздействие на электоральные груп- поминающейся форме суть политической платформы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.