Научная статья на тему 'Поликультурное развитие личности в условиях гетерогенного общества'

Поликультурное развитие личности в условиях гетерогенного общества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
991
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
гетерогенное и поликультурное общество / мультикультурализм / поликультурное образование / поликультура / социализация (инкультурация) / поликультурная среда / социальные ценности / поликультурная личность / heterogeneous and multicultural society / multiculturalism / multicultural education / multiculture / socialization (inculturation) / multicultural environment / social values / multicultural personality.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Н. В. Ершова

В статье рассматриваются сущностные вопросы гетерогенного и поликультурного общества, раскрывается понятие поликультурности. Особое внимание уделяется анализу исторических и социально-политических предпосылок возникновения и развития парадигмы поликультурного образования, системе факторов и процессов, влияющих на развития поликультурной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTICULTURAL DEVELOPMENT OF A PERSONAL UNDER HETEROGENEOUS CONDITIONS OF THE SOCIETY

This article deals with the problems of heterogeneous and multicultural society, it reveals the concept of multiculturalism. Particular attention is paid to the analysis of historical and socio-political preconditions for the emergence and development of the paradigm of multicultural education. System of factors and processes that affect the development of a multicultural personality are regarded as well.

Текст научной работы на тему «Поликультурное развитие личности в условиях гетерогенного общества»

УДК 37.013.43

Н. В. Ершова

Аспирант кафедры педагогики, УО «Могилевский государственный университет им. А. А. Кулешова», г. Могилев, Беларусь Научный руководитель: Ирина Анатольевна Комарова, кандидат педагогических наук, доцент

ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГЕТЕРОГЕННОГО ОБЩЕСТВА

В статье рассматриваются сущностные вопросы гетерогенного и поликультурного общества, раскрывается понятие поликультурности. Особое внимание уделяется анализу исторических и социально-политических предпосылок возникновения и развития парадигмы поликультурного образования, системе факторов и процессов, влияющих на развития поликультурной личности.

Ключевые слова: гетерогенное и поликультурное общество, мультикультурализм, поликультурное образование, поликультура, социализация (инкультурация), поликультурная среда, социальные ценности, поликультурная личность.

Введение

Взаимоотношения людей определяют развитие цивилизаций и культур. В истории человечества всегда были и остаются периоды социального напряжения. Причинами конфликтов могут являться межэтнические и межрелигиозные разногласия, столкновение мировоззренческих позиций, социально-политических векторов, противоречие общественной пользы и свободы личности, социальная стигматизация и т. д.

Миграционные процессы, социальные и национальные конфликты актуализируют поликультурное развитие личности в условиях гетерогенного общества. Включение принципа поликультурности в образовательное пространство стран мира отражает духовно-нравственный запрос глобального общества.

Поликультурное образование подрастающего поколения направлено на решение проблем формирования человеческого достоинства как ценности, высоких нравственных качеств личности, умения сосуществовать и взаимодействовать с различными социальными группами, представителями иных рас, религий, этносов, толерантного отношения к окружающим людям как носителям культурных особенностей, готовности к взаимному межличностному и межкультурному диалогу и сотрудничеству.

Результаты исследования и их обсуждение

В современном мире до сих пор существуют закрытые сообщества людей, не желающие принимать инаковость: этническую (Япония), религиозную и культурную (население многих арабских стран), политическую (монопартийная система в Северной Корее) и др. Западные сообщества в большинстве своем гетерогенны и открыты по своей сути. Понятие «гетерогенный» в толковых словарях Д.Н. Ушакова, С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой означает разнородность по существу или происхождению.

Следует отметить, что Беларусь имеет специфический опыт мирного совместного проживания на одной территории многих народов с разными культурными маркерами на протяжении нескольких столетий. Белорусское общество представляет собой конгломерат этнокультурных и социальных групп. Согласно официальным данням, на территории Республики Беларусь проживают около 140 национальностей, в числе которых 83,4% белорусов, 8,2% русских, 3,1% поляков, 1,7% украинцев, 0,13% евреев, 3,5% других национальностей, включающих армян, татар, цыган, азербайджанцев, литовцев, молдаван, туркмен, немцев, грузин, китайцев, узбеков, латышей, казахов, арабов, чувашей [1]. Инвалиды, мигранты, беженцы, возрастные, профессиональные, религиозные и неформальные субкультуры также добавляют красок в культурную палитру Беларуси. Следовательно, белорусское общество является в национальном и культурно-социальном плане гетерогенным, то есть состоящим из множества сообществ, несущих в себе определенный набор культурных паттернов.

Однако гетерогенное общество содержит в себе потенциальную опасность возникновения неприятия, конфликтов и конфронтации между его членами. Решение проблемы примирения и

© Ершова Н. В., 2016

развития толерантности в обществе, а также интеграции всех этнокультурных и социальных групп в единое гражданское общество возможно с помощью поликультурного образования подрастающего поколения, а также повышения поликультурной грамотности среди взрослых. Таким образом, изучение иных культур и инкорпорирование их представителей в жизнь социума становится важной образовательной задачей гетерогенного общества.

Когда в социуме в равной степени соблюдаются права каждой личности и сообществ, можно говорить о существовании мультикультурного, или поликультурного, общества. Примечательно, что западными учеными преимущественно используется приставка «мульти», а учеными стран СНГ - «поли» или «много». Мы проанализировали семантику приставок «поли», «мульти» и «много», указывающих на разнообразный и многочисленный состав явления, и пришли к выводу об их синонимичности.

Следует отметить, что Е.В. Хлыщева дает определение поликультурному обществу как «сложенному веками, прошедшему проверку временем и с исторической этнической мозаикой социальной среды» [2, 60]. Британский теоретик индийского происхождения Бхикху Парех утверждает, что мультикультурное общество должно включать в себя две или более хорошо организованные культурные общины, которые обладают самобытным пониманием блага, имеют свою особенную историю, социальные образцы, потребности и традиции. Философ подчеркивает, что взаимодействие культур - главное условие гуманистического прогресса. Локальная культура обычно внутренне ограничена, поэтому ее развитие возможно только в диалоге с другими культурами ради обретения большей полноты человеческого опыта. Культурная же самоизоляция и замкнутость приводят к вырождению или вражде. Кроме этого, локальные культуры не монолитны: внутри них сосуществуют культурные традиции, подчас имеющие сильные социокультурные различия между собой. Дробление локальных культур приводит в конечном итоге к индивиду, который одновременно идентифицирует себя с несколькими социальными и культурными группами: этнической, религиозной, гражданской, политической, профессиональной субкультурой [3].

Из вышесказанного следует вывод о том, что в открытых демократических обществах человек имеет много идентичностей, то есть является мультиидентичным [4, 13-16]. Под действием культурной и информационной интеграции и унификации в поликультурном обществе идут два разнонаправленных процесса: с одной стороны, стирание этнических различий, с другой -дробление и дифференциация культур в связи с развитием идеи о ценности каждого культурного феномена. Зачастую приматом этнокультурной идентичности становится язык. Однако данный культурный маркер не всегда определяет национальное самосознание. Например, большинство граждан Республики Беларусь идентифицируют себя с белоруской нацией, но в основном используют в речи русский язык.

Из вышесказанного следует, что каждый человек как активный деятель является субъектом, носителем и агентом окружающей культурной среды, пропущенной через призму личностных особенностей и социального опыта, приобретенных в процессе социализации и инкультурации. Не случайно люди, принадлежащие к единой этнокультурной или любой другой общности, имеют различные позиции и взгляды на социальную действительность.

Важным аспектом нашего исследования явилось изучение исторических и социально -политических предпосылок возникновения парадигмы поликультурного образования и установление системы факторов и процессов, влияющих на развитие поликультурной личности. Основанием появления поликультурного образования служит концепция мультикультурализма, получившая развитие в Австралии, в странах Америки (Канада, США) и Западной Европы (Германия, Франция, Швеция, Англия и др.) в 60-70-х годах прошлого века. Примечательно, что мультикультурализм послужил альтернативой политики ассимиляции в «государствах одной нации» Запада в решении проблемы включения иммигрантов в систему гражданских отношений [5, 126]. Большой вклад в теоретическую разработку данной доктрины внесли философы, историки, этнографы и социологи Ч. Тэйлор, А. Этциони, Дж. Ролз, У. Кимлика, Б. Парех, М. Уолцер, С. Жижек, Ю. Хабермас, Т.П. Волкова, М.А. Гусаковский, Н.С. Кирабаев, В.Н. Осташкин, С.И. Некрасов, Е.В. Хлыщева, И.В. Следзевский и др.

На протяжении столетий Запад был центром мировой экспансии, представляя экстенсивный путь развития общества. Однако именно европейская цивилизация постепенно пришла к пониманию ценности личности, незыблемости прав и индивидуальных свобод человека, толерантного отношения к различным социальным группам и борьбе с дискриминацией. Идеологией, совместившей в себе все эти положения, стал либерализм (Дж. Ролз, У. Кимлика), который противоречил другому течению - коммунитаризму (Ч. Тэйлор, А. Этциони). Различие между двумя философскими течениями состоит в том, какая категория ими ставится во главу

угла - личность или социум, а также в предмете дискуссии - соотношение прав и обязанностей личности в социуме [6]. Попытка объединить, примирить или выработать на основе этих двух систем нечто новое и привела к созданию теории мультикультурализма, послужившей базисом для разработки доктрины поликультурного образования, которая включает следующие положения:

- признание и принятие культурного разнообразия и равноценности каждого культурного феномена (концепция культурного релятивизма У.Г. Самнера (Sumner G. William), Ф. Боаса (Franz Boas), М.Дж. Херсковица (Melville J. Herskovits);

- призыв людей к мирной жизни и отказу от насилия, уважению личностных и мировоззренческих особенностей, принятие выбора культурной идентичности другими индивидуумами (концепция культуры мира и ненасилия принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН с 2001 года);

- устранение дискриминационных факторов в отношении людей по какому-либо признаку: расы, национальности, вероисповедания, пола, политических взглядов и социального положения (концепция естественных прав человека заложена во Всеобщей декларации прав человека, принята в 1948 г. Организацией Объединенных Наций);

- признание уникальности и автономии различных культур, а также их свободное существование и развитие в составе единой нации (концепция культурного плюрализма Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, Х. Каллена (Horace M. Kallen), В. Хейворд (Victoria Hayward);

- потребность людей в понимании инаковости и межкультурном диалоге (концепция экзистенциальной коммуникации К. Ясперса (Karl T. Jaspers), теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса (Jürgen Habermas));

- конструктивное и терпимое сосуществование представителей разных культур в едином социальном пространстве посредством обеспечения ряда условий на государственном, социальном и личностном уровнях (концепция толерантности изложена в Декларации принципов терпимости, утвержденной резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО в 1995 году).

В результате философского анализа мы определили мультикультурализм как идеологию, отражающую модель поликультурного общества, основанного на признании прав, интересов и ценностей различных социокультурных сообществ и отдельных индивидов, а также стимулировании потребности в компромиссном межкультурном диалоге. На практике понятие мультикультурализма связано с развитием гражданского общества и правового государства в условиях многонациональной и поликультурной среды. Объединяющим фактором дискретных сообществ в поликультурном обществе служит осознание принадлежности к общей гражданской культуре. Это достигается через преодоление социальной стратификации во избежание антагонизма, признание индивидуальных прав и свобод каждого человека, а также равноправие членов общества в экономической, политической социальной и духовной жизни страны [5, 124].

Развитие поликультурного общества, отвечающего нормам международного и гражданского права, мы представили схематично в системе корреляции факторов и процессов, влияющих на формирование поликультурной личности:

Рисунок - Схема корреляции компонентов, влияющих на развитие поликультурной личности

Понятия «поликультура», «поликультурное образование», «социализация» («инкультурация»), «поликультурная среда» взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены социально-нравственными ценностями, влияющими на развитие поликультурной личности. Стрелки в представленной схеме обозначают обратные связи, взаимовлияние и зависимость каждого компонента от существования и уровня развития другого.

В центре системы находится цель и результат процесса поликультурного образования в гетерогенном обществе - поликультурная личность. В основе данной категории лежит понятие «поликультурность», которое употребляется исследователями для обозначения явления общественного развития или социокультурного процесса (Ежи Никиторович, М.Г. Синякова), как педагогический принцип (А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев), а также в значении качества личности (О. Bennet, Е.В. Чёрный). Вопросы поликультурности включают не только фактор признания равноценности и равноправия разных этнокультур, но и всякой инаковости, которая может проявляться в расовых, религиозных, возрастных, гендерных, языковых, психофизических, статусных, профессиональных и других особенностях.

Анализ научных исследований показал, что понятие поликультурность включает в себя широкий спектр решения этнических, социальных и личностных проблем. Формирование предпосылок (основ) поликультурной личности следует начинать с дошкольного возраста, так как этот период является сензитивным в плане познавательной активности, развития любознательности и умения подчинять свои действия конкретной задаче, овладения формами общения и поведения, принятыми в обществе [7, 222-224].

В связи с глобальными процессами культурной интеграции и унификации, а также информатизации во многих странах (Канада, Австралия, США, Англия, Германия, Швейцария и т.д.) уже произошло включение принципа поликультурности в образовательное пространство. Вместе с тем, в Республике Беларусь данный принцип не упоминается ни в нормативно-правовых документах, ни в программах, регламентирующих образовательную деятельность. Ввиду этого мы считаем целесообразным переосмысление педагогических принципов и подходов белорусского образования. Фактор вступления Республики Беларусь в Болонский процесс предполагает создание не только единого образовательного пространства между странами, но и профессиональный взаимообмен, предусматривающий межнациональное и культурное взаимодействие.

Примечателен тот факт, что концепция поликультурного образования начала развиваться с 1930-х годов в США в рамках полиэтнического и кросскультурного образования, согласуясь с идеологией ассимиляции. И только в 1974 г. на собрании Американской ассоциации преподавателей педагогических колледжей впервые был озвучен термин «поликультурное образование», которое трактовалось как образование, основанное на культурном плюрализме, способствующее не только осознанию, пониманию, принятию и поддержке межкультурных различий, но и признанию прав различных культур на существование [8, 9-13].

С 90-х гг. XX века концепция поликультурного образования стала исследоваться педагогами и психологами Российской Федерации (А.Н. Джуринский, Т.А. Гелло, Ю.А. Карягина, Л.В. Колобова, С.В. Рыкова, И.Л. Краснов, С.В. Гридин, Н.Н. Выгодчикова, М.Н. Сираева, Л.А. Жданова, Н.Н. Ушнурцева, Ф.Н. Зиатдинова, Н.В. Кагуй, Г.В. Миронова, О.В. Гукаленко, Л.Л. Супрунова, Ю.С. Свиридченко), Армении (М.А. Абрамян), Киргизии (К.Г. Адылбек), Украины (А.К. Солодка, В.В. Бойченко, Е.В. Черный). В основном их научные работы посвящены вопросам организации поликультурного образования в школе и в сфере среднего и высшего профессионального образования. Исследования Н.В. Кагуй и Е.В. Черного отразили актуальность поликультурного образования детей, начиная с дошкольного возраста. Следует отметить, что в Республике Беларусь проблема поликультурности в учреждениях дошкольного образования мало исследована. В основном представлена разработками, посвященными поликультурному воспитанию дошкольников средствами игровой деятельности (И.А. Комарова), средствами народной игрушки (Д.Н. Дубинина), в процессе организации двуязычного образования в Беларуси (Т.В. Палиева).

Исходя из вышесказанного, мы предлагаем поликультурное образование рассматривать как триединый процесс и результат обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование основ поликультурной личности, подготовленной к жизни в культурно и социально гетерогенном обществе. Критерии поликультурной образованности личности определяются нами как умения и навыки межличностной и межкультурной коммуникации; предпосылки

этнокультурной идентичности; представления о культурном и национальном многообразии в родной стране и мире; толерантное отношение к культурным, расовым, национальным, социальным, половым и мировоззренческим различиям людей.

Поликультурное развитие личности возможно лишь в открытом обществе, лишенном стереотипного отношения и поведения к представителям различных культур. Данное общество создает поликультуру, основанную на поликультурных знаниях, нормах и ценностях. То есть в едином обществе господствует не доминирующая культура титульной нации, а идея культурного плюрализма. Такие межкультурные отношения исключают статусы «избранности» и «вторичности» культурных ценностей и предполагают равенство их существования и взаимоуважение. В данном случае объединяющим фактором будет служить принадлежность к гражданскому обществу и правовому государству. Анализ научных работ П. Гилроя (Paul Gilroy), Н. Меера (Nasar Meer), Т. Модута (Tariq Modood), Я. Питерса (Jan N. Pieterse), в которых встречается термин «мультикультура», а также подходов к определению сущности культуры привел нас к пониманию поликультуры как феномена и совокупности созданных и создаваемых духовных и материальных ценностей людьми, обладающими разнообразными культурными паттернами, относящимися к различным сообществам, но живущим в едином гражданском обществе.

Осознание человеком себя частью общества и творцом поликультуры происходит посредством социализации (инкультурации). Процесс социализации Л.С. Выготский рассматривал как «врастание в человеческую культуру» [9, 389]. Социологи и педагоги (Ю.Н. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Смагина) указывают, что в процессе социализации внешние нравственные приоритеты переходят во внутреннюю структуру личности, когда становятся ценностью. И.С. Кон рассматривал процесс формирования личности как интериоризацию общественных ценностей и превращение их в систему личных ценностей, на которые индивид ориентируется в своей жизнедеятельности [10, 102]. Поскольку социальные ценности тесно переплетены с культурой общества, понятия социализации и инкультурации можно использовать как синонимы. Основа социализации - информационное взаимодействие, коммуникация, субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Социализируясь, человек овладевает навыками сотрудничества и эффективного взаимодействия с окружающими людьми.

Идентификация человеком себя с определенным сообществом является неотъемлемой частью процесса социализации. Но эта идентификация будет конструктивна для общества лишь в том случае, если индивиды не будут делить мир на «свой» и «чуждый». Такое отношение способно породить конфронтацию и вражду. «Нет ничего абсолютно чужого, чего нельзя было бы сделать «своим» и по отношению к чему нельзя было бы преодолеть догматику тотальной враждебности» [11, 63]. Следовательно, социализация (инкультурация) - это взаимосвязанный процесс интеграции, то есть вхождения человека в поликультуру общества посредством познания и усвоения информации о нормах поведения, социальных правилах, установках, приобщения к культурным паттернам и ценностям, и индивидуализации (становления человеческой личности), в основе которой лежит интериоризация, а именно перевод внешних социальных регуляторов во внутренний план личности [12, 6].

Ценности и потребности являются важнейшими компонентами структуры личности. К ценностям поликультурного общества относятся: личность, толерантность, гражданские права, культурный плюрализм, свобода и равенство членов общества, межкультурный диалог и коммуникация. Эти ценности призваны развивать поликультурное сознание у членов общества, минимизировать межличностные конфликты и установить культуру мира среди людей. Поликультурные ценности служат вектором развития общества в целом и обусловливают характер поликультурной среды, влияющей на формирование личности как субъекта поликультуры. П.Ф. Лесгафт утверждал, что качества ребёнка являются продуктом наследия среды, которая его окружает [13]. В свою очередь, Л.С. Выготский определил, что для каждого возрастного периода складывается определенная социальная ситуация развития, которая представляет собой своеобразные отношения между личностью и окружающей ее действительностью (средой) [9]. Следовательно, поликультурная среда определяет социализацию (инкультурацию) личности, закладывает предпосылки возникновения и развития поликультурного образовательного пространства.

Выводы

Таким образом, поликультурное образование способствует качественно новому и прогрессивному развитию поликультурного общества, созиданию поликультурной среды, а, следовательно, благоприятной социализации и инкультурации личности, готовой к жизни в динамичных, постоянно трансформирующихся условиях глобализации и информатизации. Поликультурное образование направлено на процессы межличностного взаимодействия, где каждый субъект несет в себе определенный набор символов своей культуры. Умение видеть в собеседнике, прежде всего, личность, а не представителя иной этнокультурной среды - важная задача поликультурного образования. Индивидуальные различия между людьми уже служат предлогом для выработки общего правила сожительства и добрососедских отношений в социальном пространстве: каждый человек свободен, каких взглядов, убеждений и обычаев ему придерживаться, предоставляя такую же свободу другим людям и не осуждая их выбор.

СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Республиканский центр национальных культур [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://allbytv/article/4569/respublikanskiy-tsentr-natsionalnyih-kultur. - Дата доступа : 11.09.2015.

2. Хлыщева, Е. В. Культурные модели развития современного мира / Е. В. Хлыщева // Вест. Самар. гос. ун-та. - 2009. - №5. - С. 57-61.

3. Parekh, B. Rethinking Multiculturalism: Cultural Diversity and Political Theory / B. Parekh. -Cambridge, Mass.: HarvardUniversityPress, 2000. - 379 p.

4. Дмитриев, Г. Д. Многокультурное образование / Г. Д. Дмитриев. - М. : Народное образование, 1999. - 208 с.

5. Следзевский, И. В. Мультикультурализм: хрупкий баланс между интеграцией и дезинтеграцией / И. В. Следзевский // Общественные науки и современность. - 2013. - № 2. - C. 123-137.

6. Некрасов, С. И. Американский мультикультурализм / С. И. Некрасов, Н. А. Некрасова, В. В. Платошина ; под ред. С. И. Некрасова. - М. : Академия Естествознания, 2011. - 323 с.

7. Запорожец, А. В. Психология / А. В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1965. - 240 с.

8. Хухлаева, О. В. Поликультурное образование : учебник для бакалавров / О. В. Хухлаева, Э. Р. Хакимов, О. Е. Хухлаев. - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 283 с.

9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. - М. : Педагогика, 1982-1984. - Т. 4 : Детская психология / Л. С. Выготский ; под ред. Д. Б. Эльконина. - 1984. - 432 с.

10. Кон, И. С. Социология личности / И. С. Кон. - М. : Наука, 1967. - 383 с.

11. Вишневский, М. И. Философия образования и проблема человека / М. И. Вишневский, В. А. Костенич, Я. И. Трещенок. - Могилев : УО МГУ им. А. А. Кулешова, 1997. - 69 с.

12. Комарова, И. А. Дом наших улыбок : методические рекомендации по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста / И. А. Комарова, Н. В. Ершова. - Мозырь : Белый Ветер, 2008. - 78 с.

13. Таймазов, В. А. Петр Францевич Лесгафт: Главные труды / В. А. Таймазов, Ю. Ф. Курамшин, А. Т. Марьянович. - СПб. : Печатный двор им. Горького, 2006. - 720 с.

Поступила в редакцию 16.03.16 E-mail: talina. ershova@gmail. com

Natalia Ershova

MULTICULTURAL DEVELOPMENT OF A PERSONAL UNDER HETEROGENEOUS

CONDITIONS OF THE SOCIETY

This article deals with the problems of heterogeneous and multicultural society, it reveals the concept of multiculturalism. Particular attention is paid to the analysis of historical and socio-political preconditions for the emergence and development of the paradigm of multicultural education. System of factors and processes that affect the development of a multicultural personality are regarded as well.

Keywords: heterogeneous and multicultural society, multiculturalism, multicultural education, multiculture, socialization (inculturation), multicultural environment, social values, multicultural personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.