Научная статья на тему 'Показатели безопасности транспортного процесса в системе допуска претендентов к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом'

Показатели безопасности транспортного процесса в системе допуска претендентов к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
900
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ / СИСТЕМА ДОПУСКА К ПЕРЕВОЗКАМ / БАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ / PASSENGER TRAFFIC / SAFETY INDICATORS / ADMISSION SYSTEM TO TRANSPORTATIONS / BALL SYSTEM OF AN ASSESSMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якунина Наталья Владимировна

Статья посвящена совершенствованию системы допуска претендентов к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных сообщений, разработке научно обоснованных показателей безопасности транспортного процесса с учетов корректирующих коэффициентов, определению критериев оценки претендентов на право оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Indicators of transport process safety in system of the applicants admission to passengers transportation by the motor transport

Article is devoted to improvement of system of the admission of applicants to transportations of passengers by the motor transport on routes of regular messages, development of scientifically reasonable indicators of safety of transport process from the accounting of correcting coefficients, to definition of criteria of an assessment of applicants for the right of rendering services in transportation of passengers by the motor transport.

Текст научной работы на тему «Показатели безопасности транспортного процесса в системе допуска претендентов к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом»

УДК 656.13.072

Якунина Н.В.

Оренбургский государственный университет E-mail: nat.yakunina56@Yandex.ru

ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПУСКА ПРЕТЕНДЕНТОВ К ПЕРЕВОЗКАМ ПАССАЖИРОВ

АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ

Статья посвящена совершенствованию системы допуска претендентов к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных сообщений, разработке научно обоснованных показателей безопасности транспортного процесса с учетов корректирующих коэффициентов, определению критериев оценки претендентов на право оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Ключевые слова: пассажирские перевозки, показатели безопасности, система допуска к перевозкам, бальная система оценки.

В настоящее время присутствует напряжённость отношений в среде перевозчиков в борьбе за право перевозить пассажиров, которая требует регламентации процедур и цивилизованного её устранения [1]—[3]. Одним из эффективных подходов к организации транспортного обслуживания населения является допуск перевозчиков пассажиров к оказанию услуг на основе конкурсного отбора. Такие подходы существуют во многих регионах Российской Федерации и получили положительную оценку [4].

Разработан алгоритм допуска перевозчиков, имеющий двухэтапную процедуру конкурсного отбора [5]-[7]. Первый этап оценивает показатели, определяемые техническим регламентом, выполнение которых дает возможность перехода ко второму этапу. Второй этап предусматривает оценку претендента по показателям качества и безопасности на основе суммарной балльной оценки.

Цель исследования - разработка в системе допуска хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом показателей безопасности. Основная идея - обеспечение перевозчиками существующих требований к безопасности и качеству предоставляемых транспортных услуг.

В основу требований при конкурсном отборе положены действующие нормативные документы. Согласно результатам ранее проведённых исследований определена номенклатура показателей, оценивающих претендентов на перевозку пассажиров, в том числе и показатели безопасности транспортного процесса [8]-[10] (табл.1).

Такой подход обусловлен проведенным анализом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) лицензируемого пассажирского транспорта в Российской Федерации, который свидетельствует о том, что эти происшествия были вызваны следующими нарушениями:

- физическим состоянием водителя - 38%;

- несовершенством подготовки и низкой квалификацией водителей - 20%;

- техническим состоянием транспортных средств - 14%;

- квалификацией руководителей и специалистов автотранспортных предприятий (частных, индивидуальных предпринимателей) - 10%;

- прочими нарушениями - 18%.

Основная доля причин ДТП связана с состоянием и квалификацией персонала. Поэтому при разработке системы допуска участников конкурса необходимо учесть не только показатели, которые увеличивают суммарную балльную оценку, но и показатели, снижающие балльную оценку из-за неисполнения отдельных показателей, отвечающих за безопасность оказания услуг.

Показатели, отрицательно влияющие на безопасность и качество услуг по перевозке пассажиров, являются:

- количество (Ы) ДТП по вине водителя перевозчика с тяжелыми последствиями или нанесшие большой материальный ущерб (за 12 месяцев, предшествующих конкурсу);

- количество (В) нарушений правил дорожного движения (ПДД) водителями, осуществляющими перевозки на подвижном составе (А) перевозчика, по данным ГИБДД (справка из ГИБДД).

Итоговая сумма баллов, набранная претендентом на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, определяется по формуле:

(1)

где Бпрв - итоговая сумма баллов, набранная претендентом на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, балл;

Б. - значения баллов, набранных претендентом по показателям, согласно таблице 1;

Б13, Б14 - значения баллов, влияющие на безопасность транспортного процесса.

С целью объективности подхода рассмотрены не абсолютные показатели, а относительные, т. е. отнесённые к одному транспортному средству. Таким образом, устраняются различия в подходе к оценке суммы баллов между крупными и мелкими перевозчиками.

Переведём абсолютные показатели количества ДТП, нарушений ПДД в относительные.

N. в

$13 = кдтп— ; ^14 = Кпдд ; 513 = 1 балл * т ;

514 = 1 балл * г;

(2)

где N - количество ДТП по вине водителя перевозчика с тяжелыми последствиями или нанес-

шие большой материальный ущерб (за 12 месяцев, предшествующих конкурсу);

А - количество подвижного состава перевозчика, участвующего в конкурсе;

КДТП - корректирующий коэффициент, зависящий от количества ДТП, произошедших по вине перевозчика;

В - количество нарушений ПДД водителями, осуществляющими перевозки подвижным составом перевозчика, по данным ГИБДД (за 12 месяцев, предшествующих конкурсу);

Кпдд - корректирующий коэффициент нарушений ПДД водителями перевозчика;

т, г - скорректированные относительные коэффициенты показателей количества ДТП, нарушений ПДД.

Корректирующие коэффициенты КДТП КПДД определяются на основании эксперимента.

Методика определения корректирующих коэффициентов сводится к следующему алгоритму:

1. Определяются перевозчик(и) с наилучшими показателями, касающиеся безопасности движения:

- кол-во ДТП на единицу подвижного состава, количество нарушений ПДД на единицу подвижного состава,

- имеющего все необходимые службы по безопасности дорожного движения.

Таблица 1. Номенклатура показателей и их значения, оцениваемых на втором этапе в системе допуска перевозчиков пассажиров

I=1

№ Показатель Наивысший балл

1 Автотранспортное образование руководителя с учётом опыта работы более 5 лет 2

2 Автотранспортное образование специалиста, отвечающего за техническое состояние подвижного состава с учётом опытом работы более 5 лет 2

3 Автотранспортное образование специалиста, отвечающего за организацию и безопасность перевозочного процесса, с учётом опыта работы более 5 лет 2

4 Стаж работы водителей автобусов 3

5 Опыт работы в области пассажирских перевозок 2

6 Соблюдение скорости, расписания движения и схем движения, подтверждённые данными ГЛОНАСС 5

7 Ведение учета дорожно-транспортных происшествий по вине водителя перевозчика 1

8 Контроль соответствия услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом требованиям нормативных документов 4

9 Поддержание в исправном состоянии подвижного состава перевозчика на производственно-технической базе в соответствии с действующей нормативно-технической документацией 4

10 Оценка безопасности и качества обслуживания на автовокзалах 4

11 Использование транспортных электронных карт 2

12 Средняя балльная оценка по актам осмотра транспортных средств 16

Или

N ^ о

А

в ^ о;

А

т ^ 0 г ^ 0 '

(3)

(4)

Это выражение свидетельствует о том, что системы, отвечающие за безопасность транспортного процесса перевозчика, работают эффективно:

2. Корректирующие коэффициенты рассчитываются таким образом, чтобы для показателей т, г выполнялось условие 4.

Для реализации данного алгоритма оценены 29 предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров автомобильным транспортом. Исходная информация по показателям безопасности транспортного процесса, представлена в таблице 2.

Наилучшими предприятиями по указанным показателям явились предприятия (показатели расположены в порядке убывания) №№2, 6, 9.

Таблица 2. Информация о показателях безопасности транспортного процесса предприятий-перевозчиков

№ п.п Предприятие-перевозчик пассажиров Кол-во автобусов А Количество ДТП перевозчика N Количество нарушений ПДД в Относительный показатель кол-ва ДТП МА Относительный показатель кол-ва нарушений ПДД В/А Наличие службы по БДД

1 предприятие №1 187 29 72 0,155 0,385 +

2 предприятие №2 248 4 28 0,016 0,113 +

3 предприятие №3 141 8 41 0,057 0,291 +

4 предприятие №4 23 1 11 0,043 0,478 +

5 предприятие №5 51 2 38 0,039 0,745 +

6 предприятие №6 40 1 10 0,025 0,25 +

7 предприятие №7 26 1 18 0,038 0,692 +

8 предприятие №8 52 2 16 0,038 0,308 +

9 предприятие №9 115 5 32 0,043 0,278 +

10 предприятие №10 80 7 36 0,087 0,45 +

11 предприятие №11 72 8 27 0,111 0,375 -

12 предприятие №12 54 4 18 0,074 0,333 -

13 предприятие №13 63 9 21 0,143 0,333 -

14 предприятие №14 75 13 29 0,173 0,387 +

15 предприятие №15 48 5 32 0,104 0,667 -

16 предприятие №16 9 0 12 0 1,333 -

17 предприятие №17 10 1 14 0,1 1,4 -

18 предприятие №18 15 1 17 0,067 1,133 +

19 предприятие №19 18 1 10 0,056 0,556 -

20 предприятие №20 25 2 16 0,08 0,64 -

21 предприятие №21 38 3 17 0,079 0,447 -

22 предприятие №22 33 2 11 0,061 0,333 -

23 предприятие №23 46 2 20 0,043 0,435 -

24 предприятие №24 57 3 22 0,053 0,386 +

25 предприятие №25 42 2 14 0,048 0,333 -

26 предприятие №26 31 2 19 0,065 0,613 -

27 предприятие №27 28 3 34 0,107 1,214 -

28 предприятие №28 35 1 17 0,029 0,486 -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 предприятие №29 42 2 24 0,048 0,571 -

На основании формулы 2 с учетом формул 3,4 найдены значения корректирующих коэффициентов КДТП, КПДД. Таким образом, КДТП = 0,1;

кпдд = 0,7

По формулам 2 определены показатели в баллах т и г для каждого перевозчика. Из общей суммы набранных баллов вычитается т и г баллов. Получена итоговая сумма баллов претендента Бпрд, участвующая в конкурсе.

Такой подход является объективным, так как не делает различий между крупными и мелкими перевозчиками.

Применение показателей Б13, Б14 (т, г) необходимы для повышения безопасности перевозочного процесса и мотивируют перевозчика к соблюдению ПДД, снижению количества ДТП, т. е. побуждают перевозчика к повыше-

нию профессионализма водительского состава, соблюдению требований всех нормативных документов по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

Критерии оценки претендентов на право оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом представлены в таблице 3.

Победителем конкурса становится претендент, набравший наибольшую балльную оценку согласно таблице 3. При равенстве баллов побеждает участник, имеющий заявку с меньшим номером.

Таким образом, определены критерии оценки претендентов на право оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, состояния его подвижного со-

Таблица 3. Критерии оценки претендентов на право оказания услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом

№ Показатель Наивысший балл

1 2 3

Автотранспортное образование руководителя с учётом опыта работы:

высшее образование 2

1 средн.специальное образование 1

отсутствие автотранспортного образования 0

отсутствие опыта работы более 5 лет (в т.ч. при наличии образования) 0

Автотранспортное образование специалиста, отвечающего за техническое состояние подвижного состава с учётом опытом работы:

2 высшее образование 2

средн.специальное образование 1

отсутствие автотранспортного образования 0

отсутствие опыта работы более 5 лет (в т.ч. при наличии образования) 0

Автотранспортное образование специалиста, отвечающего за организацию и безопасность перевозочного процесса с учётом опыта работы:

3 высшее образование 2

средн.специальное образование 1

отсутствие автотранспортного образования 0

отсутствие опыта работы более 5 лет (в т.ч. при наличии образования) 0

Средний общий стаж работы водителей автобусов с учетом наличия различных категорий на управление транспортными средствами:

4 - более 7 лет 3

- 5 - 7 лет 2

- 3 - 5 лет 1

менее 3 лет 0

Опыт работы в области пассажирских перевозок

5 - более 3 лет 2

- 1-3 года 1

- менее1 года 0

Продолжение таблицы 3

1 2 3

Результаты мониторинга соблюдения скоростного режима, регулярности, расписания и маршрутов движения транспортных средств на основе навигационной деятельности:

6 - 90-100% 5

- 70- 90% 4

- 50-70% 3

- менее 50% 0

Учет дорожно-транспортных происшествий по вине водителя перевозчика:

7 - ведение учета 1

- отсутствие учета 0

Контроль соответствия услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом требованиям нормативных документов

8 - наличие 4

- отсутствие 0

9 Поддержание в исправном состоянии ПС перевозчика на сертифицированной производственно-технической базе 4

- производственная база не сертифицирована 0

Оценка безопасности и качества обслуживания на автовокзалах

10 - автовокзалы сертифицированы 4

- автовокзалы не сертифицированы 0

Использование транспортных электронных карт:

11 - на 80-100% подвижного состава перевозчика 2

- на 60- 80% подвижного состава перевозчика 1

- менее 60% подвижного состава перевозчика 0

12 Средняя балльная оценка по актам осмотра транспортных средств до 16

13 Количество дорожно-транспортных происшествий (М) по вине водителя перевозчика с тяжёлыми последствиями или нанесшие большой материальный ущерб (за 12 месяцев, предшествующих конкурсу), отнесённые к подвижному составу перевозчика (А); ш=К/(0,1*Л) Минус (т*1) балл

14 Количество нарушений ПДД водителями (В), осуществляющими перевозки на ПС перевозчика (А), по данным ГИБДД (справка из ГИБДД) (за год); z =В/ (0,7*А) Минус балл

става, позволяющие объективно оценивать претендентов на победу при конкурсном отборе, и оценивающие как положительные, так и отрицательные составляющие критерия оценки претендентов. При этом сумма баллов начинающих перевозчиков по некоторым показателям (показатели №№5, 6, 7) будет равняться нулю. Но равны нулю будут и показатели безопасности транспортного процесса (показатели №№13, 14), которые вычитаются из общей суммы. Это дает шансы новым перевозчикам на победу в конкурсе при прочих равных условиях.

Разработанная система допуска претендентов к перевозкам пассажиров автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок, в том числе и показатели безопас-

ности, закреплена Законом Оренбургской области от 04.03.2011г. №4326/1015-1У-О3 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» и Постановлением Правительства Оренбургской области от 01.08.2011г. №895-п «О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области».

Экспериментальные исследования состояния перевозчиков пассажиров осуществлены в 2009 и в 2013 годах с позиции требований системы допуска претендентов на перевозки пас-

сажиров. В частности по показателям «Количество дорожно-транспортных происшествий по вине водителя перевозчика с тяжёлыми последствиями или нанесшие большой матери-

альный ущерб» и «Количество нарушений ПДД водителями, осуществляющими перевозки на ПС перевозчика» снижение составило соответственно 12,2% и 16,8%.

11.07.2014

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части государственного задания на проведение научно-исследовательской работы «Методология обеспечения качества эксплуатации автомобильного транспорта»

(№1829 от 01.02.2014 г.)

Список литературы:

1. Якунина, Н.В. Исследование правовой базы перевозок пассажиров автомобильным транспортом в Российской Федерации / Н.В. Якунина, В.В. Котов // Автотранспортное предприятие. - 2011. - №3. - С.7-11.

2. Якунина, Н.В. О проблемах правового регулирования качества услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом / Н.В. Якунина, Е.З. Довжанская // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - Ч. 1. -№10 (приложение). - С. 148-152.

3. Якунина, Н.В. Методология повышения качества перевозок пассажиров общественным автомобильным транспортом: монография / Н.В. Якунина, Н.Н. Якунин. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 289 с.

4. Якунина, Н.В. Анализ состояния пассажирских перевозок общественным транспортом в зарубежных странах и контрактная транспортная политика в перевозках / Н.В. Якунина, О.В. Кабанова, А.П. Фот // Транспорт Урала. - 2013. - №3. - С. 68-88.

5. Якунина, Н.В. Система управления качеством перевозок пассажиров автомобильным транспортом на основе навигационной деятельности / Н.Н. Якунин, Н.В. Якунина // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2011. - №6. - С. 64-68.

6. Якунин, Н.Н. Модель организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок / Н.Н. Якунин, Н.В. Якунина, А.В. Спирин // Грузовое и пассажирское хозяйство. - 2013. - №3. -С. 78-83.

7. Якунин, Н.Н. Технологические особенности модели организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок / Н.Н. Якунин, Н.В. Якунина, А.В. Спирин // Грузовое и пассажирское хозяйство. - 2013. - №4. - С. 70-74.

8. Якунина, Н.В. Определение весовых коэффициентов показателей конкурсной документации // Прогрессивные технологии в транспортных системах: материалы Х междунар. научн-практ.конф. - Оренбург: ОГУ, 2011. - С. 443-448.

9. Якунина, Н.В. Определение критериев оценки заявок участников конкурсов // Прогрессивные технологии в транспортных системах: материалы Х междунар. научн-практ.конф. - Оренбург: ОГУ, 2011. - С. 448-453.

10. Якунина, Н.В. Методика определения структуры показателей, используемых для конкурсного отбора / Н.В. Якунина // Прогрессивные технологии в транспортных системах: сб.докл X межд. научн -.практ. конф... Оренбург, 2011. - С. 438-442.

Сведения об авторе: Якунина Наталья Владимировна, доцент кафедры автомобильного транспорта Оренбургского государственного университета, кандидат технических наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, е-таП: nat.yakunina56@Yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.