Научная статья на тему 'Методологические основы модели повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам'

Методологические основы модели повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
544
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Якунина Наталья Владимировна

Статья посвящена повышению качества перевозок пассажиров по регулярным маршрутам. В ней приведены теоретические положения, используемые в методологии повышения качества транспортного процесса, реализованные в нормативно-правовых документах Оренбургской области, регламентирующих организацию деятельности пассажирского автомобильного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Якунина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological bases of model of improvement of quality of transportations of passengers by the motor transport along regular routes

Article is devoted to improvement of quality of transportations of passengers along regular routes. The theoretical provisions used in the methodologies of improvement of quality of transport process realized in the standard and legal documents of the Orenburg region regulating the organization of activity of the passenger motor transport are provided in it.

Текст научной работы на тему «Методологические основы модели повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам»

Щербаков Виталий Сергеевич (Россия, г. Омск) - доктор технических наук, профессор, декан факультета Нефтегазовая и строительная техника ФГБОУ ВПО «СибАДИ».(644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: sherbakov_vs@sibadi.org)

Корытов Михаил Сергеевич (Россия, г. Омск) - доктор технических наук, профессор кафедры Автомобили, конструкционные материалы и технологии ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: kms142@mail.ru)

Вольф Елена Олеговна (Россия, г. Омск) - аспирант кафедры Автоматизация производственных процессов и электротехника ФГБОУ ВПО «СибАДИ». (644080, г. Омск, пр. Мира, 5, e-mail: wolf_eo@sibadi. org)

УДК 656.13.072

Scherbakov Vitaliy Sergeevich (Russian Federation, Omsk) - doctor of technical sciences, professor, the dean of the faculty "Oil, gas and construction equipment" of The Siberian automobile and highway academy (SIBADI). (644080, Omsk, 5 Mira st., e-mail: sherbakov_vs@sibadi. org)

Korytov Mikhail Sergeevich (Russian Federation, Omsk) - doctor of technical sciences, professor of the department "Automobiles, constructional materials and technologies of The Siberian automobile and highway academy (SIBADI). (644080, Omsk, 5 Mira st., e-mail: kms142@mail.ru)

Volf Elena Olegovna (Russia, Omsk) - postgraduate student of the department "Automation of production processes and electrical engineering" of The Siberian automobile and highway academy (SIBADI). (644080, Omsk, 5 Mira st., e-mail: wolf_eo@sibadi. org)

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ ПО РЕГУЛЯРНЫМ МАРШРУТАМ

Н. В. Якунина

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», Россия, г. Оренбург

Аннотация. Статья посвящена повышению качества перевозок пассажиров по регулярным маршрутам. В ней приведены теоретические положения, используемые в методологии повышения качества транспортного процесса, реализованные в нормативно-правовых документах Оренбургской области, регламентирующих организацию деятельности пассажирского автомобильного транспорта.

Ключевые слова: качество, пассажирские перевозки, организационно-функциональная структура.

Введение

Результаты исследований качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам свидетельствуют о его значительном несоответствии требованиям пассажиров. Теоретически обоснованное влияние организационно-функциональной структуры перевозчиков на показатели качества не может быть реализовано без эффективной методологии. В этой связи разработка методологических основ повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам является назревшей и актуальной [1, 2].

Положения для разработки методологии

Методология повышения качества перевозок пассажиров базируется на следующих положениях.

1. Повышение качества перевозок существует в конфликтной среде, вызванной противоположной направленностью интересов перевозчиков и пассажиров. Пассажиры имеют своей целью осуществление перевозок в соответствии с их представлениями о качест-

ве при минимальных затратах. Целью перевозчиков как хозяйствующих субъектов является извлечение прибыли, основное направление увеличения которой состоит в увеличении стоимости перевозок и уменьшении затрат на перевозки. Обеспечение требуемого качества является затратной частью бюджета перевозчиков и уменьшает величину получаемой прибыли. В этой связи перевозчики не имеют экономической заинтересованности повышать качество перевозок.

2. Перевозчики вынуждены нести затраты на обеспечение качества перевозок, но в минимальной части, достаточной для осуществления транспортного процесса.

3. Организационно-функциональная структура перевозчика должна обеспечивать выполнение функций, достаточных для выполнения требований к качеству перевозок, соответствовать требованиям внешней по отношению к перевозчику среды [3, 4, 5, 6].

4. Развитие регламентирования организационно-функциональной структуры перевозчиков, направленной на обеспечение требуемого

качества, и контроль исполнения должны осуществляться во внешней по отношению к нему среде [7, 8].

5. Существующие эпизодические связи между субъектами автотранспортной деятельности, проявляемые, как правило, при допуске перевозчиков к транспортному процессу и грубых нарушениях правил перевозок, не способствуют повышению качества.

Анализ приведенных положений указывает на то, что методология повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам должна базироваться на регламентации организационно-функциональной структуры перевозчиков с закреплением на постоянной основе контролирующих функций за субъектами автотранспортной деятельности, составляющими внешнюю по отношению к перевозчику среду.

Теоретическое обоснование функций контроля

Такими субъектами автотранспортной деятельности являются:

- государственный автомобильно-дорожный надзор (ГАДН);

- государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД);

- федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор);

- управляющий орган на транспорте (УОТ);

- система сертификации на автомобильном транспорте (ССАТ) [3].

Полномочия федеральных органов исполнительной власти определены федеральным законодательством, которыми в части обеспечения качества перевозок контролируются следующие составляющие организационно-функциональной структуры: ГАДН -Сгадн: ГИБДД - Сгибдд: Роспотребнадзор -СРПН. Полномочия управляющего органа на транспорте субъекта РФ определены федеральным и региональным законодательством. Полномочия управляющего органа на транспорте муниципалитета определены федеральным, региональным законодательством и муниципальными правовыми актами. За ними должны быть закреплены контрольные функции по составляющим организационно-функциональной структуры: за управляющим органом на транспорте субъекта РФ - Суотр; за управляющим органом на транспорте муниципального образования - Суотм. Система сертификации на автомобильном транспорте регламентирована федеральным законодательством и, так как действует в сфере услуг, носит добровольный характер. За ней закре-

плены составляющие Сссат организационно-функциональной структуры.

Математическая формулировка идеальной организационно-функциональной структуры С0 перевозчика в укрупненном виде для субъекта РФ имеет вид:

С0 = СГАДН П СГИБДД П СРПН П СУОТР ^ СССАТ ; (1)

Для муниципального образования:

С0 = СГАДН П СГИБДД П СРПН П СУОТМО и СССАТ (2

Временные параметры контроля организационно-функциональной структуры перевозчика субъектами автотранспортной деятельности существенно влияют на качество транспортного процесса. На рисунке 1 приведена временная диаграмма контроля.

лицензия

-ГАДН -ГИБДД

-Роспотребнадзор

-УОТ

-ССАТ

а

Т, год

¡+1

лицензия. получение лицензии на осуществление транспортной • деятельности;

Ц - допуск к транспортной деятельности;

- плановая проверка;

Р - внеплановая проверка;

Рис. 1. Временная диаграмма контроля организационно-функциональной структуры перевозчика

Деятельность перевозчика во времени состоит из нескольких циклов. Начало /-того цикла (точка Н/) определено официальным актом допуска перевозчика к транспортному процессу, выраженном в заключении договора между перевозчиком и уполномоченным органом на транспорте. Конец /-того цикла (точка К) определен датой завершения договорных отношений. Продолжительность /-того цикла Тц определяется продолжительностью действия договорных отношений (отрезок Н-К) на предоставление права перевозчику осуществлять транспортный процесс между ним и уполномоченным органом на транспорте. Учитывая цикличность процесса начало следующего цикла

(точка Н,+1 ) совпадает по времени с завершением (точка К ) предыдущего цикла в случае заключения договора на новый срок.

Распределение во времени контроля организационно-функциональной структуры перевозчика Сгадн в части обеспечения качества перевозок, осуществляемой органами государственного автомобильно-дорожного, может быть представлено следующим выражением.

С - С + С + С , (3)

ГАДН ГАДН. ЛИЦ. ГАДН. ПЛ. ^ ^ ГАДН. ВНЕПЛ.' 4 '

где Сгадн. лиц. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые при лицензировании транспортной деятельности перевозчика; Сгадн. ПЛ.. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые при плановых проверках (не чаще одного раза в три года) перевозчиков на предмет соблюдения лицензионных требований; СГАдН.ВНЕПЛ.. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые ГАДН при внеплановых проверках перевозчиков в случаях установленных грубых нарушений правил перевозок.

Распределение во времени контроля составляющих организационно-функциональной структуры перевозчика Сгибдд, осуществляемой органами государственной инспекции безопасности дорожного движения.

сгибдд — сгибдд. доп. + сгибдд. внепл.; (4)

где Сгибдд доп. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые органами ГИБДД на протяжении цикла, предоставляемые в виде информации при процедуре допуска перевозчиков к транспортному процессу; Сгибдд. ВНЕПЛ. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые ГИБДД при внеплановых проверках перевозчиков в случаях установленных грубых нарушений правил перевозок.

Роспотребнадзор контролирует составляющие организационно-функциональной структуры СРПН при внеплановых проверках СРПН. ВНЕПЛ. перевозчиков в случаях установленных грубых нарушений прав пассажиров при перевозках.

српн — српн.внепл; (5)

Управляющий орган на транспорте аккумулирует результаты контроля организационно-функциональной структуры С0 перевозчиков, предоставляемые подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органов по сертификации, осуществляет контроль при допуске перевозчиков к транспортному процессу, при плановых проверках

(если это предусмотрено условиями договора), а также при внеплановых проверках в случаях установленных грубых нарушений правил перевозок.

суот — суот. доп. + суот. пл. + суот. внепл. ; (6)

где СУОТ. доп. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые управляющим органом на транспорте при процедуре допуска перевозчиков к транспортному процессу; СУ0ТПЛ. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые управляющим органом на транспорте при плановых проверках (если это предусмотрено условиями договора); СУОТ. ВНЕПЛ. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые управляющим органом на транспорте при внеплановых проверках в случаях установленных грубых нарушений правил перевозок.

Органы по сертификации на автомобильном транспорте осуществляют контроль при допуске перевозчиков к транспортному процессу, при плановых проверках, а также при внеплановых проверках в случаях установленных грубых нарушений правил перевозок.

сссат — сссат.доп. + сссат.пл. + сссат.внепл, (7)

где Сссат. доп. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые органом по сертификации при процедуре допуска перевозчиков к транспортному процессу; Сссат ПЛ. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые органом по сертификации при плановых проверках, осуществляемых с полугодовой периодичностью согласно договору; Сссат ВНЕПЛ. - составляющие организационно-функциональной структуры, контролируемые органом по сертификации при внеплановых проверках в случаях установленных грубых нарушений правил перевозок.

Анализ временной диаграммы контроля свидетельствует, что:

- лицензирование создает необходимые условия для допуска перевозчиков к транспортному процессу и в плановом и внеплановом порядке контролирует исполнение перевозчиком организационно-функциональной структуры на протяжении цикла;

- на результаты процедуры допуска перевозчика к транспортному процессу оказывают влияние результаты контрольных функций ГИБДД, управляющих органов на транспорте, сертификации на автомобильном транспорте;

- контроль исполнения перевозчиком организационно-функциональной структуры на пла-

новой основе осуществляют ГАДН (не чаще один раз в три года), управляющий орган на транспорте (если это предусмотрено условиями договора), орган по сертификации с полугодовой периодичностью согласно договору;

- контроль исполнения перевозчиком организационно-функциональной структуры на внеплановой основе осуществляют ГАДН, ГИБДД, Роспотребнадзор, управляющий орган на транспорте, орган по сертификации.

Необходимо отметить, что наибольшее количество раз контроль в течение цикла осуществляют органы по сертификации на автомобильном транспорте.

Модель повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам

В соответствии с полученными результатами теоретических и экспериментальных исследований разработана модель (рисунок 2) повышения качества перевозок пассажи-

ров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам [1, 2]. В ней содержатся установленные требования к организационно-функциональной структуре перевозчиков с регламентацией взаимодействия субъектов автотранспортной деятельности. В модели использованы два основных вида управления: управление в замкнутом контуре и управление изоляцией. Управление в замкнутом контуре реализовано посредством обратной связи выхода системы с её входом, что обеспечивает её самоорганизацию. Такому управлению свойственно: наличие канала информации о состоянии процесса перевозок; наличие возможности сравнения показателей Yф перевозок с предъявляемыми требованиями Yт с последующим определением рассогласования AY системы; наличие источника управляющего воздействия по устранению рассогласования А^ наличие условий для организации воздействий на вход системы и процесс перевозок.

Нормативно-правовая база (федеральная, региональная)

11111

Система допуска перевозчиков

Структура

ПОДВИЖНОГО

состава АТ

информирование

суог

Перевозчик

Т

I-

тшформщюеантш

Ресурсы перевозчика:

-подвижной состав; персонал: -ПТБ

■договора с УОТ: -лицензия

Краткосрочное управление

УОТ

Суот

Среднесрочное управление УОТ

Оперативное управление (диспетчер)

л=УшГл

I I I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Управляющие воздействия

Пассажир

ли Фактическое

I_К Р^ЧЙЯР^^Ч качество и

\Ш ииьеп 1 ■ безопасность, Уф

_ Ж управления Щ

I V I Процесс |

_перевозки ■ I

I пассажиров 1«-

Требуемое качество и безопасность, У.щ

Параметры управления:

-количествоТС на маршруте; -и нтервал ы движения; -скорости движения; -графики движения (время прибытия и отправления ТС £ ОП;

п ассажир опотоки._

Возмущяющне воздействия

Заторы, ДТП, изменение дорожно-кпиматических условий и т.д.

ПДБДЦ ] [Роспотребнадзор | | УГАДН~|

Ограничения маршрутной УДС

Ресурсы внешней среды:

-упично-дорожная сеть (УДС); -остановочные пункты (ОП)и площадки;

-система обеспечения БДД; -система автоматизированного управления; -навигационная служба

српн

СгАДН

Сертификация на АТ \

\ с сел г

Рис. 2. Блок-схема модели повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам

Управление изоляцией в модели осуществлено созданием фильтров на входе и выходе системы, которые не пропускают из внешней среды в организационную систему нежелательные входы и из неё во внешнюю среду нежелательные выходы. Модель содержит комплекс технических, технологических и организационных решений, направленных на обеспечение требуемого качества транспортного процесса.

Многоконтурная обратная связь осуществляется в оперативном порядке посредством диспетчирования, воздействиями различной периодичности на перевозчиков в виде краткосрочного и среднесрочного управления с использованием объективной информации навигационной деятельности. Важными элементами усовершенствованной модели является: система допуска перевозчиков к выполнению услуг по перевозки пассажиров по регулярным маршрутам; мотивация перевозчиков к сертификации услуг.

Заключение

Анализ разработанной модели позволяет заключить о ее соответствии положениям теории пассажирских автомобильных перевозок, квалиметрии и управления качеством [5]. Модель использована при разработке Закона Оренбургской области от 04.03.2011 г. № 4326/Ю15-^-О3 «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области» и Постановления Правительства Оренбургской области от 01.08.2011г. №895-п «О порядке организации конкурсов на право заключения договоров на обеспечение перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок в Оренбургской области».

Библиографический список

1. Якунина, Н. В. Методология повышения качества перевозок пассажиров общественным автомобильным транспортом: монография / Н. В.Якунина, Н. Н. Якунин. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. - 289 с.

2. Якунина, Н. В. Теоретическое обоснование модели повышения качества перевозок пассажиров автомобильным транспортом по регулярным маршрутам / Н. В. Якунина // Автотранспортное предприятие. - 2014. - №11. - С.47 - 48.

3. Шишкин, И. Ф. Квалиметрия и управление качеством: учебник для вузов / И. Ф. Шишкин, В. М. Станякин. - М.: Изд-во ВЗПИ, 1992. - 210 с.

4. Окрепилов, В. В. Всеобщее управление качеством: учебник для вузов/ В. В. Окрепилов.-СПб: Изд-во СПб УЭФ, 1996. - 454с.

5. Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте. Утв. Минавто-трасом РСФСР от 31.12.1981. - М. 1983. - 511с. http://www.consultant.ru Проверено: 10.06.2014г.

6. ГОСТ 51825-2001. Услуги пассажирского транспорта. Общие требования. - М.: ИПК Издательство стандартов, 2002. - 15с.

7. О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.95 №196-ФЗ// Консультант Плюс: справочная правовая система/ разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». - М.: Кон-сультантПлюс, 1997-2013. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (проверено: 10.06.2014)

8. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Утв. Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23.10.93г. №1090. -Режим доступа: http://www.consultant.ru (проверено: 10.06.2014)

Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках базовой части государственного задания на проведение научно-исследовательской работы «Методология обеспечения качества эксплуатации автомобильного транспорта» (№ 1829 от 01.02.2014 г.).

METHODOLOGICAL BASES OF A MODEL OF IMPROVING QUALITY OF PASSENGERS' TRANSPORTATIONS BY MOTOR TRANSPORT ALONG REGULAR ROUTES

N. V. Yakunina

Abstract. The article is devoted to improving quality of passengers' transportations along regular routes. The theoretical provisions, used in the methodology of improving quality of transport process, realized in normative and legal documents of the Orenburg region, regulating the organization of passenger motor transport's activity are provided in the article.

Keywords: quality, passenger traffic, organizational and functional structure.

References

1. Yakunina, N. V., Yakunin N. N. Metodologija povyshenija ka-chestva perevozok passazhirov obshhestvennym av-tomobil'nym transportom: monografija [Methodology of improving quality of passenger transportation by the public motor transport: monograph]. Orenburg: OOO IPK Universitet, 2013. 289 p.

2. Yakunina N. V. Teoreticheskoe obosnovanie modeli povyshenija kachestva perevozok passazhi-rov avtomobil'nym transportom po reguljarnym marshrutam [Theoretical justification of a model of improving quality of passenger transportations by motor transport along regular routes]. Avtotransportnoe predprijatie, 2014, no 11. pp. 47-48.

3. Shishkin I. F., Stanyakin V. M. Kvalimetrija i upravlenie kachestvom: uchebnik dlja vuzov [Qualimetry and quality management]. Moscow, Izd-vo VZPI, 1992. 210 p.

4. Okrepilov V. V. Vseobshhee upravlenie ka-chestvom: uchebnik dlja vuzov [General quality management: textbook for universities]. St.Prtersburg, Publishing house of SPb of UEF, 1996. 454 p.

5. Rules for organization of passenger traffic on the motor transport. Minavtotras RSFSR of 31.12.1981. Moscow, 1983. 511 p. Available at: http://www.consultant.ru Is checked: 10.06.2014.

6. GOST 51825-2001. Uslugi passazhirskogo transporta. Obshhie trebovanija [GOST 51825-2001. Services of passenger transport. General requirements]. Moscow, IPK Izda-tel'stvo standartov. 15 p.

7. On traffic safety: Federal law of 10.12.95 no. 196-FZ // ConsultantPlus: help legal system / NPO Vychisl. Matematika i informatika. Moscow, ConsultantPlus, 1997-2013. Available at: http://www.consultant.ru (accessed 10.06.2014).

8. Basic provisions on the admission of vehicles to operation and responsibilities of officials for ensuring traffic safety. The resolution of Council of ministers of the Government of the Russian Federation from 23.10.93g. no. 1090. Available at: http://www.consultant.ru (accessed: 10.06.2014).

Якунина Наталья Владимировна (Оренбург, Россия) - кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет» (460018, г. Оренбург, просп. Победы, д. 13, e-mail: nat.yakunina56@yandex.ru)

Yakunina Natalia Vladimirovna (Orenburg, Russian Federation) - candidate of technical sciences, associate professor, associate professor of the department "Motor transport" of FSBEI HPE "The Orenburg state university" (460018, Orenburg, 13 Pobedy Ave., e-mail: nat .yakunina56@yandex.ru)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.