Научная статья на тему 'Государственное регулирование в сфере автомобильных перевозок'

Государственное регулирование в сфере автомобильных перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2540
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ / PASSENGER TRANSPORTATION / ГРУЗОВЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / FREIGHT TRANSPORTATION / СТАНДАРТ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ / TRANSPORT SERVICE STANDARDS / БЕСПИЛОТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PILOTLESS TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Асаул Н.А.

Проанализирован ряд основных актуальных вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования в области перевозки грузов автомобильным транспортом. Дан комментарий по принятому в 2017 г. «Социальному стандарту транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров». Приведен обзор новаций в грузовых перевозках. Заострено внимание на нормативном регулировании в сфере беспилотных транспортных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Асаул Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government regulation in the motor transport sector

The paper analyses a number of basic current issues regarding legal regulation in the sphere of freight transportation by motor transport, and provides commentary on the 'Social standard for transport service provision in performance of passenger transportation', passed in 2017. An overview of legislative innovations in freight transportation is provided. Special attention is paid to regulation concerning self-driving vehicles.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование в сфере автомобильных перевозок»

Государственное регулирование в сфере автомобильных перевозок

Н. А. Асаул,

д. э. н.,

заместитель

министра

транспорта

ЛТГ

Вниманию водителей!

Стоимость разовых пропусков, предъявляемых при выезде с территории составляет:

30 руб.-лег» 50руб.-груз^

автотрансп!

хотел бы остановиться на некоторых основных актуальных вопросах, касающихся нормативного правового регулирования в области перевозки грузов автомобильным транспортом.

Одной из приоритетных задач роста национальной экономики является развитие транспортного комплекса. При этом в сфере оказания транспортных услуг неоспоримыми преимуществами обладает автомобильный транспорт, в частности, за счет гибкости, мобильности, надежности, срочности, сохранности перевозимых грузов и целого ряда других качеств. Поэтому вполне закономерно автомобили в России перевозят более двух третей от доставленных грузов всеми видами транспорта.

Так, по официальным данным Рос-стата (рис. 1), в 2016 г. на автомобилях перевезено 5138 млн тонн грузов, что превышает показатель аналогичного периода 2015 г. почти на 2 %. Грузооборот увеличился на 0,9 % до значения 234 млрд ткм. По итогам I полугодия 2017 г. объем перевозок составил 2296 млн т, что на 1,9 % больше, чем в прошлом году. Грузооборот увеличился на 4,5 % — до 109 млрд т-км [8].

тг

СП*._______!Ш. I

я »

Для дальнейшего повышения конкурентоспособности автомобильного транспорта большое значение имеет решение вопроса о формировании стандартов отрасли. Мировой и отечественный опыт показывает, что измерение уровня качества услуг и управление процессами его достижения обеспечиваются во многом именно путем применения механизмов и процедур стандартизации. Так, в странах ЕС и в США стандарты транспортного обслуживания населения применяются давно и успешно. В свою очередь, принятие стандартов на автомобильном транспорте в России позволит нам создать систему, гарантирующую минимальный уровень обслуживания, ниже которого качество сервиса не может опуститься.

Если говорить о пассажирских перевозках, то с учетом их особой социальной значимости распоряжением Минтранса от 31 января 2017 г. № НА-19-р был утвержден «Социальный стандарт транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок

Вы!

8000 7000 6000 5000 4000 3000 2000 1000

пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», назначение которого состоит в приведении качества работы пассажирского транспорта в соответствие с запросами населения. Это было предусмотрено пунктом 63 Плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии Российской Федерации на среднесрочный период (2014-2018 гг.), а также отражено в пункте 2.1 Поручения Президента Российской Федерации от 1 июля 2016 г. № Пр-1277 [6].

В частности, Стандарт устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания. При этом раскрывается суть и нормативные значения по трем группам показателей качества перевозки:

• доступность;

• надежность;

• комфортность.

Общая оценка соответствия требованиям стандарта проводится с использованием интегрального показателя уровня транспортного обслуживания населения, рассчитываемого согласно методики определения качества транспортного обслуживания, а также по опросам населения об уровне удовлетворенности качеством транспортных услуг. Органам исполнительной власти субъектов РФ, ответственным за транспортную сферу, рекомендовано придерживаться данного стандарта при организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам. При этом стоит напомнить, что в России регулярные коммерческие

20%

10%

о%

-10!

-209

перевозки пассажиров автомобильным транспортом подлежат обязательному лицензированию, что является достаточно эффективной формой государственного регулирования. Основное отличие лицензирования от уведомительного порядка заключается в том, что до получения лицензии необходимо подтвердить соблюдение требований по безопасности, т. е. государство гарантирует пассажирам, что перевозчик проверен уже до начала работы.

Перевозчик должен соответствовать целому ряду критериев: наличие помещений и оборудования для технического обслуживания и ремонта транспортных средств, в том числе для проведения обязательного предрейсового контроля технического состояния транспортного средства, соблюдение требований по организации медицинского осмотра водителей до и после рейса, использование транспортных средств, оснащенных тахографами, отсутствие переработок и др. Еще одно существенное преимущество лицензирования — возможность приостановки деятельности для устранения нарушения, в то время как перевозчику, деятельность которого не-лицензирована, государственные органы могут только выписать штраф (после чего нарушитель чаще всего продолжит работать, подвергая жизнь и здоровье пассажиров опасности).

Важно отметить, что, в отличие от сферы пассажирских перевозок, возможности государства для дополнительной стандартизации деятельности по грузовым перевозкам ограничены, т. к. в соответствии с российским законодательством регулирование грузовых автомобильных перевозок проводится без дополнительной нагрузки на субъектов

предпринимательской деятельности. В то же время это не значит, что в сфере грузоперевозок не должны соблюдаться стандарты качественного оказания услуг. Несмотря на отмену лицензирования деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом в 2005 г. регулирование в данной сфере осуществляется иными методами. В соответствии со ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки грузов регламентируются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами [2].

Так, статьей 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» установлено, что данный федеральный закон определяет общие условия перевозок грузов автомобильным транспортом [4]. А в развитие Устава с целью установления порядка организации перевозок грузов, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств, а также условий перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок Постановлением Правительства от 15 апреля 2011 № 272 утверждены Правила перевозок грузов автомобильным транспортом [5].

Предметом правового регулирования Правил является определенная совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, что распространяется на деятельность перевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей независимо от организационных форм и форм собственности.

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлены требования по обеспечению безопасности, которые предусматривают допуск водителей к управлению транспортными средствами, обязательное страхование владельцами автотранспортных средств своей гражданской ответственности, обязательное прохождение технического осмотра автотранспортных средств, обязательные предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Также законом установлен контроль за режимом труда и отдыха водителей и за соблюдением требований при осуществлении ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств [3].

Объем перевозок, млн. т • Динамика объема перевозок, %

6861 6893

♦7,7% 5702

1,2%

,9%_1,9%»

2253 2296

0 -)-,-,-,-.-,-.-,-,-,-.-,- -30°/

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 1пг.2016 1пг. 2017

Рис. 1. Динамика объема перевозок грузов автомобильным транспортом России в 2007-2017 гг.

4 | «Транспорт Российской Федерации»

№5 (72) 2017

Вместе с тем Минтрансом России проводится постоянная работа по совершенствованию законодательства в данной сфере, в т. ч. по перевозкам опасных, скоропортящихся грузов, обеспечению транспортной безопасности. Помимо этого стандартизация может осуществляться в рамках деятельности самих предприятий, оказывающих услуги по грузоперевозкам, или саморегулируемых организаций (СРО). В настоящее время в реестр СРО, основанных на добровольном членстве, включены сведения о 15 саморегулируемых организациях, члены которых оказывают транспортные услуги, в т. ч. услуги по перевозке грузов автомобильным транспортом.

Также необходимо учесть, что Российская Федерация как участница международных организаций придерживается международных стандартов качества транспортных услуг. Так, в мае 2015 г. в ходе саммита Международного транспортного форума министрами транспорта стран-участниц многосторонней разрешительной системы ЕКМТ была принята Хартия качества международных автомобильных грузовых перевозок. Она дополняет положения Руководства для должностных лиц и перевозчиков по использованию многосторонней квоты ЕКМТ, в котором уточнены характеристики разрешений, распределяемых в соответствии с данной системой, а также условия и область их использования. В частности, в документе указывается, что предприятия автомобильного грузового транспорта для осуществления международных автомобильных грузовых перевозок должны представить доказательства того, что они: а) удовлетворяют условиям учреждения; б) имеют адекватную деловую репутацию; в) имеют надлежащее финансовое положение; г) обладают профессиональной компетентностью в данной области. Хартией устанавливается целый ряд квалификационных стандартов для предприятий автомобильного транспорта, транспортных управляющих и водителей [1].

В настоящее время Минтрансом России проводится работа по импле-ментации положений Хартии качества в российское законодательство. Разработан проект изменений в Постановление Правительства № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок»

в части установления уровня финансового обеспечения автотранспортного предприятия при допуске к международным автомобильным перевозкам. Также вносятся изменения в Условия распределения многосторонних разрешений российским перевозчикам, утвержденные приказом Министерства транспорта от 30 октября 2015 г. № 323, в части учета коэффициента деловой репутации назначенного перевозчиком лица, ответственного за осуществление международных автомобильных перевозок, а также учета допущенных перевозчиком нарушений.

Положения Хартии качества распространяются на все международные автомобильные перевозки, осуществляемые по разрешениям ЕКМТ с 1 января 2018 г. Документ носит рекомендательный характер и его положения могут быть применены автотранспортными организациями и саморегулируемыми организациями. Также следует отметить, что в 2016 г. Россия присоединилась к Протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) с целью создания равных условий работы российских перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг с перевозчиками 42 государств-участников и усиления конкурентоспособности российского автомобильного транспорта на рынке международных перевозок.

Как известно, при проработке вопроса распространения требований Протокола к Конвенции КДПГ на вну-трироссийский рынок перевозок одним из неотъемлемых условий реализации данного решения отечественными автотранспортными союзами и организациями отмечается необходимость внесения соответствующих изменений в законодательство РФ в части регулирования порядка получения допуска к внутрироссийским перевозкам средствами автомобильного транспорта, как это предусмотрено для международных автомобильных перевозчиков.

В настоящее время на внутрирос-сийском рынке грузоперевозчик несет стандартные риски предпринимательской деятельности (рис. 2). Правоотношения между грузоотправителем и перевозчиком груза являются гражданско-правовыми и регулируются, в соответствии с Уставом, договором перевозки. Во избежание спорных ситуаций в договор перевозки любая из сторон может включить обязательство

или требование о возмещении ущерба за утраченный или поврежденный груз. При объявлении ценности перевозимого груза может использоваться такая мера обеспечения сохранности груза, как страхование груза и страхование ответственности перевозчика. И, согласно имеющейся у нас информации, данный механизм успешно применяется на добровольной основе. Таким образом, законодательством Российской Федерации установлен механизм, предусматривающий регулирование размера ответственности автомобильных перевозчиков за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза при его перевозке во внутрироссийском сообщении.

В соответствии с поручениями Президента и Правительства Российской Федерации всеми федеральными органами исполнительной власти сегодня прорабатываются вопросы перехода на электронные технологии, а в части Минтранса России — электронного оформления грузовых перевозок (этот вопрос также поднимался на встрече Председателя Правительства Д. А. Медведева с представителями грузоперевозчиков в марте текущего года). В настоящее время Минтранс активно работает над внедрением электронной транспортной накладной, на первом этапе — при осуществлении международных автомобильных перевозок путем присоединения Российской Федерации к Дополнительному протоколу к Конвенции КДПГ (рис. 3). Также вопрос внедрения электронной накладной прорабатывается и для вну-трироссийского рынка грузовых автоперевозок. Его обсуждение проходит на разных площадках с привлечением широкого круга экспертов.

Также необходимо коснуться темы развития беспилотных транспортных средств. Минтрансом планируется разработка поправок в национальное законодательство, а также в международные договоры в части определения правового статуса автономного вождения.

Развитие телематических технологий, в т. ч. в области интеграции беспилотных транспортных средств, в транспортную инфраструктуру осуществляется в рамках развития интеллектуальных транспортных систем. В министерстве проводится работа по унификации и развитию таких систем, в частности создан Экспертный совет по интеллектуальным транспортным системам, в который вошли ведущие

Рис. 2. Ответственность перевозчика в международном и внутрироссийском сообщении

ВНЕДРЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ НАКЛАДНОЙ «e-CMR» Дополнительный протокол к Конвенции КДПГот 27 мая 2008 г.

11 стран

присоединились:

Франция,

Болгария,

Чехия

Дания, Эстония, Латвия, Литва, Нидерланды,

Официальная поддержка присоединения: Австрия Бельгия

Словакия, Испания, Германия Италия

Швейцария Люксембург

Норвегия

Швеция

Минтрансом России начаты процедуры присоединения Российской Федерации

Выгоды и возможности для бизнеса:

♦ улучшение управляемости накладной;

♦ ускорение оборачиваемости денежных средств (за счет проведения операций в режиме реального времени и ускорения выставления счетов);

♦ снижение расходов на печать, обработку и архивирование накладных;

♦ повышение точности расчетов с использованием содержащихся в «е-СМ1Ъ> данных;

♦ улучшение коммуникаций с базами данных партнеров (банковские операции, подтверждение поставки товаров, таможенное декларирование);

♦ облегчение работы персонала (за счет использования мультиязычных электронных приложений для поддержки оборота «е-СМ/?»);

♦ повышение конкурентоспособности автотранспортных предприятий.

Рис. 3. Внедрение в России электронной транспортной накладной

эксперты в этой области, представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, научных институтов и бизнес-сообщества. Также Минтрансом образована рабочая группа «Развитие беспилотных технологий в транспортном комплексе Российской Федерации», задачей которой является формирование предложений по совершенствованию действующей нормативной правовой базы в части создания условий для развития и внедрения технологий беспилотных транспортных средств и связанной транспортной инфраструктуры.

С целью формирования новой высокотехнологичной отрасли и ее потребительского рынка разработан и принят к реализации План мероприятий

(«дорожная карта») «Автонет» Национальной технологической инициативы, утвержденный Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России (от 24 июня 2016 г. № 317) [7].

В настоящее время ПАО «КамАЗ», ФГУП «НАМИ» и группой «ВОЛГАБАС» за счет собственных средств реализуются проекты по разработке автономных транспортных средств для удовлетворения потенциального спроса на рынке «Автонет». Планы и программы реализации указанных проектов включают проведение комплекса испытаний как отдельных технических решений, так и самих автономных транспортных средств, создаваемых в рамках проектов. □

6 | «Транспорт Российской Федерации:

Литература

1. Хартия качества Международных автомобильных грузовых перевозок в системе Многосторонней Квоты ЕКМТ. [Электронный ресурс] URL: https:// www.itf-oecd.org/sites/defauLt/fiLes/ docs/itf201503fru_0.pdf (дата обращения 7 сентября 2017 г.).

2. Кодексы и законы РФ. [Электронный ресурс] Гражданский кодекс РФ. URL: http://kodeks.systecs.ru/gk_rf/ (дата обращения 7 сентября 2017 г.).

3. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О безопасности дорожного движения». [Электронный ресурс] URL: http://LegaLacts.ru/doc/federaLnyi-zakon-ot-10121995-n-196-fz-o/ (дата обращения 7 сентября 2017 г.).

4. Федеральный закон «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 № 259-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://www.consuLtant.ru/ document/cons_doc_LAW_72388/ (дата обращения 9 сентября 2017 г.).

5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 № 272 (ред. от 22.12.2016) «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом». [Электронный ресурс] URL: http:// www.consuLtant.ru/document/cons_ doc_LAW_113363/ (дата обращения

9 сентября 2017 г.).

6. Распоряжение Министерства транспорта РФ от 31 января 2017 г. № НА-19-р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». [Электронный ресурс] URL: http:// www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71508414/ (дата обращения

10 сентября 2017 г.).

7. План мероприятий («дорожная карта») «Автонет» Национальной технологической инициативы. [Электронный ресурс] URL: http://www.tpidea. ru/storage/fiLes/6954c0accd0aec7c3f bff5d6f4ac7838.pdf (дата обращения 12 сентября 2017 г.).

8. Сайт Федеральной службы государственной статистики. Основные показатели перевозочной деятельности транспорта. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ enterprise/transport/ (дата обращения 10 сентября 2017 г.).

№5 (72) 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.