Научная статья на тему 'Подход к оценке коммуникативной компетенции в интерактивной игре'

Подход к оценке коммуникативной компетенции в интерактивной игре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
572
607
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ / ИЗМЕРЕНИЕ КОМПЕТЕНЦИЙ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сангаджиева Н.А.

В статье рассмотрены методическое обеспечение и пример применения методики оценки коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности обучающихся в вузе при реализации интерактивной ролевой игры. Приведены итоговые результаты педагогического эксперимента, отражающие действенность разработанной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подход к оценке коммуникативной компетенции в интерактивной игре»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

2. Туник, Е. Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления [Текст] / Е. Е. Туник. -СПб : Питер, 2013. - 320 с.

3. Хуторской, А. В. Как обучать творчеству? [Текст] // Дополнительное образование. - 2001. - №1. - С. 4-10.

© А. Д. Рыбкин, 2015

УДК 37

Н.А. Сангаджиева

Соискатель кафедры военной акмеологии и кибернетики Военная академия РВСН им. Петра Великого г. Москва, Российская Федерация

ПОДХОД К ОЦЕНКЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ИНТЕРАКТИВНОЙ ИГРЕ

Аннотация

В статье рассмотрены методическое обеспечение и пример применения методики оценки коммуникативной компетенции в сфере профессиональной деятельности обучающихся в вузе при реализации интерактивной ролевой игры. Приведены итоговые результаты педагогического эксперимента, отражающие действенность разработанной методики.

Ключевые слова

Интерактивные игры, измерение компетенций, коммуникативная компетенция.

Соответствие высшего профессионального образования современным тенденциям требует изменений в содержании учебных программ и методах обучения, широкого внедрения инновационных подходов и информационных технологий в учебный процесс, совершенствования методик профессиональной подготовки обучающихся. Интенсивные изменения современного общества, высокие темпы его социальноэкономического развития вызывают непрерывно нарастающий поток социальной и профессиональной информации и обуславливают необходимость готовить специалиста, который не будет ждать инструкций, а с первых дней станет успешно исполнять свои обязанности, проявляя творчество и разумную инициативу. Повышение качества образования подразумевает решение приоритетных задач, среди которых -обеспечение инновационного характера базового образования, реализации компетентностного подхода, взаимосвязи академических знаний и практических умений. При этом с одной стороны, образовательная среда должна быть стандартизованной под профессиональные нормы и требования, а с другой - учитывать индивидуально-личностные особенности обучающихся. Помимо наличия базовых узкопрофессиональных знаний крайне важными являются коммуникативные навыки, гибкость мышления, возможность действовать в состоянии неопределенности и брать на себя ответственность за принятые решения, фундаментальный подход к работе, наличие междисциплинарных знаний, творческая самостоятельность, способность к саморазвитию и многое другое. По выражению проф. Солодовой Е.А. «Высшей целью организации образовательного процесса является обеспечение соответствующего уровня развития личности обучающегося, ... в соответствии с определением термина «развитие» - речь идет об эволюции личности» [7, с. 63]. Все это вместе взятое определяет актуальность поиска и разработки эффективных образовательных средств обеспечения высокого качества образования с позиций компетентностного подхода.

Экспоненциальный рост количества информации в современном обществе обуславливает востребованность формирования у обучающихся следующих качеств:

способность быстро моделировать развитие той или иной ситуации, исходя из минимальных данных (аналитические способности, логика);

возможность быстро принимать решения в условиях резко меняющейся обстановки (проявление активности, ответственность за принятие решения, инициатива, творческие способности);

142

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

умение работать в режиме совместной выработки решений многофакторных задач (профессиональная коммуникация, умение слушать мнение оппонента);

высокие морально-волевые качества, исключающие возникновение панических настроений (уверенность, спокойствие, расчет);

владение психотехникой саморегуляции и эмоциональной разгрузки.

Анализ традиционных форм обучения подтверждает их значимый потенциал в изучении фундаментальной базы, и крайне ограниченные возможности в формировании вышеуказанных требуемых качеств обучающихся и профессиональных компетенций. В традиционной организации учебного процесса в качестве способа передачи информации используется односторонняя форма коммуникации. Обучающийся находится в состоянии, когда он только читает, слышит, говорит об определенных областях знания, занимая лишь позицию обучаемого. Характерно, что односторонняя форма коммуникации присутствует не только на лекционных занятиях, но и на семинарских, меняется только направление трансляции. Это могут быть ответы на поставленные преподавателем до начала семинара вопросы, рефераты, воспроизведение лекционного материала. Отметим только один, самый важный недостатки такого способа обучения (оставляя за рамками вопрос о возможности формировании компетенций): прежде всего это пассивность обучающегося во время занятия, его функция - слушание. В то время как педагогические и социологические исследования показывают, что человек помнит 10% прочитанного; 20% - услышанного; 30% - увиденного; 50% - увиденного и услышанного; 80% - того, что говорит сам; 90% - того, до чего дошел в своей деятельности [4].

В современной высшей школе приоритет должен отдаваться приемам опосредованного педагогического воздействия, на первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации в педагогике сегодня связаны с применением интерактивных методов обучения [5, с. 59]. Интерактивный - означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивные методы обучения позволяют решать одновременно несколько задач, главной их которых является всестороннее развитие коммуникативных навыков, что помогает установлению эмоциональных контактов и обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде. Использование интерактивных форм с применением информационных технологий снимает нервную нагрузку с обучающихся, дает возможность быстро изменять виды их деятельности, переключать внимание с одних вопросов занятия на другие.

Педагогическая практика показывает, что высокой эффективностью в подготовке обучающихся к профессиональной деятельности обладают ролевые и ситуационные игры с применением информационных технологий. Это обусловлено тем, что образовательный процесс с использованием имитационных игр осуществляется в коллективной форме и позволяет достигать поставленной дидактической цели совместными усилиями, что способствует улучшению взаимоотношений в коллективе. В игровых формах обучения решения вырабатываются коллегиально; коллективное мнение формируется и при защите собственных решений, и также при критике решений других. Порядок проведения интерактивной игры может быть самым различным. Согласно ему игре предшествует специальная вводная лекция, отдельные занятия по изучению исходной документации, формирование игровых групп, распределение ролей, выбор ситуаций, определение тематики проектной задачи и инструктаж. В информационно-методическое обеспечение игры включаются: сценарий, правила, регламент, нормативно-справочные материалы, программное обеспечение игры, методики оценивания результатов.

Адекватная организация оценивания - одна из самых сложных задач в образовательном процессе, ориентированном на компетенции [1, с. 73]. Эта задача тем более осложняется при использовании интерактивных методов преподавания. Кроме традиционной проверки знаний через тесты, письменные задания, контрольные работы, экспресс-опросы («летучки») и расширенные опросы, ориентированные на знания и понимание, педагогу становятся нужны и другие методы и подходы в оценивании. Методы, ориентированные на компетенции, должны показать уровень «делания», то есть компетентности в определенной области, например, профессиональной коммуникации. Для диагностики компетенций предлагаются разнообразные подходы: психологические тесты, практическое выполнение

143

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

коммуникативных действий при реализации игры, разрешение ситуаций в процессе общения, в диагностическом режиме при защите проектных решений, наблюдение, анализ, самооценка, групповая и экспертная оценка коммуникативных качеств, личности и др. [2, c. 121].

Рассмотрим вариант методики в области диагностики уровней коммуникативной компетенции в профессиональной сфере. Методика базируется на положениях деятельностного подхода, основанного на теории, разработанной Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, согласно которым личность в образовательном процессе рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении, определяет характер этой деятельности. Для обеспечения возможностей квалиметрии коммуникативной компетенции использована группа основных признаков оценки деятельности обучающихся: речевые умения, взаимодействие на уровне диалога, владение групповой коммуникацией и психологические приемы в общении, которые трансформировались в ступени коммуникативной компетенции [6].

На рисунке 1 показаны формы психологических приемов в общении, соответствующие им признаки коммуникативных проявлений (Пр^ и уровни компетенции.

Речевые

умения

© © ©

Применение психологических приемов в общении

Ступени сформированности

коммуникативной компетентности

Рисунок 1 - Признаки и уровни коммуникативной компетенции

Каждому из установленных признаков соответствуют определенные ступени сформированности коммуникативной компетенции, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Ступени и уровни коммуникативной компетенции

Признаки коммуникативной компетенции Ступени

I (уровень освоения) II (уровень владения) III (уровень управления)

§ ю Он CQ Речевые умения (Пр1) Осуществляет основные речевые функции Имеет и высказывает своё личное мнение Владеет элементами ораторского искусства

Умение взаимодействовать на уровне диалога (Пр2) Владеет навыками активного слушания Осуществляет продуктивную обратную связь Проектирует процесс общения

Владение групповой коммуникацией (Прз) Взаимодействует в групповой работе, осуществляет сотрудничество Разрешает спорные ситуации, снимает конфликты Создает и поддерживает благоприятный климат в коллективе

1 Он 1) CQ 1) К Применение психологических приемов в общении (Пр4) Умеет преодолевать психологические барьеры в общении Выбирает невербальные средства общения адекватно ситуации Грамотно определяет сенсорные каналы собеседников и эффективно использует их в общении

Для получения оценки коммуникативной компетенции, например, в процессе проведения интерактивной ролевой игры «Авария на техническом сооружении» создается группа экспертов, состоящая из преподавателей различных кафедр, участвующих в учебном процессе по подготовке обучающихся по направлению «Информационные системы и технологии». Эти эксперты по регламенту присутствуют на всех этапах прохождения игры.

144

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

В ходе интерактивных взаимодействий в соответствии с ролями обучающиеся проявляют те или иные вербальные и невербальные признаки общения. Эксперты в процессе реализации игры заполняют оценочные листы (по заранее разработанной форме), отмечая в них субъективные ощущения от поведения каждого игрока и ориентируясь на выделенные признаки проявления компетенции. Оценочный лист содержит перечень всех показателей и форм их проявления (таблица 2). При этом подразумевается, что первая ступень

соответствует оценке «удовлетворительно», вторая - оценке «хорошо», третья - оценке «отлично».

Таблица 2

Оценочный лист эксперта

Ступени | Показатели

Речевые -умения (ПрО

I 3 Осуществляет основные речевые функции. Умеет формулировать и излагать свои мысли

II 4 Обладает развитой устной и письменной речью. Умеет использовать в общении нормы речевого этикета. Имеет и высказывает своё личное мнение

III 5 Владеет элементами ораторского искусства. Легко вызывает интерес аудитории к своему монологу. Умеет и применяет в речи высказывания других авторов. Управляет дистанцией в общении в ходе выступления перед аудиторией (более 4 м)

Умение взаимодействовать на уровне диалога (Пр2)

I 3 Ведет беседу, кратко и точно выражает свои мысли. Владеет навыками активного слушания собеседника

II 4 Инициирует и вступает в контакт. Осуществляет продуктивную обратную связь. Умеет доказывать свою точку зрения. Не замыкается в себе при отсутствии аргументов, продолжает диалог

III 5 Стимулирует собеседника к прояснению его позиции, высказываний. Проектирует процесс общения, опираясь на своеобразие ситуации. Управляет дистанцией в общении: официально-деловая - от 1,2 до 3,7 метра (используется для делового общения, причем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения)

Владение групповой коммуникацией (Прз)

I 3 Взаимодействует в групповой работе, осуществляет сотрудничество. Долго привыкает к совместной работе с малознакомыми людьми.

II 4 Разрешает спорные ситуации, снимает конфликты. Умеет влиять на малознакомых, контролировать их деятельность в группе

III 5 Создает благоприятный климат в коллективе. Управляет индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников группы. Управляет дистанцией в общении: межличностная - от 0,5 до 1,2 метра

Применение психологических приемов в общении (Пр4)

I 3 Умеет преодолевать психологические барьеры в общении. Отсутствуют беспорядочная жестикуляция и неорганизованность

II 4 Адекватно ситуации осознанно использует невербальные средства общения. Управляет собственным психологическим состоянием в ходе общения. Устанавливает психологический контакт с партнерами по общению. Отсутствуют «метания» от действия к действию и «лишние» движения при получении новой задачи

III 5 Грамотно определяет сенсорные каналы собеседников и эффективно их использует, читает невербальные признаки поведения партнера. Регулирует психологическое состояние, эмоции партнеров по общению. Готов к неожиданной, нестандартной ситуации

- 0 Примечание: для всех ступеней в случае, если показатель не выявлен

Для каждого участника ролевой игры эксперт в оценочном листе отмечает ступень по каждому признаку формирования коммуникативной компетенции, распознавая их по соответствующим показателям и ориентируясь на субъективные ощущения.

В качестве еще одного примера приведем оценку коммуникативной компетентности игрока роли «АРМ-1» в игре «Авария на техническом сооружении». Для анализа динамики изменения проявлений качеств личности выделим три момента времени интерактивной игры: начало, середина и завершение. Определим ступени сформированности по каждому признаку коммуникативной компетенции. Индивидуальная оценка роли «АРМ-1» соответствует обобщенному критерию коммуникативной компетентности на каждый момент проведения игры, который рассчитывается по следующей формуле:

Z

КК

П П

Ь J

где ZKK - обобщающий критерий компетенции; m - число признаков; n - число ступеней (4); i - индекс признака (1 »- m); J - индекс ступени (1 ^ n); Прг- - оценка по каждому признаку (3 ^ 5).

145

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Мультипликативная форма свертки показателей продиктована меньшей погрешностью получаемых средних значений по сравнению с аддитивной структурой. В связи с выбранной структурой обобщенного критерия отмечается, что если в оценочных листах экспертов присутствует нулевая оценка какого-либо показателя, то обобщающий критерий коммуникативной компетенции для конкретного обучающегося в профессиональной сфере обнуляется.

Результаты и значения обобщающего критерия коммуникативной компетенции игровой роли «АРМ-1» в ходе проведения интерактивной игры представлены в таблице 3.

Таблица 3

Оценка коммуникативной компетенции по роли «АРМ-1»

Критерии оценки Роль «АРМ-1»

До игры Во время игры После игры

Речевые умения 3 4 5

Умение взаимодействовать на уровне диалога 4 4 4

Владение групповой коммуникацией 4 4 4

Применение психологических приемов в общении 3 3 4

Обобщенный критерий АРМ-1 3,46 3,72 4,23

Для оценки уровни сформированное™ коммуникативной компетенции в профессиональной сфере по обобщенному критерию, установлены следующие границы соответствия: (3 4,2) - низкий уровень;

(4,2 ^ 4,8) - средний уровень; (> 4,8) - высокий уровень.

В процессе выполнения одного этапа экспериментальной работы в интерактивной игре приняли участие 18 обучающихся, динамика изменения показателей уровней коммуникативной компетенции (средние по группе) представлена на рисунке 2.

80%

60%

40%

20%

0%

■ Высокий уровень

61%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

До проеедения Во epej&i проеедения После проеедения

Рисунок 2 - Уровни сформированности коммуникативной компетенции по результатам ролевой игры

По результатам проведенных занятий в форме интерактивных игр и полученных оценок уровней коммуникативной компетенции обучающихся, следует отметить наличие положительной динамики учебной группы в процессе продвижения по игре. Рассчитанный статистический критерий подтверждает достоверность сдвигов. Таким образом, интерактивные игры действительно способствуют формированию коммуникативной компетенции, а также решают частные задачи:

приобретение уверенности перед публичными выступлениями; соблюдения логики выступления в соответствии с заданной целью; высказывания собственного мнения (суждения); выяснения мнения других участников дискуссии;

умения представлять результаты работы в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов;

владения продуктивной групповой коммуникацией и многие другие.

Использование интерактивных игр в учебном процессе в качестве метода формирования коммуникативной компетенции в профессиональной сфере позволяет, не снижая качества полученных знаний, формировать необходимые в общении и публичных выступлениях навыки, а также расширяет

146

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

способы ведения дискуссии и определения правильного понимания путей изучения проблемы и как следствие - грамотного ее решения.

Список использованной литературы:

1. Борисова Е.В. Компетентностный аспект в оценке качества образования. Актуальные проблемы

гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-2. -

С. 72-78.

2. Борисова Е.В. Квалиметрия проектной и творческой учебной деятельности студентов. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 2. - С. 117-127.

3. Борисова Е.В. О методике измерений показателей ключевых компетенций студентов. Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2010. № 11. - С. 87-96.

4. Информационно-аналитический обзор. Интерактивные методы обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Академия ФСИН России. http://apu-fsin.ru/service/ omumr/material_int_form.html (дата обращения: 28.07.2015).

5. Останина Е.А., Борисова Е.В. Имитационные технологии компетентностного образования. Материалы докладов заочной научно-практической конференции. Сборник: Подходы и технологии обеспечения гарантий качества профессионального образования. 2014. - С. 58-62.

6. Психологическое обеспечение формирования коммуникативной компетентности у сотрудников органов (подразделений) внутренних дел: [Электронный ресурс] // Отдел МВД России по Саткинскому району. http://ovd-satka.ru/psiholog.html (дата обращения: 28.07.2015).

7. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход. Учебное

пособие / Предисл. Г.Г. Малинецкого. № 56; № 15. М.: Книж-ный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 344 с.

© Н.А. Сангаджиева, 2015

УДК 378

Р.Р. Саркисян

К.п.н., преподаватель Филологический факультет Гаварский государственный университет Г. Гавар, Республика Армения

УЧЕТ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ И ТРАНСПОЗИЦИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ КОНВЕРСИОННОМУ СПОСОБУ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ В АРМЯНСКОЙ АУДИТОРИИ

Аннотация

В статье рассматриваются интерферирующие факторы различного характера, проявляющиеся при использовании заимствованных субстантиватов русского языка армянами. Особо подчеркивается роль интерференции и транспозиции при обучении конверсии как способа словообразования русского языка в армянской аудитории.

Ключевые слова

Интерференция, транспозиция, конверсия, субстантиват, внешнее сопоставление языкового материала.

При построении оптимальной методики обучения конверсионному способу словообразования нельзя игнорировать проблему межъязыковой интеференции. Термин “интерференция”, первоначально употребляемый в физике (акустике), уже давно употребляется в языкознании и методике обучения иностранным языкам. Проблемы интерференции находятся в центре внимания исследователей (лингвистов, типологов, методистов и др.). Несмотря на обилие лингвистической и методической литературы по проблеме

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.