Научная статья на тему 'Ролевые игры как метод повышения коммуникативной компетентности'

Ролевые игры как метод повышения коммуникативной компетентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1046
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОЛЕВАЯ ИГРА / ROLE-PLAYING GAME / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухин Владимир Иванович, Сангаджиева Надежда Анатольевна

В статье описываются различные критерии оценки коммуникативной компетентности, а также рассмотрена возможность формирования коммуникативной компетентности с помощью использования ролевых игр в учебном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE-PLAYING GAMES AS A METHOD OF IMPROVING COMMUNICATIVE COMPETENCE

The article describes the different evaluation criteria of communicative competence, as well as considered the possibility of formation of communicative competence using role-playing games in the educational process.

Текст научной работы на тему «Ролевые игры как метод повышения коммуникативной компетентности»

14 12 10

отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно

■ 211 учебная группа (обучение с применением УТК) 201 учебная группа (обучение без применения УТК)

■ 202 учебная группа (обучение без применения УТК)

Рис. 3. Результаты сдачи зачета по дисциплине «Технологии аварийно-спасательных работ» после обучения с применением УТК (211учебная группа) и после обучения без применения

УТК (201 и 202 учебные группы).

По результатам анализа можно сделать вывод, что применение учебно-тренировочного комплекса в учебном процессе положительно влияет на степень усвоения учебного материала. Таким образом, использование комплекса для подготовки специалистов МЧС России целесообразно и необходимо.

Литература

1. Сборник нормативов по подготовке спасательных воинских формирований. - М., 2011.

2. Учебник спасателя. Под ред. С.К. Шойгу. - М., 2007.

8

6

4

2

0

УДК 37. 013

В.И. Мухин, Н.А. Сангаджиева

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ, КАК МЕТОД ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

В статье описываются различные критерии оценки коммуникативной компетентности, а также рассмотрена возможность формирования коммуникативной компетентности с помощью использования ролевых игр в учебном процессе.

Ключевые слова: ролевая игра, коммуникативная компетентность.

V. Mukhin, N. Sangadzhieva

THE ROLE-PLAYING GAME AS A METHOD OF INCREASING COMMUNICATIVE COMPETENCE

In the article describes the different evaluation criteria of communicative competence, as well as considered the possibility offormation of communicative competence by using role-playing games in the educational process.

Keywords: role-playing game, communicative competence.

_ 65

Главная задача любого ВУЗа - это подготовка высококвалифицированных специалистов в определенной области знаний. Говоря о «кузнице» молодых профессионалов, будет неверным считать, что она представляет собой исключительно систему формирования знаний, умений и навыков обучающихся. Сами по себе они не являются исчерпывающими компетенциями профессионалов высокого уровня.

Помимо наличия базовых узкопрофессиональных знаний крайне важными являются прогностические способности специалиста, его коммуникативные навыки, гибкость мышления, возможность действовать в состоянии неопределенности и брать на себя ответственность за принятые решения, фундаментальный подход к работе, наличие междисциплинарных знаний, творческая самостоятельность, способность к саморазвитию и многое другое.

Только комплексный подход в системе обучения позволяет формировать у обучающихся не только блок знаний и умений, но и выработать перечисленные выше качества и компетентности, которые являются основополагающими в дальнейшей деятельности профессионала любой сферы.

Согласно мнению Е.А. Солодовой «...каково бы ни было разнообразие компетентностей, предлагаемых сегодня различными авторами, и их названий, всё их разнообразие можно свести к трем основным категориям компетентностей: компетентности разрешения проблем; информационные и коммуникативные компетентности» [1].

Остановимся подробнее на таком понятии, как коммуникативная компетентность, которая относится к группе ключевых, и является неотъемлемой составляющей профессионального роста, социального и межличностного формирования будущего специалиста.

Подходов к определению понятия «коммуникативная компетентность» достаточно много. Так, В.Н. Куницина, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша определяют коммуникативную компетентность как «владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии» [2].

Исходя из данных словаря по социальной педагогике, коммуникативная компетентность -это ориентированность человека в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте индивида; способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [3].

В некоторых источниках коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия.

Говоря о коммуникативной компетентности в своих исследованиях, мы подразумеваем, что она выражается в способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные

контакты с другими людьми, выступает в качестве ведущего фактора эффективного общения и во многом определяет успешность и конкурентоспособность личности.

Исходя из опыта обучения курсантов, было выявлено, что наиболее полно формировать коммуникативные компетентности возможно в процессе проведения ролевых игр. Так, в течение учебного года, одни и те же учебные материалы часть групп отрабатывала в виде лекций, практических и лабораторных занятий, семинаров и курсовых работ, а другие - частично в виде ролевых игр. Проведенный анализ выявил, что группы, в которых часть учебного времени проходила в форме ролевых игр, показали явное преимущество в следующих способностях (как итог, коммуникативной компетентности):

- принятие организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность;

- проявление инициативы;

- повышенный интерес к письменной, устной и электронной коммуникации;

- самостоятельная организация исследовательских и проектных работ;

- разработка качественных аналитических обзоров в области информационных технологий по направлению профильной подготовки;

- готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

Для определения уровня сформированности коммуникативной компетентности применялись следующие основные критерии оценки деятельности и общения курсантов: речевые умения, психологические приемы в общении, взаимодействие на уровне диалога и владение групповой коммуникацией.

Каждый из указанных критериев оценки коммуникативной компетентности имеет определенные ступени сформированности, которые представлены в таблице 1. При этом подразумевается, что первая ступень - слабая, вторая ступень - средняя и третья - высокая коммуникативная компетентность.

Таблица 1

Ступени сформированности коммуникативной компетентности

Критерий оценки 1-я ступень 2 ступень 3-я ступень

Речевые умения Осуществляет основные речевые функции. Умеет ясно формулировать и излагать свои мысли. Обладает развитой устной и письменной речью. Умеет использовать в общении нормы речевого этикета. Имеет и высказывает свое личное мнение. Владеет ораторским искусством. Легко вызывает интерес аудитории к своему монологу. Умеет и применяет в речи высказывания других авторов.

Применение психологических приемов в общении Умеет преодолевать психологические барьеры в общении. Адекватно ситуации выбирает невербальные средства общения. Уверен в себе. Легко вступает в дискуссию. Грамотно определяет сенсорные каналы собеседников и эффективно их использует.

Продолжение табл. 1

Умение взаимодействовать на уровне диалога Ведет беседу, кратко и точно выражает свои мысли. Владеет навыками активного слушания. Инициирует и вступает в контакт. Осуществляет продуктивную обратную связь. Умеет доказывать свою точку зрения. Не замыкается в себе при отсутствии аргументов, продолжает диалог. Стимулирует собеседника к прояснению его позиции, высказываний. Программирует процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации.

Владение групповой коммуникацией Взаимодействует в групповой работе, осуществляет сотрудничество. Долго привыкает к совместной работе с незнакомыми людьми. Разрешает спорные ситуации, снимает конфликты. Умеет влиять на незнакомцев, контролировать их деятельность в группе. Создает благоприятный климат в коллективе. Управляет индивидуальной и групповой интеллектуальной деятельностью участников группы.

Исходя из проведенных исследований и оценки сформированности коммуникативной компетентности курсантов, у которых часть учебных занятий проходила в форме ролевых игр, следует отметить, что 25% из них показали высокий уровень коммуникативной компетентности, 64% - средний и всего 11% - низкий, в отличие от других групп, которых у данные показатели были намного ниже (10% - высокая, 35 - средняя, 55% - низкая компетентность)1.

Таким образом, ролевые игры способствуют формированию коммуникативной компетентности, а также, в частности, решают задачи:

приобретение уверенности перед публичными выступлениями; соблюдения логики выступления в соответствии с заданной целью; высказывания собственного мнения (суждения); выяснения мнения других участников дискуссии;

умения представлять результаты работы в виде презентаций, научно-технических отчетов, статей и докладов;

владения продуктивной групповой коммуникацией и многие другие.

Использование ролевых игр в учебном процессе в качестве основного метода формирования коммуникативной компетентности нельзя недооценивать. Замена обычных способов получения информации на занятиях ролевыми играми позволяет, не снижая качества полученных знаний, формировать необходимые в общении и публичных выступлениях навыки, а также способы дискутирования и определения правильного понимания проблемы и как следствие - грамотного ее решения.

1 При равнозначном первоначальном уровне знаний (общий средний балл по группам - расхождение не более 0,4 балла)

Литература

1. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования: Синергетический подход: Учебное пособие / Предисл. Г.Г. Малинецкого. №56; №15. Изд. стереотип. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 344 с.

2. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. -Спб.: Питер, 2001. - 544 с.

3. Словарь / Под. ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 176 с.

УДК 35.08-057.177

И.Г. Бойцов, В.И. Маликов

ОТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

В научной статье раскрыты необходимость разработки, цели и содержание профессионального стандарта «Специалист по мобилизационной работе» для вида профессиональной деятельности «Мобилизационная подготовка и мобилизация».

Ключевые слова: мобилизационная подготовка, мобилизация, специалист по мобилизационной работе, профессиональный стандарт, национальная безопасность, оборонно-промышленная безопасность.

I. Boytsov, V. Malikov FROM THE PROFESSIONAL STANDARD FOR PROFESSIONAL TRAINING

Scientific paper reveals the need for, purpose and content of the professional standard «Specialist of mobilization work» for the type ofprofessional activity «Mobilization work and mobilization».

Keywords: mobilization work, mobilization, specialist of mobilization work, professional standard, national security, defense industrial security.

Развитие и становление плановой военно-мобилизационной работы в Русской армии и в целом в России началось с 1870 года и перешло в правовое поле в 1911 году изданием Наставления по мобилизации (рис. № 1). Содержание мобилизации, её обеспечение, порядок проведения с момента оповещения были рассмотрены на достаточно высоком для того времени уровне, хотя и были просчеты. Так, ставка в организации мобилизации делалась на скоротечность возможных военных действий. Но практика Первой мировой войны и других последующих войн указывает на их продолжительный характер с потребностью значительных ресурсов. Но самое главное, не ставился кадровый профессиональный подход к обучению в данной проблеме.

_ 69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.