Научная статья на тему 'Подготовка студентов сервисных специальностей в области разработки и использования интеллектуальных информационных систем'

Подготовка студентов сервисных специальностей в области разработки и использования интеллектуальных информационных систем Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лучко Олег Николаевич, Косова Оксана Николаевна

В статье рассматриваются методические подходы к обучению студентов сервисных специальностей основам разработки и использования интеллектуальных информационных систем (ИИС), реализация которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста и качества оказания услуг. Полученные студентом теоретические знания и практические навыки в области разработки и использования ИИС позволят специалисту сферы сервиса, осуществляющему деятельность в условиях глобальной информатизации, ориентироваться в основных тенденциях развития производства, анализировать возникающие проблемы и находить эффективные пути их решения или предупреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лучко Олег Николаевич, Косова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching students of service specialites in the sphere of design and application of systems of artificial intelligence

On the grounds of the research the methodical approaches are developed. They are directed to improvement of students training of service specialities in the field of design and using of systems of artificial intelligence. The content of the educational program for the students of service specialities is deternimed.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов сервисных специальностей в области разработки и использования интеллектуальных информационных систем»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)

2. Лалетин В.А., Столбова И.Д. Инновационные технологии обучения графическим дисциплинам//Труды II между-нар. науч.-техн. конф. «Инфокоммуникационные технологии в науке, производстве и образовании».- Ставрополь, 2006.

3. Педагогика и психология высшей школы/Под ред. С.И. Самыгина — Ростов-на — Дону: Изд-во «Феникс», 1998.-520с. — (Серия «Учебники, учебные пособия»)

4. Чернов Е.Д. Совершенствование самостоятельной работы студентов//Журнал «Высшее образование в России». — 1994, №4.с. 76-79.

ЦЫВИНА Лариса Евгеньевна, старший преподаватель кафедры деталей машин и инженерной графики. ИВАНОВ Владимир Васильевич, кандидат технических наук, доцент кафедры деталей машин и инженерной графики.

Дата поступления статьи в редакцию: 28.02.2008 г.

© Цывина Л.Е., Иванов В.В.

УДК 687. 017. О. Н. ЛУЧКО

О. Н. КОСОВА

Омский государственный институт сервиса

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

В статье рассматриваются методические подходы к обучению студентов сервисных специальностей основам разработки и использования интеллектуальных информационных систем (ИИС), реализация которых будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста и качества оказания услуг. Полученные студентом теоретические знания и практические навыки в области разработки и использования ИИС позволят специалисту сферы сервиса, осуществляющему деятельность в условиях глобальной информатизации, ориентироваться в основных тенденциях развития производства, анализировать возникающие проблемы и находить эффективные пути их решения или предупреждения.

Глобальная информатизация, повсеместное использование средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), возрастание значимости интеллектуальной деятельности являются важнейшими чертами современного этапа развития общества. Само общество становится информационным, то есть таким, доминирующим видом деятельности во всех сферах которого является работа с информацией в самых различных видах (получение, накопление, хранение, обработка, представление, передача, продуцирование), осуществляемая с помощью средств информационных и коммуникационных технологий (компьютеров; разнообразных средств, функционирующие на их основе; компьютерных сетей и т.д.). С учетом того, что операции с информацией могут рассматриваться с позиций предоставления услуг, можно говорить о том, что, во-первых, в информационном обществе объем оказываемых услуг еще более возрастает и, во-вторых, значительное место в общем объеме услуг принадлежит именно информационным услугам.

Указанные обстоятельства во многом объясняют общемировую тенденцию увеличения доли специалистов, занятых в сфере сервисной деятельности и использующих в своей профессиональной деятельности

средства информатизации. В современных условиях все большая доля специалистов, занятых в сервисном обслуживании, приходится на сферу информационного сервиса. Именно расширение сферы информационных услуг рассматривается в настоящее время как основной показатель, характеризующий переход общества к информационной фазе своего развития.

Таким образом, важное значение приобретает задача совершенствования подготовки в области ИКТ студентов сервисных специальностей. В числе основных направлений данной работы можно отметить подготовку студентов в области разработки и практического применения систем искусственного интеллекта (ИИ) и экспертных систем (ЭС). Данные системы реализованы практически во всех сферах жизнедеятельности человека: производстве, инженерии, юриспруденции, аудите, медицине, образовании и т.д.

К группе сервисных специальностей высшего профессионального образования относятся такие специальности как «Социально-культурный сервис и туризм», «Домоведение», «Сервис», «Туризм», «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» и ряд других. Каждая из специальностей предусматривает различ-

ный уровень подготовки студентов в области информационных и коммуникационных технологий.

На современном этапе развития образования в качестве одной из приоритетных его задач выступает формирование специалиста, обладающего творческим потенциалом, предусматривающим, в частности, самостоятельное принятие ответственных решений, прогнозирование их возможных последствий, нахождение нестандартных путей решения проблемы. Процесс разработки и эффективного использования экспертной системы в полной мере способствует развитию творческого потенциала человека. От студента — будущего специалиста — требуются навыки алгоритмического и логического мышления, умение анализировать ситуацию, выделять объекты и взаимосвязи между ними, умение видеть проблему и находить пути ее решения. Представление результатов работы также носит творческий характер. Современный специалист должен обладать системой знаний и практических умений, соответствующих уровню развития науки и техники, уметь применить полученные знания на практике, работать в коллективе, использовать современные средства ИКТ.

В Омском государственном институте сервиса ведется экспериментальная работа по разработке методических подходов, направленных на совершенствование подготовки студентов сервисных специальностей в области разработки и использования систем искусственного интеллекта. Анализ соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования показывает, что изучение основ искусственного интеллекта и экспертных систем возможно, прежде всего, на специальности «Прикладная информатика (в сфере сервиса)» в рамках дисциплины «Интеллектуальные информационные системы». Для других же сервисных специальностей подготовка в области систем искусственного интеллекта и экспертных систем с учетом возможностей, предоставляемых действующими ГОС ВПО возможна на «пользовательском уровне».

При отборе содержания обучения студентов сервисных специальностей основам систем ИИ и ЭС осуществлялась опора как на традиционные принципы (принцип соответствия содержания образования современным требованиям развития общества, науки, культуры; принцип единства содержания и процессуальной стороны обучения; принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях; принцип фундаментализации содержания образования; принцип гуманизации содержания образования и др.), так и на дополнительные, конкретизированные с учетом изучаемой предметной области. В их числе:

— принцип опережающего обучения. Современный уровень развития программного обеспечения, в том числе интеллектуальных и экспертных систем, характеризуется появлением большого числа программных продуктов данного класса. Поэтому нецелесообразно обучать студентов навыкам работы только с одним приложением. Но и рассмотреть весь спектр программных продуктов тоже невозможно. Следовательно, необходимо обучить студентов основным навыкам работы с интеллектуальными системами с целью самостоятельного освоения необходимого для профессиональной деятельности программного продукта;

— принцип межпредметных связей. Позволяет увидеть возможность применения полученных знаний из одной научной области в другой. Предметная область дисциплины «Интеллектуальные информационные системы» не ограничивается только областью

информатики и информационных технологий. В качестве обеспечивающих дисциплин могут выступать «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Базы данных», «Дискретная математика», «Проектирование информационных систем», «Эвристика в сфере сервиса». В качестве обеспечиваемых, например, такие как «Мировые информационные системы», «Компьютерная графика» и другие;

— принцип профессиональной направленности, предполагает, что получаемые студентами сервисных специальностей теоретические знания и практические умения отражают специфику профессиональной деятельности, что позволит обеспечить выпускника ВУЗа навыками профессиональной деятельности с использованием информационных и коммуникационных технологий;

— принцип переменных групп, предполагающий, что студенты будут работать в постоянной группе только над одним заданием, для следующего задания состав группы и (или) роли участников в ней изменятся. Такая организация обучения позволит студентам овладеть умением работать в коллективе с людьми разного темперамента, мировоззрения, приходить к компромиссным решениям по спорным вопросам, обосновывать свою точку зрения на решаемую проблему.

В структуре подготовки студентов сервисных специальностей уровня профессиональной компетентности в области реализации и использования систем искусственного интеллекта можно выделить базовую и профильную подготовку. Базовая подготовка может быть реализована для любой специальности (как информационной, так и неинформационной). Учебно-методический комплекс обеспечения базовой подготовки должен включать: лекционный материал, практические занятия в компьютерном классе и инновационные формы обучения (например, решение профессиональных задач методами искусственного интеллекта). Базовую подготовку студентов сервисных информационных специальностей целесообразно осуществлять в рамках дисциплины «Интеллектуальные информационные системы». Для неинформационных сервисных специальностей целесообразно внедрить в содержание подготовки в области ИКТ темы, связанные с изучением основ искусственного интеллекта. Базовая подготовка предполагает овладение основными понятиями искусственного интеллекта и экспертных систем, а также практическими навыками по использованию ЭС для решения задач сферы сервиса.

Применительно к профильному уровню подготовки студентов сервисных специальностей можно выделить формирование следующих знаний и умений:

■ знание основных понятий и определений, структуры и общей схемы функционирования интеллектуальной информационной системы (ИИС), методов представления знаний в ИИС, областей применения ИИС и т. д.;

■ умение строить концептуальную модель предметной области с выявление подсистем, а также взаимоотношений между ними, определять ситуации предметной области и их взаимосвязь, определять проблемную ситуацию и пути ее устранения и т. д.;

■ умение выбирать языковые, технические и программные средства создания ИИС, форму представления знаний и инструментальное средство разработки ИИС для конкретной предметной области, стратегию вывода знаний, умение осваивать существующие программные продукты;

■ владение современными методами и средствами проектирования базы знаний интеллектуальных

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64) ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 1 (64)

систем, методами и средствами обеспечения работоспособности системы.

В процессе работы студенты приобретают навыки по проектированию экспертных систем для сферы сервиса. Например, предлагается провести анализ покупаемых продуктов супермаркета, определить наличие или отсутствие связи между набором покупаемых товаров и полом (возрастом, социальным статусом и т. д.) покупателя, дать рекомендации руководству магазина на комплектование ассортимента магазина. Принимая во внимание личностно-ориентированный подход к обучению и целесообразность реализации уровневой дифференциации, можно спроектировать различные виды задач подобного рода. Можно предположить, что у всех покупателей есть дисконтная карта данного магазина, при получении которой были получены сведения о покупателе: фамилия, имя, отчество, дата рождения, пол, социальное положение и т. п.

Для разработки подобной системы из числа студентов формируется группа из 2 — 3 человек. Участник группы является когнитологом, экспертом или программистом. После выполнения экспертная система оценивается студентами других групп и преподавателем. Каждая группа оценивает простоту освоения работы с системой, оформление, адекватность выбранной модели представления знаний и инструментального средства для разработки. Группа объясняет выставленные оценки, в то время как авторы либо отстаивают свою точку зрения, либо принимают замечания и пожелания. В качестве средства реализации ЭС может быть выбран любой из языков программирования. Для выполнения нового задания

состав группы и роли участников могут меняться.

Знания, полученные при изучении дисциплины, позволяют студенту построить экспертную систему практически для любой предметной области. Основной акцент направлен на развитие умения построить концептуальную модель предметной области (выделить объекты и взаимосвязи между ними), на выбор модели представления знаний, отражающей специфику задачи, и инструментального средства для реализации экспертной системы.

Полученные студентом теоретические знания и практические навыки в области разработки и использования интеллектуальных информационных систем позволят специалисту в сфере сервиса ориентироваться в основных тенденциях развития общества на этапе глобальной информатизации, научат глубже анализировать проблему и находить пути ее решения или предупреждения. Таким образом, совокупность приобретенных теоретических знаний и практических умений будет способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста и качества оказания услуг.

ЛУЧКО Олег Николаевич, кандидат педагогических наук, профессор кафедры прикладной информатики и математики.

КОСОВА Оксана Николаевна, старший преподаватель кафедры прикладной информатики и математики.

Дата поступления статьи в редакцию: 12.04.2008 г.

© Лучко О.Н., Косова О.Н.

Книжная полка

Днепров С.А., Кадневский В.М. Педагогика в терминах и понятиях : пособие-справочник для самообразования. - Омск : ОмГУ, 2006. - 191 с.

Издание включает свыше 500 психолого-педагогических понятий и терминов, представленных в виде заданий в текстовой форме. Предназначено для самостоятельной работы при изучении комплекса психолого-педа-гогических дисциплин в вузе и самоконтроля знаний. Может помочь в выработке понятий, способствующих развитию педагогического сознания и в подготовке к профессиональной педагогической деятельности.

Для студентов психолого-педагогических специальностей любых форм обучения. Может быть полезно педагогам разных образовательных учреждений для проверки знаний студентов, а также всем интересующимся психолого-педагогическими проблемами.

По вопросам приобретения - (3812) 67-32-55 E mail: skv@adm.omsu.omskreg.ru

Аминов, И. И. Психология делового общения : учеб. пособие для вузов / И. И. Аминов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 287 с. : рис., табл. - Библиогр.: с. 285-287. - ISBN 978-5-238-01098-4.

Раскрываются практические аспекты применения психологических знаний в сфере делового общения. Рассматриваются приемы и способы установления контактов, оценки личности и воздействия на нее, особенности речевого поведения партнера, психотехнологии обмена деловой информацией и психотехнологии взаимодействия с собеседником. В конце книги предлагается практикум, конкретные задачи которого направлены на формирование и развитие способностей разбираться в людях и эффективно взаимодействовать с ними, так необходимые в практике делового общения.

Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов.

1SC

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.