Научная статья на тему 'Использование метода проектов как средства формирования ИКТ-компетентности бакалавров сервиса'

Использование метода проектов как средства формирования ИКТ-компетентности бакалавров сервиса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
202
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / БАКАЛАВР / СЕРВИСНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ICT COMPETENCE / METHOD OF PROJECTS / BACHELOR / SERVICE ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Клара Николаевна, Герасимова Алина Германовна

Одной из главных задач системы высшего образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, который должен уметь продуктивно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности, другими словами, обладать высоким уровнем ИКТ-компетентности в своей сфере. Необходимо формирование ИКТ-компетентности выпускников по направлению подготовки 43.03.01 Сервис, поскольку специфика сервисной деятельности связана с обработкой быстроменяющейся ситуации в современном обществе. Использование в процессе обучения метода проектов является мощным средством формирования ИКТ-компетентности бакалавров сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеева Клара Николаевна, Герасимова Алина Германовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROJECTS AS A MEANS OF FORMATION OF ICT COMPETENCE AT BACHELORS OF SERVICE

One of the main tasks of the system of higher education is training of competitive specialists who will be able to use effectivlly ICT in professional activity, in other words to gain the high level of ICT competence in the sphere. The formation of ICT competence at graduates is quite essential as the service activity is associated with managing the quickly changing situation in modern society. The method of projects is a powerful tool for the formation of ICT competence at bachelors of Service.

Текст научной работы на тему «Использование метода проектов как средства формирования ИКТ-компетентности бакалавров сервиса»

УДК [332.8:640.2]:004.9

К. Н. Фадеева, А. Г. Герасимова

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ СЕРВИСА

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Одной из главных задач системы высшего образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, который должен уметь продуктивно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности, другими словами, обладать высоким уровнем ИКТ-компетентности в своей сфере. Необходимо формирование ИКТ-компетентности выпускников по направлению подготовки 43.03.01 Сервис, поскольку специфика сервисной деятельности связана с обработкой быстроменяющейся ситуации в современном обществе. Использование в процессе обучения метода проектов является мощным средством формирования ИКТ-компетентности бакалавров сервиса.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность, метод проектов, бакалавр, сервисная организация.

Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время современное общество характеризуется повсеместным использованием огромного потенциала информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а формирование целостного мирового информационного пространства обеспечивает широкий доступ к информации и производство разнообразных информационных ресурсов. Следовательно, одной из главных задач системы высшего образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, который должен уметь продуктивно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности, другими словами, обладать высоким уровнем ИКТ-компетентности в своей сфере [4].

Материал и методика исследований. Для исследования проблемы использования метода проектов как средства формирования ИКТ-компетентности бакалавров сервиса был проведен теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы в рамках изучаемой темы, изучен федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис, проанализировано и обобщено использование метода проектов и др.

Результаты исследований и их обсуждение. В новом федеральном государствен-

© Фадеева К. Н., Герасимова А. Г., 2016

Фадеева Клара Николаевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: fadeevakn@mail.ru

Герасимова Алина Германовна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных технологий Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: alina2902@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.06.2016

ном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) нашли отражение требования современного общества к уровню сформированности у выпускников ИКТ-компетентности. Во многих работах исследователей ИКТ-компетентность рассматривается как новая грамотность, в которую входят умения использовать ИКТ для самостоятельной обработки информации, анализа этой информации и принятия на ее основе решений в различных, как типовых, так и нестандартных, ситуациях (М. П. Лапчик, Т. А. Лавина, Е. К. Хеннер, А. А. Кузнецов) [3].

На наш взгляд, в целях совершенствования процессов предоставления услуг выпускники сервисных направлений подготовки должны обладать высоким уровнем развития ИКТ-компетентности, поскольку специфика сервисной деятельности связана с обработкой быстроменяющейся ситуации в современном обществе. Практически все виды деятельности, осуществляемые бакалаврами сервиса, могут быть автоматизированы посредством информационных и коммуникационных технологий [8].

Проанализировав ФГОС ВО по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр»), мы выделили наиболее важные, на наш взгляд, ИКТ-компетенции:

- способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса (ОПК-1);

- готовность к планированию производственно-хозяйственной деятельности предприятия сервиса в зависимости от изменения конъюнктуры рынка и спроса потребителей, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-2);

- готовность к изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта в сервисной деятельности (ПК-3);

- готовность к выполнению инновационных проектов в сфере сервиса (ПК-5);

- готовность к применению современных сервисных технологий в процессе предоставления услуг, соответствующих требованиям потребителей (ПК-6);

- готовность к разработке процесса предоставления услуг, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий (ПК-7) [10].

Для формирования ИКТ-компетентности необходимо использование в процессе обучения студентов направления подготовки «Сервис» таких методов обучения, как деловая игра, метод проектов, кейс-задачи, которые позволяют приблизиться к реальной профессиональной деятельности [6].

Особый интерес представляет метод проектов. Это способ достижения дидактической цели через подробное решение определенной задачи, которое должно быть завершено вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным соответствующим образом. Применение в образовании данного метода позволит развивать проектное мышление у студентов. В соответствии с ФГОС ВО по ряду направлений подготовки, в том числе и для студентов по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (квалификация (степень) «бакалавр»), одной из профессиональных компетенций является умение организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного проекта.

Основой метода проектов является идея направленности на результат, получение которого осуществляется благодаря решению определенной практически или теоретически важной проблемы. Данный результат можно осмотреть, осознать, использовать в ре-

альной практической деятельности. Решение такой проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности всевозможных средств и методов обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений и навыков из различных областей науки, технологии, творческих областей. Результатом выполненного проекта должно быть конкретное решение поставленной задачи [2].

Е. С. Полат выделяет следующие требования к использованию метода проектов:

- наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

- теоретическая, практическая, а также познавательная значимость предполагаемых результатов;

- помимо самостоятельной индивидуальная и групповая деятельность учащихся;

- выстраивание содержательной части проекта по определенной структуре (с указанием ожидаемого результата по завершении каждого этапа);

- использование исследовательских методов: определение проблемы, следующих из нее задач изыскания, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление результатов и их анализ, подведение итогов, корректировка, выводы [5].

В научных трудах В. В. Гузеева, М. Ю. Бухаркиной, И. Д. Чечель и др. нашли отражение вопросы применения метода проектов в процессе образовательной деятельности как средства повышения самостоятельной учебно-познавательной активности учащихся.

В работах В. В. Колотилова, Л. М. Иляевой, Е. М. Муравьева, М. Б. Павловой, В. Д. Симоненко и др. изложены научно-методические подходы к осуществлению учащимися творческих проектов.

Метод проектов как средство формирования ИКТ-компетентности бакалавров сервиса представляет собой модель организации образовательного процесса, направленную на развитие интеллектуальных и творческих способностей студента направления подготовки «Сервис» в процессе выполнения проектов, близких к реальной профессиональной деятельности, характеризующуюся формированием навыков системного подхода к решению определенных задач сервиса, а также усилением самостоятельности в процессе поиска решения поставленной задачи.

Студенты могут создавать различные проекты: информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие, прикладные и т. д. Метод проектов можно использовать как во время занятия, так и в качестве самостоятельной работы будущего бакалавра сервиса. Формы также могут быть различными: индивидуальные, парные и групповые проекты. В рамках данного исследования особый интерес представляют такие типы проектов, реализация которых целесообразна при формировании ИКТ-компетентности бакалавров сервиса.

Осуществление информационного проекта заключается в деятельности по сбору информации, ее анализу, систематизации и представлению в виде подробной аннотации к ресурсу, ее содержащему, а также ссылок на этот ресурс. Эти аннотации могут быть использованы студентами направления подготовки 43.03.01 Сервис, бакалаврами сервиса и любыми пользователями при самостоятельном изучении конкретных видов услуг или расширении знаний в соответствующей сфере сервиса.

Основным методом формирования ИКТ-компетентности является практико-ориентированный проект, который подразумевает получение практического результата проектной деятельности, а также выявление способов его внедрения в практику. Результатом работы студентов над таким проектом является создание модели организации,

включающее в себя формирование пакета учредительных документов, подготовку презентации предприятия, разработку рекламной продукции и фирменного стиля. При выполнении такого проекта студенты самостоятельно распределяют функциональные действия, определяют цель создаваемой организации сервиса, вид ее хозяйственной деятельности и организационно-правовую форму, составляют учредительные документы и учатся грамотно их представлять, разрабатывают логотип, фирменный бланк, визитные карточки, вывески для офиса, готовят итоговую презентацию, анализируют и обсуждают фирменный стиль конкурентов, на основе чего составляют экспертное заключение [9]. На наш взгляд, выполнение данного проекта позволяет студентам оценить возможности использования полученных знаний, умений и навыков на практике и интенсифицировать процесс усвоения полученных теоретических и практических знаний.

Перед выполнением работы преподаватель должен провести инструктаж по каждому этапу проекта, разъяснить цель задания, уточнить его содержание, установить сроки выполнения, приблизительный объем, определить главные требования к результатам [1].

Можно выделить следующие основные этапы проекта, посвященного созданию сервисной организации.

1 этап. В ходе первого этапа студенческую группу делят на команды, обсуждают общие цели и план осуществления проекта, распределяют функциональные действия, определяют конкретные цели, собирают необходимую информацию для создания сервисной организации, устанавливают временные рамки для каждого этапа и проекта в целом. Также на данном этапе студенты выбирают прикладное или инструментальное программное средство, с помощью которого они будут разрабатывать фирменный логотип, визитки, учредительные документы. Участники проекта могут использовать материалы по пройденным дисциплинам, справочно-правовые системы «КонсультантПлюс» и «Гарант», ресурсы сети Интернет, обучающие программы и пр.

2 этап. На втором этапе участники проекта осуществляют непосредственную разработку учредительных документов организации, собственного фирменного стиля (бланка, логотипа, рекламных буклетов, визитных карточек, вывесок для офиса) с помощью как ресурсов сети Интернет, так и прикладных программ (текстового, графического редакторов, программы создания презентаций), а также анализ фирменного стиля конкурентов (экспертное заключение) [7]. Также студенты должны подготовить презентацию предприятия, доклад руководителя создаваемой организации, рекламный ролик.

3 этап. На этом этапе участники проектов анализируют полученные результаты, вносят последние коррективы. Здесь студенты представляют друг другу свои проекты, презентации организаций сервиса, обсуждают их, перечисляют плюсы и минусы каждого.

При выполнении проекта преподавателю отводится роль помощника, он мотивирует, консультирует и направляет деятельность студентов. В процессе коллективной деятельности педагога и учащихся происходит формирование навыков анализа собственной деятельности, понимания своего опыта, выявления причин успеха или неудачи, осознания собственных проблем и поиска внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей [2].

Резюме. Таким образом, использование метода проектов способствует развитию навыков системного подхода к решению задач сервиса, усилению самостоятельности в процессе поиска решения поставленной задачи, а также является мощным средством формирования ИКТ-компетентности бакалавров сервиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Герасимова А. Г. Подготовка будущих учителей изобразительного искусства к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2013. - 24 с.

2. Данилова О. В. Подготовка студентов педагогического вуза к разработке электронных образовательных ресурсов : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2010. - 24 с.

3. Лавина Т. А. К вопросу формирования компетентности учителя в области информационных и коммуникационных технологий в условиях непрерывного педагогического образования // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 4(72), ч. 2. - С. 72-75.

4. Никитина Ю. А. Формирование ИКТ-компетентности будущих бакалавров экономического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-internet-2013-april/78-problemy-i-perspektivy-razvitiya-obrazovaniya-vsovremennom-mire/503-1-20.

5. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 272 с.

6. Фадеева К. Н. Квалификационная характеристика менеджера сферы сервиса в аспекте применения средств информационных и коммуникационных технологий // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2008. - № 4(60). - С. 101-106.

7. Фадеева К. Н. Подготовка студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Чебоксары, 2011. - 24 с.

8. Фадеева К. Н. Содержание подготовки менеджера сферы сервиса к использованию средств информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2009. - № 2(62). - С. 72-77.

9. Фадеева К. Н. Формирование готовности студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий // Казанский педагогический журнал. - 2011. - № 2(86). -С. 119-124.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 43.03.01 Сервис (уровень бакалавриата). - М., 2015. - 17 с.

UDC [332.8:640.2]:004.9

K. N. Fadeeva, A. G. Gerasimova

PROJECTS AS A MEANS OF FORMATION OF ICT COMPETENCE AT BACHELORS OF SERVICE

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. One of the main tasks of the system of higher education is training of competitive specialists who will be able to use effectivlly ICT in professional activity, in other words to gain the high

© Fadeeva K. N., Gerasimova A. G., 2016

Fadeeva, Klara Nikolaevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Information Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: fadeevakn@mail.ru

Gerasimova, Alina Germanovna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Information Technologies, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: alina2902@mail.ru

The article was contributed on June 28, 2016

level of ICT competence in the sphere. The formation of ICT competence at graduates is quite essential as the service activity is associated with managing the quickly changing situation in modern society. The method of projects is a powerful tool for the formation of ICT competence at bachelors of Service.

Keywords: ICT competence, method of projects, bachelor, service organization.

REFERENCES

1. Gerasimova A. G. Podgotovka budushhih uchitelej izobrazitel'nogo iskusstva k ispol'zovaniju in-formacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v professional'noj dejatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Cheboksary, 2013. - 24 s.

2. Danilova O. V. Podgotovka studentov pedagogicheskogo vuza k razrabotke jelektronnyh obrazovatel'nyh resursov : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Cheboksary, 2010. - 24 s.

3. Lavina T. A. K voprosu formirovanija kompetentnosti uchitelja v oblasti informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v uslovijah nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovanija // Vestnik Chuvashskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2011. - № 4(72), ch. 2. - S. 72-75.

4. Nikitina Ju. A. Formirovanie IKT-kompetentnosti budushhih bakalavrov jekonomicheskogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.kpinfo.org/activities/research/conferences/conference-internet-2013-april/78-problemy-i-perspektivy-razvitiya-obrazovaniya-vsovremennom-mire/503-1-20.

5. PolatE. S. Novye pedagogicheskie i informacionnye tehnologii v sisteme obrazovanija. - M. : Izdatel'skij centr «Akademija», 2002. - 272 s.

6. Fadeeva K. N. Kvalifikacionnaja harakteristika menedzhera sfery servisa v aspekte primenenija sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2008. - № 4(60). - S. 101-106.

7. Fadeeva K. N. Podgotovka studentov servisnyh special'nostej k ispol'zovaniju informacionnyh i kommu-nikacionnyh tehnologij v professional'noj dejatel'nosti : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Cheboksary, 2011. - 24 s.

8. Fadeeva K. N. Soderzhanie podgotovki menedzhera sfery servisa k ispol'zovaniju sredstv in-formacionno-kommunikacionnyh tehnologij v professional'noj dejatel'nosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2009. - № 2(62). - S. 72-77.

9. Fadeeva K. N. Formirovanie gotovnosti studentov servisnyh special'nostej k ispol'zovaniju informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal. - 2011. - № 2(86). - S. 119-124.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 43.03.01 Servis (uroven' bakalavriata). - M., 2015. - 17 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.