Научная статья на тему 'Подготовка студентов сервисных специальностей к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях модульного обучения'

Подготовка студентов сервисных специальностей к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях модульного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СФЕРА СЕРВИСА / ПОДГОТОВКА / МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES / SERVICE SPHERE / TRAINING / MODULAR TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадеева Клара Николаевна

Статья посвящена проблеме организации подготовки студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В статье представлена модульная структура содержания подготовки к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, являющаяся одним из условий, обеспечивающих наиболее эффективную подготовку студентов сервисных специальностей в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадеева Клара Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов сервисных специальностей к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности в условиях модульного обучения»

УДК 37.013

К.Н. Фадеева

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СЕРВИСНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ИКТ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена проблеме организации подготовки студентов сервисных специальностей к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности. В статье представлена модульная структура содержания подготовки к использованию информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности, являющаяся одним из условий, обеспечивающих наиболее эффективную подготовку студентов сервисных специальностей в этой области.

Информационные и коммуникационные технологии, сфера сервиса, подготовка, модульное обучение.

The paper considers the problem of service specialties students training in using information and communication technologies in their professional activity. The paper presents a modular structure of such a training as one of the conditions providing the most effective training.

Information and communication technologies, service sphere, training, modular training.

В современных условиях информатизации и глобальной массовой коммуникации для успешного выполнения профессиональных задач в будущей профессиональной деятельности студентам сервисных специальностей необходимо быть компетентными в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Мы считаем, что процесс подготовки студентов сервисных специальностей должен протекать не спонтанно, а целенаправленно, и этого можно достичь при создании ряда специальных педагогических условий, которые будут способствовать более совершенной подготовке будущих специалистов сферы сервиса. Одним из таких условий является создание модульной структуры содержания подготовки в области ИКТ с учетом специфики будущей профессиональной деятельности специалистов сферы сервиса.

Анализ государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ГОС ВПО) показывает, что подготовка менеджера сферы сервиса к использованию средств ИКТ отражается в циклах дисциплин общематематического и естественнонаучного направления, а также в блоке общепрофессиональных дисциплин. Для студентов специальности 230600 «Домоведение» это интегрированный курс «Математика и информатика» (270 часов) в цикле общематематических и естественнонаучных дисциплин и «Информационные технологии в домоведении. Оргтехника» (120 часов) в цикле общепрофессиональных дисциплин.

Дисциплина ЕН.Ф.01 «Информатика» («Математика и информатика») в основном предполагает изучение общего курса информатики без учета специфики сервисной деятельности. Таким образом, результатом подготовки по дисциплине «Информатика» является пользовательский аспект освоения средств ИКТ без учета профессиональной деятельности специалиста сервиса в условиях информатизации общества.

Для студентов специальностей 230500 «Социально-культурный сервис и туризм», 230700 «Сервис» в

цикле общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО предусмотрена дисциплина ОПД.Ф.13 «Информационные технологии в сервисе. Оргтехника» (120 часов) [2, с. 17], [3, с. 16], для специальности 230600 «Домоведение» - дисциплина ОПД.Ф.13 «Информационные технологии в домоведении. Оргтехника» (120 часов) [1, с. 17]. Эти дисциплины предполагают изучение в основном аппаратных средств информационных и коммуникационных технологий, знание которых, безусловно, понадобится специалисту сферы сервиса в профессиональной деятельности.

Таким образом, за все время обучения студентов, будущих специалистов сферы сервиса, присутствует всего две информационные дисциплины, причем, как отмечалось ранее, изучение общего курса информатики не предусматривает специфики сервисной деятельности и специальности студента. Содержание этого курса, определенное ГОС ВПО, одинаково для всех специальностей. А введенная в учебный процесс вуза дисциплина «Информационные технологии в домоведении. Оргтехника» полностью не раскрывает всех вопросов, касающихся использования того или иного вида средств ИКТ. В федеральный компонент должны быть введены дисциплины, отражающие, во-первых, специфику использования ИКТ в профессиональной деятельности, во-вторых, специальное программное обеспечение сервисной деятельности, а также необходимо предусмотреть обязательную производственную практику с использованием средств ИКТ, актуализирующую полученные знания в условиях конкретной профессиональной деятельности.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о необходимости включения в содержание ряда дисциплин ГОС ВПО дополнительных разделов или введения новых дисциплин «Использование средств информационных и коммуникационных технологий в сервисной деятельности», «Объектно-ориентированные информационные технологии», «Технологии мультимедиа», «Использование экспертных систем в профессиональной деятельности», целью которых

является подготовка к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности.

На основе квалификационных требований к специалистам сферы сервиса [5], а также анализа профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса сформулируем требования к знаниям и умениям студентов сервисных специальностей в области использования средств ИКТ.

Итак, будущему специалисту для работы в сфере сервиса необходимо знать:

- современное состояние развития вычислительной техники, программное и аппаратное обеспечение, используемое специалистами сервиса;

- общую характеристику процессов сбора, передачи, накопления и обработки информации;

- характеристику и особенности информационных потребностей, процессов и ресурсов в сфере сервиса;

- возможности использования средств автоматизации офисной деятельности, делопроизводства, реализацию финансовых и экономических расчетов в сфере сервиса;

- цели и возможности использования информационных систем в различных сферах сервисной деятельности;

- теоретические основы, технологии разработки и эксплуатации специализированных информационных систем, используемых в сервисной деятельности;

- теоретические и информационно-технологические основы мультимедиа технологии, особенности использования мультимедиа технологии в процессе осуществления сервисной деятельности;

- принципы обеспечения информационной безопасности продукции, функционирующей на базе ИКТ;

- перспективы развития информационных технологий и информационных систем в различных сферах сервиса;

- возможные негативные последствия использования средств ИКТ в сервисной деятельности и меры по их предотвращению;

- законодательное и нормативно-правовое обеспечение использования средств ИКТ в деятельности специалиста сервиса;

- общие подходы к защите прав интеллектуальной собственности, представленной в электронном виде в сфере сервиса.

Будущему специалисту сферы сервиса необходимо уметь:

- применять средства автоматизации офисной деятельности, делопроизводства, производить финансовые и экономические расчеты в сфере сервиса;

- разрабатывать исходные требования, формулировать и решать задачи проектирования профессиональных информационных систем;

- использовать средства ИКТ для решения профессиональных задач;

- пользоваться средствами информационной защиты, методиками предотвращения возможных негативных последствий использования средств ИКТ;

- использовать программное обеспечение технологий мультимедиа, компьютерной графики, сете-

вых программ, информационно-поисковых систем, осуществлять информационное взаимодействие между пользователями в локальных и глобальных сетях.

Согласно сформулированным требованиям к знаниям и умениям студентов сервисных специальностей в области использования средств ИКТ в будущей профессиональной деятельности, в содержание подготовки должны быть включены следующие разделы:

- теоретические вопросы использования средств ИКТ специалистами сервиса в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации общества (состав, типология, цели и задачи использования ИКТ в сервисной деятельности);

- практическая реализация возможностей средств ИКТ специалистами сервиса в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации общества;

- автоматизация информационного обеспечения и организационного управления профессиональной деятельности специалистов сервиса на базе средств ИКТ;

- информационное взаимодействие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, потенциал распределенного информационного ресурса;

- возможные негативные последствия использования средств ИКТ в деятельности специалистов сферы сервиса и меры по их предотвращению;

- информационная безопасность в профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса.

Одним из методических аспектов реализации описанного содержания подготовки является модульная структура построения программы обучения (П.А. Юцявичене, Т.Н. Шаламова и др.). Целесообразность данного подхода объясняется в том числе возможностью реализовать дифференцированный подход к подготовке студентов разных сервисных специальностей, имеющих разный исходный уровень профессиональной подготовки к использованию средств ИКТ. Элементом модульного обучения может выступать рейтинговая система оценки знаний. Рейтинговая система оценки деятельности студентов представляет собой систему «пошагового контроля и выражаемую в баллах оценку успешности усвоения студентами различных блоков учебного материала» [4, с. 131]. В ходе подготовки студентов сервисных специальностей к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности рейтинговая система оценки знаний заключается в том, что работа каждого из студентов оценивается условными баллами по результатам изучения каждого модуля. Накопление рейтинга происходит в процессе текущего, промежуточного и итогового контроля. Итоговая оценка формируется в результате суммирования баллов, полученных обучающимися в течение блока, и выведения результирующего балла. Изучив конкретный модуль и доказав владение материалом с помощью контрольных заданий, студент зарабатывает определенное количество баллов. Для поощрения активной работы студентам присуждаются дополнительные баллы за сложность задания, сроки выполнения, инициативность, оригинальность, дополнительную

работу и т.д. Рейтинг измеряется за определенный промежуток времени по оговоренным заранее правилам. Обязательно оговаривается нижняя граница рейтинга. Показатели ниже этого минимума считаются недостаточными для сдачи модуля. Предусмотрен вычет баллов за пропуски занятий, несвоевременное или некачественное выполнение заданий. Тот, кто набирает максимальное количество баллов за каждый модуль, может быть освобожден от зачета или экзамена.

Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от других студентов.

Таким образом, модульный подход к подготовке студентов сервисных специальностей к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности основывается на следующих особенностях:

1. Каждое из перечисленных выше направлений подготовки представлено в виде отдельного блока, а каждый блок - в виде модулей, которые характеризуются целостностью, структурностью и завершенностью.

2. Каждый модуль отражает конкретные темы учебного курса, для каждого модуля определяются формы, методы и средства обучения.

3. Содержание модулей каждого блока должно быть ориентировано на достижение требуемого уровня подготовки будущего специалиста сервиса к использованию средств ИКТ в профессиональной деятельности.

4. Содержание блоков может быть скорректировано в зависимости от материально-технического обеспечения средствами ИКТ, а также от конкретных условий применения средств ИКТ.

5. Программа обучения учитывает требования к подготовке студента на конкретном этапе его обучения с элементами опережающей подготовки, с учетом предпочтений в области ИКТ и отводимых учебных часов на усвоение.

6. Завершение каждого модуля и блока сопровождается контролем знаний и умений студентов с использованием рейтинговой системы.

7. Программа подготовки открыта для внесения новых направлений обучения (блоков) и корректировки содержания обучения (модулей) в зависимости от развития ИКТ.

Приведем пример модульного содержания программы курса «Использование средств ИКТ в сервисной деятельности», который необходимо включить в подготовку студентов сервисных специальностей. Содержание курса отражает основные направления будущей профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса в условиях информатизации общества.

Блок 1. Теоретические основы использования средств ИКТ специалистами сервиса в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации общества.

Данный блок раскрывает вопросы, отражающие общее представление о состоянии, проблемах, пер-

спективах информатизации общества как глобального процесса в стране и за рубежом; социально-экономические, научно-технические предпосылки информатизации общества; влияние процесса информатизации на сферу сервиса; общие представления о понятии «информация» как одном из основных понятий объективной реальности, о понимании роли и места информации в жизни человека и общества; общие представления о средствах ИКТ: определение, возможности, основные направления использования в сервисной деятельности.

Блок 2. Практическая реализация возможностей средств ИКТ специалистами сервиса в профессиональной деятельности в современных условиях информатизации общества.

Целью данного блока является изучение возможностей планирования, проектирования, разработки и эксплуатации информационных систем в различных сферах сервисной деятельности с учетом требований современного информационного общества массовой глобальной коммуникации.

Блок 3. Автоматизация информационного обеспечения и организационного управления профессиональной деятельности специалистов сервиса на базе средств ИКТ.

В данном блоке раскрываются следующие вопросы: использование средств ИКТ в процессах автоматизации офисной деятельности, делопроизводства, реализация финансовых и экономических расчетов в сфере сервиса; изменение деятельности работников сферы сервиса в условиях применения средств ИКТ в контексте автоматизации офисной деятельности; применение автоматизированных рабочих мест.

Блок 4. Информационное взаимодействие в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, потенциал распределенного информационного ресурса.

В данном направлении отражаются следующие вопросы: характерные особенности информационного взаимодействия в условиях функционирования локальных и глобальной компьютерных сетей, реализации потенциала распределенного информационного ресурса; основные направления реализации возможностей использования компьютерных сетей (локальных, глобальной) в сервисной деятельности; виды информационного взаимодействия при работе в компьютерных сетях; возможности организации поиска информации в компьютерных сетях для использования в сфере сервиса; использование специализированных инструментальных программных средств и систем для разработки сайтов.

Блок 5. Возможные негативные последствия использования средств ИКТ в деятельности специалистов сферы сервиса и меры по их предотвращению.

Данное направление раскрывает вопросы, отражающие условия безопасного и эффективного применения средств вычислительной техники, средств информатизации и коммуникации (в том числе организационные, психологические, управленческие, санитарно-гигиенические и прочие условия применения в профессиональной деятельности информационных технологий), возможные последствия использования средств ИКТ и меры по их предотвращению.

Блок 6. Информационная безопасность в профессиональной деятельности специалиста сферы сервиса.

Данное направление раскрывает вопросы, отражающие общие подходы к защите прав интеллектуальной собственности в сфере сервиса, представленной в электронном виде, основные определения (интеллектуальная собственность, предшествующая интеллектуальная собственность, создаваемая интеллектуальная собственность, патент, конфиденциальная информация и др.); основные нормативно-правовые акты, регламентирующие защиту авторских прав на интеллектуальную собственность, представленную в электронном виде; аспекты соблюдения соответствующих правовых и этических норм передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной, профессиональной и личной переписке; этические нормы поведения людей в информационной среде.

Модульная структура подготовки позволяет реализовать профильную дифференциацию подготовки будущих специалистов сервиса в области использования средств ИКТ в профессиональной деятельности, модифицировать структуру и содержание подготовки с учетом уровня подготовки студентов, количества часов, выделенных на подготовку, материально-технической обеспеченности; позволяет совер-

шенствовать структуру и содержание подготовки в соответствии с совершенствованием ИКТ. Использование модульной структуры содержания подготовки в рамках нашего исследования должно повысить качество подготовки студентов за счет структурированности учебного материала и законченности изучения разделов.

Список литературы

1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230600 «Домоведение». - М., 2000.

2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230500 «Социально-культурный сервис и туризм». - М., 2000.

3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 230700 «Сервис». - М., 2000.

4. Попков, В.А. Дидактика высшей школы: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М., 2001.

5. Фадеева К.Н. Квалификационная характеристика менеджера сферы сервиса в аспекте применения средств информационных и коммуникационных технологий / К.Н. Фадеева // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2008. -№ 4. - С. 101 - 106.

УДК 378.147

И.А. Яруничева

РЕАЛИЗАЦИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье раскрыты принципы создания разноуровневых программ при обучении детей с нарушениями слуха, определены критерии эффективности осуществления дифференцированного разноуровневого обучения, представлены результаты обучения.

Дифференцированный подход, формирование произношения, разноуровневые программы, компетентностный подход.

The paper considers the principles of developing multi-level programs for teaching children with hearing disturbances, determines the efficiency criteria of differenciated multi-level training, and presents the results of such a training.

Differentiated approach; pronounciation formation, multi-level programs; competence approach.

Одна из основных целей обучения детей с нарушениями слуха - активизация их речевой деятельности на основе практического овладения нормами языка, формирование основ коммуникативной компетентности. Как показывает практика обучения глухих детей в специальных школах, несмотря на имеющиеся разработки в области формирования устной речи у неслышащих и применение качественной и современной звукоусиливающей аппаратуры, развитие устной речи (ее восприятие и воспроизведение) не у всех учеников происходит одинаково успешно: устная речь большинства обучающихся является неразборчивой [1], [2], [6]. Выполнение единых программных требований, ориентированных на определенные сроки обучения, неэффективно, поскольку в большинстве случаев сформированные у учащихся

навыки закрепляются недостаточно. В результате нестойкие умения быстро утрачиваются и у учеников снова появляются те же дефекты в речи [3], [4]. Увеличение трудностей приводит к развитию у учащихся неуверенности в возможности овладения устной речью и к отказу от общения устной речью со слышащими людьми [5], [7].

Одной из важных причин возникающих затруднений при обучении глухих устной речи является недостаточная разработанность разноуровневого дифференцированного обучения при формировании произношения учащихся с нарушениями слуха с учетом состояния слуховой функции, речевого развития, уровня восприятия и воспроизведения устной речи, индивидуальных психофизических особенностей.

Основной целью дифференцированного обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.