Научная статья на тему 'Подготовка детей к школе в условиях дополнительного образования Кыргызстана'

Подготовка детей к школе в условиях дополнительного образования Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
347
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительное образование / социализация детей / подготовка к школе / компетентность педагога / additional education / socialization of children / preparation to school / teacher's competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молдалиева Замиркул Абыкановна

В статье раскрыта роль педагогов дополнительного образования в социализации детей через процесс их подготовки к школе. Описаны проблемы детей, не посещающих дошкольные учреждения, не имеющих опыта адаптации в организованном социуме, подготовка детей к школе «педагогически запущенных детей» трудовых мигрантов, работающих за рубежом, а также задачи, связанные с социализацией детей дошкольного возраста. Показаны исследования причины непосещения детьми дошкольных учреждений, приводящие к неадаптированности детей в организованном коллективе, неумению включаться в групповую работу, что ограничивает круг их общения в социальной среде. Причинами такого сложного положения названы рост рождаемости по стране с 2000-х гг., неконтролируемый процесс приватизации и перепрофилирования множества дошкольных организаций, принадлежащих заводам и фабрикам, совхозам и колхозам в советское время, резкое сокращение государственных расходов. Отмечена отрицательная роль нехватки дошкольных учреждений в социализации детей, перегруженность имеющихся дошкольных образовательных организаций. Вместе с тем отмечен большой вклад в подготовку детей к школе дополнительного образования, что способствует неформальному развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему легче адаптироваться к общественным отношениям, при этом полноценно и целенаправленно использовать время детского досуга. В решении данной задачи нужна готовность самих педагогов, которая требует компетентности в социализации детей дошкольного возраста. Перед педагогами и методистами дополнительного образования республики стоят задачи воспитать в ребенке хорошую и стойкую мотивацию и готовность к обучению; создать одинаковые стартовые возможности детям, не охваченным дошкольными организациями. Имеющийся многолетний опыт внедрения инновационных подходов к повышению квалификации педагогов страны республиканским учебно-методическим центром «Балажан» дал позитивные результаты в практической работе. Они стали важным показателем повышения роли педагогов внешкольного дополнительного образования в социализации детей дошкольного возраста в процессе подготовки их к школе и, наряду с дошкольными образовательными организациями, достойно выполняют социальный заказ общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of Children to School in Additional Education Conditions in Kyrgyzstan

This article reveals the role of extracurricular teachers in socialization of children through the process of preparing them for school. It describes the problem of children not attending preschools with no experience of adaptation in the organized society. It describes problems of the children who do not attend preschool institutions, who are without experience of adaptation to organized society, moreover, preparation of children for school, «pedagogically neglected children» of the labor migrants working abroad and also issues related to socialization of children of preschool age.The article reveals reasons of not attending of preschool institutions by children based on researches, which leads to non-adaptedness of children in a group and non-ability to get into team-working that limits their communication contacts in the public social environment. Reasons of such difficult situation are identified as the birth rate increase over the country from 2000-s years, an uncontrollable process of privatization and conversion of the preschool organizations belonging to the plants and factories, state farms and collective farms during the Soviet period, sharp cut of the public expenditure. The negative role of preschool institutions shortage in socialization of children and congestion of the available preschool educational organizations are noted. Huge contribution of supplementary education to the preparation of children for school has been marked; it encourages non-formal development of kid's creative potential, allows him to adapt more easily to public relations, while leisure time is used fully and purposefully. Teachers’ ready state is needed for this task solution, which require professional competencies in the socialization of pre-school children. The tasks of teachers and methodists of republic supplementary education are to raise in kids a good and strong motivation and a willingness to learn; create similar start opportunities for children not enrolled in pre-school organizations. Long-term professional experience in implementing innovative approaches to teachers' qualifications improvement in the country by the Republican center of Aesthetic education for children «Balajan» gave positive results in practice. Those have become an important indicator of the increasing role of extracurricular supplementary school teachers in socialization of pre-school children in the process of preparing them for school. Along with pre-school educational organizations it carries out the social order of community.

Текст научной работы на тему «Подготовка детей к школе в условиях дополнительного образования Кыргызстана»

УДК 37

З. А. Молдалиева

https://orcid.org/0000-0002-8244-7222

Подготовка детей к школе в условиях дополнительного образования Кыргызстана

В статье раскрыта роль педагогов дополнительного образования в социализации детей через процесс их подготовки к школе. Описаны проблемы детей, не посещающих дошкольные учреждения, не имеющих опыта адаптации в организованном социуме, подготовка детей к школе «педагогически запущенных детей» трудовых мигрантов, работающих за рубежом, а также задачи, связанные с социализацией детей дошкольного возраста. Показаны исследования причины непосещения детьми дошкольных учреждений, приводящие к неадаптированности детей в организованном коллективе, неумению включаться в групповую работу, что ограничивает круг их общения в социальной среде. Причинами такого сложного положения названы рост рождаемости по стране с 2000-х гг., неконтролируемый процесс приватизации и перепрофилирования множества дошкольных организаций, принадлежащих заводам и фабрикам, совхозам и колхозам в советское время, резкое сокращение государственных расходов. Отмечена отрицательная роль нехватки дошкольных учреждений в социализации детей, перегруженность имеющихся дошкольных образовательных организаций. Вместе с тем отмечен большой вклад в подготовку детей к школе дополнительного образования, что способствует неформальному развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему легче адаптироваться к общественным отношениям, при этом полноценно и целенаправленно использовать время детского досуга. В решении данной задачи нужна готовность самих педагогов, которая требует компетентности в социализации детей дошкольного возраста. Перед педагогами и методистами дополнительного образования республики стоят задачи воспитать в ребенке хорошую и стойкую мотивацию и готовность к обучению; создать одинаковые стартовые возможности детям, не охваченным дошкольными организациями. Имеющийся многолетний опыт внедрения инновационных подходов к повышению квалификации педагогов страны республиканским учебно-методическим центром «Балажан» дал позитивные результаты в практической работе. Они стали важным показателем повышения роли педагогов внешкольного дополнительного образования в социализации детей дошкольного возраста в процессе подготовки их к школе и, наряду с дошкольными образовательными организациями, достойно выполняют социальный заказ общества.

Ключевые слова: дополнительное образование, социализация детей, подготовка к школе, компетентность педагога.

Z. A. Moldalieva

Preparation of Children to School in Additional Education Conditions in Kyrgyzstan

This article reveals the role of extracurricular teachers in socialization of children through the process of preparing them for school. It describes the problem of children not attending preschools with no experience of adaptation in the organized society. It describes problems of the children who do not attend preschool institutions, who are without experience of adaptation to organized society, moreover, preparation of children for school, «pedagogically neglected children» of the labor migrants working abroad and also issues related to socialization of children of preschool age.The article reveals reasons of not attending of preschool institutions by children based on researches, which leads to non-adaptedness of children in a group and non-ability to get into team-working that limits their communication contacts in the public social environment. Reasons of such difficult situation are identified as the birth rate increase over the country from 2000-s years, an uncontrollable process of privatization and conversion of the preschool organizations belonging to the plants and factories, state farms and collective farms during the Soviet period, sharp cut of the public expenditure. The negative role of preschool institutions shortage in socialization of children and congestion of the available preschool educational organizations are noted. Huge contribution of supplementary education to the preparation of children for school has been marked; it encourages non-formal development of kid's creative potential, allows him to adapt more easily to public relations, while leisure time is used fully and purposefully. Teachers' ready state is needed for this task solution, which require professional competencies in the socialization of pre-school children. The tasks of teachers and methodists of republic supplementary education are to raise in kids a good and strong motivation and a willingness to learn; create similar start opportunities for children not enrolled in pre-school organizations.

Long-term professional experience in implementing innovative approaches to teachers' qualifications improvement in the country by the Republican center of Aesthetic education for children «Balajan» gave positive results in practice. Those have become an important indicator of the increasing role of extracurricular supplementary school teachers in socialization of pre-school children in the process of preparing them for school. Along with pre-school educational organizations it carries out the social order of community.

Keywords: additional education, socialization of children, preparation to school, teacher's competence

© Молдалиева З. А., 2018

Образование в современном мире выступает важнейшим фактором социального развития общества. Образование и воспитание детей и молодежи, готовых к комфортной жизни в постиндустриальной эпохе XXI в., требует творческих подходов к институтам социализации подрастающего поколения, в том числе педагогов и специалистов с высокой профессиональной и социальной компетентностью. В современном мире важным показателем качества жизни является высокий уровень и качество образования детей как основы и залога достойного будущего страны. Одной из первостепенных задач, связанных с социализацией детей дошкольного возраста, является их подготовка к школе. Как показали исследования, дети, не посещающие дошкольные учреждения, не имеют опыта адаптации в организованном коллективе, не умеют включаться в групповую работу, что ограничивает круг их общения в социальной среде. К сожалению, в 2012 г. детей дошкольного возраста, не охваченных дошкольными образовательными организациями, в Кыргызстане было 86,6 %. Причины такого сложного положения в том, что, во-первых, с начала 2000-х гг. мы наблюдаем рост рождаемости по стране; во-вторых, происходит неконтролируемый процесс приватизации и перепрофилирования множества дошкольных организаций, принадлежащих заводам и фабрикам, совхозам и колхозам в советское время, что привело к резкому снижению числа детей, имеющих возможность посещать дошкольные образовательные организации (после 1989 г. эта возможность была лишь у 6,1 % из всего числа детей дошкольного возраста); в-третьих, в связи с резким сокращением государственных расходов. Отрицательную роль сыграла и перегруженность имеющихся дошкольных образовательных организаций: так, в городах страны их посещает в 1,8 раз больше, а в городе Бишкек в 2 раза больше детей, чем полагается по санитарно-гигиеническим нормам [1, с. 6]. В столице положение отягощалось массовой миграцией населения из сельской местности в город. В ряду этих проблем и так называемые «педагогически запущенные дети», которых родители не готовили к школе, это дети трудовых мигрантов, работающих за рубежом.

Однако можно отметить попытки государства исправить ситуацию. Свидетельством тому являются принятые законы и нормативные акты. Так, вопросы создания социально-экономических условий для развития детей дошкольного возраста рассматриваются в Конституции КР, Кодексе о детях, Законе «Об образо-

вании», «О дошкольном образовании», «О местном самоуправлении», Указе Президента КР «О защите и поддержке детей», Государственном стандарте «Дошкольное образование и уход за детьми». Место и значение дошкольного образования в социализации и подготовке детей к школе определены в Законе «Об образовании Кыргызской Республики» (дошкольное образование осуществляется в семье и в дошкольных образовательных организациях и закладывает основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте) [2].

Что касается долгосрочных проблем, то в «Стратегии развития образования на 2012-2020 гг.» определены задачи расширения охвата детей-дошкольников имеющимися альтернативными моделями дошкольного образования и программами; внедрения по всей стране программ по подготовке детей дошкольного возраста к школе (для детей, не охваченных дошкольным организациями); а также подготовки и иад-ров для реализации программ дошкольного образования и предшкольной подготовки [3]. В рамках выполнения данной Стратегии в 2016 г. Министерством Образования и науки КР была введена в общеобразовательных школах 480-часовая программа по подготовке к школе «Наристе». Однако программа в настоящее время не может быть внедрена во всех школах в связи с нехваткой учебных помещений, загруженностью школ, особенно в густонаселенных городах, районах республики.

В таких сложных условиях на помощь общеобразовательным школам приходят внешкольные организации дополнительного образования республики, которые вносят весомый вклад в подготовку детей к школе. Это важная работа организаций дополнительного внешкольного образования, которая таким образом удовлетворяет социальный заказ населения.

Как известно, особая роль дополнительного образования заключается в том, что оно способствует неформальному развитию творческого потенциала ребенка, позволяет ему легче адаптироваться к общественным отношениям, при этом полноценно и целенаправленно используется время досуга ребенка как равноправного члена общества и развивающийся личности [7, с. 337]. Важность дополнительного образования и в том, что оно позволяет варьировать стандартное общее образование, мотивируя дошкольников к познанию в игровой форме, при-

менять полученные знания и навыки в повседневной практике детей. Тем более в настоящее время к первоклассникам предъявляются достаточно сложные и разнообразные требования. И речь идет не только о том, что ребенок должен уметь читать, писать и считать, - новые педагогические технологии, включающие комплексные развивающие занятия, способствуют активной-социализации детей данного возраста [4, с. 48].

Включившись в процесс дошкольной подготовки, педагоги и методисты внешкольных организаций дополнительного образования республики оказываются перед сложной задачей - воспитать в ребенке хорошую и стойкую мотивацию и готовность к обучению; обучить открытости и готовности к новым формам общения; подготовить к выполнению особой роли школьника, воспитать разумное отношение к окружающему миру и самому себе [5, с. 27]. В конечном счете, необходимо создать одинаковые стартовые возможности детям, не охваченным дошкольными организациями. В решении таких все усложняющихся задач нужна не только готовность самих педагогов, но и новые подходы, компетентности в вопросе подготовки детей к школе и будущей их социализации в новых для них условиях [6, с. 28-30]. Несмотря на готовность помочь в решении этой проблемы со стороны ряда педагогических коллективов организаций дополнительного образования, есть существенные проблемы. Так, проведенные исследования показали, что педагогов дополнительного образования по данной специальности не готовит ни одно высшее учебное заведение, отсутствует система повышения квалификации через Кыргызскую Академию образования, не разработаны программы, слабо поставлено методическое сопровождение педагогов.

Тем не менее, учитывая важность проблемы подготовки дошкольников к школе, посильный вклад вносит Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания «Балажан». На протяжении 30 лет центр ведет методическую работу по повышению квалификации педагогов внешкольных организаций дополнительного образования, апробирует и внедряет инновационные программы, новые педагогические технологии.

Так, ежегодно сотни педагогов школ, дошкольных образовательных организаций и внешкольного дополнительного образования повышают квалификацию, участвуя в республиканских семинарах, конференциях, мастер-классах, тренингах по новым педагогическим технологиям социализации и формирования социальной

компетентности детей дошкольного возраста, проводимых центром «Балажан».

Участие педагогов республики в регулярно и традиционно проводимых «Балажаном» семинарах помогает им всесторонне проанализировать свою деятельность, выявить проблемы в вопросах социализации детей. Аналитическая работа, оценка достижений и проблем педагогами способствует более вдумчивой работе над самообразованием. Результаты проведенного нами анкетирования педагогов как центра «Балажан», так и организаций внешкольного дополнительного образования регионов республики - участников семинаров свидетельствуют о том, что если на первых семинарах на вопросы о значении слов «социализация», «социальная компетентность», «адаптация детей дошкольного возраста» 79 % опрошенных педагогов не могли дать точного определения или объяснить сути данных терминов, то после проведенных семинаров в течение 2012-2017 гг. уже 83 % педагогов имеют четкое представление о значении данных слов, знают их содержание и успешно применяют в педагогической деятельности.

В процессе работы мы убедились, что в повышении компетентности педагогов особое значение имеет распространение педагогического опыта через издание методических пособий, творческих разработок. Составление и апробация комплексных программ, способствующих продвижению образовательно-развивающей деятельности, в которых гармонично объединены инновационные методы обучения для целостного восприятия окружающей действительности, развития коммуникативных способностей, сочетающие учебную деятельность с игровой, позволяют обеспечить социально-психическую готовность детей к учебной деятельности. Внедрение дополнительных комплексных программ в рамках большой темы учебно-методического центра «Балажан» - «Социализация детей средствами изобразительного искусства, музыки, танца, изучение языков», мастер-классы, интерактивные уроки и тренинги способствовали саморазвитию педагогов, развитию их творческого подхода к решению задач воспитания. В повышении профессиональной квалификации и формировании компетентности педагогов большое значение имеют поиск новых форм обучения и воспитания, разработки авторско-адаптированных программ по социализации детей дошкольного возраста.

Многолетняя деятельность центра «Балажан» по повышению педагогического мастерства, компетентности педагогов дополнительного об-

разования в подготовке детей к школе, применение новых педагогических технологий комплексного обучения дали свои позитивные результаты. Наши обследования показали, что в 2015/16 учебном году, после окончания студий дошкольной подготовки «Балажана», 91 % детей успешно обучаются в общеобразовательных школах страны. Примечательно, что около 73 % выпускников студий дошкольной подготовки продолжают заниматься в студиях ИЗО и ДПИ, народного и современного танца, вокала. Это позволяет учесть уроки и сохранить преемственность в развитии, воспитании и формировании социальной компетентности ребенка.

Таким образом, имеющийся многолетний опыт внедрения инновационных подходов к повышению квалификации педагогов страны республиканским учебно-методическим центром «Балажан» дал позитивные результаты в практической работе. Они стали важным показателем повышения роли педагогов внешкольного дополнительного образования социализации детей дошкольного возраста в процессе подготовки их к школе и наряду с дошкольными образовательными организациями достойно выполняют социальный заказ общества.

Библиографический список

1. Голованов, В. П. Дополнительное образование детей - личное образовательное пространство детства [Текст] / В. П. Голованов. - М. : Киров ООО «Издательство «Радуга-ПРЕСС», 2017. - 23 с.

2. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Игра в жизни дошкольника [Текст] : пособие для педагогов учреждений дошкольного образования / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. - М. : НИО, 2012. - 48 с.

3. Мухина, В. С. К проблеме социального развития ребенка в дошкольном детстве [Текст] / В. С. Мухина // Психологический журнал. - 2011. - № 5. - 27 с.

4. Репина, Т. А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек [Текст] / Т. А. Репина // Дошкольное воспитание. - 1984. - № 4. -С. 28-30.

5. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания [Текст] : методическое пособие / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 415 с.

6. Рябова, Н. В. Дополнитеельное образование как институт социализации детей дошкольного возраста [Текст] / Н. В. Рябова, Е. В. Барцаева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 9-1. -С. 159-163.

7. Loretta, E. Bass Childhood in sociology and Society [Текст] : Current Soilogy / E.Bass Loretta. SAGE (Los

Angeles, London, New Delhi, Singapore and Washington DC). - March 2010. - 337 p.

Bibliograficheskij spisok

1. Golovanov, V. P. Dopolnitel'noe obrazovanie de-tej - lichnoe obrazovatel'noe prostranstvo detstva [Tekst] / V. P. Golovanov. - M. : Kirov OOO «Izdatel'stvo «Radu-ga-PRESS», 2017. - 23 s.

2. Kolominskij, Ja. L., Pan'ko, E. A. Igra v zhizni doshkol'nika [Tekst] : posobie dlja pedagogov uchrezhdenij doshkol'nogo obrazovanija / Ja. L. Kolominskij, E. A. Pan'ko. - M. : NIO, 2012. - 48 s.

3. Muhina, V S. K probleme social'nogo razvitija rebenka v doshkol'nom detstve [Tekst] / V S. Muhina // Psihologicheskij zhurnal. - 2011. - № 5. - 27 s.

4. Repina, T. A. Gruppa detskogo sada i process so-cializacii mal'chikov i devochek [Tekst] / T. A. Repina // Doshkol'noe vospitanie. - 1984. - № 4. - S. 28-30.

5. Rozhkov, M. I. Teorija i metodika vospitanija [Tekst] : metodicheskoe posobie / M. I. Rozhkov, L. V Bajborodova. - Jaroslavl' : Izd-vo JaGPU, 2012. - 415 s.

6. Rjabova, N. V. Dopolniteel'noe obrazovanie kak institut socializacii detej doshkol'nogo vozrasta [Tekst] / N. V. Rjabova, E. V. Barcaeva // Sovremennye nau-koemkie tehnologii. - 2016. - № 9-1. - S. 159-163.

7. Loretta, E. Bass Childhood in sociology and Society [Tekst] : Current Soilogy / E.Bass Loretta. SAGE (Los Angeles, London, New Delhi, Singapore and Washington DC). - March 2010. - 337 p.

Reference List

1. Golovanov V. P. Additional education of children -personal educational space of the childhood / V. P. Golovanov. - M. : Kirov OOO «Izdatelstvo «Radu-ga-PRESS», 2017. - 23 p.

2. Kolominsky Ya. L., Panko E. A. Game in life of the preschool child : a manual for teachers of of preschool education(s) institutions. L. Kolominsky, E. A. Panko. -M. : NIO, 2012. - 48 p.

3. Mukhina V. S. To the problem of social development of the child in the preschool childhood / V. S. Mukhina // Psychological Magazine. - 2011. -№ 5. - 27 p.

4. Repina T. A. Group of kindergarten and process of socialization of boys and girls / T. A. Repina // Preschool education. - 1984. - № 4. - P. 28-30.

5. Rozhkov M. I. Theory and technique of education: methodical book / M. I. Rozhkov, L. V Baiborodova. -Yaroslavl : YSPU Publishing Hhouse, 2012. - 415 p.

6. Ryabova N. V Additional education as institute of socialization of preschool age children / N. V Ryabova, E. V Bartsaeva // Modern High Technologies. - 2016. -№ 9-1. - P. 159-163.

Loretta E. Bass Childhood in sociology and Society : Current Sociology / E. Bass Loretta. SAGE (Los Angeles, London, New Delhi, Singapore and Washington DC). - March 2010. - 337 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.