Научная статья на тему 'Подготовка педагога дополнительного образования к реализации организаторских функций'

Подготовка педагога дополнительного образования к реализации организаторских функций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА / КЫРГЫЗСТАН / ORGANIZATIONAL FUNCTION / ADDITIONAL EDUCATION / LEADERSHIP SKILLS / KYRGYZSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лю-Мин-Чин Жылдыз

В статье раскрываются возможности реализации организаторских функций педагога дополнительного образования в соответствии с новыми реалиями. В условиях, когда социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, обусловили необходимость обновления системы образования, изменяются представления о профессиональной деятельности одного из основных субъектов процесса организации внешкольного дополнительного образования детей педагога, от уровня организаторских способностей которого во многом зависит развитие личности ребенка. Исследование проблемы формирования организаторских функций педагогов, а также места и роли учреждений дополнительного образования детей в этом процессе выявило дефицит компетентных специалистов педагогов,обладающих в полной мере организационными качествами. Все это свидетельствовало о недостаточном уровне сформированности организаторских функций у педагогов-внешкольников и создавало трудности в выполнении ими профессиональных функций в рамках своей деятельности. Стала очевидной актуальность повышения компетентности и улучшения работы действующих педагогов, на которых общество возлагает функцию формирования у молодого поколения лидерских качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лю-Мин-Чин Жылдыз

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the possibilities of implementing the functions of the organizer of additional education, improvement corresponding to the new realities. In conditions when the socioeconomic transformations taking place in our society make it necessary to update the education system, the idea of the professional activity of one of the main subjects of the process of organizing additional school supplementary education for children and teachers, varies from the level of organizational abilities and to a great extent development of the child's personality depends on them. The study of the problem of formation of teachers’ organizational functions, as well as the role of children’s additional education institutions in this process, has revealed that there is a problem and shortage of competent specialists teachers with full organizational qualities. All this testified to the insufficient level of organization of the teaching functions of the teachers adult education specialists, and this created difficulties in the performance of their professional duties under their activities. The importance of raising the competence and improving the work of teachers became evident, on whom the society assign the function of forming leadership qualities among young people.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагога дополнительного образования к реализации организаторских функций»

УДК 37

Лю-Мин-Чин Жылдыз

Подготовка педагога дополнительного образования к реализации организаторских функций

В статье раскрываются возможности реализации организаторских функций педагога дополнительного образования в соответствии с новыми реалиями. В условиях, когда социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, обусловили необходимость обновления системы образования, изменяются представления о профессиональной деятельности одного из основных субъектов процесса организации внешкольного дополнительного образования детей -педагога, от уровня организаторских способностей которого во многом зависит развитие личности ребенка.

Исследование проблемы формирования организаторских функций педагогов, а также места и роли учреждений дополнительного образования детей в этом процессе выявило дефицит компетентных специалистов -педагогов,обладающих в полной мере организационными качествами. Все это свидетельствовало о недостаточном уровне сформированности организаторских функций у педагогов-внешкольников и создавало трудности в выполнении ими профессиональных функций в рамках своей деятельности.

Стала очевидной актуальность повышения компетентности и улучшения работы действующих педагогов, на которых общество возлагает функцию формирования у молодого поколения лидерских качеств.

Ключевые слова: организаторская функция, дополнительное образование, лидерские качества, Кыргызстан. Liu Min Chin Zhyldyz

Preparation of the Additional Education Teacher for Implementing Organizational Functions

The article reveals the possibilities of implementing the functions of the organizer of additional education, improvement corresponding to the new realities. In conditions when the socioeconomic transformations taking place in our society make it necessary to update the education system, the idea of the professional activity of one of the main subjects of the process of organizing additional school supplementary education for children and teachers, varies from the level of organizational abilities and to a great extent development of the child's personality depends on them.

The study of the problem of formation of teachers' organizational functions, as well as the role of children's additional education institutions in this process, has revealed that there is a problem and shortage of competent specialists - teachers with full organizational qualities. All this testified to the insufficient level of organization of the teaching functions of the teachers - adult education specialists, and this created difficulties in the performance of their professional duties under their activities.

The importance of raising the competence and improving the work of teachers became evident, on whom the society assign the function of forming leadership qualities among young people.

Keywords: organizational function, additional education, leadership skills, Kyrgyzstan.

Глобальные изменения, происходящие в современном обществе, предъявляют новые требования к воспитанию подрастающего поколения.

Сегодня перед образованием стоит задача создания условий для развития сферы дополнительного образования детей. При этом следует исходить из того, что современное дополнительное образование детей - один из самых важных, социальных институтов детства, который создан и существует для детей, их личностного, индивидуального развития [2], позволяя ребенку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, профессионально [2, 3]. Очевидно, что в такой ситуации увеличивается потребность в педагогах, не просто имеющих достаточный запас профессиональных знаний и умений, а способных качественно и своевременно организовывать учебно-воспитательный процесс, принимать правильные и

нестандартные решения в области развития творческих способностей детей, руководить детским коллективом на уровне современных подходов, находить выход из нестандартных ситуаций.

В то же время практика показала, что профессиональный педагог имеет дело с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится согласовывать действия разного характера, каждому участнику найти его место, чтобы наилучшим образом проявились его способности. Педагог решает, какое учебно-воспитательное занятие или дело следует организовать, когда (день и час) и где (студия, кружок, музей и т. д.) его провести, кто и в какой роли в нем будет участвовать, какое оборудование (оформление) понадобится. Хорошая организация воспитательного и учебного процесса обеспечивает и высокий результат. В такой ситуации первоочередной задачей современного педагога

© Лю-Мин-Чин Жылдыз, 2017

становится перестройка собственного мышления, соответствие требованиям времени и имеющимся вызовам.

В связи с этим отмечается возросшая актуальность вопросов формирования организаторских функций и соответствующих умений педагогов дополнительного образования [4].

Очень важно, что государство уделяет особое внимание решению данной проблемы и это отражено в ряде важнейших документов страны: в «Законе об образовании Кыргызской Республики», «Концепции развития образования Кыргызской Республики до 2020 года», «Стратегии развития образования в Кыргызской Республике на 20122020 годы», «Концепции развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года» и др.

Практика показала, что на сегодняшний день в учреждениях дополнительного образования Кыргызской Республики из-за недостатка кадров с соответствующим педагогическим образованием и опытом работы с детьми работают высококвалифицированные специалисты разных профилей - вокалисты, танцоры, спортсмены и т. д., которые не в полной мере владеют формами и методами организаторской деятельности. Результаты исследования, проведенного нами среди педагогов Республиканского центра «Балажан» (г. Бишкек) и педагогов трех сельских центров детского творчества, показали, что 72-75 % опрошенных затрудняются в оценке своего организаторского потенциала, около 56 % считают, что их знания и умения являются достаточными лишь для решения традиционных организаторских задач и затрудняются в реализации своих организаторских функций в условиях модернизации и инноваций. Более 45 % педагогов не обладают сформированной мотивацией профессионального роста в инициативной общественной деятельности (Текущий архив РУМЦЭВ «Балажан» (20122017 гг.).

Все это свидетельствовало о недостаточном уровне сформированности организаторских функций у педагогов-внешкольников, что создавало трудности в выполнении ими профессиональных функций в рамках своей деятельности.

В подготовку формирования организаторских функций педагога во внешкольном дополнительном образовании весомый вклад вносит Республиканский учебно-методический центр эстетического воспитания (РУМЦЭВ) «Балажан». Центром на протяжении десяти лет проводится работа по реализации экспериментальной программы формирования организаторских функций педагогов «Бала-жана» и привлечение к участию в этой программе педагогов из регионов Кыргызстана. Программа включает знания, умения и профессионально важные качества, обобщенные опытом практической деятельности, способствующие эффективной орга-

низации детского коллектива для выполнения учебно-воспитательной, организационно-массовой деятельности, осуществления корректировки и внесения инновационных изменений в соответствии с условиями, в которых она протекает.

Экспериментальная программа осуществлялась в естественных условиях образовательного процесса. Исследованием было охвачено 152 педагога. Для обеспечения успешности реализации программы нами были определены педагогические условия, которые обусловили осуществление формирования организаторских функций педагогов. Особенностью программы является адресный подход к педагогам с учетом их профессионального уровня. Идеи формирования организаторских функций педагога составляют основу деятельности всего Центра.

Налаженная деятельность с использованием инновационных педагогических технологий и традиционных форм и методов работы, таких как семинары, методико-педагогические консультации на очных встречах либо в онлайн-режиме, беседы, дискуссии, имитационные игры, моделирование ситуаций из реальной жизни, научно-методическая поддержка участников образовательного процесса, участие педагогов в организации и проведении акций, мастер-классов, тренингов, конкурсов, выставок, научно-практических конференций, помогла успешно сформировать умение педагогов анализировать сделанное к началу работы, выделять факторы, влияющие на ее дальнейшее улучшение, условия успеха в той или иной работе, причины неудач в постановке целей, определении рабочих задач, планировании подготовки и проведения дела, разработке содержания, форм и методов предстоящей деятельности.

Также программа позволила сформировать у педагогов внутреннюю мотивацию, знания и технологическую основу организаторской деятельности посредством актуализации, обогащения опыта организаторской деятельности. В ходе участия в предложенной программе педагоги убедились, что организаторские функции формируются в процессе осуществления организаторской деятельности самим педагога [1].

Очевидно, что без развивающегося педагога не может быть развивающегося воспитанника, и только успешное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса обеспечит высокий конечный результат. Так, показателем сформированных организаторских функций педагогов по развитию творчества детей стали победы воспитанников на международных, республиканских конкурсах. За последние годы более 5 000 детей РУМЦЭВ «Ба-лажан» стали победителями и обладателями золотых медалей международных конкурсов в Индии, Турции, Китае, Японии, Корее, Венгрии, Польши,

190

Лю-Мин-Чин Жылдыз

Бельгии, США, России, Казахстана, Узбекистана, Белоруссии, Украины, Армении и других стран (Текущий архив РУМЦЭВ «Балажан», 2017 г.)

Примером влияния организаторских умений педагогов на активность и творческую самореализацию детей можно назвать итоги республиканских и международных конкурсов прикладного творчества «Ярмарка кукол», «В мире узоров», конкурса детского рисунка «Птицы, горы и цветы», которые не только способствовали ознакомлению детей с народными традициями и культурой кыргызского народа и народов, проживающих в нашей стране, творческому поиску, развитию нестандартного мышления, но и повысили интерес детей к участию в них. Об этом свидетельствует следующий показатель: если в 2014 г. в конкурсах приняли участие 536 детей, то в 2017 г. - более 8 тысяч детей.

Межрегиональный конкурс вокалистов и сольных исполнителей народного танца «Я Кыргызста-нец и этим я горжусь!» стал показателем динамики развития организаторских способностей педагогов. Благодаря анализу и проработанности всех организационных вопросов конкурса за три года повысились качество проводимых мероприятий и уровень исполнительского мастерства участников, в числе организаторов пожелали быть именитые вокалисты, хореографы, с 1 200 до 5 000 увеличилось число желающих проявить творческие способности.

Ярким результатом проявления организаторских способностей педагогов стала деятельность Школы волонтеров «Балажана», в которой участвуют более 200 детей и подростков. Педагоги смогли обучить ребят практически всем элементам организаторской работы, что позволило им самостоятельно провести массовые мероприятия для более 600 участников международного этнокарнавала «Иссык-Куль собирает друзей».

Итак, мы пришли к следующему выводу: в результате внедрения экспериментальной программы были сформированы организаторские функции педагогов, что способствовало высокому спросу на услуги центра «Балажан» (число детей с 2012 до 2017 г. выросло с 1 300 до 4 300) среди детей и их родителей, повысило уровень ведения учебно-воспитательного процесса, организации массовых мероприятий, способствовало созданию внутренней мотивации к самопознание и собственному развитию педагогов.

Библиографический список

1. Василиженко, М. В. К вопросу о педагогической технологии развития организаторских умений будущих специалистов [Текст] / М. В. Василиженко //

Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2007. - № 7. - С. 11-19.

2. Голованов, В. П. Дополнительное образование детей - личное образовательное пространство детства [Текст] / В. П. Голованов // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности : материалы II Международной научно-практической конференции, 15-16 октября 2015 г. -Челябинск, 2015. - 532 с.

3. Золотарева, А. В. Формальные и неформальные черты современного дополнительного образования детей [Текст] / А. В. Золотарева // Дополнительное образование и воспитание. - 2015. - № 2.

4. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 г. Постановление Правительства КР от 23 марта 2012 года № 201, раздел 1.

Bibliograficheskij spisok

1. Vasilizhenko, M. V. K voprosu o pedagogicheskoj tehnologii razvitija organizatorskih umenij budushhih specialistov [Tekst] / M. V. Vasilizhenko // Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2007. - № 7. - S. 11-19.

2. Golovanov, V. P. Dopolnitel'noe obrazovanie detej - lichnoe obrazovatel'noe prostranstvo detstva [Tekst] / V. P. Golovanov // Dopolnitel'noe obrazovanie detej v izmenjajushhemsja mire: perspektivy razvitija vostrebovannosti, privlekatel'nosti, rezul'tativnosti : materialy II Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, 15-16 oktjabrja 2015 g. - Cheljabinsk, 2015. - 532 s.

3. Zolotareva, A. V Formal'nye i neformal'nye cherty sovremennogo dopolnitel'nogo obrazovanija detej [Tekst] / A. V. Zolotareva // Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie. - 2015. - № 2.

4. Koncepcija razvitija obrazovanija v Kyrgyzskoj Respublike do 2020 goda. Postanovlenie Pravitel'stva KR ot 23 marta 2012 goda № 201, razdel 1.

Reference List

1. Vasilizhenko M. V To a question of pedagogical technology of development of future specialists' organizing abilities // the Bulletin of Chelyabinsk state pedagogical university. - 2007. - № 7. - P. 11 -19.

2. Golovanov V. P. Additional education of children -personal educational space of childhood // Additional education of children in the changing world: prospects of development of demand, appeal, effectiveness: materials of the II International scientific and practical conference, on October 15-16, 2015 - Chelyabinsk, 2015. - 532 p.

3. Zolotareva A. V Formal and informal features of modern additional education of children // Additional education and education. - 2015. - № 2.

4. The concept of education development in the Kyr-gyz Republic upto 2020. Resolution of the Government of KR dated from March 23, 2012 № 201, section 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.