Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы социализации детей дошкольного возраста'

Психолого-педагогические основы социализации детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
880
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРВИЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ ДЕТЕЙ / ЛИЧНОСТЬ РЕБЕНКА / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / SOCIALIZATION / CHILDREN OF PRESCHOOL AGE / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL FOUNDATIONS / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD OF PRESCHOOL EDUCATION / PRIMARY SOCIALIZATION / CHILDREN'S WORLDVIEW / CHILD'S IDENTITY / INDIVIDUAL DEVELOPMENT OF THE CHILD'S PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шушара Татьяна Викторовна

Проблема социализации ребенка дошкольного возраста тема, с одной стороны, достаточно изученная, в теоретическом аспекте, и тема, которая остается всегда актуальной, в практической ее реализации. Так как требует от родителей, педагогов глубоких знаний в области педагогики, психологии, физиологии ребенка. Однако не всегда, в первую очередь родители, да и зачастую педагоги, обладают такими знаниями, что значительно усложняет процесс социализации детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами, родителями новую задачу, которая заключается в создании условий позитивной социализации. Успешная социализация напрямую зависит от уровня квалификации педагогов и родителей, которые призваны содействовать раскрытию детской индивидуальности, формированию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению в школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни. Детство, как самоценный период, обеспечивает человеку присвоение социальных конструктов в рамках первичной социализации, где за счет сензитивности идентифицируются требования и нормы, а затем присваиваются и преобразуются в личностную систему убеждений и ценностей, определяющих социальное поведение человека на всех последующих этапах его личностной реализации. Поэтому популяризация этих знаний, распространение педагогического опыта по социализации детей дошкольного возраста крайне необходимо как среди профессионалов, так и среди родителей, общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шушара Татьяна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FUNDAMENTALS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The problem of the socialization of a child of preschool age is a topic, on the one hand, sufficiently studied, in a theoretical aspect, and a topic that always remains relevant, in its practical implementation. As it requires parents and teachers profound knowledge in the field of pedagogy, psychology, and physiology of the child. However, not always, first of all, parents, and often teachers, possess such knowledge, which greatly complicates the process of socialization of children of preschool age. The federal state educational standard for pre-school education sets a new task for teachers and parents, which is to create conditions for positive socialization. Successful socialization directly depends on the qualification level of teachers and parents, who are designed to promote the disclosure of children's individuality, the formation of social, intellectual, physical qualities, initiative, independence, successful preparation for school, and later on to adulthood. Childhood, as a self-valuable period, provides a person with the appropriation of social constructs in the framework of primary socialization, where requirements and norms are identified due to sensitivity, and then assigned and transformed into a personal belief system and values that determine a person’s social behavior at all subsequent stages of his personal realization. Therefore, the popularization of this knowledge, the dissemination of pedagogical experience on the socialization of children of preschool age is extremely necessary among both professionals and parents, the public.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы социализации детей дошкольного возраста»

педагогические Шушара Татьяна Викторовна

науки ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ...

УДК 373.24

DOI: 10.26140/anip-2019-0803-0079

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

© 2019

Шушара Татьяна Викторовна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и управления учебными заведениями Гуманитарно-педагогической академии

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (298600, Россия, Ялта, ул. Севастопольская, 2а, e-mail: tanya.yalos@mail.ru)

Аннотация. Проблема социализации ребенка дошкольного возраста тема, с одной стороны, достаточно изученная, в теоретическом аспекте, и тема, которая остается всегда актуальной, в практической ее реализации. Так как требует от родителей, педагогов глубоких знаний в области педагогики, психологии, физиологии ребенка. Однако не всегда, в первую очередь родители, да и зачастую педагоги, обладают такими знаниями, что значительно усложняет процесс социализации детей дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами, родителями новую задачу, которая заключается в создании условий позитивной социализации. Успешная социализация напрямую зависит от уровня квалификации педагогов и родителей, которые призваны содействовать раскрытию детской индивидуальности, формированию социальных, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности, успешной подготовке к обучению в школе, а в дальнейшем и ко взрослой жизни. Детство, как самоценный период, обеспечивает человеку присвоение социальных конструктов в рамках первичной социализации, где за счет сензитивности идентифицируются требования и нормы, а затем присваиваются и преобразуются в личностную систему убеждений и ценностей, определяющих социальное поведение человека на всех последующих этапах его личностной реализации. Поэтому популяризация этих знаний, распространение педагогического опыта по социализации детей дошкольного возраста крайне необходимо как среди профессионалов, так и среди родителей, общественности.

Ключевые слова: социализация, дети дошкольного возраста, психолого-педагогические основы, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, первичная социализация, мировоззрение детей, личность ребенка, индивидуальное становление личности ребенка.

PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL FUNDAMENTALS OF SOCIALIZATION OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

© 2019

Shushara Tatyana Viktorovna, Doctor of pedagogic sciences, associate professor, professor of the department of pedagogy and educational establishments management of Humanities and Pedagogical Academy Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky (298600, Russia, Yalta, St Sevastopolskaya, 2а, e-mail: tanya.yalos@mail.ru)

Abstract. The problem of the socialization of a child of preschool age is a topic, on the one hand, sufficiently studied, in a theoretical aspect, and a topic that always remains relevant, in its practical implementation. As it requires parents and teachers profound knowledge in the field of pedagogy, psychology, and physiology of the child. However, not always, first of all, parents, and often teachers, possess such knowledge, which greatly complicates the process of socialization of children of preschool age. The federal state educational standard for pre-school education sets a new task for teachers and parents, which is to create conditions for positive socialization. Successful socialization directly depends on the qualification level of teachers and parents, who are designed to promote the disclosure of children's individuality, the formation of social, intellectual, physical qualities, initiative, independence, successful preparation for school, and later on to adulthood. Childhood, as a self-valuable period, provides a person with the appropriation of social constructs in the framework of primary socialization, where requirements and norms are identified due to sensitivity, and then assigned and transformed into a personal belief system and values that determine a person's social behavior at all subsequent stages of his personal realization. Therefore, the popularization of this knowledge, the dissemination of pedagogical experience on the socialization of children of preschool age is extremely necessary among both professionals and parents, the public.

Keywords: socialization, children of preschool age, psychological and pedagogical foundations, Federal State Educational Standard of preschool education, primary socialization, children's worldview, child's identity, individual development of the child's personality.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Ребенок рождается и живет в окружении людей, в мире предметов, созданных человеком, в которых зафиксирован опыт общественной практики человечества. Этот опыт ребенок получает уже готовым и сразу же с момента рождения взаимодействует с ним. Развитие ребенка и является процессом овладения этим опытом. Успешная социализация ребенка напрямую зависит от той среды, в которой находится ребенок, тех родителей и педагогов, которые окружают его, именно поэтому уровень их психолого-педагогических знаний должен быть достаточно высоким, чтобы способствовать социализации ребенка. Именно такая задача сформулирована в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования: создать условия позитивной социализации ребенка.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Анализ состояния разработанности проблемы по-

зволил выделить ряд публикаций, которые раскрывают данный вопрос с различных ракурсов: сущность и структуру процесса социализации рассматривается в работах В.И. Андреева, JI.H. Когана, И.С. Кона, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, М. Вебера, Э. Фромма; вопросы истории и теории педагогики, психологии детства рассмотрены в работах А.А. Бодалева, JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, B.C. Мухиной, C.JI. Рубинштейна, П. Скина, К. Флейк-Хобсона; идеи влияния на развитие ребенка социальной среды рассмотрены в работахА.А. Бодалева, Л.С Выготского, И.С. Кона, AB. Петровского, С.Т. Шацкого, Д.Б. Эльконина; а также современных авторов Е.Ю. Бардиновой, Н.В. Ивановой, A.M. Калининой, А.А. Толмачевой.

Формирование целей статьи (постановка задания). Рассмотрение психолого-педагогических основ социализации ребенка дошкольного возраста требует решения следующих задач: выявить сущность психолого-педагогических основ социализации ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития; выделить наиболее результативные, значимые способы социализации детей дошкольного возраста на современном этапе.

Shushara Tatyana Viktorovna PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ..

pedagogical sciences

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Развитие - это прогрессивные, необходимые и последовательные изменения в различных человеческих системах жизни (морфологической, физиологической, психической, социальной), характеризующее движение человека от низших до высших уровней деятельности, структурное и функциональное совершенствование [3].

Так, качественные изменения в физическом росте организма (увеличение объема мозга, мышечной силы, веса тела, скорости и точности движений) приводят к качественным изменениям в функционировании нервной, эндокринной, мышечной системы. В частности, качественные изменения нервной системы проявляются в переходе от безусловно-рефлекторной регуляции к условно-рефлекторной.

В психическом развитии качественные изменения (рост числа знаний, умений, навыков, ассоциаций, круга представлений, активного и пассивного речевого словаря и т. п) ведут к качественной перестройке всего психического опыта ребенка, совершенствованию его психической организации и условий его формирования.

Качественные изменения происходят на всех этапах онтогенеза человеческой психики как в характере отдельных ее психических процессов, так и психики в целом, что расширяет возможности для мировосприятия и миропонимания ребенка.

Хотя такие изменения связаны с физическим созреванием организма, но и есть, по мнению ученых, результатом реальных контактов ребенка с окружающим материальным миром [11].

Качественные изменения охватывают различные психические процессы - память, мышление, воображение. Так, запоминания и воспроизведения, которые сначала проявляются в непроизвольной форме, постепенно, в процессе развития ребенка, становятся произвольными действиями. Как и восприятие, запоминание и воспроизведение сначала не отделены от непосредственных действий ребенка в различных видах деятельности. Со временем они начинают выполнять функции проектирования, преобразования, опережают действия, становятся относительно самостоятельными актами, которые произвольно регулируются [2].

В возрасте 3-4 лет у ребенка еще отсутствуют процессы памяти как специальные действия, направленные на запоминание и припоминание. Эти процессы осуществляются непреднамеренно, без волевых актов. Ребенок в этом возрасте запоминает и вспоминает в основном связи, которые образовались у него на основе пространственной или временной смежности объектов и явлений. Причем упоминание происходит в форме опознания предметов и явлений, которые ранее воспринимались [4].

Экспериментальные данные показывают, что дети этого возраста могут воспроизвести в средне не более 4 предметов или их изображений из 10-15 предметов, которые они воспринимали (П. И. Зинченко, Н. А. Корние нко) [5].

В возрасте 5-ти лет у ребенка появляются и начинают развиваться процессы произвольного запоминания и упоминания, это связано с тем, что у ребенка этого возраста начинает формироваться новая система функций ребенка, она характеризуется тем, что в центр сознания относится память, которая играет доминирующую роль в дошкольном возрасте [6].

Первые проявления воображения наблюдаются у ребенка в конце второго, начале третьего года жизни, когда у него есть уже определенные физиологические и психические предпосылки для создания образов объектов.

Воображение дошкольника имеют свою физиологическую основу. Яркость, живость возникновения образов тесно связана с преобладанием первой сигнальной системы в высшей нервной деятельности детей этого

возраста.

Живость воображения детей проявляется в том, как они перевоплощаются. О этом свидетельствуют переживания детей, возникающие при восприятии ими сказок, рисунков, спектаклей. Вот почему, заботясь о социальном становлении ребенка, взрослые должны быть разборчивыми в выборе книг для чтения, а также быть осторожными в разговорах, которые ведутся в присутствии детей [7].

В развитии воображения дошкольника язык становится не только источником данных, необходимых для создания многих и разнообразных новых образов, но и средством объективации создаваемых образов, средством направления работы воображения, подчинение ее определенному заданию. В процессе воображения старших дошкольников большую роль начинает играть общий замысел, словесно сформулированный воспитателем или коллективом детей, которые участвуют в игре. Одна из главных задач воспитателя - это развитие творческого воображения [16].

Изменения в развитии мышления связаны с овладения речью. Мышление зарождается еще до овладения речью в наглядно-действенной форме (ребенок мыслит, манипулируя предметами), а затем с помощью речи, которая усваивается на втором году жизни (активная форма), становится наглядно-образным. Умственные действия, совершаемые сначала с материальными или материализованными предметами вслух, затем переходят во внутренний язык. Качественные изменения, которым подвержена речь как средство общения, приводят к развитию нового вида мышления, а именно словесно-логического (понятийного) с его абстрактными формами, для которых характерно использование понятий, суждений, умозаключений, обобщений [10].

На качественные изменения в психическом развитии ребенка влияют различные виды деятельности. С развитием психических процессов на основе деятельности закладываются психические особенности, которые являются своеобразной формой существования этих процессов. К таким особенностям относятся умственные, эмоциональные, волевые, нравственные качества, сознание и самосознание. Когда эти психические процессы и особенности объединяются в определенную систему, растущий человеческий индивид становится личностью, которая способна осознавать и отображать окружающий мир, выделять себя из окружающей среды, ставить перед собой цели [6].

Развитие сознания и самосознания отражается на формировании убеждений, научного мировоззрения, миропонимания, обеспечивает моральную устойчивость, ценностные ориентации, умение выбирать правильную линию поведения [8].

Качественные изменения в социальной жизни можно проследить на основе развития отношений ребенка к окружающему миру.

Материалы исследований ученых дали возможность определить у ребенка три вида отношений: , отношение к другим людям, отношение к себе и отношение к предметному миру. Первым у ребенка возникает отношение к близкому взрослому, под его влиянием у ребенка начинает формироваться отношение к себе. И еще позднее складывается отношение к миру - предметам, явлениям природы, к объектам окружающей среды. При этом отношение к близкому взрослому составляет основу, без которой невозможно возникновение других видов отношений [9].

Таким образом, можно утверждать, что в результате контактов с окружающей средой у ребенка формируется отношение к себе, к другим людям, а также к предметной действительности. Каждый возрастной этап - новый этап психического развития и характеризуется множеством количественных и качественных изменений, в результате которых расширяются возможности для мировосприятия и миропонимания [15]._

педагогические науки

Шушара Татьяна Викторовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ...

Именно дошкольный период развития является сен-зитивным для усвоения человеческого опыта. Ребенок не обладает врожденными формами поведения и, развиваясь в социальной среде, осознает и трансформирует его в своей деятельности. Процесс усвоения человеческого опыта невозможно без усвоения основного средства человеческого общения - языка. Человек - существо социальное и общение - необходимое условие его существования, самоутверждения, признания своего места в жизни, ощущения собственной значимости; характер влияния общества на личность проявляется в языке и через язык. Овладение языком как средством человеческого общения и познания является одним из важнейших приобретений ребенка в дошкольном возрасте - наиболее сензитивному для усвоения языка. Если ребенок не достиг определенного уровня речевого развития к пяти-шести годам, то этот путь, как правило, не может быть успешным на более поздних возрастных этапах [14].

Формирование основ гармоничного мировосприятия ребенка происходит сначала в процессе общения с матерью. Называя окружающие предметы, обращаясь к ребенку, мать постепенно вводит его в окружающий мир, учит ориентироваться в нем, осознавать свое место в мире. Ребенок в процессе своего развития реагирует на слова в первые шесть-сем месяцев, но овладевать разговорным языком начинает на втором-третьем году жизни. На первых этапах развития речь является средством коммуникации с окружающими, следующий этап - это развитие языка как средства сознательного контроля поведения [12].

По степени развития речи можно определить уровень развития личности ребенка, также от уровня развития речи зависит уровень развития интеллекта. Язык-это средство становления и развития интеллекта. Результаты языкового влияния проявляются в системе знаний индивида, они не имеют врожденный характер, а коэффициент интелекта - показатель степени социальности индивида [13].

Речевая деятельность в ее внутреннем и внешнем проявлении позволяет как откладывать результаты процессов мышления "про запас" в виде суммы знаний, так и выражать отношение к окружающему миру вещей и явлений, отношение к самому себе как субъекту деятельности. Членораздельность речи и ее аналитичность помогают определить место каждого явления, дать ему определенное название, определение, связать явления в единую систему, определить их взаимосвязи. В отличие от других систем знаков, язык обладает универсальным качеством отображения мысли. С помощью языка осуществляется процесс оперирования понятиями, выводит человека на более высокий уровень познания мира [6].

Формирования эмоциональной базы в развитии субъективного мира личности, в свою очередь, требует целеустремленных усилий. Средством воздействия в этом процессе также является язык, который кроме логичности, должен иметь еще и образность. Как свидетельствуют исследования психологов, языку дошкольника присуща выразительность. Любой его рассказ сопровождается звуками, сигналами, окликами. При этом невольно оказывается импульсивная эмоциональность ребенка [15].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, становится очевидным, что процесс формирования элементов мировоззрения детей дошкольного возраста, вхождения их в общество, формирование основ гармоничного мировосприятия, связанно с развитием языка как материальной основы сознания.

Влияние слова (второй сигнальной системы) на формирование социальности личности происходит как двусторонний диалектический процесс. С одной стороны слово (речь) - это средство становления системы взгля-

дов, а с другой - показатель уровня развития интеллекта личности.

Степень овладения активной речью преимущественно зависит от общей активности ребенка и от активности в исследовании причинно-следственных связей в мире предметов и явлений, то есть от количества "почему?", которые задает ребенок, от стремления самому все потрогать, увидеть. Многое зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми, получает ли ребенок удовольствие от общения с ними, или нет. Если ребенок по какой-либо причине не стала говорить до 3-х лет, уровень развития ее интеллекта может быть пониженным в течение всей жизни [1].

Формирование ребенка как личности, вхождение ее в жизнь - не простой и постепенный процесс, а цепь конфликтов, скачкообразных качественных изменений. Л. С. Выготский ввел очень важное понятие «социальной ситуации развития», формирующееся в начале каждого возрастного периода.

Это своеобразное, специфичное для определенного возраста, неповторимое отношение между ребенком и окружающей действительностью, прежде всего социальной. Именно эта социальная действительность, а не сам ребенок, - основной источник развития: социальное становится индивидуальным.

Таким образом, последовательные стадии развития ребенка и является не чем иным, как определенными степенями ее социализации, то есть процесса вовлечения индивида в систему общественных отношений, формирования его социального опыта, становления и развития как целостной личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский - М.: Смысл; Эксмо, 2005. - 1136 с.

2. Галушко И. Г. Социализация детей и всестороннее развитие ребенка //Научно-методический электронный журнал «Концепт». -

2015. - Т. 37. - С. 106-110. - URL: http://e-koncept.ru/2015/95644.htm.

3. Глевицкая В.С., ПоляковаН.А. Алгоритм и модели психологического сопровождения детско-родительских отношений в дошкольной организации /В.С.Глевицкая, Н.А. Полякова /Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 518-52.

4. Житная И.В. Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте как предпосылка позитивной социализации ребёнка И.В. Житная Воспитание и обучение детей младшего возраста. -2016.-№ 5. -С. 597-598.

5. Захарова Л.М., Русина Е.И., Силакова М.М. Психолого-педагогические аспекты социокультурного воспитания дошкольников Л.М Захарова., Е.И.Русина, М.М. Силакова / Современные проблемы науки и образования. - 2009.- № 1.- С. 79-80.

6. Коротаева Е., Серебрякова Н. К вопросу о позитивной социализации ребёнка дошкольного возраста Е. Коротаева, Н. Серебрякова // В сборнике: Детство, открытое миру: актуальные вопросы образования сборник научных материалов VIIIВсероссийской научно-практической конференции. ответственный редактор Е. В. Коротаева.

2016. - С. 77-80.

7. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание / И.Б.Котова, Е.Н. Шиянов. - Ростов-на-Дону, 2014. - 102с.

8. Милютинская Н.Ю. Роль фонетической культуры речи в процессе социализации детей дошкольного возраста / Н.Ю. Милютинская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. - 2015.-№ 3 (4). -С. 268-271

9. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: Личность как жертва социализма; Характеристика общения школьников разного возраста; Воспитание в контексте социализации; Религиозные организации и диссоциальное воспитание; старшеклассник и среда: Учебное пособие для вузов / А.В. Мудрик. - Москва: Высшая школа, 2001. - 320 с.

10. Мудрик А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999. - 176 с.

11. Мухина В.С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов / Под ред. Л.А. Венгера. -М.: Просвещение, 1985. - 272 с.

12. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.Петровский. -М., Политиздат, 1982.- 255с.

13. Попкова С.А. Социально-педагогическая технология ген-дерного воспитания детей старшего дошкольного возраста / С.А. Попкова / В сборнике: Современные проблемы и направления развития системы подготовки кадров сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции. НОО «Профессиональная наука». -2016. -С. 95-107.

14. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста / О.В. Солодянкина. - М.: АРКТИ, 2015. - 88с.

15. Социализация детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://apruo.ru/statyi/obrazovatelnie-statyi/

Shushara Tatyana Viktorovna PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL ...

pedagogical sciences

193-sozializaziya-deteydoshkolnogo-vozrasta.html

16. Шеремет Т.Ф., Голубь И.Б. Социализация ребёнка дошкольного возраста / Т.Ф.Шеремет, И.Б. Голубь // Постулат. -2017.- № 5-2 (19). - С. 17.

17. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - / Д.Б.Сльконин / М.: Академия, 2007. - 384с.

Статья поступила в редакцию 14.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.