Научная статья на тему 'Перспективы энергетического взаимодействия в рамках ШОС'

Перспективы энергетического взаимодействия в рамках ШОС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
957
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / КАЗАХСТАН / АТР / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ШОС / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архангельский Александр

Надежное энергообеспечение — важнейший фактор устойчивого развития и политической стабильности в мире. При этом от бесперебойного и эффективного функционирования энергетики зависит не только рост планетарной экономики, но и качество жизни населения, ведь именно энергетика обеспечивает доступность для каждого человека основных благ цивилизации. В последние 2—3 года темпы повышения спроса на энергетическом рынке превысили ожидания, лидерами здесь были Китай и другие развивающиеся страны Азии. К тому же потребление нефти в КНР выросло на 15,4% (причем двузначное увеличение этого показателя наблюдается второй год подряд). Вопросы энергообеспечения и, в более широком смысле, энергетической безопасности ныне занимают умы политиков, ученых, да и, пожалуй, простых людей. Осознание "неразрывности мира" в этой сфере стало своего рода общим местом в дискуссиях о настоящем и будущем нашей планеты. Эти озабоченности и поиски решений отмечаются на глобальных, региональных и даже субрегиональных уровнях. В частности, на саммите "восьмерки", состоявшемся в 2007 году, вопрос энергобезопасности занял (по инициативе главы российского государства) одно из центральных мест в повестке дня форума. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев выступил с идеей создать Азиатскую энергетическую стратегию. Пока Астана не представила разработанное видение этой концепции, но сам призыв к общеазиатским решениям энергетических проблем, безусловно, был не случайным и заслуживает внимания. В пользу такого отношения говорит и то, что энергобезопасность вошла в повестку дня такого многопрофильного объединения, как форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество". На субрегиональном уровне прилагаются конкретные усилия по выходу на некий механизм регулирования. Так, большой интерес вызвала Декларация об энергетической безопасности, принятая на январском (2007 г.) Восточно-Азиатском саммите, проходившем на филиппинском острове Себу и объединившем 16 стран Восточной и Южной Азии, а также южной части Тихого океана. Понятно, что в данном случае речь идет скорее относительно декларации о намерениях, а практическое воплощение зафиксированных в документе идей — дело будущего. Вместе с тем в АТР делает первые шаги механизм консультаций по энергетической проблематике в Северо-Восточной Азии. Еще в августе 2005 года США, а затем и Республика Корея высказывались за создание в пятистороннем масштабе Энергетического форума государств СВА, имея в виду подключение к нему также Японии, КНР и России. Конкретизация данных соображений проводилась по линии внешнеполитических ведомств и Министерств энергетики с последующим привлечением делового сообщества. В настоящее время структура заработала (правда, без российского участия), однако информации по существу ее деятельности для анализа и прогнозирования пока недостаточно. Мы можем опираться лишь на предварительные суждения, высказывавшиеся основоположниками на начальной стадии проработки вопроса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Архангельский Александр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы энергетического взаимодействия в рамках ШОС»

ПЕРСПЕКТИВЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ ШОС

Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ

независимый исследователь (Москва, Россия)

Надежное энергообеспечение — важнейший фактор устойчивого развития и политической стабильности в мире. При этом от бесперебойного и эффективного функционирования энергетики зависит не только рост планетарной экономики, но и

качество жизни населения, ведь именно энергетика обеспечивает доступность для каждого человека основных благ цивилизации.

В последние 2—3 года темпы повышения спроса на энергетическом рынке превысили ожидания, лидерами здесь были Китай и другие развивающиеся страны Азии. К тому же потребление нефти в КНР выросло на 15,4% (причем двузначное увеличение этого показателя наблюдается второй год подряд)1.

Вопросы энергообеспечения и, в более широком смысле, энергетической безопасности ныне занимают умы политиков, ученых, да и, пожалуй, простых людей. Осознание «неразрывности мира» в этой сфере стало своего рода общим местом в дискуссиях о настоящем и будущем нашей планеты.

Эти озабоченности и поиски решений отмечаются на глобальных, региональных и даже субрегиональных уровнях. В частности, на саммите «восьмерки», состоявшемся в 2007 году, вопрос энергобезопасности занял (по инициативе главы российского государства) одно из центральных мест в повестке дня форума.

Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев выступил с идеей создать Азиатскую энергетическую стратегию. Пока Астана не представила разработанное видение этой концепции, но сам призыв к общеазиатским решениям энергетических проблем, безусловно, был не случайным и заслуживает внимания. В пользу такого отношения говорит и то, что энергобезопасность вошла в повестку дня такого многопрофильного объединения, как форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество».

На субрегиональном уровне прилагаются конкретные усилия по выходу на некий механизм регулирования. Так, большой интерес вызвала Декларация об энергетической безопасности, принятая на январском (2007 г.) Восточно-Азиатском саммите, проходившем на филиппинском острове Себу и объединившем 16 стран Восточной и Южной Азии, а также южной части Тихого океана.

Понятно, что в данном случае речь идет скорее относительно декларации о намерениях, а практическое воплощение зафиксированных в документе идей — дело будущего. Вместе с тем в АТР делает первые шаги механизм консультаций по энергетической проблематике в Северо-Восточной Азии. Еще в августе 2005 года США, а затем и Республика Корея высказывались за создание в пятистороннем масштабе Энергетического форума государств СВА, имея в виду подключение к нему также Японии, КНР и России.

Конкретизация данных соображений проводилась по линии внешнеполитических ведомств и Министерств энергетики с последующим привлечением делового сообщества. В настоящее время структура заработала (правда, без российского участия), однако информации по существу ее деятельности для анализа и прогнозирования пока недостаточно. Мы можем опираться лишь на предварительные суждения, высказывавшиеся основоположниками на начальной стадии проработки вопроса.

Складывалось впечатление, что новую структуру видели как диалог по проблемам энергетики, развития и передачи чистых энерготехнологий, как региональную конкретизацию глобальной инициативы «Азиатско-Тихоокеанское партнерство по чистому развитию, энергетической безопасности и климату». Предполагалось обсудить четыре блока вопросов: многостороннее сотрудничество в энергетике, предложение и спрос на соответствующем мировом рынке, функционирование планетарных рынков углеводородов и повышение энергоэффективности мировой экономики. Особое внимание уделялось проблемам создания стратегических резервов энергоносителей, прогрессу инфраструктуры трубопроводов, инвестиционному климату, перспективам мировых рынков нефти и газа, развитию новых технологий во всех отраслях энергетики. Американская сторона, как можно было понять, имела в виду вывести энергофорум СВА и на

1 Cm.: China Statistical Yearbook. Beijing: China Statistics Press, 2006.

1S

обсуждение широких аспектов безопасности, включая нерешенные территориальные споры в регионе.

В свете вышеизложенного создается впечатление, что через новую структуру в Вашингтоне и в союзных с ним субрегиональных столицах нацеливались в первую очередь на обеспечение диверсификации своих источников снабжения энергоносителями и их бесперебойных поставок в регионе (для балансировки импорта нефти и газа из политически нестабильных стран Ближнего Востока).

Невольно возникает ощущение, что в задачи энергофорума СВА входит контроль над поставщиками и потребителями-конкурентами. О каких-либо мерах содействия им, например, технологических — по улучшению добычи энергоресурсов или экономии их расходов — пока ничего не говорилось. Это можно воспринимать как некую форму одностороннего давления, а не формат равноправного взаимодействия. Еще раз оговоримся, что для итоговых выводов данных пока мало, но стремление к односторонней критике производителей или «потребляющих слишком много» в последнее время отмечается достаточно широко. Думается, что в постконфронтационном мире, строящемся на принципах многополярности, взаимного уважения и взаимной выгоды, противопоставление одних партнеров другим малопродуктивно. Давно признанная взаимозависимость государств нашей планеты проявляется именно в том, что производители, транзитеры и импортеры — это именно партнеры, а не противники.

Те же настроения, тревоги и намерения искать приемлемое для всех разрешение общих проблем характерны и для государств-членов Шанхайской организации сотрудничества. Влияние геополитических факторов, развитие партнерства России и Китая в энергетической сфере, заинтересованность КНР в разработке месторождений Центральной Азии, а также стремление республик ЦА обеспечить надежный сбыт энергоресурсов порождают необходимость структурирования отношений в энергетическом секторе стран ШОС. А сама Организация (с ее отработанной системой консенсусных построений) представляет собой, на наш взгляд, необходимую основу для взаимовыгодных связей поставщиков и потребителей энергоресурсов при учете позиций и стран-транзитеров.

Для членов ШОС вопросы энергоснабжения весьма актуальны. В частности, можно сослаться на то, что серьезную обеспокоенность экспертов Китая вызывает слабая диверсификация источников импорта нефти, около половины которого сегодня обеспечивается поставками с Ближнего Востока. К 2010 году доля этого региона может возрасти до 80%. Опасения усугубляет подверженность стран, расположенных на данной территории, вооруженным конфликтам. Поэтому КНР стремится избежать зависимости от этого региона2.

Многие китайские эксперты считают наиболее перспективным партнером Россию, приоритетность которой определяется, в частности, двумя обстоятельствами. Во-первых, взаимодополняемостью интересов двух стран: РФ нужно осваивать нефтегазовые ресурсы Сибири и Дальнего Востока, а Китай нуждается в диверсификации источников энергии. Во-вторых, территориальной близостью, которая позволяет поставлять высококачественные ресурсы по оптимальным ценам.

Фактически российско-китайское взаимодействие в энергетической сфере уже наработало обширную практику, созданы и соответствующие механизмы. Так, регулярно, опираясь на солидную базу, функционирует Российско-китайская подкомиссия по сотрудничеству в области энергетики. В России уже завершена разработка Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта голубого топлива на рынки Китая и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Основы этой Программы правительство Российской Федерации одобрило еще в марте 2003 года.

2 См.: Волович А.А. Китай на энергетическом рынке Ближнего Востока [www.iimes.ru/ras/stat/2004/22-09-04.html], 12 июня 2007.

Важным моментом в развитии российско-китайского энергетического диалога стал визит президента РФ В. Путина в КНР, состоявшийся 21—22 марта 2006 года, по результатам которого подписаны меморандумы о создании энергетического альянса двух государств. Эти документы предполагают подготовку долгосрочных контрактов по поставкам в Китай газа, нефти и электроэнергии.

В конкретном плане энерговзаимодействие обеих стран осуществляется по ряду направлений.

■ Поставки газа.

В ходе упомянутого визита президента РФ компания «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) подписали Протокол о поставках природного газа из России в КНР, в котором зафиксированы основные договоренности по срокам, объемам и маршрутам («Западный» и «Восточный») поставок голубого топлива, а также принципы формирования формулы цены.

Согласно указанному документу, потребность Китая в природном газе из РФ составит к 2020 году 68 млрд куб. м, в том числе по «западному» маршруту — 30 млрд куб. м, по «восточному» — 38 млрд куб. м3.

Обращает на себя внимание то, что стороны намерены участвовать как во взаимном освоении залежей, так и в сооружении трубопроводных ниток. В частности, Россия окажет содействие дочерней структуре КННК — Хуабейской нефтяной компании — в проведении исследовательских работ и строительстве подземного хранилища газа (ПХГ) в провинции Хэбэй на базе нефтяного месторождения «Жень-11». С другой стороны, в соответствии с действующими российско-китайскими межправительственными договоренностями, ТНК-ВР совместно с КННК работают (с 1999 г.) над проектом освоения Ковыктинского газоконденсатного месторождения (КГКМ) и строительства экспортного газопровода. Таким образом, РФ допускает китайских партнеров к поистине уникальным запасам газа. К тому же среди месторождений Восточной Сибири Ковыктинское ГКМ наиболее подготовлено к началу промышленной разработки. Добыча с этой структуры (до 40 млрд куб. м в год в течение 30 лет) позволяет полностью удовлетворить потребности внутреннего регионального рынка (4—5 млрд куб. м в год) и наладить новый канал для трубопроводного экспорта российского газа в страны Северо-Восточной Азии4.

■ Поставки нефти.

Данная сфера очень объемна; материалов о ней публиковалось много, и мы, не берясь за ее детализацию, приведем лишь два примера.

В ходе визита В. Путина в КНР «Роснефть» и КННК заключили Соглашение об основных принципах создания совместных предприятий на территориях Российской Федерации и Китайской Народной Республики для углубления сотрудничества в нефтяной сфере. Цель соглашения — формирование СП по разведке и разработке нефтегазовых месторождений на территории России, а также по переработке нефти и сбыту нефтепродуктов на территории Китая.

Можно сослаться и на подписанный компаниями «Транснефть» и КННК Протокол о проектировании и строительстве нефтепровода на участке Сковоро-дино — граница КНР. В соответствии с этим документом созданы рабочие груп-

3 См.: Гафарлыг М. Москва обеспечит китайцев газом, нефтью и электроэнергией // Новые известия, 23 марта 2GG6; Fitch: результаты энергодиалога РФ и КНР неоднозначны [www.aksnews.ru/m/1GG357/fitch:_ rezultaty_energodialoga_rf_i_knr_neodnoznachny.html], 12 июня 2GG7.

4 См.: Там же.

пы, которые занимаются организационными и техническими вопросами, связанными с проектом.

«Транснефть» — генеральный проектировщик и заказчик по разработке декларации о намерениях и обоснований инвестирования в сооружение указанного нефтепровода. Российская компания завершила подготовку Декларации о намерениях; необходимая информация по содержанию документа передана китайской стороне. Разработку обоснования инвестирования запланировано завершить в 2007 году.

■ Электроэнергетика.

Со стороны РФ здесь активно действует «дочка» РАО «ЕЭС России» — ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», поставляющая электроэнергию в приграничные районы северо-восточных провинций КНР по двум межгосударственным линиям электропередачи: Благовещенск — Хэйхэ и Сиваки — Шипачжань (с отпайкой на ПС Байна).

В рамках намеченного увеличения поставок электроэнергии в приграничные районы северо-восточных провинций Китая на выделенные острова нагрузки (в основном в создаваемые промышленные зоны) реализуется инвестиционный проект по строительству линии Завитая — Сюнке, а также прорабатывается возможность сооружения линии Облучье — Лобэй.

В соответствии с работой «Определение условий и максимально возможных объемов экспорта электроэнергии из ОЭС Востока на период до 2020 года», выполненной ОАО «Дальэнергосетьпроект», перспективными признаны также направления по раздаче мощностей энергосистемы Приморья Приморская ГРЭС — Жаохэ и Уссурийск — Дуннин.

Соглашение о всесторонней разработке ТЭО проекта поставки электроэнергии из РФ в КНР стороны подписали в Пекине 21 марта 2006 года. Предусмотрено три этапа реализации этого документа:

— первый — с 2008 года, мощность передачи — 600—720 мВт, годовой объем — 3,6—4,3 млрд кВт/ч;

— второй — с 2010 года, мощность передачи — 300 мВт, годовой объем — 18 млрд кВт/ч;

— третий — с 2015 года, мощность передачи — 640 мВт, годовой объем — 38,4 млрд кВт/ч.5

В настоящее время согласовываются окончательная схема раздачи мощностей и экспортная цена для первого этапа.

В данной сфере Москва и Пекин сотрудничают также в развитии атомной электроэнергетики Китая. В частности, российские компании участвуют в строительстве второй очереди АЭС «Тяньвань».

■ Освоение угольных месторождений.

Угольная энергетика, в свое время подвергшаяся остракизму и полузабвению, сегодня вновь пользуется спросом в мировом хозяйстве в связи с ростом цен на нефть и угрожающим рывком цен на газ. Она не оставлена без внимания и в рамках партнерства РФ и КНР. Так, с конца 2005 года действует соглашение российской компании «Технопромэкспорт» с Китайской международной электроэнергетической корпорацией «Шаньси» о сотрудничестве в сооружении двух угольных ТЭЦ: «Жуйгуан» (2х300 мВт) и «Чжаогуан» (2х600 мВт).

5 По материалам РАО «ЕЭС России» (см. [www.raoes.ru], 12 июня 2007).

■ Поставки современного оборудования и технологий.

И компании РФ, и их внимательные конкуренты отмечают, что российские инновационные технологии и современное оборудование (кстати, не самое дорогое) пользуются большим спросом на рынках стран АТР.

Что касается Москвы и Пекина, то в этом плане зачастую наблюдается воплощение в жизнь ШОСовского принципа взаимности: российские и китайские корпорации действуют на основе обоюдных поставок. Здесь можно сослаться на пример того же «Технопромэкспорта» и Шаньдунской корпорации «Лунен», которые в 2006 году подписали меморандум о взаимопонимании, предусматривающий совместное участие в инновационных проектах и обоюдные поставки оборудования при строительстве объектов как в Китае, так и в России.

■ Финансовое обеспечение энергетического сотрудничества.

Долговременность и масштабность российско-китайского взаимодействия в энергетической сфере требуют должного финансирования и банковского обслуживания. В данной области стороны наработали обширную практику; не задаваясь целью осветить все ее детали, хотелось бы, как и выше, привести конкретные примеры.

Банки РФ активно участвуют в обеспечении российско-китайского торгово-экономического партнерства. В январе 2005 года Внешэкономбанк (ВЭБ) привлек из Г осударственного банка развития Китая и Эксимбанка этой страны кредит на 6 млрд долл. для предэкспортного субсидирования поставок нефти в КНР. Контракт между «Транснефтью» и КННК по поставкам сырой нефти из России в Китай обслуживается во Внешэкономбанке. Кроме того, ВЭБ обслуживает контракт по проектированию и строительству Тяньваньской АЭС, участвует в сооружении Бурейской ГЭС. В рамках проекта создания трубопроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан ВЭБ активно взаимодействует с Госкомитетом по развитию и реформам КНР, имеет устойчивые партнерские связи с Государственным банком развития Китая и КННК.

Сотрудничество с контрагентами КНР в энергетической сфере по линии Внешторгбанка представлено в основном проектами ОАО «Силовые машины» и ОАО «Инжиниринговая компания «Зиомар», которые через ВЭБ проводят операции по валютному контролю и гарантийные процедуры.

Таким образом, большой опыт работы над совместными проектами, взаимодействие во всех сферах энергетики (от выработки до поставки энергии конечным потребителям), обмен технологиями, банковское обслуживание проводимых операций — все эти компоненты активного двустороннего партнерства России и Китая могут стать прочным и необходимым фундаментом, на котором в дальнейшем может быть построен Энергетический клуб ШОС.

Следует отметить еще одну сторону российско-китайского взаимодействия, которая, вероятно, не очень интересна для внешнего мира, но весьма важна для социума РФ — ведь большое партнерство может строиться лишь на большой общественной поддержке. В вышеупомянутой Программе создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи и транспортировки газа, а также газоснабжения особо оговорены приоритетность удовлетворения спроса на голубое топливо российских потребителей и поддержание устойчивого снабжения России газом посредством расширения единой системы газоснабжения на восток. В результате население российских регионов Сибири и Дальнего Востока получит доступ к надежному газообеспечению, в том числе благодаря реализации единой экспортной политики с учетом действующих соглашений о разделе продукции.

Однако не стоит забывать и о набирающем обороты сотрудничестве КНР с государствами Центральной Азии. Участие китайских компаний в различных совместных проектах, общее строительство нефтегазопроводов, да и просто покупка Китаем нефтяных компаний стран региона — все это не только указывает на большой опыт взаимодействия КНР с республиками региона, но и подталкивает их к объединению усилий по защите своих интересов в энергетической сфере.

Идея объединения усилий на энергорынке в рамках ШОС — логическое следствие актуализации вопроса об энергетической безопасности в повестке дня международных встреч. Главы государств и правительств активно обсуждают замысел, касающийся объединения энергетического потенциала стран ЦА.

Так, на проходившем в Бишкеке заседании глав правительств государств-членов ШОС (23 сентября 2004 г.) премьер-министр России М. Фрадков предложил разработать концепцию единой нефтегазотранспортной системы и создать в рамках Организации Клуб потребителей и производителей энергоресурсов.

Эту проблему обсуждали и на международной конференции «Энергетический рынок Центральной Азии: тенденции и перспективы», организованной в Ташкенте Центром политических исследований Узбекистана 6—7 декабря 2005 года. В ходе мероприятия был выдвинут ряд предложений о формировании специализированной структуры, которая бы обеспечила соблюдение интересов как региональных производителей, так и потребителей углеводородного сырья. По мнению Г. Каримовой, директора этого Центра, структурой, способной гармонизировать интересы, могло бы стать единое энергетическое пространство в рамках Шанхайской организации сотрудничества — Энергетический клуб ШОС.

Эту идею РФ неоднократно выдвигала на саммитах и других крупных встречах, поскольку создание энергорынка ШОС вписывается в поставленную президентом России В. Путиным задачу по формированию стратегии достижения глобальной энергобезопасности (саммит «Большой восьмерки», 15—17 июля 2006 г., Санкт-Петербург).

Выступая (15 июня 2006 г.) в Шанхае на юбилейном заседании Совета глав государств-членов ШОС в расширенном составе, В. Путин официально выдвинул идею об учреждении Клуба: «Считаю актуальным предложение о создании Энергетического клуба ШОС. При этом Россия рассматривает возможность кредитования отдельных проектов в экономической области»6.

Заседание Совета глав правительств государств-членов ШОС, состоявшееся 15 сентября 2006 года в Душанбе, поставило более конкретные задачи по формированию единого энергетического пространства. Так, выступивший на этом мероприятии премьер-министр Республики Казахстан Д. Ахметов отметил необходимость начать обсуждение идеи создания единого энергетического рынка в рамках ШОС. В совместном коммюнике по итогам данной встречи отмечена важность формирования и запуска механизмов специальных рабочих групп по вопросам топливно-энергетического комплекса.

Главы правительств поручили специальной рабочей группе по вопросам топливноэнергетического комплекса изучить в сжатые сроки (при взаимодействии с Секретариатом ШОС) возможность создания Энергетического клуба ШОС. По имеющейся договоренности казахстанская и российская стороны представят в Секретариат ШОС на рассмотрение участников соображения о проведении в 2007 году встречи руководителей министерств и ведомств государств-членов ШОС, отвечающих за топливно-энергетический комплекс.

По нашему мнению, формирование Энергетического клуба ШОС позволит в перспективе вовлечь в конструктивный диалог и других крупных производителей, а также потребителей энергии: Иран, Индию и Пакистан. Кроме того, возможно подключение и

6 Выступление В.В. Путина на саммите ШОС в Шанхае, 15 июня 2006 г. [www.kremlin.ru].

прочих заинтересованных сторон. Идея клуба, а не жестко структурированного образования позволяет, как нам представляется, вести широкий по охвату участников и проблем диалог с возможным выходом на конкретные договоренности без жестких бюрократических рамок.

Для успешной реализации проекта в основу Энергетического клуба ШОС целесообразно заложить принципы долгосрочного, надежного, экологически приемлемого энергоснабжения по обоснованным ценам, устраивающим как страны-экспортеры, так и потребителей. Разумеется, нельзя забывать и о транзитерах.

Думается, необходимо выработать программу действий по энергетическому сотрудничеству, которая включала бы в себя, например, такие элементы, как формирование единой электроэнергетической системы, трансазиатский газопровод, повышение энергоэффективности и энергосбережения, развитие возобновляемых источников энергии, координацию региональной политики в этой сфере и планирование.

Кроме гармонизации интересов участников единого энергорынка ШОС, предстоит определить практические меры по стабильному обеспечению традиционными видами энергоресурсов.

Первым шагом в направлении реализации идеи должна стать подготовка страновых докладов по энергетике, включающих анализ энергетического баланса и политики в этой сфере, статистический раздел, а также обзор запасов и прогнозируемый спрос на энергоресурсы. Основная цель такой деятельности — определение конкретных областей взаимовыгодного энергетического сотрудничества государств региона.

Созданная структура обусловит возможности бесконфликтного разрешения проблем получения доступа к разведке и разработке месторождений углеводородного сырья, определения путей его транспортировки, ознакомления с точными данными по темпам роста потребностей региональных комитентов в нефти и газе, реализации совместных инвестиционных проектов и т.д.

Вместе с тем формирование Энергетического клуба ШОС не преследует (и не должно преследовать) цель создания альянса, направленного против третьих сил. Впрочем, государства-участники неизменно подчеркивают именно не конфронтационный, а кооперативный характер их организации. Полагаем, что, являясь неформальным объединением деловых кругов, этот Клуб способен послужить базой для разработки новых путей взаимодействия на глобальном энергорынке. Сейчас именно ШОС, используя свой опыт консолидации сил по борьбе с терроризмом, может распространить его на формирование общей платформы, принципов и практических характеристик сотрудничества в рамках нефтяного и газового рынков.

В заключение при рассмотрении вопросов энергетического партнерства в формате ШОС позволим себе затронуть тему, напрямую с ним не связанную, но вызывающую в последнее время взволнованные рассуждения, а то и мрачные пророчества экспертного сообщества. Мы имеем в виду идею создания некоего подобия ОПЕК в газовой сфере.

Собственно говоря, идея как таковая в известном смысле напрашивается. Как и предсказывало большинство специалистов, роль газа в мировой энергетике растет, да и цены на него будут увеличиваться. Кроме того, следует учитывать и быстрое истощение глобальных запасов голубого топлива (в частности, в США — его крупнейшем потребителе). В ближайшие 5—10 лет это неизбежно приведет к стремительному росту спроса на газ и, как следствие, к жестокой конкуренции на соответствующем рынке.

Данные тенденции могут свести ситуацию к такому положению, когда и потребители, и производители почувствуют реальную необходимость согласовать свои действия на мировой коммерческой арене. Речь идет не о создании «газового картеля» (хотя некоторым производителям он может показаться соблазнительным), а в первую очередь об обеспечении определенной стабильности на планетарном рынке голубого топлива.

К тому же, согласно прогнозам аналитиков, региональные различия в ценах на газ будут постепенно стираться, и в таком случае упомянутый картель может стать реальностью даже без формального учреждения.

Инструмент контактов газопроизводителей, пусть в основном и в дискуссионной форме, уже имеется. Еще в 2001 году в Тегеране прошло первое заседание Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ), включающего 15 государств (в том числе Алжир, Иран и Россию). По данным Оксфордского института энергетических исследований, на долю членов ФСЭГ приходится свыше 40% мировой добычи голубого топлива и его поставок по трубопроводам, а уж что касается запасов — так и все 80%. Тем не менее Форум до сих пор в картель не трансформировался, поскольку среди его участников бытуют самые разные настроения7.

Практически весь добываемый сейчас газ (в отличие от нефти) минует торги на бирже по свободным ценам: его экспортируют согласно контрактам, в которых закреплены объемы поставок и формула расчета их цены. Это мешает газодобывающим странам договариваться между собой об общей ценовой политике и диктате в отношении потребителей. Отличия газового сектора от нефтяного во многом связаны с тем, что наиболее существенные объемы газа (исключая сжиженный) транспортируют по трубопроводам, их невозможно перенаправить, как танкеры с нефтью, разным покупателям в различные порты, и это обстоятельство требует наличия долгосрочных контрактов.

Впрочем, в начале августа 2006 года компания «Газпром» и ее алжирский аналог <^опа1гасЬ» — два основных поставщика газа в страны Европы — подписали «Меморандум о взаимопонимании», в котором прозвучал призыв к координации цен на голубое топливо. Таким образом, с заключением российско-алжирского соглашения ситуация в ФСЭГ может измениться.

Быстрому преобразованию ФСЭГ в «газовую ОПЕК» могут воспрепятствовать внутрироссийские проблемы. Потребители РФ — крупнейшие для «Газпрома», однако они получают газ по самым низким ценам. В результате компания не имеет прибыли на своем самом значительном рынке. Картель может, во-первых, потребовать, чтобы в России все покупали газ по общемировым ценам; во-вторых, он способен настаивать на большей прозрачности российского газового бизнеса.

Таким образом, идея создания Энергоклуба ШОС становится все более актуальной. В ее основе будут лежать давние и сложные отношения государств восточноазиатского кольца энергетической безопасности (России, Индии, Китая, стран Центральной Азии и Ближнего Востока), связанные с производством, транзитом, поставками и потреблением энергоресурсов. Это позволит обеспечить сбалансированный подход к вопросам энергетической безопасности на всем евразийском пространстве, а в перспективе и в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Получив свое развитие на основе общих интересов в газовой сфере, новая структура наработает необходимый опыт взаимодействия и поиска решений, формирования единой позиции и соблюдения общих интересов для дальнейшего преобразования в полноценный Энергетический клуб ШОС, который будет способен решать вопросы энергетической безопасности, касающиеся всех видов энергоресурсов.

Государства ШОС хорошо осознают важность сотрудничества в газовой сфере. Еще в 2002 году на неформальном саммите СНГ в Алматы было сделано (при активной поддержке устроителя встречи президента РК Нурсултана Назарбаева) совместное заявление глав Казахстана, Туркменистана, Узбекистана и России о взаимодействии по вопросам энергетической политики и обеспечения защиты интересов стран-производи-телей газа.

7 См.: Россия пересмотрела отношение к газовому картелю // Независимая газета, 14 февраля 2007.

Вместе с тем участники ШОС не форсируют «картелизацию» этой сферы. Так, на совместной пресс-конференции с эмиром Катара шейхом Хамадом бен Халифа аль-Тани, состоявшейся в феврале 2007 года, президент России В. Путин, отвечая на соответствующий вопрос, аккуратно назвал идею создания газового картеля «интересной».

Платформа Энергоклуба ШОС могла бы стать тем самым объединением госу-дарств-экспортеров газа, которая позволила бы учитывать интересы как поставщиков, так и потребителей. Ведь именно неформальность Клуба — как открытой площадки для обмена мнениями — позволяет, как нам представляется, присоединиться к его деятельности России, Казахстану и Узбекистану в качестве членов ШОС, а Ирану — как наблюдателю. Та же особенность Энергоклуба может в перспективе открыть его двери и для других стран-производителей: Катара, Алжира, Ливии и Туркменистана. Все вместе они будут «представлять» более 60% мировых запасов голубого топлива.

Думается, было бы полезным использовать возможности ШОС, в которую с разными статусами входят Россия, Казахстан, Узбекистан и Иран (как крупнейшие поставщики), а также Индия и Китай (как самые значительные потребители), для усиления координации действий между сложившимся клубом импортеров и комитентов.

Возможно, нет необходимости учреждать Энергоклуб как некую организацию с Уставом, структурой и органами управления.

В первую очередь следует, используя неформальную основу и дискуссионный характер Клуба, прийти к общему пониманию по множеству вопросов, в числе которых фигурируют проблемы доступа к транспортной системе и ее прогресса, ценообразования, согласования доходов, рентабельности добычи и доставки, стратегического планирования и прогнозирования развития газовой отрасли в регионе.

Следующим шагом, уже формально обозначающим границы и состав Клуба, может стать разработка и подписание «Меморандума Энергетического клуба ШОС» — документа, определяющего для присоединяющихся к нему государств их цели, задачи, а также «правила поведения» в энергетическом секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.