Научная статья на тему 'Китай: энергетическая безопасность страны и сотрудничество с Россией, Казахстаном, Японией в сфере энергоресурсов'

Китай: энергетическая безопасность страны и сотрудничество с Россией, Казахстаном, Японией в сфере энергоресурсов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1699
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КАЗАХСТАН / КНР / РОССИЯ / ВСТО / ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ / ШОС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лифань Ли

В последнее десятилетие на китайском рынке стремительно растет спрос на нефть, в результате чего с каждым годом увеличивается импорт нефти и нефтепродуктов. Так, в 2003-м их поставки из-за рубежа превысили аналогичные объемы Японии, и по этим показателем КНР вышла на второе место в мире, уступая лишь Соединенным Штатам. Сегодня импорт нефти Китая составляет 35% ее объема, потребляемого в стране. Из государств Ближнего Востока поступает около 50%, из стран Африки 25%, Азиатско-Тихоокеанского региона 15%, из республик Центральной Азии и России около 10%, что все вместе составляет более 90% объемов сырой нефти, поставляемой в КНР морским транспортом. В первом полугодии 2006 года ее добыча в самом Китае составила 91,66 млн т, что на 2,1% больше по сравнению с январем июнем 2005-го. Что касается импорта, то в целом этот показатель достиг 82,36 млн т, то есть вырос на 21,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом импорт сырой нефти достиг 70,33 млн т (прирост на 17,6%), нефтепродуктов 12,03 млн т (прирост на 48,3%). Таким образом, за первые шесть месяцев 2006 года нефтяная зависимость страны возросла, достигнув 47,3%. Ожидается, что к 2020 году дефицит нефти в КНР будет равен 50-60%, что в значительной степени придется компенсировать за счет импорта нефти и продуктов ее переработки. Факторы, влияющие на эту сферу, приобретают все более многогранный характер и уже не являются исключительно торговой проблемой. Напротив, поставки нефти из других стран ныне неразрывно связаны с политикой, дипломатией и многими другими вопросами. Мировая торговля нефтью в значительной степени осложняется тем, что в последнее время нефтяная энергия один из основных видов энергетического сырья, и ее дефицит может поставить под угрозу национальную экономическую безопасность любого государства. Ведь чем больше у отдельно взятой страны энергетических ресурсов, тем больше предпосылок для ее экономического роста и гарантий для ее экономической устойчивости. Если говорить о спросе на нефть и нефтепродукты, то практика мирового географического распределения залежей нефти показывает, что многие страны и регионы активно конкурируют друг с другом в этой сфере. А большинство государств, испытывающих потребность в нефти, всячески стараются максимизировать ее импорт. Поэтому, по мере того как мировая конкуренция усиливается, международные споры о торговле энергоресурсами будут в первую очередь касаться ограничения экспорта нефти, а не ее импорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Китай: энергетическая безопасность страны и сотрудничество с Россией, Казахстаном, Японией в сфере энергоресурсов»

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ И ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

КИТАЙ:

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ И СОТРУДНИЧЕСТВО С РОССИЕЙ, КАЗАХСТАНОМ, ЯПОНИЕЙ В СФЕРЕ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ

Ли ЛИФАНЬ

заместитель директора Научно-исследовательского центра «Шанхайская организация сотрудничества» при Шанхайской академии общественных наук (Шанхай, КНР)

В последнее десятилетие на китайском рынке стремительно растет спрос на нефть, в результате чего с каждым годом увеличивается импорт нефти и нефтепродуктов. Так, в 2003-м их поставки из-за рубежа превысили аналогичные объемы Японии, и по этим показателем КНР вышла на второе место в мире, уступая лишь Соединенным Штатам. Сегодня импорт нефти Китая составляет 35% ее объема, потребляемого в стране. Из государств Ближнего Востока поступает около 50%, из

стран Африки — 25%, Азиатско-Тихоокеанского региона — 15%, из республик Центральной Азии и России — около 10%, что все вместе составляет более 90% объемов сырой нефти, поставляемой в КНР морским транспортом. В первом полугодии 2006 года ее добыча в самом Китае составила 91,66 млн т, что на 2,1% больше по сравнению с январем — июнем 2005-го. Что касается импорта, то в целом этот показатель достиг 82,36 млн т, то есть вырос на 21,3% по сравнению с аналогичным пе-

риодом прошлого года. При этом импорт сырой нефти достиг 70,33 млн т (прирост на 17,6%), нефтепродуктов — 12,03 млн т (прирост на 48,3%). Таким образом, за первые шесть месяцев 2006 года нефтяная зависимость страны возросла, достигнув 47,3%. Ожидается, что к 2020 году дефицит нефти в КНР будет равен 50—60%, что в значительной степени придется компенсировать за счет импорта нефти и продуктов ее переработки.

Факторы, влияющие на эту сферу, приобретают все более многогранный характер и уже не являются исключительно торговой проблемой. Напротив, поставки нефти из других стран ныне неразрывно связаны с политикой, дипломатией и многими другими вопросами. Мировая торговля нефтью в значительной степени осложняется тем, что в последнее время нефтяная энергия — один из основных видов энергетического сырья, и ее дефицит может поставить под угрозу национальную экономическую безопасность любого государства. Ведь чем больше у отдельно взятой страны энергетических ресурсов, тем больше предпосылок для ее экономического роста и гарантий для ее экономической устойчивости. Если говорить о спросе на нефть и нефтепродукты, то практика мирового географического распределения залежей нефти показывает, что многие страны и регионы активно конкурируют друг с другом в этой сфере. А большинство государств, испытывающих потребность в нефти, всячески стараются максимизировать ее импорт. Поэтому, по мере того как мировая конкуренция усиливается, международные споры о торговле энергоресурсами будут в первую очередь касаться ограничения экспорта нефти, а не ее импорта.

Добиваясь стабильности ситуации, Пекин выработал специальные гарантии по обеспечению национальной энергетической безопасности, что, по его мнению, позволит ускорить глобализацию энергетических отраслей промышленности и сделать использование зарубежных не-

фтяных ресурсов приоритетным направлением. Неравномерное географическое распределение залежей нефти означает, что разведку, разработку ее месторождений, продажу нефти и нефтепродуктов необходимо поднять на глобальный уровень. С национальной точки зрения нефть — стратегическое сырье, в определенных случаях незаменимое, и тогда его значение не должно измеряться деньгами. Безусловно, установившийся в мире порядок добычи нефти и ее продажи на зарубежных рынках не только напрямую влияет на то, как страны управляют своей экономикой, но и способствует выработке международной стратегии для нефтедобывающей промышленности. Что касается Китая, то ему следует усовершенствовать систему управления своим нефтяным импортом и экспортом, а также найти более удобный способ поставок из-за рубежа. Поэтому поиск новых партнеров в целях развития национальной энергетики и удовлетворения своих стратегических потребностей в данной области КНР должна рассматривать как одну из своих первоочередных задач. Продолжая развивать сотрудничество в этой сфере с государствами Ближнего Востока, Китай должен стремиться к укреплению экономических связей с Россией и другими нефтедобывающими странами, расположенными в бассейне Каспийского моря, в Центральной и Юго-Восточной Азии, а также в Латинской Америке. При этом Пекину следует думать о снижении рисков за счет максимального расширения географического распределения источников нефтяного импорта и в то же время проводить политику, направленную на диверсификацию источников поступления энергии1.

В этой связи Китай обращает свой взор на Россию и республики Центральной Азии, которые выступают в роли поставщиков энергоресурсов для смежных с ними стран.

1 Cm.: Shi Dan. Current Oil Pricing Mechanisms in China: Results, Drawbacks and Remedial Measures // China Industrial Economy, 2003, No. 9.

Ч а с т ъ 1 Россия: новая империя углеводородов, поставляющая энергоресурсы для Китая

I. Экспорт энергоресурсов как национальная стратегическая цель РФ

Россия занимает третье место в мире по добыче нефти и имеет самые большие залежи природного газа. Учитывая схожие задачи, стоящие перед Пекином и Москвой на их пути к рыночным реформам, и — что более важно — аналогичный подход при решении других глобальных вопросов, РФ вполне могла бы стать постоянным и надежным поставщиком энергоресурсов в КНР.

Однако в настоящее время эти страны рассматривают возможность реализации лишь одной крупной энергетической сделки: речь идет о добыче и транспортировке газа в Китай из Восточной и Западной Сибири.

В нефтяной сфере ситуация складывается следующим образом. Пропускная способность первой очереди магистрального нефтепровода Атасу — Алашанькоу, проложенного по территории Казахстана, ныне составляет 10 млн метрических тонн в год. Проведенные исследования показали, что для выхода (к 2010 г.) этой магистрали на проектную мощность (20 млн т) в нее необходимо закачивать российскую нефть из Западной Сибири по трубопроводу Омск — Павлодар — Шымкент. Тем не менее должностные лица РФ, похоже, стремятся продемонстрировать, что они уже используют альтернативную трассу для экспорта нефти в восточном направлении. Однако очевидно, что за счет использования нефтепровода Атасу — Алашанькоу российские компании, работающие в этой сфере, могли бы получить доступ на китайский рынок гораздо раньше, чем будет построен так называемый «Тихоокеанский нефтепровод».

В соответствии с алтайским газовым проектом, намечено построить 3 000-километровый трубопровод, который пройдет через территорию Монголии до восточного побережья Шаньдунской провинции Китая, и далее—до Шанхая. Также планировалось, что в рамках данного проекта, предполагающего строительство газопровода и его конечных пунктов, расположенных в Японии и Корее, в качестве соинвесторов примут участие фирмы этих двух стран. И хотя за последнее время не достигнуто существенного прогресса в плане инвестиций, ожидается, что реализация проекта обеспечит около 40% потребности Китая в голубом топливе. Несмотря на столь внушительную цифру, данный план можно считать весьма надежным в стратегическом отношении, учитывая относительно небольшую долю природного газа в структуре общего потребления энергоресурсов Китаем.

II. Политические отношения — хорошая база для развития сотрудничества в сфере энергетики

Во время очередной (11-й) встречи премьер-министров РФ и КНР, состоявшейся 9 ноября 2006 года, обе стороны высказались за укрепление двустороннего сотрудничества в газовой и нефтяной сфере, а также в ядерной энергетике. Кроме того, премьер-ми-

нистры выразили готовность к поощрению и стимулированию взаимных инвестиций и к активизации связей в производственной сфере, а также в области образования, здравоохранения и спорта. В 2005 году объем торговли между этими странами достиг 29,1 млрд долл., а по итогам девяти месяцев 2006-го — 24,64 млрд долл., что на 18,8% выше по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, на встрече отмечалось, что российская монополия на энергоресурсы может привлечь китайские инвестиции в развитие и реконструкцию энергетических активов РФ. Объем нефти, поставляемой из России в Китай по железной дороге, составил 10 млн т в 2005 году и 15 млн т — в 2006-м2. (Кстати, РФ занимает второе место в мире по экспорту нефти сухопутным путем в КНР, которая, как мы уже отмечали, второй крупнейший в мире потребитель нефти и нефтепродуктов.)

По словам представителя Китайской национальной нефтегазовой корпорации (КННК), в 2006 году Пекин и Москва совершили значительные «исторические прорывы» в области инвестиций и сотрудничества в нефтяном секторе. В том же году они подписали ряд соглашений по созданию двух совместных предприятий, участвующих в разработке нефтяных и газовых месторождений и занятых в строительстве нефтепровода для транспортировки российской нефти к границе с Китаем. Очевидно, что китайско-российское сотрудничество в нефтяной сфере будет также способствовать стабилизации положения на региональных и мировых рынках. Согласно официальным данным, Россия — крупнейший в мире экспортер природного газа и стоит на втором месте по экспорту нефти, тогда как Китай вышел на третье место по ее импорту. За первые девять месяцев 2006 года объем добычи нефти в РФ составил 358 млн т, в КНР — 140 млн т.

III. Перспективы нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО)

В середине 2006 года, наконец, было принято решение о строительстве в бухте Козь-мино конечного терминала российского нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан в рамках одноименного, давно ожидаемого проекта. Кроме того, на завершающей стадии находятся работы по технико-экономическому обоснованию строительства нефтеналивного терминала в бухте Перевозная, возводить который будет российский государственный монополист «Транснефть». По ВСТО российскую нефть будут перекачивать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Однако эти планы встретили серьезное сопротивление экологических организаций, выступающих против правительственного решения от 31 декабря 2004 года о строительстве трубопровода. Инженеры выбрали самый длинный альтернативный вариант обходного маршрута ВСТО, согласно которому нефтяную трубу должны проложить в 200 км от озера Байкал. Таким образом, обходной маршрут, протяженностью в 1 920 км, пройдет через Иркутскую область, Якутию и Амурскую область. Предполагается, что мощность данной магистрали позволит прокачивать до 80 млн т нефти в год (1,6 млн барр. в день) из Сибири на Дальний Восток России, которую затем будут экспортировать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в частности в Китай. В этот проект предполагается вложить 11,5 млрд долл.

Первый этап работ, инвестиционная составляющая которых уже достигла 6,5 млрд долл., планируется завершить в конце 2008 года. Нефтепровод начнет свой путь от города Тайшет (Иркутская область) и дойдет до города Сковородино Амурской области (на Дальнем Востоке), что позволит ежегодно прокачивать 30 млн т нефти. В рамках второго этапа проекта предусматривается строительство трубопровода на участке от Сковородина до бухты Козьмино, что обеспечит транспортировку 50 млн т нефти в год.

2 Cm.: Qiang Liang. National Interests in the Energy Game between China and Russia // Nanfeng Chuang (China), 8 May 2006.

Ч а с т ъ 2 Государства Центральной Азии: стабильные и долгосрочные поставки в Китай

Китай весьма привлекают запасы нефти ряда республик Центральной Азии (создается впечатление, что он считает их перспективнее российских). По имеющимся оценкам, нефтяные ресурсы Каспийского бассейна могут составить 200 млрд баррелей, хотя большинство промышленных аналитиков склоняется к более осторожной оценке — 90 млрд баррелей.

Нефтяная сделка между Китаем и Казахстаном, в рамках которой Китайская национальная нефтегазовая корпорация предложила более выгодные условия, нежели ее российские и американские конкуренты, в том числе компании «Техасо» и «Амоко», замечательна во многих отношениях. В соответствии с условиями контракта Пекин получает право на разработку двух нефтяных месторождений (Актюбинск и Узень) в обмен на обязательство построить нефтепровод (протяженностью в 3 000 км) от этих нефтяных месторождений до Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая, а также нефтепровод (250 км) до границы с Ираном (через Туркменистан). Последняя информация о планах КНР относительно данного проекта вполне обнадеживает. Согласно данным, поступающим от КННК, строительство участка казахстанского нефтепровода (482 км), проходящего по территории Китая от г. Корла до Шаньшаня (провинция Синьцзян) уже практически завершено. Ожидается, что по этой трассе будут ежегодно транспортировать до 25 млн т (480 тыс. барр. в день) нефти.

Если рассматривать ситуацию в долгосрочной перспективе, то станет очевидно, что Китаю в первую очередь целесообразно завершить упомянутый проект с Казахстаном. Дело здесь прежде всего в том, что строящаяся магистраль сможет успешно коррелировать с долгожданной сетью нефтепроводов, которая в скором времени будет сформирована на территории КНР. Есть надежда, что с ее вводом в эксплуатацию появится реальная возможность решить хронические инфраструктурные проблемы, существующие в энергосистеме Китая, и сократить расстояние между нефтяными и газовыми месторождениями, расположенными в провинции Синьцзян на западе Китая, и основными потребителями в восточных и приморских областях страны.

Участие в этом проекте направлено на развитие нефтяного и газового импорта в национальном масштабе. Основная геополитическая сложность, присутствующая в отношениях с поставщиками из стран Центральной Азии, заключается в необходимости создать надежную систему транспортировки, посредством которой можно поставлять энергоресурсы в конечные пункты назначения, расположенные в странах Ближнего Востока и Европы. В настоящее время Россия, Турция, Иран и другие заинтересованные стороны тщательно изучают различные варианты преодоления этого комплекса трудностей, и не вызывает сомнений, что рано или поздно транспортная проблема будет решена3. Таким образом, став в ближайшем будущем частью центральноазиатской системы транспортировки, Китай в конечном счете получит стратегически важный доступ к ближневосточным ресурсам.

Посредством этих двух звеньев (начинающихся на Ближнем Востоке и идущих далее через Каспийский регион до Центральной Азии, а от нее — до Китая) КНР может стать своеобразным связующим узлом между нынешними и потенциальными поставщиками

3 Cm.: Engdahl F.W. The Energy Game: China Looking for the Breach Encircled by the U.S. // Asian Times (China), 6 January 2006.

углеводородов в Азию (это ближневосточные и центральноазиатские страны, а также Россия) и ключевыми азиатскими потребителями (Китай, Япония, Корея).

Безусловно, у Пекина появляется возможность извлечь определенную выгоду из такого осевого геостратегического положения. Во-первых, поскольку все потенциальные поставщики связаны между собой на континентальном уровне, стабильность и разнообразие нефтяных поставок в КНР возрастут. Во-вторых, Китай не без оснований уверен в том, что его участие в международной сети трубопроводов будет способствовать притоку японских и корейских инвестиций в строительство трубопроводов на его территории. Эти магистрали, соединяющие провинцию Синьцзян с восточными областями страны, в конечном счете могут стать важным звеном в общей системе. В-третьих, сотрудничая с Россией и республиками ЦА, Китай получил бы весьма важное преимущество в том, что касается нефтепереработки, так как в его прибрежных областях можно построить пункты переработки сырой нефти, поступающей из государств Ближнего Востока и Центральной Азии на азиатско-тихоокеанские рынки.

Ч а с т ъ 3 Энергетическое сотрудничество между Китаем, Россией, Казахстаном и его влияние на Японию

РФ — единственное государство Северо-Восточной Азии, экспортирующее энергоресурсы; Китай и Япония — страны, импортирующие их. В последние годы Пекин и Токио пытаются использовать поставки российской нефти в качестве стратегической линии, направленной на расширение каналов нефтяного импорта. В середине 1990-х годов компании Страны восходящего солнца участвовали в разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на сахалинском континентальном шельфе, что принесло им немалые прибыли4. Япония приняла закон о поддержке нефтяных запасов, который предусматривает, что предприятия, работающие в этой отрасли, должны иметь запасы сырой нефти минимум на 70 дней. Однако имеющихся в настоящее время в стране запасов нефти (как для государственных, так и гражданских нужд) вполне хватит на 171 день. Таким образом, даже относительно продолжительный дефицит нефти не может поставить под угрозу обеспеченность японской экономики запасами этого сырья.

Впрочем, во время двух нефтяных кризисов, разразившихся в 1970-х годах, Токио признавал, что самая важная его проблема — нефтяная безопасность. Однако сегодня уровень зависимости японской экономики от поставок нефти составляет лишь 47%. Правительство страны полагает, что для завершения строительства российского дальневосточного трубопровода необходимо слишком много времени и усилий. Но, с одной стороны, власти этого государства надеются, что данную магистраль проложат до побережья Японского моря; с другой — рассчитывают, что еще большее число их компаний будет участвовать не только в разведке нефтяных месторождений РФ, но и в исследовании районов их добычи. В середине июня Япония утвердила новую национальную стратегию в энергетической сфере, направленную на рост инвестиций в разработку зарубежных зале-

4 По мнению советника парламента Японии по энергетическим вопросам профессора токийского университета «Вако» Коити Ивама, Токио должен уделять больше внимания сахалинскому континентальному шельфу и пересмотреть свою долгосрочную энергетическую стратегию (см.: Hayashi Yuka. Japan Hits Big Setbacks in Push to Expand Its Access to Energy // The Wall Street journal, 25 October 2GG6).

жей нефти. А к 2030 году планирует увеличить ее импорт за счет привлечения к этой сфере деятельности отечественных компаний, что будет способствовать повышению собственной нефтедобычи до 40% (ныне — 15%).

И все же Япония осознает, что ее система снабжения энергоресурсами слишком уязвима. Поэтому, чтобы изменить сложившуюся ситуацию, при которой ей сегодня приходится довольствоваться практически единственным источником энергоснабжения, она надеется получить доступ к огромным нефтяным запасам российской Восточной Сибири. Ведь цены на нефть, которую Страна восходящего солнца импортирует из государств Ближнего Востока, намного выше стоимости той нефти, которую будут перекачивать непосредственно из Восточной Сибири. В стратегическом отношении участие Токио в разведке сибирских нефтяных месторождений могло бы сыграть ключевую роль в выдавливании Пекина из конкурентной борьбы за нефтепровод. Таким образом, как только Япония возьмет под свой контроль сибирские нефтяные ресурсы, она наверняка займет первое место в мире по запасам энергетического сырья.

I. Китай и Япония: конкурентная борьба за маршруты нефтепроводов

Токио проявляет небывалую дипломатическую активность в Центральной Азии именно в то время, когда реализует свою новую энергетическую политику, направленную на обеспечение долгосрочных и стабильных поставок нефти, газа и других энергоресурсов для поддержания второй по величине экономики в мире.

1. Победа в конкурентной борьбе с Пекином за проект строительства нефтепровода Тайшет — Находка поможет Токио обеспечить гарантированные поставки в страну нефтяных ресурсов

Это ослабит нефтяную зависимость Японии от государств Ближнего Востока, в результате чего ее нынешний уровень, составляющий 88%, может уменьшиться до 60%. Кстати, экономика этой страны всегда испытывала сильную зависимость от импорта нефти. Например, в 2003 году ее потребности составили 260 млн т, собственная добыча не превысила 680 000 т, а внутренние запасы — 8,1 млн т; то есть Японии пришлось импортировать более 99% необходимого объема. Ныне она импортирует 85% сырой нефти из ближневосточного региона. Учитывая стойкую приверженность Токио своей стратегии, направленной на обеспечение гарантированных поставок нефтяных ресурсов, очевидно, что страна должна импортировать энергоресурсы по диверсифицированным каналам. Поэтому вопрос о расширении нефтяного и газового импорта из России в Японию стал для последней поистине национальным приоритетом.

2. Ослабление энергетической безопасности Китая вследствие стремительного развития его экономики

Итак, по потреблению энергоресурсов Китай вышел на второе место в мире, обойдя по этому показателю Японию. Согласно прогнозам, в ближайшие 10 лет спрос на импорт

нефти и нефтепродуктов в КНР будет расти в среднем на 10% в год и уже к 2010 году достигнет 150 млн т. При этом гарантия стабильных поставок будет иметь стратегическое значение для развития экономики страны. Как мы уже отмечали, Китай и Япония — два основных потребителя нефти и нефтепродуктов (после США). В ближайшие годы их потребности могут составить 13% мировых нужд, а в 2025-м увеличиться до 15%, главным образом благодаря резкому повышению спроса в Китае.

В связи с этим завершение строительства российско-китайского трубопровода Ангарск — Дацин будет весьма выгодно Пекину как с точки зрения поддержания нефтяного спроса, так и в плане диверсификации нефтяного импорта страны.

3. Размышления с позиций энергетической державы

Понятно, что после завершения строительства китайско-российских стратегических нефтепроводов Китай будет не только активно участвовать в разработке месторождений Восточной Сибири, но и еще больше укрепит свое стратегическое присутствие в СевероВосточной Азии. Но еще существеннее то, что система этих нефтепроводов видится в качестве важнейшего стратегического звена, наполняющего китайско-российское стратегическое партнерство новым содержанием, причем частью этого звена может стать и Корейский полуостров. Исходя из этих соображений, Токио и подталкивает Москву к строительству нефтепровода Тайшет — Находка, а не магистрали Ангарск — Дацин. Реализация первого варианта должна ослабить китайско-российское стратегическое партнерство и (самое главное) укрепить энергетическое сотрудничество Японии с Россией, а также усилить влияние Страны восходящего солнца в регионе Дальнего Востока.

4. «Беспроигрышная ситуация» или «нулевой итог»?

Конкуренция, развернувшаяся в последние годы между Китаем и Японией за импорт углеводородов, особенно из России, заслуживает самого пристального внимания. Геополитическая экономия первых двух стран и их внешняя энергозависимость вынуждает Пекин и Токио постоянно бороться за получение доступа к мировым источникам нефти и газа. Если обе страны сумеют избежать традиционного «нулевого» или даже «отрицательного» результата в их антагонистической игре и если они будут стремиться к сотрудничеству в конструктивной конкурентной борьбе, результатом которой станет любой «ненулевой» итог, то они вполне могут добиться «беспроигрышной ситуации», позволяющей им обеспечить свои экономики долгосрочными и стабильными поставками упомянутых углеводородов. Кроме того, это поможет стабилизировать мировой нефтегазовый рынок, а также добиться справедливой и разумной системы распределения мировых энергоресурсов.

II. Проблемы сотрудничества между Токио и Москвой в сфере энергоресурсов

Несмотря на то что правительство Японии расширило список организаций, пользующихся определенными привилегиями в своей деятельности (речь идет о предприятиях,

занимающихся разведкой или разработкой минеральных, нефтяных или газовых запасов, а также других полезных ископаемых, в том числе драгметаллов), а Министерство экономики и промышленности страны в предварительном порядке согласилось участвовать в разведке восточносибирских нефтяных месторождений и оказывать финансовую поддержку таким организациям (причем она может увеличиться с нынешних 50 до 70%), в ближайшей перспективе японским предприятиям будет довольно сложно получить доступ к залежам Восточной Сибири5.

Прежде всего из-за политической атмосферы, характерной для последних лет, Токио и Москва не демонстрируют особого энтузиазма в налаживании взаимных политических или экономических связей. Это объясняется главным образом тем, что Япония занимает слишком жесткую и неразумную позицию по четырем северным островам. И если она хотя бы немного не смягчит свое отношение к данному вопросу, маловероятно, что президент РФ Владимир Путин станет демонстрировать большой интерес к Токио. Это означает, что последнему будет трудно заслужить доверие Москвы независимо от того, сколько Страна восходящего солнца в конечном счете готова заплатить России.

Во-вторых, основными приоритетами РФ являются собственная независимость и последовательное отстаивание своих интересов. Что касается ситуации со строительством нефтепровода, то Москва отказывается выполнить требование Токио и выражает готовность реализовать свои намерения в 2008 году, несмотря на предпринимаемые Японией дипломатические усилия на этом направлении и финансовые посулы. Очевидно, что существенные разногласия по вопросу о разработке нефтяных месторождений Восточной Сибири, затрагивающие интересы сразу трех стран — России, Китая и Японии, а также те преимущества, которые эти страны получат после завершения строительства нефтепроводов, должны заставить РФ с большой осторожностью отнестись к этой проблеме.

В третьих, что касается торговых переговоров между Японией и Российской Федерацией, то эти страны находятся далеко не в равных условиях, так как Токио ныне выдвигает в адрес Москвы еще более жесткие претензии. К тому же Япония постоянно проявляет большее нетерпение к проведению переговоров, в то время как Россия не склонна спешить. Поэтому двум государствам следует продолжить обсуждение определенных вопросов в сфере торговли, хотя вряд ли это будет способствовать существенному прогрессу в краткосрочной перспективе.

III. Сотрудничество России с Китаем и Японией в сфере энергоресурсов

Согласно российской стратегии разработки нефтяных и газовых месторождений в Азиатско-Тихоокеанском регионе Китаю и Японии отводится важная роль в том, что касается экспорта углеводородов РФ и сотрудничества в данной сфере. При этом Москва постоянно подчеркивает, что укрепление сотрудничества с Пекином и Токио в области энергоресурсов имеет для нее наивысший приоритет. После завершения строительства нефтепровода Тайшет — Ангарск Россия выработала сбалансированную долгосрочную стратегию. С одной стороны, если РФ воспользуется своим географическим положением и продлит нефтепровод до границы с КНР, она сможет обеспечить себе определенную нишу на китайском нефтяном рынке и российские нефтяные компании наверняка окажутся в выигрыше; с другой — прокладывая нефтепроводы к своим тихоокеанским портам, она будет активно привлекать инвестиции для разведки и добычи

5 Cm..: Japan Launches a New Foreign Policy on the Silk Road // World News (China), 23 March 2006.

энергоресурсов, которые начнет поставлять в государства АТР, то есть увеличит экспорт углеводородов на этот рынок. Поэтому строительство нефтепровода от Тайшета до побережья Тихого океана (ВСТО) в конечном счете полностью отвечает национальным интересам России.

1. К вопросу о геополитических преимуществах: геополитические и геоэкономические интересы, существующие во взаимоотношениях между Китаем и Россией

Укрепление двустороннего сотрудничества в энергетической сфере — главный приоритет как для России, так и для Китая. Поскольку они являются соседями, то их сотрудничество в этой сфере имеет очевидные географические преимущества. В совместной российско-китайской декларации, принятой в мае 2003 года, в частности зафиксировано: «Стороны считают, что сотрудничество в энергетической сфере имеет огромную важность для обоих государств. Основой его укрепления должна стать реализация крупных нефтегазовых проектов, включая строительство нефтепровода из России в Китай, а также поставки в КНР российского природного газа, участие России в проекте строительства газопровода Запад — Восток с рассмотрением возможности поставки необходимого российского энергетического оборудования для этих проектов. Деятельность российской нефтяной компании (имеется в виду «Роснефть») в рамках сотрудничества в области разведки нефтяных месторождений также должно стать основой для укрепления двустороннего сотрудничества в области энергоресурсов». Кроме того, 19 июля 2006 года КННК объявила об успешной покупке 66 225 200 акций, то есть значительной доли выпущенных упомянутой выше «Роснефтью». Не так давно эта фирма, успешно развивающая добычу нефти, планировала организовать первоначальную публичную подписку на акции, и КННК через свою дочернюю структуру (CNPCI — Китайская национальная нефтяная международная корпорация) направила на эти цели 500 млн долл. из расчета 7,55 долл. за одну акцию. Это довольно удачное решение, принятое в контексте китайской стратегии, направленной на диверсификацию каналов, по которым страна импортирует энергоресурсы.

2. Китайско-российское взаимовыгодное сотрудничество в сфере энергоресурсов приобретает геостратегическое значение

Принятое Москвой решение о строительстве нефтепровода к побережью Тихого океана показало, что Россия по-прежнему считает Китай крупнейшим в мире потребителем и импортером нефти. Еще 27 августа 2005 года премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил, что Россия продолжит поставки нефти в Китай по железной дороге. При этом он подчеркнул, что РФ обеспечит КНР достаточным количеством нефти и нефтепродуктов. Объем экспорта (по железной дороге) в 2005 году должен был составить не менее 10 млн т, а с 2006-го — не менее 15 млн т ежегодно. При этом общеизвестно, что Сибирь — главный источник нефтяных ресурсов России.

Что же касается российско-японского взаимодействия в сфере энергетики, то в рамках этого сотрудничества долгосрочное развитие Сибири и Дальнего Востока относится

к приоритетным задачам, так как в конечном счете может способствовать урегулированию территориальных споров между этими странами.

■ Во-первых, дальнейшее развитие их двусторонних связей в данной сфере отвечает интересам Москвы. Дело в том, что для разведки нефтяных месторождений РФ требуются современные технологии, а нефтегазовая промышленность Восточной Сибири и Дальнего Востока находится в крайне отсталом состоянии, что обусловлено историческими причинами, неблагоприятным климатом в этих регионах и медленным развитием экономики России в целом. Москва всегда стремилась использовать зарубежные инвестиции для разведки и эксплуатации своих новых нефтяных месторождений, а также для поддержки добычи дополнительных объемов нефти. Инвестиции в этот сектор промышленности будут способствовать экономическому развитию данных регионов, и участие Токио считается обязательным и непреложным фактором. Таким образом, японские инвестиции в поисково-разведочные работы на территории Восточной Сибири могли бы стать первым шагом на этом направлении, что полностью отвечало бы долгосрочным стратегическим интересам Кремля.

■ Во-вторых, участие Японии в российских нефтегазовых проектах способно предотвратить усугубление территориального спора между Москвой и Токио. Ранее президент РФ Владимир Путин попытался использовать Советско-японскую декларацию (1956 г.) для разрешения данного территориального спора между обеими сторонами. Однако российское общественное мнение резко возражает против увязки строительства нефтепровода с решением территориального вопроса. Тем не менее стороны выражали надежду на то, что японские инвестиции в развитие Дальнего Востока РФ не только изменят общественное мнение относительно территориального спора, но и будут способствовать урегулированию данной проблемы. Вместе с тем высказывались предположения, что для решения территориального вопроса, давно ставшего камнем преткновения между двумя странами в диалоге о заключении мирного договора, Япония должна выступить с компромиссным предложением, то есть не будет настаивать на безусловном возвращении всех четырех островов. Такие надежды могут оказаться реальностью. Ведь в 2004—2005 годах политические отношения между Москвой и Токио не стали хуже. Таким образом, проект, связанный со строительством нефтепровода, может улучшить политическую ситуацию вокруг территориального спора между обеими странами с помощью некоего компромиссного решения.

IV. Перспективы энергетического сотрудничества между Китаем, Россией, Японией и государствами Центральной Азии

Интересы, которые преследует Россия, наблюдающая за реализацией нефтяной стратегии Китая, носят двойственный характер. Основной побуждающий стимул Москвы заключается в том, чтобы заинтересовать Пекин в получении доступа к российской энергетической базе и таким образом основательно сцементировать их «надежное стратегическое партнерство». РФ проявляет все большую заинтересованность в таком партнерстве, учитывая что ее военная безопасность существенно снижается и Москва испытывает очевидное давление (прямое и косвенное) со стороны Запада. Это

обусловлено как расширением НАТО на восток, так и кризисными ситуациями вокруг Югославии. Второй побуждающий стимул Москвы — следствие весьма узкого спектра экономических связей, которые она поддерживает с Пекином. Очевидно, что Кремль заинтересован в расширении этого спектра как в политическом плане, так и в торговой сфере.

Кроме того, Россия пытается получить политические дивиденды от ситуации, когда Япония выражает обеспокоенность действиями Китая, который стремится понемногу «отщипывать» энергоресурсы у РФ. Хотя в настоящее время Токио проявляет лишь небольшую заинтересованность в отношении отдельных энергетических проектов в Восточной Сибири, он стремится избежать такого развития событий, при котором Пекин мог бы потеснить Страну восходящего солнца с российского рынка энергоресурсов. Ведь в этом случае Япония может оказаться перед лицом весьма мощного российско-китайского союза. Конечно, РФ заинтересована в привлечении японских инвестиций в сибирский энергетический проект, так как с их помощью рассчитывает проводить поисковоразведочные работы на своих охваченных кризисом дальневосточных территориях, а также существенно смягчить общий климат российско-японских отношений, оставляющий желать лучшего из-за упомянутого нами выше нерешенного территориального спора о так называемых «северных территориях». В долгосрочной же перспективе приоритетная для России задача заключается в том, чтобы вовлечь Китай и Японию в развитие своих дальневосточных территорий, не утратив при этом политического и административного влияния по отношению к обеим странам.

Тем не менее возможности РФ в части удовлетворения растущего нефтяного «аппетита» КНР весьма ограничены. Более того, Москва должна всерьез опасаться нынешнего экономического и (в более отдаленной перспективе) политического проникновения Китая в Центральную Азию, где она раньше занимала доминирующие позиции. Впрочем, и в коммерческом отношении любой прогресс в сфере разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений республик ЦА может существенно навредить интересам Кремля. Ведь каждый баррель нефти, извлекаемый из месторождений Каспийского бассейна, будет напрямую конкурировать с российской нефтью, поступающей на мировой рынок, что станет способствовать сохранению низких цен. А поскольку экспорт нефти остается основной частью российских внешнеторговых доходов, то из-за низких цен на свою нефть РФ будет постоянно терять большое количество так необходимой ей валюты. Поэтому исходящая от центральноазиатских нефтяных рынков экономическая угроза заставляет Москву прилагать определенные усилия, чтобы воспрепятствовать любым решениям, которые способны неблагоприятно сказаться на ее коммерческих интересах и экономической безопасности.

В то же время Москва обладает и эффективными рычагами воздействия как на Пекин, так и на Астану и не позволяет игнорировать свои интересы при обсуждении вопросов, касающихся развития республик Центральной Азии. Влияние России на Китай обусловлено наличием широкого спектра взаимных интересов в рамках «надежного стратегического партнерства» между данными странами. Наличие общей границы между дружественными государствами, тесные взаимоотношения в военной сфере, а также последовательная и безоговорочная поддержка Пекину со стороны Москвы по тайваньской проблеме — весьма ценные факторы, определяющие нынешнее состояние двусторонних связей.

По всей видимости, дальнейшие отношения между Россией и Китаем в ЦА будут строиться на компромиссной основе, характеризуясь рядом ограничений. Ведь создание новой области геополитической конфронтации в Центральной Азии не отвечает интересам ни одного из региональных гигантов.

V. ШОС — хорошая база для китайско-российского энергетического сотрудничества

с Казахстаном

Деятельность Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) направлена на укрепление взаимного доверия и поощрение эффективного сотрудничества между ее государствами-членами в различных сферах с использованием имеющегося у этих стран потенциала, в том числе для решения задач в области экономики и торговли в соответствии с основополагающими положениями Устава ШОС.

Если взглянуть на энергетическую карту мира, то можно увидеть, что четыре крупнейшие республики Центральной Азии, а также страны, имеющие большие запасы энергоресурсов (такие как Россия и Иран), играют ключевую роль на мировом энергетическом рынке. Индия, чья зависимость от импорта сырой нефти составляет 70%, обращает свой взор на Россию, на государства ЦА и даже на страны Латинской Америки в надежде получить доступ к их нефтяным ресурсам, в то время как валовой внутренний продукт КНР и уровень ее спроса на энергоресурсы растут очень высокими темпами.

В 2004 году была принята программа торгово-экономического сотрудничества государств-членов Шанхайской организации сотрудничества, состоящая из 127 пунктов, 19 из которых связаны с сотрудничеством в сфере энергетики. Производство электроэнергии, развитие новых месторождений углеводородов, строительство нефте- и газопроводов — приоритетные направления сотрудничества под эгидой ШОС, в рамках которого планируется также создать и развивать новую сеть поставок энергоресурсов в азиатском регионе.

Учитывая глобальный рост потребления энергии и цен на нефть, энергетическое партнерство становится ключевой областью международных связей. Страны-члены ШОС могут стать постоянным и стабильным источником энергоресурсов для Китая. Сотрудничество в этой сфере (в формате ШОС) обещает стать весьма выгодным. Кроме того, существует перспектива организации совместных геологических исследований, разработки месторождений нефти и газа, расположенных в республиках ЦА. В настоящее время к наиболее перспективным совместным проектам в рамках ШОС относятся строительство нефтепровода Атасу — Алашанькоу (Казахстан — Китай), проект возобновления перекачки нефти по трубопроводу Омск — Павлодар — Шымкент — Чарджоу, сотрудничество в сфере транзита центральноазиатского и российского газа, организация поставок голубого топлива в Китай, проект совместной эксплуатации кыргызского участка газопровода Бухарский газоносный район — Ташкент — Бишкек — Алматы. Понятно, что данный трубопровод — далеко не единственный вариант транспортировки, требующий принятия совместных мер и координации целей всех заинтересованных сторон.

В будущей структуре нефтяного импорта Китая Шанхайская организация сотрудничества может получить такой же статус, как и некоторые страны Африки, обладающие запасами нефти, и даже государства Ближнего Востока. Согласно имеющимся данным, в последнее время Россия и Казахстан значительно увеличили экспорт нефти в Китай. В структуре международного энергетического сотрудничества КНР ШОС считается одним из самых многообещающих векторов развития. Ведь в ШОС входят не только страны, являющиеся крупнейшими производителями энергоресурсов, но и государства, их потребляющие. Таким образом, топливно-энергетическая сфера становится основой для развития сотрудничества во многих других областях, связанных с добычей и потреблением углеводородов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.