Научная статья на тему 'Периодизации творчества М. Дрюона: тезаурусный подход'

Периодизации творчества М. Дрюона: тезаурусный подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / FRENCH LITERATURE / ПЕРИОДИЗАЦИЯ / PERIODIZATION / ТЕЗАУРУС / THESAURUS / ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД / THESAURUS APPROACH / ТЕЗАУРУСНАЯ СФЕРА / THESAURUS SPHERE / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / CONTENT COMPONENTS / ПУБЛИЦИСТИКА / JOURNALISM / ИСТОРИЯ / HISTORY / ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / HISTORICAL SITUATION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / НАРОД / PEOPLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Краутман Татьяна Евгеньевна

Статья посвящена творчеству французского писателя М. Дрюона, получившему широкую известность благодаря историческому циклу «Проклятые короли». В основе исследования лежит тезаурусный подход, который был разработан Вал.А и Вл.А. Луковыми. Уточняется определение тезауруса М. Дрюона, представляющий собой субъектную организацию элементов знаний в единую информацию, основой которой являются определенные содержательные компоненты. Интерес к творчеству писателя позволяет говорить о существовании различных интерпретаций его тезауруса, которые не только развивают тезаурусную сферу автора, но иногда свидетельствуют о культурно-исторической дистанции между тезаурусами М. Дрюона и исследователей его творчества. Поэтому возникла необходимость пересмотра вопроса о периодизации наследия писателя с позиций современных подходов в литературоведении. Отмечается, что хронологический принцип не может быть в основе исследования творческого пути М. Дрюона, так как многие произведения писались им параллельно друг другу. Анализ рамочных компонентов (оглавление, эпиграф) его публицистических произведений «Обстоятельства», «Обстоятельства. Политические обстоятельства II» позволяет сделать вывод о важности содержательных компонентов тезауруса писателя (история, историческая ситуация, роль личности и народа), которые тесно связаны с понятиями философии истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERIODIZATION OF THE CREATIVITY OF M. DRUON: THESAURUS APPROACH

The article is devoted to the work of the French writer M. Druon, who has gained wide popularity due to the historical cycle “The Damned Kings”. The research is based on the thesaurus approach, which was developed by Val.A and Vl.A. Lukov. M. Druon's thesaurus is a subject organization of knowledge elements into a single information which is based on certain content components. Interest in the writer's work allows to talk about the existence of various interpretations of his thesaurus, which not only develop the thesaurus sphere of the author, but sometimes testify to the cultural-historical distance between the thesauri of M. Druon and the researchers of his work. Therefore, there was a need to revise the issue of the periodization of the writer's legacy from the standpoint of modern approaches in literary criticism. It is noted that the chronological principle cannot be the basis for investigating the creative path of M. Druon, since many his works were written parallel to each other. Analysis of the framework components (table of contents, epigraph) of his journalistic works “Circumstances”, “Circumstances. Political circumstances II” allows to draw conclusion about the importance of the content components of the writer’s thesaurus (history, historical situation, the role of the individual and the people), which are closely related to the concepts of the philosophy of history.

Текст научной работы на тему «Периодизации творчества М. Дрюона: тезаурусный подход»

Krautman Tatyana Evgenievna PERIODIZATION ...

philological sciences -literary criticism

УДК 82-821

ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА М. ДРЮОНА: ТЕЗАУРУСНЫЙ ПОДХОД

© 2018

Краутман Татьяна Евгеньевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Краснодарский университет МВД России, филиал в Симферополе (295000, Россия, Симферополь, ул. Ак. Стевена, 14, e-mail: fhntvrf.ru@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена творчеству французского писателя М. Дрюона, получившему широкую известность благодаря историческому циклу «Проклятые короли». В основе исследования лежит тезаурусный подход, который был разработан Вал.А и Вл.А. Луковыми. Уточняется определение тезауруса М. Дрюона, представляющий собой субъектную организацию элементов знаний в единую информацию, основой которой являются определенные содержательные компоненты. Интерес к творчеству писателя позволяет говорить о существовании различных интерпретаций его тезауруса, которые не только развивают тезаурусную сферу автора, но иногда свидетельствуют о культурно-исторической дистанции между тезаурусами М. Дрюона и исследователей его творчества. Поэтому возникла необходимость пересмотра вопроса о периодизации наследия писателя с позиций современных подходов в литературоведении. Отмечается, что хронологический принцип не может быть в основе исследования творческого пути М. Дрюона, так как многие произведения писались им параллельно друг другу. Анализ рамочных компонентов (оглавление, эпиграф) его публицистических произведений «Обстоятельства», «Обстоятельства. Политические обстоятельства II» позволяет сделать вывод о важности содержательных компонентов тезауруса писателя (история, историческая ситуация, роль личности и народа), которые тесно связаны с понятиями философии истории.

Ключевые слова: французская литература, периодизация, тезаурус, тезаурусный подход, тезаурусная сфера, содержательные компоненты, публицистика, история, историческая ситуация, личность, народ.

PERIODIZATION OF THE CREATIVITY OF M. DRUON: THESAURUS APPROACH

© 2018

Krautman Tatyana Evgenievna, candidate of Philology, associate Professor of the Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines

Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, branch in Simferopol (295000, Russia, Simferopol, street of Steven, 14, e-mail: fhntvrf.ru@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to the work of the French writer M. Druon, who has gained wide popularity due to the historical cycle "The Damned Kings". The research is based on the thesaurus approach, which was developed by Val.A and Vl.A. Lukov. M. Druon's thesaurus is a subject organization of knowledge elements into a single information which is based on certain content components. Interest in the writer's work allows to talk about the existence of various interpretations of his thesaurus, which not only develop the thesaurus sphere of the author, but sometimes testify to the cultural-historical distance between the thesauri of M. Druon and the researchers of his work. Therefore, there was a need to revise the issue of the periodization of the writer's legacy from the standpoint of modern approaches in literary criticism. It is noted that the chronological principle cannot be the basis for investigating the creative path of M. Druon, since many his works were written parallel to each other. Analysis of the framework components (table of contents, epigraph) of his journalistic works "Circumstances", "Circumstances. Political circumstances II" allows to draw conclusion about the importance of the content components of the writer's thesaurus (history, historical situation, the role of the individual and the people), which are closely related to the concepts of the philosophy of history.

Keywords: french literature, periodization, thesaurus, thesaurus approach, thesaurus sphere, content components, journalism, history, historical situation, personality, people.

23 апреля 2018 года мировое литературное сообщество отмечало столетие со дня рождения Мориса Дрюона. Французский писатель прославился как автор цикла исторических романов «Проклятые короли», циклов новелл «Властелины равнины», «Счастье одних», «Несчастье других», романов «Божественный Александр», «Мемуары Зевса» и др. Его творчество отмечено множеством премий, среди которых Гонкуровская премия (1948), литературные премии фонда принца Монако (1966), Сен-Симона (1998), д'Обинье (2000). Он являлся членом Французской академии (с 1966), членом университетов Йорка, Бостона, Тираны, иностранным членом Российской академии наук по отделению истории и филологии (2007), кавалером ордена почетного Легиона. Необходимо отметить, что в настоящее время интерес читателей к наследию М. Дрюона не угасает во многом благодаря незаурядному взгляду автора на историю, историческое развитие, роль личности и народа, что отличает художественный мир его произведений, сближая с концепциями философии истории и делая творчество писателя исключительным в рамках литературы XX века.

Иными словами, опираясь на тезаурусную концепцию, основоположниками которой являются Вал.А. и Вл.А. Луковы [1], целесообразно говорить о тезаурусе М. Дрюона, представляющий собой субъектную организацию элементов знаний в единую информацию, состоящую из ряда содержательных компонентов (история, историческое развитие, роль личности и народа), основанных на ценностно-ориентированном восприятии картины мира (гносеологическая, деятельностная, акси-

ологическая константы), определяемых особенностями пространственно-временных и социокультурных параметров, оказывающих воздействие на другие тезаурусы (константа соотнесенности авторского тезауруса с читательскими) [2,56]. Характеристика тезауруса М. Дрюона указывает на необходимость обратиться к такому понятию, как «сфера тезауруса», которая, согласно определению Вл.А. Лукова, представляет собой «специализированное образование культурного тезауруса (всеобщего, общего, группового, индивидуального), группирующее с максимально возможной полнотой информацию об одной из констант центра тезауруса»[3, с. 322]. А.Н. Свалов в статье «Тезаурусные сферы: новые подходы» [4] уточняет определение Вл.А. Лукова. Исследователь считает, что хотя стержнем тезаурусной сферы является тезаурус определенного субъекта с набором содержательных компонентов, важнейшей ее характеристикой является изменчивость под воздействием других субъектов.

Таким образом, интерес, вызванный тезаурусом М. Дрюона, порождает возникновение его различных интерпретаций и, как следствие, развитие и расширение тезаурусной сферы писателя. Об этом свидетельствует большое количество появившихся в последнее время переводов произведений на русский язык. Так, в издательстве «ЭКСМО» в 2009 году вышел роман «Сладострастия бытия» [5] в переводе В. Егорова, в 2010 году вышел сборник новелл писателя под общим названием «Такая большая любовь» [6] в переводе О. Егоровой, Л. Ефимова, С. Васильевой, роман «Дневники Зевса» [7] в переводе Л. Ефимовой, роман «Александр Македонский,

124

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

филологические науки -литературоведение

Краутман Татьяна Евгеньевна ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА ...

или Роман о боге» [8] в переводе А. Коротеева. К тому же проводятся различные мероприятия, посвященные творчеству М. Дрюона, организуются выставки. Так, например, на сайтах Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края, Центральной библиотеки им. А.С. Пушкина к столетнему юбилею были опубликованы статьи о жизни писателя.

Появление большого количества произведений М. Дрюона на русском языке и, как следствие, развитие его тезаурусной сферы ставит перед современным литературоведением вопрос о систематизации и периодизации творческого пути писателя.

Необходимо отметить, что в отечественном литературоведении задачу классифицировать его наследие исследователи решали дважды. Так, в 1965 году Э.Н. Максимов в диссертации «Творческий путь Мориса Дрюона» [9] предложил периодизацию, основываясь на хронологическом принципе. Однако она потеряла свою актуальность, так как третий и заключительный период, согласно Э.Н. Максимову, датируется 1960 годом. Более того, исследователь рассматривает только такие произведения, как «Мегаре», «Последняя бригада», «Письма европейца», «Конец людей», «Отель Мондез», «Тисту - зеленые пальцы», шесть романов цикла «Проклятые короли». К тому же из всего творчества М. Дрюона большее внимание уделялось только анализу романов трилогии «Конец людей» и шести романов цикла «Проклятые короли». Эти произведения рассматривались в отрыве от всего творчества автора.

Интерпретация тезауруса писателя отечественными литературоведами привела, с одной стороны, к развитию тезаурусной сферы М. Дрюона, однако, с другой, подчеркнула разницу социокультурного пространства между автором и исследователями. Их старания были направлены, в первую очередь, на поиск соответствия взглядов зарубежного писателя идеалам коммунистического общества. Так, например, А.Д. Богинская [10] и Е.М. Евнина

[11] обвиняли М. Дрюона в отсутствии положительного образа народного героя в трилогии «Конец людей». «Проклятые короли» же, по мнению Э.Н. Максимова,

[12] А.Д. Богинской [13], Ф.С. Наркирьера [14], пострадали от непринятия автором ведущей роли народа в историческом процессе.

На сегодняшний день, учитывая появление и развитие современных концепций в науке, в данном случае теза-урусного подхода, точки зрения перечисленных литературоведов представляются неполными, не способными раскрыть все многообразие, многогранность авторского мировоззрения М. Дрюона, глубину его мыслей, главный замысел творчества.

В монографии «Французский исторический роман XX века: тезаурусная модель М. Дрюона» [2] периодизация творчества М. Дрюона была пересмотрена и расширена, она включила в себя последний роман «Когда король теряет Францию» исторического цикла «Проклятые короли», циклы новелл, романы на античную тему, публицистические произведения писателя.

Однако необходимо отметить, что на момент написания монографии отечественные библиотеки содержали лишь некоторые произведения М. Дрюона. Только в 2010 году после того, как вдова писателя передала в фонд областной библиотеки им. Н.К. Крупской г. Оренбурга полное собрание сочинений мужа, появилась возможность пересмотреть вопрос о периодизации его творчества. С этой точки зрения особое внимание обращают на себя такие малоизученные произведения, как «Обстоятельства» и «Обстоятельства. Политические обстоятельства II».

Исследование по творчеству М. Дрюона, проводимое на основе тезаурусного подхода, позволило ранее выявить некоторые особенности стиля автора, характерные для художественного мира всех его произведений, одной из которых является использование рамочных компонентов (заглавия, посвящения, эпиграфы, содержания, исторические ссылки и т. д.) [15]. Примечательно, что,

как и в художественных произведениях писателя, публицистические строго структурированы, имеют широкий спектр рамочных компонентов, которые выступает в роли средства авторского воздействия на читателя. Их функция состоит не только в организации художественного пространства произведения, но они также несут важную смысловую нагрузку, в которой закодирована авторская интерпретация картины мира. Таким образом, содержание «Обстоятельств», в которых М. Дрюон как исходный субъект тезаурусной сферы описал свой жизненный путь в тесной связи с профессиональной деятельностью в качестве писателя, публициста, государственного и общественного деятеля, имеют огромное значение для понимания и уточнения периодизации его творчества.

Сборник сочинений М. Дрюона под общим названием «Circonstances» [16] («Обстоятельства») вышел в свет в 1997 году. В него включены публицистические произведения, охватывающие период с 1939 года («J'ai vingt ans et je pars») по 1995 год («L'homme qui m'a le plus marqué»). В 1999 году к сборнику «Обстоятельства» добавляется вторая часть «Circonstances. Circonstances politiques II» [17] («Обстоятельства. Политические обстоятельства II»), посвященные мировым событиям с 1974 года по 1997. Вместе они раскрывают особенности авторского мировоззрения, концепции, стиля и могут расцениваться в качестве автобиографии М. Дрюона, где содержание играет роль своеобразной периодизации творческого пути писателя.

Выбор названия для сборника публицистических работ автор объясняет в предисловии: «Je dois le titre de cet ouvrage au professeur Jean Bernard. Il est le premier en effet à avoir fait choix du terme de circonstances pour designer un recueil de textes écrits ou pronounces en des occasions très diverses, mais dans une certain unité de l'esprit, au long de l'existence. Il lui a donné, ce faisant, une valeur générique. D'autres en useront peut-être de même, après nous» [16, с. 7] (Я заимствовал название для этой работы у профессора Жана Бернара. Именно он первым использовал термин «обстоятельства» для того, чтобы обозначить сборник написанных или произносимых текстов по различным обстоятельствам, но объединенных единством мысли в течении долгого существования. Это дало произведению родовую ценность. Другие же, возможно, используют его после нас). Слова М. Дрюона свидетельствуют о том, что сборник раскрывает ценностно-ориентированное содержание его собственного тезауруса, интерпретирует определенные социальные и культурные явления в рамках конкретных пространственных и временных значений, что позволяет говорить о наличии содержательных компонентов писательского тезауруса уже в самом оглавлении «Обстоятельств».

Произведение состоит из шести частей, которые относятся к определенным жизненным и творческим этапам М. Дрюона, характеризуются определенными временными рамками, указанными самим автором, событиями и написанными в этот период художественными произведениями. Таким образом, сам автор заостряет внимание на взаимосвязи между историческими событиями, происходившими на мировой арене в XX веке, его судьбой и творчеством.

Первая часть «Circonstances civiques» («Гражданские обстоятельства») состоит из пяти глав - «Départ» («Отправление»), «Défaite» («Поражение»), «Exil» («Изгнание»), «Témoignages pour les combats» («Свидетельство для встреч»), «La sortie des décombres» («Выход из развалин»), охватывает период с сентября 1939 года по июль 1946 года, включает такие художественные произведения писателя, как роман «La Dernière Brigade» («Последняя бригада»), цикл новелл «Les Seigneures de la Plaine» («Властелина равнины»), пьеса «Mégarée» («Мегаре»), «Le Train du 12 novembre» («Поезд 12 ноября»), «Le Chant des Partisans» («Песня партизан»), «Le Silence de la Mer» («Молчание моря»). Историческая ситуация этого периода связана с событиями второй ми-

Krautman Tatyana Evgenievna philological sciences -

PERIODIZATION ... literary criticism

ровой войны, в которой М. Дрюон принимал активное участие сначала как курсант кавалерийской школы, затем как репортер BBC в Лондоне. Внимание писателя сосредоточено на роли народа в военное время, произведения наполнены примерами подвигов простых солдат.

Вторая часть «Circonstances du voyage» («Обстоятельства путешествия») посвящена поездкам М. Дрюона в Россию, Ирландию, страны Европы, Кипр, страны Ближнего Востока, Пекин, Марокко. Этот этап охватывает период с декабря 1945 года по май 1979 (1993) год, включает такие художественные произведения писателя, как «Alexandre le Grand» («Александр Великий»), «Les Mémoire de Zeus» («Мемуары Зевса»), «La fin des homes» («Конец людей»). Концепт дороги становится ключевым во многих романах, он помогает проследить эволюцию характера личности в рамках определенных временных и пространственных параметров. Важным содержательным компонентом в тезаурусе М. Дрюона становится личность наделенная властью.

Третья, четвертая, пятая и шестая части не поддаются строгой хронологической последовательности. Публицистические и художественные произведения писались автором зачастую в одно и то же время. Об этом свидетельствует интервью «Двенадцать минут правды» [18] («Douze minutes de vérité»), в котором М. Дрюон признается, что его натуре писателя свойственно менять жанры произведений, создавать их параллельно друг другу, менять направления мысли.

Третья часть «Circonstances du Gaullisme» («Обстоятельства голлизма») посвящена личности Ш. де Голля, охватывает период с июля 1965 года по август 1995 года. Состоит из двенадцати статей: «Les tambours de la mémoire» («Тамбур памяти»), «Merci, de Gaulle!» («Спасибо, де Голль!»), «L'hommage de l'Académie» («Почтение Академии»), «Sa dernière foule» («Его последняя толпа»), «De Gaulle écrivain» («Де Голль писатель»), «Le gaullisme, morale des épreuves» («Голлизм, смысл испытаний»), «De Gaulle, l'histoire et l'Europe» («Де Голль, история, Европа»), «L'homme du devoir» («Человек долга»), «De Gaulle avant de Gaulle» («Де Голль перед де Голлем»), «Pourquoi le général de Gaulle à Anfa n'était pas content» («Почему генерал де Голль не доволен»), «Le chevalerie de la liberté» («Рыцарь свободы»), «L'homme qui m'a le plus marqué» («Человек, который меня впечатлил больше всех»). Содержательным компонентом является сильная историческая личность. Наблюдения М. Дрюона за личностью Ш. де Голля приводят его к созданию типизации исторических личностей в цикле «Проклятые короли».

Последние три части «Обстоятельств» тесным образом связаны с деятельностью М. Дрюона в качестве министра культуры Франции (1973-1974), депутата в парламенте (1978-1981), члена Французской Академии (с 1967) [19].

Четвертая часть «Le temps de la réflexion» («Время размышлений») содержит четырнадцать глав, среди которых центральное место занимают рассуждения писателя по поводу власти: «La nature du pouvoir» («Происхождение власти»), «Le gout du pouvoir» («Вкус власти»), «L'exercice du pouvoir» («Уроки власти»), «L'expérience du pouvoir» («Опыт власти»). Охватывает период с апреля 1874 года по ноябрь 1977 года. Авторская концепция истории, связанная с такими понятиями философии истории, как история, историческая ситуация, историческая личность, роль народа, отражается в художественном мире последнего романа «Когда король теряет Францию» цикла «Проклятые короли» [20].

Пятая часть «Les Assemblées» («Ассамблеи») состоит из трех глав «L'Assemblée Nationale» («Национальная Ассамблея»), «Les Assemblées Européennes» («Европейские Ассамблеи»), «Un triste printemps 1981» («Печальная весна 1981»). Охватывает период с осени 1973 года по 1981 год.

Шестая часть «Vouloir la France» («Воля Франции») 126

является самой объемной по содержанию. Имеет временные рамки с весны 1982 года по июнь 1998 года. Отражает размышления М. Дрюона о государственном устройстве Франции, ее отношений с другими странами (США, Марокко, Испанией), исторических личностях (папа Жан-Поль II, Клинтон, король Испании Жуан Карлос), международной политической обстановке.

Таким образом, анализ рамочных компонентов «Обстоятельств» позволяет сделать вывод, что в основе систематизации и периодизации творческого наследия М. Дрюона не может стоять только хронологический принцип. Причиной является то, что многие произведения создавались примерно в одном отрезке времени, относятся к разным литературным жанрам, о чем свидетельствует сам автор в сборнике «Обстоятельства». Тезаурусный подход, в основе которого лежит субъективная организация картины мира, указывает на важность именно содержательных компонентов тезауруса М. Дрюона, которые выявляются уже в оглавлении публицистических произведений и соотносятся с понятиями философии истории (история, историческая ситуация, роль личности и народа).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Луков В.А., Луков Вл.А. Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира / Луков В.А., Луков Вл.А. М.: Изд-во Нац. Ин-та бизнеса, 2013. 640 с.

2. Краутман Т.Е. Французский исторический роман XX века: тезаурусная модель М. Дрюона: монография / Т.Е. Краутман. - Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2013. 183 с.

3. Луков Вл.А. Концепция тезаурусных сфер / Вл.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета. №1, 2013. С. 307-326.

4. Свалов А.Н.Тезаурусные сферы: новые подходы / А.Н. Свалов // Знание. Понимание. Умение. - М.: Издательство Московского гуманитарного университета. № 3, 2016. С. 157-163.

5. Дрюон М.Сладострастие бытия / М. Дрюон; [пер.с фр. В. Егорова]. - М.: Эксмо.: Домино, 2009. 240 с.

6. Дрюон М. Такая большая любовь / М. Дрюон; [пер. с фр. О. Егоровой, Л. Ефимова, С. Васильевой]. -М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. 400 с.

7. Дрюон М. Дневники Зевса / М. Дрюон; [пер. с фр. Л. Ефимова]. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. 448 с.

8. Дрюон М. Александр Македонский, или Роман о боге / М. Дрюон; пер. с фр. А. Коротеева. - М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. 448 с.

9. Максимов Э.Н. Творческий путь М. Дрюона: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Э.Н. Максимов - М., 1965.

10. Богинская А.Д. Социальные романы Мориса Дрюона / А.Д. Богинская // К проблемам критического реализма в зарубежной литературе ХХ века: ученые записки. - Т. 3. Сб. 2. - М., 1962.

11. Евнина Е.М. Современный французский роман 1940-1960 / Е.М. Евнина. - М., 1962.

12. Максимов Э.Н. Элементы драмы в историческом романе современной Франции (М. Дрюон, П. Гамарра, Ж.-П. Шаброль) / Э.Н. Максимов // К проблемам романтизма и реализма в зарубежной литературе конца XIX-XX веков. - М, 1975.

13. Богинская А.Д. Серия исторических романов Дрюона «Проклятые короли» / А.Д. Богинская // Ученые записки. - Т. 130. - Вып. 8. - М., 1963.

14. Наркирьер Ф. С. Французский роман наших дней / Ф.С. Наркирьер. - М., 1980.

15. Ерофеева Н.Е., Краутман Т.Е. О роли рамочных компонентов в цикле М. Дрюона «Проклятые короли» [Текст] / Н.Е. Ерофеева, Т.Е. Краутман // Вестник Оренбургского государственного универси-

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)

филологические науки -литературоведение

Краутман Татьяна Евгеньевна ПЕРИОДИЗАЦИИ ТВОРЧЕСТВА ...

тета / гл. ред. доктор экономических наук, профессор Ковалевский В.П. - Оренбург: ГОУ ВПО «ОГУ». - № 06 (56). - Июнь, 2006. - С. 246-250.

16. Druon M. Circonstances / M. Druon. P.: les Édition du Rocher, 1997. P. 555.

17. Druon M. Circonstances. Circonstances politiques II / M. Druon. P.: les Édition du Rocher, 1998. P. 605.

18. Druon M. Douze minutes de vérité / M. Druon. P., 1965. P. 117.

19. Druon M. Mémoires. L'Aurore vient du fond du ciel / M. Druon. - P.: Plon / Edition de Fallois, 2006.

20. Краутман Т.Е. Концепт «власть» в тезаурусной модели М. Дрюона / Т.Е. Краутман // Казанская наука / гл. ред. А.Р. Шагимуллин. - Казань: Изд-во Казанский Издательский Дом. - № 10, 2013. - С. 160-164.

Статья поступила в редакцию 04.05.2018

Статья принята к публикации 26.06.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.