Научная статья на тему 'Perfection of information cooperation between Federal Customs Service of Russia and Federal legislative bodies for ensuring economic security of Russia'

Perfection of information cooperation between Federal Customs Service of Russia and Federal legislative bodies for ensuring economic security of Russia Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
217
613
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФТС РОССИИ / INFORMATION INTERACTION / ECONOMIC SECURITY / THE FCS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Zibina E.

The article is about issues of information cooperation between Federal Customs Service of Russia and Rosfinnadzor, Rosfinmonitoring, Federal Tax Service of Russia which also concern currency control. The fundamentals of information cooperation are described in it. The problems of cooperation between state bodies are pointed out. The proposals for currency control enforcement and ensuring of economic security are elaborated

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Perfection of information cooperation between Federal Customs Service of Russia and Federal legislative bodies for ensuring economic security of Russia»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ФТС РОССИИ С ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

Зыбина Е.В., ведущий консультант Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России

Статья раскрывает вопросы информационного сотрудничества ФТС России с Росфиннадзором, с Росфинмониторингом, с ФНС России в части, касающейся осуществления валютного контроля

В статье исследованы основы информационного обмена, выявлены проблемы взаимодействия государственных органов, разработаны предложения в целях усиления валютного контроля и обеспечения экономической безопасности.

Ключевые слова: информационное взаимодействие, экономическая безопасность, ФТС России.

PERFECTION OF INFORMATION COOPERATION BETWEEN FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA AND FEDERAL LEGISLATIVE BODIES FOR ENSURING ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Zibina E., Leading Consultant, Department of Trade Restrictions, currency and Export Control of the FCS of Russia Federal Customs Service of Russia, Federal Customs Service of Russia (FCS of Russia)

The article is about issues of information cooperation between Federal Customs Service of Russia and Rosfinnadzor, Rosfinmonitoring, Federal Tax Service of Russia which also concern currency control.

The fundamentals of information cooperation are described in it. The problems of cooperation between state bodies are pointed out. The proposals for currency control enforcement and ensuring of economic security are elaborated.

Keywords: information interaction, economic security, the FCS of Russia.

В условиях мирового финансового кризиса повысился риск незаконного капитала с использованием различных схем.

В настоящее время информацией о проведении лицами валютных операций при осуществлении экономической деятельности на территории Российской Федерации (далее - РФ) располагают различные ведомства: ФТС России (в части товарооборота при осуществлении внешнеэкономической деятельности валютных операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации), ФНС России (применительно к сфере налогообложения, в частности для контроля обоснованность применения ставки НДС 0%) и другие.

Росфиннадзор, являясь единственным органом валютного контроля, уполномоченный Правительством РФ, не имеет собственных информационных ресурсов для осуществления своих функций, а получает необходимые документы и информацию от других государственных контролирующих органов.

Однако указанное распределение информационных ресурсов и соответствующих полномочий не обеспечивает полноценной и всесторонней аналитической деятельности, направленной на выявление различных экономических нарушений в различных областях (налогового, валютного и законодательства в области борьбы с легализацией доходов, полученных незаконным путем законодательства РФ).

В этих условиях актуальность вопроса об информационном взаимодействии Федеральной таможенной службы (ФТС России) с федеральными органами исполнительной власти (далее - ФОИВ) в целях обеспечения экономической безопасности России не вызывает сомнений.

ФТС России является уполномоченным ФОИВ, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правона-рушениями1.

В связи с этим ФТС России проводит серьезную работу по заключению соглашений об информационном взаимодействии с ФОИВ и Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

Следует отметить, что согласно пункту 1 статьи 10 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) любая информация, полученная таможенными органами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами РФ, правовыми актами ФТС России может использоваться исключительно в таможенных целях.

Таможенные органы передают предоставленную им информацию ФОИВ, если такая информация необходима указанным органам для

решения задач, возложенных на них законодательством РФ, в порядке, согласованном между ФТС России и соответствующим ФОИВ, с соблюдением требований законодательств РФ по защите государствен-ной2, коммерческой3, банковской4, налоговой5 или иной охраняемой законом тайны и другой конфиденциальной информации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 этой же статьи таможенные органы, их должностные лица, иные лица, получившие доступ к указанной информации в силу закона или договора, не вправе разглашать, использовать в личных целях либо передавать третьим лицам, в том числе государственным органам, информацию, составляющую государственную, коммерческую, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну, и другую конфиденциальную информа-цию6, за исключением случаев, установленных ТК России и иными федеральными законами.

Все соглашения об информационном взаимодействии заключаются ФТС России с учетом положений Конституции РФ, международных договоров, конвенций, федеральных законов, Указов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе» (ред. от 20.02.2010) ФТС России является уполномоченным ФОИВ, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

В число основных функций, выполняемых таможенными органами РФ в соответствии со статьей 403 ТК России, входит осуществление в пределах компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования. Валютный контроль является одним из видов государственного контроля и позволяет эффективно выполнять функцию по пополнению доходной части федерального бюджета. Одновременно информация о результатах валютного контроля, в том числе о поступлении выручки от экспорта товаров, используется Банком России при формировании платежного баланса страны, а также налоговыми органами при решении вопроса о применении налоговых льгот.

В структуре ФТС России создано7 Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля (далее - УТОВиЭК), осуществляющее свою деятельность по различным направлениям, включая:

- контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; совершенствование государственной политики в области таможенного дела, торговых ограничений, валютного контроля и ее осуществление;

- совершенствование нормативных и иных правовых актов в соответствии с компетенцией УТОВиЭК;

- информационно-аналитическая работа в соответствии с компетенцией УТОВиЭК;

- ведомственный контроль деятельности таможенных органов в сфере торговых ограничений, валютного и экспортного контроля; взаимодействие с другими органами и организациями, осуществляющими иные виды государственного контроля, и др.

В перечень функций, осуществляемых УТОВиЭК, включена функция организации и осуществления межведомственного информационного обмена и взаимодействия с иными государственными контролирующими органами, агентами валютного контроля, правоохрани-

тельными органами и органами государственного управления в пределах компетенции Управления.

В целях обеспечения экономической безопасности государства в сфере валютного контроля ФТС России взаимодействует с ФОИВ, например, Росфиннадзором, Росфинмониторингом, ФНС России. Рассмотрим технологии взаимодействия подробнее.

Информационное взаимодействие ФТС России с Росфиннадзо-

ром

В целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, создания системы противодействия нарушениям валютного законодательства и, исходя из необходимости обеспечения совместной согласованной деятельности в этой сфере, ФТС России и Росфиннадзором8 15.08.2005 заключено Соглашение «О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля» 9 № 06-

1 Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе», приказ ФТС России от 28.11.2007 № 1479 «О регламенте Федеральной таможенной службы» (зарегистрирован Минюстом России от 29.12.2007, рег. № 10870).

2 В соответствии с законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 18.07.2009) «О государственной тайне» государственная тайна это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Носителями сведений, составляющих государственную тайну, являются материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Система защиты государственной тайны представляет собой совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

3 В соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О коммерческой тайне» коммерческая тайна это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информация, составляющая коммерческую тайну (секрет производства), может содержать сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научнотехнической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

4 В соответствии со статьей 857 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения банком сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от банка возмещения причиненных убытков.

5 Понятие «Налоговая тайна» установлено ст.102 ч.1. Налогового кодекса РФ. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений:

1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;

2) об идентификационном номере налогоплательщика;

3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;

4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам);

5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности.

Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами внутренних дел, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

6 Конфиденциальность информации это обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя (федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

7 Приказ ФТС России от 06.12.2007 № 1499 «Об утверждении Положения об Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля».

8 Правительство РФ Постановлением от 08.04.2004 № 198 уполномочило Росфиннадзор осуществлять функции органа валютного контроля. Также в Положении о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 № 278 (далее - Положение), установлено, что Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля (п. 1 Положения). В соответствии с п. 5.1.2 Положения Росфин-надзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфиннадзор имеет право в том числе направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3 Положения) и запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам (п. 5.14.5 Положения). В соответствии с п. 4 Положения Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Кроме того, Росфиннадзор как орган валютного контроля обладает правами и обязанностями, установленными для органов валютного контроля Федеральным законом от 01.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

9 Письмо ФТС России от 18.08.2005 № 01-06/28509 «О Соглашении между ФТС России и Росфиннадзором» (вместе с Соглашением Росфиннадзора № 06-30/21, ФТС России № 01-48/9 от 15.08.2005).

30/21 и № 01-48/9, соответственно (далее по тексту параграфа -Соглашение). В развитие Соглашения подписан «Дополнительный протокол от 15.08.2005 к Соглашению о взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля.

Предметом Соглашения является обмен информацией, связанной с осуществлением правоохранительной деятельности, и обмен ведомственными правовыми актами, осуществление совместных мероприятий, издание совместных документов по вопросам валютного контроля.

ФТС России направляет в Росфиннадзор информацию о протоколах по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее - КОАП России), переданных таможенными органами территориальным органам Росфиннадзора.

Росфиннадзор направляет в ФТС России информацию о результатах рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами.

Указанная информация передается ежеквартально (не позднее 25-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала) на магнитных носителях или по электронным каналам связи. Формат и объем передаваемой информации, а также регламент ее передачи определяются техническими условиями информационного обмена между сторонами, которые устанавливаются дополнительными протоколами к Соглашению.

Реализацию функций по осуществлению валютного контроля таможенные органы осуществляют во взаимодействии с территориальными органами федеральной службы финансово-бюджетного надзора.

Анализ положений, установленных Соглашением, позволяет сделать вывод о необходимости его переработки и внесения изменений в части касающейся расширения перечня информации, передаваемой Росфиннадзором в ФТС России.

По мнению автора, необходимо включить в Соглашение положения, обязывающие передавать Росфиннадзор в ФТС России информацию о результатах рассмотрения дел о нарушениях валютного законодательства, возбужденных таможенными органами, а также информацию о взысканных штрафах по делам, возбужденным таможенными органами. Кроме того, целесообразно сократить сроки передачи информации о результатах рассмотрения дел в режиме, приближенному к реальному времени.

Для этого автор предлагает внести изменения в статью 2 Соглашения, в целях конкретизации ее положениями следующего содержания, а именно:

«Взаимодействие территориальных органов Росфиннадзора и таможенных органов осуществляется по следующим направлениям:

- обмен информацией об изменениях нормативной базы валютного и таможенного законодательства и ведомственных нормативных актов, о выявляемых способах невозврата средств в иностранной валюте и валюте Российской Федерации;

- обмен аналитической информацией по результатам валютного контроля, методическими материалами по общим направлениям деятельности, правоприменительной практикой;

- проведение совместных мероприятий для решения совместных задач (семинары, конференции, консультации, стажировки и т.п.);

- проведение совместных проверок резидентов и нерезидентов (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) при осуществлении валютного контроля;

- направление таможенными органами в территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора на основании результатов проверок материалов по делам об административных правонарушениях, заверенных копий документов, необходимых для проведения проверок соблюдения валютного законодательства;

- представление таможенными органами в территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора информации об участниках внешнеэкономической деятельности, в отношении которых проведены проверки соблюдения валютного законодательства, возбуждены дела об административных правонарушениях, в целях исключения повторных проверок таких лиц;

- представление территориальными органами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в таможенные органы информации об участниках внешнеэкономической деятельности, в

отношении которых проведены проверки соблюдения валютного законодательства, возбуждены дела об административных правонарушениях, вынесены постановления по делам об административных правонарушениях, в целях исключения повторных проверок таких лиц.

Информация, полученная в рамках статьи, должна использоваться исключительно в служебных целях и не может быть передана третьим лицам.».

По мнению автора также Соглашение необходимо дополнить статьей следующего содержания:

«В целях информирования таможенных органов о принятых решениях по делам об административных правонарушениях, возбужденным таможенными органами, территориальные органы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора направляют в указанные таможенные органы:

- в течение 30 календарных дней со дня вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях - выписки из них с указанием обстоятельств совершения административных правонарушений, принятого решения по делам об административных правонарушениях, а в случае прекращения дел об административных правонарушениях - основания их прекращения;

- в течение 30 календарных дней со дня получения копий вынесенных решений арбитражных судов (судов) по результатам рассмотрения жалоб на постановления, вынесенные территориальными органами Федеральной службы финансово-бюджетного надзора - копии соответствующих решений;

- в течение трех рабочих дней со дня вынесения постановлений по делам об административных правонарушениях - выписки из соответствующих постановлений по делам об административных правонарушениях, если на хранении у таможенных органов находятся изъятые по данным делам об административных правонарушениях вещи и документы.».

Необходимость получения выписок из постановлений по делам об административных правонарушениях с указанием обстоятельств совершения административных правонарушений, причин прекращения дел об административных правонарушениях и оснований принятых решений вызвана тем, что на протяжении последних трех лет территориальными органами Росфиннадзора прекращаются порядка 20% дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами по статье 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России).

В настоящее время в соответствии со статьей 2 Соглашения между Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службой от 15 августа 2005 г. № 06-30/ 21 и 01-48/9 Росфиннадзор направляет в ФТС России информацию о результатах рассмотрения дел об административных правонарушениях, возбужденных таможенными органами, о номере дела и принятому по нему решению.

Вместе с тем для того, чтобы провести анализ оснований, повлекших за собой прекращение дел об административных правонарушениях либо привлечение лиц к административной ответственности по статье 15.25 КоАП России, а также устранить допускаемые таможенными органами нарушения, таких сведений недостаточно.

Информационное взаимодействие между ФТС России и Росфинмониторингом

Информационное взаимодействие между указанными ФОИВ началось с Соглашения о сотрудничестве между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК России) и Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России), подписанным 21.09.2002 (№ 01-19/37960 и 01-1-41/

8, соответственно), Регламента передачи информационных ресурсов из ГТК России в КФМ России; Протокола информационного взаимодействия КФМ России и ГТК России от 05.03.2003 (№ 1-115/1 и 01-10/03, соответственно)10. В рамках информационного взаимодействия ГТК России представляло в КФМ России сведения о паспортах импортных сделок; данные о поступлении на счета налогоплательщиков участников внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) выручки от экспорта товаров в счет исполнения обязательств по внешнеторговым договорам; данные о перемещении физическими лицами через таможенную границу РФ иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте десять тысяч долларов США; сведения о нарушении таможенных правил.

Изменения в законодательстве РФ, а также развитие информа-

ционного взаимодействия явились причиной заключения нового Соглашения об информационном сотрудничестве между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу11, подписанного 20.04.2007 (№ 01-08/12 и 01-113/1, соответственно) (далее по тексту параграфа - Соглашение).

В рамках подписанного Соглашения (статья 2) ФТС России представляет в Росфинмониторинг, различную информацию, в том числе необходимую для обеспечения экономической безопасности России, например:

- информацию, содержащуюся в центральной базе данных ФТС России, о перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты;

- информацию из базы данных ФТС России по административным правонарушениям, предусмотренным статьями 15.25, 16.4 и 16.19 КОАП России12;

- информацию, имеющуюся в базы данных валютного контроля ФТС России, о паспортах сделок и поступлении выручки от экспорта товаров.

В соответствии с Соглашением (пункты 2 и 4 статьи 2) в Рос-финмониторинг передается:

- информация о перемещении физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты;

- информация из базы данных Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов о паспортах сделок и поступлении выручки от экспорта товаров, ответственность за подготовку которой осуществляет УТОВиЭК.

Согласно статье 3 Соглашения передача информации осуществляется способами, определенными Техническими условиями информационного взаимодействия.

При осуществлении информационного взаимодействия имеются проблемные вопросы. Так, например, в Соглашение включено положение (абз.6 пункта 1 статьи 2) о передаче на плановой основе из ФТС России в Росфинмониторинг информации, имеющейся в базе данных валютного контроля ФТС России, о паспортах сделок и поступлении выручки от экспорта товаров (по согласованным позициям).

Информацию о паспортах сделок и ведомостях банковского контроля ФТС России получает из Банка России на основании Соглашения об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной таможенной службой от 28.11.2006 № 01-48/12 и Протокола о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 18.05.2009 № 01-12/0019.

В соответствии со статьей 4.1 Соглашения об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной таможенной службой от 28.11.2006 № 0148/12 ФТС России не имеет права передавать информацию, получаемую в рамках Соглашения, третьим лицам, публиковать ее частично или полностью без согласования со стороной, предоставившей информацию.

В связи с этим, по мнению автора, необходимо Росфинмонито-ригу обратиться в Банк России по вопросу получения информации о паспортах сделок и о поступлении выручки от экспорта товаров в разрезе паспортов сделок от Банка России в рамках Соглашения об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Информационное сотрудничество ФТС России и ФНС России

Начало информационного взаимодействия между таможенными и налоговыми органами России было положено Соглашением МНС России и ГТК России по взаимному информационному обмену от 08.06.2000 № БГ-15-11/1222, № 01-11/15581 и Соглашением о взаимодействии ГТК России и МНС России при осуществлении контроля за деятельностью организаций-импортеров (экспортеров) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции по экспорту, импорту, хранению и поставкам указанной продукции от 09.06.2001 № 01-11/12/БГ-16-18/58.

Плановый и оперативный обмен информацией, а также проведение совместных проверочных мероприятий требовали совершенствования информационного взаимодействия и в связи с этим было подписано Соглашение о сотрудничестве Федеральной налоговой службы и Федеральной таможенной службы от 14 июля 2005 года.

В настоящее время Сотрудничество ФТС России и ФНС Рос-сии13 осуществляется в соответствии с Соглашением об информационном сотрудничестве Федеральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, заключенным 21.01.2010 № 01-69/1 и № ММ-27-2/1, соответственно (далее по тексту параграфа - Соглашение). Соглашение основывается на взаимном предоставлении необходимых сведений из баз данных и оперативной информации, не относящихся к сведениям, составляющим государственную тайну. В ФТС России и ФНС России приняты необходимые меры по защите от неправомерного распространения информации, предоставляемой ей другой стороной в соответствии с Соглашением, затрагивающей интересы третьих лиц и отнесенной к коммерческой и налоговой тайне. ФТС России и ФНС России осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим основным направлениям:

- обмен информацией для целей контроля за соблюдением таможенного, валютного законодательства РФ, законодательства РФ о налогах и сборах, контроль за соблюдением которого возложен на налоговые и таможенные органы;

- разработка и реализация предложений по совершенствованию системы мер, обеспечивающих соблюдение таможенного, валютного законодательства РФ, а также законодательства РФ о налогах и сборах, и направленных на предупреждение, выявление и пресечение преступлений и правонарушений в налоговой и таможенной сферах, и иных сферах, представляющих взаимный интерес;

- обеспечение контроля за деятельностью участников ВЭД, включая лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, а также иных лиц, имеющих отношение к последующим операциям с товарами, ввозимыми на таможенную территорию РФ и в других направлениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии со статьей 6 Соглашения ФТС России предоставляет в ФНС России на плановой основе информацию, необходимую для осуществления валютного контроля в целях обеспечения экономической безопасности, например,

- данные паспортов сделок (по согласованным позициям);

- данные о поступлении денежных средств на счета участников ВЭД от экспорта товаров в счет исполнения обязательств по внешнеторговым договорам (по согласованным позициям);

- сведения о возбужденных таможенными органами делах об административных правонарушениях по выявленным нарушениям актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

10 Доведены до сведения таможенных органов распоряжением ГТК России от 25.03.2003 № 139-р «О реализации Протокола информационного взаимодействия между КФМ России и ГТК России»

11 В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 ред. от 08.08.2009) Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

12 Структурным подразделением, о подготовке информации об АП, предусмотренными ст. 15.25, 16.4 и по 16.19 КОАП России, является Главное управление таможенных расследований и дознания ФТС России.

13 В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 (ред. от 15.07.2009) «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.03.2010) Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

На основании статьи 9 Соглашения ФНС России передает в ФТС России на плановой основе сведения о возбужденных налоговыми органами делах об административных правонарушения по выявленным нарушениям актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Налоговые органы предоставляют в таможенные органы на всех уровнях в обязательном оперативном порядке:

- данные о несоответствии наименования, количества и (или) стоимости, по которой оприходован товар импортером в бухгалтерском учете, данным о наименовании, количестве и (или) фактурной стоимости, заявленной в грузовой таможенной декларации;

- сведения о нарушении участниками ВЭД актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования, законодательства РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности в части регулирования внешнеторговых (бартерных) сделок, контроль за соблюдением которых возложен на таможенные органы РФ.

Совершенствование информационного сотрудничества между ФТС России и ФНС России в области валютного контроля в настоящее время может осуществляться путем дальнейшего рассмотрения совместных документов по вопросам информационного обмена, а также сопряжения информационных баз данных ФТС России и ФНС России.

Литература:

1. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (ред. от 18.07.2009) .

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)

от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)

от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2009) (с изм. и доп.,

вступившими в силу с 29.01.2010).

4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от

05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 27.12.2009) (с изм. и доп.,

вступившими в силу с 29.01.2010).

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2010).

6. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (ред. от 28.11.2009).

7. Федеральный закон от 01.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 22.07.2008).

8. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 24.07.2007).

9. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

10. Постановление Правительства РФ от 08.04.2004 № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора».

11. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» (ред. от 08.08.2009).

12. Постановление Правительства РФ от 23.06.2004 № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» (ред. от 08.08.2009).

13. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (с изм. и доп., вступившими в силу 01.03.2010) (ред. от 15.07.2009).

14. Постановление Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 «О Федеральной таможенной службе» (ред. от 20.02.2010).

15. Приказ ФТС России от 28.11.2007 № 1479 «О регламенте Федеральной таможенной службы» (зарегистрирован Минюстом России от 29.12.2007, рег. № 10870).

16. Приказ ФТС России от 06.12.2007 № 1499 «Об утверждении Положения об Управлении торговых ограничений, валютного и экспортного контроля».

17. Письмо ФТС России от 18.08.2005 № 01-06/28509 «О Соглашении между ФТС России и Росфиннадзором» (вместе с Соглашением Росфиннадзора № 06-30/21, ФТС России № 01-48/9 от 15.08.2005).

18. Письмо ФТС России от 26.08.2005 № 01-06/29487 (ред. от 07.08.2008) «О введении в действие Соглашения о сотрудничестве ФНС России и ФТС России» (вместе с Соглашением от 14.07.2005).

19. Соглашение об информационном сотрудничестве между Федеральной таможенной службой и Федеральной службой по финансовому мониторингу от 20.04.2007 № 01-08/12 и 01-1-13/1.

20. Соглашение «О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федеральной таможенной службы при осуществлении валютного контроля» № 06-30/21 и № 01-48/9.

21. Соглашение об информационном сотрудничестве Феде-

ральной таможенной службы и Федеральной налоговой службы, заключенным 21.01.2010 № 01-69/1 и № ММ-27-2/1.

22. Соглашение об информационном взаимодействии между

Центральным банком Российской Федерации и Федеральной таможенной службой от 28.11.2006 № 01-48/12 в редакции Протокола о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 18.05.2009 № 01-12/0019.

23. Соглашение МНС России и ГТК России по взаимному информационному обмену от 08.06.2000 № БГ-15-11/1222, № 01-11/ 15581.

24. Соглашение о взаимодействии ГТК России и МНС России при осуществлении контроля за деятельностью организаций-им-портеров (экспортеров) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции по экспорту, импорту, хранению и поставкам указанной продукции от 09.06.2001 № 01-11/12/БГ-16-18/58.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Ледовский Д.А., аспирант НОУ Института экономики и социальных отношений

В реформировании электроэнергетики РФ, которая нуждается в привлечении значительных инвестиций, основным механизмом реформирования, явилось создание новой модели взаимоотношений между субъектами отрасли, основывающейся на мировом опыте функционирования конкурентных рынков электроэнергии и учитывающей специфику российской электроэнергетики.

Ключевые слова: электроэнергетика, инвестиции, конкурентные рынки.

TERMS OF THE INVESTMENT PROGRAMS IN POWER

Ledovsky D., The applicant, NOU Institute of Economics and Social Relations

In reforming the power industry of Russia, which needs to attract substantial investment, the main mechanism of the reform was the establishment of a new model of relations between subjects of the industry, based on global experience in the functioning of competitive electricity markets, and taking into account the specifics of Russian power.

Keywords: power generation, investment, competitive markets.

В мире сложились несколько моделей организации электроэнер- - вертикально-интегрированная модель (при которой генерация

гетической отрасли (рис.1.). и сбыт объединены в рамках одной компании);

Среди моделей организации электроэнергетической отрасли - модель независимых производителей (при существовании

можно выделить: независимых производителей остальные активы энергетики нахо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.