Научная статья на тему 'Совершенствование информационного взаимодействия между центральным Банком Российской Федерации и Федеральной таможенной службой'

Совершенствование информационного взаимодействия между центральным Банком Российской Федерации и Федеральной таможенной службой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1448
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ / БАНК РОССИИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА / EXCHANGE CONTROLS / THE BANK OF RUSSIA / FEDERAL CUSTOMS SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыбина Е. В.

Статья «Совершенствование информационного взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы» раскрывает развитие информационного взаимодействия Банка России с ГТК России, затем с ФТС России, а также исследует информационное взаимодействие, в том числе проблемы и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PERFECTION OF INFORMATION COOPERATION BETWEEN THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

The article «The perfection of information cooperation between the Central Bank of the Russian Federation and the Federal Customs service of Russia» shows the development of information cooperation between Bank of Russia and the State Customs Committee of Russia and then the Federal Customs Service of Russia. It also explores information cooperation including its problems and the methods of their solution.

Текст научной работы на тему «Совершенствование информационного взаимодействия между центральным Банком Российской Федерации и Федеральной таможенной службой»

промышленным производством, предприятиями, собственниками бизнеса, есть этап, на стадии которого определяется наиболее рисковый участок (узел, установка) производства, т.е. элемент жизненного цикла продукции с наибольшей вероятностью возникновения аварийной ситуации, приводящей к загрязнению окружающей среды. При условии включения в экологическое управление экологического страхования величина страхового взноса объективно характеризует эффективность внедряемой системы экологического управления. Чем больше риск загрязнения окружающей среды, тем больше страховой взнос. Стремление собственников бизнеса к уменьшению суммы страховых взносов будет стимулировать снижение негативного воздействия производства на окружающую среду.

Такой подход позволяет минимизировать экономические издержки на соблюдение заданных норм антропогенного воздействия на окружающую среду, - что собственно и служит критерием эффективности в экологическом управлении. Таким образом, современная природоохранная политика в обеспечении промышленной безопасности при функционировании предприятий должна ориентироваться не столько на ликвидацию последствий антропогенного воздействия на окружающую среду, сколько на предотвращение такого воздействия с помощью различных рыночных механизмов.

Есть ли какой-то выход из создавшейся ситуации. Вопрос даже не о новом промышленном строительстве с длительными сроками окупаемости. Небольшие инновационные проекты и разработки, направленные на создание новой продукции, должны иметь место. Необходимо разработать основные механизмы среднесрочного инвестирования и финансирование исследовательских групп. Предприниматели смогут получить опыт создания новой продукции и расширить свои горизонты планирования, а банки — опыт финансирования таких проектов и понимание их важности для бизнеса.

Необходима тотальная экологизация всех видов хозяйственной и иной деятельности. В этом синтезе проблем экологизации и деэкологизации необходимо создание целостной системы, объединяющей социально-экономическое развитие и проблемы окружающей среды. Потребуются кардинальные преобразования всех основных видов бизнес деятельности, промышленного производства. Важную роль в решении этой проблемы должны сыграть экологическое образование, призванные сформировать новое экологическое мышление. Необходимо изменение взглядов не только на возможности экономического роста, но и смена системы ценностей, ориентиров, стратегии поведения человека. Т.е. необходима выработка новой модели взаимоотношений в обществе, с природной окружающей средой, биосферой, учитывающей интересы бизнеса.

Литература:

1. Марченко Г., Мачульская О. Экономический потенциал регионов // Эксперт, № 49 (686), 21.12.2009

2. Рубанов И., Сиваков Д. Первым быть на горизонте // Эксперт, № 2 (688), 18.01.2010.

3. Федеральный закон РФ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ.

4. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «, Принят Государственной Думой 23 декабря 2009 года.

5. Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2009 г. № 358-Ф3 «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике»».

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЦЕНТРАЛЬНЫМ БАНКОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ

Зыбина Е.В., ведущий консультант Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной

таможенной службой

Статья «Совершенствование информационного взаимодействия Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы» раскрывает развитие информационного взаимодействия Банка России с ГТК России, затем с ФТС России, а также исследует информационное взаимодействие, в том числе проблемы и пути их решения.

Ключевые слова: валютный контроль, Банк России, Федеральная таможенная служба.

THE PERFECTION OF INFORMATION COOPERATION BETWEEN THE CENTRAL BANK OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

Zybina E., Leading Consultant, Department of Trade Restrictions, currency and Export Control of the Federal Customs Service

The article «The perfection of information cooperation between the Central Bank of the Russian Federation and the Federal Customs service of Russia» shows the development of information cooperation between Bank of Russia and the State Customs Committee of Russia and then the Federal Customs Service of Russia. It also explores information cooperation including its problems and the methods of their solution.

Keywords: exchange controls, the Bank of Russia, Federal Customs Service

Межведомственное взаимодействие является одним из важнейших элементов механизма валютного контроля. Конструктивное, тесное, но с четко обозначенными рамками полномочий и исполняемых функций взаимодействие органов и агентов валютного контроля является существенным резервом повышения результативности функционирования механизма валютного контроля. К примеру, информационный межведомственный обмен часто носит односторонний характер. Контролирующие органы активно используют предоставляемый таможенными органами информационный массив, не осуществляя в ответ адекватных действий. Совершенствование системы межведомственного взаимодействия - одно из основных на сегодняшний день направлений работы.

Банк России и ФТС России имели взаимную потребность в обмене информацией, которая осуществлялась на основании Со-

глашения об информационном взаимодействии между Центральным банком Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации от 27.12.1999, а также приказа Банка России от 11.05.2005 № ОД-303 «Об информации, передаваемой Банком России в Федеральную таможенную службу (ФТС России)».

Изменения валютного и таможенного законодательства Российской Федерации потребовали его перезаключение.

Со второго полугодия 2004 года ФТС России и Банк России проводили работу по подготовке проекта соглашения об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы .

С 28 ноября 2006 г. информационное взаимодействие Банка России и ФТС России осуществляется в соответствии с Соглаше-

нием об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2006 г. № 01-48/12 (далее - Соглашение).

На основании Соглашения осуществляется обмен информацией между Банком России и ФТС России в части передачи из ФТС России в Банк России информации о результатах валютного контроля, осуществляемого таможенными органами Российской Федерации, и данных таможенной статистики для формирования Банком России платежного баланса страны, а также в части передачи из Банка России в ФТС России информации, необходимой для выполнения таможенными органами Российской Федерации функций, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации1, прежде всего валютного контроля во внешнеторговой деятельности. Последнее подразумевает возможность системного сочетания усилий таможенных органов и уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-Ф3) (положения пункта 6 статьи 22 Закона № 173-ФЗ предусматривают обеспечение Банком России передачи уполномоченными банками таможенным органам необходимой информации и взаимодействия с ними).

Информация, получаемая в настоящее время ФТС России от Банка России, используется регулярно в соответствии с имеющимися методиками Управлением торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России для целей контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, при этом:

- формируется база данных «Банков (филиалов), уполномоченных на проведение банковских операций в иностранной валюте»;

- формируется Справочник банковских идентификационных кодов участников расчетов на территории Российской Федерации;

- по телекоммуникационным каналам связи ежедневно доводится до таможенных органов информация об устанавливаемых Банком России курсах иностранных валют к рублю Российской Федерации и значениях учетных цен на аффинированные драгоценные металлы, необходимых для целей таможенного оформления и осуществления государственного контроля, включающего в себя, в том числе, контроль за перемещением через таможенную границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами драгоценных металлов и драгоценных камней, а также контроль за соблюдением стоимостных ограничений, установленных Указом Президента от 21.06.2001 № 742 и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2003 № 718;

- формируется и доводится до таможенных органов база данных об образцах печатей уполномоченных банков;

- формируется база данных о расчетах по внешнеторговым договорам (контрактам), связываемая по номеру паспорта сделки с базой данных ГТД и используемая таможенными органами для оперативной организации проверок нарушений валютного законодательства.

Информационное взаимодействие Банка России и ФТС России служит основой организации проверок подлинности таможенных деклараций (ГТД), представляемых в уполномоченные банки участниками ВЭД для обоснования платежей по внешнеторговым контрактам.

Следует отметить о проблемах информационного взаимодействия Банка России и ФТС России. Проблемы имеют нормативный и технический характер.

К проблемам, имеющим правовой характер, относятся, например, отсутствие нормативного акта Банка России по вопросу передачи уполномоченными банками таможенным органам информации для выполнения ими функций агентов валютного контроля (включая объем и порядок, определяющие перечень документов, представляемых уполномоченными банками таможенным органам для осуществления валютного контроля, подготовку информации и ее передачу по рациональной схеме), предусмотренного абзацем 4 пункта 6 статьи 22 Закона № 173-ФЗ).

К проблемам технологического характера относятся, например,

повышение эффективности автоматизированных технологий валютного контроля за счет сокращения сроков предоставления таможенным органам информации.

Развитие информационного взаимодействия ФТС России и Банка России требовало внесения дополнений в Соглашение в части:

- расширения состава представляемых Банком России в ФТС России информации за счет включения в нее сведений о расчетах по контрактам на экспорт и импорт работ и услуг, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

- расширения состава представляемой ФТС России Банку России информации за счет включения в нее сведений о расхождениях данных об оформленных паспортах сделок и ГТД;

- сокращения сроков поступления из Банка России информации о паспортах сделок и ведомостях банковского контроля с месяца до 10 дней.

- направление ФТС России информационного массива ГТД (по согласованным позициям) в Банк России для последующей его сопоставления и анализа с информацией, имеющейся у Банка России в целях контроля достоверности подтверждающих документов (ГТД), предоставляемых участниками ВЭД в уполномоченные банки.

Результатом такой работы ФТС России стало подписание Протокола о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 18 мая 2009 г. № 01-12/0019, в соответствии с которым совершенствование информационного взаимодействия между Банком России и ФТС России осуществлено, в части увеличения объема информации, передаваемой Банком России в ФТС России (за счет включения в неё ПС, оформляемых по контрактам на оказание услуг (выполнение работ, передачу прав на результаты интеллектуальной деятельности) - коды вида контрактов «3» и «4»), а также сформированным по ним ведомости банковского контроля.

В целях реализации информационного обмена между Банком России и ФТС России был разработан Регламент2 взаимодействия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и Федеральной таможенной службы (ФТС России) при обмене информацией в электронном виде (далее - Регламент), который устанавливает:

- порядок и сроки предоставления ФТС России в Банк России информации, предусмотренной Соглашением;

- порядок взаимодействия ответственных структурных подразделений Банка России и ФТС России в части обеспечения обмена информацией;

- внесение изменений в порядок обмена информацией в электронном виде между Банком России и ФТС России.

ФТС России для целей валютного контроля направляет в Банк России в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службой от 28.11.2006 № 01-48/12, Протоколом о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 18 мая 2009 г. № 01-12/0019 и Техническим регламентом следующую информацию:

- сведения о фактурной стоимости вывезенных с таможенной территории Российской Федерации или ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров по сделкам, подлежащим паспортизации (возмездные договоры, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации), в разрезе паспортов сделок;

- сведения о грузовых таможенных декларациях в разрезе паспортов сделок, по которым информация в ФТС России отсутствует или выявлены расхождения между информацией, имеющейся в ФТС России и переданной Банком России в ФТС России ;

- сводные данные о фактурной стоимости вывезенных с таможенной территории Российской Федерации, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации товаров по сделкам, под-

1 Пункт 7 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28.05.2003 № 61-ФЗ в ред от 28.11.2009).

2 Регламент разработан в соответствии с Соглашением об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы России от 28 ноября 2006 г. № 01-48/12 с учетом Протокола о внесении изменений в Соглашение об информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и Федеральной таможенной службы от 18 мая 2009 г. № 01-12/0019 .

лежащим паспортизации (возмездные договоры, предусматривающие вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации), в разрезе стран - иностранных контрагентов, видов контрактов и таможенных режимов;

- сведения о ввозе и вывозе наличной иностранной валюты физическими и юридическими (за исключением уполномоченных банков) лицами - резидентами и нерезидентами;

- сведения о ввозе и вывозе наличной валюты Российской Федерации юридическими лицами-резидентами и нерезидентами.

Банк России представляет в ФТС России сведения, необходимые таможенным органам для выполнения функции агента валютного контроля, например, о курсах иностранных валют к рублю Российской Федерации, о паспортах сделок, оформленных по внешнеторговым договорам (контрактам), предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации либо ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, и ведомостях банковского контроля, по паспортам сделок, оформленным по внешнеторговым договорам, предусматривающим выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав

на них, резидентом (нерезидентом), а также по смешанным сделкам, а также ведомости банковского контроля, оформленные по вышеперечисленным паспортам сделок.

6 апреля 2010 года утверждена новая редакция Регламента. Приложением 3 Регламента предусмотрено предоставление Банком России в адрес ФТС России паспортов сделок и ведомостей банковского контроля по паспортам сделок, оформленным по внешнеторговым договорам, предусматривающим выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, резидентом (нерезидентом) (код вида контракта «3», «4»).

В целях совершенствования оперативности информационного обмена необходимо сокращать сроки передачи информации, приближая их передачу общего массива электронных документов паспортов сделок до 7 календарных дней, следующих за датой подписания паспорта сделки.

Это необходимо в связи с тем, что планируемым ко введению в действие с 01.01.2007 Таможенного кодекса таможенного союза сроки выпуска товаров таможенными органами установлены до одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

СТАТУС ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СИСТЕМЕ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Зыбина Е.В., ведущий консультант Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля Федеральной

таможенной службой

Статья «Статус таможенных органов в системе валютного контроля» рассматривает роль и место таможенных органов в защите экономической безопасности России, раскрывает возможности информационных ресурсов таможенных органов и содержит предложения о наделении ФТС России статусом органа валютного контроля.

Ключевые слова: таможенные органы, валютный контроль, Росфиннадзор.

THE STATUS OF CUSTOMS BODIES IN THE SYSTEM OF CURRENCY CONTROL

Zуbina E., Leading Consultant, Department of Trade Restrictions, currency and Export Control of the Federal Customs Service

The article «The status of customs bodies in the system of currency control» explores the role and the place of customs bodies in the protection of economic security of Russia. It exposes possibilities of information resources of customs bodies and contains the proposal of allotting the Federal Customs Service of Russia the status of a currency control body.

Keywords: customs, currency control, Rosfinnadzor.

В настоящее время валютный контроль в Российской Федерации (далее - РФ) осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 22.07.2008) (далее - Закон № 173-ФЗ) и иными федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 173-ФЗ органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации (далее - Банк России), федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти (далее - ФОИВ), уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Правительство РФ постановлением от 08.04.2004 № 198 уполномочило Росфиннадзор осуществлять функции органа валютного контроля. Также в Положении о Федеральной службе финансовобюджетного надзора, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278 (далее - Положение), установлено, что Рос-финнадзор является ФОИВ, осуществляющим функции органа валютного контроля (п. 1 Положения).

В соответствии с п. 5.1.2 Положения Росфиннадзор осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений. В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Росфин-надзор имеет право, в том числе, направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений (п. 5.14.3 Положения) и запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Службы вопросам (п. 5.14.5 Положения).

В соответствии с п. 4 Положения Росфиннадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Сроки и последовательность действий (административных процедур) Росфиннадзора и его территориальных органов, а также порядок взаимодействия Росфиннадзора и его территориальных органов с юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции органа валютного контроля определены Административным регламентом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по исполнению государственной функции органа валютного контроля, утвержденным Приказом Минфина России от 06.11.2007 № 98н.

Кроме того, Росфиннадзор как орган валютного контроля обладает правами и обязанностями, установленными для органов валютного контроля Законом № 173-ФЗ, а также Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КОАП России).

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Банку России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2006 № 459 Федеральная таможенная служба (ФТС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики и нормативному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.