Научная статья на тему 'Милиция в системе органов государственного финансового контроля'

Милиция в системе органов государственного финансового контроля Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулажников Вадим Владимирович

Одной из сфер научных интересов автора является участие подразделений милиции в осуществлении государственного финансового контроля. Целью настоящей работы является определение системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль и место милиции в нём.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of author's scientific interests is a participation of Militia submits in the state financial control. This work aim is to define the system of authorities realizing financial control and Militia place in such a control.

Текст научной работы на тему «Милиция в системе органов государственного финансового контроля»

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

УДК 347.78 В.В. Кулажников*

Милиция в системе органов государственного финансового контроля

Одной из сфер научных интересов автора является участие подразделений милиции в осуществлении государственного финансового контроля. Целью настоящей работы является определение системы государственных органов, осуществляющих финансовый контроль и место милиции в нём.

One of author’s scientific interests is a participation of Militia submits in the state financial control. This work aim is to define the system of authorities realizing financial control and Militia place in such a control.

Построение четкой системы государственного контроля во главе с координирующим органом является одной из главнейших задач управления страной. В советское время этот вопрос решался достаточно успешно. В 1930-40-е годы в Советском Союзе действовал Народный комиссариат Рабоче-крестьянской инспекции, наделенный полномочиями по координации деятельности и даже применению мер принуждения к государственным органам, принимающим управленческие решения. При этом установление централизованной координации и планирования контрольной работы не лишало ведомства необходимой самостоятельности. Позже в Советском Союзе была создана стройная система контролирующих органов во главе с Комитетом народного контроля СССР, разрабатывавшим единый план государственного контроля1.

К сожалению, следует отметить, что в современной России эффективной системы государственного контроля пока не построено. Нет должного взаимодействия контролирующих и правоохранительных органов, что отражается на результативности проверочных мероприятий. Слабая организация межведомственного взаимодействия при осуществлении финансового контроля, на наш взгляд, является одной из причин роста правонарушений в финансово-экономической сфере.

Система государственных органов, осуществляющих финансовый контроль в России на современном этапе, выглядит следующим образом.

Государственный финансовый контроль осуществляется Федеральным Собранием РФ и Правительством РФ - высшими представительным (законодательным) и исполнительным органами власти страны, выполняющими следующие функции финансового контроля: контроль источников поступления бюджетных ресурсов; контроль расходования бюджетных ресурсов; контроль эффективности использования государственной и муниципальной собственности, проведения ее приватизации, национализации; контроль за использованием средств внебюджетных фондов; контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитно-финансовых учреждений; контроль за эффективностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций; пресечение расточительства и финансовых злоупотреблений законодательными методами посредством нейтрализации пробелов в действующем законодательстве.

Органы финансового контроля, созданные представительными органами государственной власти, полномочиями по применению мер принуждения к нарушителям финансовой дисциплины не обладают. Существует представление, что это сводит к минимальному эффект от проводимых ими проверочных мероприятий2. Более того, в литературе высказывается мнение о необходимости предоставить аудиторам Счетной палаты РФ право применять санкции к нарушителям финансового законодательства, привлекать к ответственности лиц, не явившихся по вызову на слушания в Счетную палату РФ3. Мы не согласимся с этой точкой зрения, потому что существуют специальные правоохранительные органы, наделенные полномочиями применять принудительные меры. Включение в систему финансового контроля правоохранительных и контролирующих органов обусловлено тем, что одним из главных средств выявления и пресечения преступлений и иных правонарушений является финансовый контроль, представляющий одновременно необходимое условие успешного выполнения правоохранительными органами возложенных на них задач4. Решение проблемы нам видится в четком взаимодействии контролирующих и правоохранительных органов при осуществлении финансового контроля.

Субъекты Российской Федерации образуют самостоятельные контрольно-счетные органы, правовой статус которых устанавливается региональным законодательством. Так, Закон Приморского

* Доцент кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин Владивостокского филиала Дальневосточного юридического института МВД России, соискатель Омского юридического института, полковник милиции.

края от 13 апреля 2000 г. № 89-КЗ регулирует деятельность Контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания Приморского края, осуществляющей контрольные мероприятия во взаимодействии с милицией5.

Правительство Российской Федерации, являясь высшим органом исполнительной власти России, осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, способствует взаимодействию указанных органов6. Для осуществления контроля по определенным вопросам Правительство Российской Федерации вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы при Правительстве Российской Федерации.

Президент Российской Федерации для осуществления своих полномочий формирует Администрацию Президента Российской Федерации7. Одним из самостоятельных подразделений Администрации является Контрольное управление Президента Российской Федерации. В функции Контрольного управления Президента РФ входят контроль (в т.ч. и в сфере финансов), участие в предупреждении и устранении выявленных правонарушений, изучение опыта работы контролирующих органов зарубежных стран. Контрольное управление имеет право направлять материалы о выявленных в результате проверок нарушениях в органы внутренних дел и иные государственные органы8.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности; таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств; противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма9. Согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»10, контрольнонадзорные функции осуществляют федеральные службы. Федеральные службы, находящиеся в ведении Министерства финансов, осуществляют мероприятия финансового контроля во взаимодействии с милицией.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах; за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей; за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции; за соблюдением валютного законодательства РФ. В этих же направлениях осуществляют свою деятельность подразделения по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями, милиция по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства. ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств11 .

Федеральной службе страхового надзора присущи функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела)12.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля13. По результатам проверок Росфиннадзор передает дела в подразделения милиции для осуществления следственных действий, формирования доказательственной базы и, при необходимости, для направления дела в суд14.

Федеральное казначейство осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета15.

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти16. Указом Президента РФ от 24 сентября 2007 г. № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» указанная служба выведена из ведения Минфина России, руководство ее деятельностью осуществляет непосредственно Правительство РФ17.

Финансовый контроль осуществляет Федеральная таможенная служба (ФТС России), которая выполняет функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. ФТС контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию,

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

осуществляет таможенный контроль, осуществляет валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу18. До 11 мая 2006 г. ФТС России находилась в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, но в настоящее время руководство ею осуществляет Правительство РФ19. Мы поддерживаем точку зрения Е.Н. Агишевой, которая предлагает передать таможенные органы под управление Министерства финансов Российской Федерации20. Такая позиция определяется местом таможенных органов в системе органов финансового контроля, современным опытом ФРГ (таможенными органами управляет Министерство финансов Германии) и историческим опытом России (XIX в.).

Финансовый контроль осуществляет Центральный банк Российской Федерации21. В его компетенции - контроль за наличным денежным обращением, расчетами, надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп, валютное регулирование и валютный контроль. Правительство и Банк России разрабатывают и утверждают требования к таким банкам и осуществляют их проверки22.

Кроме общегосударственного, есть ведомственный финансовый контроль, осуществляемый министерствами за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Например, ведомственный финансовый контроль осуществляется в системе МВД России контрольноревизионными подразделениями во главе с Финансово-экономическим департаментом МВД России23. Контроль осуществляется за соблюдением финансового и налогового законодательства, постановкой бухгалтерского учета, целевым и эффективным использованием трудовых и финансовых ресурсов.

В последнее время в научной литературе встречаются мнения о том, что органы внутренних дел (милиция) участвуют в осуществлении государственного финансового контроля. Например,

A.Ю. Головин называет органы внутренних дел субъектами финансового контроля и считает необходимым расширить состав участников финансового контроля путем включения в него милиции и Федеральной миграционной службы24. Р.Х. Мусов называет органы внутренних дел «налоговыми». По его мнению, понятие «налоговые органы» можно трактовать в узком и широком смыслах. В широком смысле налоговые органы делятся на три группы: структуры, которые вырабатывают налоговую политику государства; структуры, которые обеспечивают контроль и сбор налогов; структуры, связанные с функцией правоохраны (органы внутренних дел и др.)25.

Трудно согласиться с мнением о том, что органы внутренних дел являются налоговыми, т.к. законодатель категоричен: «Единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальных органов»26. Федеральным органом исполнительной власти в Российской Федерации, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, является Федеральная налоговая служба27. Безусловно, органы внутренних дел (милиция) не являются налоговыми органами, но их участие в осуществлении финансового контроля, на наш взгляд, сомнений не вызывает.

Деятельность милиции связана с выполнением действий «по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения»28, т.е. милиция наделена контрольно-надзорными полномочиями, что предполагает право милиции осуществлять проверочные мероприятия с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений.

B.В. Черников отмечает, что меры управления внутренними делами государства включают систему контролирующих действий29, которые реализуются в форме наблюдения и проверочных действий. Милиция, являясь субъектом управления (в т.ч. контроля), обеспечивает правопорядок в сфере финансовых отношений. Финансовый контроль, осуществляемый милицией, может быть внутренним и внешним. В системе органов внутренних дел внутренний (или, как его называют, ведомственный) финансовый контроль осуществляется с целью проверки законности и целесообразности финансовой деятельности служб и подразделений МВД России. Специальные контрольно-ревизионные органы, входящие в систему органов внутренних дел, осуществляют контроль в сфере управления финансовыми ресурсами (финансами) органов внутренних дел. В.К. Старостенко сформулировал определение «финансов МВД России» - это экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения денежных доходов и использования их для выполнения оперативно-служебных задач, в том числе, для денежного, путевого, вещевого и продовольственного обеспечения личного состава подразделений системы МВД России и для других нужд30.

Основными задачами внутреннего финансового контроля являются:

- выявление случаев хищения и недостачи денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

- разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих;

- принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба31.

Внутренний финансовый контроль, осуществляемый подразделениями милиции, не относится к предмету нашего исследования.

Внешний финансовый контроль осуществляют подразделения милиции, проводя проверки и ревизии экономической деятельности хозяйствующих субъектов, нацеленные на выявление административных правонарушений и преступлений, устранение причин и условий их совершения, привлечения виновных лиц к юридической ответственности.

Возникает вопрос, к какому направлению деятельности милиции относится осуществление мероприятий финансового контроля. Милиция осуществляет борьбу с правонарушениями посредством уголовно-процессуальной, оперативно-розыскной и административно-правовой деятельности. Понятие оперативно-розыскной деятельности содержится в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»32. Оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Уголовно-процессуальная деятельность милиции - это деятельность органов дознания, осуществляемая в надлежащем процессуальном порядке для защиты граждан, общества от общественно опасных деяний путем проверки сведений о преступлениях, расследования уголовных дел.

Административная деятельность милиции является целенаправленной, организующей исполнительной и распорядительной деятельностью, состоящей в непосредственном, повседневном, практическом осуществлении задач и функций государства в сфере внутренних дел33. Контроль является одной из общих функций административной деятельности милиции. Поэтому, проводя контрольно-проверочные мероприятия в финансово-экономической сфере, сотрудники милиции осуществляют именно административную деятельность, используя административно-правовые действия - властные воздействия административного органа на индивидуально определенных лиц.

1 См.: Тарасов А. Как нам организовать контроль // Финансовый контроль. 2004. № 4. С. 51.

2 См.: Игонина Н. Надзор за исполнением бюджетного законодательства органами финансового контроля // Законность. 2003. № 4. С. 8.

3 См.: Гейхман О.М. Законодательное обеспечение парламентского финансового контроля в Российской Федерации: состояние, проблемы, способы оптимизации // Юрист. 2004. № 7. С. 27.

4 См.: Мусов РХ. Налоговые органы в системе обеспечения экономической безопасности (организационно-правовые аспекты): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 18.

5 См.: Ведомости Думы Приморского края. 2000. № 57.

6 См.: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 51. Ст. 5712; 1998. № 1. Ст. 1; 2004. № 25. Ст. 2478; № 45. Ст. 4376; 2005. № 23. Ст. 2197; 2007. № 6. Ст. 680; № 10. Ст. 1147.

7 См.: Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. - № 13. Ст. 1188; 2005. № 9. Ст. 709.

8 См.: Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г. № 729 «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 24. Ст. 2395.

9 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3258; № 49. Ст. 4908; 2005. №

23. Ст. 2270; № 52 (ч.3). Ст. 5755; 2006. № 32. Ст. 3569; 2007. № 23. Ст. 2801; № 45. Ст. 5491.

10 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023; 2005. № 12. Ст. 1023; № 47. Ст. 4880; 2006. № 14. Ст. 1509; 2007. № 8. Ст. 978; № 40. Ст. 4717.

11 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3961; 2005. № 8. Ст. 654; № 12. Ст. 1042; № 23. Ст. 2270; № 42. Ст. 4277; № 48. Ст. 5042; 2006. № 24. Ст. 2602; № 33. Ст. 3638; 2007. № 15. Ст. 1800; № 24. Ст. 2920.

12 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 330 «Об утверждении Положения о Федеральной службе страхового надзора» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 28. Ст. 2904.

13 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 25. Ст. 2561.

14 См.: Полномочия Росфиннадзора четко определены (интервью руководителя Федеральной службы финансовобюджетного надзора С.Ю. Павленко) // Финансы. 2005. № 1. С. 11.

15 См.: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» // Собрание

законодательства Российской Федерации. 2004. № 49. Ст. 4908; 2005. № 12. Ст. 1042; 2006. № 47. Ст. 4900.

16 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 г. № 307 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 26. Ст. 2676; 2007. № 45. Ст. 5492.

17 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 40. Ст. 4717.

18 См.: Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. № 459 «О Федеральной таможенной службе» // Собрание

законодательства Российской Федерации. 2006. № 32. Ст. 3563.

19 См.: Указ Президента РФ от 11 мая 2006 г. № 473 «Вопросы Федеральной таможенной службы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 20. Ст. 2162.

20 См.: Агишева Е.Н. Правовые и организационные аспекты административной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2003. С. 18.

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (38) 2008

21 См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 2. Ст. 157; № 52 (ч. 1). Ст. 5032; Ст. 5029; Ст. 5038; 2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3233; № 52 (ч. 1). Ст. 5277; 2005. № 25. Ст. 2426; № 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. № 19. Ст. 2061; № 25. Ст. 2648; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 9; Ст. 10; № 18. Ст. 2117.

22 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 1997 г. № 477 «О мерах по усилению контроля за использованием средств федерального бюджета» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 20. Ст. 2235.

23 См.: Приказ МВД России от 10 ноября 2004 г. № 730 «Об утверждении структуры центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Щит и меч. 2004. № 48.

24 См.: Головин А.Ю. Налоговый контроль как инструмент предупреждения налоговых преступлений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 10-11.

25 См.: Мусов Р.Х. Указ. соч. С. 14.

26 Закон Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 15. Ст. 492; 1992. № 33. Ст. 1912; № 34. Ст. 1966; 1993. № 12. Ст. 429; Ст. 430; Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2958; 1997. № 47. Ст. 5341; 1999. № 28. Ст. 3484; 2000. № 46. Ст. 4537; 2001. № 1 (ч. 1). Ст. 2; 2002. № 22. Ст. 2026; 2003. № 21. Ст. 1957; № 51. Ст. 5026; 2004. № 27. Ст. 2711; № 40. Ст. 3989; 2005. № 22. Ст. 2194; № 30 (ч. 1). Ст. 3101; 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3436.

27 См.: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 40. Ст. 3961; 2005. № 8. Ст. 654; № 12. Ст. 1042; № 23. Ст. 2270; № 42. Ст. 4277; № 48. Ст. 5042; 2006. № 23. Ст. 2510; № 33. Ст. 3638; 2007. № 15. Ст. 1800; № 24. Ст. 2920.

28 См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной

власти» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023; 2005. № 12. Ст. 1023; № 47. Ст. 4880; № 52 (ч. 3). Ст. 5690; 2006. № 14. Ст. 1509; 2007. № 8. Ст. 978.

29 См.: Черников В.В. Административно-наказуемые мелкие хищения и их предупреждение: Учебное пособие. Горький,

1988. С. 61.

30 См.: Финансовое право: Учебное пособие / Старостенко В.К. и др. М., 2001. С. 37.

31 См.: Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля в Российской

Федерации: Дис. ... докт. юрид. наук. М., 2000. С. 314.

32 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. №33. Ст. 3349; 1997. № 29. Ст. 3502; 1998. № 30. Ст. 3613; 1999. № 2. Ст. 233; 2000. № 1 (ч. 1). Ст. 8; 2001. № 13. Ст. 1140; 2003. № 2. Ст. 167; № 27 (ч. 1). Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; № 35. Ст. 3607; 2005. № 49. Ст. 5128; 2007. № 31. Ст. 4008; Ст. 4011.

33 См.: Административная деятельность органов внутренних дел: Учебник. Часть Общая / Под ред. А.П. Коренева. М., 2003. С. 38.

УДК 347

Ю.О. Столярова

Право на обращение в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов как элемент конституционно-правового и общественно-политического статуса человека и гражданина

Раскрыто содержание политико-правового института судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Очерчен круг правоприменительных проблем эффективной реализации механизма судебной защиты. Предложены пути решения актуальных вопросов совершенствования судебного регулирования общественных отношений по отраслевому признаку.

The content of political and legal institute of the legal defense is opened. The circle of juridical problems, concerning effective realization the mechanism of legal defense, is outlined. Ways of the solution of actual problems of perfection of the legal regulation public relationships, classified by the branches, are offered.

Ключевые слова: политико-правовой институт судебной защиты, механизм судебной защиты, судебное регулирование.

Институт судебной защиты является значимым элементом современной системы конституционных гарантий реализации прав и свобод человека и гражданина. Государство берет на себя задачу не только формального провозглашения прав каждого гражданина на обращение в суд за защитой своих законных интересов, но и выступает действительным гарантом юридического обеспечения данной категории прав, что очевидно следует из текста ст. 2 Основного закона -Конституции Российской Федерации: «Человек, его права и свободы, являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.