Научная статья на тему 'Педагогический потенциал социально-культурной деятельности по формированию экологической культуры подростка'

Педагогический потенциал социально-культурной деятельности по формированию экологической культуры подростка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1202
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECOLOGICAL CULTURE / ADOLESCENTS / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стромова А. В.

Рассмотрен педагогический потенциал формирования экологической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности. Представлена модель формирования экологической культуры подростка средствами социально-культурной деятельности, которая качественно изменяет поведение подростка и проявляется в уровне развития его экологической образованности, экологической деятельности, экологической сознательности составляющих частей экологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POTENTIAL SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES FOR THE FORMATION OF ENVIRONMENTAL CULTURE ADOLESCENTS

We consider the pedagogical potential of formation of ecological culture of adolescents means of socio-cultural activities. Presents a model of formation of ecological culture of the adolescent means of socio-cultural activities, which qualitatively changes the behavior of a teenager and is reflected in the level of development of its environmental education, environmental performance, environmental consciousness components of the ecological culture.

Текст научной работы на тему «Педагогический потенциал социально-культурной деятельности по формированию экологической культуры подростка»

навыки исполнения музыкального материала локальных песенных традиций, бытующих на Алтае, движения в соответствии с характерными хореографическими особенностями, навыки воспроизведения фрагментов обрядовых действий. С помощью этих навыков формируются и закрепляются профессиональные качества будущих специалистов, уверенных в своих знаниях, подготовленных к будущей самостоятельной деятельности.

Неотъемлемой частью профессионального роста студентов - будущих руководителей вокально-хоровых коллективов

- является творческо-исполнительская деятельность. Достигнув определенного профессионального мастерства в стенах вуза, учебные коллективы, как правило, это курсовые ансамбли, начинают вести концертную деятельность. Музыкальный фольклор Алтайского края, представленный в местной песенной традиции во всем своем многообразии, способствует этому. Постепенно продвигаясь по пути освоения региональной специфики жанров музыкального фольклора, студенты накапливают репертуарный «багаж», необходимый для будущей профессиональной деятельности. В процессе совместного пения происходит накопление слухового опыта по тембровой многокрасочности звучания голосов, различных вокальных исполнительских приемов, которые создают особый колорит и своеобразное звучание ансамбля, позволяющее слышать и

Библиографический список

отдельного певца, и весь коллектив в целом. Этот принцип лежит в основе исполнительского аутентичного искусства.

Публичное выступление формирует у исполнителей целостное воплощение художественного замысла исполняемого произведения. Для того, чтобы достичь этого необходимы: предельная концентрация певческих навыков и таких качеств, как собранность, точность и ясность выражения. Немаловажную роль играет психологическая свобода, раскрепощенность студентов в концертно-творческой деятельности, которая достигается только при твердом знании музыкального и поэтического текста, знании своего места расположения в мизансценах музыкальных номеров в процессе публичных выступлений перед зрительской аудиторией.

Плодотворная и целенаправленная учебная и концертнотворческая деятельность возможна в том случае, если у студентов развит интерес к художественно-творческому процессу. Владение методами и формами сценического воплощения музыкального фольклора, несомненно, будет вести к повышению качества подготовки студентов, станет крепким фундаментом для будущей продуктивной самостоятельной деятельности. Тщательный отбор песенного репертуара, органичная связь напева, слова и движения, своеобразно проявляющаяся в каждом музыкальном жанре, - не абстрактное понятие, а реальный комплекс средств, необходимый для реализации творческих замыслов будущих специалистов.

1. Липинская, В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае XVIII - нач. ХХ века. - М.: Наука, 1996.

2. История Алтая : учебное пособие. - Барнаул: Изд-во Алтайского университета, 1995. - Ч. I.

3. Щуров, В.М. Стилевые основы народной музыки. - М.: Моск. гос. консерватория, 1998.

4. Бондарева, Н.И. Песня в наследство: учебное пособие. - Барнаул: Диалог-Сибирь, 1998.

5. Щуров, В.М. О региональных традициях в русском народном музыкальном творчестве // Музыкальная фольклористика. - М., 1986. - Вып.3.

Статья поступила в редакцию 12.12.10

УДК 374.2:577.4

А.В. Стромова, аспирант ТГУ им. Г.Р. Державина, г. Рассказово, E-mail: stromna@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКА

Рассмотрен педагогический потенциал формирования экологической культуры подростков средствами социально-культурной деятельности. Представлена модель формирования экологической культуры подростка средствами социально-культурной деятельности, которая качественно изменяет поведение подростка и проявляется в уровне развития его экологической образованности, экологической деятельности, экологической сознательности - составляющих частей экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура, подростки, социально-культурная деятельность.

В настоящее время происходит процесс перехода от экологического образования к экологически-культурному воспитанию подрастающего поколения. Это сложная масштабная задача, но именно в этом видится новый смысл и цель современного социокультурного процесса. Данное обстоятельство актуализирует тенденцию обогащения содержания деятельности учреждений дополнительного образования и поиска новых культурно-досуговых технологий в работе с подростками. Основная социально значимая функция досуговых учреждений заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации личности в сфере досуга.

В рамках прежней образовательной парадигмы оказалось совершенно невозможным достижение новых целей социокультурного развития - формирование целостного мировоззрения, экологической культуры и ноосферного мышления. Поэтому предстоит выйти за пределы прежних образовательных моделей, создать новую экогуманитарную парадигму, способную проектировать экологическую культуру и ноо-сферное мышление личности подростка. Динамика нынешнего культурно-исторического времени изменяет приоритеты досуговой деятельности, дополнительного образования и культуры, направляя их к образности, множественности, ва-

риативности, самоорганизации, поиску новых способов отражения действительности, творческому мышлению в условиях социально-культурной деятельности. В этой связи становится исключительно актуальным исследование феноменов социально-культурной деятельности (СКД) в общем контексте ее социальной природы.

По нашему мнению, процесс формирования экологической культуры подростка должен осуществляться на основе компетентностного подхода. Данный подход предполагает формирование у подростков не только знаний, умений и навыков в сфере экологии, но и готовности (мотивация) и ответственности в их применении. В качестве основ построения содержания социально-культурной деятельности могут быть выделены следующие базовые положения, ориентированные на формирование экологической культуры:

- на этапе перехода к устойчивому развитию социально-культурная деятельность приобретает приоритетный характер, выступая как средство формирования экологической культуры подростка;

- содержание социально-культурной деятельности должно способствовать формированию представлений подростков о процессах и явлениях окружающей среды, об объектах и роли подростка в обеспечении устойчивого развития;

- понимание ответственности за последствия собственной деятельности в сфере взаимодействия природы и общества;

- развитие подростка должно обеспечивать формирование мировоззренческих идеалов отношения к природе и целей социально-культурной деятельности, ориентированных на устойчивое развитие общества.

Компетентностный подход и базовые положения содержания социально-культурной деятельности послужили основанием для разработки авторской модели формирования эко-

логическои культуры подростка средствами социальнокультурной деятельности (Рис. 1.). В результате реализации данной модели, основанной на двух взаимосвязанных структурах: организации и реализации, целенаправленной природоохранной деятельности происходит качественное изменение подростка, которое проявляется в уровне развития его экологической образованности, экологической деятельности, экологической сознательности - составляющих частей экологической культуры.

| ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

| Цель - формирование экологической культуры подростка средствами социально-культурной деятельности

теоретиче-

^ формирование

ских знаний;

^ мотивационно-ценностное

отношение;

^ определение рефлексивно-

творческой позиции подростков;

^ развитие потребности в

результатах собственной деятельности; ^ разработка и реализация

форм социально-культурной деятельности;

^ формирование ответст-

венности за последствия деятельности.

принципы

образности;

культуро- и природосо-

научности и связи теории с

практикой; У

системности

социально-

культурнои деятельности;

^ сочетания коллективных и

индивидуальных форм деятельности;

гуманистичности.

Направления

эколого-теоретическое:

- знания;

- умения;

- навыки в разнообразных

видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социо-природной среды.______________________

организационно-массовое:

- акции;

- десанты;

- массовые мероприятия;

- праздники, конкурсы, встречи, игры и т.д. о природе и на природе.

эколого-творческое:

- творческие работы (фотовидео, поэзия, музыка, живопись и др.);

- выставки;

- публикации в СМИ;

- проектная деятельность.

эколого-туристическое:

- экскурсии по области;

- посещение музеев;

- экологический лагерь;

- создание тур клуба;

- сотрудничество с турагентствами и центрами.

| ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ БЛОК

Средства: Формы: Методы:

- устные, - круглый стол, - учебно-познавательной, само-

- технические, - деловые игры, образовательной деятельности,

- печатные, - экскурсии, - методы формирования об-

- наглядные, -развлекательно-по- щественного сознания личности,

- психолого-педагогические, знавательные про- - методы включения в социально-

- искусство, граммы, культурную деятельность,

- самодеятельное творчество - творческие мастерские, - методы стимулирования соци-

- выставки, ально-культурной активности,

- презентации, - методы социологических иссле-

- сочинения, дований,

- экологические шоу - методы проектной деятель-

викторины, - экологические конкурсы и смотры, - акции, -субботники, - экологические тропы. ности.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

критерии сформированы ости уровни и показатели ожидаемые результаты

- когнитивныи; сформированности - экологические знания;

- ценностно-смысловой; - Низкий, - стремления сохранить природные элементы;

- эмоционально-эстетическии; - Средний, - природосообразные поступки;

- операционно-деятельностныи - Высокий. - активность и мотивация участия подростков в природоохранной деятельности; - знание и сотрудничество с организациями, движениями и обществами, которые занимаются природоохранной деятельностью; - создание экогруппы; - участие экогруппы в деятельности по проведению общественного экологического контроля; - социально-культурная активность подростков; - организация самодеятельного туризма; - участие в проектной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТ: сформированность экологической культуры подростка

Рис. 1. Модель формирования экологической культуры подростка средствами социально-культурной деятельности

Рассмотрим более подробно направления целевого блока, а также организационно-деятельностный и результативный блоки модели.

Направления:

1. Эколого-теоретическое: формирование знаний о

природе родного края; формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в окружающем мире; формирование практических умений и навыков в разнообразных видах деятельности, направленных на сохранение и улучшение социоприродной среды; приобщение детей к общественно полезному труду.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Организационно-массовое: организация и проведение экологических акций, десантов; организация и проведение массовых мероприятий; проведение литературных, музыкальных, художественных праздников, конкурсов, игр и т.д. о природе и на природе; встречи с городскими жителями, художниками, поэтами, композиторами, актерами, представителями природоохранных организаций; культурное общение; взаимодействие с природными объектами.

3. Эколого-творческое: создание собственных работ, фото-видео, литературных, музыкальных, художественных и др. произведений; организация выставок работ; подготовка материалов в газеты, на радио и телевидение; разработка и реализация проектной деятельности.

4. Эколого-туристическое: тематические автобусные и пешеходные экскурсии по области; связь с музеями области, обучение юных гидов-экскурсоводов, создание клубных краеведческих музеев; организация сезонного экологического лагеря для реализации природоохранных программ; создание турклуба; создание связей с турагентствами, туристическими станциями и центрами.

Для каждого направления характерно взаимодействие всех элементов, подсистем технологий социально-культурной деятельности, а также взаимодействие человека и природы или отношения экогруппы к окружающей среде. Для формирования экологической культуры отдельной личности необходимо включать познание, общение, самосовершенствование, свойства индивидуальности по созданию творческого продукта и преобразованию окружающей действительности. В связи с этим мы в своей модели определяем такие элементы и подсистемы, как развитие интеллектуальных и практических умений по изучению окружающей среды, развитие творческих способностей и воображения подростков.

Эту систему экологических компетенций мы рассматриваем с позиции воздействия человека на природу, саморазвития человека в гармоничном единении с природой, формирования у каждой личности любви к Тамбовскому краю, ответственности за родные места. По нашему мнению, это возможно лишь при эстетическом освоении подростками природных объектов и индивидуальных технологий природопользования, а также оценки состояния и поиска возможных способов улучшения окружающей среды своей местности при условии культурного общения, участия в месячниках и декадах, проведения экологических акций, пропаганды эко-логически-морального поведения, практической деятельности и создании условий для экологически-оздоровительного отдыха. По первому целевому блоку следует отметить, что только целостность всех направлений деятельности означает достижение положительно результата - всестороннее, гармоническое и целостное развитие экологической культуры личности.

Организационно-деятельностный блок предполагает использование функций организационной подструктуры, которые мы определили как руководящую, планирующую, обеспечивающую. В данном блоке предполагается использование выделенных нами технологий социальнокультурной деятельности для формирования экологической культуры подростков. Данный блок включает реализацию личностно-ориентированного подхода с учетом индивидуальных особенностей подростков и внедрение проекта «Человек и его планета - нас тоже только двое во вселенной...». Основными этапами данного блока являются

планирование, выбор программ, технологий и практическая деятельность. Согласно Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникову, структурными элементами технологии является концептуальность, системность, управляемость, эффективность и воспроизводимость, инструментарием технологий являются формы, методы и средства [5].

Дискуссионным является вопрос о применяемом в технологиях СКД комплексе средств данной деятельности. Формирование экологической культуры подростков с использованием средств социально-культурной деятельности представляет собой сложный процесс. Так, исследователь Л.С. Жаркова к средствам социально-культурной деятельности относит технические, сенсорные, знаковые, динамические, модальные - источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувство и поведение подростков в условиях свободного времени [1]. По другой классификации, рассматривая средства социально-культурных технологий как инструмент достижения воспитательных, социально-значимых целей выделяют: живое слово, сценическую речь, литературу, игры, развлечения, зрелища, наглядные, технические средства, искусство и самодеятельное творчество печать, кино, радио, телевидение. Мы считаем, что средства социально-культурной деятельности - это «набор инструментов» идейно-эмоционального воздействия, которые мы используем для достижения поставленных целей, и такими средствами являются устные, технические, печатные, наглядные, психолого-педагогические, искусство и самодеятельное творчество. Использование всех возможных средств социально-культурной деятельности на практике успешно создают благоприятные условия на пути формирования экологической культуры подростков. Однако сам по себе весь этот «арсенал» средств социально-культурной деятельности еще не определяет успеха дела и не повышает эффективности воспитательного влияния на личность. Важно еще знать возможности каждого из этих и других средств, уметь ими сознательно и целенаправленно пользоваться, владеть методикой их практического применения в своей работе.

Комментируя содержание комплекса форм организационно-деятельностного блока, следует отметить, что попытки исследовать формы социально-культурной деятельности были предприняты разными авторами. Анализ публикаций, свидетельствует о том, что понятие «форма» в социально-культурной деятельности трактуется авторами неоднозначно [2].

Так, например, академик А.Д. Жарков рассматривает формы как: 1) выражение содержания культурно-досуговой деятельности; 2) структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.); 3) способ организации культурнодосуговой деятельности [3, с. 219]. Он же отмечает, что «под формами-программами культурно-досуговой деятельности следует понимать способы и приемы организации людей в учреждении культуры, по месту жительства в целях доведения до них определенного содержания». Также В.Е. Триодин определяет форму клубной работы как «способ организации педагогического процесса в клубе» [4, с. 134]. Такая форма предусматривает решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей. Следовательно, в культурнодосуговой деятельности она должна быть направлена и на пассивных школьников с целью вовлечения их в социальнокультурную сферу, в том числе и для организации природоохранной деятельности. В этом случае форма может содержать художественно-публицистические, диалогические и игровые формы, в том числе - и в условиях стабильного досугового объединения: театрализованное представление, фестивали, аукционы, праздники, олимпиады, кружки, круглые столы, любительские объединения, занятость в секциях, консультации, беседы, интерактивные компьютерные игры, занятия в кружках.

Мы разделяем мнение ведущих теоретиков СКД о том, что «в самом широком виде досуговую программу или форму можно рассматривать как крупное, самостоятельное, закон-

ченное социально-педагогическое, социально-культурное действие, которое обусловлено социальным заказом, отражает социальную действительность и одновременно оказывает определенное влияние на нее. Программы и формы предусматривают решение самостоятельных педагогических задач и использование соответствующих способов организации деятельности людей (массовой, групповой, индивидуальной). Программы и формы базируются на использовании комплекса различных средств, методов, приемов, которые способствуют наиболее эффективному решению социально-педагогических целей» [5, с. 104].

Выбор форм, их разработка и проведение - ответственная задача, т.к. формы социально-культурной деятельности обладают определенной самостоятельностью и могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на аудиторию. Так в нашей работе предложен ряд форм, которые необходимо использовать в рамках реализации данной модели: круглый стол, семинар, деловые игры, экскурсии, развлекательно-познавательные программы, творческие мастерские, выставки, презентации, сочинения, игры, экологические шоу викторины, экологические конкурсы и смотры, акции, субботники, спортивные мероприятия, экологические тропы, экотуры. В теории социально-культурной деятельности существует положение о том, что именно средства и методы рождают формы СКД. В связи с этим рассмотрим методы нашей модели.

«Слово «метод» греческого происхождения и в переводе обозначает «способ познания, исследования или практического осуществления чего-либо». Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных форм и средств организации свободного времени» [6, с. 6-32]. Методы социально-культурной деятельности применяются в работе учреждений культуры и досуга с целью эффективного использования популярных у населения форм и средств организации свободного времени. Существует большое разнообразие в подходе к классификации педагогических методов. Для социально-культурной деятельности представляет интерес классификация, предложенная профессором В.Е. Новато-ровым. Он предлагает следующую структуру методов социально-культурной деятельности: методы учебно-

познавательной, самообразовательной деятельности, методы формирования общественного сознания личности, методы включения в социально-культурную деятельность и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования социально-культурной активности, методы социологических исследований (мониторинг, эксперимент) [7].

Одним из новых методов СКД является метод проектов. Знакомя подростка с различными проявлениями красоты в мире природы, например, цветущими растениями, контрастами светотени, пейзажами в разное время года, взрослые развивают у подростка сферу эстетических чувств, эстетического восприятия природы: в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, неограниченных) условиях. Решению данной задачи полностью отвечает метод проектов или технология проектной деятельности.

В основе метода проектов находится развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность подростков - индивидуальную, парную или групповую, которую дети выполняют в течение определенного промежутка времени. При организации работы над проектами используются различные виды экологически ориентированной деятельности подростков, такие как познавательная, эстетическая, преобразовательная, коммуникативная. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе организационной деятельности, различают исследовательские, творческие, приключенческо-игровые, информационные и практикоориентированные проекты.

Так, исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования. Исследовательские проекты - одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности. Это различные работы, выполняемые в рамках внешкольного экологического мониторинга. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результатом таких проектов может быть газета, сценарий праздника, видеофильм, стихи. Это самые интересные и необычные проекты, которые дети выполняют с большим удовольствием. Приключенческо-игровые проекты используются в практике экологической деятельности довольно редко, поскольку требуют большой подготовительной работы, однако такие проекты дают прекрасную возможность получения детям опыта принятия решений в игровой ситуации. Дети делятся на группы, каждая из них получает определенный материал по разным направлениям деятельности и пытается создать проект экологически чистого дома или квартиры, который они потом защищают. Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении. Эти проекты, так же как и исследовательские, требуют четко продуманной структуры. Формой представления результатов может быть статья, реферат, доклад, видеофильм, круглый стол. Практико-

ориентированные проекты отличает четко обозначенный с самого начала характер результата деятельности участников. Этот результат должен быть обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

Очень часто все виды проектов можно объединить, работая над одной экологической проблемой. Именно так возникают комплексные проекты. Понятно, что таких проектов много быть не может. В результате работы над проектом подростки овладевают системой проектировочных умений и приобретают новое интеллектуальное качество - способность учиться на собственном опыте и опыте других. Работая над любым проектом, связанным с экологической проблемой, важно:

1. направлять активную деятельность подростков на осознанное сохранение природы;

2. воспитывать в них гуманно-ценностное отношение к природе, любовь к животному и растительному миру;

3. формировать у подростков экологические знания, экологическую воспитанность и экологическую культуру.

Следовательно, соблюдение последовательности основных этапов работы, а также научно обоснованный подход к выбору средств, форм и методов социально-культурной деятельности подростка обусловливают эффективность решения проблемы формирования экологической культуры подростков. В нашей работе эти методы используются в тесном контакте между собой, так как направлены на решение одних и тех же проблем. Итак, методами социально-культурной деятельности являются пути и способы воздействия на подростков, при которых наиболее эффективно достигается желаемый результат. Изучение средств, форм и методов социальнокультурной деятельности, систематизированных и организованных в качестве технологии СКД, позволило нам прийти к следующим выводам:

1. Современная технология социально-культурной деятельности характеризуется большим разнообразием средств, форм и методов организации досуга.

2. Приоритет учреждений культуры и досуга сегодня направлен на развитие региональной культурной политики и целенаправленную поддержку культурных инноваций, в том числе - и в сфере экологического воспитания.

3. Технологические инновации обладают огромным педагогическим и культурологическим потенциалом; будучи воплощенными конкретными методами и содержательными формами социально-культурной деятельности они способствуют не только развитию личности, но и противостоят девальвации культуры.

Следующий блок модели - результативный блок, который предусматривает достижение подростками среднего и высокого уровня сформированности экологической культуры, проявляемой в экологической образованности, сознательности и активности в природоохранной деятельности. Мы расширили критерии сформированности экокультуры подростков до четырех компонентов и представили в следующей таблице:

Таблица 2. Критерии сформированности экологической культуры подростков

На основании этого нами было выделено три уровня развития экологической культуры: низкий, средний, высокий.

Подросток с высоким уровнем развития экологической культуры, как правило, имеет широкий кругозор, более полные знания по экологии, т.к. много читает дополнительной литературы. Такой подросток способен к объективной оценке поступков товарищей в природе, самокритичен к собственным действиям, активно участвует и сам организовывает природоохранную деятельность. Отмечается общительность и легкость общения со сверстниками. Подросток со средним уровнем развития экологической культуры, как правило, отличается по степени полноты знаний в области экологии. Активно участвует в мероприятиях, но не умеет самостоятельно разрабатывать и реализовывать проектную деятельность. Подчас он необъективен в оценке своих поступков в природе. Подросток с низким уровнем развития экологической культуры имеет узкий кругозор, знания по экологии носят фрагментальный характер. Полностью отсутствует самокритичность. Такие учащиеся не знают основных норм поведения в обществе, проявляют грубость в общении с другими людьми. Не принимают участия в мероприятиях, посвященных экологическим проблемам.

К сожалению, в настоящее время подростки имеют бессистемные экологические знания, у них не сформированы ценностные экологические ориентации, очень узок комплекс практических природоохранительных умений и навыков, отсутствует потребность постоянного общения с природой, недостаточен уровень убежденности в необходимости охраны природы, сознания своей причастности к этому важному государственному делу. Подростки Тамбовской области слабо вооружены знаниями в области экологических взаимодействий разного уровня (человек - человек, человек - природа). Недостаточно развита мировоззренческая культура, творческое мышление.

Все это препятствует восприятию экологических проблем как личностно значимых. Одна из важнейших причин этого - недооценка педагогами возможностей социальнокультурной деятельности в формировании экологической культуры подростков.

Ожидаемые результаты результативного блока модели:

• повышение экологической образованности подростков;

• изменение характера ответственности подростков за природу;

• формирование устойчивого интереса к родному краю и его природе;

• развитие творческих способностей, интереса к познавательной и исследовательской экологической деятельности, участие в научной работе подростков;

• проявление активности подростков в природоохранной деятельности, участие в экологических акциях, деловых играх, экологических конкурсах и смотрах, выставках, вечерах, а также других мероприятиях природоохранной деятельности;

• активное включение в процесс самореализации и саморазвития;

• создание активной команды - экогруппы, способной продолжить работу в будущем.

Подводя итоги данной статьи, следует отметить, что, природоориентированный характер экологического воспитания подростков обусловливает использование в педагогической практике не только обучающих, развивающих технологий, но и экологических, то есть технологий изучения, освоения и охраны природной среды и природный ресурсов в процессе досуга. Это способствует целенаправленному приобщению подростков к природе, «возвышению» их духовных потребностей, формированию ценностных ориентаций экологического содержания.

Задачами экологического воспитания в теории и практике СКД становятся:

1. информирование подростков об экологической ситуации в городе, области, мире и влиянии ее на здоровье людей;

2. формирование у детей экологических знаний, экологической культуры;

3. развитие у подростков гуманно-ценностного отношения к природе, любовь к животному и растительному миру, направление активной деятельности подростка на осознанное сохранение природы.

Таким образом, научно-обоснованный подход по выявлению педагогического потенциала социально-культурной деятельности в формировании экологической культуры подростка основан на развитии у подростков гуманного отношения к природе. Это предполагает участие их в труде по уходу за растениями и животными; освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды; проектирование и реализацию экологических акций Использование данной модели позволяют решить не только проблему информированности родителей о работе образовательного учреждения по экологическому воспитанию подростков, но и стимулировать активность родителей в формировании экологического сознания детей, выработать принципы экологического воспитания ребенка в семье.

Наименование критерия Характеристика критерия

Когнитивный компонент Теоретические экологические, нравственноэстетические знания, представления, умения, навыки.

Эмоционально- эстетический компонент Интерес к природоохранной деятельности, стремление к участию в конкретной работе по охране окружающей среды, потребность в собственной творческой проективной деятельности.

Ценностно- смысловой компонент Экологические ценности, ответственное отношение к природному миру, экологическая сознательность.

Операционно- деятельностный компонент Экологические поступки, участие в экологических мероприятиях, экологическая активная авторская деятельность.

Библиографический список

1. Жаркова, Л.С. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований: учеб. пособие / Л.С. Жаркова, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков. - М.: МГУК, 1994.

2. Социально-культурная деятельность : поиски, проблемы, перспективы: сб. статей / под научной ред. Т.Г. Киселёвой, Ю.А. Стрельцова, Б.Г. Мосалёва. - М.: МГУКИ, 2000.

3. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. - М.: МГУКИ, 1998.

4. Триодин, В.Е.Педагогика клубной работы. - М.: ВПШК, 1984.

5. Киселёва, Т.Г. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 1995.

6. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие. - Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002.

7. Новаторов, В.Е. Социально-культурная деятельность: поступление, обучение, карьера. - Омск: ОмГУ, 2002.

Статья поступила в редакцию 21.12.09

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.