Научная статья на тему 'Современная стратегия развития экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности как предмет исследования'

Современная стратегия развития экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности как предмет исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / WELFARE ACTIVITY / CULTURE / ECOLOGICAL CULTURE / ECOLOGICAL ACTIVITY / CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров А. В., Опарин Р. В.

В статье раскрывается содержание экологического воспитания как социально-культурной деятельности. Такой подход даёт возможность разработать методологические принципы, содержание, средства, формы и методы развития экологической культуры личности, развития культурных ценностей экологической культуры, определить технологию этого процесса, систематизировать характеристики, закономерности и принципы развития экологического воспитания, аналогичные социально-культурным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN STRATEGY OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION IN THE TIDEWAY OF WELFARE ACTIVITY AS THE OBJECT OF RESEARCH

In article the maintenance of ecological education as directions of welfare activity reveals. Such approach gives the chance to develop principles, the maintenance, means, forms and methods of development of ecological culture to define technology of this process to systematize characteristics, laws and principles of development of ecological education.

Текст научной работы на тему «Современная стратегия развития экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности как предмет исследования»

Библиографический список

1. Зверев, И.Д. Непрерывное образование школьников и оценка его эффективности / И.Д. Зверев, А.Н. Тонин, В.А. Пиз, С. В. Захарова // Становление экологического воспитания в Приморском крае. Тенденции и перспективы: Материалы конференции. - Владивосток, 1998.

2. Артановский, С. Н. Охрана окружающей среды и культурно-просветительная деятельность (экологическое введение): учеб. пособие. -Ленинград. гос. ин-т культуры. - Л., 1988.

3. Антишин, Б. Экологическая пропаганда в клубе: метод. пособие клубному работнику. - М.: ВНМЦНТИКПР, 1989.

4. Красильников, Ю.Д. Социально-культурная экология как понятие: опыт структурного анализа // Вестник МГУКИ. - 2004. - №3.

Bibliography

1. Zverev, I.D. Continuous formation of schoolboys and an estimation of its efficiency / I.D. Zverev, A.N. Tonin, V.A. Piz, S.V. Zaharova // Formation of ecological education in Primorski Territory. Tendencies and prospects. Conference materials. - Vladivostok, 1998.

2. Artfnovsky, S.N. Preservation and cultural and educational activity (ecological introduction): studies. - Leningrad, 1988.

3. Antityres, B. Ecological propagation in club: a method. The grant to the club worker. - M., 1989.

4. Krasilnikov, J.U. Welfare ecology as concept: experience of the structural analysis // Bulletin MGUKI. - 2004. - №3.

Статья поступила в редакцию 07.0311

УДК 351.858:379; 502:37(063)

А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. ГАГУ;

Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ;, г. Горно-Алтайск, E-mail: mnko@mail.ru

Petrov A. V., Oparin R.V. MODERN STRATEGY OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION IN THE TIDEWAY OF WELFARE ACTIVITY AS THE OBJECT OF RESEARCH. In article the maintenance of ecological education as directions of welfare activity reveals. Such approach gives the chance to develop principles, the maintenance, means, forms and methods of development of ecological culture to define technology of this process to systematize characteristics, laws and principles of development of ecological education.

Key words: welfare activity, culture, ecological culture, activity, ecological activity, cultural values.

СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РУСЛЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

В статье раскрывается содержание экологического воспитания как социально-культурной деятельности. Такой подход даёт возможность разработать методологические принципы, содержание, средства, формы и методы развития экологической культуры личности, развития культурных ценностей экологической культуры, определить технологию этого процесса, систематизировать характеристики, закономерности и принципы развития экологического воспитания, аналогичные социально-культурным технологиям.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культура, экологическая культура, деятельность, экологическая деятельность, культурные ценности, экологические культурные ценности.

Экологическое воспитание - сложное, комплексное, развивающееся, многоаспектное понятие, претендующее на основополагающую педагогическую категорию. Представляется, что проблема экологического воспитания должна исследоваться с использованием методологического аппарата педагогики, социологии, социальной и этнической психологии, культурологии, социально-культурной деятельности и других отраслей науки. Научное осмысление экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности - не только перспективный путь раскрытия возможностей природнокультурного наследия и национально-культурных ценностей в формировании экологической культуры населения, но и важный инструмент оптимизации социального взаимодействия в решении локальных и глобальных экологических проблем. Несмотря на более чем вековую историю российской теории социально-культурной деятельности, до сих пор не было предпринято системного и всестороннего исследования экологического воспитания как социокультурного процесса в контексте содержательных, понятийно-категориальных и других компонентов. Между тем сегодня, как никогда, высока потребность в такой научной работе. С одной стороны, это связано с изменениями в системе общественно-политического устройства, когда экологическое воспитание провозглашено одной из первоочередных общегосударственных задач, с другой - с формированием нового состояния экологического образования в целом, которое характеризуется интенсивным поиском новых методологических оснований, выходом на болевые проблемы современности через социальнокультурную сферу.

Социально-культурная деятельность по экологическому воспитанию является закономерным продолжением педагогических изысканий, которые проводились в России в рамках теорий внешкольного образования, клубной работы, культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности. Сегодня это направление интенсивно развивается, обогащается гуманистическими социокультурными, психологопедагогическими представлениями, инновационными технологиями организации досуга.

Вместе с тем, особенности методологии и теории социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию, генезис ее основополагающих принципов, функций, ценностно-целевых установок еще слабо изучены. Кроме того, практически отсутствует анализ особенностей функционирования научного сообщества, за исключением, пожалуй, небольшого перечня диссертационных исследований и публикаций в научных периодических изданиях. Речь идет о частных направлениях социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию, которые многообразны, неоднородны по степени изученности [1]. Они лишь в общих чертах характеризуют специфику генезиса теории экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности. Решение задач данной статьи требует от нас раскрытия предметного поля теории экологического воспитания как социальнокультурной деятельности, анализа лежащих в ее основе целого ряда принципиально важных терминов и понятий, среди которых: социально-культурная деятельность, культура, культурные ценности и др.

Ключевым понятием в нашей работе является «социально-культурная деятельность». В рамках одной из общеприня-

тых трактовок [2] она определяется как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности социального воспитания и образования людей. Рассматривая социальнокультурную деятельность как особый вид педагогической деятельности, в процессе которой ценности культуры обусловливают формирование качественно новых общественных отношений, Н.Н. Ярошенко предлагает следующее определение: «Социально-культурная деятельность должна пониматься как совокупность педагогических технологий, которые обеспечивают превращение культурных ценностей в регулятив социального взаимодействия, а также технологично определяют социализирующие воспитательные процессы» [3]. В значительной степени расширяет и конкретизирует формулировку Н.Н. Ярошенко Н.В. Серегин в работе «Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социально-культурной деятельности»: «Социально-культурная деятельность призвана в теоретическом, методическом и организационном плане сформировать и обеспечить целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью содержания, освоения идеалов, смыслов, ценностных ориентации, форм, средств и методов освоения и создания духовных ценностей, обеспечивающих индивидуальную самореализацию» [4]. Это определение передает, на наш взгляд, реальную специфику социально-культурной деятельности, включая в сферу ее педагогического влияния как отдельного человека, так и всю систему социального взаимодействия во всем многообразии проявлений, и организационных форм, выдвигая в качестве основной задачи построение социального взаимодействия на основе ценностей культуры. Кроме того, автор подчеркивает технологичность социально-культурной деятельности. Однако эта дефиниция не ставит своей задачей определить саму социально-культурную деятельность. Автор исходит из того, что это понятие уже известно и говорит лишь о том, на что должна быть направлена эта деятельность.

Проведенный анализ позволил нам в своей работе определить социально-культурную деятельность как целенаправленный, мотивированный педагогический процесс приобщения человека к культуре в специально созданных условиях, позволяющих использовать педагогические технологии в качестве инструмента формирования и развития духовных ценностей человека и качественно новых общественных отношений.

В рамках выбранного подхода социально-культурная деятельность рассматривается как родовое понятие по отношению к социально-ориентированной деятельности по экологическому воспитанию. Социум, культура, деятельность, культурные ценности определяют содержание экологического воспитания. Благодаря конкретизации с точки зрения СКД экологическая культура, экологическая деятельность, экологические ценности, приобретают особый смысл, предметность и конкретизацию.

Культура в самом общем виде может быть определена как совокупности материальных и духовных ценностей, выработанных человечеством в процессе его исторического развития [5]. Культура в русле культурологии трактуется как совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, предметов и способов непрерывного воспроизводства социального наследия в области экономики, политики, техники, науки, искусства и самого человека как наивысшей ценности цивилизации; это качество жизни, отражающее определенную ступень общественно-исторического развития и коллективный интеллект человечества; это средство самоорганизации, саморегуляции и самоутверждения личности, стимулирования развития ее творческих потенций [6]. Экологическая культура с позиций культурологии представляет собой компонент культуры общества в целом и включает в себя оценивание средств, которыми осуществляется непосредственное воздействие человека на природную среду, а также средств духовно-практического освоения природы (соответствующие знания, культурные традиции, ценностные установки и т.д.). Экологический подход привел к вычленению внутри культурологии такого понятия, как «экология культуры», в рамках которой осмысливаются пути сохранения и восстановления

различных элементов культурной среды, созданной человечеством на протяжении его истории [7].

В научной литературе обычно выделяют две стороны в системе экологической культуры: духовную (экологические знания, убеждения, ценности) и материальную (все формы деятельного взаимодействия общества с природой и результаты этого взаимодействия). А.В. Гагарин [8] представляет экологическую культуру общества как систему диалектически взаимосвязанных элементов: экологических отношений, экологического сознания и экологической деятельности.

В русле нашего понимания экологического воспитания как социально-культурной деятельности в содержании экологической культуры мы выделяем два основных структурных элемента - социально-экологические формы деятельности, которые складываются в искусственной среде обитания человека и косвенно воздействуют на естественную среду обитания; социально-экологические ценности, которые включают, во-первых, отношения человека непосредственно к естественной среде обитания, во-вторых, отношения в материальнопроизводственных сферах человеческой жизнедеятельности, связанных с процессом присвоения человеком природных сил, энергии и вещества; и в-третьих, отношения человека к естественным условиям своего существования, закрепленные в этоэкологических традициях природопользования. Рассмотрим данные структурные элементы более подробно.

Деятельность характеризуется как специфическая форма активного отношения к окружающей среде, социуму, предполагающая ее целесообразное изменение и преобразование [9]. Понятием экологическая деятельность в наиболее обобщенном виде охватываются рассматриваемые в определенном аспекте разные виды человеческой деятельности в материально-практической и теоретической сферах, в той или иной степени относящихся к изучению, освоению, преобразованию и сохранению естественной среды [10]. Таким образом, это, с одной стороны, наиболее обширная область человеческой деятельности, а с другой - та область, которая лежит в основе исходного, первичного жизнеобеспечения человека. По-видимому, человек занимался экологической деятельностью с самого своего возникновения на Земле. Эта деятельность последовательно видоизменялась в соответствии с этапами развития экологической культуры в целом и, таким образом, в настоящее время должна соответствовать новому типу экологической культуры и всем ее подсистемам. В практическом плане экологическая деятельность - это производственная деятельность человека с преобразовательными и природоохранными целями, т.е. природопользование. В идеале культурное природопользование должно следовать принципам нового экологического мышления, самым современным научным разработкам, строгим природоохранным юридическим нормам и, основываясь на них, грамотно влиять на производственную деятельность, предвидя ее возможные негативные последствия. С защитными нормами экологической деятельности тесно связаны более общие правила экологического поведения, которые согласно новому типу экологической культуры должны пунктуально соответствовать гуманистической этике.

Все большее значение в последнее время в области экологической деятельности приобретает разработка ее теоретических основ. В сфере этой теоретической экологической деятельности в современных условиях одинаково высокие требования предъявляются как к общей концепции природопользования, так и к системе знаний по прикладным его дисциплинам, а также их внедрения в практику. В социальном отношении неоценима значимость массовой общественной деятельности, направленной на защиту и воспроизводство природных ресурсов.

Еще одним важным аспектом, входящим в круг экологической культуры личности, является проблема содержания процесса воспитания и экологической культуры личности. Это содержание, по мнению Б.Т. Лихачева, строится на следующих основаниях [11]. Первой составляющей являются собственно экологические и связанные взаимодействующие с ними знания, которые выступают базисом, фундаментом аде-

кватного отношения человека к экологическим проблемам. Второй фундаментальной содержательной составляющей частью экологической культуры, формирующей нравственноэстетическое отношение к действительности, является эмоционально-эстетическая культура. И, наконец, экологическая культура личности немыслима вне ее деятельностнопрактического отношения к действительности, основу которого должны составлять ценности экологической культуры.

Культурные ценности, в широком смысле - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историкокультурном отношении территории и объекты [12].

Функции культурных ценностей разработаны в контексте культурного наследия и различных видов ценностей (нравственных, религиозных, эстетических и др.) и социокультурного потенциала города, республики (региона), страны. Культурные ценности имеют несколько уровней:

- личностный уровень (освоение и преобразование ценностей в духовный мир личности, формирование индивидуальной системы ценностей);

- этнический уровень (ценности национальной и традиционной культур, составляющие национальное богатство, достояние);

- социальный уровень, соответствующий определенному периоду развития общества, социально- экономической формации и др.);

- цивилизационный уровень (общечеловеческие ценности, имеющие планетарную значимость, называемые «вечными» ценностями);

- региональный уровень ценностей, включающий культурное наследие и достояние определенной территории, края, области.

Последние имеют ряд особенностей и приоритетов:

- в регионе доминирует охранная функция к культурному наследию;

- на региональном уровне функционируют ценности традиционной культуры, составляющие самобытность культуры;

- в регионе создаются современные культурные ценности, которые затем приобретают этническую, национальную, социальную, общечеловеческую оценку и значимость.

Л.А. Волович рассматривает более широкое понятие -«социокультурные ценности» - имея в виду «продукт материальной и духовной деятельности отдельного человека, группы людей, человеческой общности (социальной, национальной, территориальной), в котором реализованы культуротворческие представления, идеалы, выражены следы социальноисторических условий его возникновения, существования и подтверждена востребованность в нем как в средстве формирования культуры личности и общества, их духовного и социального творческого потенциала» [13].

Каждый человек - совершенно автономная единица, живущая в социуме, характеризующаяся индивидуальной системой тенденций поведения, и постоянство склонностей во многом обусловлено ориентацией на определённую систему ценностей, в первую очередь ценностей, присвоенных им с детства, в семье, в социальной среде. Естественно, что одной из составляющих социокультурных ценностей является их этнический компонент - национальные культурные ценности, которые мы определяем как социокультурные ценности, созданные, сохраненные, реализуемые и воспроизводимые в процессе жизнедеятельности этнической общности. Национальные культурные ценности наиболее устойчивы, поэтому возможность их «переплавки», с точки зрения многих ученых, довольна абстрактна. Даже в Америке, где шла ориентация на этот процесс, становится популярна идея поликультурности, сохранения многообразия культур. По мнению Дж. Гасфилда,

традиционные, давние ценности могут в воспитательном отношении быть весьма эффективными и для развития страны такая опора на традиционные ценности имеет самое положительное значение ^шйеМ, 1967) «США переориентирует общественное сознание и государственную политику на идею поликультурности... подчеркивается объективная необходимость ...развивать разнообразие культур и языков разных народов» [14].

В процессе освоения пространства экологической культуры человек овладевает общепринятой системой норм и ценностей, адаптируясь к условиям бытия в данной экологической среде. Такой культурологический подход в экологическом воспитании ориентирует педагога на то, чтобы основой воспитательного процесса стали народная педагогика, национальные традиции, национальная культура. К проблеме освоения экологических ценностей национальной культуры обращается Н.М. Боаги, считая этот процесс предпосылкой и условием для успешности формирования этнического сознания личности [15].

Освоение ценностей Л.Н. Столович приравнивает к процессу их создания [16]. Ю.А. Стрельцов [17] рассматривает их в двух направлениях:

- в аспекте мотивационной деятельности, преобразования ценностей в стремления, в позицию личности;

- в аспекте культуротворчества, проявляющейся в ценностно-ориентированном виде деятельности.

Ю.В. Китов [18] исследует эстетические ценности и их перевод в процессе когнитивной (познавательной) деятельности в личное достояние субъекта и сам процесс придания предмету ценностного значения, т.е. познание - это потребление и актуализация ценностей, опредмечивание и распредмечивание ценностного содержания в свободной творческой деятельности. Можно считать, что степень освоения национальных культурных ценностей можно рассматривать как критерий сформированности личности, так как познавательный процесс предшествует мотивационному и культуротворческому этапам освоения ценностей. Только на основе знаний возможны оценки, поэтому изучение и освоение культурных ценностей в информационно-когнитивном аспекте является первым этапом формирования личности, ее позиции, в структуру которой входят «готовые» ценности и новые, выработанные самой личностью в процессе мотивационно-когнитивной деятельности на втором этапе, проявляющиеся и реализуемые на уровне культуротворчества на третьем этапе.

Проецируя данный подход в русле экологической культуры, можно выделить основные детерминанты национальнокультурных ценностей экологического воспитания:

- мотивационно-коммуникативную, предполагающую решение задач комплексного (эмоционального и рационального) формирования эмоционально-личностного отношения к окружающей природной среде через этнокультурный подход;

- информационно-когнитивную, включающую задачи от запоминания и воспроизведения этнокультурного содержания экологии до их понимания и применения;

- культуротворческую, имеющую целью овладения этно-экологическими технологиями взаимодействия с миром природы. Показателем сформированности культуротворческой детерминанты является способность личности к освоению, осмыслению, передаче, сохранению и обогащению экологических национальных культурных ценностей как своего, так и других народов, умению использовать эти ценности в по изучению, сохранению и творческому преобразованию окружающей среды в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

Подводя итог анализу разработанности проблемы экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности и ее связи с понятиями «культура», «экологическая культура», «экологическая деятельность», «культурные ценности», «национальные культурные ценности», сделаем некоторые выводы:

Теоретическое осмысление экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности ведёт свое начало с

философского осмысления деятельностного взаимодействия социума и природы в соответствии с ценностными ориентирами, характеризующими определённую культуру. Это осмысление приводит к пониманию социально-культурной деятельности как процесса приобщения к культурным ценностям, являющимся регулятивом взаимодействия общества и природы. В широком смысле - это общечеловеческие культурные ценности, в узком - экологические ценности, которые выступают не просто альтернативой ценностям технологической цивилизации, но, прежде всего, условием сохранения человечества.

Поскольку экологическое воспитание рассматривается нами в русле социально культурной деятельности, важно обратить особое внимание на деятельностный компонент, учитывать мотивированное отношение личности к экологическим культурным ценностям и, соответственно, формировать социально мотивированную экологически целесообразную деятельность. Уровень и направленность этой деятельности определяется современным пониманием сущности экологической культуры и социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию. Экологическая культура как нравственно-духовная сфера жизнедеятельности человека, характеризует своеобразие его взаимодействия с природой и

включает в себя ряд элементов (экологическое сознание, экологическое мыгшление, экологическое отношение и др.), взаимосвязь которым обеспечивает экологическая деятельность, основанная на системе экологических ценностей. Понятие культурыг объективно обусловлено, однако оно окончательно оформляется и конкретизируется, проходя призму ценностей и деятельности. В свою очередь, социально-культурная деятельность по экологическому воспитанию призвана в педагогическом и организационном плане обеспечить целенаправленный процесс усвоения личностью ценностным ориентаций и мотивированного выгбора экологически целесообразной деятельности.

Обобщённое понимание экологической культуры и социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию даёт возможность разработать методологические принципыг, содержание, средства, формыг и методыг развития экологической культурыг личности, формирования и развития культурным ценностей экологической культурыг, определить технологию этого процесса, систематизировать характеристики, закономерности и принципыг развития экологического воспитания, аналогичные социальнокультурным технологиям.

Библиографический список

1. Артановский, С. Н. Охрана окружающей среды и культурно-просветительная деятельность: учебное пособие. - Л., 1988.

2. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность : учебник / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников. - М.: МГУКИ, 2004.

3. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки. - М.: МГУКИ, 2001. - Вып. 23.

4. Серегин, Н.В. Методология и методика педагогического исследования в области художественного образования и социальнокультурной деятельности: монография. - Барнаул: Изд-во АлтГАКИ, 2008.

5. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. - СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001.

6. Мамедов, Н.М. Культура, экология, образование. - М.: РЭФИА, 1996.

7. Лихачев, Д.С. Прошлое - будущему. - М.: Наука, 1985.

8. Гагарин, А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: дис. ... д-ра пед. наук. - Москва, 2004.

9. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. - М.: Изд-во МГУКИ, 2007.

10. Ситаров, В.А. Социальная экология / В.А. Ситаров, В.В. Пустовойтов. - М., 2000.

11. Лихачев, Б.Т. Экологическая культура личности // Философия воспитания. - М.: Прометей. 1985.

12. Ариарский, М.А. Прикладная культурология. - СПБ.: Изд-во «ЭГО», 2001.

13. Волович, Л.А. Национальный компонент образовательных стандартов в профессиональной школе / Л.А. Волович, Г.В. Мухаметзяно-

ва. - Казань, 1997.

14. Gusfield, L. Nature in ecological education. From knowledge to love. - New York: Harcout, 1967.

15. Боаги, Н.М. Формирование национальных культурно-духовных ценностей старшеклассников в современной школе Республики Алтай: дис. ... канд. пед. наук. - Москва, 2002.

16. Столович, Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. - М.: Знание, 1994.

17. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуга: учебное пособие. - М.: Издательство МГУКИ, 2003.

18. Китов, Ю.В. Культурология: современные культурные процессы и проблемы: учебное пособие / Ю. В. Китов, С. Л. Гертнер. - Красно-

ярск: КГПУ, 2003.

Bibliography

1. Artаnovsky, S.N. Preservation and cultural and educational deja-telnost: the manual. - L, 1988.

2. Kiselyov, T.G. Welfare activity: the textbook / T.G.Kiselyov, J.D.Krasilnikov. - М: MGUKI, 2004.

3. Jaroshenko, N.N. Welfare activity in a context of formation of new qualities of social interaction / N.N. Jaroshenko// Scientific notes. - М.: MGUKI, 2001. - Vol. 23.

4. Seryogin, N.V. Methodolog and a technique of pedagogical research in the field of art education and welfare activity: the monography. - Barnaul: Publishing house ALTGAKI, 2008.

5. Ariarsky, M. And. Applied cultural science. - SPb.: Publishing house "EGO", 2001.

6. Mamedov, N.M. Culture, ecology, formation. - М: REFIA, 1996.

7. Lihachev D.S. Past - to the future. - М: the Science, 1985.

8. Gagarin, A.V. Prirodoorientirovannaja activity of pupils as a condition for-mirovanija ecological consciousness: the dissertation... Doctors peda-gogicheskih sciences. - M., 2004.

9. Zharkov, A.D. Technolog cultural-dosugovoj activity: the manual for students of high schools of culture and arts. - М: Publishing house MGU-KI, 2007.

10. Sitarov, V.A. Century And. Social ecology / V.A. Sitarov, V.V. Pustovojtov. - М, 2000.

11. Lihachev, B.T. Ecological culture of the person // Philosophy vospi-tanija. - М: Prometheus. 1985.

12. Ariarsky, M. And. Applied cultural science. - SPb.: Publishing house "EGO", 2001.

13. Volovich, L.A. National a component of educational standards in the professional EC-sionalnoj to school / L.A. Volovich, G.V. Muhametzjano-

va. - Kazan, 1997.

14. Gusfield, L. Nature in ecological education. From knowledge to love. - New York: Harcout, 1967.

15. Boagi, N.M. Formation national is cultural-cultural wealth more senior-klassnikov at modern school of Republic Altai: the dissertation pedago-gicheskih sciences. - Moscow, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Stolovich, L.N. Beauty. Kind. True. A sketch of history of an esthetic axiology. - М: Knowledge, 1994.

17. Sagittariuses, JU.A.cultural science of leisure: the manual. - М: Publishing house MGUKI, 2003.

18. Kitov, Ju.V. Kulturologija: modern cultural processes and problems: the manual / Ju.V. Kitov, S.L.Gertner. - Krasnoyarsk, 2003.

Статья поступила в редакцию 07.0311

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.