Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективности начального этапа спортивной подготовки боксеров 12-14 лет'

Педагогические условия эффективности начального этапа спортивной подготовки боксеров 12-14 лет Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
677
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОКС / НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сластя А.В., Колесник И.С.

Одним из важных условий подготовки высококвалифицированных боксеров является отбор одаренных подростков, обладающих необходимым интеллектуальным и двигательным потенциалом. Однако не менее важной проблемой является формирование устойчивого интереса к избранному виду спорта. Методы: исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Материал. В данной статье рассматриваются педагогические условия формирования потребности в систематических занятиях боксом как возможности самовыражения, саморазвития и самосовершенствования; формирования познавательных процессов, морально-волевых и нравственных качеств. Результаты. Результаты педагогического эксперимента показали большое значение рационального построения тренировочного процесса с ориентировкой на возрастные и психофизические особенности подростков 12-14 лет; создание атмосферы справедливости, предъявление понятных и доступных требований, уважительного отношения к личности каждого ребенка, обеспечения разностороннего развития путем формирования навыков выполнения технических приемов правой и левой руками; успешного маневрирования, обеспечивающего готовность к проведению атаки в удобный момент; создания ситуации успешности, повышающей самооценку подростка и уверенность в своих силах, а также для роста спортивных достижений на каждом тренировочном занятии. Заключение. Создание на тренировочных занятиях доверительных уважительных отношений, предъявление справедливых понятных требований; усвоение упражнений, обеспечивающих необходимую базу для технико-тактической подготовленности; создание условий для самореализации подростков, проявление их лучших качеств является мощным стимулом для сохранения мотивации стать мастером спорта, сильным, ловким и смелым. Данный подход к построению тренировочного процесса является перспективным и заслуживает внимания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективности начального этапа спортивной подготовки боксеров 12-14 лет»

Статья поступила в редакцию: 25.10.2013 г.

УДК 796.8

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ЭТАПА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БОКСЕРОВ 12-14 ЛЕТ

А.В. Сластя - аспирант И.С. Колесник - доктор педагогических наук, профессор Ульяновскийгосударственныйпедагогическийуниверситет

Ульяновск

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVENESS OF SPORTS TRAINING INITIAL STAGE OF 12-14 YEAR OLD BOXERS

A.V. Slastya - post-graduate I.S.Kolesnik - doctor of pedagogics, professor Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk

e-mail: elena funina@mail.ru

Ключевые слова: бокс, начальная подготовка, педагогический эксперимент, физическая и специальная подготовленность.

Аннотация. Одним из важных условий подготовки высококвалифицированных боксеров является отбор одаренных подростков, обладающих необходимым интеллектуальным и двигательным потенциалом. Однако не менее важной проблемой является формирование устойчивого интереса к избранному виду спорта.

Методы: исследования:анализ и обобщение научной и методической литературы, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Материал. В данной статье рассматриваются педагогические условия формирования потребности в систематических занятиях боксом как возможности самовыражения, саморазвития и самосовершенствования; формирования познавательных процессов, морально-волевых и нравственных качеств.

Результаты. Результаты педагогического эксперимента показали большое значение рационального построения тренировочного процесса с ориентировкой на возрастные и психофизические особенности подростков 12-14 лет; создание атмосферы справедливости, предъявление понятных и доступных требований, уважительного отношения к личности каждого ребенка, обеспечения разностороннего развития путем формирования навыков выполнения технических приемов правой и левой руками; успешного маневрирования, обеспечивающего готовность к проведению атаки в удобный момент; создания ситуации успешности, повышающей самооценку подростка и уверенность в своих силах, а также для роста спортивных достижений на каждом тренировочном занятии.

Заключение. Создание на тренировочных занятиях доверительных уважительных отношений, предъявление справедливых понятных требований; усвоение упражнений, обеспечивающих необходимую базу для технико-тактической подготовленности; создание условий для самореализации подростков, проявление их лучших качеств является мощным стимулом для сохранения мотивации стать мастером спорта, сильным, ловким и смелым. Данный подход к построению тренировочного процесса является перспективным и заслуживает внимания.

Keywords: boxing, initial training, pedagogical experiment, physical and special training.

Annotation. One of the main conditions of highly qualified boxers' training is selection of talented teenagers who have necessary intellectual and motional potential. However one more urgent problem is a sustained interest to a chosen kind of sport formation.

Research methods: scientific and methodical literature analysis and summarizing, testing, pedagogical experiment, mathematical statistics methods.

Research material. The article is about pedagogical conditions of need for systematic going in for boxing formation as an opportunity to self-expression, self-development and self-perfection; cognitive processes, moral and volitionalqualities formation.

Results. The results of the pedagogical experiment revealed the importance of rationally organized training process oriented at age-related and psychophysical characteristics of 12-14 year

old teenagers; creation ofatmosphere of equity, clear demands, respect for child's personality, many-sided development provision by means of skills formation of techniques fulfillment using the right and the left hand;successfulmanoeuvring which provides the readiness to attack any moment; creation of success situation which increases teenager's self-appraisal and confidence in his power, and also for sport results improvement at every training.

Conclusion. The creation of trust and respect during the training process, clear demands; mastering exercises which provide necessary base for technical - tactical readiness; creation of the conditions for teenagers' self - realization, development of their best qualities is a strong stimulus of motivation preservation to become a master of sports, strong,dexterous and courageous. This approach to a training process organization is perspective and worth mentioning.

Бокс привлекает внимание подростков возможностью испытать свои силы, острым соперничеством, необходимостью проявления мужества, смелости, находчивости. Наблюдения за соревнованиями взрослых спортсменов обеспечивают внутреннюю готовность к предстоящим испытаниям, требующим высокого уровня физической и технической подготовленности, морально-волевых и нравственных качеств. Данный возраст отличается стремлением к самостоятельности, самоутверждению, повышенной чувствительностью к характеру общения с окружающими людьми. При этом дети переоценивают свои силы и возможности, психологически не готовы к жесткой самодисциплине, контролю эмоций, поступков, готовности к самоограничению. Это обусловливает актуальность разъяснения юным спортсменам значимости введения весовых категорий, которые не только создают равные возможности для противоборствующих боксеров, но, главным образом, предъявляют высокие требования к организации всего процесса жизнедеятельности, предусматривающие:

- необходимость сохранения в течение довольно длительного времени весового режима, обеспечивающего оптимальную скорость движений при взаимодействии с соперником; высокие показатели специальной ловкости, устойчивости тела, сформированные в ходе тренировочного процесса; индивидуального двигательного ритма, точности двигательных действий, четкого восприятия пространственно-временных и пространственно-силовых параметров движений.

Сохранение своей весовой категории связано с организацией рационального питания, оптимального объема двигательной активности, достаточного отдыха для самовосстановления организма, что требует самодисциплины, ответственности, упорядочения режима дня, согласованности различных видов деятельности.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости выявления педагогических условий, определяющих эффективность начального этапа спортивной подготовки боксеров 12-14 лет.

Задачи:

1. Выявить педагогические условия, обеспечивающие повышение уровня тренировочного процесса начинающих боксеров.

2. Проверить эффективность их использования в процессе педагогического эксперимента.

Рост спортивного мастерства боксеров обеспечивается совместными усилиями тренера, спортсмена, состоянием материально-технической базы и другими факторами, это обусловливает необходимость использования системного подхода как главного направления, детерминирующего результативность тренировочно-соревновательной деятельности.

Скорость усвоения основных двигательных действий в боксе: стойки боксера, способов передвижения, защитных и атакующих действий; упрочение навыков их использования в зависимости от ситуации, возникающей в ходе боксерского поединка, определяются степенью профессионализма спортивного педагога, его умением подвести подростка к уровню физической и технической готовности, обеспечивающему рациональное

усвоение физических упражнений и являющихся базисом для дальнейшей спортивной подготовки.

По мнению В.А. Киселева, 2006; В.А. Санникова; В.В. 2006, Филимонова, 2000 и др., бокс отличается особой зрелищностью, обусловленной постоянным возникновением острых, опасных моментов, требующих находчивости, острого ума, оригинальных решений, связанных с умением рисковать, вызывать опасные ситуации и успешно выходить из них благодаря четкому восприятию, точной оценке действий соперника, своевременному переключению внимания, творческому и тактическому мышлению.

Результативность технически сложных приемов в боксе детерминирована соотношением росто-весовых показателей, фенотипическими, возрастными и др. особенностями, что свидетельствует о необходимости разностороннего изучения различных индивидуальных проявлений спортсмена, его поведения, поступков, черт характера, способностей, интересов и склонностей. Многопараметрический характер деятельности боксера на ринге, разнонаправленность движений, постоянная смена двигательного ритма определяют проявление своевременной двигательной реакции, активных мыслительных процессов, создание модели поведения противника в каждой ситуации, возникающей в ходе взаимодействия боксеров на ринге; постоянной коррекции собственного алгоритма выполнения технических приемов; запоминания сходных ситуаций. Вовлечение спортсменов в активную творческую деятельность по разработке индивидуальной программы выступления на ринге с учетом склонностей к собственной манере ведения боксерского поединка повышает эффективность тренировочно-соревновательной деятельности [1, 2, 4, 5,

7].

Анализ научной и научно-методической литературы, материалы наших собственных исследований показали, что ведущими педагогическими условиями повышения эффективности начального этапа спортивной подготовки боксеров 12-14 лет являются:

- постепенное расширение сферы самостоятельных действий занимающихся;

- предъявляемые к подросткам требования, которые должны быть понятными, справедливыми, логичными, не задевать их самолюбия;

- обеспечение разностороннего развития организма;

- формирование навыков успешного маневрирования;

- развитие способности к ориентировке в пространстве и времени;

- создание ситуации успешности;

- рост достижений на каждой тренировке.

Бокс представляет широкое поле деятельности благодаря высокой динамичности моторных актов, постоянной смене ситуаций, непредвиденных действий противника. Это стимулирует стремление к самостоятельным действиям юного спортсмена, однако отсутствие опыта тренировочно-соревновательной деятельности, навыков использования высокотехнических приемов, контроля за психо-эмоциональным состоянием создает большую вероятность получения травм, сильных болевых ощущений, что может явиться причиной потери интереса к избранному виду спорта.

Одной из главных задач тренера является обеспечение постепенного и последовательного формирования навыков применения разнообразных защитных действий, их рационального выбора в зависимости от характера, вида и сложности атакующих приемов противника. Готовность к объективной оценке своей физической, технической, психической и интеллектуальной подготовленности позволяет подростку принять правильное решение о возможных границах самостоятельности при выполнении технических приемов в ходе взаимодействия с партнером.

Усвоение навыков самоконтроля в процессе закрепления основ рационального двигательного режима и при попытках индивидуальной импровизации во время самостоятельной реализации атакующих приемов является важным условием повышения уровня тренированности начинающих боксеров. Навыки четкого выполнения указаний, распоряжений, приказов тренера, установленных норм и правил поведения в спортивном

зале, степень понимания объяснений формируются в течение длительного времени. Скорость их закрепления и упрочения определяется способностью тренера к ясному, точному, краткому и обоснованному разъяснению прав и обязанностей начинающих спортсменов; готовностью видеть в каждом из них личность, достойную уважения. Спортивный педагог не должен допускать шуток по поводу фамилий, обидных прозвищ, кличек, создавая атмосферу доброжелательности, уважительного отношения друг к другу, к тренеру, сотрудникам ДЮСШ. Это способствует открытости характера, комфортному самоощущению, упрочению чувства удовлетворенности от занятий боксом.

Одним из важных педагогических условий повышения эффективности начального этапа спортивной подготовки детей 12-14 лет является обеспечение разностороннего развития организма. Занятия боксом оказывают воздействие на все группы мышц, функциональные системы организма. В процессе выполнения подготовительных и специальных физических упражнений развивается мышечная сила, скорость, выносливость, специальная ловкость, точность движений и другие двигательно-координационные качества. Разностороннее развитие предусматривает умение выполнять все двигательные действия левой рукой также как правой, независимо от степени сложности технического приема, психо-эмоционального состояния, физической и технической подготовленности противника.

В боксе большое значение имеет формирование навыков маневрирования, позволяющих в нужный момент занять наиболее выгодное положение для атакующего или защитного действия. Техникой бокса предусмотрено использование различных способов передвижения по четырем основным и четырем промежуточным направлениям, по кругу, шагами и скачками. Каждый способ призван решать конкретную задачу, соответствует определенной дистанции, имеет специфическую скорость и стиль исполнения. Скользящий шаг дает возможность перемещаться по рингу на короткие расстояния в пределах 15-20 см; он применяется на всех дистанциях и направлениях с целью подготовки к атакующим действиям, выбора удачного момента для нанесения удара, а также сохранения защитной дистанции.

Вышагивание выполняется коротким или длинным шагом в зависимости от тактической задачи, с опорой на впереди или сзади стоящую ногу для проведения атаки или ухода от ударного действия противника. Челночное передвижение представляет собой сочетание коротких, чередующихся, двух и более шагов, выполняемых в противоположном направлении, что позволяет быстро перемещаться с одной дистанции на другую; подготовиться к атаке или избежать удара противника.

Сайд-степы вправо и влево помогают защититься от прямых ударов в голову или туловище, переместиться на атакующую дистанцию, провести контратаку; скачки, передвижения прыжком двумя способами: толчком одной или двух ног - применяются короткие (15-20 см), средние (20-40 см) и длинные скачки (40-60 см). Их преимущество состоит в возможности быстрой смены дистанций, внезапности атаки, мгновенного ухода от удара противника. Постоянная работа нижними конечностями, применение всех способов перемещения по рингу и своевременный выбор наиболее эффективного являются одним из показателей разносторонней подготовки боксера и усвоения техники маневрирования. Единоборцу необходимо постоянно перемещаться в пространстве и времени для более результативного управления двигательной деятельностью и осуществления контроля действий противника. Чувство пространства и времени позволяет прогнозировать направление, скорость и характер движений партнера или соперника. Формирование данного навыка обеспечивает уверенность в своих силах, повышение самооценки, уровня тренированности.

Создание ситуации успешности окрыляет подростка, делает менее уязвимым для противника, позволяет лучше сосредоточиться на указаниях, инструкциях, подсказках тренера, более осознанно ориентироваться в выборе способа выполнения атакующего и защитного приема. Первые удачи в боксе имеют большое значение для осознания

правильного выбора вида спортивной деятельности, утверждения собственного мотива, психической и физической готовности к реализации поставленной цели.

Одной из возрастных особенностей подросткового возраста является стремление к быстрому достижению результатов. Допущенные ошибки, промахи, неудачи снижают психоэмоциональное состояние, умственную и физическую работоспособность, стремление к проявлению волевых качеств. В связи с этим приобретает особую значимость оценка достижений начинающего боксера на каждом тренировочном занятии. Тренеру необходимо выявлять больше положительных моментов в деятельности юного спортсмена, чем неудач и ошибок. Даже незначительная похвала придает подростку больше энергии, бодрости, стремления к решению поставленной задачи.

Для проверки целесообразности реализации данных педагогических условий нами был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 32 боксера 12-14 лет. Были организованы КГ и ЭГ, в каждой по 16человек. Перед проведением педагогического эксперимента было проведено тестирование с целью выявления исходных показателей физической подготовленности. Применялись следующие контрольные упражнения: бег на 30 м (с);100 м (с); 3000 м (мин);прыжок в длину с места (см); подтягивание на перекладине (кол-во раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); бросок набивного мяча 1 кг (м). Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05). Кроме того, учитывались следующие параметры: посещаемость тренировочных занятий,; количество подходов к выполнению физических упражнений на боксерских снарядах, успеваемость и дисциплина в общеобразовательной школе. Сравнительный анализ данных показателей также не выявил существенных различий у КГ и ЭГ (р>0,05). Тренировочный процесс в КГ осуществлялся в соответствии с программой спортивной подготовки боксеров, рекомендованной РФ бокса по общепринятой методике. В ЭГ большое внимание уделялось реализации данных педагогических условий.

После проведения педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической подготовленности. Анализ результатов исследования свидетельствует о том, что показатели улучшились в обеих группах: КГ и ЭГ, но в ЭГ они оказались существенно выше. Так, если в КГ и ЭГ в беговых видах контрольных упражнений была выявлена тенденция улучшения результатов при некотором преимуществе боксеров ЭГ, то по другим контрольным упражнениям прирост показателей в ЭГ был более значительным. Так, в КГ при исходных данных прыжка в длину с места 186,18±10,20 см к завершению педагогического эксперимента показатели возросли на 7,53% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 183,97±14,65 см прирост составил 14,16% (р<0,05). В КГ при исходных данных подтягивания из виса 6,44±6,50 раз к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились на 6,31% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 5,98±0,42 раз прирост результатов составил 11,63% (р<0,05). Подобная тенденция улучшения результатов физической подготовленности в ЭГ была выявлена и по другим показателям.

Анализ других параметров, характеризующих отношение юных спортсменов к тренировочному процессу, показал следующее: в КГ пропуски тренировочных занятий сохранились примерно на том же уровне: в начале педагогического эксперимента - 2-3 раза в месяц по недостаточно уважительным причинам; в ЭГ - пропуски были исключительно по болезни.

В КГ количество подходов к выполнению физических упражнений на боксерских снарядах сохранилось на первоначальном уровне - 6-8 в течение тренировочного занятия; в ЭГ количество попыток возросло до 12-14 за одну тренировку. В ЭГ также, по мнению классных руководителей, улучшилась успеваемость и дисциплина, в то время как в КГ данные показатели оставались на прежнем уровне.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали большое значение рационального построения тренировочного процесса с ориентировкой на

возрастные и психофизические особенности подростков 12-14 лет; создание атмосферы справедливости, предъявление понятных и доступных требований, уважительного отношения к личности каждого ребенка, обеспечения разностороннего развития путем формирования навыков выполнения технических приемов правой и левой руками; успешного маневрирования, обеспечивающего готовность к проведению атаки в удобный момент; создания ситуации успешности, повышающей самооценку подростка и уверенность в своих силах, а также для роста спортивных достижений на каждом тренировочном занятии.

Литература

1. Галкин, П.Ю. Тактика ведения боя в боксе / П.Ю. Галкин // Спорт и личность : материалы международной научно-практической конференции. - Челябинск, - 2000. - С. 15-16.

2. Дикунов, А.М. Самовоспитание спортсменов / А.М. Дикунов, М.Ю. Бурачук // Теория и практика физической культуры, 1984. - № 4. - С.20-21.

3. Киселев, В.А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров / В.А. Киселев. - М. : Изд-во «ФК», 2006. - 127 с.

4. Колесник, И.С. Структура и содержание спортивной подготовки боксеров 15-17 лет / И.С. Колесник. - Ульяновск, 2010. - 342 с.

5. Кузнецова, З.М. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15-18 лет / З.М. Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин // Вестник спортивной науки. - 2007. - № 3. - С. 27-29.

6. Санников, В.А. Теоретические и методические основы подготовки боксера : учебное пособие / В.А.Санников, В.В. Воропаев. - М.: Физическая культура, 2006. - 272 с., ил.

7. Филимонов, В.И. Бокс. Спортивно-техническая и физическая подготовка. Монография / В.И. Филимонов. - М. : «ИСАН», 2000. - 432 с.

Bibliography

1. Galkin, P.Y. Tactics during a combat in boxing / P.Y. Galkin // Sport and personality: the materials of an international scientific - practical conference. - Chelyabinsk, - 2000. - P. 15-16.

2. Dikunov, A.M. Self-upbringing of the sportsmen / A.M. Dikunov, M.Y. Burachuk // Theory and practice of physical culture, 1984. - № 4. - P.20-21.

3. Kiselev, V.A. Sports training improvement of highly - qualified boxers / V.A. Kiselev. - Moscow: Publishing house "FK"», 2006. - 127 p.

4. Kolesnik, I.S. The structure and the content of 15-17 year old boxers' sports training / I.S. Kolesnik. -Ulyanovsk, 2010. - 342 p.

5. Kuznetsova, Z.M. The analysis of the peculiarities of training for competitive activity of 15- 18 year old boxers / Z.M. Kuznetsova, S.R. Zainullin // Sports science bulletin. - 2007. - № 3. - P. 27-29.

6. Sannikov, V.A. Theoretical and methodical bases of the boxer's training: a manual / V.A. Snnikov, V.V. Voropaev. - Moscow: Physical culture, 2006. - 272 p.

7. Filimonov, V.I. Boxing. Sports - technical and physical training. Monograph / V.I. Filimonov. - Moscow: "ISAN",2000. - 432 p.

Статья напечатана в рамках государственного задания Минобрнауки РФ №2 шифр 6.663.2011

Статья поступила в редакцию: 25.11.2013 г.

УДК 796. 422 : 796.01 : 612

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ БЕГУНОВ НА ОСНОВЕКОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ

Г.З. Халиков - аспирант Набережночелнинский филиал Поволжской государственной академии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.