Научная статья на тему 'Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов добровольных пожарных команд вуза по защите в чрезвычайных ситуациях'

Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов добровольных пожарных команд вуза по защите в чрезвычайных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ЗАЩИТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ КОМАНДЫ / PEDAGOGICAL MODEL / VOCATIONAL TRAINING / SPECIALISTS ON PROTECTION IN EMERGENCIES / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS / STUDENTS / VOLUNTARY FIRE BRIGADES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Васильева Валерия Сергеевна

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию и разработке педагогической модели, с использованием деятельности в добровольных пожарных командах. Проведенные авторами исследования свидетельствуют, что целенаправленное внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях разработанной модели, с использованием деятельности в добровольных пожарных командах, приводит к росту эффективности этого процесса. У испытуемых экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях, характеризующих смелость, решительность, надежность действий, выносливость, силу, ловкость и профессиональную подготовленность, которая включает уровень развития профессиональных навыков и умений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Болотин Александр Эдуардович, Васильева Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of vocational training of experts of voluntary fire brigades of higher education institution on protection in emergency situations

Results of researches of authors on justification and development of pedagogical model have been presented in article, with activity usage in voluntary fire brigades. The researchers conducted by authors testify that purposeful introduction in process of vocational training of future experts in protection in emergencies of the developed model, with activity usage in voluntary fire brigades, leads to growth of efficiency of this process. The examinees of experimental group showed more expressed positive shifts in the indicators characterizing courage, determination, reliability of actions, endurance, force, dexterity and professional readiness including a level of development of professional skills and abilities.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов добровольных пожарных команд вуза по защите в чрезвычайных ситуациях»

REFERENCES

1. Apanasenko, G. and Nedopryadko, D. (1982), “Restoration processes after physical activity - new conceptual model”, Physiological factors defining and limiting sports working capacity: Theses of the report of the XVI All-Union conference on physiology of muscular activity, Moscow, pp. 12-14.

2. Bulatova, M.M. (2003), “Theoretical-methodical aspects of realization of functional reserves of athletes of the top skills”, Science in the Olympic sports, Special release, pp. 33-50.

3. Ioffe, L.Ts. (1987), “Increase of functionality of a human body by trainings by breath through additional "dead" space”, Journal of Human physiology, Vol. 13, No. 2, pp. 241244.

4. Solopov, I. N. (2004), Physiological effects of methods of the directed impact on respiratory function of the person, publishing house “VSPEA”, Volgograd.

5. Chemov, V.V., Kamchatnikov, A.G. and Solopov, I.N. (2010), “Efficiency assessment of use of hypoventilating modes of breath in training of athletes of runners in preparatory period”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 65, No. 7, pp. 78-82.

Контактная информация: elenka.555.87@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2012.

УДК 796.07

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТОВ ДОБРОВОЛЬНЫХ ПОЖАРНЫХ КОМАНД ВУЗА ПО ЗАЩИТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Александр Эдуардович Болотин, доктор педагогических наук, профессор, Валерия Сергеевна Васильева, соискатель,

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию и разработке педагогической модели, с использованием деятельности в добровольных пожарных командах. Проведенные авторами исследования свидетельствуют, что целенаправленное внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях разработанной модели, с использованием деятельности в добровольных пожарных командах, приводит к росту эффективности этого процесса. У испытуемых экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях, характеризующих смелость, решительность, надежность действий, выносливость, силу, ловкость и профессиональную подготовленность, которая включает уровень развития профессиональных навыков и умений.

Ключевые слова: педагогическая модель; профессиональная подготовка; специалисты по защите в чрезвычайных ситуациях; высшие учебные заведения; студенты; добровольные пожарные команды.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p14-18

PEDAGOGICAL MODEL OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS OF VOLUNTARY FIRE BRIGADES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION ON PROTECTION IN EMERGENCY SITUATIONS

Alexander Eduardovich Bolotin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Valeria Sergeevna Vasilyeva, the competitor,

St.-Petersburg state Polytechnical University

Annotation

Results of researches of authors on justification and development of pedagogical model have been presented in article, with activity usage in voluntary fire brigades. The researchers conducted by authors

testify that purposeful introduction in process of vocational training of future experts in protection in emergencies of the developed model, with activity usage in voluntary fire brigades, leads to growth of efficiency of this process. The examinees of experimental group showed more expressed positive shifts in the indicators characterizing courage, determination, reliability of actions, endurance, force, dexterity and professional readiness including a level of development of professional skills and abilities.

Keywords: pedagogical model, vocational training, specialists on protection in emergencies, higher educational institutions, students, voluntary fire brigades.

В настоящее время на территории России по статистике каждые 5 минут вспыхивает пожар. Основными поражающими факторами пожара являются непосредственное воздействие огня на горящий предмет, а также воздействие высоких температур горения различных материалов. В огне гибнут люди, наносится непоправимый материальный ущерб. Кроме того, возникают и другие чрезвычайные ситуации природного происхождения. Основными причинами возникновения чрезвычайных ситуаций являются: увеличение антропогенного воздействия человека на природную среду; размещение объектов хозяйственной деятельности в зонах потенциальной опасности; недостаточные прогнозирование и проведение профилактических мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и др. [1-3]. Профилактика чрезвычайных ситуаций основывается на использовании принципов обеспечения пожарной безопасности. При обеспечении пожарной безопасности решаются четыре задачи: предотвращение пожаров и возгораний, локализация возникающих пожаров, защита людей и материальных ценностей, тушение пожаров. Пожарная безопасность достигается предотвращением образования источников зажигания и пожарной защитой и др. [5-10].

Важное место в обеспечении пожарной безопасности вузов и прилегающих территорий принадлежит студенческим добровольным пожарным командам (ДПК). Учебные центры ГПС МЧС России по согласованию с вузами составляют и утверждают расписание занятий с членами добровольных пожарных команд; представляют учебную базу, необходимые спасательные инструменты и оборудование. Добровольные пожарные команды, как правило, формируются в вузах из будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях. Практика деятельности студентов в добровольных пожарных командах свидетельствует о положительном ее влиянии на формировании навыков для эффективных действий в чрезвычайных ситуациях.

Основная цель профессионального образования в вузах России, заключается в подготовке высококвалифицированных, способных к решению сложных задач специалистов [4]. Модель квалифицированного специалиста по защите в чрезвычайных ситуациях складывается из слагаемых профессиональной подготовленности. К слагаемым профессиональной компетентности специалиста по защите в чрезвычайных ситуациях относят: квалификацию (знания, умения, навыки); когнитивную готовность (умение на профессиональном уровне осваивать новые знания, технологии; умение учиться и учить других); коммуникативную подготовленность (вести дискуссию, мотивировать и защищать свои решения); креативную подготовленность (способность к поиску принципиально новых подходов к решению профессиональных задач); устойчивые и развивающиеся профессионально значимые личностные качества [1-10].

Для решения вышеперечисленных задач в подготовке специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях необходима коренная перестройка системы обучения. Основным направлением повышения эффективности профессионального образования специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях должна стать практическая тренировка. Исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о высокой эффективности применения служебной деятельности студентов в составе добровольных пожарных команд для отработки совместных действий по локализации пожаров и проведения аварийно-спасательных работ [1-10].

Однако, проведенный анализ литературы свидетельствует об отсутствии научно

обоснованной модели применения практики служебной деятельности в добровольных пожарных командах в процессе профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузах России. Проведенный анализ научной литературы показал, что до сих пор не нашли своего полного отражения вопросы, связанные с моделированием действий студентов в сложных условиях ликвидации пожаров и других стихийных бедствий. Все это вызывает необходимость дальнейшего поиска эффективных методик подготовки будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузах.

С целью оптимизации профессиональной подготовки студентов в вузе, нами была разработана педагогическая модель их обучения, с использованием деятельности в добровольных пожарных командах (рис.1).

Цель профес<иональной подго товки - обеспечениеготовности выпускников вуза для действий в чрезвычайных ситуациях

Рис.1. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов добровольных пожарных командах вуза по защите в чрезвычайных ситуациях

Данная модель прошла апробацию в ходе педагогического эксперимента. Проведенные исследования свидетельствуют, что целенаправленное внедрение в процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях разработанной модели, с использованием деятельности в добровольных пожарных командах, приводит к росту эффективности этого процесса. Для проведения эксперимента на базе факультета комплексной безопасности Санкт-Петербургского государственного политехнического университета были созданы две группы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В ЭГ широко использовалась практика использования деятельности в добровольных пожарных командах, в рамках разработанной нами модели профессиональной подготовки будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях.

Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют, что студенты ЭГ превосходили своих товарищей из КГ практически по всем показателям профессиональной деятельности. У испытуемых экспериментальной группы наблюдались более выраженные положительные сдвиги в показателях, характеризующих смелость, решительность, надежность действий, выносливость, силу, ловкость и профессиональную подготовленность, включающую уровень развития профессиональных навыков и умений.

По отзывам руководителей добровольных пожарных команд, выпускники ЭГ в среднем на 15-17% быстрее по времени осваивали свои должностные обязанности, по сравнению с выпускниками КГ.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели профессиональной подготовки студентов вуза, с использованием деятельности в добровольных пожарных командах.

ВЫВОД: Результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости внедрения в практику профессиональной подготовки будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях, разработанной модели их подготовки, с использованием деятельности в добровольных пожарных командах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина, Е.А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки членов добровольных пожарных дружин сельскохозяйственных объектов / Е.А. Алдошина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 3-6.

2. Болотин, А.Э. Педагогическая модель обеспечения физической готовности выпускников вузов ПВО (ВКО) к боевой деятельности / А.Э. Болотин, О.С. Зайцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91). - С. 38-42.

3. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.

4. Бурняшев, А. А. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов пожарной безопасности водных судов / А.А. Бурняшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 10 (80). - С. 45-49.

5. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 35-41.

6. Кондыков, А.В. Педагогические условия, необходимые для повышения эффективности подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований / А.В. Кондыков, Н.Н. Северин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 12

(82). - С. 143-146.

7. Переверзева, И.В. Педагогическая технология применения тренировочных комплексов в процессе профессиональной подготовки специалистов противопожарной безопасности аэродромной службы / И.В. Переверзева, Л.А. Рыжкина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 70-74.

8. Руденко, Г.В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника-горноспасателя / Г.В. Руденко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.

9. Титушина, Н.В. Педагогическая технология поэтапного профессионального развития личности студента вуза нефтегазовой отрасли / Н.В. Титушина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 89-93.

10. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / В. А. Чистяков, Г. В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.

REFERENCES

1. Aldoshina, E.A. (2010), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of members of voluntary fire teams agricultural objects”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 60, No. 2, pp. 3-6.

2. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), “Requirements shown to graduates of higher education institutions of Internal Troops of the Ministry Of Internal affairs of Russia for effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

3. Burnyashev A. A. (2011), “Pedagogical technology of application of training complexes in the course of vocational training of experts of fire safety of water vessels”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10 pp. 45-49.

4. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.

5. Bolotin, A.E. and Zaitsev, O.S. (2012), “Pedagogical model of ensuring the physical readiness of graduates of higher education institutions of air defense (Air and space defense) to fighting activity”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 91, No. 9, pp. 38-42.

6. Kondykov, A.V. and Severin, N.N. (2011), “Pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of preparation of supernumerary rescue formations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 143-146.

7. Pereverzeva, I.P. and Ryzhkina, L.A. (2010), “Pedagogical technology of the application of training complexes in the course of vocational training for experts of airfield fire-prevention service”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 66, No. 8, pp. 7074.

8. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.

9. Titushina N.V. (2008), “Pedagogical technology of stage-by-stage professional development of the identity of the student of higher education institution oil and gas branch”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 89-93.

10. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), “Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.02.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.