Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов по защите при чрезвычайных ситуациях, с использованием деятельности студентов в добровольных пожарных командах'

Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов по защите при чрезвычайных ситуациях, с использованием деятельности студентов в добровольных пожарных командах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЖАРНЫЕ КОМАНДЫ / СПЕЦИАЛИСТЫ ПО ЗАЩИТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сущенко Валерий Петрович, Васильева Валерия Сергеевна

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности студентов в добровольных пожарных командах. В качестве основных психолого-педагогических условий авторы выделяют выявление наиболее слабых мест в подготовленности студентов в процессе деятельности в добровольных пожарных командах, а также преимущественное применение на занятиях по физическому воспитанию студентов профессионально-прикладных упражнений, моделирующих разные стороны профессиональной деятельности. При этом большое внимание должно уделяться участию в тактико-специальных учениях, организованных в учебных центрах ГПС МЧС России, а также преимущественному развитию у студентов скоростной выносливости, силы и ловкости. Большое значение в процессе подготовки студентов должно уделяться включению в содержание занятий по специальной и физической подготовке упражнений, требующих проявления смелости, решительности и других морально-волевых качеств, а также подбору наиболее объективных критериев оценки уровня готовности студентов, к действиям в чрезвычайных ситуациях. Важными психолого-педагогическими условиями являются: наличие современной аварийно-спасательной техники и оборудования для отработки практических действий и использование тренировочных комплексов, раскрывающих содержание профессиональной деятельности выпускников вуза в чрезвычайных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сущенко Валерий Петрович, Васильева Валерия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of process of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of activity of students in voluntary fire brigades

The results of researches of authors on identification of the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of process of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution have been presented in the article, with use of office activity of students in voluntary fire brigades. The authors allocate the identification of the weakest places in readiness of students in the course of activity in voluntary fire brigades as the main psychology and pedagogical conditions, and also the primary application during the classes in physical training of students of the professional and applied exercises modeling the different aspects of professional activity. Thus, much attention has to be paid to participation in the tactical and special doctrines organized in training centers of GPS of Emercom of Russia, and also primary development of high-speed endurance, force and dexterity at students. The great value in the course of training of students has to be given to inclusion in the content of classes on special and physical preparation of the exercises demanding manifestation of courage, determination and other moral and strong-willed qualities, and also to selection of the most objective criteria of an assessment of level of readiness of students to actions in emergency situations. Important psychology and pedagogical conditions are: existence of modern rescue equipment and the equipment for working off of the practical actions and use of the training complexes revealing the content of professional activity of the university graduates in emergency situations.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия, необходимые для улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов по защите при чрезвычайных ситуациях, с использованием деятельности студентов в добровольных пожарных командах»

Д.Д. Дальский, И.А. Афанасьева, Э.В. Науменко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 36-40.

3. Зверев, В. Д. Оперативный контроль функционального состояния пауэрлифтеров / В. Д. Зверев, Э.В. Науменко, Д.Д. Дальский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта -2012. - № 5 (87). - С. 42-46.

4. Физиологический пауэрлифтинг : монография / под ред. В.А. Таймазова, А.А. Хадарцева. - Тула : ООО «Тульский полиграфист», 2013. - 119 с.

REFERENCES

1. Vinogradov, G.P. (2009), Athleticism: theory and training technique: the textbook for higher education institutions, publishing house "Soviet sport", Moscow.

2. Dalsky, D.D., Afanasyeva, I.A. and Naumenko, E.V. (2013), "Methods of prevention of occupational diseases in athleticism", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 36-40.

3. Zverev, V.D., Dalsky, D.D. and Naumenkom E.V. (2012), "Operational control of the functional state of power lifters", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 42-46.

4. Ed. Tajmazov, V.A. and Khadartsev, A.A. (2013), Physiological Powerlifting: monograph, JSC Tulsky poligrafist, Tula.

Контактная информация: ddfond@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.01.2014.

УДК 378

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ

УЛУЧШЕНИЯ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАЩИТЕ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ДОБРОВОЛЬНЫХ

ПОЖАРНЫХ КОМАНДАХ Валерий Петрович Сущенко, доктор педагогических наук, профессор,

Валерия Сергеевна Васильева, соискатель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований авторов по выявлению психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности студентов в добровольных пожарных командах. В качестве основных психолого-педагогических условий авторы выделяют выявление наиболее слабых мест в подготовленности студентов в процессе деятельности в добровольных пожарных командах, а также преимущественное применение на занятиях по физическому воспитанию студентов профессионально-прикладных упражнений, моделирующих разные стороны профессиональной деятельности. При этом большое внимание должно уделяться участию в тактико-специальных учениях, организованных в учебных центрах ГПС МЧС России, а также преимущественному развитию у студентов скоростной выносливости, силы и ловкости. Большое значение в процессе подготовки студентов должно уделяться включению в содержание занятий по специальной и физической подготовке упражнений, требующих проявления смелости, решительности и других морально-волевых качеств, а также подбору наиболее объективных критериев оценки уровня готовности студентов, к действиям в чрезвычайных ситуациях. Важными психолого-педагогическими условиями являются: наличие современной аварийно-спасательной техники и оборудования для отработки практических действий и использование тренировочных комплексов, раскрывающих содержание профессиональной деятельности выпускников вуза в чрезвычайных ситуациях.

Ключевые слова: психолого-педагогические условия; добровольные пожарные команды; специалисты по защите в чрезвычайных ситуациях; профессиональная подготовка.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.02.108.p166-170

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR IMPROVEMENT OF PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING OF EXPERTS IN

PROTECTION IN EMERGENCY SITUATIONS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION, WITH USE OF ACTIVITY OF STUDENTS IN VOLUNTARY FIRE

BRIGADES

Valery Petrovich Sushchenko, the doctor of pedagogical sciences, professor, Valeria Sergeevna Vasilyeva, the competitor, St. Petersburg State Polytechnical University

Annotation

The results of researches of authors on identification of the psychology and pedagogical conditions necessary for improvement of process of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution have been presented in the article, with use of office activity of students in voluntary fire brigades. The authors allocate the identification of the weakest places in readiness of students in the course of activity in voluntary fire brigades as the main psychology and pedagogical conditions, and also the primary application during the classes in physical training of students of the professional and applied exercises modeling the different aspects of professional activity. Thus, much attention has to be paid to participation in the tactical and special doctrines organized in training centers of GPS of Emercom of Russia, and also primary development of high-speed endurance, force and dexterity at students. The great value in the course of training of students has to be given to inclusion in the content of classes on special and physical preparation of the exercises demanding manifestation of courage, determination and other moral and strong-willed qualities, and also to selection of the most objective criteria of an assessment of level of readiness of students to actions in emergency situations. Important psychology and pedagogical conditions are: existence of modern rescue equipment and the equipment for working off of the practical actions and use of the training complexes revealing the content of professional activity of the university graduates in emergency situations.

Keywords: psychology and pedagogical conditions, voluntary fire brigades, specialists in protection in emergency situations, vocational training.

ВВЕДЕНИЕ

Пожары продолжают оставаться одной из главных причин возникновения опасности для людей. На территории России по статистике каждые 5 минут вспыхивает пожар. В результате пожаров наблюдается обрушение конструкций, дистанционное воздействие высоких температур на пожарных, а также гибель людей. Кроме того, возникают и другие чрезвычайные ситуации природного происхождения. Это происходит в результате низкой достоверности прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного происхождения, а также недостаточного объема мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. [2, 3, 6-10].

Профилактика чрезвычайных ситуаций достигается проведением специальных мероприятий, предотвращением образования источников зажигания и пожарной защитой объектов. Важное место в обеспечении пожарной безопасности принадлежит студенческим добровольным пожарным командам (ДПК). Учебные центры ГПС МЧС России по согласованию с вузами составляют и утверждают расписание занятий с членами добровольных пожарных команд, предоставляют учебную базу, необходимые спасательные инструменты и оборудование. Вместе с тем такая деятельность по подготовке студенческих добровольных пожарных команд требует современных подходов к обучению [2, 3].

Основная цель профессионального образования в вузах системы МЧС России, заключается в подготовке высококвалифицированных, компетентных, способных к решению сложных задач специалистов по защите при чрезвычайных ситуациях. На этих специалистов возлагаются серьезные функции по защите населения при чрезвычайных ситуациях. Поэтому на вузы России, в которых организуется профессиональная подготовка

специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях, возлагается большая ответственность за их качественную подготовку.

Для решения вышеперечисленных задач в подготовке специалистов по защите при чрезвычайных ситуациях необходима коренная перестройка системы обучения. Основным направлением повышения эффективности профессионального образования специалистов по защите при чрезвычайных ситуациях в вузе должна стать практическая тренировка студентов. [1-10].

В качестве такой тренировки может служить служебная деятельность студентов в составе добровольных пожарных команд вуза. В процессе такой деятельности студенты как будущие специалисты по защите при чрезвычайных ситуациях реально участвуют в тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время профессиональная подготовка специалистов по защите при чрезвычайных ситуациях, во время обучения в вузе, слабо ориентирована на выработку навыков практической деятельности. Результатом такой подготовки является недостаточное развитие способностей, умений и навыков, необходимых для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Для решения такой задачи требуются не традиционные формы подготовки - следует использовать абсолютно новые средства и методы подготовки специалистов, во время обучения в вузе.

Навыки практической деятельности у будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях формируются на основе умений. Это происходит на основе автоматизации умений. Вместе с тем существуют две концепции автоматизации умений - аналитическая и синтетическая. При использовании аналитической концепции формирования автоматизации умений происходит постоянный анализ действий под контролем собственного сознания студента. Синтетическая концепция формирования автоматизации умений используется в основном при освоении новых простых двигательных действий. Методика подготовки специалистов по защите при чрезвычайных ситуациях, во время обучения в вузе должна предусматривать использование той и другой концепции. Это возможно при выполнении деятельности студентов в составе добровольных пожарных команд. В процессе такой деятельности можно успешно формировать необходимые практические навыки у студентов. Для реализации такой методики профессиональной подготовки специалистов необходимо было выявить соответствующие психолого-педагогические условия.

С целью определения ранговой структуры психолого-педагогических условий, необходимых для повышения эффективности профессиональной подготовки специалистов, был проведен опрос 118 респондентов, имеющих опыт работы в данной сфере более 10 лет. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Одним из важнейших психолого-педагогических условий является выявление наиболее слабых мест подготовленности студентов в процессе деятельности в добровольных пожарных командах.

Далее респонденты выделили преимущественное применение на занятиях по физическому воспитанию студентов профессионально-прикладных упражнений, моделирующих разные стороны профессиональной деятельности, а также участие в тактико-специальных учениях, организованных в учебных центрах ГПС МЧС России. Кроме того, по их мнению, следует обратить внимание на преимущественное развитие у студентов скоростной выносливости, силы и ловкости, а также включение в содержание занятий по специальной и физической подготовке упражнений, требующих проявления смелости, решительности и других морально-волевых качеств. Сюда же можно отнести наличие объективных критериев оценки уровня готовности студентов, к действиям при чрезвычайных ситуациях, а также использование тренировочных комплексов, раскрывающих содержание профессиональной деятельности выпускников вуза при чрезвычайных ситуациях.

Таблица 1

Ранговая структура психолого-педагогических условий, необходимых для улучшения процесса профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности студентов

Значимость (ранговое место) Психолого-педагогические условия Ранговый показатель в %

1 Выявление наиболее слабых мест подготовленности студентов в процессе деятельности в добровольных пожарных командах 20,2

2 Преимущественное применение на занятиях по физическому воспитанию студентов профессионально-прикладных упражнений, моделирующих разные стороны профессиональной деятельности 18,5

3 Участие в тактико-специальных учениях, организованных в учебных центрах ГПС МЧС России 15,7

4 Преимущественное развитие у студентов скоростной выносливости, силы и ловкости 13,1

5 Включение в содержание занятий по специальной физической подготовке упражнений, требующих проявления смелости, решительности и других морально-волевых качеств 11,9

6 Наличие объективных критериев оценки уровня готовности студентов, к действиям при чрезвычайных ситуациях 9,3

7 Наличие современной аварийно-спасательной техники и оборудования для отработки практических действий 6,5

8 Использование тренировочных комплексов, раскрывающих содержание профессиональной деятельности выпускников вуза при чрезвычайных ситуациях 4,8

Очень важным в процессе формирования навыков действий у будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях является объективная оценка степени их развития. Это особенно важно при сдаче зачета студентами на допуск к самостоятельному несению дежурства в составе добровольных пожарных команд. Деятельность студентов в составе добровольных пожарных команд формирует практические навыки правильных действий при тушении пожаров разной категории сложности. В результате такой деятельности студенты овладевают общими схемами устройства пожарной техники, рабочими процессами при различных режимах ее эксплуатации для локализации пожаров в конкретных условиях. Такая деятельность является важной частью общей подготовки будущих специалистов по защите объектов при чрезвычайных ситуациях во время обучения в вузе.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что использование в обучении студентов практической деятельности в составе добровольных пожарных команд способствует более быстрому приобретению необходимых знаний, умений и навыков.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). - С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Требования предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы / А.Э.

Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.

5. Болотин, А.Э. Педагогические условия, необходимые для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 10 (80). - С. 185-187.

6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.

7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.

8. Григорьев, В.И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В.И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В. А. Чистяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71). - С. 35-41.

9. Руденко, Г. В. Модельные характеристики психофизической подготовленности выпускника - горноспасателя / Г.В. Руденко, В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 110-113.

10. Чистяков, В. А. Факторная структура психофизической подготовленности выпускника -горноспасателя / В.А. Чистяков, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 5 (87). - С. 159-163.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2012), "Requirements made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Requirements made to professional readiness of experts in protection in emergency situations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 15-21.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (2013), "Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 96, No. 2, pp. 14-19.

4. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A.(2011), "Model of management of physical preparation in Angola", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 164-169.

5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z. - A.(2011), "Pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation with the Angola military personnel ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 80, No. 10, pp. 185-187.

6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), "Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 101, No. 7, pp. 31-36.

7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (2013), "Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia ", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 34-39.

8. Grigoriev, V.I., Davidenko D.N. and Chistyakov V.A. (2011) "Competence-based approach to design of individual educational trajectories of physical development of students, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 71, No. 1 pp. 38-42.

9. Rudenko, G.V. and Chistyakov, V.A. (2012), "Modeling characteristics of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer",Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 110-113.

10. Chistyakov V.A., Rudenko G.V. (2012), "Factorial structure of psychophysical readiness of the graduate - the mine rescuer", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 87, No. 5, pp. 159-163.

Контактная информация: V-Sushchenko@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 16.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.