Научная статья на тему 'Педагогическая модель адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности в вузе'

Педагогическая модель адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ / СРЕДСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Токарева Александра Владимировна

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогической модели адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях, к профессиональной деятельности в вузе. Данная модель включает характеристику содержания деятельности преподавателей и студентов по формированию личностных качеств, необходимых для специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях. В ней показаны способности, которые необходимо развивать у студентов, для успешной адаптации к профессиональной деятельности. К ним относятся: способности принимать правильные решения относительно самого себя; подавлять собственную неуверенность; определять характер, содержание и анализировать результаты своей деятельности в зависимости от ситуации; представлять наиболее эффективные способы достижения целей учебной деятельности в вузе и профессиональной деятельности после его окончания. В этой модели определены личностные качества, необходимые для практической реализации указанных способностей, методические приемы, формы, а также способы формирования этих качеств на этапе адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Токарева Александра Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical model of adaptation of experts in protection in emergency situations to professional activity in higher education institution

The article presents the results of researches of the author on justification of pedagogical model of adaptation of experts on protection in emergencies to professional activity in higher education institution. This model includes the characteristic of the content of activity of the teachers and students on formation of the personal qualities necessary for the experts in protection in emergencies. The abilities having shown in it need to be developed among the students for the successful adaptation to the professional activity. They are the following: the abilities to take the correct decisions concerning themselves; to suppress own uncertainty; to define character, contents and to analyze the results of the activity depending on the situation; to represent the most effective ways of achievement of the objectives of educational activity in higher education institution and professional activity after its termination. This model has defined the personal qualities necessary for the practical realization of the specified abilities, methodical skills, forms, and the ways of formation of these qualities at the stage of adaptation of students to professional activity in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Педагогическая модель адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности в вузе»

8. Soboleva, T.S. (1999), “About problems of female sports”, Theory and practice of physical education, No. 6, pp. 56-63.

9. Shaakhlina, L.G. (2001), Medico-biological bases of sports training of women, publishing house :Naukova Dumka”, Kiev, Ukraine.

10. Dusson, M. (1997), “Interview with Mr. Michel Dusson on the occasion of the European Championship”, Wrestling Review, No. 2, pp. 10.

Контактная информация: apojkorn@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.09.2013.

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЗАЩИТЕ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ВУЗЕ

Александра Владимировна Токарева, соискатель, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогической модели адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях, к профессиональной деятельности в вузе. Данная модель включает характеристику содержания деятельности преподавателей и студентов по формированию личностных качеств, необходимых для специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях. В ней показаны способности, которые необходимо развивать у студентов, для успешной адаптации к профессиональной деятельности. К ним относятся: способности принимать правильные решения относительно самого себя; подавлять собственную неуверенность; определять характер, содержание и анализировать результаты своей деятельности в зависимости от ситуации; представлять наиболее эффективные способы достижения целей учебной деятельности в вузе и профессиональной деятельности после его окончания. В этой модели определены личностные качества, необходимые для практической реализации указанных способностей, методические приемы, формы, а также способы формирования этих качеств на этапе адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе.

Ключевые слова: педагогическая модель; адаптация; профессиональная деятельность; вузы; студенты; средства профессиональной подготовки.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.09.103.p174-178 PEDAGOGICAL MODEL OF ADAPTATION OF EXPERTS IN PROTECTION IN EMERGENCY SITUATIONS TO PROFESSIONAL ACTIVITY IN HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Alexandm Vladimirovna Tokarevа, the competitor,

St. Petersburg State Polytechnical University, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches of the author on justification of pedagogical model of adaptation of experts on protection in emergencies to professional activity in higher education institution. This model includes the characteristic of the content of activity of the teachers and students on formation of the personal qualities necessary for the experts in protection in emergencies. The abilities having shown in it need to be developed among the students for the successful adaptation to the professional activity. They are the following: the abilities to take the correct decisions concerning themselves; to suppress own uncertainty; to define character, contents and to analyze the results of the activity depending on the situation; to represent the most effective ways of achievement of the objectives of educational activity in higher education institution and professional activity after its termination.

This model has defined the personal qualities necessary for the practical realization of the speci-

fied abilities, methodical skills, forms, and the ways of formation of these qualities at the stage of adaptation of students to professional activity in higher education institution.

Keywords: pedagogical model, adaptation, professional activity, higher education institutions, students, means of vocational training.

Важным средством обеспечения защиты объектов в чрезвычайных ситуациях являются аварийно-спасательные подразделения МЧС России, высокая готовность которых зависит, прежде всего, от качества профессиональной подготовленности выпускников вузов. В процессе проведения образовательной реформы в вузах особое внимание уделяется качеству подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях. Отчетливо стали видны проблемы обучения, при переходе студентов по окончании вузов в статус руководителей подразделений по защите в чрезвычайных ситуациях. Данная категория специалистов, имеющих по окончании вуза всю полноту власти и ответственности за состояние готовности вверенных им подразделений, занимает среди личного состава МЧС России особое, элитное место. В связи с этим в МЧС России повысился спрос на личность, способную самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их реализацию. В соответствии с этими фактами объективно возрастает потребность в высокопрофессиональных специалистах по защите в чрезвычайных ситуациях.

Быстрая и качественная адаптация позитивно влияет на служебные успехи будущих специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях. Однако, как отмечает Министр МЧС России, многим выпускникам вузов не хватает достаточного уровня развития личностных качеств, необходимых для успешного решения профессиональных задач, что в значительной степени замедляет их адаптацию к профессиональной деятельности.

Подготовка специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузах России дорогостоящий процесс и поэтому важно, чтобы каждый выпускник быстро вступил в строй, учился с максимальной эффективностью и отдачей. Это требует решения проблемы быстрой адаптации студентов к учебной, а затем после окончания вуза и к профессиональной деятельности. Практика показывает, что срыв адаптации может стать толчком к потере мотивации у студентов для дальнейшей профессиональной деятельности после окончания вуза. Анализ специализированной литературы позволяет утверждать, что сложившаяся современная система обучения в вузах России далека от совершенства [1-12]. Поэтому разработка педагогической модели для эффективной адаптации студентов к профессиональной деятельности, во время обучения в вузе, приобретает первостепенное значение.

На основании изучения опыта профессиональной подготовки студентов в вузах, анализа философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы была выявлены противоречия:

- между потребностью МЧС России в квалифицированных специалистах по защите в чрезвычайных ситуациях, способных к быстрой адаптации в процессе профессиональной деятельности после окончания вуза и недостаточным уровнем развития качеств, необходимых для адаптации;

- между необходимостью повышения эффективности адаптации студентов к учебной деятельности в вузе и недостаточной разработанностью программнометодического обеспечения данного процесса.

Для разрешения вышеуказанных противоречий нами была разработана педагогическая модель адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности в вузе (рис.). Данная модель включает характеристику содержания деятельности преподавателей и студентов по формированию личностных качеств, необходимых для специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях. В ней показаны способности, которые необходимо развивать у студентов, для успешной адаптации к профессиональной деятельности. К ним относятся: способности принимать правильные решения относительно самого себя; подавлять собственную неуверенность; определять

характер, содержание и анализировать результаты своей деятельности в зависимости от ситуации; представлять наиболее эффективные способы достижения целей учебной деятельности в вузе и профессиональной деятельности после его окончания.

Цель адаптации - обеспечение готовности к профессиональной деятельности

' I

I Деятельность преподавателей по адаптации студентов !

!______________________________________±_____________________________________,!

Уровни адаптации студентов

«Функциональный» «Физический» «Социальный» «Психологический»

і

Формирование способности к адаптации

Принимать правильные решения Подавлять свою неуверенность Анализировать свою деятельность, определять наиболее эффективные способы достижения целей

Средства, методы и формы воздействия на студентов

т '

Деятельность студентов в процессе адаптации к профессии специалиста по защите

I \

Организационно-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности процесса адаптации

Включение в процессе подготовки отдельных планов, программ по формированию устойчивости к воздействию неблагоприятных факторов Применение физических упражнений для формирования навыков коллективного взаимодействия Формирование установки у студентов на профессиональное самосовершенствование Разработка комплекса мероприятий по контролю над уровнем развития личностных качеств у студентов

Активное применение средств физической подготовки для развития физических и морально-волевых качеств Поиск путей для повышения уровня мотивации у студентов к занятиям в вузе Разработка мер для повышения уровня подготовленности преподавателей по сокращению сроков адаптации к профессиональной деятельности Выработка объективных критериев оценки развития личностных качеств у студентов

Результат адаптации - высокая степень готовности к профессиональной деятельности

Рис. Педагогическая модель адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности в вузе

В этой модели определены личностные качества, необходимые для практической реализации указанных способностей, методические приемы, формы, а также способы формирования этих качеств на этапе адаптации студентов к профессиональной деятельности в вузе.

Развитие личности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях на этапе адаптации к профессиональной деятельности происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов пове-

дения под влиянием изменяющихся отношений к службе в МЧС России.

С целью проверки эффективности, разработанной педагогической модели адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности в вузе, проводился педагогический эксперимент. Объективным показателем высокой эффективности разработанной педагогической модели адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности в вузе явились результаты выполнения практических задач. У испытуемых экспериментальной группы эти показатели были достоверно лучше.

ВЫВОД. Разработанная педагогическая модель адаптации специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях к профессиональной деятельности в вузе, в значительной степени способствовала повышению качества их профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к выпускникам вузов внутренних войск МВД России к эффективному выполнению служебно-боевых задач / А.Э. Болотин, А.Н. Сивак // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 10 (92). -С. 30-35.

2. Болотин, А.Э. Требования, предъявляемые к профессиональной подготовленности специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 15-21.

3. Болотин, А.Э. Педагогическая модель профессиональной подготовки специалистов по защите в чрезвычайных ситуациях в вузе, с использованием служебной деятельности в добровольных пожарных командах / А.Э. Болотин, В.С. Васильева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 2 (96). - С. 14-19.

4. Болотин, А.Э. Модель управления физической подготовкой в армии Анголы /

A.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2011. - № 9 (79). - С. 164-169.

5. Болотин, А. Э. Технология управления спортивной работой в Вооруженных силах Анголы с учетом военно-прикладной направленности системы физической подготовки / А.Э. Болотин, А.Ж.-А. Фернандеш // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 10-14.

6. Болотин, А.Э. Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-36.

7. Болотин, А.Э. Технология управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России / А. Э. Болотин, О. В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 34-39.

8. Пашута, В.Л. Проблемы правового обучения преподавателей вузов МО РФ /

B. Л. Пашута // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 5 (9). - С. 224-230.

9. Чистяков, В.А. Имитационное моделирование в сфере физической культуры /

В. А. Чистяков, Г.З. Аронов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006.

- Вып. 21. - С. 83-86.

10. Чистяков, В.А. Процесс маркетинговой деятельности в сфере физкультурнооздоровительных услуг как объект управления / В.А. Чистяков, Г.З. Аронов, Г.А. Пригода // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2005. - Вып. 18. - С. 91-100.

11. Чистяков, В. А. Магическое число семь - результат информационного взаимодействия человека с внешней средой / В.А. Чистяков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 118-122.

12. Щеголев, В.А. Критерии и показатели эффективности процесса профессионально-педагогической подготовки военно-инженерных кадров / В.А. Щеголев,

К.А. Грачев II Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 20i3. - № 2 (9б). -

С. i74-i7S.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (20i2), “Requirement made to graduates of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. i0, pp. 30-35.

2. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (20i3), “Requirement made to professional readiness of experts in protection in emergency situations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. i00, No. б, pp. i5-2i.

3. Bolotin, A.E. and Vasilyeva, V.S. (20i3), “Pedagogical model of vocational training of experts in protection in emergency situations in higher education institution, with use of office activity in voluntary fire brigades”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 9б, No. 2, pp. i4-i9.

4. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z.-A.(20ii), “Model of management of physical preparation in Angola”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. ^4-^9.

5. Bolotin, A.E. and Fernandesh, A.Z.-A. (20ii), “Technology of management of sports work in Armed forces of Angola taking into account a military and applied orientation of system of physical preparation ” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No.

3, pp. i0-i4.

6. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (20i3), “Pedagogical model of management of development of legal literacy in heads of GPN Emercom of Russia ” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. i0i, No. 7, pp. ЗЬЗб.

7. Bolotin, A.E. and Bityutskya, О^. (20i3), “Technology of management of development of legal literacy at heads of GPN Emercom of Russia ”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. i02, No. S, pp. 34-39.

S. Pashuta, V.L. (20i0) “Problem of legal training of teachers of higher education institutions of MO Russian Federation” Actual problems of physical and special preparation of power structures, Vol. 9, No. 5 pp. 224-230.

9. Chistyakov, V.A., Aronov, G.Z. and Pryhoda G.A. (2005), "The process of marketing activities in the field of health and fitness services, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. iS, pp. 9i-i00.

10. Chistyakov, V.A. and Aronov, G.Z. (200б), "Simulation in the field of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 2i, pp. S3-S6.

11. Chistyakov V.A. (20i0), "Magic number seven is the result of information interaction of the person with the environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. б7, No. 5, pp. iiS-i22.

12. Schegolev, V.A. and, Grachev, K.A.(20i3), "Criteria and indicators of efficiency of process of professional and pedagogical preparation of military and engineering personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 9б, No. 2, pp. i74-i7S.

Контактная информация: a_sdd@mail.ru

Статья поступила в редакцию 28.09.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.