Научная статья на тему 'Оценка успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза'

Оценка успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2172
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / НАБЛЮДЕНИЕ / КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ / ADAPTATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / PROFESSIONAL ADAPTATION / OBSERVATION / OBSERVATION MAP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Верченко Ирина Александровна, Гринева Ксения Юрьевна

В статье определяется актуальность исследования проблемы адаптации первокурсников к условиям вуза. Выделены подходы к определению критериев адаптации. Представлены критерии и показатели успешности адаптации студентов. Описана карта наблюдения за адаптацией студентов к вузу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of the first-year students adaptation to university environment

The topicality of the problem of students adaptation to university environment is determined. The approaches to adaptive criteria determination are highlighted. Criteria and markers of the first-year students adaptation successfulness are presented. Observation map of students adaptation is described.

Текст научной работы на тему «Оценка успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза»

УДК 378:151.8 ББК 74.480:88.52

И.А. Верченко, К.Ю. Гринева

оценка успешности адаптации студентов-первокурсников к условиям вуза

В статье определяется актуальность исследования проблемы адаптации первокурсников к условиям вуза. Выделены подходы к определению критериев адаптации. Представлены критерии и показатели успешности адаптации студентов. Описана карта наблюдения за адаптацией студентов к вузу.

Ключевые слова: адаптация, социально-психологическая адаптация, профессиональная адаптация, наблюдение, карта наблюдения.

I.A. Verchenko, K..Y. Grineva

evaluation of the first-year students adaptation to university environment

The topicality of the problem of students adaptation to university environment is determined. The approaches to adaptive criteria determination are highlighted. Criteria and markers of the first-year students adaptation successfulness are presented. Observation map of students adaptation is described.

Key words: adaptation, socio-psychological adaptation, professional adaptation, observation, observation map.

Проблема вхождения первокурсника в вузовскую среду является сложным периодом, связанным с изменениями характера учебной деятельности, предъявляемых требований, преодолением трудностей, неизбежно возникающих в процессе адаптации. Способность адаптироваться, преодолевать трудности, находить свое место в жизненном пространстве являются решающими факторами успешного развития молодого человека, а в будущем - специалиста. Для системы образования на передний план выходит проблема учебной адаптации студентов младших курсов, от успешности которой во многом зависят дальнейшая профессиональная карьера и личностное развитие будущего специалиста.

Процесс адаптации к обучению в вузе - явление весьма сложное и многогранное, которое на сегодняшний день имеет большую актуальность как на теоретическом, так и на прикладном уровне. Актуальность проблемы определяется задачами оптимизации процесса «вхождения» вчерашнего школьника в си-

стему внутривузовских отношений [1].

Проблема адаптации студентов-первокурсников до настоящего времени является традиционным предметом дискуссий, так как известно, что адаптация молодежи к студенческой жизни - сложный и многогранный процесс, требующий вовлечения всех резервов еще не до конца сформировавшегося организма. Различные аспекты проблемы адаптации студентов к вузу изучали В.Н. Грибов, О.Н. Казакова, Т.И. Каткова, Г.П. Кузина, С.А. Рунова, Ю.В. Стафеева и др. В работах исследователей показано, что эффективность обучения во многом зависит от возможностей студента освоить новую среду, в которую он попадает, поступив в вуз. Однако несмотря на многочисленные исследования в этой области адаптация студентов представляет распространенную проблему, касающуюся в той или иной степени до 70 % первокурсников [5].

С приходом в вуз вчерашние школьники сталкиваются с различными трудностями, в числе которых перегружен-

го

m

ф

х

о

X

Ф

т ^

ф Ш

ность учебными занятиями, недостаток свободного времени, недостаточный уровень довузовской подготовки, неумение организовать себя, сложности в привыкании к новой обстановке и новым людям. Главные трудности первокурсников связаны с переходом от урочной системы преподавания в школе к лекционной системе вуза. Эта система отличается от школьного обучения и организационно, и методически, и содержательно по своим целям и направлениям. В этой связи важной задачей является изучение как содержания самих трудных ситуаций, с которыми сталкивается студент, так и характера адаптации, связанного с необходимостью преодоления возникающих трудностей.

Так, зачастую первокурсникам недостает навыков и умений, необходимых в вузе для освоения программы и овладения необходимыми компетенциями. Попытки компенсировать это усидчивостью не всегда приводят к успеху. Отсюда возникают существенные различия в деятельности и ее результатах, при обучении одного и того же человека в школе и вузе. Кроме того, слабая преемственность между средней и высшей школой, своеобразие методики и организации учебного процесса в вузе, большой объем информации, отсутствие навыков самостоятельной работы вызывают большое эмоциональное напряжение, что нередко приводит к разочарованию в выборе будущей профессии. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе, непонимание и, возможно, непринятие условий и требований вуза [9].

Адаптация - термин, в широком смысле обозначающий приспособляемость, то есть способность объекта сохранять свою целостность при изменении параметров внешней среды. С позиций А.В. Петровского, адаптация представляет собой присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление социально-типического, непосредственно связанное с индивидуализацией и интеграцией индивида [7]. Адаптацию студентов к вузу, опираясь на определение А.А. Архиповой, мы понимаем как процесс изменения характера связей,

отношений студента к содержанию и организации учебного процесса в учебном заведении, связанный с психической активностью человека или группы [3].

Средой адаптации студентов выступает образовательная система вуза в целом, которая характеризуется как структурными, так и функциональными компонентами. Ускорение процессов адаптации первокурсников к новому для них образу жизни и деятельности, исследование психологических особенностей, психических состояний, возникающих в учебной деятельности на начальном этапе обучения, а также выявление педагогических и психологических условий активизации данного процесса являются чрезвычайно важными задачами.

Несмотря на теоретическую изученность вопроса адаптации студентов, проблема практического исследования данного процесса, а также разработки инструментария, позволяющего своевременно и качественно изучить особенности его протекания, является одной из актуальных задач современной прикладной психологии.

Одним из основных методов, с помощью которых можно диагностировать характер адаптации студентов младших курсов к условиям вуза, является наблюдение, представляющее собой организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях [8]. При этом важной задачей является правильное выделение как критериев и показателей адаптации, так и самих единиц наблюдения, анализ которых позволит детально и тщательно изучить особенности протекания данного процесса.

Для решения задачи разработки карты наблюдения за адаптацией студентов-первокурсников мы исходили из анализа критериев ее успешности. Определение психологических критериев адаптации чрезвычайно важно, так как позволяет своевременно диагностировать дезадаптацию, выявлять ее причины и проводить соответствующие корригирующие мероприятия.

Анализ литературы свидетельствует о том, что при изучении адаптации

исследователи используют следующие её критерии: усвоение норм поведения, успешность социальных контактов (М.В. Максимова); эффективность учебной деятельности, которая определяется через учебную активность и успеваемость (Э.М. Александровская); способность к саморазвитию (М.Н. Битянова); положительное эмоциональное состояние (внутренняя лабильность, эмоциональная устойчивость), т.е. более или менее

устойчивый характер реакций на жизненные события, эмоциональный фон или настроение (Л.А. Ясюковой) и т.д.

Таким образом, адаптация студентов включает в себя две стороны: социально-психологическую и профессиональную.

На основе анализа литературы нами были выделены критерии и показатели адаптации первокурсников к условиям вузовской среды, представленные в таблице 1.

Табл. 1. Критерии и показатели адаптации студентов-первокурсников к вузу

Компоненты адаптации Критерии Показатели

Социально-психологический Уровень вхождения в новую социальную среду, поведение в условиях учебного заведения Вхождение в студенческую группу, взаимоотношения в ней, выработка собственного стиля поведения

Профессиональный Знание о профессии, ценностные ориентации Приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебной и научной работе

Социально-психологический аспект подразумевает вхождение человека как личности в жизнь общества, присвоение общественных норм и ценностей в соответствии с собственными мотивами и интересами. Важнейшим средством достижения социально-психологической адаптации являются образование и воспитание [2].

Профессиональный аспект предполагает привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых

для выполнения трудовых функций. Профессиональная адаптация связана с овладением человеком ценностными ориентациями в рамках данной профессии, с осознанием мотивов и целей в ней, сближением ориентиров человека и профессиональной группы, вхождением в ролевую структуру профессиональной группы [4].

На основании выделенных критериев и показателей нами была разработана карта наблюдения за успешностью адаптации студентов к условиям вуза (табл. 2).

Табл. 2. Карта наблюдения за адаптацией студентов к вузу

ФИО преподавателя__Дата занятия_

Предмет__Группа__

Форма занятия

а а а

т т т

н е н е н е

Критерии адаптации Единицы наблюдения £ и £ и £ и

О о О

£ £ к

О О о

1 2 3 4 5

1 2 3 4 5

Приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебного процесса, выработка навыков самостоятельностив учебной и научной работе Активен на занятиях

Задает вопросы

Включается в диалог (беседу) с преподавателем

Временами проявляет отсутствие интереса

Проявляет тревожность

Обращается за разъяснением материала

Знает и соответствует правилам поведения на занятии и вне его

Проявляет интерес к учебной работе

Вял, безынициативен

Приспособление к группе, взаимоотношениям в ней, выработка собственного стиля поведения Активно участвует в групповой работе

Обращается за помощью к одногруппникам

Доброжелателен и дружелюбен

Избегает разговоров

В разговоре беспокойный и сбивающийся с темы

Одногруппники считаются с его мнением и обращаются за помощью

Процедура обработки карты состоит в подсчете количества баллов, набранных по каждой шкале и суммарного балла по всем шкалам, который и характеризует степень адаптации того или иного студента. Чем большее количество баллов набирает студент по той или иной шкале, тем выше его возможности адаптации к условиям вуза.

Разработанная карта наблюдения дает возможность изучения адаптации студентов по двум критериям: социально-психологическому, предполагающему присвоение студентом общественных норм, успешность социальных контактов, а также профессиональному, связанному с усвоением норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функ-

ций, и мотивацией к профессиональной деятельности.

Таким образом, адаптация к вузу -процесс непрерывный и колебательный, поскольку даже в течение одного дня происходит переключение в самые различные сферы: деятельность, общение, самосознание [6]. Эффективность процесса адаптации и создание благоприятного адаптационного периода является первостепенной задачей всего образовательного процесса вуза, в ходе которого реализуются педагогические условия, способствующие выявлению и коррекции исходных негативных тенденций профессионального становления, возникших в адаптационный период у студентов-первокурсников.

Библиографический список

1. Алехин, И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптация в условиях трансформации российского общества [Текст] / И.В. Алехин // Вестник Башкирского университета. - 2008. - № 2. - С. 366-368.

2. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 134 с.

3. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности [Текст] / А.А. Архипова // Педагогические науки. - 2007. - №3. - С. 173-176.

4. Безюлева, Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессиональной адаптации учащихся и студентов [Текст]: монография / Г.В. Безюлева. - М.: НОУ ВПО Моск. псих.-соц. ин-т. -2008.- С. 24-26.

5. Виноградова, А.А. Адаптация студентов младших курсов к обучению в вузе [Текст] / А.А. Виноградова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. - 2008. - № 3. - С. 37-48.

6. Колмогорова, Л.А. Особенности мотивации учения и адаптации студентов-первокурсников с различными типами профессионального самоопределения [Текст] / Л.А. Колмогорова // Мир науки, культуры, образования. - 2008. - № 4. - С. 100-103.

7. Петровский, А.В. Проблемы развития личности с позиций социальной психологии [Текст] / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 15-30.

8. Словарь психолога-практика [Текст] / С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, М.: АСТ, 2001. -976 с.

9. Соловьев, А. Абитуриент-студент: проблемы адаптации [Текст] / А. Соловьев, Е. Макаренко // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 54-56.

References

1. Alekhin I.V. Change of conditions of training of students of higher educational institutions and their adaptation in the conditions of transformation of Russian society. VestnikBashkirskogo universiteta, 2008. № 2. P. 366-368. [in Russian].

2. Ananiev B.G. Personality, subject of activity, individuality. M.: Direct-Media, 2008. P. 134. [in Russian].

3. Arhipova A.A. Adaptation of students as a condition of self-realization. Pedagogicheskie nauki, 2007. №3. P. 173-176. [in Russian].

4. Bezuleva G.V. Psycho-pedagogical support of professional adaptation of pupils and students. M.: NOU VPO Moskovskyi psichologo-socialnyi institut, 2008. P. 24-26. [in Russian].

5. Vinogradova A.A. The adaptation of junior students to study at the University. Izvestia Uralskogo otdele-niaRossiiskoy akademii obrazovania, 2008. № 3. P. 37-48. [in Russian].

6. Kolmogorova L.A. Peculiarities of learning motivation and adaptation of first-year students with different types of professional self-determination. Mir nauki, kulturi, obrazovania, 2008. № 4. P. 100-103. [in Russian].

7. Petrovskyi A.V. Problems of personality development from the standpoint of social psychology. Vo-prosi psichologii, 1984. № 4. P. 15-30. [in Russian].

8. The dictionary of the psychologist-practice. S.U. Golovin. Mn: Harvest, M.: AST, 2001. P. 976. [in Russian].

9. Soloviov A., Makarenko E. Applicant-student: problems of adaptation. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2007. № 4. P. 54-56. [in Russian].

Сведения об авторах: Верченко Ирина Александровна,

кандидат психологических наук, преподаватель, кафедра психологии, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. &mail^: irina_verchenko@mail.ru

Гринева Ксения Юрьевна,

кандидат психологических наук, ассистент, кафедра психологии, Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут, Российская Федерация. &mail^: ksyu_grineva@mail.ru

Information about the authors: Verchenko Irina Aleksandrovna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of Sciences (Psychology), Lecturer, Department of Psychology,

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.

E-mail: irina_verchenko@mail.ru

Grineva Ksenia Yuryevna,

Candidate of Sciences (Psychology), Assistant lecturer, Department of Psychology,

Surgut State Pedagogical University, Surgut, Russia.

E-mail: ksyu_grineva@mail.ru

ca о

S X

О Œ

S? о ca

Œ ф

с

со о

H X Ф 4

^

ro H с го ч го

s H

0

1 «

3 fr р

си CÛ

£ i

о *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.